Рабочая программа по литературе для 9 класса

1
1
Материал опубликован 31 March 2019

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей №1» р.п.Чамзинка

02 - 04

 

РассмотренА и одобрена

на заседании МО учителей

русского языка и литературы

Руководитель МО /Волгина Т.В./

« 28 » августа 2018 г.

«УтвержденО»

Приказ № от «31сентября» 2018 г.

Директор МБОУ «Лицей №1»

р.п.Чамзинка /Туленин Н.Н./

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Литература»

для преподавания в 9 «А» классе

Составитель: учитель русского языка и литературы Волгина Т.В.

2018/2019 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа

Рабочая программа по литературе для 9 «А» класса разработана в соответствии с

- федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 г.,

- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»,

-приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. №1644«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от17.12.2010 г. № 1897»,

- приказом Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от17.12.2010 г. № 1897»,

- федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования;

- учебным планом Лицея;

на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, примерной программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательных учреждений (авторы: Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И., Збарский И.С., Полухина В.П. – М.: Просвещение, 2016 г.), с учетом гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях».

Описание места учебного предмета в учебном плане

Рабочая программа по литературе языку для 9 «А» класса составлена из расчёта часов, указанных в учебном плане МБОУ «Лицей №1» р.п.Чамзинка. Предмет «Литература» в 9 классе изучается в объёме 102 часа учебного плана лицея при нагрузке 3 часа в неделю.

Данная рабочая программа реализуется по следующему УМК:

Учебник для 9 класса общеобразовательных организаций. «Литература» в 2-х кн. – М.: Просвещение, 2018 г. Авторы: Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литература»

в 9 классе

Целью данной программы является направленность на достижение образовательных результатов в соответствии с ФГОС, в частности:

Личностные:

воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству совершенствование духовно-нравственных качеств личности, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению;

освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;

развитие морального осознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками;

формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

развитие эстетического осознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные:

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

владение основами самоконтроля, самооценки;

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии;

смысловое чтение;

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

формирование и развитие компетентностей в области использования информационно-коммуникативных технологий.

Предметные:

• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

• написание сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы;

• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Выпускник научится

Выпускник получит возможность научиться

Древнерусская литература. Русская литература XVIII в.

Русская литература XIX—XX вв. Зарубежная литература

• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;

• воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

• определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

• определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;

• создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

• работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.

• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;

• сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;

• оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

• создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;

• сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

• вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

Содержание учебного предмета

Раздел программы

Содержание дисциплины,

основные понятия

1

Введение(1ч)

Литература и ее роль в духовной жизни человека.

Шедевры родной литературы. Формирование потребно­сти общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.

Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).

2

Из древнерусской литературы

(2 ч)

Беседа о древнерусской литературе. Самобытный харак­тер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.

«Слово о полку Игореве».История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произве­дения. Значение «Слова...» для русской литературы после­дующих веков.

Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.

3

Из русской литературы XVIII ВЕКА (10 ч)

Характеристика русской литературы XVIII века. Граж­данский пафос русского классицизма.

Михаил Васильевич Ломоносов.Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.

«Вечернее размышление о Божием величестве при слу­чае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Им­ператрицы Елисаветы Петровны 1747 года».Прославле­ние Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.

Теория литературы. Ода как жанр лирической по­эзии.

Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Об­зор.)

«Властителям и судиям».Тема несправедливости силь­ных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламаци­онные интонации.

«Памятник».Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особен­ности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.

Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.

Повесть «Бедная Лиза»,стихотворение «Осень».Сенти­ментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты рус­ской литературы.

Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).

4

Из русской литературы XIX ВЕКА (56 ч)

Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.

Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Море».Романтический образ моря.

«Невыразимое».Границы выразимого. Возможности по­этического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.

«Светлана».Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые пред­сказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фанта­стической баллады. Нравственный мир героини как средо­точие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.

