Рабочая программа по литературе в 8 классе по УМК В.Я. Коровиной
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Вьюковская средняя общеобразовательная школа
Суражского района Брянской области
Рекомендовано Согласовано Утверждено
Педагогический совет Заместитель директора Директор школы
школы по УВР ____________/А.В. Шалыго/
Протокол №_____ ___________/С.В. Костяная/ приказ №________
от « __» _______20__г. «___»_______20___г. от «__»_______20___г.
Рабочая программа
по предмету: литература
класс: 8
количество часов: 70
учитель русского языка и литературы, 1 кв.кат.: Костяная Светлана Владимировна
Программа разработана на основе :
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения,
Примерной программы основного общего образования. Литература,
Рабочих программ. Литература.. Предметная линия учебников под редакцией В.Я. Коровиной. 5-9 классы. Авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, Н.В. Беляева._ М.: Просвещение, 2016
Учебник: Литература. 8 класс. В 2 ч. Авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин. М.: Просвещение, 2018
Вьюково
2018 – 2019 учебный год
Планируемые результаты освоения учебного предмета « Литература»
Личностные результаты:
• Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и чело-вечества, усвоение гуманистических ценностей многонационального российского обще-ства, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
• Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучаю-щихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;
• Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
• Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
• Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества, участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
• Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими товарищами в процессе образовательной, обще-ственно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
• Формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружаю-щей среде;
• Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
• Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
• Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
• Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернатив-ные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познава-тельных задач;
• Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответ-ствии с изменяющейся обстановкой;
• Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
• Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
• Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифици-ровать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавли-вать причинно-следственную связь, строить логическое рассуждение, умозаключение ( индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
• Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения познавательных задач;
• Смысловое чтение, умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группах, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций с учетом интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
• Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуника-ции для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности: владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
• Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
• Понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX-XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• Понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявления зало-женных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• Умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров, понимать и формулировать тему, идею, нрав-ственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• Определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание и роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа), владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
• Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• Формирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
• Умение интерпретировать (в отдельных случаях) изученные литературные произведения;
• Понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
• Восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• Умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
• Написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
• Понимание образной природы литературы как явления словесного искусства, эстетическое восприятие произведений литературы, формирование эстетического вкуса;
• Понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных средств в создании художественны образов литературных произведений. Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения.
Содержание учебного предмета «Литература»
Введение (1ч)
Русская литература и история. Интерес русских пиcателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.
Устное народное творчество (2ч)
В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».
Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.
Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком...». Особенности содержания и формы народных преданий.
Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие представлений).
Из древнерусской литературы (2ч)
Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования.
Художественные особенности воинской повести и жития.
«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий — главное новшество литературы XVII века. Новые литературные герои — крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами.
«Шемякин суд» — «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести.
Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая г к. весть как жанр древнерусской литературы (начальны, представления).
Из литературы XVIII века (3ч)
Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль» (сцены). Сатирическая направленное п. комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.
Теория литературы. Понятие о классицизме Основные правила классицизма в драматическом произведении.
Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе.
«Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни. «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.
Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).
Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками.
«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич — главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К. Ф. Рылеева — основа песни о Ермаке.
Теория литературы. Дума (начальное представление).
Из литературы XIX века (36ч)
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.
«Туча». Разноплановость содержания стихотворения — зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.
К*** («Я помню чудное мгновенье...»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к шорчеству.
«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный Стержень сообщества избранных.
«История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая I («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А. Пушкин).
Роман «Капитанская дочка». Гринев — жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова — нравственная красота героини. Швабрин — антигерой. Значение образа Савель-ича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева».
Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).
«Пиковая дама». Место повести в контексте творчества Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система предсказаний, намеков и символических соответствий. Функции эпиграфов. Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга. Идейно-композиционная функция фантастики. Мотив карт и карточной игры, символика чисел. Эпилог, его место в философской концепции повести.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.
«Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырван ном из родной среды и воспитанном в чуждом ему 00 ществе. Свободный, мятежный, сильный дух герои Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтичс ски-условный историзм поэмы.
Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные предстаи ления), романтическая поэма (начальные представлс ния).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о пи сателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении.
«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора — высмеять «все дурное в России» (Н. В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В. И. Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление.
Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений).
«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.
«История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.
