12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
 Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовал
Мельникова Надежда Викторовна18

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ

9 КЛАСС (102 ЧАСА)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по литературе составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования, Примерной программы по литературе для 9 класса, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации и учебной программы по литературе, допущенной МО РФ в 2007 г. (автор-составитель В. Я. Коровина.)

Важнейшее значение в формировании духовно бога­той, развитой личности с высокими нрав­ственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-куль­турных сведений, нравственно-эстетических представ­лений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анали­зировать художественные произведения, овладения бо­гатейшими выразительными средствами русского лите­ратурного языка. Место предмета «Литература» в базовом учебном плане.

Документы Министерства образования РФ, в которых рассматривается дальнейшая перспектива изучения предмета «Литература» в средней школе, четко определяют его место в базисном учебном плане. В них подчеркивается, что приобщение школьников к богатствам русской и мировой литературы - это единый и непрерывный процесс, позволяющий устанавливать связи всех предметов гуманитарно-художественного направления. На изучение предмета «Литература» в 9 классе отводится 102 часа (из них 7 часов - на проведение контрольных работ, 22 - на уроки развития речи).

Цель изучения литературы в школе.

Содержание и структура программы определяется целью литературного образования: приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской класси­ческой и зарубежной литературы, развитие способностей воспринимать и оценивать явления литературы и оценивать, формирование художественного вкуса, эстетических потребностей, гражданской идейно-нравственной позиции школьников.

Достижение этой цели предполагает:

чтение и изучение выдающихся произведений отечественной и мировой литературы;

формирование знаний и умений, обеспечивающих самостоятельное освоение художественных ценностей;

развитие художественно-творческих способностей, воображения, эстетического чувства,

воспитание эмоциональной и интеллектуальной отзывчивости при восприятии художественных произведений;

развитие навыков грамотного и свободного владения литературной речью.

Новизна данной рабочей учебной программы.

Особенностью данной программы является системная на­правленность: от освоения различных жанров фольк­лора к изучению творчества писателей; от зна­комства с отдельными сведениями по истории соз­дания и восприятия его обществом до начальных представлений об историзме литературы как искусства слова; подводится итог работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями («Слово о полку Игореве», Д.И. Фонвизин, А.С. Грибоедов, А.Н. Островский, крупные произведения Пушкина, Лермонтова, Гоголя и др.), углубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература

Программа включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (жестокость и сострадание, великодушие и эгоизм, прекрасное в природе и человеческой жизни).

Важно предусмотреть весь процесс чтения учащихся (восприятие, понимание, осмысление, анализ, интерпретация и оценка прочитанного). Поэтому предлагаются для изучения ранее не входившие в курс литературы 9 класса произведения писателей 20 века (А.И. Солженицына, Б. Пастернака), необходимые для расширения читательского кругозора учащихся, обогащения их представления о художественном наследии русской литературы.

В решении этой важной задачи особую роль играют межпредметные (связь с курсами истории, географии, русского языка) и внутрипредметные связи курса литературы, обращение к дру­гим видам искусства (музыке, живописи).

Данная программа формирует грамотного читателя. По­добный подход поможет осмыслить сложные произведения художественной литературы каждого пе­риода и осознать, что развитие литературы - жи­вое поступательное движение.

Формы организации учебного процесса чрезвычайно разнообразны и предполагают парную, индивидуальную, групповую работу, осуществляемую на уроках изучения нового материала, обобщения и систематизации знаний, уроках развития речи, внеклассного чтения, уроках-диспутах, семинарах, уроках-концертах.

Контроль знаний, умений и навыков учащихся осуществляется дифференцированными заданиями тестового характера, развернутых ответов на поставленный вопрос, устных и письменных творческих работ, направленных на выявление умений верно понять, интерпретировать произведение и высказать свои суждения в процессе анализа.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Учащиеся, закончившие 9 класс, должны знать:

Наиболее существенные литературные направления (сентиментализм, классицизм, романтизм, реализм);

Основные этапы стадиального развития литературы в 19 и 20 столетиях;

Содержание изученных произведений;

Основные биографические сведения об авторах изученных произведений;

Определения основных теоретико-литературных понятий, приводимых в учебной хрестоматии;

должны уметь:

Воспроизводить содержание литературного произведения;