Теория литературы. Баллада (развитие представ­лений).

Александр Сергеевич Грибоедов.Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Горе от ума».Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров.« Мильон терзаний»).Преодоление канонов классицизма в комедии.

Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».

Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...

Поэма «Цыганы».Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.

«Евгений Онегин».Обзор содержания. «Евгений Оне­гин» — роман в стихах. Творческая история. Образы глав­ных героев. Основная сюжетная линия и лирические от­ступления.

Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Оне­гина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (при­жизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).

«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа миро­восприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.

Теория литературы. Роман в стихах (начальные пред­ставления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).

Михаил Юрьевич Лермонтов.Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Герой нашего времени».Обзор содержания. «Герой на­шего времени» — первый психологический роман в рус­ской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.

Особенности композиции. Печорин — «самый любопыт­ный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).

Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтиз­ме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой наше­го времени» в критике В. Г. Белинского.

Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Про­рок», «Нет, не тебя так пылко я люблю...»Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.

Теория литературы. Понятие о романтизме (закреп­ление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (на­чальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор)

«Мертвые души»— история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичи­ков — «приобретатель», новый герой эпохи.

Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавер­шенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чи­чикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белин­ского.

Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер ко­мического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).

Александр Николаевич Островский. Слово о писателе.

«Бедность не порок». Мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя — положительные герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви — воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.

Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).

Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.

«Белые ночи».Тип «петербургского мечтателя» — жад­ного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчаст­ного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентименталь­ности» в понимании Достоевского.

Теория литературы. Повесть (развитие понятия).

Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе.

«Юность».Обзор содержания автобиографической три­логии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конф­ликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептициз­мом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внут­ренний монолог как форма раскрытия психологии героя.

Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.

«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.

«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького чело­века в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.

Теория литературы. Развитие представлений о жан­ровых особенностях рассказа.

ПоэзияXIXвека

Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообра­зие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.

Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.

5

Из русской литературы XX ВЕКА (26 ч)

Богатство и разнообразие жанров и направлений рус­ской литературы XX века.

Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.

Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.

Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.

Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.

Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэти­ка Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.

Теория литературы. Художественная условность, фан­тастика, сатира (развитие понятий).

Проза о Великой Отечественной войне *

Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе.

Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и тру­женика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней приро­ды для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.

Теория литературы. Реализм в художественной ли­тературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).

Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.

Теория литературы. Притча (углубление понятия).

Русская поэзия XX века

Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Много­образие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.

Штрихи к портретам

Александр Александрович Блок. Слово о поэте.

«Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мра­ком», «Как тяжело ходить среди людей...», «О доблестях, о подвигах, о славе...».Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.

Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.

«Вот уж вечер...», «Той ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...».Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений по­эта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии.

Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.

«Послушайте!»и другие стихотворения по выбору учи­теля и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеоб­разие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.

Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нра­вится, что вы больны не мной...», «С большою нежностью — потому...», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве».Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.

Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.

«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст».Стихотворения о че­ловеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.

Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.

Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «Трост­ник», «Бег времени».Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.

Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.

«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных тяжелый крест...».Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предмет­ность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.

Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.

«Урожай», «Весенние строчки», «Я убит подо Ржевом». Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.

Теория литературы. Силлабо-тоническая и тоничес­кая системы стихосложения.Виды рифм. Способы рифмов­ки (углубление представлений).

Песни и романсы на стихи поэтов XIX—XX веков

Н. Языков. «Пловец» («Нелюдимо наше море...»); В. Сол­логуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукой...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на до­рогу...»); А. Вертинский. «Доченьки»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...». Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального ис­кусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.

6

Зарубежная литература (6 ч.)

Данте Алигьери. Слово о поэте.

«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение бо­жественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным чело­веком, разумом поэта). Универсально-философский харак­тер поэмы.

Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творче­стве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрож­дения.