Теория литературы. Гипербола, гротеск (раз-пи те представлений). Литературная пародия (начальны!! представления). Эзопов язык (развитие понятия).
Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.
«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.
Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.
«После бала». Идея разделенности двух России. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.
Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.
Поэзия родной природы А. С. Пушкин. «Цветы последние милей...», М. Ю. Лермонтов. «Осень»; Ф. И. Тютчев. «Осенний вечер»; А. А. Фет. «Первый ландыш»; А. Н. Майков. «Поле зыблется цветами...».
Из русской литературы XX века (21ч)
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.
Теория литературы. Психологизм художественной литературы (развитие представлений).
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы пистеля.
Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.
«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопо нимания, любви и счастья в семье. Самоотверженноси. и находчивость главной героини.
Теория литературы. Сюжет и фабула.
Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте.
«Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.
Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.
«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А. С. Пушкина, С. А. Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина.
Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).
Иван Сергеевич Шмелев. Краткий рассказ о писателе.
«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).
Писатели улыбаются
Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А. Аверченко. «Всеобщая история, обработанная „Сатириконом"» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом.
М. Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Для самостоятельного чтения. Сатира и юмор в рассказах сатириконцев.
Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о писателе.
«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание). Для самостоятельного чтения.
Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе.
«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине.
Новаторский характер Василия Теркина —- сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.
Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о жизни писателя.
«Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа.
Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941—1945 годов
Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину: М. Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б. Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А. Фатьянов. «Соловьи»; Л. Ошанин. «Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.
Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений).
Русские поэты о Родине, родной природе
И. Анненский. «Снег»; Д. Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н. Заболоцкий. «Вечер ни Оке», «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н. Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...».
Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н. Оцуп. «Мне трудно без России...» (отрывок); 3. Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо. «Бабье лето»; И. Бунин. «У птицы есть гнездо...». Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.
Из зарубежной литературы (4ч)
Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе.
«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта — символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.
Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.
Сонеты — «Кто хвалится родством своим со знатью...», «Увы, мой стих не блещет новизной...».
В строгой форме сонетов — живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира — «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В. Г. Белинский).
Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.
Жан Батист Мольер. Слово о Мольере.
«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). XVII век — эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер — великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» — сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.
Теория литературы. Классицизм. Сатира (раз-питие понятий).
Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе.
«Путешествия Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.
Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе.
«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений
Итоговый урок 1 ч
Результаты изучения учебного предмета «Литература»
Предметные.
Ученик научится:
– осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст;
– различать фольклорные и литературные произведения; обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приемам в различных ситуациях речевого общения; сопоставлять фольклорную сказку и ее интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);
– выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере;
– видеть необычное в обычном; устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями.
Ученик получит возможность научиться:
– сравнивая произведения героического эпоса разных народов, определять черты национального характера;
– выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;
– устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).
Ученик научится:
– осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ;
– интерпретировать прочитанное; устанавливать поле читательских ассоциаций; отбирать произведения для чтения;
– воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
– определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
– выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя свое к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
– определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями.
Ученик получит возможность научиться:
– выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
– дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;
– сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;
– оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
– вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять ее результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
Личностные.
Ученик научится:
– осознавать российскую гражданскую идентичность, свою этническую принадлежность, гуманистические, демократические и традиционные ценности многонационального российского общества; владеть языком, культурой своего народа; проявлять чувства ответственности и долга перед Родиной;
– ответственно относиться к учению; проявлять готовность и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
– целостному восприятию мира, соответствующему современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающему социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
– понимать определяющую роль литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;
– анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом; осознанно, уважительно и доброжелательно относиться к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; проявлять готовность и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
– владеть социальными нормами, правилами поведения, ролями и формами социальной жизни в группах и сообществах;
– проявлять нравственные чувства и нравственное поведение, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;
– проявлять коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
– проявлять основы экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
– осознавать значение семьи в жизни человека и общества, принимать ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам семьи;
– проявлять эстетическое сознание через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Ученик получит возможность научиться:
– проявлять готовность и способности к осознанному выбору и построению индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов;
– участвовать в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
– осознавать эстетическую ценность русской литературы;
– оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики; проявлять моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора.
Метапредметные результаты:
Познавательные.
