Рабочая программа по литературе для 8 класса по УМК Г.С. Меркина
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Прииртышская средняя общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНО: на заседании учителей гуманитарно-эстетического цикла Протокол от «25» августа 2016 г. №1 |
СОГЛАСОВАНО: зам. директора по УВР _______ Мадьярова И.Г. |
УТВЕРЖДЕНО: приказом директора школы от «__» ______ 2016 г. №__ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе
для 8 класса
на 2016-2017 учебный год
Планирование составлено в соответствии
с федеральным государственным образовательным стандартом
основного общего образования
Составитель программы: Душина Мария Игоревна,
учитель русского языка и литературы
п. Прииртышский
2016 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для обучающихся 8 класса составлена в соответствии с программой к завершенной предметной линии учебников по литературе под редакцией Г.С. Меркина, тематическим планированием к учебнику Г.С. Меркина «Литература. 8 класс» Ф.Е. Соловьева; под ред. Г.С. Меркина. – 3 изд. – М.:ООО «Русское слово», 2015; рабочей тетрадью к учебнику Г.С. Меркина «Литература. 8 класс. Часть 1, 2» Ф.Е.Соловьева; под ред. Г.С. Меркина. – 3 изд. – М.: ООО «Русское слово», 2015.
Учебный план МАОУ «Прииртышская СОШ» предусматривает обязательное изучение литературы в 8 классе в объеме 2 часов в неделю, 68 часов в год.
Предметные результаты освоения литературы
понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
понимание образной природы литературы как явления словесного искусства;
эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Основное содержание тем предмета «Литература»
Введение
Своеобразие курса литературы в 8 классе. Художественная литература и история. Значение художественного произведения в культурном наследии страны. Творческий процесс.
Теория литературы: литература и история, писатель и его роль в развитии литературного процесса, жанры и роды литературы.
Из устного народного творчества
Исторические песни: «Иван Грозный молится по сыне», «Возвращение Филарета», «Разин и девка-астраханка», «Солдаты освобождают Смоленск» («Как повыше было города Смоленска...»). Периоды создания русских исторических песен. Связь с представлениями и исторической памятью и отражение их в народной песне; песни-плачи, средства выразительности в исторической песне; нравственная проблематика в исторической песне и песне-плаче.
Теория литературы: песня как жанр фольклора, историческая песня, отличие исторической песни от былины, песня-плач.
Развитие речи: различные виды чтения, составление словаря одной из исторических песен.
Из древнерусской литературы
«Житие Сергия Радонежского», Б.К. Зайцев «Преподобный Сергий Радонежский» (фрагмент), «Слово о погибели Русской земли», из «Жития Александра Невского». Тема добра и зла в произведениях русской литературы. Глубина и сила нравственных представлений о человеке; благочестие, доброта, открытость, неспособность к насилию, святость, служение Богу, мудрость, готовность к подвигу во имя Руси – основные нравственные проблемы житийной литературы; тематическое и жанровое многообразие древнерусской литературы.
Теория литературы: житийная литература, агиография; сказание, слово и моление как жанры древнерусской литературы; летописный свод.
Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, формулировки и запись выводов, наблюдения над лексическим составом произведений.
Из русской литературы XVIII века
Г.Р. Державин
Поэт и государственный чиновник. Отражение в творчестве фактов биографии и личных представлений. Стихотворения: «Памятник», «Вельможа» (служба, служение, власть и народ, поэт и власть — основные мотивы стихотворений). Тема поэта и поэзии.
Теория литературы: традиции классицизма в лирическом тексте; ода.
Развитие речи: выразительное чтение, письменный ответ на вопрос, запись ключевых слов и словосочетаний.
Н.М. Карамзин
Основные вехи биографии. Карамзин и Пушкин. Повесть «Бедная Лиза» – новая эстетическая реальность. Основная проблематика и тематика, новый тип героя, образ Лизы.
Теория литературы: сентиментализм как литературное течение, сентиментализм и классицизм (чувственное начало в противовес рациональному), жанр сентиментальной повести.
Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, формулировка и запись выводов, похвальное слово историку и писателю. Защита реферата «Карамзин на страницах романа Ю.Н. Тынянова “Пушкин”».