«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбо­ру учителя, например: монологи Гамлета из сцены пя­той (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой

(4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гам­лета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой ли­тературы. Шекспир и русская литература.

Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).

7

Повторение (1ч.)

 


 

Тематическое планирование

уроков литературы в 9 «А» классе

п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Из них:

Теоретическая часть

Уроков внеклассного чтения

Уроков развития речи,проекты

Контрольные работы

1

Введение

1

1

     

2

Древнерусской литературы

2

2

-

-

-

3

Русской литературы XVIII века

10

8

1

1

 

4

Русской литературы XIX века

56

43

5

6

2

5

Русской литературы XX века

26

21

1

2

2

6

Зарубежной литературы

6

6

     

7.

Повторение

1

1

     

Итого:

102

82

7

9

4


 


 


 


 

Календарно-тематическое планирование

программного материала по литературе в 9 классе «А»

Учебник для 8 класса общеобразовательных организаций «Литература» в 2-х кн. – М.: Просвещение, 2018 г.

Авторы: Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И

Программа литературного образования для общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2014 г.

Авторы: Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И., Збарский И.С., Полухина В.П.

Всего уроков

Теоретическая часть

Практическая часть

Уроков внеклассного чтения Уроков развития речи

Контрольных работ

102

82

20

7

9

4

 


 


 

№ п/п

 

Раздел программы

Количество часов

 

Из них

Тип урока

Дата проведения

Развитие речи, проект

внеклассное чтение

Контрольная работа

планируемая

фактическая

   

1. Введение

1

           

1

1.1

Литература как искусство слова.

1

     

Урок комплексного применения знаний, умений, навыков

   

2

2.1

2. Из древнерусской литературы (2 ч.)

Литература Древней Руси как средневековое искусство слова и ветвь мировой литературы.

1

     

лекция

   

3

2.2

«Слово о полку Игореве»- крупнейший памятник мирового средневековья.

1

     

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

   

4

3.1

3. Из русской литературы 18 века

ХVIII век- эпоха расцвета классицизма в литературе и других видах искусства

10

     

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

   

5

3.2

М.В.Ломоносов: жизнь и творчество (обзор). «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния»

1

     

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

   

6

3.3

М.В.Ломоносов «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»

1

     

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

   

7

3.4

М.В.Ломоносов «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»

1

     

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

   

8

3.5

Г.Р.Державин «Памятник»

       

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

   

9

3.6

Квинт Гораций Флакк. «К Мельпомене» («Я воздвиг памятник...»)

       

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

   

10

3.7

Н.М.Карамзин «Бедная Лиза»

       

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

   

11

3.8

Повесть «Бедная Лиза» глазами современного читателя

       

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

   

12

3.9

Вн.чт. Н.М.Карамзин. «Осень»

   

1

 

Урок внеклассного чтения

   

13

3.10

Рр Контрольное сочинение «Чем современна литература VIII века?»

 

1

   

Урок контроля знаний

   
   

4. Из русской литературы ХIX века.

56

           

14

4.1

Общая характеристика мировой литературы ХIX века.

1

     

Урок изучения нового материала

   

15

4.2

Вн.чт. Д.Г.Байрон: личность, судьба, творчество.

   

1

 

Урок внеклассного чтения

   

16

4.3

В.А.Жуковский. Романтизм в русской литературе. Жизнь и творчество поэта. Элегия «Море».

1

     

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

   

17

4.4

Баллада «Светлана»: нравственный мир героини, язык баллады. Отражение быта русского народа, фольклорные мотивы, образы- символы.

1

     

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

   

18

4.5

А.С.Грибоедов. Жизнь, судьба, творчество.

1

     

лекция

   

19

4.6

Комедия «Горе от ума»: возникновение замысла, история создания, особенности композиции, жанровое своеобразие.

1

     

беседа

   

20

4.7

«Горе от ума». Фамусовская Москва.

