Рабочая программа по литературе (10 класс, УМК Ю. В. Лебедева)
1.Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета литература для_10 класса составлена с учетом следующих нормативных документов и методических материалов:
- приказа Минобрнауки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки Российской Федерации от 29.12.2014 №1644, от 31.12.2015 №1577;
- приказа Минобрнауки Российской Федерации от 31.03.2014 №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями);
Рабочая программа по литературе составлена на основе Программы по литературе для общеобразовательных учреждений(базовый уровень) под редакцией В.Я. Коровиной 5-11 классы, Москва. «Просвещение», 2009 г.) и учебников: Лебедев Ю.В. и др. Литература, 10 класс: Учебник: В 2 ч. - М., Просвещение, 2008г
Общая характеристика предмета
Цели и задачи курса
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит для обязательного изучения учебного предмета литература на этапе основного (среднего) общего образования в 10 классе 102 часа, из расчета 3 учебных часа в неделю. Примерная программа рассчитана на 102 учебных часа.
Общая характеристика курса:
Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
· Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Программа среднего (полного) общего образования сохраняет преемственность с программой для основной школы, опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение старшеклассников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности учащихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.
Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.
· Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
- Выразительное чтение.
- Различные виды пересказа.
- Заучивание наизусть стихотворных текстов.
- Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.
- Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.
- Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.
- Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.
- Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.
Цели
Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
· воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
· развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
· освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
· совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета "Литература" на этапе среднего (полного) общего образования являются:
· поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;
· сравнение, сопоставление, классификация;
· самостоятельное выполнение различных творческих работ;
· способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
· осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
· владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
· составление плана, тезисов, конспекта;
· подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
· использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
· самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
2.Требования к уровню подготовки учащихся:
В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
· образную природу словесного искусства;
* содержание изученных литературных произведений;
· основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв.;
· основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
· основные теоретико-литературные понятия;
уметь
· воспроизводить содержание литературного произведения;
· анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
· соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
· определять род и жанр произведения;
· сопоставлять литературные произведения;
· выявлять авторскую позицию;
· выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
· аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
· писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
3.Формы, методы и технологии обучения, используемые при работе с учащимися, испытывающими трудности в обучении:
- создавать проблемные ситуации;
- активизировать самостоятельное мышление;
- организовывать сотрудничество учащихся на уроке;
- выстраивать позитивные отношения с группой;
- проявлять искреннюю заинтересованность в успехах ребят. решение проблемных ситуаций;
- использование исследовательского подхода при изучении учебного материала;
- связь учебной информации с жизненным опытом учащихся; организация сотрудничества, использование командных форм работы и методов деятельности, построенных на соревновании с периодической сменой состава групп; позитивное эмоциональное подкрепление, индивидуальная и групповая работа над проектами
.
4.Содержание тем учебного курса:
Введение
Русская литература XIX в. в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX в. (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала, «праведничество», борьба с социальной несправедливостью и угнетением человека). Классицизм, сентиментализм и романтизм в русской литературе. Становление реализма в русской и мировой литературе. Зарождение и развитие русской профессиональной литературной критики. Художественные открытия русских писателей-классиков.
Теория. Романтизм и реализм в русской литературе 19 века. Их развитие и взаимодействие.
Литература первой половины XIX века
Обзор русской литературы первой половины XIX века
(Г.Р. Державин, В.А. Жуковский, К.Н. Батюшков)
Россия в первой половине XIX века. Классицизм, сентиментализм, романтизм. Зарождение реализма в русской литературе первой половины XIX века. Национальное самоопределение русской литературы.
Теория литературы. Реализм и его становление.
Александр Сергеевич Пушкин
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал…»), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).
Стихотворения: «Поэт», «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит…».
Лирика Пушкина, её гуманизм. Красота, Добро, Истина – три принципа пушкинского творчества. Национально – историческое и общечеловеческое содержание лирики. «Чувства добрые» в пушкинской лирике, ее гуманизм и философская глубина. «Вечные» темы в творчестве Пушкина (природа, любовь, дружба, творчество, общество и человек, свобода и неизбежность, смысл человеческого бытия). Особенности пушкинского лирического героя, отражение в стихотворениях поэта духовного мира человека.
Поэма «Медный всадник».
Конфликт личности и государства в поэме. Образ стихии. Образ Евгения и проблема индивидуального бунта. Образ Петра. Своеобразие жанра и композиции произведения. Развитие реализма в творчестве Пушкина.
Значение творчества Пушкина для русской и мировой культуры.
Михаил Юрьевич Лермонтов
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Завещание», «Выхожу один я на дорогу...», «Нет, я не Байрон, я другой...».
Своеобразие художественного мира Лермонтова, развитие в его творчестве пушкинских традиций. Темы родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества в лирике поэта. Романтизм и реализм в творчестве Лермонтова.
Теория литературы. Реалистическое и романтическое начало в лирике Лермонтова. Фабула и сюжет.
Николай Васильевич Гоголь
Жизнь и творчество (обзор).
Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Рассказчик и рассказчики. Народная фантастика. «Миргород». Два начала в композиции сборника: сатирическое («Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем») и эпико – героическое («Тарас Бульба»). Противоречивое слияние положительных и отрицательных начал в других повестях («Старосветские помещики» - идиллия и сатира, «Вий» - демоническое и ангельское).
«Петербургские повести» («Невский проспект»). Сочетание трагедийности и комизма, лирики и сатиры, реальности и фантастики. Петербург как мифический образ бездушного и обманного города.
