Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 5 класса (УМК М.М. Разумовской)
Календарно – тематическое планирование
Русский язык 5 класс
№ п./п |
Название раздела Тема урока |
Планируемые результаты |
Дата проведения |
||||||||||||||
Метапредметные |
Предметные |
Личностные |
План |
Факт |
|||||||||||||
О языке и речи |
|||||||||||||||||
1 |
Зачем человеку нужен язык. |
Осознавать роль русского языка в жизни человека как языка русского народа и носителя русской культуры |
Понимать, что язык – универсальное средство общения. Уметь читать и понимать текст. |
Уметь слушать, понимать устную и письменную речь |
|||||||||||||
2 |
Что мы знаем о русском языке. |
Осознавать русский язык как один из развитых языков мира, видеть его изменение и обогащение |
Развивать выразительность речи учащихся, формировать культуру владения русским языком |
||||||||||||||
3 |
Что такое речь. |
Сформировать понятие о речевом общении, уметь определять его виды |
Развивать умение владеть различными видами общения в соответствии с речевой ситуацией |
||||||||||||||
4 |
Речь монологическая и диалогическая. Речь письменная и устная. |
Формировать готовность к речевому взаимодействию |
Иметь представление об устной и письменной речи, использовать монологи и диалоги |
Уметь выслушать мнение участника речевого общения, находить компромисс |
|||||||||||||
Фонетика и графика. Повторение изученного в начальной школе |
|||||||||||||||||
5 |
Звуки и буквы. Алфавит. |
Уметь разграничивать понятия «буква» и «звук», правильно называть буквы |
|||||||||||||||
6 |
Что обозначают буквы Е,Е,Ю,Я. |
Знать особенности букв е,ё,ю,я, уметь использовать транскрипцию |
|||||||||||||||
7 |
Фонетический и орфоэпический разбор слова. |
Уметь правильно ставить ударение, произносить гласные и согласные звуки, формировать орфоэпическую культуру |
Уметь производить фонетический разбор, изучить схему орфоэпического разбора слова |
Сохранять чистоту русского языка как явления национальной культуры |
|||||||||||||
Текст |
|||||||||||||||||
8 |
Что такое текст (повторение). Тема текста. |
Создавать собственные письменные и устные высказывания на определенную тему |
Закреплять понятие «текст», определять темы текста (узкие и широкие) |
Воспитывать чувство доброты, ответственности и других нравственных качеств посредством текста; формировать внутреннюю позицию школьника, точное выражение своих мыслей |
|||||||||||||
9 |
Основная мысль текста. |
Уметь определять основную мысль текста, подбирать соответствующий заголовок |
Уметь определять основную и второстепенную информацию, строить логическую цепь рассуждений |
||||||||||||||
Письмо. Орфография |
|||||||||||||||||
10 |
Зачем людям письмо. Орфография. Нужны ли правила? |
Осознавать необходимость знания орфографических правил |
Определять понятия «орфограмма», знать роль орфографических правил |
Развивать познавательную инициативу учащихся, уметь выдвигать гипотезы и их обосновывать |
|||||||||||||
11 |
Вводный диктант |
Выполнять работу в соответствии с ранее изученными учебными действиями |
Контроль за усвоением знаний, полученных в начальной школе |
Уметь оценивать собственный результат учебных достижений |
|||||||||||||
12 |
Орфограммы в корнях слов. Правила обозначения буквами гласных звуков. |
Выполнять работу в соответствии с ранее изученными учебными действиями |
Уметь различать проверяемые и непроверяемые гласные, подбирать проверочные слова |
Уметь самостоятельно создавать алгоритм деятельности, выбирать эффективные способы решения задач |
|||||||||||||
13 |
Орфограммы в корнях слов. Правила обозначения буквами согласных звуков. |
Выполнять работу в соответствии с ранее изученными учебными действиями |
Уметь различать согласные в корнях слов: проверяемые и непроверяемые; непроизносимые и удвоенные |
Развивать интеллектуальные способности учащихся |
|||||||||||||
14 |
Сочетания букв жи-ши, ча-ща, чу-щу; нч, чн, чк, нщ, щн, рщ. |
Выполнять работу в соответствии с ранее изученными учебными действиями |
Обобщить и закрепить навыки правописания гласных после шипящих |
Развивать познавательную инициативу |
|||||||||||||
15 |
Ь после шипящих в конце имен существительных и глаголов. |
Выполнять работу в соответствии с ранее изученными учебными действиями |
Закрепить навык правописания ь после шипящих на конце слова; уметь определять склонение существительных; |
Уметь искать и выделять необходимую информацию; |
|||||||||||||
16 |
Разделительные Ь и Ъ. |
Выполнять работу в соответствии с ранее изученными учебными действиями |
Знать условия употребления ь и ъ. |
||||||||||||||
17 |
Правописание НЕ с глаголами. |
Выполнять работу в соответствии с ранее изученными учебными действиями |
Знать правила правописания не с глаголами, уметь применять их в практической деятельности |
||||||||||||||
18 |
Написание - тся, - ться в конце глаголов. |
Выполнять работу в соответствии с ранее изученными учебными действиями |
Различать по вопросу личную и неопределенную форму глагола. Уметь правильно писать -тся и -ться в конце глаголов. |
Уметь осуществлять самоконтроль по результатам и по способу действия; формировать волевую саморегуляцию |
|||||||||||||
19 |
Контрольный диктант «Повторение» |
Трансформировать усвоенные знания в умения и навыки |
Уметь применять усвоенные знания, выполнять самоконтроль |
Воспитывать умение выполнять самоконтроль и самопроверку |
|||||||||||||
20 |
Анализ контрольного диктанта. |
Уметь анализировать свою деятельность |
Уметь осуществлять контроль и оценку процесса и результатов деятельности |
||||||||||||||
Строение слова |
|||||||||||||||||
21 |
Почему корень, приставка, суффикс и окончание значимые части слова. |
Закрепить алгоритм действий, применять его в различных действиях |
Знать порядок морфемного разбора, уметь его выполнять |
Уметь самостоятельно создавать алгоритм деятельности, выбирать эффективные способы решения задач |
|||||||||||||
22 |
Как образуются формы слова с помощью окончания. |
Закрепить алгоритм действий, применять его в различных действиях |
Уметь выделять окончания разных типов |
Правильно употреблять в речи грамматические формы |
|||||||||||||
23 |
Основа слова |
Закрепить алгоритм действий, применять его в различных действиях |