1

     

Беседа,анализ ключевых сцен

   

21

4.8

«Горе от ума». Молодое поколение, разные его представители.

1

     

Беседа,анализ ключевых сцен

   

22

4.9

«Горе от ума». Чацкий в системе образов комедии.

       

Урок комплексного применения знаний, умений, навыков

   

23

4.10

«Горе от ума»: язык комедии.

1

     

Урок комплексного применения знаний, умений, навыков

   

24

4.11

«Горе от ума». Разговорная основа и афористичность стихотворной пьесы.

1

     

Урок комплексного применения знаний, умений, навыков

   

25

4.12

РР И.А.Гончаров. «Мильон терзаний».

 

1

   

Урок развития речи

   

26

4.13

А.С.Пушкин: жизнь, судьба, творчество. Лицейская лирика, лирика дружбы.

1

     

Лекция

   

27

4.14

А.С.Пушкин. Лирика петербургского периода.

1

     

Урок контроля

   

28

4.15

Любовь как гармония душ в лирике А.С.Пушкина.

1

     

Урок комплексного применения знаний, умений, навыков

   

29

4.16

А.С.Пушкин. «Бесы». Анализ стихотворения.

1

     

Урок комплексного применения знаний, умений, навыков

   

30

4.17

УК Контрольная работа по творчеству А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина. Тест.

     

1

Урок контроля знаний

   

31

4.18

Вн.чт. А.С.Пушкин. «Цыганы» как романтическая поэма.

   

1

 

Урок внеклассного чтения

   

32

4.19

А.С.Пушкин. Роман в стихах «Евгений Онегин».

1

     

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

   

33

4.20

А.С.Пушкин. «Евгений Онегин». Онегин и Ленский.

1

     

Урок комплексного применения знаний, умений, навыков

   

34

4.21

А.С.Пушкин. «Евгений Онегин». Ольга и Татьяна Ларины.

1

     

Урок комплексного применения знаний, умений, навыков

   

35

4.22

А.С.Пушкин. «Евгений Онегин». Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина.

1

     

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

   

36

4.23

Автор как идейно- композиционный и лирический центр романа.

1

     

Урок комплексного применения знаний, умений, навыков

   

37

4.24

Пушкинская эпоха в романе «Евгений Онегин».

1

     

Урок комплексного применения знаний, умений, навыков

   

38

4.25

«Евгений Онегин» в зеркале русской критики.

1

     

Урок развития речи

   

39

4.26

Вн.чт. А.С.Пушкин. Трагедия «Моцарт и Сальери»: проблема «гения и злодейства».

   

1

 

Урок комплексного применения знаний, умений, навыков

   

40

4.27

Проект. «Мой Пушкин».

 

1

   

Урок развития речи

   

41

4.28

М. Ю. Лермонтов: жизнь, творчество.

Мотивы вольности и одиночества в лирике поэта.

1

     

Лекция

   

42

4.29

М. Ю. Лермонтов. Образ поэта- пророка в лирике.

1

     

Урок развития речи

   

43

4.30

Эпоха безвременья в лирике М.Ю.Лермонтова. Тема России и ее своеобразие.

1

     

Урок комплексного применения знаний, умений, навыков

   

44

4.31

М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»- первый психологический роман в русской литературе.

1

     

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

   

45

4.32

М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч».

1

     

беседа

   

46

4.33

«Журнал Печорина» как средство самораскрытия характера героя.

1

     

беседа

   

47

4.34

М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». Глава «Княжна Мери».

1

     

беседа

   

48

4.35

М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». Глава «Фаталист».

1

     

беседа

   

49

4.36

М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни главного героя.

1

     

практикум

   

50

4.37

М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». литературная критика о романе.

1

     

семинар

   

51

4.38

Проект. Читаем стихи Лермонтова.

Домашнее сочинение по творчеству М.Ю.Лермонтова.

