Рабочая программа по литературе для 9 класса
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей №1» р.п.Чамзинка
02 - 04
РассмотренА и одобрена на заседании МО учителей русского языка и литературы Руководитель МО /Волгина Т.В./ « 28 » августа 2018 г. |
«УтвержденО» Приказ № от «31сентября» 2018 г. Директор МБОУ «Лицей №1» р.п.Чамзинка /Туленин Н.Н./ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Литература»
для преподавания в 9 «А» классе
Составитель: учитель русского языка и литературы Волгина Т.В.
2018/2019 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Рабочая программа по литературе для 9 «А» класса разработана в соответствии с
- федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 г.,
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»,
-приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. №1644«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от17.12.2010 г. № 1897»,
- приказом Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от17.12.2010 г. № 1897»,
- федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования;
- учебным планом Лицея;
на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, примерной программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательных учреждений (авторы: Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И., Збарский И.С., Полухина В.П. – М.: Просвещение, 2016 г.), с учетом гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях».
Описание места учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа по литературе языку для 9 «А» класса составлена из расчёта часов, указанных в учебном плане МБОУ «Лицей №1» р.п.Чамзинка. Предмет «Литература» в 9 классе изучается в объёме 102 часа учебного плана лицея при нагрузке 3 часа в неделю.
Данная рабочая программа реализуется по следующему УМК:
Учебник для 9 класса общеобразовательных организаций. «Литература» в 2-х кн. – М.: Просвещение, 2018 г. Авторы: Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литература»
в 9 классе
Целью данной программы является направленность на достижение образовательных результатов в соответствии с ФГОС, в частности:
Личностные:
воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству совершенствование духовно-нравственных качеств личности, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;
развитие морального осознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками;
формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического осознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
формирование и развитие компетентностей в области использования информационно-коммуникативных технологий.
Предметные:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы;
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Выпускник научится |
Выпускник получит возможность научиться |
Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв. Зарубежная литература |
|
• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения; • воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку; • определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения; • выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации; • определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями; • анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному; • создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах; • сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах; • работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации. |
• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста; • дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию; • сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их; • оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств; • создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств; • сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа; • вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект). |
Содержание учебного предмета
№ |
Раздел программы |
Содержание дисциплины, основные понятия |
1 |
Введение(1ч) |
Литература и ее роль в духовной жизни человека. Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности. Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений). |
2 |
Из древнерусской литературы (2 ч) |
Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров. «Слово о полку Игореве».История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков. Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы. |
3 |
Из русской литературы XVIII ВЕКА (10 ч) |
Характеристика русской литературы XVIII века. Гражданский пафос русского классицизма. Михаил Васильевич Ломоносов.Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года».Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова. Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии. Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Обзор.) «Властителям и судиям».Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации. «Памятник».Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства. Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе. Повесть «Бедная Лиза»,стихотворение «Осень».Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы. Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления). |
4 |
Из русской литературы XIX ВЕКА (56 ч) |
Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе. Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.) «Море».Романтический образ моря. «Невыразимое».Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову. «Светлана».Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам. Теория литературы. Баллада (развитие представлений). Александр Сергеевич Грибоедов.Жизнь и творчество. (Обзор.) «Горе от ума».Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров.« Мильон терзаний»).Преодоление канонов классицизма в комедии. Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...». Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии... Поэма «Цыганы».Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы. «Евгений Онегин».Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления. Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки). «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества. Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия). Михаил Юрьевич Лермонтов.Жизнь и творчество. (Обзор.) «Герой нашего времени».Обзор содержания. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои. Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский). Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского. Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...»Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии. Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (начальные представления). Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор) «Мертвые души»— история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи. Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского. Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений). Александр Николаевич Островский. Слово о писателе. «Бедность не порок». Мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя — положительные герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви — воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты. Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия). Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе. «Белые ночи».Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского. Теория литературы. Повесть (развитие понятия). Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе. «Юность».Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептицизмом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя. Антон Павлович Чехов. Слово о писателе. «Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа. «Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе. Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа. ПоэзияXIXвека Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений. Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений. |
5 |
Из русской литературы XX ВЕКА (26 ч) |
Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века. Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России. Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе. Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования. Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе. Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести. Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий). Проза о Великой Отечественной войне * Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе. Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации. Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия). Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи. Теория литературы. Притча (углубление понятия). Русская поэзия XX века Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века. Штрихи к портретам Александр Александрович Блок. Слово о поэте. «Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мраком», «Как тяжело ходить среди людей...», «О доблестях, о подвигах, о славе...».Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта. Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте. «Вот уж вечер...», «Той ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...».Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии. Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте. «Послушайте!»и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта. Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «С большою нежностью — потому...», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве».Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта. Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте. «Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст».Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя. Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте. Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «Тростник», «Бег времени».Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений. Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте. «Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных тяжелый крест...».Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви. Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте. «Урожай», «Весенние строчки», «Я убит подо Ржевом». Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений. Теория литературы. Силлабо-тоническая и тоническая системы стихосложения.Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений). Песни и романсы на стихи поэтов XIX—XX веков Н. Языков. «Пловец» («Нелюдимо наше море...»); В. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукой...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); А. Вертинский. «Доченьки»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...». Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека. |
6 |
Зарубежная литература (6 ч.) |
Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным человеком, разумом поэта). Универсально-философский характер поэмы. Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрождения. «Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой (4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература. Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия). |
7 |
Повторение (1ч.) |
Тематическое планирование
уроков литературы в 9 «А» классе
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Всего часов |
Из них: |
||||||||
Теоретическая часть |
Уроков внеклассного чтения |
Уроков развития речи,проекты |
Контрольные работы |
||||||||
1 |
Введение |
1 |
1 |
||||||||
2 |
Древнерусской литературы |
2 |
2 |
- |
- |
- |
|||||
3 |
Русской литературы XVIII века |
10 |
8 |
1 |
1 |
||||||
4 |
Русской литературы XIX века |
56 |
43 |
5 |
6 |
2 |
|||||
5 |
Русской литературы XX века |
26 |
21 |
1 |
2 |
2 |
|||||
6 |
Зарубежной литературы |
6 |
6 |
||||||||
7. |
Повторение |
1 |
1 |
||||||||
Итого: |
102 |
82 |
7 |
9 |
4 |
Календарно-тематическое планирование
программного материала по литературе в 9 классе «А»
Учебник для 8 класса общеобразовательных организаций «Литература» в 2-х кн. – М.: Просвещение, 2018 г.
Авторы: Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И
Программа литературного образования для общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2014 г.
Авторы: Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И., Збарский И.С., Полухина В.П.