Уметь выделять основу слова |
Уметь формулировать и аргументировать свое мнение |
|||||||||||||
Слово как часть речи |
|||||||||||||||||
24 |
Слова как часть речи. Морфология. |
Формировать умение создавать тексты с учетом грамматико-семантические особенности различных частей речи |
Знать признаки частей речи, уметь определять их в тексте |
Обогащать словарный запас; формировать внутреннюю позицию школьника |
|||||||||||||
25 |
Самостоятельные части речи. Их признаки. |
Знать самостоятельные части речи, уметь определять их по вопросу |
Развивать умения определять лексическое значение слов и употреблять слова в соответствии с их значением |
||||||||||||||
26 |
Самостоятельные части речи. |
Знать признаки самостоятельных частей речи; уметь давать толкование слов |
Воспитывать стремление употреблять лексически нейтральные слова |
||||||||||||||
27 |
Как изменяются имена существительные, имена прилагательные и глаголы. |
Знать правила изменения существительных, прилагательных, глаголов, уметь определять их грамматические формы |
Воспитывать стремление использовать грамматические правильные формы слов |
||||||||||||||
28-29 |
Сочинение - описание по картине И.И.Шишкина "Корабельная роща". |
Уметь составлять текст-описание по плану |
Уметь писать сочинение-описание по картине и составлять простой план |
Уметь определять основную и второстепенную информацию, строить логическую цепь рассуждений |
|||||||||||||
30 |
Анализ сочинения по картине И.И.Шишкина "Корабельная роща". |
Уметь использовать схему анализа работы |
Корректировать недостатки в содержании сочинения |
Уметь осуществлять контроль и оценку процесса и результатов деятельности |
|||||||||||||
31 |
Как изменяются имена существительные, имена прилагательные и глаголы? (Продолжение) |
Уметь определять морфологические признаки имен существительных, имен прилагательных и глаголов. Знать, как они изменяются. |
Уметь структурировать знания; уметь точно выражать свои мысли; уметь планировать и прогнозировать |
||||||||||||||
32 |
Служебные части речи. Предлог. |
Уметь создавать простую классификацию по различным признакам |
Знать признаки служебных частей речи; уметь отличать их от самостоятельных. |
Уметь структурировать знания; уметь точно выражать свои мысли; уметь планировать и прогнозировать |
|||||||||||||
33 |
Союз |
Уметь создавать простую классификацию по различным признакам |
Знать союзы, уметь отличать их от предлогов |
Уметь самостоятельно создавать алгоритм деятельности, выбирать эффективные способы решения задач |
|||||||||||||
34 |
Частица |
Уметь создавать простую классификацию по различным признакам |
Знать частицы, иметь отличать их от омонимичных частей речи |
Уметь самостоятельно создавать алгоритм деятельности, выбирать эффективные способы решения задач |
|||||||||||||
Текст (продолжение) |
|||||||||||||||||
35 |
Текст. От чего зависит порядок расположения предложений в тексте. |
Уметь применять логическое мышление в построении различных заключений |
Уметь выстраивать группу предложений в текст; определять смысловые отношения между предложениями. |
Развивать логику мышления, воспитывать стремление к развитию творческих способностей |
|||||||||||||
36 |
Обобщающий урок по теме "Повторение изученного в начальных классах". |
Знать части речи. Уметь находить изученные орфограммы |
Уметь оценивать результат собственных достижений |
||||||||||||||
37 |
Контрольная работа по теме "Фонетика. Морфология. Орфография". |
Уметь выполнять работу в соответствии с эталоном |
Уметь осуществлять контроль и оценку процесса и результата деятельности |
||||||||||||||
38 |
Абзац как часть текста. |
Уметь применять логическое мышление при определении смысловых частей текста |
Уметь находить микротему и делить текст на абзацы. |
Уметь определять основную и второстепенную информацию |
|||||||||||||
Систематический курс русского языка. Фонетика. Орфоэпия |
|||||||||||||||||
39 |
Что изучает фонетика. |
Уметь анализировать собственную речь и контролировать правильное произношение слов |
Знать звуки речи, уметь анализировать звучащий текст, слово; знать орфоэпические нормы |
Воспитывать культуру речи |
|||||||||||||
40 |
Звуки гласные и согласные. |
Уметь анализировать собственную речь и контролировать правильное произношение слов |
Знать классификацию звуков, уметь правильно произносить слова |
Формировать учебно-познавательную мотивацию; выбирать наиболее эффективный способ решения задач |
|||||||||||||
41 |
Звуки гласные и согласные. |
Уметь анализировать собственную речь и контролировать правильное произношение слов |
Знать понятия «транскрипция», уметь выполнять фонетический разбор |
Формировать учебно-познавательную мотивацию; выбирать наиболее эффективный способ решения задач |
|||||||||||||
42 |
Слог, ударение. |
Уметь пользоваться справочной литературой, в том числе на электронном носителе |
Знать отличительные особенности русского ударения, его разновидности и подвижность |
Уметь осознавать и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме |
|||||||||||||
43 |
Строение абзаца. |
Уметь использовать логическое мышление для определения смысловых частей текста |
Уметь оформлять абзац на письме |
Развивать способность понимать значение абзаца в тексте |
|||||||||||||
44 |
Итоговый урок по изученным темам |
Уметь оценивать собственные достижения, понимать свои недоработки |
Уметь применять полученные знания на практике, давать оценку и самооценку результатам учебной деятельности |
Воспитывать самостоятельность и адекватность в самооценке |
45 |
Что изучает орфоэпия. Произношение ударных и безударных гласных звуков. |
Уметь контролировать собственную речь |
Иметь представление об орфоэпии как о разделе науки о русском языке; уметь определять сильную и слабую позицию в слове |
Воспитывать культуру произношения посредством пользования орфоэпическим словарем |
||||||
46 |
Произношение согласных звуков. Орфоэпический разбор слова. |
Уметь контролировать звучащую речь и соотносить ее с эталоном |
Знать классификацию согласных звуков, уметь правильно произносить твердые и мягкие согласные звуки и сочетания чн,чт |
Воспитывать культуру произношения; формировать внутреннюю позицию школьника |