Определять родо-жанровые особенности эпических, лирических, драматических произведений;

Давать характеристику герою или героям одного или нескольких произведений (в том числе групповую, сравнительную);

Давать характеристику литературному произведению, исходя из
особенностей исторической эпохи, в которую было создано это
произведение;

Выявлять авторскую позицию в художественном произведении и формулировать свое отношение к ней;

Выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

выявлять особенности поэтической речи изученного стихотворного произведения и давать этому произведению обоснованную оценку;

Составлять план, тезисы, конспекты своих выступлений на литературные темы;

Написать развернутый план сочинения, подобрать цитаты для раскрытия темы данного сочинения;

Написать сочинение на заданную тему.

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН - 2015-2016

       

№№

Тема урока

Кол-во часов

 
       

1

1 четверть

Вводный урок

1

 

2

Литература Древней Руси.

Богатство и разнообразие жанров.

Историческая основа «Слова о полку Игореве».

4

 

3

Герои и события в произведении. Идейный центр поэмы.

   

4

Образ Русской земли в «Слове о полку Игореве»

   

5

Величие и бессмертие древнерусской поэмы. Подготовка к домашнему сочинению.

   

6

Литература 18 века.

Общая характеристика русской литературы 18 века.

Классицизм.

1

 

7

8

М.В. Ломоносов. Прославление мира, науки, родины и просвещения в произведениях поэта.

2

 

9

Г.Р. Державин. Идеи просвещения и гуманизма в лирике Державина.

1

 

10

Д.И. Фонвизин. Сатирическая направленность комедии «Недоросль».

2

 

11

Проблема воспитания в комедии. Бессмертие комедии Фонвизина

   

12

13

Н.М. Карамзин. Понятие о сентиментализме. «Бедная Лиза». Внимание писателя к внутренней жизни человека.

2

 

14

Подготовка к сочинению «Литература 18 века в восприятии современного читателя»

1

 

15

Русская литература 19 века

Понятие о романтизме и реализме. Поэзия, проза, драматургия 19 века.

1

 

16

17

В.А. Жуковский. Жизнь и творчество (обзор). Элегии и баллады Жуковского.

2

 

18

А.С. Грибоедов. Становление личности писателя. Особенности драматического произведения «Горе от ума».

8

 

19

«К вам Александр Андреевич Чацкий…» Анализ 1 действия

   

20

«Век нынешний и век минувший…» Анализ 2 действия

   

21

«Безумный по всему…» Анализ 3 действия

   

22

«Пойду искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок…» Анализ 4 действия.

   

23

24

Язык комедии Грибоедова «Горе от ума». Преодоление канонов классицизма». Подготовка к домашнему сочинению.

   

25

Контрольная работа по творчеству А.С. Грибоедова

   

26

А.С. Пушкин: жизнь и судьба.

Лицейская лирика. «19 октября»

14

 

27

2 четверть

Свободолюбивая лирика Пушкина. Анализ стихотворений «К Чаадаеву», «Анчар», «К морю»

   

28

Любовь как гармония души в интимной лирике Пушкина. «Я вас любил» , «На холмах Грузии»

   

29

Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина. «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный».

Анализ стихотворения А.С. Пушкина

   

30

В/ чтение А.С. Пушкин «Цыганы» как романтическая поэма

   

31

Роман «Евгений Онегин». История создания. Замысел и композиция. Сюжет. Система образов.

   

32

Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского.

   

33

Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина.. Татьяна и Ольга.

   

34

Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем.

   

35

36

Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Картины родной природы в романе.

   

37

Пушкинская эпоха в романе. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа.

   

38

Р/ речи Контрольное сочинение по роману А. Пушкина «Евгений Онегин»

   

39

Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина

   

40

М.Ю. Лермонтов: жизнь и творчество (обзор).

Мотивы вольности и одиночества в стихотворениях «Молитва», «Парус»

14

 

41

Образ поэта-пророка в лирике М.Ю. Лермонтова «Смерть поэта», «Поэт», «Пророк»

   

42

Адресаты любовной лирики Лермонтова и послания к ним. «Нет, не тебя так пылко я люблю», «Расстались мы, но твой портрет»

   

43

Эпоха безвременья в лирике Лермонтова. «Дума», «Предсказание». Тема России и ее своеобразие.

