Рабочая программа по литературе для СПО

3
0
Материал опубликован 8 October 2017

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Чувашской Республики

«Чебоксарский техникум транспортных и строительных технологий» Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики

 

   

УТВЕРЖДЕНА

приказом директор ГАПОУ «Чебоксарский техникум ТрансСтройТех»

Минобразования Чувашии

от « » 20 г. №

Рабочая программа учебной дисциплины

БД.02 Литература

Чебоксары – 2017

ОДОБРЕНА

учебно- методическим

объединением гуманитарных

дисциплин

протокол от « » 20 г. №

РАССМОТРЕНА

Советом ГАПОУ «Чебоксарский техникум ТрансСтройТех» Минобразования Чувашии

протокол от « » 201 г. №

РЕКОМЕНДОВАНА

экспертным советом ГАПОУ

«Чебоксарский техникум ТрансСтройТех»

Минобразования Чувашии

протокол от « » 20 г. №

Организация-разработчик: Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Чувашской Республики «Чебоксарский техникум транспортных и строительных технологий» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики.

428027, Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Хузангая, д. 18.

Тел. (Факс) 8(8352)523231

СОДЕРЖАНИЕ Стр.

Паспорт программы учебной дисциплины

4

Структура и примерное содержание учебной дисциплины

7

Условия реализации учебной дисциплины

16

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

18

 ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

БД. 02 Литература

  1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по специальностям среднего профессионального образования:

08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»

  1. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина «Литература» входит в состав общих образовательных дисциплин, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования.

  1.  Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Содержание программы «Литература» направлено на достижение следующих целей:

духовное развитие личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в совре­менном мире; формирование воспитание гуманистического мировоззрения, националь­ного самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

развитие представлений о специфике литературы в ряду других ис­кусств; культуры читательского восприятия художественного текста, пони­мания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности ли­тературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художествен­ного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

освоение текстов художественных произведений в единстве содержа­ния и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико­литературных понятий; формирование общего представления об историко­литературном процессе;

совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обу­словленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необ­ходимой информации, в том числе в сети Интернета.

Освоение содержания учебной дисциплины «Литература» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

личностных:

сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

эстетическое отношение к миру;

совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, культурам других народов;

использование для решения познавательных и коммуникативных задач раз- личных источников информации (словарей, энциклопедий, интернет-ресурсов и др.);

метапредметных:

умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;

владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

предметных:

сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним;

сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений;

владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;

владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;

владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннота- ций, рефератов, сочинений различных жанров;

знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры;

сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;

способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;

владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;

сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 175 часов, в том числе:

аудиторная (обязательная) нагрузка обучающихся, включая практические занятия, − 117 часов;

внеаудиторная самостоятельная работа студентов − 58 часов.


 

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

175

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

117

в том числе:

 

Лекционные занятия

59

Практические занятия

58

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

58

в том числе:

 

Подготовка рефератов

Подготовка сообщений

Подготовка докладов

подготовка презентаций

составление конспекта

составление кроссворда

составление характеристики героев

подготовка заочной экскурсии

 18

16

4

4

6

2

2

6


 

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Русский язык и литература»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические работы, лабораторные работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

I семестр

Введение

Содержание учебного материала

Литература как вид искусства. Взаимодействие русской и западноевропейской литературы в XIX веке. Самобытность русской литературы (с обобщением ранее изученного материала).

Русская литература первой половины XIX века

Обзор культуры. Литературная борьба. Романтизм – ведущее направление русской литературы 1-й половины XIX века. Самобытность русского романтизма.

2

1

 

Входная контрольная работа.

1

2

РАЗДЕЛ 1.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 19 ВЕКА

14

 

Тема 1.1.

А.С. Пушкин

Содержание учебного материала

А.С. Пушкин. Стихотворения: “Погасло дневное светило…”, “Свободы сеятель пустынный...”, “Подражания Корану” (IX ”И путник усталый на Бога роптал…”), “Элегия” (“Безумных лет угасшее веселье”), “…Вновь я посетил…”.

2

2

Практические занятия

Поэма А.С. Пушкина «Медный всадник».

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка сообщения на одну из тем: «Образ Петербурга в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник», «Образ Петра I в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник», "Герои поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник».

2

3

Тема 1.2.

М.Ю. Лермонтов

Содержание учебного материала

М.Ю. Лермонтов. Сведения из биографии. Этапы творчества. Основные мотивы лирики.

1

2

Практические занятия

Анализ стихотворений «Родина», «Дума».

