Рабочая программа по литературе для 8 класса по УМК В.Я. Коровиной
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ
8 КЛАСС
Пояснительнаязаписка
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 год) и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина; под редакцией В.Я. Коровиной. — М.: Просвещение, 2008.
Общая характеристика учебного предмета.
Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Авторская программа соответствует Госстандарту (его федеральному компоненту)
Данная рабочая программа ориентирован, на содержание авторской программы, учебник-хрестоматию для 8 класса, обеспечивающие процесс обучения.
Ц е л и.
Изучение литературы в основной школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
• воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
• развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
• освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
• совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
Место предмета в базисном учебном плане.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации в 8 классе отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе основного среднего образования. (из расчета 2 учебных часа в неделю).
При составлении планирования уроков предусмотрены в рамках отведенного времени часы на развитие письменной речи учащихся.
Стандарт ориентирован на воспитание школьника – гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе – воспитание гражданственности и патриотизма.
Содержание, рекомендуемое к усвоению в 8 класс
ВОСЬМОЙ КЛАСС
Введение
Русская литература и история. Интерес русских пиcателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.
Устное народное творчество
В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».
Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.
Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком...». Особенности содержания и формы народных преданий.
Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие представлений).
Из древнерусской литературы
Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования.
Художественные особенности воинской повести и жития.
«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий — главное новшество литературы XVII века. Новые литературные герои — крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами.
«Шемякин суд» — «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести.
Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая г к. весть как жанр древнерусской литературы (начальны, представления).
Из литературы XVIII века
Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль» (сцены). Сатирическая направленное п. комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.
Теория литературы. Понятие о классицизме Основные правила классицизма в драматическом произведении.
Из литературы XIX века
Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе.
«Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни. «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.
Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).
Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками.
«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич — главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К. Ф. Рылеева — основа песни о Ермаке.
Теория литературы. Дума (начальное представление).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.
«Туча». Разноплановость содержания стихотворения — зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.
К*** («Я помню чудное мгновенье...»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к шорчеству.
«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный Стержень сообщества избранных.
«История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая I («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А. Пушкин).
Роман «Капитанская дочка». Гринев — жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова — нравственная красота героини. Швабрин — антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева».
Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).
«Пиковая дама». Место повести в контексте творчества Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система предсказаний, намеков и символических соответствий. Функции эпиграфов. Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга. Идейно-композиционная функция фантастики. Мотив карт и карточной игры, символика чисел. Эпилог, его место в философской концепции повести.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.
«Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырван ном из родной среды и воспитанном в чуждом ему 00 ществе. Свободный, мятежный, сильный дух герои Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтичсски-условный историзм поэмы.
Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальныепредстаиления), романтическая поэма (начальные представлсния).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о пи сателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении.
«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора — высмеять «все дурное в России» (Н. В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В. И. Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление.
Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений).
«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.
«История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.
Теория литературы. Гипербола, гротеск (раз-пи те представлений). Литературная пародия (начальны!! представления). Эзопов язык (развитие понятия).
Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.
«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.
Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.
«После бала». Идея разделенности двух России. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.
Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.
Поэзия родной природы А. С. Пушкин. «Цветы последние милей...», М. Ю. Лермонтов. «Осень»; Ф. И. Тютчев. «Осенний вечер»; А. А. Фет. «Первый ландыш»; А. Н. Майков. «Поле зыблется цветами...».
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.
Теория литературы. Психологизм художественной литературы (развитие представлений).
Из русской литературы XX века
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы пистеля.
Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.
«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженноси. и находчивость главной героини.
Теория литературы. Сюжет и фабула.
Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте.
«Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.
Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.
«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А. С. Пушкина, С. А. Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина.
Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).
Иван Сергеевич Шмелев. Краткий рассказ о писателе.
«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).
Писатели улыбаются
Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А. Аверченко. «Всеобщая история, обработанная „Сатириконом"» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом.
М. Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Для самостоятельного чтения. Сатира и юмор в рассказах сатириконцев.
Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о пи-I .поле.
«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание). Для самостоятельного чтения.
Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе.
«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине.
Новаторский характер Василия Теркина —- сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.
Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о жизни писателя.
«Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа.
Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941—1945 годов
Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину: М. Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б. Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А. Фатьянов. «Соловьи»; Л. Ошанин. «Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.
Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений).
Русские поэты о Родине, родной природе
И. Анненский. «Снег»; Д. Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н. Заболоцкий. «Вечер ни Оке», «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н. Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...».
Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н. Оцуп. «Мне трудно без России...» (отрывок); 3. Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо. «Бабье лето»; И. Бунин. «У птицы есть гнездо...». Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.
Из зарубежной литературы
Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе.
«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта — символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.
Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.
Сонеты — «Кто хвалится родством своим со знатью...», «Увы, мой стих не блещет новизной...».
В строгой форме сонетов — живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира — «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В. Г. Белинский).
Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.
Жан Батист Мольер. Слово о Мольере.
«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). XVII век — эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер — великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» — сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.
Теория литературы. Классицизм. Сатира (раз-питие понятий).
Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе.
«Путешествия Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.
Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе.
«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.
Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса
Учащиеся должны знать:
— авторов и содержание изученных художественных произведений;
— основные теоретические понятия: народная песня, частушка, предание (развитие представлений); житие как жанр литературы (начальное представление); мораль, аллегория, дума (начальное представление); понятие о классицизме, историзм художественной литературы (начальное представление); поэма, роман, романтический герой, романтическая поэма, комедия, сатира, юмор (развитие представлений); прототип в художественном произведении, гипербола, гротеск, литературная пародия, эзопов язык, художественная деталь, антитеза, композиция, сюжет и фабула, психологизм художественной литературы (развитие представлений); конфликт как основа сюжета драматического произведения, со- нет как форма лирической поэзии, авторское отступление как элемент композиции (начальное представление); герой-повествователь (развитие представлений).
Учащиеся должны уметь:
— видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих классов;
— обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой;
— видеть своеобразие решений общей проблемы писателями разных эпох;
— комментировать эпизоды биографии писателя и устанавливать связь между его биографией и творчеством;
— различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике;
— определять ритм и стихотворный размер в лирическом произведении;
— сопоставлять героев и сюжет разных произведений, находя сходство и отличие в авторской позиции;
— выделять общие свойства произведений, объединенных жанром, и различать индивидуальные особенности писателя в пределах общего жанра;
осмысливать роль художественной детали, её связь с другими деталями и текстом в целом;
— видеть конкретно-историческое и символическое значение литературных образов;
— находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему произведения, мотивировать выбор жанра;
— сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения;
— выявлять конфликт и этапы его развития в драматическомпроизёедении; сравнивать авторские позиции в пьесе с трактовкой роли актерами, режиссерской интерпретацией;
— редактировать свои сочинения и сочинения сверстников.
ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРЫ В 8 КЛАССЕ
(Базовый уровень)
8 класс — 68 часов
Раздел |
Тема урока. Основное содержание |
||
Введение (1 час) |
Введение. Литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. |
||
Устное народное творчество (2 часа) |
Устное народное творчество |
||
Устное народное творчество. Отражение жизни народа в народных песнях. Лирические и исторические песни. Частушка как песенный жанр |
|||
Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком» |
|||
Древнерусская литература (2 часа) |
Древнерусская литература |
||
Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. «Житие Александра Невского» |