   

44

Р/ речи Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова

   

45

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». Замысел, смысл названия и проблематика романа. Печорин как представитель «портрета поколения».

   

46

Анализ повести «Бэла»

   

47

Анализ повести «Максим Максимыч». Печорин и Максим Максимыч.

   

48

3 четверть

Анализ повести «Тамань»

   

49

50

Анализ повести «Княжна Мери».

   

51

Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение

   

52

Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени». Поэзия Лермонтова и роман «Герой нашего времени в оценке В.Г. Белинского»

   

53

Контрольная работа по творчеству М.Ю. Лермонтова

   

54

Н.В. Гоголь: жизнь и творчество.

Обобщение ранее изученного материала. «Мертвые души». Замысел, история создания, особенности жанра и композиции.

13

 

55

Анализ 1 главы. Путешествие героя как прием воссоздания широкой панорамы Руси.

   

56

Анализ 2 главы .Образ Манилова

   

57

Анализ 3 главы. Образ Коробочки

   

58

Анализ 4 главы. Образ Собакевича

   

59

Анализ 5 главы. Образ Ноздрева

   

60

Анализ 6 главы. Образ Плюшкина.

   

61

Р/ речи Система образов поэмы «Мертвые души». Обучение анализу эпизода

   

62

Образ города в поэме «Мертвые души»

   

63

«Мертвые души» - поэма о величии России. Эволюция образа автора.

   

64

Сочинение по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»

   

65

В/ чтение Н.В. Гоголь «Шинель»

   

66

Контрольная работа по творчеству Н.В. Гоголя.

1

 

67

68

А.Н. Островский «Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада.

2

 

69

70

Ф.М. Достоевский. Слово о писателе. Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи»

2

 

71

А.П. Чехов «Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе 19 века.

1

 

72

Р/речи Подготовка к сочинению-рассуждению на проблемный вопрос: «В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы 19 века? (На примере произведений Островского, Достоевского, Чехова)

1

 

73

74

Беседа о стихах Н. Некрасова, Ф. Тютчева, А. Фета. Совершенствование представлений о жанрах лирических произведений.

2

 

75

Урок-зачет по произведениям русской литературы второй половины 19 века

1

 

76

Русская литература 20 века: многообразие жанров и направлений.

1

 

77

И. Бунин. Слово о писателе. Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. Лиризм повествования.

1

 

78

4 четверть

М. Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека». Смысл названия рассказа.

2

 

79

Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека».

   

80

81

А.И. Солженицын «Матренин двор». Картины послевоенной деревни. Образ праведницы в рассказе.

2

 

82

Контрольная работа

Комплексный анализ текста

А.И.Солженицын «Лиственница»

1

 

83

84

Русская поэзия Серебряного века.

А. Блок. Слово о поэте. Своеобразие лирических интонаций поэта.

2

 

85

86

С. Есенин . Слово о поэте. Тема Родины и лирике поэта. Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике поэта

2

 

87

88

М. Цветаева. Слово о поэте.

Стихи о поэзии, любви, жизни и смерти.

2

 

89

В. Маяковский. Слово о поэте. Новаторство поэзии Маяковского.

1

 

90

Н. Заболоцкий. Слово о поэте. Философский характер лирики поэта.

1

 

91

А. Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике.

1

 

92

93

А. Твардовский. Слово о поэте. Раздумья о Родине и природе в лирике поэта.

2

 

94

Анализ лирического произведения

1

 

95

Зарубежная литература.

Античная лирика. Катулл. Гораций.

1

 

96-98

Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты)

3

 

99-100

 

У. Шекспир. Слово о поэте. «Гамлет» Общечеловеческое значение героев Шекспира. Философский характер трагедии.

2

 

101-102

И. В. Гете. Слово о поэте. «Фауст». «Фауст» как философская трагедия.

2

 

103

Выявление уровня литературного развития учащихся. Итоги года и задания для летнего чтения.

1

 

104

105

Резервные уроки

2

 
 

ИТОГО:

105

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Введение

Литература и ее роль в духовной жизни человека. Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.

Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений)

Древнерусская литература

Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров. Историческая основа «Слова о полку Игореве».

Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.

Герои и события в произведении. Идейный центр поэмы.

Образ Русской земли в «Слове о полку Игореве»

Величие и бессмертие древнерусской поэмы. Подготовка к домашнему сочинению.