1

2

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка реферата на одну из тем: «Кавказ в судьбе и творчестве Лермонтова», «М.Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников», «М. Ю. Лермонтов — художник», «Любовная лирика Лермонтова».

2

3

Тема 1.3.

Н.В. Гоголь

Содержание учебного материала

Н.В. Гоголь, биография. «Петербургские повести»: проблематика и художественное своеобразие.

1

2

Практические занятия

Художественное своеобразие повести «Портрет» Н.В. Гоголя.

1

2

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка и проведение заочной экскурсии в один из музеев Н. В. Гоголя (по выбору студентов).

2

3

РАЗДЕЛ 2.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 19 ВЕКА

55

 

Тема 2.1.

А.Н. Островский

Содержание учебного материала

Жизненный и творческий путь А.Н. Островского. Социально-культурная новизна драматургии А. Н. Островского. Драма «Гроза». Самобытность замысла, развитие конфликта. «Темное царство» в изображении А.Н. Островского.

2

2

Практические занятия

Образ Катерины — воплощение лучших качеств женской натуры. Конфликт романтической личности с укладом жизни, лишенной народных нравственных основ. Мотивы искушений, мотив своеволия и свободы в драме. Катерина в оценке Н. А. Добролюбова и Д. И. Писарева. Позиция автора и его идеал.

Сочинение по драме А.Н. Островского «Гроза» «Быт и нравы темного царства», «Образ Катерины», «Гибель красоты в мире корысти».

1

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Составление характеристики героев драмы «Гроза».

2

3

Тема 2.2.

И.А. Гончаров

Содержание учебного материала

И. А. Гончаров. Сведения из биографии.

Роман «Обломов». Творческая история романа. Постижение авторского идеала человека, живущего в переходную эпоху.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Составление конспекта: «Жизнь и творчество И.А. Гончарова».

2

3

Тема 2.3.

И.С. Тургенев

Содержание учебного материала

Жизненный и творческий путь И.С. Тургенева. Роман «Отцы и дети». Смысл названия романа. Отображение в романе общественно- политической обстановки 1860-х годов. Проблематика романа. Особенности композиции романа.

2

2

Практические занятия

Базаров в системе образов романа. Нигилизм Базарова и пародия на нигилизм в романе (Ситников и Кукшина). Взгляды Базарова на искусство, природу, общество. Базаров и Кирсановы. Базаров и Одинцова. Любовная интрига в романе и ее роль в раскрытии идейно-эстетического содержания романа. Базаров и родители.

Сочинение по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»

4

2

Самостоятельная работа обучающихся

Исследование и подготовка реферата: «Нигилизм и нигилисты в жизни и литературе (Д. И. Писарев, М. А. Антонович, И. С. Тургенев)».

Подготовка презентации «Жизнь и творчество И. С. Тургенева»

2

1

3

Тема 2.4.

Ф.М. Достоевский

Содержание учебного материала

Замысел и история создания романа «Преступление и наказание». Отражение русской действительности в романе.

Социальные и философские истоки бунта Родиона Раскольникова. Смысл теории Раскольникова.

4

2

Практические занятия

Образ Р. Раскольникова. Символические образы в романе. Роль пейзажа.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка презентации по творчеству Ф.М. Достоевского(тему формулирует учащийся)

Подготовка реферата на одну из тем: «Нравственная проблематика романа «Идиот», «Жанровое своеобразие романа «Униженные и оскорбленные».

1

2

3

Тема 2.5.

Л.Н. Толстой

Содержание учебного материала

Жизненный путь и творческая биография (с обобщением ранее изученного). Духовные искания писателя.

Роман-эпопея Л. Н. Толстого «Война и мир». История создания. Жанровое своеобразие романа. Особенности композиционной структуры романа.

Художественные принципы Толстого в изображении русской действительности: следование правде, психологизм, «диалектика души».

Жизненные и духовные искания А. Болконского и П. Безухова.

Женские образы в романе-эпопее «Война и мир».

Изображение войны в романе.

6

2

Практические занятия

Сочинение по роману Л. Н. Толстого «Война и мир».

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Составление конспекта «Жизненный и творческий путь Л. Н. Толстого».

Подготовка рефератов на тему: «Л.Н. Толстой и культура ХХ века», «Л.Н. Толстой – педагог», «Мое любимое произведение Л.Н. Толстого»

2

2

3

Тема 2.6.

А.П. Чехов

Содержание учебного материала

А.П. Чехов. Жизнь. Творчество. Личность.

Особенности изображения «маленького человека» в прозе А. П. Чехова.