Всего уроков Теоретическая часть Практическая часть Уроков внеклассного чтения Уроков развития речи Контрольных работ |
102 82 20 7 9 4 |
№ п/п |
Раздел программы |
Количество часов |
Из них |
Тип урока |
Дата проведения |
||||||
Развитие речи, проект |
внеклассное чтение |
Контрольная работа |
планируемая |
фактическая |
|||||||
1. Введение |
1 |
||||||||||
1 |
1.1 |
Литература как искусство слова. |
1 |
Урок комплексного применения знаний, умений, навыков |
|||||||
2 |
2.1 |
2. Из древнерусской литературы (2 ч.) Литература Древней Руси как средневековое искусство слова и ветвь мировой литературы. |
1 |
лекция |
|||||||
3 |
2.2 |
«Слово о полку Игореве»- крупнейший памятник мирового средневековья. |
1 |
Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний |
|||||||
4 |
3.1 |
3. Из русской литературы 18 века ХVIII век- эпоха расцвета классицизма в литературе и других видах искусства |
10 |
Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний |
|||||||
5 |
3.2 |
М.В.Ломоносов: жизнь и творчество (обзор). «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния» |
1 |
Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний |
|||||||
6 |
3.3 |
М.В.Ломоносов «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» |
1 |
Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний |
|||||||
7 |
3.4 |
М.В.Ломоносов «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» |
1 |
Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний |
|||||||
8 |
3.5 |
Г.Р.Державин «Памятник» |
Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний |
||||||||
9 |
3.6 |
Квинт Гораций Флакк. «К Мельпомене» («Я воздвиг памятник...») |
Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний |
||||||||
10 |
3.7 |
Н.М.Карамзин «Бедная Лиза» |
Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний |
||||||||
11 |
3.8 |
Повесть «Бедная Лиза» глазами современного читателя |
Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний |
||||||||
12 |
3.9 |
Вн.чт. Н.М.Карамзин. «Осень» |
1 |
Урок внеклассного чтения |
|||||||
13 |
3.10 |
Рр Контрольное сочинение «Чем современна литература VIII века?» |
1 |
Урок контроля знаний |
|||||||
4. Из русской литературы ХIX века. |
56 |
||||||||||
14 |
4.1 |
Общая характеристика мировой литературы ХIX века. |
1 |
Урок изучения нового материала |
|||||||
15 |
4.2 |
Вн.чт. Д.Г.Байрон: личность, судьба, творчество. |
1 |
Урок внеклассного чтения |
|||||||
16 |
4.3 |
В.А.Жуковский. Романтизм в русской литературе. Жизнь и творчество поэта. Элегия «Море». |
1 |
Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний |
|||||||
17 |
4.4 |
Баллада «Светлана»: нравственный мир героини, язык баллады. Отражение быта русского народа, фольклорные мотивы, образы- символы. |
1 |
Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний |
|||||||
18 |
4.5 |
А.С.Грибоедов. Жизнь, судьба, творчество. |
1 |
лекция |
|||||||
19 |
4.6 |
Комедия «Горе от ума»: возникновение замысла, история создания, особенности композиции, жанровое своеобразие. |
1 |
беседа |
|||||||
20 |
4.7 |
«Горе от ума». Фамусовская Москва. |
1 |
Беседа,анализ ключевых сцен |
|||||||
21 |
4.8 |
«Горе от ума». Молодое поколение, разные его представители. |
1 |
Беседа,анализ ключевых сцен |
|||||||
22 |
4.9 |
«Горе от ума». Чацкий в системе образов комедии. |
Урок комплексного применения знаний, умений, навыков |
||||||||
23 |
4.10 |
«Горе от ума»: язык комедии. |
1 |
Урок комплексного применения знаний, умений, навыков |