|||
«Шемякин суд» как сатирическое произведение 17 века. Действительные и вымышленные события. Особенности поэтики бытовой сатирической повести |
|||
Русская литература XVIII века (3 часа) |
Русская литература XVIII века |
||
Д. И. Фонвизин. «Недоросль» (сцены). Слово о писателе. Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Понятие о классицизме. Речевые характеристики главных героев как средство создания комического |
|||
Анализ эпизода комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» (по выбору учителя). Особенности анализа эпизода драматического произведения. Основные правила классицизма в драматическом произведении |
|||
Подготовка к домашнему сочинению «Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и в литературе XVIII века» (на примере 1—2 произведений) |
|||
Русская литература XIX века (33 часа) |
Русская литература XIX века (3 часа) |
||
И. А. Крылов. Слово о баснописце. Басни «Лягушки, просящие царя» и «Обоз», их историческая основа. Мораль басен. Сатирическое изображение человеческих и общественных пороков |
|||
И. А. Крылов — поэт и мудрец. Многогранность личности баснописца. Отражение в баснях таланта Крылова — журналиста, музыканта, писателя, философа |
|||
К. Ф. Р ы л е е в. Слово о поэте. Думы К. Ф. Рылеева. Дума «Смерть Ермака» и ее связь с русской историей. Тема расширенния русских земель. Образ Ермака Тимофееиича. Дума Рылеева и народное предание «О покорении Сибири Ермаком»: сопоставительный анализ. Понятие о думе. Характерные особенности жанра. Народная песня о Ермаке на стихи К. Ф. Рылеева |
|||
А. С. Пушкин. Слово о поэте. Его отношение к истории и исторической теме в литературе.Стихотворения «Туча», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «19 октября». Их основные темы и мотивы. Особенности поэтической формы |
|||
А. С. Пушкин и история. Историческая тема в творчестве Пушкина (на основе изученного в 6—7 классах) |
|||
А. С. Пушкин. «История Пугачева» (отрывки). История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя. Отношение к Пугачеву народа, дворян и автора |
|||
А. С. Пушкин. «Капитанская дочка». История создания произведения. Герои и их исторические прототипы труде Пушкина. Народное восстание в авторской оценке |
|||
Гринев: жизненный путь героя. Нравственная оценка его личности. Гринев и Швабрин. Гринев и Савельич. |
|||
Семья капитана Миронова. Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина |
|||
Пугачев и народное восстание в романе и в историческом труде Пушкина. Народное восстание в авторской оценке |
|||
Гуманизм и историзм А. С. Пушкина в романе «Капитанская дочка». Историческая правда и художественный вымысел. Особенности композиции. Фольклорные мотивы. Понятие о романе и реалистическом произведении. Подготовка к сочинению по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка» |
|||
А. С. Пушкин. «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы. Система образов персонажей в повести. Образ Петербурга. Композиция повести: смысл названия, эпиграфов, символических и фантастических образов, эпилога |
|||
Контрольная работа по творчеству А. С. Пушкина |
|||
2 четверть |
|||
М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Воплощение исторической темы в творчестве Лермонтова |
|||
М.Ю. Лермонтов «Мцыри». Мцыри как романтический герой. Воспитание в монастыре. |
|||
Особенности композиции поэмы «Мцыри». Роль описаний природы в поэме. Анализ эпизода из поэмы «Мцыри». Развитие представления о жанре романтической поэмы |
|||
Обучение сочинению по поэме М. Ю.Лермонтова «Мцыри «Анализ эпизода в поэме „Мцыри" (по выбору учащегося)». «Мцыри как романтический герой». «Природа и человек в поэме „Мцыри" |
|||
Н. В. Гоголь. Слово о писателе. Его отношение к истории, исторической теме в художественном творчестве. Исторические произведения в творчестве Гоголя (с обобщнием изученного в 5—7 классах) |
|||
Н. В. Гоголь. «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью». История создания комедии и ее первой постановки. «Ревизор» в оценке современников |
|||
Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. Приемы сатирического изображения чиновников. Развитие представлений о комедии, сатире и юморе |
|||