2

2

Практические занятия

Деградация личности Ионыча в рассказе «Ионыч».

Пьеса «Вишневый сад». Основные темы, драматический конфликт.

Старые владельцы сада. «Новый» хозяин в пьесе. Молодое поколение в изображении А.П. Чехова

Сочинение по творчеству А.П. Чехова

6

2

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка и проведение заочной экскурсии в один из музеев А.П.Чехова (по выбору студентов).

Подготовка сообщения на тему: «А.П. Чехов и МХАТ», «Мое любимое произведение А.П. Чехова», «Роль А.П. Чехова в мировой драматургии».

2

2

3

 

Контрольная работа №1.

2

2

II семестр

Раздел 3.

ПОЭЗИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

15

 

Тема 3.1.

Ф.И. Тютчев

Содержание учебного материала

Жизненный и творческий путь Ф. И. Тютчева (с обобщением ранее изученного). Философская, общественно-политическая и любовная лирика Ф. И. Тютчева. Художественные особенности лирики Ф. И. Тютчева.

1

2

Практические занятия

Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Silentium».

1

2

Тема 3.2.

А.А. Фет

Содержание учебного материала

Жизненный и творческий путь А. А. Фета (с обобщением ранее изученного). Эстетические взгляды поэта и художественные особенности лирики А. А. Фета. Темы, мотивы и художественное своеобразие лирики А. А. Фета.

1

2

Практические занятия

Анализ стихотворения «Шепот, робкое дыханье…»

1

2

Самостоятельная работа обучающихся

Исследование и подготовка доклада «Мой любимый поэт второй половины XIX века».

2

3

Тема 3.3.

Н.А. Некрасов

Содержание учебного материала

Жизненный и творческий путь Н. А. Некрасова (с обобщением ранее изученного). Гражданская позиция поэта. Журнал «Современник». Своеобразие тем, мотивов и образов поэзии Н. А. Некрасова 1840—1850-х и 1860—1870-х годов. Жанровое своеобразие лирики Некрасова. Любовная лирика Н. А. Некрасова.

2

2

Практические занятия

Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Замысел поэмы, жанр, композиция. Сюжет. Нравственная проблематика. Авторская позиция. Многообразие крестьянских типов. Проблема счастья. Образ Гриши Добросклонова.

4

2

Самостоятельная работа обучающихся

Исследование и подготовка реферата (сообщения, доклада): «Некрасовский “Современник”», «Н. А. Некрасов в воспоминаниях современников», «Новаторство Н. А. Некрасова в области поэтической формы (“Неправильная

поэзия”)», «Образы детей и произведения для детей в творчестве Н. А. Некрасова», «Поэмы Н. А. Некрасова», «Н. А. Некрасов как литературный критик», «Произведения Н. А. Некрасова в творчестве русских художников-иллюстраторов».

Подготовка презентации «Творчество Н.А. Некрасова»

2

1

3

Раздел 4.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ.

25

 

Тема 4.1.

И.А. Бунин

Содержание учебного материала

Лирика И. А. Бунина. Своеобразие поэтического мира И. А. Бунина. Философичность лирики Бунина. Поэтизация родной природы; мотивы деревенской и усадебной жизни. Тонкость передачи чувств и настроений лирического героя в поэзии И. А. Бунина. Особенности поэтики И. А. Бунина.

1

2

Практические занятия

И. А. Бунин. Рассказ «Господин из Сан-Франциско», «Антоновские яблоки», «Чистый понедельник» (на выбор)

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка рефератов на тему: «Поэтика И.А. Бунина», «Критики о Бунине»

2

3

Тема 4.2.

А.И. Куприн

Содержание учебного материала

Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного).

Повести «Гранатовый браслет», «Олеся». Воспевание здоровых человеческих чувств в произведениях А. И. Куприна. Традиции романтизма и их влияние на творчество А. И. Куприна. Трагизм любви в творчестве А. И. Куприна. Тема «естественного человека» в творчестве Куприна (повесть «Олеся»). Поэтическое изображение природы, богатство духовного мира героев. Нравственные и социальные проблемы в рассказах Куприна. Осуждение пороков современного общества.

2

2

Практические занятия

Повесть «Гранатовый браслет». Смысл названия повести, спор о сильной, бескорыстной любви, тема неравенства в повести. Трагический смысл произведения. Любовь как великая и вечная духовная ценность. Трагическая история любви «маленького человека». Столкновение высоты чувства и низости жизни как лейтмотив произведений А. И. Куприна о любви.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка сообщения на тему: «Осуждение пороков современного общества в произведениях А.И. Куприна», «Символическое и реалистическое в творчестве А.И. Куприна»

2

3

Тема 4.3.