Ученик научится:
– осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем;
– осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации;
– применять, знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебной литературе, для решения учебных и познавательных задач;
– строить сообщения в устной и письменной форме на лингвистическую тему;
– находить в содружестве с одноклассниками разные способы решения учебной задачи;
– воспринимать смысл познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов (в том числе текстов) в соответствии с учебной задачей;
– анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
– осуществлять синтез как составление целого из частей.
Ученик получит возможность научиться:
– осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, поисковых систем, медиаресурсов;
– записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
– создавать и преобразовывать модели и схемы по заданиям учителя;
– находить самостоятельно разные способы решения учебной задачи;
– осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям);
– строить логическое рассуждение как связь суждений об объекте (явлении).
Регулятивные.
Ученик научится:
– самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
– самостоятельно планировать пути достижения целей;
– соотносить свои действия с планируемыми результатами, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
– осуществлять контроль;
– принимать решения в проблемных ситуациях;
– оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений (убедительно, ложно, истинно, существенно, не существенно).
Ученик получит возможность научиться:
– осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
– владеть основами саморегуляции;
– осуществлять познавательную рефлексию.
Коммуникативные.
Ученик научится:
– организовывать деловое сотрудничество; работать индивидуально и в группе (находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение);
– оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета.
Ученик получит возможность научиться:
– вступать в диалог;
– в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действий5.
Учебно-методическое обеспечение
1.« Литература 8 класс.» Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений в 2-частях. . Авторы: Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В. И. Москва: «Просвещение», 2018 г
2.Ж.Н.Кританова. «Анализ произведений русской литературы. 8 класс.» Москва: «Экзамен»,2014.
3. «Читаем, думаем, спорим…». Дидактические материалы по литературе . 8 класс. Авторы составители: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. М.: «Просвещение», 2006
4. Е.Л. Ерохина. « Тесты по литературе». К учебнику В. Я. Коровиной «Литература.8 класс». М.: «Экзамен», 2013.
5. В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. Фонохрестоматия к учебнику "Литература. 8 класс."(1 CD MP3)
6.В.Я. Коровина, И.С. Збарский. « Литература. 8 класс. Методические советы.» М.: «Просвещение», 2003
Литература для учащихся
1.« Литература 8 класс.» Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений в 2-частях. . Авторы: Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В. И. Москва: «Просвещение», 2018 г
2.Ж.Н.Кританова. «Анализ произведений русской литературы. 8 класс.» Москва: «Экзамен»,2014.
3. «Читаем, думаем, спорим..». Дидактические материалы по литературе . 8 класс. Авторы составители: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. М.: «Просвещение», 2006
4. В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. Фонохрестоматия к учебнику "Литература. 8 класс."(1 CD MP3)
Календарно-тематическое планирование с указанием часов,
отводимых на освоение каждой темы
№ |
Тема |
Кол-во часов |
Дата |
||||||
По плану |
Фактическая |
||||||||
ВВЕДЕНИЕ (1 Ч.) |
|||||||||
1. |
Введение. Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. |
1 |
|||||||
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (2 Ч.) |
|||||||||
2-3. |
