Рабочая программа для 9 класса по предмету «Информатика и ИКТ» (УМК И.Г. Семакина)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3 г.Азова»
«Утверждено»
Директор МБОУ СОШ № 3
Приказ № ________
От «___»______________ 2017 г.
____________ В.В.Городинская
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ИНФОРМАТИКЕ
Для 9 «А»,9 «Б», 9 «В» классов
уровня основного общего образования
на 2017-2018 учебный год
Количество часов: 1 час в неделю, 34 часа
Учитель: Гриценко З.Ю.
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования 2010 г. (ФГОС ООО) по информатике; Программы основного общего образования по информатике (7-9 класс) - авторы Семакина И.Г.,Русаков С.В., Шестакова Л.В. ООО «Издательство Бином. Лаборатория знаний», 2011 г.
Содержание учебного предмета
Управление и алгоритмы - 11 часов
Кибернетика. Кибернетическая модель управления.
Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнителя система команд исполнителя, режимы работы.
Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный алгоритмический язык). Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Структурная методика алгоритмизации. Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации.
Компьютерный практикум
Практическая работа №1. Работа с учебным исполнителем: построение линейных алгоритмов.
Практическая работа №2. Работа с учебным исполнителем алгоритмов: использование вспомогательных алгоритмов.
Практическая работа №3. Работа с учебным исполнителем алгоритмов: использование разветвляющихся алгоритмов.
Практическая работа №4. Работа с учебным исполнителем алгоритмов: использование циклических алгоритмов.
Введение в программирование - 18 часов
Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и вывод данных.
Языки программирования высокого уровня (ЯПВУ), их классификация. Структура программы на языке Паскаль. Представление данных в программе. Правила записи основных операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов. Структурный тип данных – массив. Способы описания и обработки массивов.
Этапы решения задачи с использованием программирования: постановка, формализация, алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование.
Компьютерный практикум
Практическая работа №5. Программирование на Паскале линейных алгоритмов.
Практическая работа №6. Разработка программы с использованием оператора ветвления и логических операций.
Практическая работа №7. Разработка программ c использованием цикла с предусловием.
Практическая работа №8. Разработка программ c использованием цикла с постусловием.
Практическая работа №9. Разработка программ обработки одномерных массивов.
Практическая работа №10. Разработка программы поиска числа в случайно сформированном массиве.
Практическая работа №11. Составление программы поиска минимального и максимального элементов.
Практическая работа №12. Составление программы сортировки массива
Информационные технологии и общество - 3 часа
Предыстория информационных технологий. История ЭВМ и ИКТ. Понятие информационных ресурсов. Информационные ресурсы современного общества. Понятие об информационном обществе. Проблемы безопасности информации, этические и правовые нормы в информационной сфере.
Итоговое тестирование по курсу 9 класса (задания из ОГЭ по информатике).
Повторение по темам курса 9 класса
Тематическое планирование
№ п/п |
Темы программы |
Количество часов |
1 |
Управление и алгоритмы |
11 |
2 |
Введение в программирование |
18 |
3 |
Информационные технологии и общество |
3 |
Итоговое тестирование по курсу 9 класса |
1 |
|
Повторение по темам курса информатики 9 класса |
1 |
|
Итого |
34 |
Планируемые результаты освоения учебного предмета
При изучении курса «Информатика» в 9 классе в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие личностные результаты:
1. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
Тема «Предыстория информатики»: раскрывается история открытий и изобретений средств и методов хранения, передачи и обработки информации до создания ЭВМ.
Тема «История ЭВМ», «История программного обеспечения и ИКТ».
Дополнение «История языков программирования» посвящены современному этапу развития информатики и ее перспективам.
2. Формирование коммуникативной компетентности в в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности.
3. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни.
При изучении курса «Информатика» в 9 классе в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие метапредметные результаты:
1. Умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
В курсе информатики данная компетенция обеспечивается алгоритмической линией, которая реализована в учебнике для 9 класса в главе 1 «Управление и алгоритмы» и главе 2 «Введение в программирование».
2. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения
Раздел 1 «Управление и алгоритмы», раздел 2 «Введение в программирование»
3. Умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы
Раздел «Введение в программирование»
При изучении курса «Информатика» в 9 классе в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие предметные результаты:
• освоение основных понятий и методов информатики;
• освоение основных конструкций процедурного языка программирования;
• освоение методики решения задач по составлению типового набора учебных алгоритмов: использование основных алгоритмических конструкций для построения алгоритма, проверка его правильности путём тестирования и/или анализа хода выполнения, нахождение и исправление типовых ошибок с использованием современных программных средств;
• умение анализировать систему команд формального исполнителя для определения возможности или невозможности решения с их помощью задач заданного класса;
• оценивание числовых параметров информационных процессов (объёма памяти, необходимого для хранения информации, скорости обработки и передачи информации и пр.);
• вычисление логических выражений, записанных на изучаемом языке программирования; построение таблиц истинности и упрощение сложных высказываний с помощью законов алгебры логики;
Календарно-тематическое планирование
Рабочая программа предусматривает обучение по предмету «Информатика» в 9 классе в объеме 34 часа.
В соответствии с годовым календарным графиком школы, расписанием занятий, календарно-тематическим планированием 34 часа в год.