||||||
47 |
Практическая работа по теме "Фонетика. Орфоэпия". |
Уметь самостоятельно принимать решение |
Уметь выполнять фонетический и орфоэпический разбор слов; делить слова на слоги. |
Уметь осуществлять контроль и оценку процесса и результата деятельности; уметь осуществлять самооценку |
||||||
48 |
Анализ работы. |
Уметь анализировать собственные недочеты |
Воспитывать умение выполнять самоконтроль и самопроверку |
|||||||
Лексика. Словообразование. Правописание |
||||||||||
49 |
Как определить лексическое значение слова. |
Уметь правильно употреблять слова в соответствии с их лексическим значением |
Знать понятие «лексическое значение слова». Уметь определять лексическое значение различными способами |
Воспитывать стремление расширять свой словарный запас |
||||||
50 |
Сколько лексических значений имеет слово. |
Уметь правильно употреблять слова в соответствии с их лексическим значением |
Иметь представление об однозначных и многозначных словах, уметь использовать их в речи. |
Уметь нравственно-этически оценивать усвоенное содержание; уметь аргументировать свое мнение |
||||||
51 |
Когда слово употребляется в переносном значении. |
Уметь правильно употреблять слова в соответствии с их лексическим значением |
Знать о прямом и переносном значении слова; как на основе переносного значения слов создаются метафоры, олицетворения, эпитеты; |
Развивать художественную речь за счет употребления метафор, эпитетов, олицетворений |
||||||
52 |
Когда слово употребляется в переносном значении. |
Уметь правильно употреблять слова в соответствии с их лексическим значением |
Знать понятие «фразеологизм»; уметь находить их в тексте и употреблять в собственной речи |
Развивать этические чувства и регуляторы морального поведения |
||||||
53-54 |
Сочинение-описание по картине И.Т.Хруцкого "Цветы и плоды". |
Уметь составлять текст по определенной теме, стилю и типу речи |
Уметь писать сочинение-описание по картине; использовать в сочинении художественный стиль речи. |
Уметь строить логическую цепь рассуждений, речевое высказывание в письменной форме |
||||||
55 |
Анализ сочинения-описания по картине И.Т.Хруцкого "Цветы и плоды". |
Уметь использовать схему анализа |
Корректировать недостатки в содержании сочинения |
Уметь осуществлять контроль и оценку процесса и результатов деятельности |
||||||
56 |
Как пополняется словарный состав русского языка. |
Уметь соотносить словарный состав различных языков |
Иметь представление о заимствованных словах. Знать характерные черты старославянизмов; уметь определять принадлежность слова к определенному языку |
Развивать стремление знать другие языки, осознавать богатство и красоту русского языка |
||||||
57 |
Зачетный урок по теме "Лексика". |
Уметь общаться в различной языковой среде |
Уметь писать слова с изученными орфограммами; разъяснять значение слова, подбирать однокоренные слова; уметь пользоваться толковым словарем, словарем синонимов, антонимов и др. |
Воспитывать толерантность в общении; Уметь осуществлять контроль и оценку процесса и результата деятельности; уметь осуществлять самооценку |
||||||
58 |
Как образуются слова в русском языке. |
Закрепить алгоритм выполнения действий |
Иметь представление об основных способах словообразования; уметь разбирать слова по составу и выполнять словообразовательный разбор. |
Уметь самостоятельно создавать алгоритм деятельности; выбирать эффективные способы решения задач |
||||||
59 |
Как образуются слова в русском языке. |
Закрепить алгоритм выполнения действий |
Знать понятие «морфема», уметь отличать морфему от других языковых единиц |
Уметь самостоятельно создавать алгоритм деятельности; выбирать эффективные способы решения задач |
||||||
60 |
Какие чередования гласных и согласных происходят в словах. |
Уметь дифференцировать исходный материал |
Иметь представление о чередовании гласных и согласных в разных морфемах слова; уметь писать слова с чередованием гласных в корне слова. |
Развивать функциональную грамотность |
||||||
61 |
Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Словообразование". |
Уметь находить известные орфограммы; уметь производить словообразовательный и морфемный разборы слова; находить чередующие гласные в корнях. |
Развивать умение работать в парах, группах; уметь планировать учебное сотрудничество |
|||||||
62 |
Контрольная работа по теме "Словообразование" |
Уметь выполнять работу в соответствии с эталоном |
Уметь писать слова с изученными орфограммами; разбирать слова по составу; определять однокоренные слова; значения суффикса |
Уметь осуществлять контроль и оценку процесса и результата деятельности; уметь осуществлять самооценку |
||||||
63 |
Анализ контрольной работы |
Уметь анализировать работу, приводить написание в соответствие с эталоном |
Уметь объяснять и исправлять ошибки |
Уметь пользоваться логическими операциями: анализом, синтезом, обобщение, сравнение |
||||||
64 |
Что изучает стилистика. |
Выбирать определенный стиль речи в зависимости от речевой ситуации |
Иметь представление о науке стилистике; закрепить понятие речевой ситуации. |
Развивать мотивационную основу деятельности; формировать внутреннюю позицию школьника; уметь извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов |
||||||
65 |
Правописание чередующихся гласных а-о в корнях - лаг- - -лож- |
Уметь применять алгоритм действий и фиксировать его в устной речи |
Уметь рассуждать при выборе чередующейся гласной в корне; правильно писать чередующие гласные. |
Уметь структурировать знания; уметь строить логическую цепь рассуждений |
||||||
66 |
Правописание чередующихся гласных а-о в корнях - рос- - раст- (-ращ-). |
Уметь применять алгоритм действий и фиксировать его в устной речи |
Уметь рассуждать при выборе чередующейся гласной в корне; правильно писать чередующие гласные. |
Уметь структурировать знания; уметь строить логическую цепь рассуждений |
||||||
67 |
Буквы о-е после шипящих в корнях слов. |
Знать условия правописания о/е после шипящих; уметь писать эти гласные |
Уметь точно выражать свои мысли; аргументировать свое мнение |
|||||||
68 |
Контрольный диктант с грамматическим заданием |
Закреплять способность определять цели учебной деятельности |