Литература 18 века.

Общая характеристика русской литературы 18 века. Гражданский пафос русского классицизма.

Михаил Васильевич Ломоносов.

Жизнь и творчество (обзор). Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха. «Вечернее размышление о Божием величистве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.

Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.

Гавриил Романович Державин.

Жизнь и творчество (обзор). «Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего.

«Памятник». Традиции Горация Мысль о бессмертии поэта. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.

 

Денис Иванович Фонвизин.

Слово о писателе (обзор). Сатирическая направленность комедии.

Проблема воспитания истинного гражданина.

Теория литературы. Основные правила классицизма в драматическом произведении.

Николай Михайлович Карамзин.

Слово о писателе (обзор). Повесть «Бедная Лиза». Утверждение общечеловеческих ценностей в повести. Главные герои произведения. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.

Теория литературы. Сентиментализм (расширение представлений)

Р/ речи Подготовка к сочинению «Литература 18 века в восприятии современного читателя»

Русская литература 19 века.

Романтизм и реализм. Поэзия, проза, драматургия 19 века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.

Василий Андреевич Жуковский.

Жизнь и творчество (обзор). «Море». Романтический образ моря.

«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, роковые предсказания и приметы, мотивы дороги и смерти. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений)

Александр Сергеевич Грибоедов.

Становление личности писателя. Особенности композиции драматического произведения «Горе от ума».

«К вам Александр Андреевич Чацкий…» Анализ 1 действия

«Век нынешний и век минувший…» Анализ 2 действия

«Безумный по всему…» Анализ 3 действия.

«Пойду искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок…» Анализ 4 действия.

Меткий афористический язык комедии Грибоедова «Горе от ума». Преодоление канонов классицизма. Подготовка к домашнему сочинению.

Контрольная работа по творчеству А. С. Грибоедова.

Александр Сергеевич Пушкин.

Жизнь и творчество (обзор).

Лицейская лирика. «19 октября»

Свободолюбивая лирика Пушкина. Анализ стихотворений «К Чаадаеву», «Анчар», «К морю»

Любовь как гармония души в интимной лирике Пушкина. «Я вас любил» , «На холмах Грузии»

Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина. «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный».

Р/ речи Анализ стихотворения А.С. Пушкина

В/ чтение А.С. Пушкин «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» - противоречие, невозможность гармонии. Романтический колорит поэмы.

Роман «Евгений Онегин». История создания. Замысел и композиция. Сюжет. Система образов.

Теория литературы: роман в стихах

Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского

Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина.. Татьяна и Ольга.

Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем.

Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Картины родной природы в романе.

Пушкинская эпоха в романе. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа.

Теория литературы: реализм (развитие понятия)

Р/ речи Контрольное сочинение по роману А. Пушкина «Евгений Онегин»

Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина

Михаил Юрьевич Лермонтов

Жизнь и творчество (обзор).

Мотивы вольности и одиночества в стихотворениях «Молитва», «Парус»

Образ поэта-пророка в лирике М.Ю. Лермонтова «Смерть поэта», «Поэт», «Пророк»

Адресаты любовной лирики Лермонтова и послания к ним. «Нет, не тебя так пылко я люблю», «Расстались мы, но твой портрет»

Эпоха безвременья в лирике Лермонтова. «Дума», «Предсказание». Тема России и ее своеобразие.

Р/ речи Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». Замысел, смысл названия и проблематика романа. Печорин как представитель «портрета поколения».

Анализ повести «Бэла»

Анализ повести «Максим Максимыч». Печорин и Максим Максимыч.

Анализ повести «Тамань»

2 Анализ повести «Княжна Мери»

Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение

Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени». Поэзия Лермонтова и роман «Герой нашего времени в оценке В.Г. Белинского»

Теория литературы. Понятие о романтизма (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы. Психологический роман.

Контрольная работа по творчеству М.Ю. Лермонтова

Николай Васильевич Гоголь

Жизнь и творчество (Обзор). Обобщение ранее изученного материала. «Мертвые души». Замысел, история создания, особенности жанра и композиции.

Теория литературы. Комическое и его виды: сатира, юмор, ирония, сарказм.

Анализ 1 главы. Путешествие героя как прием воссоздания широкой панорамы Руси.