Литература второй половины
XIX века
Обзор русской литературы второй половины
XIX века Россия во второй половине XIX века. Общественно-политическая ситуация в стране. Достижения в области науки и культуры. Основные тенденции в развитии реалистической литературы. Журналистика и литературная критика. Аналитический характер русской прозы, её социальная острота и философская глубина. Проблемы судьбы, веры и сомнения, смысла жизни и тайны смерти, нравственного выбора. Идея нравственного самосовершенствования. Универсальность художественных образов. Традиции и новаторство в русской поэзии. Формирование национального театра. Классическая русская литература и ее мировое признание.
Иван Александрович Гончаров
Жизнь и творчество (обзор).
Роман «Обломов».
История создания и особенности композиции романа. Петербургская «обломовщина». Глава «Сон Обломова» и ее роль в произведении. Система образов. Прием антитезы в романе. Обломов и Штольц. Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына. Тема любви в романе. Социальная и нравственная проблематика романа. Роль пейзажа, портрета, интерьера и художественной детали в романе. Обломов в ряду образов мировой литературы (Дон Кихот, Гамлет). Авторская позиция и способы ее выражения в романе. Своеобразие стиля Гончарова.
Критика Н.А. Добролюбов «Что такое обломовщина»; Д.И. Писарев «Обломов»; А.В. Дружинин. «Обломов», роман Гончарова».
Теория литературы. Обобщение в литературе. Типичное явление в литературе. Типическое как слияние общего и индивидуального, как проявление общего через индивидуальное. Литературная критика.
Александр Николаевич Островский
Жизнь и творчество (обзор).
Драма «Гроза».
Её народные истоки. Духовное самосознание Катерины. Нравственно косное и ценное в семейном быту. Россия на переломе, чреватом трагедией, ломкой судеб, гибелью людей. Семейный и социальный конфликт в драме. Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия. Изображение «жестоких нравов» «темного царства». Образ города Калинова. Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие. Сплав драматического, лирического и трагического в пьесе. Драматургическое мастерство Островского.
А.Н. Островский в критике («Луч света в тёмном царстве» Н.А. Добролюбова).
Теория. Углубление понятий о драме как роде литературы, о жанрах комедии, драмы, трагедии. Драматургический конфликт (развитие понятия).
Сочинение по драме А. Н. Островского “Гроза”.
Иван Сергеевич Тургенев
Жизнь и творчество (обзор).
Роман «Отцы и дети».
Творческая история романа. Отражение в романе общественно-политической ситуации в России. Сюжет, композиция, система образов романа. Роль образа Базарова в развитии основного конфликта. Базаров в системе действующих лиц. Конфликт отцов и детей или конфликт жизненных позиций. Черты личности, мировоззрение Базарова. «Отцы» в романе: братья Кирсановы, родители Базарова. Смысл названия. Тема народа в романе. Базаров и его мнимые последователи. «Вечные» темы в романе (природа, любовь, искусство). Смысл финала романа. Авторская позиция и способы ее выражения. Поэтика романа, своеобразие его жанра. «Тайный психологизм»: художественная функция портрета, интерьера, пейзажа; прием умолчания. Базаров в ряду других образов русской литературы.
Полемика вокруг романа. Д. И. Писарев. «Базаров» (фрагменты).
Сочинение по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети».
Теория литературы. Углубление понятия о романе (частная жизнь в исторической панораме. Социально – бытовые и общечеловеческие стороны в романе).
Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, А. К. Толстой
Фёдор Иванович Тютчев
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не понять…», «Ещё земли печален вид…», «Как хорошо ты, о море ночное…», «Природа – сфинкс…», «О, как убийственно мы любим...», «Эти бедные селенья…», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое...»).
Поэзия Тютчева и литературная традиция. Философский характер и символический подтекст стихотворений Тютчева. Основные темы, мотивы и образы тютчевской лирики. Тема родины. Человек, природа и история в лирике Тютчева. Сочетание разномасштабных образов природы (космический охват с конкретно – реалистической детализацией). Любовь как стихийное чувство и «поединок роковой». Художественное своеобразие поэзии Тютчева.
Теория литературы. Углубление понятия о лирике. Судьбы жанров оды и элегии в русской поэзии.
Афанасий Афанасьевич Фет
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Даль», «Это утро, радость эта…», Ещё весны душистой нега…», «Летний вечер тих и ясен…», «Я пришёл к тебе с приветом», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь», «Одним толчком согнать ладью живую…», «Заря прощается с землею…», «Певице», «Как беден наш язык!», «На качелях».
Двойственность личности и судьбы Фета – поэта и Фета – практичного помещика. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. Фет как мастер реалистического пейзажа. Красота обыденно – реалистической детали и умение передать «мимолётное», «неуловимое». Романтические поэтизмы и метафорический язык. Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достижения. Поэзия Фета и литературная традиция. Фет и теория «чистого искусства». «Вечные» темы в лирике Фета (природа, поэзия, любовь, смерть). Философская проблематика лирики. Художественное своеобразие, особенности поэтического языка, психологизм лирики Фета. Тема смерти и мотив трагизма человеческого бытия в поздней лирике Фета.
Теория литературы. Углубление понятия о лирике. Композиция лирического стихотворения. Теория «чистого искусства».
Алексей Константинович Толстой
Жизнь и творчество (обзор).
«Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…», «Против течения», «Государь ты наш батюшка…».
Своеобразие художественного мира Толстого. Основные темы, мотивы и образы поэзии. Взгляд на русскую историю в произведениях Толстого. Влияние фольклорной и романтической традиции.
Теория литературы. Влияние фольклора на лирику 19 века.
Николай Алексеевич Некрасов
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Рыцарь на час», «В дороге», «Надрывается сердце от муки», «Душно! Без счастья и воли…», «Поэт и гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «Умру я скоро…», «Музе», «Мы с тобой бестолковые люди...», «О Муза! я у двери гроба…», «Я не люблю иронии твоей…», «Блажен незлобивый поэт…», «Внимая ужасам войны…», «Тройка», «Еду ли ночью по улице тёмной…».