|||||||
24 |
4.11 |
«Горе от ума». Разговорная основа и афористичность стихотворной пьесы. |
1 |
Урок комплексного применения знаний, умений, навыков |
|||||||
25 |
4.12 |
РР И.А.Гончаров. «Мильон терзаний». |
1 |
Урок развития речи |
|||||||
26 |
4.13 |
А.С.Пушкин: жизнь, судьба, творчество. Лицейская лирика, лирика дружбы. |
1 |
Лекция |
|||||||
27 |
4.14 |
А.С.Пушкин. Лирика петербургского периода. |
1 |
Урок контроля |
|||||||
28 |
4.15 |
Любовь как гармония душ в лирике А.С.Пушкина. |
1 |
Урок комплексного применения знаний, умений, навыков |
|||||||
29 |
4.16 |
А.С.Пушкин. «Бесы». Анализ стихотворения. |
1 |
Урок комплексного применения знаний, умений, навыков |
|||||||
30 |
4.17 |
УК Контрольная работа по творчеству А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина. Тест. |
1 |
Урок контроля знаний |
|||||||
31 |
4.18 |
Вн.чт. А.С.Пушкин. «Цыганы» как романтическая поэма. |
1 |
Урок внеклассного чтения |
|||||||
32 |
4.19 |
А.С.Пушкин. Роман в стихах «Евгений Онегин». |
1 |
Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний |
|||||||
33 |
4.20 |
А.С.Пушкин. «Евгений Онегин». Онегин и Ленский. |
1 |
Урок комплексного применения знаний, умений, навыков |
|||||||
34 |
4.21 |
А.С.Пушкин. «Евгений Онегин». Ольга и Татьяна Ларины. |
1 |
Урок комплексного применения знаний, умений, навыков |
|||||||
35 |
4.22 |
А.С.Пушкин. «Евгений Онегин». Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. |
1 |
Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний |
|||||||
36 |
4.23 |
Автор как идейно- композиционный и лирический центр романа. |
1 |
Урок комплексного применения знаний, умений, навыков |
|||||||
37 |
4.24 |
Пушкинская эпоха в романе «Евгений Онегин». |
1 |
Урок комплексного применения знаний, умений, навыков |
|||||||
38 |
4.25 |
«Евгений Онегин» в зеркале русской критики. |
1 |
Урок развития речи |
|||||||
39 |
4.26 |
Вн.чт. А.С.Пушкин. Трагедия «Моцарт и Сальери»: проблема «гения и злодейства». |
1 |
Урок комплексного применения знаний, умений, навыков |
|||||||
40 |
4.27 |
Проект. «Мой Пушкин». |
1 |
Урок развития речи |
|||||||
41 |
4.28 |
М. Ю. Лермонтов: жизнь, творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике поэта. |
1 |
Лекция |
|||||||
42 |
4.29 |
М. Ю. Лермонтов. Образ поэта- пророка в лирике. |
1 |
Урок развития речи |
|||||||
43 |
4.30 |
Эпоха безвременья в лирике М.Ю.Лермонтова. Тема России и ее своеобразие. |
1 |
Урок комплексного применения знаний, умений, навыков |
|||||||
44 |
4.31 |
М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»- первый психологический роман в русской литературе. |
1 |
Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний |
|||||||
45 |
4.32 |
М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч». |
1 |
беседа |
|||||||
46 |
4.33 |
«Журнал Печорина» как средство самораскрытия характера героя. |
1 |
беседа |
|||||||
47 |
4.34 |
М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». Глава «Княжна Мери». |
1 |
беседа |
|||||||
48 |
4.35 |
М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». Глава «Фаталист». |
1 |
беседа |
|||||||
49 |
4.36 |
М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни главного героя. |
1 |
практикум |
|||||||
50 |
4.37 |
М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». литературная критика о романе. |
1 |
семинар |
|||||||
51 |
4.38 |
Проект. Читаем стихи Лермонтова. Домашнее сочинение по творчеству М.Ю.Лермонтова. |
1 |
1 |
Урок развития речи |
||||||