А.М. Горький

Содержание учебного материала

М. Горького как ранний образец социалистического реализма. Правда жизни в рассказах Горького. Типы персонажей в романтических рассказах писателя. Тематика и проблематика романтического творчества Горького. Поэтизация гордых и сильных людей. Авторская позиция и способ ее воплощения.

2

2

Практические занятия

Пьеса «На дне». Изображение правды жизни в пьесе и ее философский смысл. Герои пьесы. Спор о назначении человека. Авторская позиция и способы ее выражения. Новаторство Горького-драматурга.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Исследование и подготовка сообщения: «Гордый человек» в произведениях Ф.М. Достоевского и М. Горького» (произведения по выбору учащихся); «История жизни Актера» (Бубнова, Пепла, Наташи или другого героя пьесы «На дне» — по выбору учащихся)

2

3

Тема 4.4.

Поэзия конца 19 – начала 20 вв.

Практические занятия

Мир образов Н. Гумилева и В. Брюсова. Анализ стихотворений «Жираф», «Юному поэту»

2

2

Тема 4.5.

А.А. Блок

Содержание учебного материала

Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного). Природа социальных противоречий в изображении поэта. Тема исторического прошлого в лирике Блока. Тема родины, тревога за судьбу России в лирике Блока.

2

2

Практические занятия

Поэма «Двенадцать». Сложность восприятия Блоком социального характера революции. Сюжет поэмы и ее герои. Борьба миров. Изображение «мирового пожара», неоднозначность финала, образ Христа в поэме. Композиция, лексика, ритмика, интонационное разнообразие поэмы.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка сообщения: «Природа социальных противоречий в изображении поэта», «Образ Христа в поэме «Двенадцать».

2

3

Раздел 5.

ЛИТЕРАТУРА 20-Х ГОДОВ 20 ВЕКА

9

 

Тема 5.1.

В.В. Маяковский

Содержание учебного материала

Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного). Поэтическая новизна ранней лирики: необычное содержание, гиперболичность и пластика образов, яркость метафор, контрасты и противоречия. Тема несоответствия мечты и действительности, несовершенства мира в лирике поэта. Проблемы духовной жизни. Характер и личность автора в стихах о любви.

2

2

Практические занятия

Сатира Маяковского. Обличение мещанства и новообращенных.

Поэма «Во весь голос». Тема поэта и поэзии. Новаторство поэзии Маяковского. Образ поэта-гражданина.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка сообщения на тему: «Характер и личность автора в стихах о любви».

2

3

Тема 5.2.

С.А. Есенин

Содержание учебного материала

Сведения из биографии (с обобщением раннее изученного). Поэтизация русской природы, русской деревни. Развитие темы родины как выражение любви к России. Художественное своеобразие творчества Есенина: глубокий лиризм, необычайная образность, зрительность впечатлений, цветопись, принцип пейзажной живописи, народно-песенная основа стихов.

1

2

Практические занятия

Поэма «Анна Снегина» поэма о судьбе человека и Родины. Лирическое и эпическое в поэме.

1

2

Самостоятельная работа обучающихся

Составление кроссворда по творчеству С.А. Есенина.

1

3

Раздел 6.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИТЕРАТУРЫ 1930 — НАЧАЛА 1940-Х ГОДОВ

17

 

Тема 6.1.

М. И. Цветаева

Содержание учебного материала

Сведения из биографии. Идейно-тематические особенности поэзии М. И. Цветаевой, конфликт быта и бытия, времени и вечности. Художественные особенности поэзии М. И. Цветаевой. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой. Своеобразие поэтического стиля.

1

2

Практические занятия

Анализ стихотворения «Есть счастливцы и есть счастливицы…»

1

2

Тема 6.2.

О. Мандельштам

Содержание учебного материала

Сведения из биографии О. Э. Мандельштама. Идейно-тематические и художественные особенности поэзии О. Э. Мандельштама. Противостояние поэта «векуволкодаву». Поиски духовных опор в искусстве и природе. Теория поэтического слова О. Мандельштама.

1

3

Практические занятия

Анализ стихотворения «Природа — тот же Рим…».

1

2

Тема 6.3.

М.А. Булгаков

Содержание учебного материала

Творческий путь М. А. Булгакова. Многоплановость романа «Мастер и Маргарита».

2

2

Практические занятия

Воланд и его окружение в романе «Мастер и Маргарита»

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Составление кроссворда по творчеству М.А. Булгакова.

