12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Стяжкина Елена Викторовна40
Россия, Красноярский край, Лесосибирск

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

для домашнего обучения по литературе ученика 8 класса А…Петра

Стяжкиной Е.В.,

учителя русского языка и литературы МБОУ «Лицей» г. Лесосибирска

по литературе

для 8 класса

Рассмотрено на заседании педагогического совета

Протокол от

«____» __________ 2016 г. № ___________

2016 – 2017 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по литературе составлена в соответствии с основными положениями ФГОС основного общего образования, на основе примерной Программы основ­ного общего образования по литературе, авторской Рабочей программы по литературе В.Я. Коровиной и др. (М.: Просвещение, 2014) к учебнику В.Я. Коровиной и др. (М.: Просвещение, 2014).

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высо­кими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы основывается на прин­ципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нрав­ственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатей­шими выразительными средствами русского лите­ратурного языка.

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрени­ем, национальным самосознанием общерос­сийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

развитие интеллектуальных и творческих спо­собностей учащихся, необходимых для успеш­ной социализации и самореализации личности;

постижение учащимися вершинных произве­дений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, освоенный на понимании образной природы искусства слова, опираю­щийся на принципы единства художествен­ной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализи­ровать и интерпретировать художественный текст;

овладение возможными алгоритмами по­стижения смыслов, заложенных в художест­венном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного тек­ста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

овладение важнейшими общеучебными уме­ниями и универсальными учебными дейст­виями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необ­ходимую информацию из различных источни­ков, включая Интернет и др.);

использование опыта общения с произведе­ниями художественной литературы в повсе­дневной жизни и учебной деятельности, ре­чевом самосовершенствовании.

Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательным учреждением основ­ной образовательной программы основного общего образования предусматривает решение следующих основных задач:

обеспечение соответствия основной образо­вательной программы требованиям ФГОС;

обеспечение преемственности начального об­щего, основного общего, среднего (полного) общего образования;

обеспечение доступности получения качест­венного основного общего образования, до­стижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основ­ного общего образования всеми обучающими­ся, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья. В соответствии с необходимостью домашнего обучения Арсенюка Петра была составлена адаптированная программа по литературе.

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

воспитание и развитие качеств личности, от­вечающих требованиям личностного и познавательного развития;

ориентацию на достижение цели и основного результата образования - развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучаю­щегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образова­нию;

Цели изучения литературы могут быть достиг­нуты при обращении к художественным произве­дениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и миро­вой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы позна­комить учащихся с классическими образцами миро­вой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы и воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художест­венных произведений и теоретико-литературных понятий:

осознанное, творческое чтение художествен­ных произведений разных жанров;

выразительное чтение художественного тек­ста;

различные виды пересказа (подробный, крат­кий, выборочный, с элементами коммента­рия, с творческим заданием);

ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения:

заучивание наизусть стихотворных и прозаи­ческих текстов;

анализ и интерпретация произведения;

составление планов и написание отзывов о произведениях;

написание сочинений по литературным про­изведениям и на основе жизненных впечат­лений;

целенаправленный поиск информации на ос­нове знания ее источников и умения работать с ними;

.

Общая характеристика учебного предмета

Главная идея программы по литературе - из­учение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от нее к русской литературе XVIII, XIX, XX вв. Русская литература является одним из ос­новных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуника­тивных навыков.

Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой един­ство словесного искусства и основ науки (литерату­роведения), которая изучает это искусство.

Курс литературы в 8 классе строится на основе сочетания концентрического, историко-хроноло­гического и проблемно-тематического принципов.

Содержание курса литературы в 8 классе включа­ет в себя произведения русской и зарубежной лите­ратуры, поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя и т. д.)

Ведущая проблема изучения литературы в 8 классе - особенности труда писателя, его пози­ция, изображение человека как важнейшая проблема литературы.

В программе соблюдена системная направленность - курс 8 класса представлен разделами:

Древнерусская литература.

Русская литература XVIII века.

Русская литература XIX века.

Русская литература XX века.

Литература народов России.

Сведения по теории и истории литературы.