Уметь применять полученные знания; выполнять самоконтроль |
Уметь осуществлять контроль и оценку процесса и результата деятельности; уметь осуществлять самооценку |
||||||
69 |
Анализ контрольного диктанта . |
Уметь оценивать результаты своей работы |
Уметь анализировать и корректировать недочеты в работе |
Развивать аналитические способности |
||||||
70 |
Лексика. Разговорная и книжная речь. |
Уметь использовать определенный вид лексики в соответствии с речевой ситуацией |
Разбираться в понятиях книжная и разговорная речь, сферах их использования. |
Формировать культуру общения; Развивать мотивационную основу деятельности |
||||||
71 |
Чем отличаются друг от друга слова-омонимы. |
Уметь определять тождественные явления |
Иметь представление об абсолютных омонимах; Уметь различать омонимы по значению, строению. |
Уметь структурировать знания; уметь строить логическую цепь рассуждений |
||||||
72 |
Что такое профессиональные и диалектные слова. |
Уметь дифференцировать исходный материал |
Знать профессиональные, диалектные слова и жаргонизмы; Уметь использовать слова данной группы в зависимости от конкретной речевой ситуации. |
Развивать лингвокультурную компетенцию |
||||||
73 |
О чем рассказывают устаревшие слова. |
Уметь дифференцировать исходный материал |
Знать устаревшие слова, уметь объяснять причины их появления в языке; отличать архаизмы от историзмов. |
|||||||
74 |
Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова. |
Уметь создавать речевые высказывания с употреблением этикетных слов |
Уметь употреблять в речи этикетные слова прощания, просьбы, благодарности. |
Воспитывать вежливость и культуру поведения |
||||||
75 |
Правописание неизменяемых на письме приставок. |
Уметь принимать решения и аргументировать их |
Иметь представление в трех группах приставок. Уметь безошибочно писать слова с неизменяемыми приставками |
Уметь выбирать наиболее эффективный способ решения задачи |
||||||
76 |
Правописание приставок на –з,-с |
Уметь принимать решения и аргументировать их |
Уметь безошибочно писать слова с приставками на з-с. |
Развивать умение адекватно оценивать результат собственных достижений |
||||||
77 |
Буквы и-ы после ц. |
Уметь пользоваться орфографическим словарем, в том числе и на электронном носителе |
Знать условия написания и-ы после ц, уметь писать слова с данной орфограммой |
Развивать память и орфографическую зоркость |
||||||
78 |
Итоговое контрольное тестирование за 1-ое полугодие. |
Уметь определять цель учебной деятельности и последовательность действий |
Уметь применять на письме полученные знания, осуществлять самоконтроль и самопроверку |
Уметь адекватно понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности |
||||||
79 |
Анализ контрольного тестирования. Итоги полугодия. |
Уметь оценивать результаты своей работы |
Уметь находить ошибки; объяснять |
Развивать навыки самостоятельной работы, способность к самооценке |
80 |
Художественная и научно-деловая речь. |
Уметь выполнять сравнительный анализ |
Знать об основных отличиях художественной речи от научно-деловой. |
Формировать учебно-познавательную мотивацию; внутреннюю позицию школьника |
|||||||||
Синтаксис и пунктуация (вводный курс) |
|||||||||||||
81 |
Что изучает синтаксис и пунктуация. |
Уметь использовать в речевых высказываниях различные типы предложений |
Знать, что такое синтаксис, что такое пунктуация, почему они рассматриваются в неразрывной связи. Знать биографию А.М.Пешковского. |
Уметь осознавать и произвольно строить речевое высказывание в письменной и устной форме |
|||||||||
82 |
Словосочетание. |
Уметь использовать основные грамматические нормы русского языка |
Знать понятие «словосочетание»; Уметь выделять словосочетания из предложения; Различать слово и словосочетание; уметь отличать словосочетание от грамматической основы |
Развивать потребность в речевом самосовершенствовании |
|||||||||
83 |
Словосочетание (продолжение) |
Уметь использовать основные грамматические нормы русского языка |
Знать типы словосочетаний по характеру главного слова; уметь вычленять их в предложении |
Развивать потребность в речевом самосовершенствовании |
|||||||||
84 |
Разбор словосочетания. |
Уметь выполнять действия по алгоритму |
Знать порядок разбора словосочетания; Уметь выполнять разбор словосочетания. |
Развивать навыки самостоятельной работы, способность к самооценке |
|||||||||
85 |
Предложение. Интонация предложения. |
Уметь пользоваться предложениями для взаимодействия с окружающими людьми |
Иметь представление о предложении, интонации, логическом ударении, паузе; уметь определять интонационные особенности предложений |
Уметь строить логическую цепь рассуждений; аргументировать свое мнение; формировать внутреннюю позицию школьника |
|
||||||||
86 |
Виды предложений по цели высказывания. |
Уметь составлять классификацию по определенным признакам |
Уметь различать предложения по цели высказывания |
Уметь строить логическую цепь рассуждений; аргументировать свое мнение; формировать внутреннюю позицию школьника |
|||||||||
87 |
Что такое тип речи. |
Уметь создавать собственное высказывание по эталону |
Уметь различать типы речи; уметь находить элементы описания в художественном тексте |
Уметь осознавать и произвольно строить речевое высказывание в письменной и устной форме |
|||||||||
88 |
Восклицательное предложение. |
Уметь применять полученные знания в публичных выступлениях |
Уметь различать предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске; правильно ставить знаки препинания в конце предложения. |
Развивать способность к эмоциональному общению |
|||||||||
89 |
Описание, повествование, рассуждение. |
Уметь создавать собственное высказывание определенного типа речи по эталону |
Знать характерные особенности каждого типа речи, уметь определять тип речи. |
Уметь осознавать и произвольно строить речевое высказывание в письменной и устной форме; уметь определять основную и второстепенную информацию |
|||||||||
90 |
Главные члены предложения. |
Уметь видеть и выделять главное, определяющее смысловое ядро |
Уметь опознавать главные члены предложения, находить основу предложения. |
Уметь структурировать знания; |
