Адаптированная рабочая программа по литературе (8 класс, УМК В.Я. Коровиной)
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
для домашнего обучения по литературе ученика 8 класса А…Петра
Стяжкиной Е.В.,
учителя русского языка и литературы МБОУ «Лицей» г. Лесосибирска
по литературе
для 8 класса
Рассмотрено на заседании педагогического совета
Протокол от
«____» __________ 2016 г. № ___________
2016 – 2017 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературе составлена в соответствии с основными положениями ФГОС основного общего образования, на основе примерной Программы основного общего образования по литературе, авторской Рабочей программы по литературе В.Я. Коровиной и др. (М.: Просвещение, 2014) к учебнику В.Я. Коровиной и др. (М.: Просвещение, 2014).
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, освоенный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательным учреждением основной образовательной программы основного общего образования предусматривает решение следующих основных задач:
обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям ФГОС;
обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;
обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья. В соответствии с необходимостью домашнего обучения Арсенюка Петра была составлена адаптированная программа по литературе.
В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям личностного и познавательного развития;
ориентацию на достижение цели и основного результата образования - развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы и воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
выразительное чтение художественного текста;
различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения:
заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
анализ и интерпретация произведения;
составление планов и написание отзывов о произведениях;
написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними;
.
Общая характеристика учебного предмета
Главная идея программы по литературе - изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от нее к русской литературе XVIII, XIX, XX вв. Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков.
Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.
Курс литературы в 8 классе строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов.
Содержание курса литературы в 8 классе включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя и т. д.)
Ведущая проблема изучения литературы в 8 классе - особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы.
В программе соблюдена системная направленность - курс 8 класса представлен разделами:
Древнерусская литература.
Русская литература XVIII века.
Русская литература XIX века.
Русская литература XX века.
Литература народов России.
Сведения по теории и истории литературы.
Учитывая рекомендации, изложенные в «Методическом письме о преподавании учебного предмета "Литература" в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования», в рабочую программу
включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельного чтения.
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоя шее многонационального народа России,формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки .формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения,
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками,
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,
смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем.
Предметные результаты:
понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX - XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
понимание связи литературных произведений с эпохой их написания,;
умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею произведения;
определение в про изведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
К.Р. Промежуточная аттестация по итогам изучения курса.
Место предмета
На изучение предмета отводится 1 час в неделю, итого 35 часов за учебный год.
№ п/п |
Примерная дата |
Тема урока, основное содержание |
Кол-во часов |
Основные виды деятельности .Контроль |
Домашнее задание |
1. |
7.09 |
Введение. Литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа |
1 |
Тестирование. |
I. 1. Прочитайте выразительно стихотворение Никитина «Утро» и ответьте на вопросы: 1) Какие образы нарисованы в этом стихотворении? 2) Что, по вашему мнению, воспевает поэт? 2. Прочитать стр. 5 – 8 учебника и ответить письменно на вопросы: 1) Что такое художественный образ?? 2) Чем отличается художественная литература от других видов искусства? |
2 |
14.09 |
Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. «Житие Александра Невского» (фрагменты). Защита русских земель от врагов. |
1 |
Рассказ учителя.Вопросы по тексту |
1. Подготовить связный рассказ о житийной литературе и «Житии Александра Невского», используя текст произведения и материал учебника на стр. 24 |
3 |
21 |