Подготовка заочной экскурсии по одному из музеев М. А. Булгакова

1

2

3

Тема 6.4.

М.А. Шолохов

Содержание учебного материала

Жизненный и творческий путь писателя (с обобщением ранее изученного). Роман-эпопея «Тихий Дон». Своеобразие жанра. Особенности композиции. Столкновение старого и нового мира в романе. Мастерство психологического анализа. Патриотизм и гуманизм романа.

2

2

Практические занятия

Образ Григория Мелехова. Трагедия человека из народа в поворотный момент истории, ее смысл и значение. 2Женские судьбы. Любовь на страницах романа.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка рефератов: «Женские судьбы в романе-эпопее «Тихий Дон», «Традиции Л.Н. Толстого в романе – эпопее «Тихий Дон».

2

3

Раздел 7.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИТЕРАТУРЫ ПЕРИОДА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ И ПЕРВЫХ ПОСЛЕВОЕННЫХ ЛЕТ

8

 

Тема 7.1.

А.А. Ахматова

Содержание учебного материала

Жизненный и творческий путь (с обобщением ранее изученного). Ранняя лирика Ахматовой: глубина, яркость переживаний поэта. Тематика и тональность лирики периода Первой мировой войны: судьба страны и народа.

1

2

Практические занятия

Поэма «Реквием». Исторический масштаб и трагизм поэмы. Трагизм жизни и судьбы лирической героини и поэтессы. Своеобразие лирики Ахматовой.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Исследование и подготовка реферата: «Гражданские и патриотические стихи А. Ахматовой и советская литература»; «Трагедия “стомильонного народа” в поэме А. Ахматовой “Реквием”».

2

3

Тема 7.2.

Б.Л. Пастернак

Содержание учебного материала

Сведения из биографии. Основные мотивы лирики Б. Л. Пастернака. Связь человека и природы в лирике поэта. Эволюция поэтического стиля.

1

2

Практические занятия

Анализ стихотворений «Февраль. Достать чернил и плакать…», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти до самой сути…»

1

2

Самостоятельная работа обучающихся

Составление презентации «Б. Л. Пастернак. Жизнь и творчество».

1

3

Раздел 8.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИТЕРАТУРЫ 1950-1980-Х ГОДОВ

18

 

Тема 8.1.

Проза второй

половины XX века

Содержание учебного материала

Общественно-культурная обстановка в стране во второй половине XX века. Развитие литературы 1950—1980-х годов. в контексте культуры.

Основные направления и течения художественной прозы 1950—1980-х годов. Тематика и проблематика, традиции и новаторство в произведениях прозаиков. Художественное своеобразие прозы В. Шаламова, В. Шукшина, В. Быкова, В. Распутина.

2

1,2

Тема 8.2.

Поэзия второй

половины XX века

Содержание учебного материала

Развитие традиций русской классики и поиски нового поэтического языка, формы, жанра в поэзии 1950—1980-х годов. Лирика поэтов-фронтовиков. Творчество авторов, развивавших жанр авторской песни. Литературные объединения и направления в поэзии 1950—1980-х годов.

Поэзия Н. Рубцова: художественные средства, своеобразие лирического героя. Тема родины в лирике поэта. Гармония человека и природы. Есенинские традиции в лирике Н. Рубцова.

Поэзия Р. Гамзатова: функции приема параллелизма, своеобразие лирического героя. Тема родины в поэзии Р. Гамзатова. Соотношение национального и общечеловеческого в поэзии Р. Гамзатова.

2

1,2

Тема 8.3.

Драматургия второй

половины XX века

Содержание учебного материала

Особенности драматургии 1950—1960-х годов. Жанры и жанровые разновидности драматургии 1950—1960-х годов. Интерес к молодому современнику, актуальным проблемам настоящего. Социально-психологические пьесы В. Розова. Внимание драматургов к повседневным проблемам обычных людей. Тема войны в драматургии. Проблемы долга и совести, героизма и предательства, чести и бесчестия. Пьеса А. Салынского «Барабанщица» (1958). Тема любви в драмах А. Володина, Э. Радзинского. Взаимодействие театрального искусства периода «оттепели» с поэзи-

ей. Поэтические представления в Театре драмы и комедии на Таганке. Влияние Б. Брехта на режиссуру Ю. Любимова. Тематика и проблематика драматургии 1970—1980-х годов. Обращение театров к произведениям отечественных прозаиков. Развитие жанра производственной (социологической) драмы. Драматургия В. Розова,

А. Арбузова, А. Володина в 1970—1980-х годах. Тип «средненравственного» героя в драматургии А. Вампилова. «Поствампиловская драма».