Хлестаков. Понятие о «миражной интриге». Хлестаковщина как нравственное явление |
|||
Особенности композиционной структуры комедии. Специфика завязки, развития действия, кульминации, истинной и ложной развязки, финала, немой сцены. Подготовка к домашнему сочинению «Роль эпизода в драматическом произведении» (на примере элементов сюжета и композиции комедии Н. В. Гоголя «Ревизор») |
|||
Н. В. Гоголь. «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе (с обобщением ранее изученного). Потеря Башмачкиным лица. Духовная сила героя и его противостояние бездушию общества |
|||
Мечта и реальность в повести «Шинель». Образ Петербурга. Роль фантастики в повествовании |
|||
М. Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе, редакторе, издателе. «История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на общественные порядки. Обличение строя, основанного на бесправии народа. Образы градоначальников. Средства создания комического в произведении. Ирния, сатира. Гипербола, гротеск. Пародия. Эзопов язык |
|||
Обучение анализу эпизода из романа «История одного города». Подготовка к домашнему сочинению |
|||
Контрольная работа по творчеству М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, М. Е. Салтыкова-Щедрина |
|||
3 четверть |
|||
Н.С.Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». Защита обездоленных. Сатира на чиновничество. Развитие понятия о рассказе. Художественная деталь как средство создания художественного образа |
|||
Л. Н. Толстой. Слово о писателе. Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала». Образ рассказчика. Главные герои. Идея разделенности двух России. Мечта о воссоединении дворянства и народа |
|||
Мастерство Л. Н. Толстого в рассказе «После бала». Особенности композиции. Антитеза, портрет, пейзаж, внутренний монолог как приемы изображения внутреннего состояния героев. Психологизм рассказа |
|||
Нравственные проблемы повести Л. Н. Толстого «Отрочество» |
|||
Поэзия родной природы в творчестве А. С.Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф.И.Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майкова |
|||
А. П. Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви» (из трилогии) как история об упущенном счастье. Психологизм рассказа |
|||
Русская литература XX века (19часов) |
Русская литература XX века |
||
И. А. Бунин. Слово о писателе. Проблема рассказа «Кавказ». Мастерство И. А. Бунина-прозаика |
|||
А. И. Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Представления о любви и счастье в семье. Понятие о сюжете и фабуле |
|||
Урок-диспут «Что значит быть счастливым?». Подготовка к домашнему сочинению по рассказам Н. С. Лескова, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, И. А. Бунина, А. И. Куприна |
|||
А. А. Б л о к. Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве. «Россия». Образ России и ее истории. Обучение выразительному чтению |
|||
С. А. Есенин. Слово о поэте. «Пугачев» — поэма на историческую тему. Образ предводителя восстания. Понятие о драматической поэме |
|||
Урок-конференция. Образ Пугачева в фольклоре, произведениях А. С. Пушкина и С. А. Есенина. Подготовка к домашнему сочинению |
|||
И. С. Шмелев. Слово о писателе. «Как я стал писателем» — воспоминание о пути к творчеству |
|||
Журнал «Сатирикон». «Всеобщая история, обработанная „Сатириконом"» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Ироническое повествование о прошлом и современности; Тэффи. «Жизнь и воротник»; М. М.Зощенко. «История болезни» |
|||
М. А. О с о р г и н. Слово о писателе. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне» |
|||
Контрольная работа по творчеству Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, И. А. Бунина, А. А. Блока, С. А. Есенина |
|||
А. Т. Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Теркин». Картины фронтовой жизни в поэме. Тема честного служения Родине. Восприятие поэмы современниками |
|||
Василий Теркин — защитник родной страны. Новаторский характер образа Василия Теркина. Правда о войне в поэме Твардовского |
|||
Композиция и язык поэмы «Василий Теркин». Юмор. Фольклорные мотивы. Авторские отступления. Мастерство А. Т. Твардовского в поэме |
|||
А. П. Платонов. Слово о писателе. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение». Нравственная проблематика и гуманизм рассказа |