Устное народное творчество. В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в фольклорных песнях, частушках, преданиях. Особенности художественной формы фольклорных произведений. Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком». Особенности их содержания и художественной формы. |
2 |
|||||||
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2 Ч.) |
|||||||||
4. |
«Житие Александра Невского» (фрагменты). Развитие представлений о древнерусской литературе. Житийная литература как жанр. Житие Александра Невского. Особенности содержания и формы произведения. |
1 |
|||||||
5. |
«Шемякин суд» как сатирическое произведение 17 века. |
1 |
|||||||
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 18 ВЕКА (3 Ч.) |
|||||||||
6-8. |
Д.И. Фонвизин «Недоросль»: социальная и нравственная проблематика комедии. Д.И.Фонвизин «Недоросль»: речевые характеристики персонажей как средство создания комической ситуации. Сатирическая направленность комедии. Проблемы воспитания истинного гражданина. Понятие о классицизме. Рр.Подготовка к домашнему письменному ответу на один из проблемных вопросов |
3 |
|||||||
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 19 ВЕКА (36 Ч.) |
|||||||||
Иван Андреевич Крылов (1 ч.) |
|||||||||
9. |
И.А. Крылов. «Обоз» - басня о войне 1812 года. |
1 |
|||||||
Кондратий Федорович Рылеев (1 ч.) |
|||||||||
10. |
К.Ф. Рылеев. «Смерть Ермака» как романтическое произведение. Понятие о думе. Дума К.Ф. Рылеева «Смерть Ермака». Историческая тема в произведении. |
1 |
|||||||
Александр Сергеевич Пушкин (10 ч. + 1 ч.) |
|||||||||
11. |
Вн.чт. А.С. Пушкин. «История Пугачёва» (отрывки) Историческая тема в творчестве А.С. Пушкина (на основе ранее изученного). |
1 |
|||||||
12. |
А.С. Пушкин. «Капитанская дочка» как реалистический исторический роман. История создания романа. |
1 |
|||||||
13. |
А.С. Пушкин. «Капитанская дочка»: образ главного героя. |
1 |
|||||||
14. |
А.С. Пушкин. «Капитанская дочка»: система образов романа. |
1 |
|||||||
15. |
А.С. Пушкин. «Капитанская дочка»: нравственный идеал Пушкина в образе Маши Мироновой. |
1 |
|||||||
16. |
А.С. Пушкин. «Капитанская дочка»: образ предводителя народного восстания и его окружения. |
1 |
|||||||
17. |
А.С. Пушкин. «Капитанская дочка»: особенности содержания и структуры. |
1 |
|||||||
18. |
РР А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов |
1 |
|||||||
19. |
А.С.Пушкин. «19 октября», «Туча». |
1 |
|||||||
20. |
Вн.чт.А.С.Пушкин. «К ***» («Я помню чудное мгновенье…») и другие стихотворения, посвященные темам любви и творчества. |
1 |
|||||||
21. |
Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина. |
1 |
|||||||
Михаил Юрьевич Лермонтов (3 ч. + 1 ч.) |
|||||||||
22. |
М.Ю. Лермонтов. «Мцыри» как романтическая поэма. |
1 |
|||||||
23. |
М.Ю. Лермонтов. «Мцыри»: образ романтического героя. |
1 |
|||||||
24. |
М.Ю. Лермонтов «Мцыри»: особенности композиции поэмы. |
1 |
|||||||
25. |
РР М.Ю. Лермонтов. «Мцыри» Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов. |
1 |
|
||||||
Николай Васильевич Гоголь (7 ч. + 1 ч.) |
|||||||||
26. |
Н.В. Гоголь. «Ревизор» как социально-историческая комедия. |
1 |
|||||||
27. |
Н.В. Гоголь. «Ревизор» как сатира на чиновничью Россию. |
1 |
|||||||
28. |
Н.В. Гоголь. «Ревизор»: образ Хлестакова. |
1 |
|||||||
29. |
Н.В. Гоголь. «Ревизор»:сюжет и композиция комедии. |
1 |
|||||||
30. |
РР Н.В. Гоголь. «Ревизор». Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов. |
1 |
|||||||
31. |
Н.В. Гоголь. «Шинель»: своеобразие реализации темы «маленького человека». |
1 |
|||||||
32. |
Н.В.Гоголь «Шинель» как «петербургский текст». |
1 |
|||||||
33. |
Контрольная работа по творчеству М.Ю. Лермонтова и Н.В. Гоголя. |
1 |
|||||||
Иван Сергеевич Тургенев (1 ч.) |
|||||||||
34. |
Вн.чт. И.С.Тургенев. «Певцы»: сюжет и герои, образ повествователя в рассказе. |
1 |
|||||||
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (2 ч.) |
|||||||||
35. |
М.Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города» (отрывок): сюжет и герои. |
1 |
|||||||
36. |
М.Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города» (отрывок): средства создания комического. |