Некрасов = журналист. Противоположность литературно - художественных взглядов Некрасова и Фета. Разрыв с романтиками и переход на позиции реализма. Прозаизация лирики, усиление роли сюжетного начала. Социальная трагедия народа в городе и деревне. Настоящее и будущее народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта. Интонация плача, рыданий, стона как способ исповедального выражения лирических переживаний. Гражданский пафос поэзии Некрасова, ее основные темы, идеи и образы. Особенности некрасовского лирического героя. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Образ Музы в лирике Некрасова. Судьба поэта-гражданина. Тема народа. Утверждение красоты простого русского человека. Сатирические образы. Решение «вечных» тем в поэзии Некрасова (природа, любовь, смерть). Художественное своеобразие лирики Некрасова, ее связь с народной поэзией. Героическое и жертвенное в образе разночинца – народолюбца. Психологизм и бытовая конкретизация любовной лирики.
Поэма «Кому на Руси жить хорошо».
История создания поэмы, сюжет, жанровое своеобразие поэмы, ее фольклорная основа. Русская жизнь в изображении Некрасова. Дореформенная и пореформенная Россия в поэме, широта тематики и стилистическое многообразие. Система образов поэмы. Образы правдоискателей и «народного заступника» Гриши Добросклонова. Проблемы счастья и смысла жизни в поэме. Нравственная проблематика поэмы. Идейная позиция автора. Сатирические образы помещиков. Смысл названия поэмы. Народное представление о счастье. Тема женской доли в поэме. Судьба Матрены Тимофеевны, смысл «бабьей притчи». Тема народного бунта. Образ Савелия, «богатыря святорусского». Фольклорная основа поэмы. Особенности стиля Некрасова.
Сочинение по творчеству Н. А. Некрасова.
Теория литературы. Понятие о народности искусства. Фольклоризм художественной литературы (развитие понятия).
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин)
Жизнь и творчество (обзор).
«История одного города».
Ключевое художественное произведение писателя. Сатирико – гротесковая хроника, изображающая смену градоначальников, как намёк на смену царей в русской истории. Терпение народа как национальная отрицательная черта. Обличение деспотизма, невежества власти, бесправия и покорности народа. Сатирическая летопись истории Российского государства. Собирательные образы градоначальников и «глуповцев». Образы Органчика и Угрюм-Бурчеева. Тема народа и власти. Смысл финала “Истории”. Своеобразие сатиры Салтыкова-Щедрина. Приемы сатирического изображения: сарказм, ирония, гипербола, гротеск, алогизм.
«Сказки для детей изрядного возраста» (по выбору). Сатирическое негодование против произвола властей и желчная насмешка над покорностью народа. Злободневность, политическая острота сказок. Прием гротеска в сатирическом произведении.
Теория литературы. Фантастика, гротеск и эзопов язык (развитие понятий). Сатира как выражение общественной позиции писателя. Жанр памфлета (начальные представления).
Лев Николаевич Толстой
Жизнь и творчество (обзор).
Начало творческого пути. Духовные искания, их отражение в трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность». Становление типа толстовского героя - просвещенного правдоискателя, ищущего совершенства. Нравственная чистота писательского взгляда на человека и мир.
«Севастопольские рассказы» как антитеза войны и мира.
Роман-эпопея «Война и мир».
Вершина творчества Л.Н. Толстого. История создания. Жанровое своеобразие романа. Особенности композиции, антитеза как центральный композиционный прием. Система образов в романе и нравственная концепция Толстого, его критерии оценки личности. Путь идейно-нравственных исканий князя Андрея Болконского и Пьера Безухова. Образ Платона Каратаева и авторская концепция «общей жизни». Изображение светского общества. «Мысль народная» и «мысль семейная» в романе. Семейный уклад жизни Ростовых и Болконских. Наташа Ростова и княжна Марья как любимые героини Толстого. Роль эпилога. Тема войны в романе. Толстовская философия истории. Военные эпизоды в романе. Шенграбенское и Аустерлицкое сражения и изображение Отечественной войны 1812 г. Бородинское сражение как идейно-композиционный центр романа. Картины партизанской войны, значение образа Тихона Щербатого. Русский солдат в изображении Толстого. Проблема национального характера. Образы Тушина и Тимохина. Проблема истинного и ложного героизма. Кутузов и Наполеон как два нравственных полюса. Москва и Петербург в романе. Психологизм прозы Толстого. Приемы изображения душевного мира героев («диалектики души»). Роль портрета, пейзажа, диалогов и внутренних монологов в романе. Смысл названия и поэтика романа-эпопеи. Художественные открытия Толстого и мировое значение творчества писателя. Его влияние на русскую и мировую литературу.
Сочинение по роману Л. Н. Толстого “Война и мир”.
Теория литературы. Углубление понятия о романе. Роман-эпопея. Внутренний монолог (развитие понятия). Психологизм художественной прозы (развитие понятия).
Фёдор Михайлович Достоевский
Жизнь и творчество (обзор). Достоевский, Гоголь и «натуральная школа».
Роман «Преступление и наказание».
Первый идеологический роман. Творческая история. Уголовно – авантюрная основа и её преобразование в сюжете произведения. Противопоставление преступления и наказания в композиции романа. Композиционная роль снов Раскольникова, его психология, преступление и судьба в свете религиозно – нравственных и социальных представлений. Своеобразие жанра. Проблематика, система образов романа. Теория Раскольникова и ее развенчание. Раскольников и его «двойники». Образы «униженных и оскорбленных». Второстепенные персонажи. Приемы создания образа Петербурга. Образ Сонечки Мармеладовой и проблема нравственного идеала автора. Библейские мотивы и образы в романе. Тема гордости и смирения. Роль внутренних монологов и снов героев в романе. Портрет, пейзаж, интерьер и их художественная функция. Роль эпилога. «Преступление и наказание» как философский роман. Полифонизм романа, столкновение разных «точек зрения». Проблема нравственного выбора. Смысл названия. Психологизм прозы Достоевского. Художественные открытия Достоевского и мировое значение творчества писателя.