|||
4-я четверть |
|||
Урок-концерт. Стихи и песни о Великой Отечественной войне. Боевые подвиги и военные будни в творчестве М. Исаковского («Катюша», «Враги сожгли родную хату...»), Б. Окуджавы («Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»), А. Фатьянова («Соловьи»), Л. Ошанина («Дороги») |
|||
В. П. Астафьев. Слово о писателе. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет». Отражение военного времени в рассказе. Развитие представлений о герое-повествователе |
|||
Классное сочинение «Великая Отечественная война в литературе XX века»(произведение по выбору учащегося) |
|||
Русские поэты о Родине, родной природе. Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Мотивы воспоминаний, грусти, надежды |
|||
Зарубежная литература (6 часов) |
Зарубежная литература |
||
У. Ш е к с п и р. Слово о писателе. «Ромео и Джульетта». Поединок семейной вражды и любви. «Вечные проблемы» в трагедии Шекспира. Конфликт как основа сюжета драматического произведения. Анализ эпизода из трагедии «Ромео и Джульетта» |
|||
Сонеты У. Шекспира. «Кто хвалится родством своим и знатью...», «Увы, мой стих не блещет новизной ...». Воспевание поэтом любви и дружбы. Сонет как форма лирической поэзии |
|||
Ж.-Б. М о л ь е р. «Мещанин во дворянстве» (сцены). Сатира на дворянство и невежественных буржуа. Черты классицизма в комедии Мольера. Мастерство писателя. Общечеловеческий смысл комедии |
|||
Дж. Свифт. Слово о писателе. «Путешествия Гулливера» как сатира на государственное устройство общества |
|||
В. Скотт. Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман |
|||
Итоги года (2 часа) |
Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе. Итоги года и задание на лето. Зачет |
||
68 |
ИТОГО: |
10 |
№ур |
Тема урока |
Форма деятельности учащихся на уроке |
Вид контроля |
Домашнее задание |
|
Введение (1 час) |
|||||
1 |
Литература и история |
Лекция учителя. Беседа. |
Тестирование |
Стр. 6-8 (пересказ) |
|
Фольклор (2 часа) |
|||||
2 |
Отражение жизни народа в народных песнях |
Рассказ учителя. Беседа. Анализ песен. |
Выучить песню «Пугачёв в темнице» |
||
3 |
Предания как исторический жанр народной прозы |
Беседа. |
(чтение, вопросы) |
||
Древнерусская литература (4 часа) |
|||||
4 |
«Житие Александра Невского» |
Лекция учителя. Беседа. Работа с текстом. Художественный пересказ. |
Зайцев «Житие Сергия Радонежского» (прочитать) |
||
5 |
«Житие Сергия Радонежского» |
Беседа, пересказ. |
Чтение , вопросы |
||
6 |
Подготовка к домашнему сочинению-описанию по картине Нестерова «Видение отроку Варфоломею» |
Беседа. Слово учителя. Составление плана. |
Домашнее сочинение. |
Написать сочинение |
|
7 |
«Шемякин суд как сатирическое произведение» |
Пересказ. Беседа. |
|||
Русская литература 18 века (4 часа) |
|||||
8 |
Русская литература 18 века. Н.М.Карамзин. Жизнь и творчество. |
Творческий путь писателя 1 Пересказ биографии, прочитать «Наталья, боярская |
|||
9 |
«Наталья, боярская дочь» |
Сентиментализм, тропы, романтизм |
Выполнить задания |
||
10 |
И. А. Крылов. «Лягушки», «Обоз» |
Рассказ учителя. Беседа. |
Тестирование по басням Крылова |
(читать, вопросы),сообщение |
|
11 |
К. Ф. Рылеев «Смерь Ермака» |
Сообщение. Чтение текста произведения. Беседа. |
(чтение, вопросы) |
||
Творчество А.С.Пушкина (11 часов) |
|||||
12 |
А. С. Пушкин «Туча», «Я помню чудное мгновенье…», «19 октября» |
Рассказ учителя. Беседа. Чтение стихотворений и их анализ. |
Наизусть «Я помню чудное мгновенье» |
||
13 |
А. С. Пушкин «История Пугачёва» |
Рассказ учителя. Беседа. Чтение стихотворений. |
Чтение стихотворений наизусть. |
Читать повесть Пушкина «Капитанская дочка». |
|
14 |
А. С. Пушкин «Капитанская дочка». История создания |
Лекция учителя, конспект лекции, составление плана. |
(чтение) (вопросы) |
||
15 |
Формирование характера Петра Гринева. |
Беседа, анализ эпизода, заполнение таблицы. |
(читать) (вопросы) |
||
16 |
Проблема чести, достоинства, нравственного выбора |
Беседа. |
(читать) . |
||
17 |
Падение Белогорской крепости. |
Беседа, заполнение таблицы. |
Читать вопросы |
||
18 |
Швабрин и Гринёв. Сравнительная характеристика |
Беседа, составление плана сравнительной характеристики. |
Читать вопросы |
||
19 |
Образ Марьи Ивановны |
Беседа, составление плана характеристики. |