Анализ 2 главы. Образ Манилова.

Анализ 3 главы. Образ Коробочки.

Анализ 4 главы. Образ Собакевича.

Анализ 5 главы. Образ Ноздрева.

Анализ 6 главы. Образ Плюшкина.

Р/ речи Система образов поэмы «Мертвые души». Обучение анализу эпизода.

Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Литературный тип.

Образ города в поэме «Мертвые души»

«Мертвые души» - поэма о величии России. Эволюция образа автора. Поэма в оценках Белинского

Р\ речи Сочинение по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»

В/ чтение Н.В. Гоголь «Шинель». Образ маленького человека в литературе. Роль фантастики в художественном произведении.

Контрольная работа по творчеству Н.В. Гоголя.

Александр Николаевич Островский

«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Особенности сюжета.

Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия)

Федор Михайлович Достоевский.

Слово о писателе. Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи». Содержание и смысл сентиментальности» в понимании Достоевского.

Теория литературы. Повесть (развитие понятия)

Антон Павлович Чехов

«Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа. Эволюция образа маленького человека в русской литературе 19 века.

Р/речи Подготовка к сочинению-рассуждению на проблемный вопрос: «В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы 19 века? (На примере произведений Островского, Достоевского, Чехова)

Беседа о стихах Н. Некрасова, Ф. Тютчева, А. Фета. Совершенствование представлений о жанрах лирических произведений.

Теория литературы. Жанры лирических произведений (развитие представлений)

Урок-зачет по произведениям русской литературы второй половины 19 века

Русская литература 20 века

Многообразие жанров и направлений.

Иван Алексеевич Бунин.

Слово о писателе. Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. Лиризм повествования.

Михаил Александрович Шолохов.

Слово о писателе. «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа.

Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека». Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа.

Теория литературы. Реализм в художественной литературе (углубление понятия).

Александр Исаевич Солженицын

«Матренин двор». Картины послевоенной деревни. Образ праведницы в рассказе.

Теория литературы. Притча (углубление понятия)

Контрольная работа. Комплексный анализ текста А.И.Солженицын «Лиственница»

Русская поэзия Серебряного века.

Александр Александрович Блок

Слово о поэте. «Ветер принес издалека…», «О, весна без конца и без краю…», «О, я хочу безумно жить…». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.

Сергей Александрович Есенин

2 Слово о поэте. «Вот уж вечер…», «Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Разбуди меня завтра рано»=…», «Отговорила роща золотая…»Тема любви в лирике поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике поэта.

Марина Ивановна Цветаева.

Слово о поэте.

«Идешь, на меня похожий…», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «Стихи к Блоку», «Родина», «Стихи о Москве».Стихи о поэзии, любви, жизни и смерти. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.

Николай Алексеевич Заболоцкий.

Слово о поэте. «Я не ищу гармонию в природе…», «Где-то в поле возле Магадана…», «Можжевеловый куст» «Завещание». Философский характер лирики поэта.

Анна Андреевна Ахматова

Слово о поэте. «Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Пушкин», «Подорожник», «Ветер войны». Трагические интонации в любовной лирике. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.

Александр Трифонович Твардовский.

Слово о поэте. «Урожай», «Весенние строчки», «Я убит подо Ржевом». Раздумья о Родине и природе в лирике поэта.

Теория литературы. Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм (углубление представлений)

Контрольная работа Анализ лирического произведения

Зарубежная литература.

Античная лирика.

Катулл. «Нет, ни одна средь женщин…»,»Нет, не надейся признание заслужить…». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина.

Гораций «Я воздвиг памятник…». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия.

Данте Алигьери.

Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный, аллегорический, моральный, мистический. Универсально-философский характер поэмы.

Уильям Шекспир.

Слово о поэте. Характеристика гуманизма эпохи Возрождения. «Гамлет» Общечеловеческое значение героев Шекспира. Философский характер трагедии.

Иоганн Вольфганг Гете. Слово о поэте. Характеристика особенностей эпохи Просвещения. «Фауст» как философская трагедия.

Выявление уровня литературного развития учащихся. Итоги года и задания для летнего чтения.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

П/П

ТЕМА

КОЛ-ВО

ЧАСОВ

ДАТА

ПРИМЕЧАНИЕ

1

Вводный урок

1

I четверть первая неделя

 

2

Литература Древней Руси.