Из русской литературы XIX века
В.А. Жуковский. «Лесной царь», «Невыразимое», «Море».
К.Ф. Рылеев. «Иван Сусанин».
Краткие сведения о поэтах. Основные темы, мотивы. Система образно-выразительных средств в балладе, художественное богатство поэтических произведений. В кругу собратьев по перу (Пушкин и поэты его круга).
Теория литературы: баллада (развитие представлений), элегия, жанровое образование – дума, песня, элементы романтизма, романтизм.
Развитие речи: составление цитатного или тезисного плана, выразительное чтение наизусть, запись тезисного плана.
А.С. Пушкин
Тематическое богатство поэзии А.С. Пушкина. Стихотворения: «Завещание Кюхельбекера», «19 октября», «И.И. Пущину», «Бесы». Роман «Капитанская дочка»: проблематика (любовь и дружба, любовь и долг, честь, вольнолюбие, осознание предначертанья, независимость, литература и история). Система образов романа. Отношение писателя к событиям и героям. Новый тип исторической прозы.
Теория литературы: эпиграмма, послание, художественно-выразительная роль частей речи (местоимение), поэтическая интонация, исторический роман.
Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть, составление планов разных типов, подготовка тезисов, сочинение.
М.Ю. Лермонтов
Кавказ в жизни и творчестве поэта. Поэма «Мцыри»: свободолюбие, готовность к самопожертвованию, гордость, сила духа — основные мотивы поэмы; художественная идея и средства ее выражения; образ-персонаж, образ-пейзаж. «Мцыри – любимый идеал Лермонтова» (В. Белинский).
Теория литературы: сюжет и фабула в поэме; лироэпическая поэма; роль вступления, лирического монолога; поэтический синтаксис (риторические фигуры); романтические традиции.
Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть, составление цитатного плана, устное сочинение.
Н.В. Гоголь
Основные вехи биографии писателя. А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь. Комедия «Ревизор»: творческая и сценическая история пьесы, русское чиновничество в сатирическом изображении Н.В. Гоголя: разоблачение пошлости, угодливости, чинопочитания, беспринципности, взяточничества, лживости и авантюризма, равнодушного отношения к служебному долгу. Основной конфликт пьесы и способы его разрешения.
Теория литературы: драма как род литературы, своеобразие драматических произведений, комедия, развитие понятий о юморе и сатире, «говорящие» фамилии.
Развитие речи: различные виды чтения и комментирования, цитатный план, сочинение сопоставительного характера, формулировка тем творческих работ, подготовка вопросов для обсуждения.
И.С. Тургенев
Основные вехи биографии И.С. Тургенева. Произведения писателя о любви: повесть «Ася». Возвышенное и трагическое в изображении жизни и судьбы героев. Образ Аси: любовь, нежность, верность, противоречивость характера.
Теория литературы: лирическая повесть, тропы и фигуры.
Развитие речи: различные виды пересказа, тезисный план, дискуссия, письменная характеристика персонажа, отзыв о прочитанном.
Н.А. Некрасов
Основные вехи биографии Н.А. Некрасова. Судьба и жизнь народная в изображении поэта. «Внимая ужасам войны...», «Зеленый Шум». Человек и природа в стихотворении.
Теория литературы: фольклорные приемы в поэзии; песня; народность (создание первичных представлений); выразительные средства художественной речи: эпитет, бессоюзие; роль глаголов и глагольных форм.
Развитие речи: выразительное чтение наизусть, составление словаря для характеристики лирического персонажа.
А.А. Фет
Краткие сведения о поэте. Мир природы и духовности в поэзии А.А. Фета: «Зреет рожь над жаркой нивой…», «Целый мир от красоты...», «Учись у них: у дуба, у березы...». Гармония чувств, единство с миром природы, духовность — основные мотивы лирики Фета.
Развитие речи: выразительное чтение, устное рисование, письменный ответ на вопрос.
А.Н. Островский
Краткие сведения о писателе. Пьеса-сказка «Снегурочка» (фрагмент): своеобразие сюжета. Связь с мифологическими и сказочными сюжетами. Образ Снегурочки. Народные обряды, элементы фольклора в сказке. Язык персонажей. Творческая, сценическая история пьесы.
Теория литературы: драма.