Подбор материалов к сочинению. |
||
20 |
Изображение народной войны и ее вождя |
Беседа.. |
Тестирование |
Подготовка к сочинению |
|
21 |
Становление личности Петра Гринева |
Беседа, составление плана характеристики |
|||
22 |
Сочинение по роману Пушкина «Капитанская дочка» |
Написание сочинения. |
Сочинение |
Пушкин «Пиковая дама» (читать) |
|
Творчество М.Ю.Лермонтова (3 часа) |
|||||
23 |
М. Ю. Лермонтов «Мцыри». Мцыри как романтический герой |
Слово учителя. Беседа. |
Отрывок «Бой с барсом» (наизусть) |
||
24 |
Особенности композиции поэмы «Мцыри» |
Чтение текста. Словарная работа. Беседа. Чтение наизусть. |
Чтение отрывка наизусть. |
Лермонтов «Демон» (прочитать) |
|
25 |
М. Ю. Лермонтов «Демон» |
Слово учителя, беседа, художественный пересказ. |
Гоголь «Ревизор» (читать) |
||
Творчество Н.В.Гоголя (8 часов) |
|||||
26 |
Н. В. Гоголь «Ревизор». История создания и её первой постановки |
Лекция учителя. Составление конспекта статьи учебника. |
Ответы на проблемные вопросы. |
||
27 |
Разоблачение пороков чиновничества в пьесе |
Беседа. Работа с текстом. Чтение по ролям. |
Заполнение обобщающих таблиц |
||
28 |
Хлестаков и хлестаковщина |
Работа с текстом. Составление плана характеристики. |
Заполнение обобщающих таблиц |
||
29 |
Чиновники на приеме у Хлестакова. |
Работа с текстом. |
Заполнение обобщающих таблиц |
||
30 |
Финал комедии, его идейно композиционное значение |
Работа с текстом |
Заполнение обобщающих таблиц |
||
31 |
Подготовка к домашнему сочинению «Обобщающая характеристика чиновников» |
Рассказ учителя. Составление плана сочинения. |
Домашнее сочинение. |
Написать сочинение.. |
|
32 |
Н. В. Гоголь «Шинель». Образ «маленького человека» |
Рассказ учителя. Беседа. Сообщения. |
Сообщения. Гоголь «Невский проспект» (прочитать) |
||
33 |
Образ Петербурга у Пушкина и Гоголя («Невский проспект» и «Шинель») |
Сообщения. Работа с текстом. |
Гоголь «Портрет»(читать |
||
Русская литература второй половины 19 века (7 часов) |
|||||
34 |
И. С. Тургенев «Ася» |
Рассказ учителя. Беседа. |
читать, вопросы) |
||
35 |
Повести Тургенева о первой любви |
Рассказ учителя. Беседа. |
Тургенев «Первая любовь», «Вешние воды»читать, вопросы |
||
36 |
М. Е. Салтыков-Щедрин «История одного города»» |
Рассказ учителя. Беседа |
читать, вопросы |
||
37 |
Н. С. Лесков «Старый гений» |
Работа с текстом. |
Сочинение-миниатюра |
||
38 |
Л. Н. Толстой «После бала» |
.Художественный пересказ. |
Чтение наизусть |
читать, вопросы |
|
39 |
Мастерство Толстого в рассказе «После бала. |
Художественный пересказ. Беседа. |
Тютчев «Осенний вечер» (наизусть) |
||
40 |
Поэзия родной природы в творчестве Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Фета, Майкова |
Беседа Практикум. Чтение стихотворения наизусть. |
Чехов. «О любви» (читать) |
||
Творчество А.П.Чехова (4 часа) |
|||||
41 |
А. П. Чехов «О любви» |
Рассказ учителя. Беседа |
Чехов «Человек в футляре» (читать) |
||
42 |
А. П. Чехов «Человек в футляре» |
Беседа. Работа с текстом. |
Чехов «Крыжовник» (читать) |
||
43 |
А. П. Чехов «Крыжовник» |
Работа с текстом. Ответы на проблемные вопросы. |
Ответ на проблемный вопрос |
Чехов «Ионыч» (читать) |
|
44 |
А. П. Чехов «Ионыч» |
Художественный пересказ. Беседа. |
Блок «Россия» (наизусть) |
||
Русская литература 20 века (6 часов) |
|||||
45 |
А. А. Блок. Образ России и её истории |
Рассказ учителя. Беседа. Чтение наизусть. |
Чтение наизусть |
чтение, вопросы, сообщения. |
|
46 |
С. А. Есенин «Пугачёв» - поэма на историческую тему |
Рассказ учителя. Беседа. Сообщения. |
Сообщения |
||
47-48 |
Семинар. Образ Пугачёва в произведениях фольклора, у Пушкина и Есенина |
Ответы на семинаре. |
чтение, вопросы |
||
49 |
И. С. Шмелёв. «Как я стал писателем» - воспоминания о пути к творчеству |
Рассказ учителя. Беседа. |
чтение, вопросы |
||
50 |
М. А. Осоргин «Пенсне» |
Рассказ учителя. Беседа. |
Подготовиться к контрольной работе |
||
51 |
Контрольная работа по творчеству Толстого, Чехова, Блока, Есенина |
Написание контрольной работы. |
Контрольная работа. |
чтение, вопросы |
|
Русская литература второй половины 20 века (7 часов) |
|||||
52 |
А. Т. Твардовский «Василий Тёркин» |
Рассказ учителя. Беседа |
Подготовить устный рассказ с цитированием |
||
53 |
