Рабочая программа по русскому языку (9 класс, учебник Разумовской М.М.)
МКОУ Мартыновская средняя общеобразовательная школа
Ельцовского района Алтайского края
«Рассмотрено» «Утверждаю»
Руководитель МО Директор
Сергеева Л.Х Агафонова Л.И.
Протокол № --1----- Приказ №------
от » «-------- 2016 от « «-----
Рабочая программа учебного курса
предмета « Русский язык» для 9 класса
основного среднего общего образования
Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования по русскому языку 2004 г. и авторской программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений под редакцией М.М. Разумовской, предполагающей использовать учебное пособие для 9 класса «Русский язык» (авторы М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов. М.: Дрофа, 2008
Составитель: Вострикова В.П.
учитель русского языка и литературы
Мартыново, 2016___г.
Планируемые результаты:
В результате изучения русского языка ученик должен знать/понимать:
роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка РФ и средства межнационального общения;
смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
признаки текста и его функционально-смысловых типов;
основные единицы языка, их признаки;
основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
уметь:
различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения;
читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения;
извлекать информацию из различных источников, включая СМИ; свободно пользоваться лингвистическим словарями, справочной литературой;
воспроизводить текст с заданной степенью свернутости;
создавать тексты различных стилей и жанров;
осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
владеть различными видами монолога и диалога;
свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста; адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические средства общения;
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки и недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Содержание учебного курса по русскому языку для 9 класса рассчитано на 3 часа в неделю.
Раздел I. О языке (1 час) Русский язык среди языков мира. Раздел II. Речь (16 часов) Систематизация и обобщение сведений о тексте, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи предложений в тексте, о стилях и типах речи. Особенности строения устного и письменного публичного высказывания (задача речи, типы речи, характерные языковые и речевые средства). Композиционные формы: Высказывания типа газетной статьи с рассуждением-размышлением; эссе. Высказывания типа статьи в газету с рассуждением-доказательством; рецензия. Деловые бумаги: заявления (стандартная форма, языковые средства, характерные для этого вида деловых бумаг), доверенность. Тезисы, конспекты научно-популярных и публицистических статей.
Раздел III. Обобщение и систематизация изученного в 5-8 классах (12 часов) Основные единицы языка и их особенности (звуки, морфемы, слова, словосочетания, предложения). Лексическое и грамматическое значение слова. Части речи и их смысловые, морфологические и синтаксические признаки. Основные правила правописания.
Раздел IV. Синтаксис сложного предложения Глава 1. Сложное предложение. Пунктуация (4 часа) Сложное предложение и его признаки. Сложные предложения с союзами и без союзов. Классификация сложных предложений: сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные.
Глава 2. Сложносочиненные предложения (4 часа) Строение сложносочиненных предложений и средства связи в нем: интонация и сочинительные союзы (соединительные, разделительные и противительные). Смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения.
Глава 3. Сложноподчиненное предложение (31 час) Строение сложноподчиненного предложения: главное и придаточное предложение в его составе; средства связи в сложноподчиненном предложении. Основные виды придаточных предложений: определительные, изъяснительные, обстоятельственные (места, причины, времени, образа действия и степени, цели, условия, уступительные, сравнительные, следствия). Место придаточного предложения по отношению к главному. Предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания между главными и придаточными предложениями.
Глава 4. Бессоюзное сложное предложение (7 часов) Смысловые отношения между простыми предложениями в составе бессоюзного сложного предложения. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
Глава 5. Сложное предложение с разными видами связи (6 часов) Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи. Знаки препинания в нем.
Глава 6. Обобщение и систематизация изученного в 9 классе (9 часов) Основные типы сложных предложений и их особенности. Классификация сложных предложений. Знаки препинания в сложных предложениях.
Тематическое планирование
№ п/п | Название темы | Кол-во ч. | Дата провед. | |||
1. |
Русский язык - национальный язык русского народа. |
1 |
||||
2. |
Фонетика. Орфоэпия. Графика. |
1 |
||||
3 |
Лексика. Лексическое значение слова |
1 |
||||
4. |
Морфемика. Словобразование |
1 |
||||
5. |
Текст. Стили речи |
1 |
||||
6. |
Морфология и синтаксис. Орфография и пунктуация |
1 |
||||
7. |
Систематизация сведений по морфемике, морфологии и орфографии |
1 |
||||
8. |
Правописание окончаний глаголов. |
1 |
||||
9. |
Знаки отделяющие и знаки выделяющие. |
|||||
10. |
Орфография. Правописание гласных в корнях слов |
1 |
||||
11. |
Написание слов с Н и НН. |
1 |
||||
12. |
Написание слов с НЕ и НИ |
1 |
||||
13. |
Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5-8 классах» |
1 |
||||
14. |
Анализ контрольного диктанта |
1 |
||||
15. |
Типы речи |
1 |
||||
16. |
Сжатие текста. |
1 |
||||