Развитие речи: чтение по ролям, письменный отзыв на эпизод, составление цитатного плана к сочинению.
Л.Н. Толстой
Основные вехи биографии писателя. «Отрочество» (главы из повести); становление личности в борьбе против жестокости и произвола – рассказ «После бала». Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота, неучастие во зле, угасание любви — основные мотивы рассказа. Приемы создания образов. Судьба рассказчика для понимания художественной идеи произведения.
Теория литературы: автобиографическая проза, композиция и фабула рассказа.
Развитие речи: различные виды пересказа, тезисный план, сочинение-рассуждение.
Из русской литературы XX века
М. Горький
Основные вехи биографии писателя. Рассказы «Макар Чудра», «Мой спутник». Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные ценности жизни. Художественное своеобразие ранней прозы М. Горького.
Теория литературы: традиции романтизма, жанровое своеобразие, образ-символ.
Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, цитатный план, сочинение с элементами рассуждения.
В. В. Маяковский
Краткие сведения о поэте. «Я» и «вы», поэт и толпа в стихах В.В. Маяковского: «Хорошее отношение к лошадям».
Теория литературы: неологизмы, конфликт в лирическом стихотворении, рифма и ритм в лирическом стихотворении.
Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть.
Н.А. Тэффи «Свои и чужие»;
М.М. Зощенко. «Обезьяний язык», «Галоша».
Большие проблемы «маленьких людей»; человек и государство; художественное своеобразие рассказов: от литературного анекдота – к фельетону, от фельетона – к юмористическому рассказу.
Теория литературы: литературный анекдот, юмор, сатира, ирония, сарказм (расширение представлений о понятиях).
Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, составление словаря лексики персонажа.
Н.А. Заболоцкий
Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Я не ищу гармонии в природе...», «Старая актриса», «Некрасивая девочка» (по выбору). Поэт труда, красоты, духовности. Тема творчества в лирике Н. Заболоцкого 1950 – 60-х годов.
Развитие речи: выразительное чтение наизусть, сочинение-рассуждение.
М.В. Исаковский
Основные вехи биографии поэта. Стихотворения: «Катюша», «Враги сожгли родную хату…», «Три ровесницы». Творческая история стихотворения «Катюша». Продолжение в творчестве М.В. Исаковского традиций устной народной поэзии и русской лирики XIX века.
Теория литературы: стилизация, устная народная поэзия, тема стихотворения.
Развитие речи: выразительное чтение.
А.Т. Твардовский
Основные вехи биографии. Судьба страны в поэзии А.Т. Твардовского: «За далью – даль» (главы из поэмы). Россия на страницах поэмы. Ответственность художника перед страной – один из основных мотивов. Образ автора. Художественное своеобразие изученных глав.
Теория литературы: дорога и путешествие в эпосе Твардовского.
Развитие речи: различные виды чтения, цитатный план.
В.П. Астафьев
Основные вехи биографии писателя. Фронтовой опыт Астафьева. Человек и война, литература и история в творчестве писателя. Рассказ «Фотография, на которой меня нет». Проблема нравственной памяти в рассказе. Отношение автора к событиям и персонажам, образ рассказчика.
Развитие речи: различные виды чтения, сложный план к сочинению, подбор эпиграфа.
В.Г. Распутин
Основные вехи биографии писателя. XX век на страницах прозы В. Распутина. Нравственная проблематика повести «Уроки французского». Новое раскрытие темы детей на страницах повести. Центральный конфликт и основные образы повествования. Взгляд на вопросы сострадания, справедливости, на границы дозволенного. Мотивы милосердия, готовности прийти на помощь, способность к предотвращению жестокости, насилия в условиях силового соперничества.
Теория литературы: развитие представлений о типах рассказчика в художественной прозе.
Развитие речи: составление словаря понятий, характеризующих различные нравственные представления, подготовка тезисов к уроку-диспуту.
Из зарубежной литературы
У. Шекспир
Краткие сведения о писателе. Трагедия «Ромео и Джульетта» (фрагменты). Певец великих чувств и вечных тем (жизнь, смерть, любовь, проблема отцов и детей). Сценическая история пьесы, «Ромео и Джульетта» на русской сцене.
Теория литературы: трагедия (основные признаки жанра).
Связь с другими искусствами: история театра.