Сочинение по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».
Теория литературы. Углубление понятия о романе (роман нравственно – психологический, роман идеологический). Психологизм и способы его выражения в романах Толстого и Достоевского.
Николай Семёнович Лесков
Жизнь и творчество (обзор). Бытовые повести и жанр «русской новеллы». Антинигилистические романы. Правдоискатели и народные праведники.
Повесть «Очарованный странник».
Особенности сюжета повести. Тема дороги и изображение этапов духовного пути личности (смысл странствий главного героя). Образ Ивана Флягина. Тема трагической судьбы талантливого русского человека. Смысл названия повести. Особенности лесковской повествовательной манеры. Напряженность сюжетов и трагизм судеб героев его произведений.
«Тупейный художник». Самобытные характеры и необычные судьбы, исключительность обстоятельств, любовь к жизни и людям, нравственная стойкость – основные мотивы повествования Лескова о русском человеке. (Изучается одно произведение по выбору).
Теория литературы. Формы повествования. Проблемы сказа. Понятие о стилизации.
Антон Павлович Чехов
Жизнь и творчество. Сотрудничество в юмористических журналах. Основные жанры – сценка, юмореска, анекдот, пародия. Спор с традицией изображения «маленького человека».
Рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Случай из практики», «Чёрный монах», «Дом с мезонином» и др. (Рассказы по выбору).
Конфликт между сложной и пёстрой жизнью и узкими представлениями о ней как основа комизма ранних рассказов. Многообразие философско – психологической проблематики в рассказах зрелого Чехова. Конфликт обыденного и идеального, судьба надежд и иллюзий в мире трагической реальности, «футлярное» существование, образы будущего – темы и проблемы рассказов Чехова. Традиция русской классической литературы в решении темы «маленького человека» и ее отражение в прозе Чехова. Тема пошлости и неизменности жизни. Проблема ответственности человека за свою судьбу. Утверждение красоты человеческих чувств и отношений, творческого труда как основы подлинной жизни. Тема любви в чеховской прозе. Психологизм прозы Чехова. Роль художественной детали, лаконизм повествования, чеховский пейзаж, скрытый лиризм, подтекст.
Комедия «Вишневый сад».
Особенности сюжета и конфликта пьесы. Система образов. Символический смысл образа вишневого сада. Тема прошлого, настоящего и будущего России в пьесе. Раневская и Гаев как представители уходящего в прошлое усадебного быта. Образ Лопахина, Пети Трофимова и Ани. Тип героя - «недотепы». Образы слуг (Яша, Дуняша, Фирс). Роль авторских ремарок в пьесе. Образ сада. Смысл финала. Особенности чеховского диалога. Символический подтекст пьесы. Своеобразие жанра. Новаторство Чехова-драматурга. Значение творческого наследия Чехова для мировой литературы и театра.
Теория литературы. Углубление понятия о рассказе. Стиль Чехова-рассказчика: открытые финалы, музыкальность, поэтичность, психологическая и символическая деталь. Композиция и стилистика пьес. Роль ремарок, пауз, звуковых и шумовых эффектов. Сочетание лиризма и комизма. Понятие о лирической комедии.
Из литературы народов России.
Коста Хетагуров.
Жизнь и творчество осетинского поэта (обзор).
Стихотворения из сборника «Осетинская лира».
Поэзия Хетагурова и фольклор. Близость творчества Хетагурова поэзии Н.А. Некрасова. Изображение тяжёлой жизни простого народа, тема женской судьбы, образ горянки. Специфика художественной образности в русскоязычных произведениях поэта.
Обзор зарубежной литературы второй половины
XIX века (Произведения по выбору учителя)
Основные тенденции в развитии литературы второй половины XIX века. Поздний романтизм. Реализм как доминанта литературного процесса. Символизм.
Ги де Мопассан
Слово о писателе.
«Ожерелье». Новелла об обыкновенных и честных людях, обделённых земными благами. Психологическая острота сюжета Мечты героев о счастье, сочетание в них значительного и мелкого. Мастерство композиции. Неожиданность развязки.
Теория литературы. Особенности жанра новеллы.
Генрик Ибсен
Слово о писателе.
«Кукольный дом». Проблема социального неравенства и права женщины. Жизнь-игра и героиня-кукла. Обнажение лицемерия и цинизма социальных отношений. Мораль естественная и мораль ложная. Неразрешимость конфликта. «Кукольный дом» как драма идей и психологическая драма.
Теория литературы. Особенности психологической драмы.
Артюр Рембо. Слово о писателе.
«Пьяный корабль». Пафос разрыва со всем устоявшимся, закосневшим. Апология стихийности, раскрепощённости, свободы и своеволия художника. Склонность к деформации образа, к смешению пропорций, стиранию грани между реальным и воображаемым. Символизм стихотворения.
Теория литературы. Своеобразие поэтического языка.
Произведения для заучивания наизусть.
1. А.С. Пушкин. 3-4 стихотворения (по выбору учащихся).
2. М.Ю. Лермонтов. 2-3 стихотворения (по выбору учащихся).
3. А.А. Фет. «На заре ты её не буди…». «Я пришёл к тебе с приветом…». «Какая ночь!..». «Это утро, радость эта…». «Я тебе ничего не скажу…». «Какая грусть! Конец аллеи…» (на выбор).
4. Н.А. Некрасов. «Поэт и гражданин», «Я не люблю иронии твоей…», «Мы с тобой бестолковые люди…». «Кому на Руси жить хорошо» (отрывок по выбору учащихся).