И.А. Крылов.Басни «Лягушки, просящие царя» и «Обоз». Мораль басен. |
1 |
Презентация и вопросы по ней |
1. Выучить наизусть на выбор две предложенные басни. 3. Подумать и ответить, каков смысл иносказаний в этих баснях? |
4 |
28 |
К.Ф. Рылеев. Дума «Смерть Ермака» |
1 |
Практикум. |
1. Составить вопросы по материалам урока и учебника стр. 74 – 75. 2. Подготовить рассказ о поэте, об исторических событиях XVI века. 3. Подготовить выразительное чтение думы «Смерть Ермака»; |
5 |
5.10 |
А.С. Пушкин. «История Пугачёва» (отрывки). |
1 |
Работа со статьями учебника |
Вопросы по страницам учебника |
6-8 |
12.10 19.10 26 октября |
А.С. Пушкин « Капитанская дочка».Отношение к Пугачёву народа. Петр Гринев |
3 |
Вопросы. Составление плана к сочинению. |
Чтение глав |
9-10 |
09.11 16.11 |
М.Ю. Лермонтов. «Мцыри». Мцыри как романтический герой. |
2 |
Беседа. Выразительное чтение наизусть. Составление теста |
1. Подготовить пересказ «Жизнь Мцыри в монастыре. Характер и мечты юноши-послушника». 2. Ответить на вопросы: 1) Какова цель побега Мцыри? (Выписать цитаты в тетрадь.) 2) Что увидел и что узнал Мцыри о жизни во время своих скитаний? 3) Какие эпизоды трёхдневных скитаний Мцыри вы считаете особенно важными? Почему? 4) Почему погиб Мцыри? |
11-13 |
23.11 30.11 07.12 |
Н.В. Гоголь. «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью». История создания комедии |
3 |
Рассказ учителя. Беседа. Фрагмент спектакля |
1. Почему? (на этот вопрос дать дома небольшой письменный ответ, прочитав II, III действия комедии.) 2. Устно ответить на вопросы, данные в учебнике в конце каждого действия. 3. Внимательно прочитать явление восьмое II действия. Обратить внимание на то, как показаны изменения в мыслях, чувствах, поведении героев? |
14-15 |
14.12 21.12 |
Особенности композиции .Подготовка к домашнему сочинению |
2 |
План. Цитаты. Вопросы по финалу |
1. Сочинение по плану |
17-16 |
11.01 18.01 |
Н.В. Гоголь. «Шинель». Образ «маленького человека» |
2 |
Беседа по прочитанному |
Письменно план сюжета |
18-19 |
25.01 01.02 |
М.Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе, редакторе, издателе. «История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на общественные порядки. |
2 |
Рассказ учителя, чтение,пересказ |
1. Подготовить комментированное чтение. 2. Выписать в словарик непонятные слова и выражения |
20-21 |
08.02 15.02 |
Н.С. Лесков.Нравственные проблемы в рассказе. Художественная деталь к |
2 |
Чтение . Ответы на письменные задания. Тест |
1. Перечитать текст и подумать над вопросами: 1) В чём смысл эпиграфа к рассказу? 2) Какое чувство вызвало в вас прочитанное произведение? 3) Какое историческое время «проживают» персонажи рассказа «Старый гений»? 2. Подготовить близкий пересказ одной из глав. |
22-23 |
22.02 01.03 |
Л.Н. Толстой. Слово о писателе. Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала». Образ рассказчика |
2 |
Рассказ учителя. Подготовка к изложению |
1. Написать небольшое сочинение-размышление: что нового я открыл из жизни великого писателя? 2. Прочитать рассказ «После бала». |
24-25 |
08.03 15.03 |
Поэзия родной природы в творчестве А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.Н. Майкова. |
2 |
Урок выразительного чтения, чтение наизусть. Обучение анализу стихотворения |
1. Подготовить выразительное чтение наизусть одного стихотворения. 2. Прочитать рассказ «О любви» А.П. Чехова. |
26 |
22.03 |
А.И. Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени» |
1 |
Беседа. |
1. Прочитать рассказ М. Горького «Челкаш». 2.Сделать сравнительную характеристику Челкаша и Гаврила |
27 |
05.04 |
Подготовка к домашнему сочинению |
1 |
Выбор человека. План. Аргументы к сочинению |
Сочинение |
28-29 |
12.04 19.04 |
Журнал «Сатирикон» Тэффи. «Жизнь и воротник». М.М. Зощенко. «История болезни». |
2 |
Работа по учебнику. Составление теста. |
1. Прочитать рассказ Тэффи «Жизнь и воротник» |
30 |
26.04 |
А.Т. Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Тёркин» |
1 |
Рассказ ученика о своих впечатлениях |
1. Прочитать главу «Переправа. 2. Вопросы составить |
31 |
03.05 |
Композиция и язык поэмы «Василий Тёркин».Фольклорные мотивы |
1 |
Практикум. |
1. Выучить наизусть отрывок. 2. Подумайте, какой бы памятник Василию Тёркину вы поставили |
32 |
10.05 |
Стихи и песни о Великой Отечественной войне. Б |
1 |
Чтение стихотворений.Фонохрестоматия |
1. Прочитать рассказ В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет». |
33 |
17.05 |
Классное сочинение «Великая Отечественная война в литературе XX века» (произведение по выбору учащегося). |
1 |
Сочинение |
Дописать сочинение |
34 |
24.05 |
Русские поэты о Родине, родной природе. |
1 |
Чтение стихотворений. Презентация |
Выразительное чтение наизусть 1 – 2 понравившихся стихотворений. |
35 |
31.05 |
Зарубежная литература. Интересные произведения. |
1 |
Ознакомление со школьной литературой. Библиотечное занятие |
1. Прочитать «Айвенго» В. Скотта. Список книг для летнего чтения |