Богатство и разнообразие жанров.

Историческая основа «Слова о полку Игореве».

1

первая неделя

 

3

Герои и события в произведении. Идейный центр поэмы.

1

первая неделя

 

4

Образ Русской земли в «Слове о полку Игореве»

1

вторая неделя

 

5

Величие и бессмертие древнерусской поэмы. Подготовка к домашнему сочинению.

1

вторая неделя

 

6

Литература 18 века.

Общая характеристика русской литературы 18 века.

Классицизм.

1

вторая неделя

 

7

М.В. Ломоносов. Ода «Надень восшествия…» - типичное произведение в духе классицизма

1

третья неделя

 

8

М.В. Ломоносов. Прославление мира, науки, родины и просвещения в произведениях поэта.

1

третья неделя

 

9

Г.Р. Державин. Идеи просвещения и гуманизма в лирике Державина.

1

третья неделя

 

10

Д.И. Фонвизин. Сатирическая направленность комедии «Недоросль».

1

четвертая неделя

 

11

Проблема воспитания в комедии. Бессмертие комедии Фонвизина

1

четвертая неделя

 

12

Н.М. Карамзин. Понятие о сентиментализме.

1

четвертая неделя

 

13

«Бедная Лиза». Внимание писателя к внутренней жизни человека.

1

пятая неделя

 

14

Подготовка к домашнему сочинению «Литература 18 века в восприятии современного читателя»

1

пятая неделя

 

15

Русская литература 19 века

Понятие о романтизме и реализме. Поэзия, проза, драматургия 19 века.

1

пятая неделя

 

16

В.А. Жуковский. Жизнь и творчество (обзор). Элегии и баллады Жуковского.

1

шестая неделя

 

17

В.А. Жуковский. Анализ баллады «Светланы»

1

шестая неделя

 

18

А.С. Грибоедов. Становление личности писателя. Особенности драматического произведения «Горе от ума».

1

шестая неделя

 

19

«К вам Александр Андреевич Чацкий…» Анализ 1 действия

1

седьмая неделя

 

20

«Век нынешний и век минувший…» Анализ 2 действия

1

седьмая неделя

 

21

«Безумный по всему…» Анализ 3 действия

1

седьмая неделя

 

22

«Пойду искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок…» Анализ 4 действия.

1

восьмая неделя

 

23

24

Язык комедии Грибоедова «Горе от ума». Преодоление канонов классицизма». Подготовка к домашнему сочинению.

1

восьмая неделя

 

25

Контрольная работа по творчеству А.С. Грибоедова

1

восьмая неделя

 

26

А.С. Пушкин: жизнь и судьба.

Лицейская лирика. «19 октября»

1

II четверть

девятая неделя

 

27

2 четверть

Свободолюбивая лирика Пушкина. Анализ стихотворений «К Чаадаеву», «Анчар», «К морю»

1

девятая неделя

 

28

Любовь как гармония души в интимной лирике Пушкина. «Я вас любил» , «На холмах Грузии»

1

девятая неделя

 

29

Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина. «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный».

Анализ стихотворения А.С. Пушкина

1

десятая неделя

 

30

В/ чтение А.С. Пушкин «Цыганы» как романтическая поэма

1

десятая неделя

 

31

Роман «Евгений Онегин». История создания. Замысел и композиция. Сюжет. Система образов.

1

десятая неделя

 

32

Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского.

1

одиннадцатая неделя

 

33

Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина.. Татьяна и Ольга.

1

одиннадцатая неделя

 

34

Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем.

1

одиннадцатая неделя

 

35

Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа

1

двенадцатая неделя

 

36

. Картины родной природы в романе.

1

двенадцатая неделя

 

37

Пушкинская эпоха в романе. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа.

1

двенадцатая неделя

 

38

Р/ речи Контрольное сочинение по роману А. Пушкина «Евгений Онегин»

1

тринадцатая неделя

 

39

Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина

1

тринадцатая неделя

 

40

М.Ю. Лермонтов: жизнь и творчество (обзор).