52 |
4.39 |
Н.В.Гоголь. Жизнь и творчество. Проблематика и поэтика первых сборников Гоголя. |
1 |
Лекция |
|||||||
53 |
4.40 |
Н.В.Гоголь. Поэма «Мертвые души»: замысел, история создания, особенности жанра и композиции, смысл названия. |
1 |
лекция |
|||||||
54 |
4.41 |
Н.В.Гоголь. Система образов поэмы. Образы помещиков. |
1 |
беседа, практикум |
|||||||
55 |
4.42 |
Образы помещиков в поэме «Мертвые души». |
1 |
беседа, практикум |
|||||||
56 |
4.43 |
Н.В.Гоголь. «Мертвые души». Образы чиновников губернского города. |
1 |
беседа, практикум |
|||||||
57 |
4.44 |
Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. |
1 |
беседа |
|||||||
58 |
4.45 |
Н.В.Гоголь. «Мертвые души»- поэма о величии России и народа. Пафос и роль лирических отступлений. К /тест |
1 |
Урок контроля |
|||||||
59 |
4.46 |
РР Сочинение по поэме н.В.Гоголя «Мертвые души». |
1 |
Урок развития речи |
|||||||
60 |
4.47 |
А.Н.Островский. Жизнь и творчество. отражение в его пьесах реальных общественных противоречий времени. Особенности сюжета пьесы «Бедность не порок». |
1 |
Урок изучения нового материала |
|||||||
61 |
4.48 |
А.Н.Островский. Любовь в патриархальном мире и ее влияние на героев пьесы «Бедность не порок». |
1 |
беседа |
|||||||
62 |
4.49 |
Ф.М.Достоевский. Жизнь и творчество. Повесть «Белые ночи». |
1 |
Урок комплексного применения знаний, умений, навыков |
|||||||
63 |
4.50 |
Ф.М.Достоевский. Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи», черты его внутреннего мира. |
1 |
Урок комплексного применения знаний, умений, навыков |
|||||||
64 |
4.51 |
Ф.М.Достоевский. . Роль истории Настеньки в повести «Белые ночи». |
1 |
Урок комплексного применения знаний, умений, навыков |
|||||||
65 |
4.52 |
Вн.чт. Л.Н.Толстой. Судьба. личность, творчество. Автобиографическая трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность». |
1 |
Урок комплексного применения знаний, умений, навыков |
|||||||
66 |
4.53 |
А.П.Чехов. Судьба, личность, творчество. Рассказ «Смерть чиновника»: образ «маленького человека». |
1 |
Урок комплексного применения знаний, умений, навыков |
|||||||
67 |
4.54 |
А.П.Чехов. Рассказ «Тоска». Тема одиночества человека в мире. |
1 |
Урок комплексного применения знаний, умений, навыков |
|||||||
68 |
4.55 |
Вн.чт. А.П.Чехов. Книга художественно- путевых очерков «Остров Сахалин». Особенности жанра произведения. |
1 |
Урок внеклассного чтения |
|||||||
69 |
4.56 |
РР Подготовка к сочинению-ответу на проблемный вопрос «В чем особенности изображения внутреннего мира героя русской литературы 19 века (на примере произведений А.Островского, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова). |
1 |
Урок развития речи |
|||||||
5.Из русской литературы ХХ века |
26 |
||||||||||
70 |
5.1 |
Русская литература ХХ века: многообразие жанров и направлений (обзор) |
1 |
Урок изучения нового материала |
|||||||
71 |
5.2 |
И.А.Бунин. Философия любви в новеллах. Мастерство И.А.Бунина в новелле «Легкое дыхание». |
1 |
Урок изучения нового материала |
|||||||
72 |
5.3 |
М.А.Булгаков. Судьба, личность, творчество. «Собачье сердце»: история создания, композиция. |
1 |
Урок изучения нового материала |
|||||||
73 |
5.4 |
М.А.Булгаков. «Собачье сердце» как социально- философская сатира на современное общество. Система образов, поэтика повести. |
1 |
Беседа, практикум |
|||||||
74 |
5.5 |
М.А.Шолохов. Судьба, личность, творчество. Рассказ «Судьба человека»: смысл названия рассказа. |
1 |