5. А.Н. Островский. «Гроза» (монолог по выбору учащихся).
6. И.С. Тургенев. «Отцы и дети» (отрывки по выбору учащихся).
Произведения для самостоятельного чтения.
А. С. Пушкин. Кривцову. Дориде. Именины. К портрету Вяземского. Нереида. «Редеет облаков летучая гряда...». Муза. Демон. Поэт. Три ключа. Воспоминание. «Дар напрасный, дар случайный...». «Брожу ли я вдоль улиц шумных...». Поэту. Элегия. Труд. Прощание. «Я здесь, Инезилья...». «В начале жизни школу помню я...». «Не дай мне Бог сойти с ума...». Пир во время чумы.
П. А. Катенин. Сонет.
Д. В. Давыдов. Вальс. «Не пробуждай, не пробуждай...».
Ф. Н. Глинка. К Пушкину. Сон русского на чужбине.
Е. А. Баратынский. Осень. «Толпе тревожный день приветен...». Приметы. «Благословен святое возвестивший!..». «На что вы, дни!..». Мудрецу. «Все мысль да мысль...». Рифма.
А. А. Дельвиг. Русская песня. «Ах ты, ночь ли...». Элегия. Вдохновение. Сонет. Романс. Разочарование. «Соловей мой, соловей...». Идиллия.
Н. М. Языков. Элегия. А. С. Пушкину. Морское купанье. Вечер. Буря.
В. К. Кюхельбекер. «Работы сельские приходят уж к концу...». «Еще прибавился мне год...». Участь русских поэтов. Усталость.
М. Ю. Лермонтов. Княгиня Лиговская.
Н. П. Огарев. Изба. Обыкновенная повесть.
Н. В. Гоголь. Нос.
А. Н. Майков. Свирель. Октава. Барельеф.
К. К. Павлова. «Ты, уцелевший в сердце нищем...». «Меняясь долгими речами...».
Н. А. Некрасов. «Безвестен я...». «Внимая ужасам войны...». «Замолкни, Муза мести и печали...». «В столицах шум, гремят витии...».
Ф. М. Достоевский. Бедные люди.
А. А. Григорьев. Из цикла «Борьба». «Я ее не люблю, не люблю...».
А. А. Фет. Добро и зло. «Не тем, Господь, могуч, непостижим...». «Жизнь пронеслась без явного следа...». Сентябрьская роза. «Опять осенний блеск денницы...». Цветы. Певице. Бал. «Ярким солнцем в лесу пламенеет костер...». Вечер. «На стоге сена ночью южной...». Венера Милосская. Деревня. «Какая ночь! Как воздух чист...».
И. А. Гончаров. Обыкновенная история.
А. И. Герцен. Былое и думы.
Я. П. Полонский. Зимний путь. Затворнице. Песня цыганки. Весна. «Когда октава за октавой...». «Не мои ли страсти...».
А. К. Толстой. «Средь шумного бала...». «Ты не спрашивай, не распытывай...». «Коль любить, так без рассудку...».
И. С. Тургенев. Новь. Накануне (на выбор).
Ф. И. Тютчев. «О чем ты воешь, ветр ночной?..». «Душа хотела б быть звездой...». «О, как убийственно мы любим...». «Эти бедные селенья...». «Нам не дано предугадать...». «От жизни той, что бушевала здесь...» и др.
М. Е. Салтыков-Щедрин. Медведь на воеводстве. Орел-меценат. Карась-идеалист. Господа Головлевы.
Л. Н. Толстой. Анна Каренина.
К. К. Случевский. «Ты не гонись за рифмой своенравной...». «Здесь все мое!..». «Воспоминанья вы убить хотите?..».
Н. С. Лесков. Тупейный художник.
А. П. Чехов. Одна из пьес (на выбор).
Из зарубежной литературы
У. Шекспир. Макбет.
И.-В. Гете. Страдания юного Вертера.
О. де Бальзак. Гобсек.
Тематическое планирование:
№п\п |
Раздел, тема |
Кол-во часов |
р\р |
к\р |
вн\чт |
1 |
Введение |
2 |
|
|
|
2 |
Из литературы XIX века А.С.Пушкин |
10 |
2 |
||
3 |
М.Ю.Лермонтов |
11 |
|
2 |
2 |
4 |
Н.В.Гоголь |
8 |
2 |
|
1 |
5 |
Обзор русской литературы второй половины XIX века. |
1 |
|
|
|
6 |
И.А.Гончаров |
5 |
|
|
|
7 |
А.И.Островский |
5 |
|
|
|
8 |
Урок контроля .Зачётная работа за первое полугодие (по изученным произведениям). |
1 |
|
1 |
|
9 |
И. С. Тургенев. |
8 |
1 |
||
10 |
Ф. И. Тютчев |
3 |
|
|
|
11 |
А.Фет |
2 |
|
|
|
12 |
А. К. То л с т о й. |
1 |
|
|
1 |
13 |
Н. А. Некрасов. |
8 |
|
|
|
14 |
М. Е. С а л т ы к о в - Щ е д р и н. |
3 |
|
|
2 |
15 |
Л. Н. Толстой. |
13 |
|
|
1 |
16 |
Ф. М. Достоевский. |
7 |
|
|
|
17 |
Н.Лесков |
3 |
|
|
2 |
18 |
А. П. Ч е х о в. |
6 |
|
|
|
19 |
Контрольный тест |
1 |
|
1 |
|
20 |
Зарубежная лит-ра |
3 |
|
|
|
21 |
Итоговый урок |
1 |
|
|
|
5.Календарно-тематическое планирование
№п\п |
Кол-во часов |
Тема урока |
дата |
1-2 |
2 |
Лекция. Введение.Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века. (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала, борьба с социальной несправедливостью и угнетением человека). |
|
3 |
1 |
А. С. П у ш к и н. Жизнь и творчество. Гуманизм лирики Пушкина и ее национально-историческое и общечеловеческое содержание. Становление литературного языка. |
|
4 |
1 |
.Романтическая лирика А. С. Пушкина. «Погасло дневное светило...», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал...»), «Демон». Трагизм мировосприятия и его преодоление. |
|
5 |
1 |
Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина. «Поэт», «Поэту, «Осень», «Разговор книгопродавца с поэтом». |
|
6 |
1 |
Эволюция темы свободы в лирике А. С. Пушкина. «Вольность», «Свободы сеятель пустынный...», «Из Пиндемонти». Понимание свободы как ответственности за совершённый выбор. |
|
7-8 |
2. |