Мотивы вольности и одиночества в стихотворениях «Молитва», «Парус»

1

тринадцатая неделя

 

41

Образ поэта-пророка в лирике М.Ю. Лермонтова «Смерть поэта», «Поэт», «Пророк»

1

четырнадцатая неделя

 

42

Адресаты любовной лирики Лермонтова и послания к ним. «Нет, не тебя так пылко я люблю», «Расстались мы, но твой портрет»

1

четырнадцатая неделя

 

43

Эпоха безвременья в лирике Лермонтова. «Дума», «Предсказание». Тема России и ее своеобразие.

1

четырнадцатая неделя

 

44

Р/ речи Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова

1

пятнадцатая неделя

 

45

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». Замысел, смысл названия и проблематика романа. Печорин как представитель «портрета поколения».

1

пятнадцатая неделя

 

46

Анализ повести «Бэла»

1

пятнадцатая неделя

 

47

Анализ повести «Максим Максимыч». Печорин и Максим Максимыч.

1

III четверть

шестнадцатая неделя

 

48

Анализ повести «Тамань»

1

шестнадцатая неделя

 

49

Анализ повести «Княжна Мери».

1

шестнадцатая неделя

 

50

Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение

1

семнадцатая неделя

 

51

Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени». Поэзия Лермонтова и роман «Герой нашего времени в оценке В.Г. Белинского»

1

семнадцатая неделя

 

52

Контрольная работа по творчеству М.Ю. Лермонтова

1

семнадцатая неделя

 

53

Н.В. Гоголь: жизнь и творчество.

Обобщение ранее изученного материала. «Мертвые души». Замысел, история создания, особенности жанра и композиции.

1

восемнадцатая неделя

 

54

Анализ 1 главы. Путешествие героя как прием воссоздания широкой панорамы Руси.

1

восемнадцатая неделя

 

55

Анализ 2 главы .Образ Манилова

1

восемнадцатая неделя

 

56

Анализ 3 главы. Образ Коробочки

1

девятнадцатая неделя

 

57

Анализ 4 главы. Образ Собакевича

1

девятнадцатая неделя

 

58

Анализ 5 главы. Образ Ноздрева

1

девятнадцатая неделя

 

59

Анализ 6 главы. Образ Плюшкина.

1

двадцатая неделя

 

60

Р/ речи Система образов поэмы «Мертвые души». Обучение анализу эпизода

1

двадцатая неделя

 

61

Образ города в поэме «Мертвые души»

1

двадцатая

неделя

 

62

«Мертвые души» - поэма о величии России. Эволюция образа автора.

1

двадцать первая неделя

 

63

Сочинение по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»

1

двадцать первая неделя

 

64

В/ чтение Н.В. Гоголь «Шинель»

1

двадцать первая неделя

 

65

Контрольная работа по творчеству Н.В. Гоголя.

1

двадцать вторая неделя

 

66

67

А.Н. Островский «Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада.

2

двадцать вторая неделя

 

68

69

Ф.М. Достоевский. Слово о писателе. Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи»

2

двадцать третья неделя

 

70

А.П. Чехов «Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе 19 века.

1

двадцать третья неделя

 

71

Р/речи Подготовка к сочинению-рассуждению на проблемный вопрос: «В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы 19 века? (На примере произведений Островского, Достоевского, Чехова)

1

двадцать четвертая неделя

 

72

Н. Некрасова, Ф. Тютчева, А. Фета. Совершенствование представлений о жанрах лирических произведений.

1

двадцать четвертая неделя

 

73

Сопоставительный анализ стихотворений «Летний вечер» Ф.И. Тютчева и «Какая ночь» А.А. Фета.

1

двадцать четвертая неделя

 

74

Урок-зачет по произведениям русской литературы второй половины 19 века

1

двадцать пятая неделя

 

75

Русская литература 20 века: многообразие жанров и направлений.

1

двадцать пятая неделя

 

76

И. Бунин. Слово о писателе. Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. Лиризм повествования.

1

двадцать пятая неделя

 

77

М. Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека». Смысл названия рассказа.

1

IV неделя

двадцать шестая неделя

 

78

М. Шолохов «Судьба человека»Особенности композиции рассказа и образ автора-рассказчика»

1

двадцать шестая неделя

 

79

А.И. Солженицын «Матренин двор». Картины послевоенной деревни.