|||||||||
91 |
Главные члены предложения. (продолжение) |
Уметь видеть и выделять главное, определяющее смысловое ядро |
Знать понятие «синтаксическая структура предложения», уметь определять способы выражения главных членов предложения |
||||||||||
92 |
Тире между подлежащим и сказуемым. |
Уметь строить модели речевых высказываний определенного типа |
Знать условия постановки тире между подлежащим и сказуемым; уметь ставить тире между подлежащим и сказуемым в простых предложениях |
Уметь использовать общие приемы решения задач; уметь адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач |
|||||||||
93 |
Предложения распространенные и нераспространенные. |
Уметь преобразовывать один исходный материал в другой |
Уметь распространять предложения; характеризовать предложения по наличию главных и второстепенных членов. |
Развивать способность построения собственных высказываний с использованием распространенных предложений |
|||||||||
94 |
Второстепенные члены предложения. |
Умение видеть и воспринимать дополнительную информацию |
Понимать значение и роль второстепенных членов предложения. Уметь выделять в предложениях второстепенные члены, которые поясняют главные и другие второстепенные члены. |
Уметь осознавать и произвольно строить речевое высказывание в письменной и устной форме; уметь определять основную и второстепенную информацию |
|||||||||
95 |
Дополнение. |
Умение видеть и воспринимать дополнительную информацию |
Знать понятие «дополнение»; Уметь по смысловым вопросам определять дополнение, анализировать его роль в предложении. |
Развивать способность построения собственных высказываний с использованием дополнения |
|||||||||
96 |
Определение. |
Умение видеть и воспринимать дополнительную информацию |
Знать понятие «определение»; Уметь по смысловым вопросам находить определение, анализировать его роль в предложении. |
Развивать способность построения собственных высказываний с использованием определения |
|||||||||
97 |
Обстоятельство. |
Умение видеть и воспринимать дополнительную информацию |
Знать понятие «обстоятельство»; Уметь по смысловым вопросам находить обстоятельство и определять разряд |
Развивать способность построения собственных высказываний с использованием обстоятельства |
|||||||||
98 |
Обобщение изученного по теме «Главные и второстепенные предложения» |
Уметь отбирать и систематизировать материал на определенную тему |
Уметь определять синтаксическую роль разных частей речи |
Развивать умение работать в парах, группах; уметь осознавать ответственность за общее дело |
|||||||||
99 |
Контрольное тестирование «Главные и второстепенные члены предложения» |
Уметь определять цель учебной деятельности и последовательность действий |
Уметь применять полученные знания на практике |
Уметь осуществлять контроль и оценку процесса и результата деятельности; уметь осуществлять самооценку |
|||||||||
100 |
Однородные члены предложения. |
Уметь находить тождественные и однородные явления |
Уметь находить однородные члены предложения, составлять схемы предложений с однородными членами; уметь расставлять знаки препинания. |
Уметь самостоятельно создавать алгоритм деятельности; уметь планировать учебное сотрудничество |
|
||||||||
101 |
Оценка действительности. |
Уметь давать адекватную оценку действительности |
Знать основные способы выражения оценки действительности; Уметь составлять тексты с оценкой действительности. |
Воспитывать стремление контролировать свою речь и оценивать ее |
|||||||||
102 |
Обобщающее слово перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова. |
Уметь систематизировать и обобщать материал |
Знать условия постановки двоеточия при однородных членах; Уметь находить обобщающее слова и ставить двоеточие. |
Развивать умение работать в парах, группах; уметь планировать учебное сотрудничество |
|||||||||
103 |
Обращение. |
Уметь использовать обращение в различных речевых ситуациях |
Знать понятие «обращение»; Уметь различать подлежащее и обращение; Уметь правильно ставить знаки препинания. |
Уметь следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям; формировать волевую саморегуляцию |
|||||||||
104 |
Обращение |
Уметь использовать вежливые формы обращения |
Уметь использовать обращение в устной и письменной речи; ставить знаки препинания |
Уметь следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям; формировать волевую саморегуляцию |
|||||||||
105 |
Синтаксический разбор простого предложения. |
Уметь использовать алгоритм при выполнении учебных действий |
Знать порядок синтаксического разбора; Уметь выполнять синтаксический разбор простого предложения. |
Развивать умение следовать эталону при выполнении заданий |
|||||||||
106-107 |
Сочинение-описание по картине К.Ф.Юона "Русская зима". |
Совершенствовать умение составлять текст по определенной теме определенного типа речи |
Закрепить навыки написания сочинения-описания по картине. Уметь использовать изобразительно-выразительные средства |
Воспитывать творческие способности и эстетический вкус |
|||||||||
108 |
Обобщение и систематизация знаний по теме "Простое предложение". Анализ сочинения-описания по картине. |
Уметь выполнять систематизацию и обобщение |
Уметь применять усвоенные знания, выполнять самопроверку; уметь видеть и исправлять недочеты |
Уметь адекватно понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности |
|||||||||
109 |
Сложное предложение. |
Уметь использовать в речи различные типы предложений для выражения собственных мыслей |
Знать особенности строения сложного предложения и сложносочиненного предложения, уметь отличать его от простого предложения с однородными членами |
Уметь строить речевое высказывание, используя конструкцию сложного предложения; уметь точно выражать свои мысли |
|||||||||
110 |
Сложное предложение. |
Уметь использовать в речи различные типы предложений для выражения собственных мыслей |
Знать особенности построения сложноподчиненного предложения, уметь создавать схемы и ставить знаки препинания |
Уметь строить речевое высказывание, используя конструкцию сложного предложения; уметь точно выражать свои мысли |
|||||||||
111 |
Прямая речь. |
Уметь преобразовывать один вид речи в другой |