№ п/п |
Дата |
Тема урока |
Примечания |
|||
По плану |
Факти- чески |
|||||
Тема 1. Управление и алгоритмы – 11 часов |
||||||
1 |
9а – 06.09 9б – 07.09 9в - 06.09 |
Кибернетическая модель управления. Управление без обратной связи и с обратной связью |
||||
2 |
9а – 13.09 9б – 14.09 9в- 13.09 |
Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда, система команд, режимы работы |
||||
3 |
9а – 20.09 9б – 21.09 9в- 20.09 |
Графический учебный исполнитель. Работа с учебным исполнителем алгоритмов: построение линейных алгоритмов |
||||
4 |
9а – 27.09 9б – 28.09 9в- 27.09 |
Вспомогательные алгоритмы. Метод последовательной детализации и сборочный метод |
||||
5 |
9а – 04.10 9б – 05.10 9в- 04.10 |
Работа с учебным исполнителем алгоритмов: использование вспомогательных алгоритмов |
||||
6 |
9а – 11.10 9б – 12.10 9в- 11.10 |
Язык блок-схем. Использование циклов с предусловием |
||||
7 |
9а – 18.10 9б – 19.10 9в- 18.10 |
Разработка циклических алгоритмов |
||||
8 |
9а – 25.10 9б – 26.10 9в- 25.10 |
Ветвления. Использование двухшаговой детализации |
||||
9 |
9а – 08.11 9б – 09.11 9в- 08.11 |
Использование метода последовательной детализации для построения алгоритма. Использование ветвлений |
||||
10 |
9а – 15.11 9б – 16.11 9в- 15.11 |
Зачетное задание по алгоритмизации |
||||
11 |
9а – 22.11 9б – 23.11 9в- 22.11 |
Тест по теме «Управление и алгоритмы» |
||||
Тема 2. Введение в программирование – 18 часов |
||||||
12 |
9а – 29.11 9б – 30.11 9в- 29.11 |
Понятие о программировании. Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, основные типы, присваивание, ввод и вывод данных |
||||
13 |
9а – 06.12 9б – 07.12 9в- 06.12 |
Линейные вычислительные алгоритмы |
||||
14 |
9а – 13.12 9б – 14.12 9в- 13.12 |
Построение блок-схем линейных вычислительных алгоритмов (на учебной программе) |
||||
15 |
9а – 27.12 9б – 11.01 9в- 27.12 |
Возникновение и назначение языка Паскаль. Структура программы на языке Паскаль. Операторы ввода, вывода, присваивания |
||||
16 |
9а – 10.01 9б – 18.01 9в- 10.01 |
Работа с готовыми программами на языке Паскаль: отладка, выполнение, тестирование. Программирование на Паскале линейных алгоритмов |
||||
17 |
9а – 17.01 9б – 25.01 9в- 17.01 |
Оператор ветвления. Логические операции на Паскале |
||||
18 |
9а – 24.01 9б – 01.02 9в- 24.01 |
Разработка программы на языке Паскаль с использованием оператора ветвления и логических операций. |
||||
19 |
9а – 31.01 9б – 08.02 9в- 31.01 |
Циклы на языке Паскаль |
||||
20 |
9а – 07.02 9б – 15.02 9в- 07.02 |
Разработка программ c использованием цикла с предусловием |
||||
21 |
9а – 14.02 9б – 22.02 9в- 14.02 |
Сочетание циклов и ветвлений. Алгоритм Евклида. Использование алгоритма Евклида при решении задач |
||||
22 |
9а – 21.02 9б – 01.03 9в- 21.02 |
Одномерные массивы в Паскале |
||||
23 |
9а – 28.02 9б – 15.03 9в- 28.02 |
Разработка программ обработки одномерных массивов |
||||
24 |
9а – 07.03 9б – 05.04 9в- 07.03 |
Понятие случайного числа. Датчик случайных чисел в Паскале. Поиск чисел в массиве |
||||
25 |
9а – 14.03 9б – 12.04 9в- 14.03 |
Разработка программы поиска числа в случайно сформированном массиве |
||||
26 |
9а – 21.03 9б – 19.04 9в- 21.03 |
Поиск наибольшего и наименьшего элементов массива. Составление программы на Паскале поиска минимального и максимального элементов |
||||
27 |
9а – 04.04 9б – 26.04 9в- 04.04 |
Сортировка массива. Составление программы на Паскале сортировки массива |
||||
28 |
9а – 11.04 9б – 03.05 9в- 11.04 |
Повторение по теме «Введение в программирование» |
||||
29 |
9а – 18.04 9б – 10.05 9в- 18.04 |
Контрольная работа по теме «Введение в программирование» |
||||
Тема 3. «Информационные технологии и общество» - 3 часа |
||||||
30 |
9а – 25.04 9б – 17.05 9в- 25.04 |
Предыстория информатики. История ЭВМ, программного обеспечения и ИКТ |
||||
31 |
9а – 02.05 9б – 24.05 9в- 02.05 |
Социальная информатика: информационные ресурсы, информационное общество |
||||
32 |
9а – 16.05 9б – 9в- 16.05 |
Социальная информатика: информационная безопасность |
||||
33 |
9а – 23.05 9б – 9в- 23.05 |
Итоговое тестирование по курсу 9 класса |
||||
34 |
9а – 9б – 9в- |
Повторение по курсу 9 класса |
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
Методического совета
МБОУ СОШ №3 г.Азова Ф.И.О. ___________________
От ____________20___года №___ подпись
_______________ _____________ ____ _______ 20____ года
Подпись руководителя МС дата
Ф.И.О.