2

1,2

Самостоятельная работа обучающихся

Исследование и подготовка реферата: «Развитие литературы 1950—1980-х годов в контексте культуры»; «Отражение конфликтов истории в судьбах литературных героев»; «Развитие автобиографической прозы в творчестве К.Паустовского, И. Эренбурга» (автор по выбору); «Развитие жанра фантастики в произведениях А. Беляева, И. Ефремова, К. Булычева и др.» (автор по выбору); «Городская проза: тематика, нравственная проблематика, художественные особенности произведений В. Аксенова, Д. Гранина, Ю. Трифонова, В. Дудинцева и др.» (автор по выбору); «Авангардные поиски в поэзии второй половины ХХ века»; «ПоэзияН. Заболоцкого, Н. Рубцова, Б. Окуджавы, А. Вознесенского в контексте русской литературы».

2

3

Тема 8.4.

А.Т. Твардовский

Содержание учебного материала

Сведения из биографии А. Т. Твардовского (с обобщением ранее изученного). Обзор творчества А. Т. Твардовского. Особенности поэтического мира. Автобиографизм поэзии Твардовского. Образ лирического героя, конкретно-исторический и общечеловеческий аспекты тематики. «Поэзия как служение и дар».

1

2

Практические занятия

Поэма «По праву памяти». Произведение лиро-эпического жанра. Драматизм и исповедальность поэмы. Образ отца как композиционный центр поэмы. Поэма «По праву памяти» как «завещание» поэта. Темы раскаяния и личной вины, памяти и забвения, исторического возмездия и «сыновней ответственности». А. Т. Твардовский — главный редактор журнала «Новый мир».

1

2

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка сообщения: «Тема войны и памяти в лирике А.Т. Твардовского», ««Василий Теркин» - памятник простому солдату, его подвигу и мужеству»

2

3

Тема 8.5.

А. И. Солженицын

Содержание учебного материала

Обзор жизни и творчества А. И. Солженицына (с обобщением ранее изученного). Сюжетно-композиционные особенности рассказа «Матренин двор». Отражение конфликтов истории в судьбах героев. Характеры героев как способ выражения авторской позиции. Новый подход к изображению прошлого. Проблема ответственности поколений. Мастерство А. Солженицына-психолога: глубина характеров, историко-философское обобщение в творчестве писателя. Литературные традиции в изображении человека из народа в образе Матрены.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Конспектирование статьи «История создания романа «Архипелаг Гулаг».

2

3

Тема 8.6

Вампилов

Содержание учебного материала

Обзор жизни и творчества А. Вампилова. Проза А. Вампилова. Нравственная проблематика пьес А. Вампилова.

1

2

Практические занятия

Своеобразие драмы «Утиная охота». Композиция драмы. Характер главного героя. Система персонажей, особенности художественного конфликта.

1

2

Раздел 9.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИТЕРАТУРЫ КОНЦА 1980—2000-Х ГОДОВ

5

 

Тема 5.1. Проза последнего десятилетия

Содержание учебного материала

Общественно-культурная ситуация в России конца ХХ — начала ХХI века. Смешение разных идеологических и эстетических ориентиров. Всплеск антитоталитарных настроений на рубеже 1980—1990-х годов. «Задержанная» и «возвращенная» литература. Произведения А. Солженицына, А. Бека, А. Рыбакова, В. Дудинцева, В. Войновича. Отражение постмодернистского мироощущения в современной литературе. Основные направления развития современной литературы. Проза А. Солженицына, В. Распутина, Ф. Искандера, Ю. Коваля, В. Маканина, С. Алексиевич, О. Ермакова, В. Астафьева, Г. Владимова, Л. Петрушевской, В. Пьецуха, Т. Толстой и др. Развитие разных традиций в поэзии Б. Ахмадулиной, Т. Бек, Н. Горбаневской, А. Жигулина, В. Соколова, О. Чухонцева, А. Вознесенского, Н. Искренко, Т. Кибирова, М. Сухотина и др. Духовная поэзия С. Аверинцева, И. Ратушинской, Н. Горбаневской и др. Развитие рок-поэзии. Драматургия постперестроечного времени.

2

12,2

Практические занятия

Л. С. Петрушевская. Рассказы.

В. Распутин. Рассказы.

1

2

Самостоятельная работа обучающихся

Исследование и подготовка доклада: «Особенности массовой литературы конца ХХ—ХХI века»; «Фантастика в современной литературе».