 

Учитывая рекомендации, изложенные в «Методическом письме о преподавании учебного предме­та "Литература" в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования», в рабочую программу

включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания на­изусть, списки произведений для самостоятельного чтения.

Личностные результаты:

воспитание российской гражданской иден­тичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Роди­ну, прошлое и настоя шее многонациональ­ного народа России,формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности об­учающихся к саморазвитию и самообразова­нию на основе мотивации к обучению и по­знанию познавательных интересов;

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки .формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, куль­туре, языку, вере, гражданской позиции, к ис­тории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с дру­гими людьми и достигать в нем взаимопони­мания;

освоение социальных норм, правил пове­дения,

формирование коммуникативной компетент­ности в общении и сотрудничестве со сверст­никами,

развитие эстетического сознания через освое­ние художественного наследия народов Рос­сии и мира, творческой деятельности эстети­ческого характера.

Метапредметные результаты:

умение самостоятельно определять цели сво­его обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;

умение самостоятельно планировать пути до­стижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

владение основами самоконтроля, самооцен­ки, принятия решений и осуществления осо­знанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

умение определять понятия, создавать обоб­щения, устанавливать аналогии, классифици­ровать,

смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную дея­тельность с учителем.

Предметные результаты:

понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора, древнерусской литера­туры, литературы XVIII в., русских писателей XIX - XX вв., литературы народов России и за­рубежной литературы;

понимание связи литературных произведений с эпохой их написания,;

умение анализировать литературное про­изведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею произведения;

определение в про изведении элементов сю­жета, композиции, изобразительно-вырази­тельных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содер­жания произведения (элементы филологиче­ского анализа); владение элементарной лите­ратуроведческой терминологией при анализе литературного произведения;

формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;

понимание авторской позиции и свое отно­шение к ней;

 

К.Р. Промежуточная аттестация по итогам из­учения курса.

Место предмета

На изучение предмета отводится 1 час в неделю, итого 35 часов за учебный год.


 

п/п

Примерная

дата

Тема урока, основное содержание

Кол-во

часов

Основные виды деятельности .Контроль

Домашнее

задание

1.

7.09

Введение. Литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа

1

Тестирование.

I. 1. Прочитайте выразительно стихотворение Никитина «Утро» и ответьте на вопросы:

1) Какие образы нарисованы в этом стихотворении?

2) Что, по вашему мнению, воспевает поэт?

2. Прочитать стр. 5 – 8 учебника и ответить письменно на вопросы:

1) Что такое художественный образ??

2) Чем отличается художественная литература от других видов искусства?

2

14.09

Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. «Житие Александра Невского» (фрагменты). Защита русских земель от врагов.

1

Рассказ учителя.Вопросы по тексту

1. Подготовить связный рассказ о житийной литературе и «Житии Александра Невского», используя текст произведения и материал учебника на стр. 24

3

21

И.А. Крылов.Басни «Лягушки, просящие царя» и «Обоз». Мораль басен.

1

Презентация и вопросы по ней

1. Выучить наизусть на выбор две предложенные басни.

3. Подумать и ответить, каков смысл иносказаний в этих баснях?

4

28

К.Ф. Рылеев. Дума «Смерть Ермака»

1

Практикум.

1. Составить вопросы по материалам урока и учебника стр. 74 – 75.

2. Подготовить рассказ о поэте, об исторических событиях XVI века.

3. Подготовить выразительное чтение думы «Смерть Ермака»;

5

5.10

А.С. Пушкин. «История Пугачёва» (отрывки).

1

Работа со статьями учебника

Вопросы по страницам учебника

6-8

12.10

19.10

26 октября

А.С. Пушкин « Капитанская дочка».Отношение к Пугачёву народа. Петр Гринев

3

Вопросы. Составление плана к сочинению.

Чтение глав

9-10

09.11

16.11

М.Ю. Лермонтов. «Мцыри». Мцыри как романтический герой.

2

Беседа. Выразительное чтение наизусть. Составление теста

1. Подготовить пересказ «Жизнь Мцыри в монастыре. Характер и мечты юноши-послушника».

2. Ответить на вопросы:

1) Какова цель побега Мцыри? (Выписать цитаты в тетрадь.)