17. |
Контрольная работа. № 2. Обучающее изложение: сжатый пересказ. |
1 |
|
|||
18. |
Понятие о сложном предложении |
1 |
||||
19. |
Понятие о сложном предложении. |
1 |
||||
20. |
Типы сложных предложений и средства связи между частями сложного предложения. |
1 |
||||
21. |
Типы сложных предложений и средства связи между частями сложного предложения. |
1 |
||||
22. |
Понятие о сложносочинённом предложении. |
1 |
||||
23. |
Виды сложносочинённых предложений. |
1 |
||||
24. |
Виды сложносочинённых предложений. |
1 |
||||
25. |
Творческая работа по картине А. А. Пластова «Первый снег» с ориентацией на употребление в речи сложносочинённых предложений в устной или письменной форме. |
1 |
||||
Раздел II. Речь |
2 |
|||||
26. |
Контрольная работа № 3. Изложение «Мой друг» |
1 |
||||
27. |
Контрольная работа № 3. Изложение «Мой друг» (упр. 84) |
1 |
||||
28. |
Художественный стиль речи и язык художественной литературы. |
1 |
||||
29. |
Художественный стиль речи и язык художественной литературы. |
1 |
||||
Глава 3. Сложноподчиненное предложение |
21 |
|||||
30. |
Понятие о сложноподчинённом предложении |
1 |
||||
31. |
Понятие о сложноподчинённом предложении |
1 |
||||
32. |
Виды сложноподчинённых предложений. |
1 |
||||
33. |
Виды сложноподчинённых предложений. |
1 |
||||
34. |
Сложноподчинённое предложение с придаточным определительным. |
1 |
||||
35. |
Сложноподчинённое предложение с придаточным определительным. |
1 |
||||
36. |
Сложноподчинённое предложение с придаточным определительным. |
1 |
||||
37. |
Сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным. |
1 |
||||
38. |
Сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным. |
1 |
||||
39. |
Строение текста. Сочинение-этюд по картине И. И. Левитана «Весна. Большая вода». |
1 |
||||
40. |
Строение текста. Сочинение-этюд по картине И. И. Левитана «Весна. Большая вода». |
1 |
||||
41. |
Сложноподчинённое предложение с придаточным места. |
1 |
||||
42. |
Сложноподчинённое предложение с придаточным места |
1 |
||||
43. |
Сложноподчинённое предложение с придаточным времени. |
1 |
||||
44. |
Сложноподчинённое предложение с придаточным времени. |
1 |
||||
45. |
Сложноподчинённое предложение с придаточным сравнения. |
1 |
||||
46. |
Сложноподчинённое предложение с придаточным сравнения. |
1 |
||||
47. |
Сложноподчинённое предложение с придаточным образа действия и степени. |
1 |
||||
48. |
Сложноподчинённое предложение с придаточным образа действия и степени. |
1 |
||||
49. |
Путевые заметки. |
1 |
||||
50. |
Путевые заметки (продолжение). |
1 |
||||
51. |
Контрольная работа № 4. Изложение по тексту Ю Нагибина «Чистые пруды» |
1 |
||||
52. |
Контрольная работа № 4. Изложение по тексту Ю Нагибина «Чистые пруды» |
1 |
||||
53. |
Сложноподчинённое предложение с придаточным цели. |
1 |
||||
54. |
Сложноподчинённое предложение с придаточным условия. |
1 |
||||
55. |
Сложноподчинённое предложение с придаточными причины и следствия. |
1 |
||||
56. |
Сложноподчинённое предложение с придаточными причины и следствия. |
1 |
||||
57. |
Сложноподчинённое предложение с придаточным уступительным |
1 |
||||
58. |
Сложноподчинённое предложение с придаточным уступительным |
1 |
||||
59. |
Сложноподчинённое предложение с придаточным уступительным |
1 |
||||
60. |
Сложноподчинённое предложение с придаточным уступительным |
1 |
||||
61. |
Сложноподчинённое предложение с придаточным уступительным |
1 |
||||
62. |
Рецензия. |
1 |
||||
63. |
Рецензия. |
1 |
||||
64. |
Рецензия. Контрольная работа № 5. Подготовка к домашнему сочинению-рецензии на понравившийся рассказ. |
1 |
||||
65. |
Понятие о сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными. |
1 |
||||
66. |
Понятие о сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными. |
1 |
||||
67. |
Понятие о сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными. |
1 |
||||
68. |
Контрольная работа № 6. Контрольный диктант. |
1 |
||||
69. |
Анализ контрольного диктанта. |
1 |
||||
70. |
Эссе |
1 |
||||
71. |
Контрольная работа № 7. Сочинение в жанре эссе (типа рассуждения-размышления). Темы на выбор: «Кем быть? Каким быть?» или «О времени и о себе» |
1 |
||||
72. |
Понятие о бессоюзном сложном предложении. |
1 |
||||
73. |
Понятие о бессоюзном сложном предложении. |
1 |
||||
74. |
Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. |
1 |
||||
75. |
Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения |
1 |
||||
76. |
Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, или условия, следствия |
1 |
||||
77. |
Работа по картине Н. Я. Бута «Серёжка с Малой Бронной и Витька с Моховой» |
1 |
||||
78. |
Работа по картине Н. Я. Бута «Серёжка с Малой Бронной и Витька с Моховой» |
1 |
||||
79. |
Контрольная работа № 8. Диктант. |
1 |
||||
80. |
Анализ контрольного диктанта |
1 |
||||
81. |
Деловая речь. |
1 |
||||
82. |
Деловая речь |
1 |
||||
83. |
Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи |
1 |
||||
84. |
Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи |
1 |
||||
85. |
Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи |
1 |
||||
86. |
Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи |
1 |
||||
87. |
Период |
1 |
||||
88. |
Период |
1 |
||||
89. |
Итоговое повторение |
1 |
||||
90. |
Итоговое повторение |
1 |
||||
91. |
Итоговое повторение |
1 |
||||
92. |
Итоговое повторение |
1 |
||||
93. |
Итоговое повторение |
1 |
||||
94 - 98 |
Резервные уроки |
5 |
||||
99- 102 |
Контрольная работа № 9. Тест по теме: «Обобщение и систематизация изученного в 9 классе» Итоговый контроль по заданиям ОГЭ: «Изложение сжатое, работа с исходным тестом, сочинение-рассуждение» |
4 |