Философская лирика А. С. Пушкина. Тема смысла жизни и тайны смерти. «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «..Вновь я посетил...». |
|
9 |
1 |
Петербургская повесть А. С. Пушкина «Медный всадник». «Великое» и «малое» в поэме. Человек и история в поэме. Тема «маленького человека» в поэме «Медный всадник» |
. |
10-11 |
2 |
Образ Петра I как царя - преобразователя в поэме «Медный всадник». Социально – философские проблемы поэмы. Диалектика пушкинских взглядов на историю России. |
|
12-13
|
2 |
Уроки развития речи. Контрольное сочинение по творчеству А. С. Пушкина. |
|
14 |
1 |
М. Ю. Лермонтов Жизнь и творчество. Основные темы и мотивы лирики. Своеобразие художественного мира поэта. Эволюция его отношения к поэтическому дару. Романтизм и реализм в творчестве поэта |
|
15 |
1 |
Молитва как жанр в лирике М. Ю. Лермонтова (с обобщением ранее изученного). «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...») |
|
16-17 |
2 |
Тема жизни и смерти в лирике М. Ю. Лермонтова. Анализ стихотворений «Валерик», «Сон», «Завещание». |
|
18 |
1
|
Философские мотивы лирики Лермонтова (с обобщением ранее изученного). «Как часто, пестрою толпою окружён...» как выражение мироощущения поэта. |
|
19 |
1 |
Философские мотивы лирики Лермонтова. Мечта о гармоничном и прекрасном в мире человеческих отношений. «Выхожу один я на дорогу...» |
|
20-21
|
2 |
Урок внеклассного чтения. Адресаты любовной лирики М. Ю. Лермонтова. Анализ стихотворений «Нищий», «Я не унижусь пред тобой…», «Нет, не тебя так пылко я люблю…». |
|
22-23
|
2 |
Уроки контроля Контрольное сочинение по лирике Лермонтова. |
|
24-25 |
2 |
Н. В. Г о г о л ь. Жизнь и творчество. Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Сатирическое и эпикодраматическое начало в сборнике «Миргород». |
|
26 |
1 |
«Петербургские повести» Н. В. Гоголя (обзор с обобщением ранее изученного). Образ «маленького человека» в «Петербургских повестях». |
|
27 |
1 |
Н. В. Гоголь «Невский проспект» Образ Петербурга. Обучение анализу эпизода. |
|
28 |
1 |
Правда и ложь, реальность и фантастика в повести «Невский проспект». |
|
29
|
1 |
Урок внеклассного чтения Н. В. Гоголь. «Портрет». Место повести в сборнике «Петербургские повести». |
|
30-31
|
2 |
Уроки развития речи. Классное сочинение по творчеству Н. В. Гоголя. |
|
32 |
1 |
Обзор русской литературы второй половины XIX века. Ее основные проблемы. Характеристика русской прозы, журналистики и литературной критики. Традиции и новаторство русской поэзии. Эволюция национального театра. Расцвет русского романа Мировое значение русской классической литературы.
|
. |
33 |
1 |
И. А. Г о н ч а р о в. Жизнь и творчество. Место романа «Обломов» в трилогии «Обыкновенная история» - «Обломов» - «Обрыв». Особенности композиции романа. Его социальная и нравственная проблематика. |
|
34 |
1 |
Обломов - «коренной народный наш тип». Диалектика характера Обломова. Смысл его жизни и смерти. Герои романа в их отношении к Обломову. |
. |
35 |
1 |
«Обломов» как роман о любви. Авторская позиция и способы ее выражения в романе. |
|
36 |
1 |
Обломов и Штольц. |
|
37 |
1 |
«Что такое обломовщина?» Роман «Обломов» в русской критике. |
|
38-39 |
2 |
Островский. А. Драма «Гроза». История создания, смысл названия своеобразие конфликта. |
|
40 |
1. |
Город Калинов и его обитатели. Изображение «жестоких нравов» «темного царства». Система образов, приёмы раскрытия характеров героев драмы А.Н. Островского «Гроза». |
. |
41 |
1 |
Система образов, приёмы раскрытия характеров героев драмы А.Н. Островского «Гроза». Протест Катерины против «темного царства». Нравственная проблематика пьесы. |
|
42 |
1 |
Споры критиков вокруг драмы «Гроза». Домашнее сочинение по драме А. Н. Островского «Гроза». |
|
43 |
1 |
И. С. Тургенев. Жизнь и творчество. «Записки охотника» и их место в русской литературе. |
. |
44 |
1 |
И. С. Тургенев - создатель русского романа. История создания романа «Отцы и дети». |
|
45 |
1. |
Базаров - герой своего времени. Духовный конфликт героя. |
|
46 |
1. |
«Отцы» и «дети» в романе «Отцы и дети». |
|
47 |
1 |
Любовь в романе «Отцы и дети». |
|
48-49 |
2. |
Анализ эпизода «Смерть Базарова». Споры в критике вокруг романа «Отцы и дети». Подготовка к сочинению. |
|
50
|
1 |
Урок контроля .Зачётная работа за первое полугодие (по изученным произведениям). |
. |
51-52 |
2 |
Ф. И. Тютчев. Жизнь и творчество. Единство мира и философия природы в его лирике. «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа,..», «Еще земли печален вид...», «Как хорошо ты, о море ночное...», «Природа - сфинкс...» |
|
53 |
1 |
Человек и история в лирике Ф. И. Тютчева. Жанр лирического фрагмента в его творчестве. «Эти бедные селенья...», «Нам не дано предугадать...», «Умом Россию не понять.,.» |
. |
54 |
1 |
Любовная лирика Ф. И. Тютчева. Любовь как стихийная сила и «поединок роковой». «О, как убийственно мы любим...», «К. Б.» («Я встретил вас ...»)