Знать понятие «прямая речь»; Уметь правильно оформлять прямую речь на письме |
Воспитывать бережное отношение к богатству русского языка; уметь формулировать и аргументировать свое мнение |
|||||||||
112-113 |
Изложение "Отчаянный воробей". |
Уметь воспроизводить исходный материал |
Уметь сохранять стиль текста, его структуру, развернуть повествование, опираясь на исходный текст. |
Развивать память, логическое мышление, передавать личное впечатление; уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного текста |
|||||||||
114 |
Анализ изложений. Диалог. |
Уметь строить диалоги по различным темам |
Уметь корректировать недочеты в работе; уметь составлять диалог, пунктуационно правильно его оформлять |
Развивать навыки различных форм речевого общения, воспитывать вежливость, толерантность |
|||||||||
115 |
Строение текста типа рассуждения-доказательства. |
Уметь составлять тексты- социальную рекламу |
Знать понятия «тезис», «аргумент» Уметь составлять тексты типа рассуждения-доказательства. |
Развивать стремление к умению аргументировать свое мнение |
|||||||||
116 |
Повторение и обобщение изученного по теме "Синтаксис и пунктуация". |
Уметь отбирать и систематизировать материал на определенную тему |
Уметь выполнять синтаксический разбор; уметь ставить знаки препинания, находить грамматическую основу, уметь составлять схемы предложения. |
Формировать внутреннюю позицию школьника; стремление к сотрудничеству |
|||||||||
117 |
Контрольный диктант с грамматическим заданием «Синтаксис» |
Уметь контролировать свою работу с точки зрения ее содержания |
Уметь применять полученные знания на практике |
Уметь осуществлять контроль и оценку процесса и результата деятельности; уметь осуществлять самооценку |
|||||||||
118 |
Анализ контрольного диктанта. |
Уметь сравнивать выполненные действия с эталоном |
Уметь объяснять орфографические и пунктуационные ошибки. |
Развивать аналитические способности |
|||||||||
Морфология. Правописание |
|||||||||||||
119 |
Самостоятельные и служебные части речи. |
Уметь сопоставлять, применять различные приемы сопоставления |
Знать основные сведения о частях речи. Различать самостоятельные и служебные части речи. |
Уметь строить логическую цепь рассуждений; аргументировать свое мнение; формировать внутреннюю позицию школьника |
|||||||||
120 |
Самостоятельные и служебные части речи. (продолжение) |
Уметь сопоставлять, применять различные приемы сопоставления |
Знать грамматическое значение частей речи и уметь определять их роль в предложении |
||||||||||
Глагол |
|||||||||||||
121 |
Что обозначает глагол. |
Уметь отбирать материал на определенную тему |
Знать грамматические, морфологические признаки глагола, синтаксическую роль в предложении. |
Уметь определять основную и второстепенную информацию. Строить логическую цепь рассуждения |
|||||||||
122 |
Слитное и раздельное написание не с глаголами. |
Уметь дифференцировать явления |
Уметь правильно писать не с глаголами, находить частицу не, понимать ее значение. |
Формировать волевую саморегуляцию; извлекать необходимую информацию |
|||||||||
123 |
Как образуются глаголы. |
Уметь применять алгоритм действий при выполнении заданий |
Знать способы словообразования глаголов; уметь производить словообразовательный разбор |
Обогащать словарный запас |
|||||||||
124 |
Вид глагола. |
Уметь применять полученные на других уроках знания (англ.яз., тат.яз.) |
Знать виды глагола; уметь правильно использовать глаголы несовершенного и совершенного вида в речи |
Уметь самостоятельно создавать алгоритм деятельности; формировать внутреннюю позицию школьника |
|||||||||
125 |
Корни с чередованием букв е-и. |
Уметь дифференцировать написание, использовать аргументацию |
Знать перечень корней с чередованием е-и. уметь правильно писать слова. |
Уметь аргументировать свое мнение; уметь выбирать эффективные способы решения задач |
|||||||||
126 |
Неопределенная форма глагола (инфинитив). |
Уметь дифференцировать написание, использовать аргументацию |
Знать признаки неопределенной формы глагола ; Уметь безошибочно определять инфинитив, уметь правильно писать ь в конце инфинитива. |
Уметь аргументировать свое мнение; уметь планировать и прогнозировать |
|||||||||
127 |
Правописание -тся и -ться в глаголах. |
Уметь дифференцировать написание, использовать аргументацию |
Знать условия выбора правописания –тся и –ться, правильно ставить вопрос. |
Уметь осуществлять самоконтроль по результатам и способу действия |
|||||||||
128 |
Как связываются предложения в тексте "Данное" и "Новое" в предложениях. |
Уметь анализировать информацию, выделять известное и новое |
Знать структуру связи предложений в тексте; Уметь развивать мысль в тексте; находить "данное" и "новое" в предложении. |
Уметь осуществлять анализ, синтез, сравнение, обобщение; строить логическую цепь рассуждения |
|||||||||
129 |
Наклонение глагола. |
Уметь применять усвоенные знания при изучении других языков |
Знать понятие «наклонение глагола»; уметь определять наклонение глагола |
Формировать полилингвистическую компетенцию |
|||||||||
130 |
Строение текста типа повествования. |
Уметь понимать коммуникативную установку в зависимости от речевой ситуации |
Знать особенности строения текста повествования; Уметь создавать собственные тексты подобного типа; уметь редактировать текст-повествование. |
Уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме |
|||||||||
131 |
Как образуется сослагательное (условное) наклонение глагола. |
Уметь применять усвоенные знания при изучении других языков |
Знать признаки сослагательного наклонения; Уметь образовывать форму условного наклонения; употреблять их в устной и письменной речи |
Уметь использовать общие приемы решения задач; уметь самостоятельно учитывать установленные ориентиры действий в новом учебном материале |
|||||||||
132 |
Как образуется повелительное наклонение глагола. |
Уметь применять усвоенные знания при изучении других языков |
Знать признаки повелительного наклонения; Уметь образовывать форму повелительного наклонения глагола; использовать слова в повелительном наклонении в речи. |
Воспитывать вежливость, формировать формы речевого этикета |
|||||||||
133 |
Времена глагола.