Урок изучения нового материала |
|||||||
75 |
5.6 |
М.А.Шолохов. «Судьба человека». Судьба человека и судьба Родины. Композиция, особенности авторского повествования. Образ главного героя. |
1 |
Урок изучения нового материала |
|||||||
76 |
5.7 |
А.И.Солженицын. Судьба, личность, творчество. Рассказ «Матренин двор», его автобиографичность. История создания и публикации. |
1 |
Урок изучения нового материала |
|||||||
77 |
5.8 |
Рассказ «Матренин двор».Образ героини и ее мира. Нравственный облик Матрены- праведницы, ее духовная стойкость. |
1 |
Беседа, практикум |
|||||||
78 |
5.9 |
УК КР по изученным произведениям 19, 20 веков. Тест. |
1 |
Урок контроля знаний |
|||||||
79 |
5.10 |
Русская лирика ХХ века. Избранные страницы творческого наследия потов Серебряного века русской поэзии. |
1 |
Беседа, практикум |
|||||||
80 |
5.11 |
А.А.Блок: судьба. личность, творчество. Избранные страницы творческого наследия поэта ( «Ветер принес издалека…», «О. весна без конца и без краю…», «О.я хочу безумно жить…»…) |
1 |
Беседа, практикум |
|||||||
81 |
5.12 |
С.А.Есенин: судьба, личность, творчество. Тема Родины в лирике поэта. |
1 |
Беседа, практикум |
|||||||
82 |
5.13 |
«Всю душу выплесну в слова…. Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике поэта. |
1 |
Урок изучения нового материала |
|||||||
83 |
5.14 |
Народно – песенная основа лирики С.А.Есенина |
1 |
Беседа, практикум |
|||||||
84 |
5.15 |
В.В.Маяковский: судьба, личность, творчество. Новаторство поэзии Маяковского. |
1 |
Урок изучения нового материала |
|||||||
85 |
5.16 |
В.В.Маяковский. Художественный мир, характер ранней лирики. Своеобразие стиха, ритма, интонации. |
1 |
Урок изучения нового материала |
|||||||
86 |
5.17 |
М.И.Цветаева: судьба. личность, творчество. Особенности поэтики Цветаевой. |
1 |
Урок изучения нового материала |
|||||||
87 |
5.18 |
М.И.Цветаева. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта. «Стихи к Блоку». Образ Родины в лирическом цикле «Стихи о Москве». |
1 |
Урок изучения нового материала |
|||||||
88 |
5.19 |
Н.А. Заболоцкий: судьба, личность, творчество. Философский характер лирики поэта. |
1 |
Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний |
|||||||
89 |
5.20 |
А.А.Ахматова: судьба, личность, творчество. Трагические интонации в любовной лирике. |
1 |
Лекция с элементами беседы |
|||||||
90 |
5.21 |
А.А.Ахматова. Стихотворения о поэте и поэзии. Особенности поэтики. |
1 |
Анализ поэтического текста |
|||||||
91 |
5.22 |
Б.Л.Пастернак: судьба, личность, творчество. Вечность и современность в стихах о природе и любви. |
1 |
Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний |
|||||||
92 |
5.23 |
А.Т.Твардовский: судьба, личность, творчество. Раздумья о родине и о природе в лирике поэта. |
1 |
Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний |
|||||||
93 |
5.24 |
А.Т.Твардовский. Осмысление темы войны. Проблемы и интонации стихотворений о войне. |
1 |
Урок контроля |
|||||||
94 |
5.25 |
Проект. Романсы на стихотворения русских поэтов 19-20 вв. |
1 |
Урок развития речи |
|||||||
95 |
5.26 |
Вн.чт. Авторская песня. Песенное творчество Б.Окуджавы, В.Высоцкого. УК Зачетная работа по теме «Русская лирика ХХ века». |
1 |
1 |
Урок контроля знаний Урок внеклассного чтения |
||||||
Из зарубежной литературы |
6 |
||||||||||
96 |
6.1 |
Культура эпохи античности и ее роль в развитии мировой культуры. Античная лирика. Чувства и разум в любовной лирике Катулла. |
1 |
лекция |
|||||||
97 |