М. Сервантес
Краткие сведения о писателе. Роман «Дон Кихот»: основная проблематика (идеальное и обыденное, возвышенное и приземленное, мечта и действительность) и художественная идея романа. Образ Дон Кихота. Позиция писателя. Тема Дон Кихота в русской литературе. Донкихотство.
Теория литературы: роман, романный герой.
Развитие речи: дискуссия, различные формы пересказа, сообщения учащихся.
Тематическое планирование
№ п/п |
Разделы, темы |
Количество часов |
Практическая часть программы (развитие речи) |
Основные виды деятельности |
|||
Примерная программа |
Рабочая программа |
||||||
1. |
Введение |
1 |
1 |
Составление тезисных и цитатных планов статьи учебника, выразительное чтение фрагментов худ. текста, работа с иллюстрациями, беседа, сообщения учителя и учащихся. |
|||
2. |
Устное народное творчество |
3 |
3 |
||||
3. |
Из древнерусской литературы |
3 |
3 |
Художественный пересказ, составление таблицы, беседа, исследовательская работа с текстом, выразительное чтение, работа с иллюстрациями, сообщения учителя и учащегося. |
|||
4. |
Из литературы 18 века |
5 |
5 |
Составление плана статьи, беседа, слайдовая презентация, прослушивание музыкального фрагмента, выразительное чтение, исследовательская работа с текстом, составление плана художественных произведений, лексическая работа, сообщение учителя и учащихся, редактирование. |
|||
5. |
Из литературы 19 века |
35 |
35 |
6 |
Чтение, составление планов статей учебника, создание заметок по ходу прослушивания сообщений, сообщение учителя и учащегося, лексическая и исследовательская работа с текстом, выразительное чтение наизусть, работа с учебником. |
||
6. |
Из литературы 20 века |
15 |
15 |
1 |
Выразительное чтение наизусть, прослушивание музыкальных фрагментов, сообщения учителя и учащихся, заполнение таблиц, опорных схем, кластеров, беседа, словарная работа, составление ассоциативных рядов, работа с терминами, составление комментариев к портретам писателей, работа с учебником, самостоятельная исследовательская работа с текстом, выразительное чтение, слайдовая презентация, подбор цитат для ответа на поставленный вопрос, пересказ эпизода от лица героев, пересказ-анализ, формулирование письменного ответа на вопрос, выявление речевых, фактических, логических ошибок, редактирование, составление вопросов к тексту, выполнение коллективных творческих заданий, создание иллюстраций, чтение по ролям, составление устного высказывания об услышанном. |
||
7. |
Из зарубежной литературы |
6 |
6 |
|
Самостоятельная исследовательская работа, сообщения учителя и учащихся, лексическая работа, выразительное чтение наизусть, прослушивание музыкальной композиции, беседа, работа с учебником, художественный пересказ, выявление речевых, логических и фактических ошибок, редактирование, работа с иллюстрациями, заполнение таблицы, слайдовая презентация, работа с терминами, отбор наиболее важных для понимания произведения вопросов, чтение по ролям, дискуссия. |
||
Итого за 1 четверть |
18 |
18 |
0 |
||||
Итого за 2 четверть |
14 |
14 |
4 |
||||
Итого за 3 четверть |
20 |
20 |
2 |
||||
Итого за 4 четверть |
16 |
16 |
1 |
||||
Итого: |
68 |
68 |
7 |
Календарно-тематический план
№ п\п |
№ в теме |
Дата |
Тема |
Тип урока, форма проведения |
Планируемые предметные результаты
|
|
план |
факт |
|||||
Введение (1 ч.) |
||||||
1 |
1 |
Художественная литература и история |
Урок «открытия» нового знания лекция с элементами беседы |
Уметь создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог.