1 |
|||||||
Николай Семенович Лесков (2 ч.) |
|||||||||
37. |
Н.С. Лесков. «Старый гений»: сюжет и герои. |
1 |
|||||||
38. |
Н.С. Лесков. «Старый гений»: проблематика и поэтика. |
1 |
|||||||
Лев Николаевич Толстой (2 ч.) |
|||||||||
39- 40. |
Л.Н. Толстой. «После бала»: проблемы и герои. Л.Н. Толстой. «После бала»: особенности композиции и поэтика рассказа. |
2 |
|||||||
41. |
Контрольная работа по творчеству М.Е. Салтыкова-Щедрина, Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого . |
1 |
|||||||
Поэзия родной природы в русской литературе 19 века (1 ч.) |
|||||||||
42. |
Рр. Поэзия родной природы в русской литературе 19 века |
1 |
|||||||
Антон Павлович Чехов (2 ч.) |
|||||||||
43. |
А.П. Чехов. «О любви» (из трилогии). |
1 |
|||||||
44. |
Вн.чт. А.П.Чехов. «Человек в футляре» |
1 |
|||||||
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (21 ч.) |
|||||||||
Иван Алексеевич Бунин (1 ч.) |
|||||||||
45. |
И.А. Бунин. «Кавказ»: лики любви. |
1 |
|||||||
Александр Иванович Куприн (1 ч. + 1 ч.) |
|||||||||
46. |
А.И. Куприн. «Куст сирени»: история счастливой любви. |
1 |
|||||||
47. |
РР Урок-диспут «Поговорим о превратностях любви». Подготовка к контрольной работе по рассказам А.П. Чехова, И.А. Бунина, А.И.Куприна. |
1 |
|||||||
48. |
Контрольная работа по рассказам А.П.Чехова, И.А.Бунина, А.И.Куприна. |
1 |
|||||||
Александр Александрович Блок (1 ч.) |
|||||||||
49. |
А.А. Блок. «На поле Куликовом», «Россия»: история и современность. |
1 |
|||||||
Сергей Александрович Есенин (1 ч.) |
|||||||||
50. |
С.А. Есенин. «Пугачев» как поэма на историческую тему. |
1 |
|||||||
51. |
Рр. Образ Емельяна Пугачёва в народных преданиях, произведениях Пушкина и Есенина. |
1 |
|||||||
Иван Сергеевич Шмелев (1 ч.) |
|||||||||
52. |
И.С. Шмелев. «Как я стал писателем»: путь к творчеству. |
1 |
|||||||
Михаил Андреевич Осоргин (1 ч.) |
|||||||||
53. |
М.А.Осоргин. «Пенсне»: реальность и фантастика. |
1 |
|||||||
Писатели улыбаются (3 ч.) |
|||||||||
54. |
Журнал «Сатирикон». «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки). |
1 |
|||||||
55. |
Вн.чт.Тэффи. «Жизнь и воротник» и другие рассказы. |
1 |
|||||||
56. |
Вн.чт. М.М.Зощенко. «История болезни» и другие рассказы. |
1 |
|||||||
Александр Трифонович Твардовский (3ч.) |
|||||||||
57. |
А.Т. Твардовский. «Василий Теркин»: человек и война. |
1 |
|||||||
58. |
А.Т. Твардовский. «Василий Теркин»:образ главного героя. |
1 |
|||||||
59. |
А.Т. Твардовский «Василий Теркин»: особенности композиции поэмы. |
1 |
|||||||
60. |
Стихи и песни о Великой Отечественной войне. |
1 |
|||||||
Виктор Петрович Астафьев (1 ч. +1 ч.) |
|||||||||
61. |
В.П. Астафьев. «Фотография, на которой меня нет»: картины военного детства, образ главного героя. |
1 |
|||||||
62. |
РР В.П.Астафьев. «Фотография, на которой меня нет". Автобиографический характер рассказа. Подготовка к домашнему письменному ответу на проблемный вопрос. |
1 |
|||||||
63. |
Русские поэты о родине, родной природе (обзор) . |
1 |
|||||||
Поэты русского зарубежья о родине (1 ч.) |
|||||||||
64. |
Поэты русского зарубежья о родине. |
1 |
|||||||
65. |
Годовая контрольная работа по литературе в формате ГИА |
1 |
|||||||
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (4 Ч.) |
|||||||||
66. |
У. Шекспир «Ромео и Джульетта». |
1 |
|||||||
67. |
Сонет как форма лирической поэзии. |
1 |
|||||||
68. |
Вн.чт.Ж.-Б. Мольер «Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). |
1 |
|||||||
69. |
Вн.чт. В. Скотт «Айвенго». |
1 |
|||||||
70. |
Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе. Итоги года и задание на лето. Выявление уровня литературного развития учащихся. |
1 |
Лист корректировки календарно-тематического планирования
Предмет_литература
Класс___8
Учитель: Костяная Светлана Владимировна
2018/2019 уч.г.
№ урока |
Тема |
Количество часов |
Причина корректировки |
Способ корректировки |
|
По плану |
Фактич. |
||||
Учитель: __________________/________________________________/