 

1

 

1

Урок развития речи

   

52

4.39

Н.В.Гоголь. Жизнь и творчество. Проблематика и поэтика первых сборников Гоголя.

1

     

Лекция

   

53

4.40

Н.В.Гоголь. Поэма «Мертвые души»: замысел, история создания, особенности жанра и композиции, смысл названия.

1

     

лекция

   

54

4.41

Н.В.Гоголь. Система образов поэмы. Образы помещиков.

1

     

беседа, практикум

   

55

4.42

Образы помещиков в поэме «Мертвые души».

1

     

беседа, практикум

   

56

4.43

Н.В.Гоголь. «Мертвые души». Образы чиновников губернского города.

1

     

беседа, практикум

   

57

4.44

Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой.

1

     

беседа

   

58

4.45

Н.В.Гоголь. «Мертвые души»- поэма о величии России и народа. Пафос и роль лирических отступлений. К /тест

     

1

Урок контроля

   

59

4.46

РР Сочинение по поэме н.В.Гоголя «Мертвые души».

 

1

   

Урок развития речи

   

60

4.47

А.Н.Островский. Жизнь и творчество. отражение в его пьесах реальных общественных противоречий времени. Особенности сюжета пьесы «Бедность не порок».

1

     

Урок изучения нового материала

   

61

4.48

А.Н.Островский. Любовь в патриархальном мире и ее влияние на героев пьесы «Бедность не порок».

1

     

беседа

   

62

4.49

Ф.М.Достоевский. Жизнь и творчество.

Повесть «Белые ночи».

1

     

Урок комплексного применения знаний, умений, навыков

   

63

4.50

Ф.М.Достоевский. Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи», черты его внутреннего мира.

1

     

Урок комплексного применения знаний, умений, навыков

   

64

4.51

Ф.М.Достоевский. . Роль истории Настеньки в повести «Белые ночи».

1

     

Урок комплексного применения знаний, умений, навыков

   

65

4.52

Вн.чт. Л.Н.Толстой. Судьба. личность, творчество.

Автобиографическая трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность».

1

     

Урок комплексного применения знаний, умений, навыков

   

66

4.53

А.П.Чехов. Судьба, личность, творчество.

Рассказ «Смерть чиновника»: образ «маленького человека».

1

     

Урок комплексного применения знаний, умений, навыков

   

67

4.54

А.П.Чехов. Рассказ «Тоска». Тема одиночества человека в мире.

1

     

Урок комплексного применения знаний, умений, навыков

   

68

4.55

Вн.чт. А.П.Чехов. Книга художественно- путевых очерков «Остров Сахалин». Особенности жанра произведения.

   

1

 

Урок внеклассного чтения

   

69

4.56

РР Подготовка к сочинению-ответу на проблемный вопрос «В чем особенности изображения внутреннего мира героя русской литературы 19 века (на примере произведений А.Островского, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова).

 

1

   

Урок развития речи

   
   

5.Из русской литературы ХХ века

26

           

70

5.1

Русская литература ХХ века: многообразие жанров и направлений (обзор)

1

     

Урок изучения нового материала

   

71

5.2

И.А.Бунин. Философия любви в новеллах. Мастерство И.А.Бунина в новелле «Легкое дыхание».

1

     

Урок изучения нового материала

   

72

5.3

М.А.Булгаков. Судьба, личность, творчество.

«Собачье сердце»: история создания, композиция.

1

     

Урок изучения нового материала

   

73

5.4

М.А.Булгаков. «Собачье сердце» как социально- философская сатира на современное общество. Система образов, поэтика повести.

1

     

Беседа, практикум

   

74

5.5

М.А.Шолохов. Судьба, личность, творчество.

Рассказ «Судьба человека»: смысл названия рассказа.

1

     

Урок изучения нового материала

   

75

5.6

М.А.Шолохов. «Судьба человека». Судьба человека и судьба Родины. Композиция, особенности авторского повествования. Образ главного героя.