|
||
Устное народное творчество (3ч.) |
||||||
2 |
1 |
Исторические песни. Исторические песни 16 века. «Иван Грозный молится о сыне. |
Урок «открытия» нового знания практикум |
Уметь анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; выразительно читать поэтический текст; Знать отличительные особенности исторических песен, жанр произведения. |
||
3. |
2 |
Исторические песни 16 века. «Плач Ксении». «Возвращение Филарета» |
Урок «открытия» нового знания практикум |
Уметь анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; выразительно читать поэтический текст; Знать особенности песни-плача средства выразительности литературного языка. |
||
4 |
3 |
Песни о Степане Разине. Солдатские песни. |
Урок «открытия» нового знания практикум |
Уметь анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; формулировать проблему, затронутую в песне, составлять сопоставительную характеристику. Знать отличительные особенности исторических песен XVIII века. |
||
Из древнерусской литературы (3ч.) |
||||||
5 |
1 |
«Житие Сергия Радонежского» |
Урок «открытия» нового знания презентация с элементами беседы |
Уметь анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; различать жанры древнерусской литературы, наблюдать над лексическим составом произведения. Знать нравственную проблематику произведения, |
||
6 |
2 |
«Слово о погибели Русской земли…» |
Урок «открытия» нового знания исследование |
Уметь анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; владеть различными видами чтения и пересказа. Знать нравственную проблематику произведения. |
||
7 |
3 |
«Житие Александра Невского» |
Урок «открытия» нового знания исследование |
Уметь анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; формулировать выводы. Знать особенности житийной литературы, средства выразительности литературного языка. |
||
Из литературы 18 века (5ч.) |
||||||
8 9 |
1 2 |
Г.Р.Державин – поэт и государственный чиновник. Стихотворение «Вельможа» |
Урок «открытия» нового знания практикум |
Уметь анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; выразительно читать лирический текст, владеть анализом лирического произведения, находить ключевые слова и словосочетания из текста при ответе на вопрос. Знать основные мотивы стихотворений поэта. |
||
10 |
3 |
Н.М.Карамзин Краткие сведения о Н.М. Карамзине. Н.М.Карамзин и А.С.Пушкин |
Урок «открытия» нового знания путешествие |
Уметь анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; различать произведения литературы с точки зрения литературного направления; владеть различными видами чтения и пересказа, использовать знания для создания письменного высказывания. Знать определение сентиментализма и классицизма, их основные признаки. |
||
11 12 |
4 5 |
Повесть Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» - новая эстетическая реальность. Основная проблематика и тематика, новый тип героя, образ Лизы. |
Урок «открытия» нового знания исследование |
Уметь анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; различать произведения литературы с точки зрения литературного направления; владеть различными видами чтения и пересказа, использовать знания для создания письменного высказывания. Знать определение сентиментализма и классицизма, их основные признаки. |
||
Из литературы 19 века (35ч.) |
||||||
13 |
1 |
Поэты пушкинского круга. Предшественники и современники. Романтизм |
Урок «открытия» нового знания презентация с элементами беседы |
Уметь анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; Знать поэтов пушкинского круга. |
||
14 |
2 |
В.А.Жуковский. Анализ баллады «Лесной царь», «Море», «Невыразимое», «Сельское кладбище». |
Урок «открытия» нового знания практикум |
Уметь анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; составлять цитатный или тезисный план, выразительно читать лирическое произведение; владеть анализом лирического произведения. Знать основные темы и мотивы лирики поэта, особенности романтизма. |
||
15 |
3 |
К.Ф.Рылеев. «Иван Сусанин», «Смерть Ермака» |
Урок «открытия» нового знания презентация с элементами беседы |
Уметь анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; составлять цитатный или тезисный план, выразительно читать лирическое произведение; владеть анализом лирического произведения. Знать основные темы и мотивы лирики поэта, особенности романтизма. |
||
16 17 |
4 5 |
Тематическое богатство поэзии А.С.Пушкина. «19октября» |
Урок общеметодической направленности презентация с элементами беседы |
Знать тематическое многообразие пушкинской поэзии. Уметь составлять вопросы к статье, использовать знания для устного высказывания; уметь анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения |
||
18 |
6 |
«Песни о Стеньке Разине» |
Урок «открытия» нового знания практикум |