1

двадцать шестая неделя

 

80

А.И. Солженицын «Матренин двор». Образ праведницы в рассказе. Проблема нравственного выбора героя в рассказе А.Солженицына "Матренин двор"

1

двадцать седьмая неделя

 

81

Комплексный анализ текста

А.И.Солженицын «Лиственница»

1

двадцать седьмая неделя

 

82

Русская поэзия Серебряного века.

А. Блок. Слово о поэте. Своеобразие лирических интонаций поэта.

 

двадцать седьмая неделя

 

83

Анализ стихотворения А. Блока «Незнакомка»

1

двадцать восьмая неделя

 

84

С. Есенин . Слово о поэте. Тема Родины и лирике поэта. Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике поэта

1

двадцать восьмая неделя

 

85

Анализ стихотворения С. Есенина «Письмо к женщине»

1

двадцать восьмая неделя

 

86

М. Цветаева. Слово о поэте.

Стихи о поэзии, любви, жизни и смерти.

1

двадцать девятая неделя

 

87

Анализ стихотворения М. Цветаевой «Идешь на меня похожий…»

1

двадцать девятая неделя

 

88

В. Маяковский. Слово о поэте. Новаторство поэзии Маяковского.

1

двадцать девятая неделя

 

89

Н. Заболоцкий. Слово о поэте. Философский характер лирики поэта.

1

тридцатая неделя

 

90

А. Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике.

1

тридцатая неделя

 

91

А. Твардовский. Слово о поэте. Раздумья о Родине и природе в лирике поэта.

1

тридцатая неделя

 

92

Анализ стихотворения А. Твардовского «Я убит подо Ржевом…»

1

тридцать первая неделя

 

93

Контрольная работа

Анализ лирического произведения

1

тридцать первая неделя

 

94

Зарубежная литература.

Античная лирика. Катулл. Гораций.

1

тридцать первая неделя

 

95

Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты)

1

тридцать вторая неделя

 

96

У. Шекспир. Слово о поэте. «Гамлет». Философский характер трагедии.

1

тридцать вторая неделя

 

97

У. Шекспир. Слово о поэте. «Гамлет» Общечеловеческое значение героев Шекспира.

1

тридцать вторая неделя

 

98

И. В. Гете. Слово о поэте. «Фауст». «Фауст» как философская трагедия.

1

тридцать третья неделя

 

99

Выявление уровня литературного развития учащихся. Итоги года и задания для летнего чтения.

1

тридцать третья неделя

 

100

101

102

Резервные уроки

3

   

ИТОГО:

102

   

КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ

п/п

Раздел

Количество часов

Форма контроля

1

Творчество А.С. Грибоедова

1

Контрольная работа

2

Творчество А.С. Пушкина

1

Контрольная работа

3

Творчество М.Ю. Лермонтова

1

Контрольная работа

4

Творчество Н.В. Гоголя

1

Контрольная работа

5

Комплексный анализ текста

А.И.Солженицын «Лиственница»

1

Контрольная работа

6

Анализ лирического произведения

(Лирика русских поэтов 20 века)

1

Контрольная работа

 

ВСЕГО:

6

 

УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

1. Коровина В.Я. Литература : 9 кл.: Учебник -хрестоматия: -М.: Просвещение, 2003.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Шадрина С.Б. Литература: 9 кл.:Поурочные планы - Волгоград.: Учитель, 2006.

Турьянская Б.И., Гороховская Л.Н., Комисарова Е.В. Литература в 9 классе. Урок за уроком. -М.: Русское слово, 2002.

Золотарева И.В., Беломестных О.Б., Корнеева М.С. – М.: Вака, 2003

Миронова Н.А. Тематическое и поурочное планирование 9 класс. –М.: Экзамен, 2003.

Аркин И.И. Уроки литературы в 9 классе. М.: Просвещение, 1999.

Обернихина Г.А. Преподование литературы в 9 классе. Книга для учителя. –М.: Аркти, 2003.

Лейфман И.М.. Карточки для дифференцированного контроля знаний. – М.: Материк Альфа, 2005.

Михайлова И. Литература Тесты к школьному курсу, 9 класс. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1998.

Олейникова Н.С. Русские писатели-классики. Анализ произведений школьной программы. - Минск: Экоперспектива, 2004.

Демиденко Е. Л., Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы., - М.: Дрофа, 2003.

Беляева Н. В. Уроки изучения лирики в школе, -М: Вербум-М, 2004.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.