12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Седых Ольга Викторовна644
Работаю в МБОУ "СОШ с.Горнозаводска Невельского района Сахалинской области". Стаж педагогической работы - 23 года. Квалификация: учитель русского языка и литературы I категории. Также являюсь классным руководителем.
Россия, Сахалинская обл., Горнозаводск

Урок русского языка по теме «Бессоюзное сложное предложение»

Цели урока:

Образовательные:

дать понятие о БСП, формировать умения устанавливать смысловые отношения между простыми предложениями в бессоюзных предложениях, оформлять правильно пунктуацию БСП;

употреблять БСП в своей речи для решения определенных коммуникативных задач.

Развивающие:

развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык;

развитие умения аргументировать, доказывать;

развитие умения слушания и распределения внимания во время слушания.

Воспитательные:

формирование интереса к изучению русского языка через расширение знаний о роли и значении БСП;

активизация познавательной деятельности учащихся;

обеспечение благоприятной психологической обстановки.


Ход урока:


1.Организационный момент

- Запишите в тетрадях число, классная работа. Начнём урок. Вы готовы?


2. Актуализация базовых знаний и мотивация: (4-5 мин.)

Приём «Согласен – не согласен»:

- Сложное предложение может быть союзным и бессоюзным? (да)

- Предикативные части – это части сложного предложения? (да)

- Части сложного предложения отделяются друг от друга на письме только запятой или точкой с запятой? (нет, ещё отделяют части тире и двоеточие (в бессоюзном предложении)

- Части сложного предложения связываются между собой по смыслу и при помощи интонации? (нет, ещё связь осуществляется при помощи союзов и союзных слов)

- В сложносочиненном предложении от главной части можно поставить вопрос к придаточной части? (нет, части ССП равноправны)

- В сложноподчиненном предложении для связи между частями используются только подчинительные союзы? (нет, ещё союзные слова)

- В одном сложном предложении могут присутствовать разные виды связей? (да)


3. Актуализация новых знаний

Постановка учебной задачи. Самостоятельная работа с индивидуальным рабочим листом. Сравнительный анализ предложений. Взаимооценка. (4-5 мин)

СЛАЙД № 3

1.Сердце мое заныло, когда очутились мы в давно знакомой комнате.

2. Лед уже тронулся, и на другой берег нельзя было переправиться.

3. С утра было холодно, но к обеду выглянуло солнце.

4. Чтобы не выдать себя, рыбак обмотал весла тряпками.

5. Домик, куда меня привели, был небольшой и уютный.

6. Рано утром в саду запел соловей, от пруда послышалось кваканье лягушек.

7. Дождь продолжал хлестать, я сильно продрог.

ССП

СПП

БСП

23

145

67


«Открытие» детьми нового знания. Наблюдение над БСП предложениями (знаки и смысловые отношения в БСП). Работа в парах. (6 мин.)

Сложное предложение, части которого соединяются между собой только по смыслу и интонации, без помощи союзов или союзных слов, называется бессоюзным.

Интонация в устной речи и знаки препинания в письменной выражают смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения.

Изучение нового материала.

Слово учителя .БСП отличаются особой выразительностью :отсутствие союзов компенсируется интонацией ,которая выражает смысловые отношения между частями предложения .Интонация же на письме обозначается разнообразными знаками :запятой ,точкой с запятой, двоеточием ,тире. Конечно, знаки не могут соответствовать интонационному богатству живой речи ,но они помогают понять общий смысл фразы. Части бессоюзного сложного предложения формально независимы, самостоятельны ,поэтому их можно изобразить квадратными скобками .Однако ,на самом деле части БСП неравноправны по смыслу .Уловив логическую связь между ними, почувствовав верную интонацию ,нетрудно справиться со знаками препинания. А поможет нам верно определить выбор постановки того или иного знака препинания таблица-памятка.