Василий Тёркин – защитник родной страны |
Обучение устному рассказу. |
Отрывок наизусть |
||
54 |
Композиция и язык поэмы «Василий Тёркин» |
Чтение текста. Работа со словом. Беседа. Чтение наизусть. |
Чтение наизусть. |
чтение, вопросы |
|
55 |
А. П. Платонов. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение» |
Ответы на проблемные вопросы. Пересказ. |
Подготовиться к уроку-концерту |
||
56 |
Урок-концерт «Стихи и песни о Вов» |
Прослушивание и чтение стихов и песен о Вов. |
Чтение наизусть |
чтение, вопросы |
|
57 |
В. П. Астафьев «Фотография, на которой меня нет» |
Рассказ учителя. Беседа. |
Подготовиться к сочинению |
||
58 |
Сочинение «Вов в литературе 20 века» |
Беседа. Составление плана сочинения. |
Домашнее сочинение. |
чтение, вопросы |
|
Зарубежная литература (12 часов) |
|||||
59 |
У. Шекспир. Слово о писателе. Театр Шекспира |
Лекция учителя. |
Шекспир «Ромео и Джульетта» (читать) |
||
60 |
У. Шекспир «Ромео и Джульетта». Поединок семейной вражды и любви |
Беседа |
Проверочная работа по содержанию |
Проблемные вопросы. |
|
61 |
У. Шекспир «Ромео и Джульетта». «Вечные проблемы» |
Беседа. Работа с текстом. Выразительное чтение. |
Шекспир. «Укрощение строптивой», «Двенадцатая ночь» (сообщения) |
||
62 |
У. Шекспир. Комедии |
Сообщения. Пересказ. Беседа. |
Тестирование |
Подготовиться к композиции |
|
63 |
У. Шекспир. Сонеты |
Выразительное чтение сонетов. Прослушивание аудиозаписей. |
Мольер «Мещанин во дворянстве» (читать) |
||
64 |
Ж.-Б. Мольер «Мещанин во дворянстве» |
Беседа. Слово учителя. Чтение по ролям |
Экзюпери «Маленький принц» (читать) |
||
65 |
Ж.-Б. Мольер «Мещанин во дворянстве» |
Чтение эпизодов, их анализ. |
|||
66 |
Экзюпери «Маленький принц» |
Урок внеклассного чтения. Обсуждение произведения. |
|||
67 |
Экзюпери «Маленький принц» |
Пересказ эпизодов. |
|||
68 |
Подведение итогов. Рекомендации на лето |
Урок-игра |
Виды контроля:
— промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица); выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода; составление простого или сложного плана по произведению, в том числе цитатного; составление сравнительной характеристики по заданным критериям; викторина, игра.
— итоговый (за полугодие): сочинение на основе литературного произведения или анализ эпизода; тест, включающий задания с выбором ответа, с кратким ответом, проверяющие начитанность учащегося, теоретико-литературные знания; творческий зачет, защита проектов.
График контрольных и творческих работ
Тема урока. Основное содержание |
Дата |
развитие речи |
Контр.работы |
|
план |
факт |
|||
1-я четверть |
||||
Подготовка к домашнему сочинению «Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и в литературе XVIII века» (на примере 1—2 произведений) |
19/9 |
1 |
||
Контрольная работа по творчеству А. С. Пушкина |
31/10 |
1 |
||
2-я четверть |
||||
Обучение сочинению по поэме М. Ю.Лермонтова «Мцыри «Анализ эпизода в поэме „Мцыри" (по выбору учащегося)».«Мцыри как романтический герой». «Природа и человек в поэме „Мцыри" |
23/11 |
1 |
||
Подготовка к домашнему сочинению «Роль эпизода в драматическом произведении» (на примере элементов сюжета и композиции комедии Н. В. Гоголя «Ревизор») |
12/12 |
1 |
||
Обучение анализу эпизода из романа «История одного города». Подготовка к домашнему сочинению |
26/12 |
1 |
||
Контрольная работа по творчеству М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, М. Е. Салтыкова-Щедрина |
28/12 |
1 |
||
3 четверть |
||||
Подготовка к домашнему сочинению по рассказам Н. С. Лескова, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, И. А. Бунина, А. И. Куприна |
8/2 |
1 |
||
Урок-конференция. Образ Пугачева в фольклоре, произведениях А. С. Пушкина и С. А. Есенина. Подготовка к домашнему сочинению |
20/2 |
2 |
||
Контрольная работа по творчеству Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, И. А. Бунина, А. А. Блока, С. А. Есенина |
6/3 |
1 |
||
4 четверть |
||||
Классное сочинение «Великая Отечественная война в литературе XX века»(произведение по выбору учащегося) |
10/5 |
1 |
||
Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе. Зачет |
24/5 |
2 |
||
ИТОГО: |
8 |
5 |
ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ
Восьмой класс
Исторические песни. О Пугачеве, Ермаке (на выбор).