1

     

Урок изучения нового материала

   

76

5.7

А.И.Солженицын. Судьба, личность, творчество.

Рассказ «Матренин двор», его автобиографичность. История создания и публикации.

1

     

Урок изучения нового материала

   

77

5.8

Рассказ «Матренин двор».Образ героини и ее мира. Нравственный облик Матрены- праведницы, ее духовная стойкость.

1

     

Беседа, практикум

   

78

5.9

УК КР по изученным произведениям 19, 20 веков. Тест.

     

1

Урок контроля знаний

   

79

5.10

Русская лирика ХХ века. Избранные страницы творческого наследия потов Серебряного века русской поэзии.

1

     

Беседа, практикум

   

80

5.11

А.А.Блок: судьба. личность, творчество. Избранные страницы творческого наследия поэта ( «Ветер принес издалека…», «О. весна без конца и без краю…», «О.я хочу безумно жить…»…)

1

     

Беседа, практикум

   

81

5.12

С.А.Есенин: судьба, личность, творчество. Тема Родины в лирике поэта.

1

     

Беседа, практикум

   

82

5.13

«Всю душу выплесну в слова…. Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике поэта.

1

     

Урок изучения нового материала

   

83

5.14

Народно – песенная основа лирики С.А.Есенина

1

     

Беседа, практикум

   

84

5.15

В.В.Маяковский: судьба, личность, творчество. Новаторство поэзии Маяковского.

1

     

Урок изучения нового материала

   

85

5.16

В.В.Маяковский. Художественный мир, характер ранней лирики. Своеобразие стиха, ритма, интонации.

1

     

Урок изучения нового материала

   

86

5.17

М.И.Цветаева: судьба. личность, творчество. Особенности поэтики Цветаевой.

1

     

Урок изучения нового материала

   

87

5.18

М.И.Цветаева. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта. «Стихи к Блоку». Образ Родины в лирическом цикле «Стихи о Москве».

1

     

Урок изучения нового материала

   

88

5.19

Н.А. Заболоцкий: судьба, личность, творчество. Философский характер лирики поэта.

1

     

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

   

89

5.20

А.А.Ахматова: судьба, личность, творчество. Трагические интонации в любовной лирике.

1

     

Лекция с элементами беседы

   

90

5.21

А.А.Ахматова. Стихотворения о поэте и поэзии. Особенности поэтики.

 

1

   

Анализ поэтического текста

   

91

5.22

Б.Л.Пастернак: судьба, личность, творчество. Вечность и современность в стихах о природе и любви.

1

     

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

   

92

5.23

А.Т.Твардовский: судьба, личность, творчество. Раздумья о родине и о природе в лирике поэта.

1

     

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

   

93

5.24

А.Т.Твардовский. Осмысление темы войны. Проблемы и интонации стихотворений о войне.

1

     

Урок контроля

   

94

5.25

Проект. Романсы на стихотворения русских поэтов 19-20 вв.

 

1

   

Урок развития речи

   

95

5.26

Вн.чт. Авторская песня. Песенное творчество Б.Окуджавы, В.Высоцкого.

УК Зачетная работа по теме «Русская лирика ХХ века».

   

1

1

Урок контроля знаний

Урок внеклассного чтения

   
   

Из зарубежной литературы

6

           

96

6.1

Культура эпохи античности и ее роль в развитии мировой культуры. Античная лирика. Чувства и разум в любовной лирике Катулла.

1

     

лекция

   

97

6.2

Гораций. Традиции оды Горация в русской поэзии.

1

     

лекция

   

98

6.3

Данте Алигьери: жизнь, творчество. «Божественная комедия»: множество смыслов поэмы и ее универсально- философский характер.

1

     

Урок изучения нового материала

   

99

6.4

У.Шекспир. Эпоха Возрождения. «Гамлет.» Одиночество Гамлета и его конфликт с реальным миром «расшатавшегося века».