4. Закрепление изученного материала

t1671504682aa.jpg

4. Закрепление изученного материала


- Запишите предложения. Обращайте внимание на выбор знака препинания в каждом из этих сложных бессоюзных предложений. Указывайте грамматические основы БСП. Смысловые отношения между частями указывайте в скобках после предложения.

На доске: Смысловые отношения в БСП (значения):

Причина

Пояснение

Перечисление

Дополнение

Противопоставление

Время

Условие

Следствие

1. В саду на деревьях сидели снегири, в беседке под крышей поселились ласточки. (значение перечисления событий)

2. Обычай святочных гаданий и гуляний остаётся в России со времён язычества; в этот день смеялись над кознями «нечистой силы» и просили её приоткрыть покрывало судьбы. ( значение перечисления, но части осложнены однородными членами и распространены, самостоятельны)

3. Любите книгу: она поможет вам разобраться в сложных жизненных ситуациях.

( вторая часть объясняет причину названного в первой (почему?)

4. Большинство сходилось на одном: старые законы никуда не годятся. (вторая часть поясняет содержание первой (на чём именно?)

5. Вдруг чувствую: кто-то дёргает меня за рукав. (вторая часть дополняет смысл первой (что я чувствую?)

6. Жара усиливалась – становилось тяжело. (вторая часть содержит следствие из того, о чем говорит первая часть)

7. Смелые побеждают – трусливые погибают. (части противопоставлены)

8. Лес рубят – щепки летят. (первая часть указывает на время происходящего во второй части (когда)

9. Будет завтра хорошая погода – пойдем в лес. (первая часть указывает на условие того, о чем говорится в первой)


Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Работа с «незаполненной» таблицей. (4-5 мин.)

- Чего не хватает в данной таблице? (знаков препинания и значений БСП)

- Заполните таблицу,

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В БСП


Знак препинания



Значение



Пример предложения

t1671504682ab.gif





Теплоход шёл, бесшумно разрезая волны; развлекая пассажиров, над палубой летали чайки.



Здесь тучи смиренно идут подо мной, сквозь них, низвергаясь, шумят водопады.



t1671504682ab.gif




( потому что)


Печален я: со мною друга нет.

( а именно)


Собака была славная: уши торчком, хвост колечком, глаза умные-умные.


( что)


Я понимал: выручить нас может только случайность.



t1671504682ab.gif

-

( а, но)


Скажешь слово – добавят десять.


( когда)


Лес рубят – щепки летят.


( если)


Раз солгал – навек лгуном стал.

( значит)

Куст заденешь плечом – на лицо тебе вдруг с листьев брызнет роса серебристая.


5.Выводы, итоги:


- Какие знаки препинания употребляются в бессоюзном сложном предложении между его частями?

- Сделаем выводы. При каких смысловых отношениях употребляется в БСП запятая и точка с запятой? (перечисление) Схема на доске

- При каких смысловых отношениях употребляем двоеточие? (Причина, пояснение, дополнение)

- Когда в БСП следует использовать тире? (противопоставление, время, условие, следствие)

- Так от чего зависит выбор знака препинания в БСП? СЛАЙД № 13

- Да, очень важно уловить смысл предложения, чтобы употребить нужный знак препинания. Помните слова Ломоносова: «Знаки препинания ставятся по силе разума». СЛАЙД № 14


6. Рефлексия деятельности. Работа с «бортовым журналом». СЛАЙД № 16

Уже знал (а)

Узнал (а)

В бессоюзном предложении нет союзов.

Оно состоит из предикативных частей.

В БСП могут употребляться знаки: ,;-:

Знаки препинания в БСП зависят от значения предложения (смысловых отношений между частями) и интонации.

БСП можно преобразовывать в СПП и ССП и наоборот.

Использование БСП делает текст выразительнее, динамичнее, а речь лаконичнее



- В начале урока мы ставили перед собой цели:

МЫ ДОЛЖНЫ УЗНАТЬ… Узнали?

МЫ ХОТИМ НАУЧИТЬСЯ… Научились?

- Зачитайте, что вы узнали на уроке.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.