|
|
55 |
1 |
А. А. Фет. Жизнь и творчество. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. «Даль», «Это утро, радость эта...», «Еще весны душистой нега...», «Летний вечер тих и ясен...», «Я пришел к тебе с приветом...», «Заря прощается с землею...» и др. |
|
56 |
1 |
Любовная лирика А. А. Фета. «Шепот, робкое дыханье...», «Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Певице» и др. Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достижения. Импрессионизм поэзии Фета. |
. |
57
|
1 |
Урок внеклассного чтения А. К. То л с т о й. Жизнь и творчество. Основные темы, мотивы и образы поэзии А. К. Толстого. Фольклорные, романтические и исторические черты лирики поэта. «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Против течения», «Государь ты наш батюшка...» |
. |
58 |
1 |
Н. А. Некрасов. Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного). Социальная трагедия народа в городе и деревне. Судьба народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта. «В дороге», «Еду ли ночью по улице темной...», «Надрывается сердце от муки...» и др. |
|
59 |
1 |
Героическое и жертвенное в образе разночинца - народолюбца. «Рыцарь на час», «Умру я скоро...», «Блажен незлобивый поэт...» и др. |
|
60 |
1. |
Н. А. Некрасов о поэтическом труде. Поэтическое творчество как служение народу. «Элегия», «Вчерашний день, часу в шестом...», «Музе», «О Муза! Я у двери гроба...», «Поэт и Гражданин» и др. |
. |
61 |
1 |
Тема любви в лирике Н. А. Некрасова, ее психологизм и бытовая конкретизация. «Мы с тобой бестолковые люди...», «Я не люблю иронии твоей...», «Тройка», «Внимая ужасам войны...» и др. |
|
62 |
1 |
«Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания и композиция поэмы. Анализ «Пролога», глав «Поп», «Сельская ярмонка». |
.
|
63 |
1 |
Образы крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Дореформенная и пореформенная Россия в поэме. Тема социального и духовного рабства. |
|
64 |
1 |
Образы народных заступников в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Тема борьбы с социальной несправедливостью и угнетением человека. |
|
65 |
1 |
Особенности языка поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Фольклорное начало в поэме. Домашнее сочинение по творчеству Н.А. Некрасова. |
|
66 |
1 |
М. Е. С а л т ы к о в - Щ е д р и н. Личность и творчество. Проблематика и поэтика сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина. |
|
67-68
|
2 |
Урок внеклассного чтения Обзор романа М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города». Замысел, история создания, жанр и композиция романа. |
|
69 |
1 |
Л. Н. Толстой. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Духовные искания. Нравственная чистота писательского взгляда на мир и человека. |
|
70
|
1 |
Урок внеклассного чтения Народ и война в «Севастопольских рассказах» Л.Н.Толстого. |
|
71 |
1 |
История создания романа «Война и мир». Особенности жанра. Образ автора в романе. |
|
72 |
1 |
Духовные искания Андрея Болконского. |
|
73 |
1. |
Духовные искания Пьера Безухова. |
|
74 |
1 |
Женские образы в романе «Война и мир». |
|
75 |
1 |
Семья Ростовых и семья Болконских. |
. |
76-77 |
2 |
Тема народа в романе «Война и мир». «Мысль народная» в романе. Народ и личность – одна из главных проблем в романе – эпопее. |
|
78 |
1 |
Кутузов и Наполеон.
|
|
79-80 |
2 |
Проблемы истинного и ложного в романе «Война и мир». Истинный и ложный героизм в изображении Л.Н.Толстого. |
|
81
|
1. |
Анализ эпизода эпического произведения «Петя Ростов в отряде Денисова». Подготовка к домашнему сочинению. |
|
82 |
1 |
Ф. М. Достоевский. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Идейные и эстетические взгляды. |
|
83 |
1 |
Образ Петербурга в русской литературе. Петербург Ф. М. Достоевского. |
|
84-85 |
2. |
История создания романа «Преступление и наказание», жанр, особенности композиции. «Маленькие люди» в романе «Преступление и наказание», проблема социальной несправедливости и гуманизм |
|
86 |
1 |
Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Теория Раскольникова. Истоки его бунта. |
|
87 |
1 |
«Двойники» Раскольникова.
|
|
88 |
1 |
Значение образа Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание». Роль эпилога в романе. Подготовка к домашнему сочинению по роману «Преступление и наказание». Домашнее сочинение. |
|
89-90
|
2.