2) Что увидел и что узнал Мцыри о жизни во время своих скитаний?

3) Какие эпизоды трёхдневных скитаний Мцыри вы считаете особенно важными? Почему?

4) Почему погиб Мцыри?

11-13

23.11

30.11

07.12

Н.В. Гоголь. «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью». История создания комедии

3

Рассказ учителя. Беседа. Фрагмент спектакля

1. Почему? (на этот вопрос дать дома небольшой письменный ответ, прочитав II, III действия комедии.)

2. Устно ответить на вопросы, данные в учебнике в конце каждого действия.

3. Внимательно прочитать явление восьмое II действия. Обратить внимание на то, как показаны изменения в мыслях, чувствах, поведении героев?

14-15

14.12

21.12

Особенности композиции .Подготовка к домашнему сочинению

2

План. Цитаты. Вопросы по финалу

1. Сочинение по плану

17-16

11.01

18.01

Н.В. Гоголь. «Шинель». Образ «маленького человека»

2

Беседа по прочитанному

Письменно план сюжета

18-19

25.01

01.02

М.Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе, редакторе, издателе. «История одного города» (отрывок).

Художественно-политическая сатира на общественные порядки.

2

Рассказ учителя, чтение,пересказ

1. Подготовить комментированное чтение.

2. Выписать в словарик непонятные слова и выражения

20-21

08.02

15.02

Н.С. Лесков.Нравственные проблемы в рассказе. Художественная деталь к

2

Чтение . Ответы на письменные задания. Тест

1. Перечитать текст и подумать над вопросами:

1) В чём смысл эпиграфа к рассказу?

2) Какое чувство вызвало в вас прочитанное произведение?

3) Какое историческое время «проживают» персонажи рассказа «Старый гений»?

2. Подготовить близкий пересказ одной из глав.

22-23

22.02

01.03

Л.Н. Толстой. Слово о писателе. Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала». Образ рассказчика

2

Рассказ учителя. Подготовка к изложению

1. Написать небольшое сочинение-размышление: что нового я открыл из жизни великого писателя?

2. Прочитать рассказ «После бала».

24-25

08.03

15.03

Поэзия родной природы в творчестве А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.Н. Майкова.

2

Урок выразительного чтения, чтение наизусть. Обучение анализу стихотворения

1. Подготовить выразительное чтение наизусть одного стихотворения.

2. Прочитать рассказ «О любви» А.П. Чехова.

26

22.03

А.И. Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени»

1

Беседа.

1. Прочитать рассказ М. Горького «Челкаш».

2.Сделать сравнительную характеристику Челкаша и Гаврила

27

05.04

Подготовка к домашнему сочинению

1

Выбор человека. План. Аргументы к сочинению

Сочинение

28-29

12.04

19.04

Журнал «Сатирикон»

Тэффи. «Жизнь и воротник».

М.М. Зощенко. «История болезни».

2

Работа по учебнику. Составление теста.

1. Прочитать рассказ Тэффи «Жизнь и воротник»

30

26.04

А.Т. Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Тёркин»

1

Рассказ ученика о своих впечатлениях

1. Прочитать главу «Переправа.

2. Вопросы составить

31

03.05

Композиция и язык поэмы «Василий Тёркин».Фольклорные мотивы

1

Практикум.

1. Выучить наизусть отрывок.

2. Подумайте, какой бы памятник Василию Тёркину вы поставили

32

10.05

Стихи и песни о Великой Отечественной войне. Б

1

Чтение стихотворений.Фонохрестоматия

1. Прочитать рассказ В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет».

33

17.05

Классное сочинение «Великая Отечественная война в литературе XX века» (произведение по выбору учащегося).

1

Сочинение

Дописать сочинение

34

24.05

Русские поэты о Родине, родной природе.

1

Чтение стихотворений. Презентация

Выразительное чтение наизусть 1 – 2 понравившихся стихотворений.

35

31.05

Зарубежная литература. Интересные произведения.

1

Ознакомление со школьной литературой. Библиотечное занятие

1. Прочитать «Айвенго» В. Скотта. Список книг для летнего чтения
 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.