2

3

Раздел 10.

ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ РОССИИ

6

 

Тема 6.1. Творчество поэтов народов России

Содержание учебного материала

Жизнь и творчество Мусы Джалиля.

1

2

Практические занятия

М. Джалиль. «Моабитская тетрадь».

1

2

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка сообщения «Поэзия Г. Айги»

2

3

 

Контрольная работа по теме «Литература 19-20 в.»

2

2

 

Всего:

175

 

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета русского языка, литературы и культуры речи.

Оборудование учебного кабинета: посадочные места по количеству обучающихся, рабочее место преподавателя, учебно-планирующая документация, рекомендуемые учебники, дидактический материал, раздаточный материал, плакаты по курсу.

Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением, экран, проектор.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Основные источники:

Литература: учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования: В 2 ч. Ч. 1 /[Г.А. Обернихина, Т.В. Емельянова, Е.В. Мацыяка, К.В. Савченко]; под ред. Г.А. Обернихиной. – 5-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 400 с.

Литература: учебник для учреждений нач. и сред. проф. Образования: В 2 ч. Ч. 2 /[Г.А. Обернихина, Т.В. Емельянова, Е.В. Мацыяка, К.В. Савченко]; под ред. Г.А. Обернихиной. – 5-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 400 с.

Дополнительные источники:

Журавлев, В.П. Литература [Текст] : учебник в 2 ч. Ч. 1. / – М.: Просвещение, 2008. – 399 с.

Журавлев, В.П. Литература [Текст] : учебник в 2 ч. Ч. 1. / – М.: Просвещение, 2008. – 445 с.

Сахаров В.И., Зинин С.А. Литература. 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1. М.: Русское слово, 2009. – 336 с.

Сахаров В.И., Зинин С.А. Литература. 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 2. М.: Русское слово, 2009. – 288 с.

Литература XIX века / 10 класс: Хрестоматия для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1/ Авт.-сост. С.А. Зинин, В.И. Сахаров. – М.: Русское слово, 2006. – 496 с.

Литература XIX века/ 10 класс: Хрестоматия для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 2/ Авт.-сост. С.А. Зинин, В.И. Сахаров. – М.: Русское слово, 2006. – 496 с.

Русская литература XX в. Хрестоматия в 2-х частях. Ч.1. [Текст] / Под. ред. В.В. Агеносова. – М.: Дрофа, 2008. – 320 с.

Русская литература XX в. Хрестоматия в 2-х частях. Ч.2. [Текст] / Под. ред. В.В. Агеносова. – М.: Дрофа, 2008. – 320 с.

Электронные ресурсы:

www.gramma.ru (сайт «Культура письменной речи», созданный для оказания помощи в овладении нормами современного русского литературного языка и навыками совершенствования устной и письменной речи, создания и редактирования текста.

www.krugosvet.ru (универсальнаянаучно-популярная онлайн-энциклопедия «Энциклопедия Кругосвет»).

www.school-collection.edu.ru (сайт «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»).

www.spravka.gramota.ru (сайт «Справочная служба русского языка»).


 

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Содержание обучения

Характеристика основных видов учебной деятельности студентов (на уровне учебных действий)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Введение

Аудирование; участие в беседе, ответы на вопросы; чтение

Беседа, пересказ прочитанного произведения

Развитие русской литературы и культуры в первой половине XIX века

Аудирование; работа с источниками информации (дополнительная литература, энциклопедии, словари, в том числе интернет-источники); участие в беседе, ответы на вопросы; чтение; комментированное чтение; аналитическая работа с текстами художественных произведений; подготовка докладов и сообщений; самостоятельная и групповая работа по заданиям учебника; подготовка к семинару (в том числе подготовка компьютерных презентаций); выступления на семинаре; выразительное чтение стихотворений наизусть; конспектирование; написание сочинения; работа с иллюстративным материалом; самооценивание и взаимооценивание

Составление исторической справки периода создания (историческая, общественно-политическая обстановка в годы создания произведения), пересказ прочитанного произведения, опережающее задание по тексту, тестирование, выразительное чтение наизусть, беседа

Промежуточная аттестация

Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века

Аудирование; конспектирование; чтение; комментированное чтение; подготовка сообщений и докладов; самостоятельная работа с источниками информации (дополнительная литература, энциклопедии, словари, в том числе интернет-источники); устные и письменные ответы на вопросы; участие в беседе; аналитическая работа с текстами художественных произведений и критических статей; написание различных видов планов; реферирование; участие в беседе; работа с иллюстративным материалом; написание сочинений; редактирование текста; реферирование текста; проектная и учебно-исследовательская работа; подготовка к семинару (в том числе подготовка компьютерных презентаций); самооценивание и взаимооценивание