А. С. Пушкин. Капитанская дочка (отрывок).
М. Ю. Лермонто в. Мцыри (отрывки по выбору учащихся).
Н. В. Гоголь. Ревизор (монолог одного из героев на выбор).
Л. Н. Толстой. После бала (отрывок на выбор).
А. Т. Твардовский. Василий Теркин (отрывок на выбор).
О Родине и родной природе (2—3 стихотворения на выбор).
ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ
Восьмойкласс
Фольклор. Русские народные песни и баллады. «В темном лесе, в темном лесе...». «Уж ты ночка, ты ноченька темная «Ивушка, ивушка, зеленая моя...». «Ах вы ветры, ветры буи ные...». Авдотья Рязаночка.
Из русской литературы XVIII века
Н. М. Карамзин. Наталья, боярская дочь.
Из русской литературы XIX века И. А. Крылов. 3—4 басни на выбор. К. Ф. Рылеев. «Я ль буду в роковое время...». Иван Сусанин.
П. А. Вяземский. Тройка.
Е. А. Баратынский. 3—4 стихотворения на выбор. А. В. Кольцов. Русская песня. Разлука. А. С. Пушкин. «Вновь я посетил...». Повести Белкина. М. Ю. Лермонтов. Маскарад.
Н. А. Некрасов. «Душно! Без счастья и воли...». «Ты всегда хороша несравненно...».
Ф. И. Тютчев. Поэзия. «Пошли, Господь, свою отраду...».
А. А. Фет. «На заре ты ее не буди...». «Буря на небе вечернем...». «Я жду... Соловьиное эхо...».
А. Н. Майков. «Вчера — и в самый миг разлуки...».
И. С. Тургенев. Певцы.
A. П. Чехов. Толстый и тонкий. Другие рассказы.
Из русской литературы XX века
B. Г. Короленко. Мгновение. М. Горький. Старуха Изергиль. И. Ф. Анне не кий. Снег.
Д. С. Мережковский. Родное. Не надо звуков. «Кроткий вечер тихо угасает...».
К. Д. Бальмонт. Безглагольность. «Меж подводных стеблей...».
А. А. Блок. Стихотворения (на выбор). А. Белый. Заброшенный дом.
М. А, Волошин. Коктебель.
А.А.Ахматова. Вечером. «Вечерние часы перед стоном...». «Проводила друга до передней...». С. А. Есенин. Письмо матери. Н. М. Рубцов. «В святой обители природы...». А. Т. Аверченко. О шпаргалке.
A. Т. Твардовский. Теркин на том свете,-
B. П. Астафьев. Ангел-хранитель.
A. С. Грин. Бегущая по волнам. Н. Н. Дубов. Горе одному. Ч.Айтматов. Ранние журавли. Л. С. Соболев. Морская душа. В.Ф.Тендряков. Весенние перевертыши.
Из зарубежной литературы У. Шекспир. Ромео и Джульетта. Двенадцатая ночь. Дж. Свифт. Путешествия Гулливера.
B. Скотт. Айвенго.
П. М е р и м е. Таманго. Г.Уэллс. Война миров. Э. П о. Золотой жук.
Учебное и учебно-методическое обеспечение по литературе
для учащихся:
1. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература: 8 класс: Учебник в 2 ч. — М.: Просвещение, 2008.
2. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим...: 8 класс: дидактические материалы по литературе. — М.: Просвещение, 2006.
3. Литература: 8 класс: Фонохрестоматия на СО-ЕОМ 1 Сост. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. — М: Просвещение, 2003.
для учителя:
1. Аркин И.И. Уроки литературы в 8 классе. Практическая методика. — М.: Просвещение, 2008.
2. Золотарева И.В., Крысова Т.А. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. — М.: ВАКО, 2004.
3. Коровина В.Я., Збарский И.С., Коровин В.И. Литература: 8 класс: Методические советы. — М.: Просвещение, 2008.
4. Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 8 классе: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 2008.
5. Марченко А.М. Анализ стихотворения на уроке: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 2008.
6. Турьянская Б.И. и др. Литература в 8 классе. Урок за уроком. — М.: Русское слово, 2007.
7. Электронное учебное пособие Кирилла и Мефодия.
8. ЦОРы Сети Интернет
9. Мультимедийные презентации