|
Уметь преобразовывать информацию на основе изменений временных форм глагола |
Знать, временные формы глагола; уметь их образовывать и употреблять |
Уметь точно выражать свои мысли; развивать познавательную инициативу |
|||||||||
134 |
Времена глагола. (продолжение) |
Уметь преобразовывать информацию на основе изменений временных форм глагола |
Знать как образуются временные формы глагола; уметь заменять одну временную форму глагола другой |
Уметь точно выражать свои мысли; развивать познавательную инициативу; уметь планировать учебное сотрудничество |
|||||||||
135 |
Резервный урок |
136 |
Спряжение глагола. Лицо и число. |
Уметь составлять и использовать алгоритм при выполнении действий |
Знать понятие «спряжение глагола»; Уметь изменять глаголы по лицам и числам; определять личное безударное окончание глагола |
Развивать внимание, умение следовать эталону в произношении глаголов |
||||||||||
137 |
Правописание безударных личных окончаний глаголов. |
Уметь использовать алгоритм при выполнении действий |
Знать спряжение глаголов с безударным личным окончанием; уметь безошибочно писать личные окончания глаголов |
Развивать умение произносить глаголы в соответствии с орфоэпическими нормами |
||||||||||
138 |
Контрольный диктант по теме "Глагол". |
Уметь самостоятельно применять усвоенные знания, выполнять самопроверку |
Уметь правильно писать слова, расставлять знаки препинания. |
Уметь осуществлять контроль и оценку процесса и результата деятельности; уметь осуществлять самооценку |
||||||||||
139 |
Анализ контрольного диктанта. |
Уметь сравнивать выполненные действия с эталоном |
Уметь самостоятельно находить ошибки, выполнять корректировку |
Уметь осуществлять самоконтроль по результатам и способу действия |
||||||||||
140 |
Безличные глаголы. Переходные и непереходные глаголы. |
Уметь составлять классификацию по определенным признакам |
Знать признаки безличных глаголов, признаки переходности-непереходности; Уметь находить безличные глаголы |
Обогащать речь, делать ее разнообразной за счет использования безличных предложений |
||||||||||
141 |
Строение текста типа описания предмета. |
Уметь строить речевое высказывание в соответствии с коммуникативным замыслом |
Уметь создавать текст типа описания. |
Уметь формулировать и аргументировать свое мнение |
||||||||||
142-143 |
Сочинение-повествование с элементом описания по фотографии В.Гиппенрейтера "Пятнистый олень". |
Уметь самостоятельно создавать текст в соответствии с коммуникативным замыслом |
Знать признаки текста-описания; Уметь писать сочинение-повествование с описанием животного, различать научное и художественное описание |
Уметь строить логическую цепь рассуждения; уметь осознавать и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме |
||||||||||
144 |
Систематизация и обобщение знаний по теме "Глагол". |
Уметь отбирать и систематизировать материал на определенную тему |
Уметь определять вид глагола; находить изученные орфограммы, образовывать формы наклонений; определять спряжение глагола. |
Формировать внутреннюю позицию школьника; стремление к сотрудничеству |
||||||||||
145 |
Проверочная работа по теме "Глагол". Тест. |
Уметь применять полученные знания; применять алгоритм при выполнении тестовых заданий |
Уметь выполнять тест в соответствии с эталоном, выполнять самоконтроль и самопроверку |
Воспитывать аккуратность в работе; Уметь осуществлять контроль и оценку процесса и результата деятельности; уметь осуществлять самооценку |
||||||||||
Имя существительное |
||||||||||||||
146 |
Что обозначает существительное. |
Уметь отбирать материал по определенной теме и классифицировать его |
Знать признаки имени существительного; Уметь распределять существительные на группы в зависимости от значения |
Обогащать словарный запас, уметь выбирать эффективные способы решения задач |
||||||||||
147 |
Как образуются имена существительные. |
Уметь использовать умения, полученные при изучении других частей речи |
Знать способы образования имени существительного и значение словообразовательных морфем; Уметь образовывать имена существительные суффиксальным и приставочным способом |
Обогащать словарный запаса эмоционально-окрашенными существительными, воспитывать уважительное отношение к окружающим |
||||||||||
148 |
Употребление суффиксов существительных -чик-, -щик-. |
Уметь применять алгоритм при выполнении действий |
Знать условия написания суффиксов –чик,-щик; уметь безошибочно писать суффиксы |
Уметь планировать учебное сотрудничество; ставить учебные задачи |
||||||||||
149 |
Употребление суффиксов существительных -ек-, -ик-(-чик). |
Уметь использовать логику при выполнении заданий |
Знать условия написания суффиксов –ек-,-ик-, уметь безошибочно их писать |
Обогащать словарный запас за счет эмоционально окрашенных слов |
||||||||||
150 |
Слитное и раздельное написание не с именами существительными. |
Уметь разграничивать написание, использовать алгоритм при выполнении заданий |
Знать условия слитного и раздельного написания НЕ с существительными; Уметь правильно писать не с существительными. |
Уметь планировать учебное сотрудничество; осознавать ответственность за общее дело |
||||||||||
151 |
Имена существительные одушевленные и неодушевленные. |
Уметь использовать усвоенные знания при изучении других языков |
Знать признаки одушевленных и неодушевленных существительных; уметь правильно их использовать |
Формировать образность речи за счет использования олицетворений |
||||||||||
152 |
Обучающий диктант с грамматическим заданием. |
Уметь применять самостоятельно усвоенные знания, сравнивать с эталоном, выполнять самопроверку |
Знать признаки имени существительного, уметь различать одушевленные и неодушевленные существительные, уметь выполнять словообразовательный разбор |
Уметь правильно писать слова и расставлять знаки препинания. |
||||||||||
153 |
Собственные и нарицательные имена существительные. |
Уметь создавать устные и письменные тексты с учетом адресата (обращение к окружающим) |
Знать отличительные признаки собственных и нарицательных имен существительных, уметь безошибочно писать собственные существительные |
Воспитывать вежливость, стремление называть окружающих полными именами, разграничивать формально и неформальное общение |
||||||||||
154 |
Род имен существительных. |
Уметь проводить сопоставительный анализ при изучении других языков |
Знать понятие «род»существительных, уметь определять род имен существительных, в том числе заимствованных |
Обогащать словарный запас за счет использования заимствованных слов |
||||||||||
155-156 |