Составление исторической справки периода создания (историческая, общественно-политическая обстановка в годы создания произведения), пересказ прочитанного произведения, опережающее задание по тексту, тестирование, выразительное чтение наизусть, беседа

Промежуточная аттестация

Поэзия второй половины XIX века

Аудирование; чтение и комментированное чтение; выразительное чтение и чтение наизусть; участие в беседе; самостоятельная работа с учебником; аналитическая работа с текстами стихотворений; составление тезисного плана выступления и сочинения; подготовка сообщения; выступление на семинаре

Составление исторической справки периода создания (историческая, общественно-политическая обстановка в годы создания произведения), пересказ прочитанного произведения, опережающее задание по тексту, тестирование, выразительное чтение наизусть, беседа

Промежуточная аттестация

Особенности развития литературы и других видов искусств в начале XX века

Аудирование, участие в эвристической беседе; работа с источниками информации (дополнительная литература, энциклопедии, словари, в том числе интернет-источники), составление тезисного плана; составление плана сочинения; аналитическая работа с текстами художественного произведения; чтение; подготовка докладов и выступлений на семинаре (в том числе подготовка компьютерных презентаций); выразительное чтение и чтение наизусть; составление тезисного и цитатного планов; работа в группах по подготовке ответов на проблемные вопросы; проектная и учебно-исследовательская работа

Составление исторической справки периода создания (историческая, общественно-политическая обстановка в годы создания произведения), пересказ прочитанного произведения, опережающее задание по тексту, тестирование, выразительное чтение наизусть, беседа

Промежуточная аттестация

Особенности развития литературы 1920-х годов

Аудирование, участие в эвристической беседе; ответы на проблемные вопросы; конспектирование; индивидуальная и групповая аналитическая работа с текстами художественных произведений и учебника; составление систематизирующей таблицы; составление тезисного и цитатного планов; написание сочинения; чтение и комментированное чтение; выразительное чтение и чтение наизусть; работа с иллюстративным материалом

Составление исторической справки периода создания (историческая, общественно-политическая обстановка в годы создания произведения), пересказ прочитанного произведения, опережающее задание по тексту, тестирование, выразительное чтение наизусть, беседа

Промежуточная аттестация

Особенности развития литературы 1930-1940-х годов

Аудирование; чтение и комментированное чтение; самостоятельная и групповая работа с текстом учебника; индивидуальная и групповая аналитическая работа с текстами художественных произведений (устная и письменная); выразительное чтение и чтение наизусть; подготовка докладов и сообщений; составление тезисного и цитатного планов сочинения; работа с иллюстративным материалом; проектная и учебно-исследовательская работа

Составление исторической справки периода создания (историческая, общественно-политическая обстановка в годы создания произведения), пересказ прочитанного произведения, опережающее задание по тексту, тестирование, выразительное чтение наизусть, беседа

Промежуточная аттестация

Особенности развития литературы периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет

Аудирование; чтение и комментированное чтение; подготовка литературной композиции; подготовка докладов и сообщений; выразительное чтение и чтение наизусть; индивидуальная и групповая аналитическая работа с текстами художественных произведений; реферирование текста; написание сочинения

Составление исторической справки периода создания (историческая, общественно-политическая обстановка в годы создания произведения), пересказ прочитанного произведения, опережающее задание по тексту, тестирование, выразительное чтение наизусть, беседа

Промежуточная аттестация

Особенности развития литературы 1950-1980-х годов

Аудирование; групповая аналитическая работа с текстами литературных произведений; выразительное чтение и чтение наизусть; самооценивание и взаимооценивание; составление тезисного плана

Пересказ прочитанного произведения, опережающее задание по тексту, тестирование, беседа

Промежуточная аттестация

Русское литературное зарубежье 1920-1990-х (три волны эмиграции)

Аудирование, участие в эвристической беседе; чтение; самостоятельная аналитическая работа с текстами художественных произведений

Пересказ прочитанного произведения, опережающее задание по тексту, тестирование, беседа

Промежуточная аттестация

Особенности развития литературы конца 1980 – 2000-х годов

Аудирование; чтение; самостоятельная аналитическая работа с текстами художественных произведений; аннотирование; подготовка докладов и сообщений

Пересказ прочитанного произведения, опережающее задание по тексту, тестирование, беседа

Промежуточная аттестация

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.