Урок русского языка по теме «Тире в бессоюзном сложном предложении» (9 класс)
Методическое сопровождение урока
DOCX / 573.33 Кб
/data/files/l1610170647.docx (Методическое сопровождение урока)
Самоанализ урока русского языка в 9 классе
DOCX / 20.29 Кб
/data/files/x1610170725.docx (Самоанализ урока русского языка в 9 классе)
Тире в бессоюзном сложном предложении
PPTX / 456.21 Кб
/data/files/o1610170759.pptx (Тире в бессоюзном сложном предложении)Технологическая карта
урока русского языка в 9 классе
Учитель: Тарасова Татьяна Юрьевна
Тема урока: Тире в бессоюзном сложном предложении
Цель урока:
Образовательные:
усвоение обучающимися особенностей постановки тире в бессоюзном сложном предложении;
повторение изученных правил употребления тире в простом и сложном предложениях;
Развивающие:
развитие умений сопоставлять изученный материал с новым, обобщать, систематизировать;
развитие навыков групповой работы;
Воспитательные:
формировать интерес и уважение к родному языку; воспитывать ответственность за свою работу, развивать умение работать в команде.
Тип урока: Урок «открытия» нового знания
Планируемые образовательные результаты:
Предметные | Метапредметные | Личностные |
усвоить условия постановки тире в бессоюзном сложном предложении, формировать умение устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения; определять интонационные особенности этих предложений, правильно выбирать знаки препинания, развивать познавательные умения и мыслительные навыки обучающихся, орфографическую и пунктуационную зоркость через практическую деятельность | Регулятивные: оценивание и регуляция собственной деятельности и деятельности товарищей Познавательные: владение различными видами речевой деятельности; овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор; способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; Коммуникативные: коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, умение работать в команде. | желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в учебном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена коллектива; понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; уважительное отношение к родному языку; . |
Решаемые учебные проблемы | Определение темы и целей урока, выбор оптимальной формы фиксации нового теоретического материала. |
Основные понятия, изучаемые на уроке | Бессоюзные сложные предложения, интонация, знаки препинания, сложносочинённые и сложноподчинённые предложения, тире, условия постановки знаков препинания |
Виды используемых на уроке средств
| Учебник (Русский язык. 9 класс. Учебник для общеобразовательных организаций/(С.Г. Бархударов и др.). – М.: Просвещение, 2019.), тетрадь, карточки с заданиями, ИКТ-презентация |
Аппаратное и программное обеспечение | компьютер, экран, проектор, карточки с заданием для групп, распечатки таблиц, тестов. |
Название этапа | Характеристика деятельности учителя | Характеристика деятельности учащихся | Формируемые УУД |
1.Организационный момент. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. | создаёт условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность; актуализирует требования к ученику; оценивает выполнение разминки на соответствие формулировки задания и наличие собственного правильного ответа. | Настрой на работу. Записывают число. Выполнение задания разминки в группе: формулирование задания в стиле заданий ОГЭ к словосочетанию «бессоюзное предложение». При необходимости уточняют сформулированное товарищами задание | Личностные: самоопределение; Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам |
2.Актуализация знаний | Активизирует знания учащихся о грамматической основе предложения, орфографическом анализе слова, лексическом анализе предложенного языкового материала, о видах союзных сложных предложений и подготовку мышления учащихся для осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий. | Воспроизводят знания о синтаксическом, орфографическом и лексическом анализе текста, фиксируют знания о союзных сложных предложениях. Выбирают форму предъявления собственных ответов, осуществляют коммуникацию с другими членами группы. Строят схемы союзных сложных предложений. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Регулятивные: корректировка собственной учебной деятельности; Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, темы урока. |
3. Этап выявления причины затруднения | Создаёт проблемную ситуацию: необходимость преобразования союзных сложных предложений в бессоюзные, расстановка знаков препинания. | Заменяют союзные предложения бессоюзными. Выразительно читают бессоюзные предложения, анализируют интонацию бессоюзных предложений, выявляют её отличие от интонации союзных сложных предложений. Попытка самостоятельно определить знак препинания в БСП и объяснить условия его постановки. Формулируют тему урока и его цель. Выстраивание гипотезы постановки тире в бессоюзном сложном предложении. | Регулятивные: целеполагание, прогнозирование; Познавательные: выбор наиболее эффективных способов определения вида союзных предложений |
4 Этап построения проекта выхода из затруднения | Консультирует, согласовывает, проверяет заполнение таблицы. | Предлагают способы и формы освоения нового знания, обосновывают свой выбор. Преобразовывают теоретический материал учебника и записывают его в таблицу. | Предметные: формирование навыков решения практических задач Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: формулирование учебной гипотезы о знаках препинания в БСП |
5.Этап реализации построенного проекта | Консультирует, согласовывает, проверяет заполнение таблицы. | На основе таблицы анализируют предложения, строят схемы БСП, проговаривают приём работы с БСП, объясняют постановку тире в предложениях. | Предметные: формирование навыков определения значение частей БСП, развитие навыка построения схем БСП Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению |
6.Этап первичного закрепления | Формулирует задания группам, проверяет выполнение заданий, задаёт ситуационные вопросы для осознания обучающимися собственных ошибок. | Дифференцируют языковой материал. Выбирают из предложенного языкового материала БСП с определённым типом отношения частей: 1 группа – противопоставление; 2 группа – следствие; 3 группа – условие. Выразительно читают предложения, при необходимости корректируют ответ. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Регулятивные: выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению |
7.Этап включения в систему знаний и повторения | Формулирует задания группам, проверяет выполнение заданий, задаёт ситуационные вопросы для осознания обучающимися собственных ошибок. | Объясняют постановку тире в простых и сложных предложениях, основываясь на ранее изученном материале. Осуществляют самопроверку. Фиксируют границы нового знания. | Регулятивные: выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению |
8.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону | Организует первичную проверку полученных знаний в виде тестовой работы, создаёт условия для самопроверки | Проходят тестирование по теме «Тире в бессоюзном сложном предложении», осуществляют самопроверку, Корректируют ответы. Формулируют вопросы к решению тестовых заданий. | Регулятивные: контроль, оценка Познавательные: формулирование проблем |
9. Рефлексия | Организует рефлексию и взаимооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке и деятельности товарищей по группе. | Осуществляет самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Намечают перспективу последующей работы Учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия; намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Регулятивные: планирование, контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению Познавательные: умение структурировать знания |