Написание изложения, близкого к тексту. |
Уметь создавать текст по эталону, выделять главную тему и микротемы |
Уметь излагать текст, сохранять строение текста, языковые средства |
Уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме |
||||||||||
157 |
Анализ изложения. Соединение типов речи в тексте. |
Уметь сравнивать собственное речевое высказывание с эталоном, видеть ошибки, недочеты, исправлять их |
Знать признаки различных типов речи ;Уметь соединять разные типы речи в одном тексте |
|||||||||||
158 |
Существительные общего рода. Род несклоняемых имен существительных. |
Использовать усвоенные знания о несклоняемых именах существительных при изучении иностранных языков |
Знать особенности несклоняемых имен существительных; Уметь правильно употреблять существительные общего рода; знать особенности несклоняемых имен существительных. |
Обогащать свою речь за счет использования экспрессивных особенностей имен существительных общего рода |
||||||||||
159 |
Число имен существительных. |
Уметь соотносить понятие «число имен существительных» в русском и иностранных языках |
Знать понятие «число» существительных; уметь разграничивать существительные, употребляемые только в единственном числе или только во множественном числе |
Формировать стремление к правильному использованию существительных в единственном и множественном числе |
||||||||||
160 |
Падеж и склонение имен существительных. |
Уметь структурировать изучаемый материал в зависимости от определенного признака |
Знать особенности склонения существительных на -мя. Уметь склонять существительные. |
Формировать правильность речи за счет знаний о склонении имен существительных |
||||||||||
161 |
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных |
Уметь проводить сравнение с эталоном, соблюдать логику действий |
Знать особенности склонения существительных на –ия,-ий,-ие; уметь правильно писать безударные окончания существительных |
Формировать умение следовать эталону в выполнении действий |
||||||||||
162 |
Употребление имен существительных в речи. |
Уметь составлять тексты различных типов и стилей с использованием имен существительных |
Знать важность употребления существительных в текстах разного типа; уметь правильно использовать их в речи |
Обогащать словарный запас за счет существительных, обозначающих признаки и действия |
||||||||||
163 |
Систематизация и обобщение знаний по теме "Имя существительное". |
Уметь классифицировать явления по определенным признакам и свойствам |
Уметь опознавать в тексте имя существительное, определять морфологические, синтаксические, грамматические признаки. |
Формировать внутреннюю позицию школьника; стремление к сотрудничеству |
||||||||||
164 |
Контрольная работа по теме "Имя существительное". |
Уметь самостоятельно выполнять действия, осуществлять самоконтроль, выполнять самопроверку |
Уметь применять усвоенные знания в самостоятельных действиях |
Уметь осуществлять контроль и оценку процесса и результата деятельности; уметь осуществлять самооценку |
||||||||||
Имя прилагательное |
||||||||||||||
165 |
Что обозначает имя прилагательное. |
Уметь дифференцировать явления по их признакам, определять их отличительные свойства |
Знать морфологические признаки имени прилагательного; уметь находить в тексте имена прилагательные |
Развивать умение обогащать свою речь за счет эпитетов; формировать внутреннюю позицию школьника |
||||||||||
166 |
Прилагательные качественные, относительные и притяжательные. |
Уметь составлять классификацию по определенным признакам, выполнять дифференциацию |
Знать классификацию имен прилагательных по разрядам; уметь находить в тексте имена прилагательные |
Уметь строить логическую цепь рассуждений; аргументировать свое мнение; формировать внутреннюю позицию школьника |
||||||||||
167 |
Правописание окончаний имен прилагательных. |
Уметь выполнять действия по алгоритму, сравнивать с эталоном |
Знать условия написания окончаний и дефисного написания имен прилагательных; уметь проверять написание прилагательных |
Уметь проверять написание окончаний имен прилагательных по окончанию вопроса; уметь применять правило сдефисном написании прилагательных, обозначив оттенки цветов. |
||||||||||
168 |
Образование имен прилагательных. |
Уметь выполнять действия по аналогии (с именами существительными) |
Знать способы образования имен прилагательных; Уметь образовывать слова суффиксальным способом, разбирать слова по составу; выполнять морфологический разбор. |
Развивать и обогащать речь за счет использования эмоционально окрашенных имен прилагательных |
||||||||||
169 |
Прилагательные полные и краткие. |
Уметь проводить сравнение явлений, видеть сходство и различие |
Знать морфологические и синтаксические признаки полных и кратких прилагательных; уметь находить краткие прилагательные в тексте; безошибочно писать краткие прилагательные с основой на шипящий |
Развивать и обогащать речь за счет использования кратких форм имен прилагательных |
||||||||||
170 |
Сравнительная и превосходная степень качественных имен прилагательных. |
Уметь сравнивать понятия и явления, выявлять большую и меньшую степень |
Иметь представление о сравнительной и превосходной степени; об особенностях употребления степеней сравнения. Уметь производить морфологический разбор. |
Развивать и обогащать речь за счет использования прилагательных в сравнительной и превосходной степени |
||||||||||
171 |
Как образуется сравнительная и превосходная степени прилагательного. |
Уметь определять сходство и различие явлений |
Знать, как образуются прилагательные сравнительной и превосходной степени; уметь образовывать степени сравнения и правильно употреблять их в речи |
Развивать и обогащать речь за счет использования прилагательных в сравнительной и превосходной степени |
||||||||||
172 |
Контрольный диктант по итогам года. |
Уметь самостоятельно выполнять работу, осуществлять самоконтроль и самопроверку |
Уметь применять усвоенные знания в самостоятельных действиях |
Уметь осуществлять контроль и оценку процесса и результата деятельности; уметь осуществлять самооценку |
||||||||||
173 |
Анализ контрольного диктанта. |
Уметь сравнивать собственные действия с эталоном |
Уметь самостоятельно находить ошибки, недочеты, исправлять их |
Уметь адекватно понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности |
||||||||||
174 |
Орфографический практикум |
Уметь преобразовывать теоретические знания в умения |
Знать изученные орфограммы, производить орфографический разбор |
Осознавать важность изучения русского языка |
||||||||||
175 |
Заключительный урок. Подведение итогов |