1

     

Урок изучения нового материала

   

100

6.5

У.Шекспир. «Гамлет». Философский характер трагедии. Гамлет как вечный образ мировой литературы.

1

     

Урок комплексного применения знаний, умений, навыков

   

101

6.6

Эпоха Просвещения. И.В.Гете. «Фауст» как философская трагедия. Идейный смысл трагедии. Фауст как вечный образ мировой литературы.

1

     

Урок контроля

   
   

Повторение (1ч.)

             

102

7.1

Итоговый урок

«В ожидании новой встречи с искусством слова…»

1

     

Беседа тестирование

   

Учебно-методический комплекс

Аристова М. А. Справочник по русской  литературе  для школьников / М. А. Аристова, Б. А. Макарова, Н. А. Миронова, Ж. Н. Критарова. – М.: Издательство «Экзамен», 2008. Доронина Т. В. Анализ стихотворения: учебное пособие. – М.: Издательство «Экзамен», 2009. Литература .  9  кл. Учебник для общеобразоват. учреждений. В 2-х ч. Ч. 1/ Авт.-сост.  В.  Я.  Коровина  (и др.). – М.: Просвещение, 2018. Литература .  9  кл. Учебник для общеобразоват. учреждений. В 2-х ч. Ч. 2/ Авт.-сост.  В.  Я.  Коровина  (и др.). – М.: Просвещение, 2018.

Мещерякова М. И.  Литература  в таблицах и схемах. – М.: Рольф, 2001.

Читаем, думаем, спорим…: дидакт. материалы по литтературе.:  9  кл. / Авт.-сост.  В. Я.  Коровина  (и др.). – М.: Просвещение, 2007.

Для учителя: Программы  и  учебники:

Литература .  9  кл. Учебник для общеобразоват. учреждений. В 2-х ч. Ч. 1/ Авт.-сост.  В.  Я.  Коровина  (и др.). – М.: Просвещение, 2018.

Литература .  9  кл. Учебник для общеобразоват. учреждений. В 2-х ч. Ч. 2/ Авт.-сост.  В.  Я.  Коровина  (и др.). – М.: Просвещение, 2018.

Программа  по  литературе  для  9   класса  общеобраз. учрежд. (базовый уровень)/Автор-составитель  В. Я.  Коровина  – М.: Просвещение, 2017.

Читаем, думаем, спорим…: дидакт. материалы по литературе:  9  кл. / Авт.-сост.  В. Я.  Коровина  (и др.). – М.: Просвещение, 2014.

Методические пособия:

Литература . 5-11  классы. Образовательные технологии: инновации и традиции: конспекты уроков. / Авт.-сост. Попова Е.Н. – Волгоград: Учитель, 2009.

Методика преподавания литературы: хрестоматия-практикум. / Авт.-сост. Б. А. Ланин. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.

Миронова Н. А. Анализ стихотворения: учебно-методическое пособие. – М.: Издательство «Экзамен», 2008.

Русская литература 18-19 веков: справочные материалы. / Сост. Л. В. Соколова, В. И. Федоров. – М.: Просвещение, 1995.

Шахова Н.В., Миронова В. Г. Школьные олимпиады: русский язык, литература, английский язык: 8-11 классы. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.

Интернет-ресурсы:

Справочно-информационные и методические материалы:

http://www.rol.ru – Электронная версия журнала «Вопросы литературы»

http://www.1september.ru – Электронные версии газеты «Литература» (Приложение к «Первому сентября»)

http://center.fio.ru – Мастерская «В помощь учителю. Литература» Художественная  литература

http://old-russian.chat.ru/index1.htm – Древнерусская  литература 

http://www.klassika.ru – Библиотека классической русской  литературы 

http://www.ruthenia.ru – Русская поэзия 60-х годов

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо, все продумано. Беру в закладки.

31 March 2019