|
Н.Лесков.Жизнь и творчество. «Очарованный странник» Рассказ «Тупейный художник». Необычность судеб и обстоятельств. Нравственный смысл рассказа. |
|
91
|
1 |
Урок внеклассного чтения. Катерина Кабанова и Катерина Измайлова. (По пьесе Островского «Гроза» и рассказу Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»). |
|
92 |
1 |
А. П. Ч е х о в. Жизнь и творчество. Особенности рассказов 80-90-х годов. «Человек в футляре». |
|
93 |
1 |
Проблематика и поэтика рассказов 90-х годов. «Дом с мезонином», «Студент», «Дама с собачкой», «Случай из практики», «Черный монах». |
|
94 |
1 |
Душевная деградация человека в рассказе «Ионыч». Проблема человека и среды. Осмысление взаимодействия характера и обстоятельств. |
|
95 |
1 |
Особенности драматургии А. П. Чехова. |
|
96 |
1 |
«Вишневый сад»: история создания, жанр, система образов. Разрушение дворянского гнезда. |
|
97 |
1. |
Символ сада в комедии «Вишнёвый сад». Своеобразие чеховского стиля. |
|
98 |
1 |
Урок контроля Зачётная работа за второе полугодие (по изученным произведениям). |
|
99 |
1 |
Урок внеклассного чтения К. Хетагуров. Жизнь и творчество. Сборник «Осетинская лира». Изображение тяжёлой жизни простого народа. Специфика художественной образности. |
|
100-101
|
2 |
Урок внеклассного чтения «Вечные» вопросы в зарубежной литературе. Романтизм, реализм и символизм в произведениях зарубежной литературы. Ги де Мопассан. «Ожерелье». |
|
102 |
1 |
Итоговый урок. Нравственные уроки русской литературы. |
|
6.Учебно-методическое обеспечение.
СПИСОК ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ:
1. Мультимедийный компьютер (технические требования: графическая операционная система, привод для чтения-записи компакт-дисков, аудио- и видеовходы/выходы, возможности выхода в Интернет; оснащение акустическими колонками
2. Мультимедиапроектор (может входить в материально- техническое обеспечение образовательного учреждения).
3. Средства телекоммуникации (электронная почта, локальная школьная сеть, выход в Интернет; создаются в рамках материально-технического обеспечения всего образовательного учреждения при наличии необходимых финансовых и технических условий).
4. Сканер.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ В ИНТЕРНЕТЕ
www.wikipedia.ru Универсальная энциклопедия «Википедия».
www.krugosvet.ru Универсальная энциклопедия «Кругосвет».
www.rubricon.ru Энциклопедия «Рубрикон».
www.slovari.ru Электронные словари.
www.gramota.ru Справочно-информационный интернет- портал «Русский язык».
Учебники |
Учебные пособия |
Методические пособия |
Лебедев Ю.В. Русская литература XIX века 10 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч.— М.: Просвещение, 2002. |
Коровина В. Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим…: Дидактические материалы: 10-11кл, — М.: Просвещение, 2010, 2012. |
Программа по литературе для общеобразовательных учреждений 5-11 класс (базовый уровень) под ред. В. Я. Коровиной, В. П. Журавлёва, В. И. Коровина, И. С. Збарского, В. П. Полухиной. - М. «Просвещение». 2009 |
7.Критерии и нормы оценивания результатов учебной деятельности по литературе
Оценка устных ответов
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса.
1. Знание текста, и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.
2. Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки: героев.
3. Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения.
4. Знание теоретико-литературных понятий ж умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений; изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.
5. Речевая грамотность, логичность и последовательность ответа, техника и выразительность чтения.
В соответствии с этим:
Оценка "5"
¾ оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения;
¾ умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при, анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов;
¾ хорошее владение литературной, речью.
Оценка "4"
¾ оценивается ответ, который, показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения;
¾ умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения;
¾ умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе прочитанных произведений;
¾ умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов, владение литературной речью. Однако по одному двум из этих компонентов ответа, могут быть допущены неточности.
Оценка "3"
¾ оценивается ответ, свидетельствующий о знании и понимании текста изучаемого произведения;
¾ умении объяснять взаимосвязь основных событий, характер и поступки главных героев, определять роль важнейших художественных средств в раскрытии идейного содержания произведения;
¾ требуется знание основных вопросов теории, но при недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведения;
¾ при недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается не более двух-трех ошибок в содержании ответа.
Оценка "2"
¾ оценивается ответ, обнаруживающий незнание содержания произведения в целом, неумение объяснять поведение, характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, незнание элементарных теоретико-литературных понятий и слабое владение литературной речью.
¾ и ответ, показывающий полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой.
Оценка сочинений
В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:
¾ правильное понимание темы, глубина, и полнота ее раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев, исходя из идейно-эстетического содержания произведения, доказательность основных положении, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения;
¾ соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;
¾ точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.
Оценка "5" ставится за сочинение:
¾ глубоко и аргументировано раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для ее раскрытия, умение делать выводы и обобщения;
¾ стройное по композиции, логическое и последовательное в изложении мыслей;
¾ написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию;
¾ допускается одна - две неточности в содержании или один – два речевых недочета, или два фактических недочета.
Оценка "4" ставится за сочинение:
¾ достаточно полно и убедительно раскрывающее тему с незначительными отклонениями от нее; обнаруживающее хорошее знание литературного материала, и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;
¾ логическое и последовательное в раскрытии темы;
¾ написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию;
¾ допускаются две - три неточности: в содержании, а также не более трех-четырех речевых недочетов.
Оценка "3" ставится за сочинение, в котором:
¾ в основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ по теме, допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;
¾ материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей;
¾ материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в логической последовательности;
¾ обнаруживается владение основами письменной речи,
в работе имеется не более 4-5 речевых недочетов или стилистических и фактических недочетов.
Оценка "2" ставится за сочинение, которое:
¾ не раскрывает тему, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путанного пересказа отдельных событий без вывода и обобщений или из общих положений, не опирающихся на
¾ характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;
¾ отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.
И за сочинение:
¾ написанное не на тему, свидетельствующее о полном незнании текста произведения и неумении излагать свои мысли;
¾ содержащее большее число ошибок, чем это установлено для оценки
. 8.Лист регистрации изменений:
№п/п |
По плану |
фактически |
Тема урока |
Причина, дата, № приказа |
подпись |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|