6.2 |
Гораций. Традиции оды Горация в русской поэзии. |
1 |
лекция |
|||||||
98 |
6.3 |
Данте Алигьери: жизнь, творчество. «Божественная комедия»: множество смыслов поэмы и ее универсально- философский характер. |
1 |
Урок изучения нового материала |
|||||||
99 |
6.4 |
У.Шекспир. Эпоха Возрождения. «Гамлет.» Одиночество Гамлета и его конфликт с реальным миром «расшатавшегося века». |
1 |
Урок изучения нового материала |
|||||||
100 |
6.5 |
У.Шекспир. «Гамлет». Философский характер трагедии. Гамлет как вечный образ мировой литературы. |
1 |
Урок комплексного применения знаний, умений, навыков |
|||||||
101 |
6.6 |
Эпоха Просвещения. И.В.Гете. «Фауст» как философская трагедия. Идейный смысл трагедии. Фауст как вечный образ мировой литературы. |
1 |
Урок контроля |
|||||||
Повторение (1ч.) |
|||||||||||
102 |
7.1 |
Итоговый урок «В ожидании новой встречи с искусством слова…» |
1 |
Беседа тестирование |
Учебно-методический комплекс
Аристова М. А. Справочник по русской литературе для школьников / М. А. Аристова, Б. А. Макарова, Н. А. Миронова, Ж. Н. Критарова. – М.: Издательство «Экзамен», 2008. Доронина Т. В. Анализ стихотворения: учебное пособие. – М.: Издательство «Экзамен», 2009. Литература . 9 кл. Учебник для общеобразоват. учреждений. В 2-х ч. Ч. 1/ Авт.-сост. В. Я. Коровина (и др.). – М.: Просвещение, 2018. Литература . 9 кл. Учебник для общеобразоват. учреждений. В 2-х ч. Ч. 2/ Авт.-сост. В. Я. Коровина (и др.). – М.: Просвещение, 2018.
Мещерякова М. И. Литература в таблицах и схемах. – М.: Рольф, 2001.
Читаем, думаем, спорим…: дидакт. материалы по литтературе.: 9 кл. / Авт.-сост. В. Я. Коровина (и др.). – М.: Просвещение, 2007.
Для учителя: Программы и учебники:
Литература . 9 кл. Учебник для общеобразоват. учреждений. В 2-х ч. Ч. 1/ Авт.-сост. В. Я. Коровина (и др.). – М.: Просвещение, 2018.
Литература . 9 кл. Учебник для общеобразоват. учреждений. В 2-х ч. Ч. 2/ Авт.-сост. В. Я. Коровина (и др.). – М.: Просвещение, 2018.
Программа по литературе для 9 класса общеобраз. учрежд. (базовый уровень)/Автор-составитель В. Я. Коровина – М.: Просвещение, 2017.
Читаем, думаем, спорим…: дидакт. материалы по литературе: 9 кл. / Авт.-сост. В. Я. Коровина (и др.). – М.: Просвещение, 2014.
Методические пособия:
Литература . 5-11 классы. Образовательные технологии: инновации и традиции: конспекты уроков. / Авт.-сост. Попова Е.Н. – Волгоград: Учитель, 2009.
Методика преподавания литературы: хрестоматия-практикум. / Авт.-сост. Б. А. Ланин. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
Миронова Н. А. Анализ стихотворения: учебно-методическое пособие. – М.: Издательство «Экзамен», 2008.
Русская литература 18-19 веков: справочные материалы. / Сост. Л. В. Соколова, В. И. Федоров. – М.: Просвещение, 1995.
Шахова Н.В., Миронова В. Г. Школьные олимпиады: русский язык, литература, английский язык: 8-11 классы. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.
Интернет-ресурсы:
Справочно-информационные и методические материалы:
http://www.rol.ru – Электронная версия журнала «Вопросы литературы»
http://www.1september.ru – Электронные версии газеты «Литература» (Приложение к «Первому сентября»)
http://center.fio.ru – Мастерская «В помощь учителю. Литература» Художественная литература
http://old-russian.chat.ru/index1.htm – Древнерусская литература
http://www.klassika.ru – Библиотека классической русской литературы
http://www.ruthenia.ru – Русская поэзия 60-х годов
Устинова Валентина Ивановна