Знать тематику предложенных поэтических текстов; Уметь выразительно читать поэтические произведения, анализировать поэтический текст. |
||
19 |
7 |
А.С.Пушкин «Капитанская дочка». Историческая основа романа. Творческая история произведения. Тема семейной чести в романе. |
Урок «открытия» нового знания практикум |
Знать особенности жанра, исторической основы произведения; знать содержание романа, основных героев; Уметь строить устное высказывание; давать характеристику, аргументировать свое мнение, применять навыки анализа эпизодов, выявлять главное. |
||
20 21 |
8 9 |
Порядки в Белогорской крепости. Петр Гринев в испытаниях любовью и «дружбой» |
Урок общеметодической направленности урок-практикум |
Знать особенности жанра, исторической основы произведения; знать содержание романа, основных героев; Уметь пересказывать художественное произведение с использованием цитат из текста, анализировать события, давать им оценку; выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку, выражать и обосновывать свое мнение о герое, использовать знания для составления устного высказывания. |
||
22 23 |
10 11 |
Р.Р.Сочинение по темам: «Тема человека и истории», «Народа и власти», «Внутренней свободы в романе» |
Урок общеметодической направленности творческая мастерская |
Уметь понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; владеть литературоведческими терминами ; понимать авторскую позицию и уметь формулировать своё отношение к ней |
||
24 25 |
12 13 |
М.Ю.Лермонтов. Кавказ в жизни и творчестве поэта. Особенности композиции «Мцыри». Смысл эпиграфа к поэме. |
Урок общеметодической направленности презентация с элементами беседы |
Знать биографию поэта, выделять основные периоды его творчества; Уметь выразительно читать стихотворение, составлять цитатный план. |
||
26 |
14 |
Художественная идея поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри» |
Урок «открытия» нового знания практикум |
Знать содержание поэмы; Уметь определять тему и идею лирического произведения, определять средства художественной выразительности. |
||
27 28 |
15 16 |
Н.В.Гоголь. Краткие сведения о Н.В.Гоголе. А.С.Пушкин и Н.В.Гоголь. Комедия «Ревизор»: творческая и сценическая история пьесы. Знакомство с афишей комедии |
Урок общеметодической направленности презентация с элементами беседы
|
Знать биографию писателя, основные его произведения; знать содержание комедии. Уметь определять их жанровое своеобразие; определять тему и идею произведения, определять средства художественной выразительности.
|
||
29 |
17 |
«Сборный город всей темной стороны». Анализ первого действия. Хлестаков и городничий. Анализ второго действия |
Урок «открытия» нового знания практикум |
Знать содержание комедии; Уметь давать характеристику образам комедии, составлять цитатный план; выразительно читать по ролям, работать портретами. |
||
30 |
18 |
Хлестаков – «вельможа» и «значительное лицо». Анализ третьего действия. Хлестаков – ревизор. Анализ четвертого действия. Художественная идея комедии. Анализ пятого действия |
Урок общеметодической направленности практикум |
Знать основной конфликт пьесы; Уметь характеризовать литературного героя с использованием цитат из текста произведения; выразительно читать по ролям.
|
||
31 32 |
19 20 |
Р.Р. Речь как средство создания образов героев комедии. Новаторство Н.В.Гоголя. Подготовка к сочинению: «Характеристика речи героев комедии». |
Урок общеметодической направленности творческая мастерская |
Уметь понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; владеть литературоведческими терминами ; понимать авторскую позицию и уметь формулировать своё отношение к ней. |
||
33 |
21 |
И.С.Тургенев. Краткие сведения о писателе. «Ася». Господин Н.Н. и Гагин. Русские и немецкие литературные традиции в повести. |
Урок общеметодической направленности презентация с элементами беседы
|
Знать основные вехи биографии писателя, своеобразие жанра «лирическая повесть»; Уметь выделять главное, составлять тезисный план.
|
||
34 |
22 |
Композиция повести. Образ Аси |
Урок общеметодической направленности практикум |
Знать особенности композиции повести; Уметь высказывать свою точку зрения о прочитанном (отзыв), владеть разными видами пересказа. |
||
35 36 |
23 24 |
Р.Р. Образ природы. Тема рока в повести. Сочинение на тему: «Мотив России в повести» |
Урок общеметодической направленности творческая мастерская |
Знать содержание повести, особенности образа героини; Уметь давать характеристику образа героини повести; использовать навыки для создания письменного высказывания; грамотно строить письменную монологическую речь; осмыслить роль детали в создании художественного образа; использовать образные средства русского языка и цитат из текста |
||
37 |
25 |
Н.А.Некрасов Краткие сведения о поэте. Судьба и жизнь народная в изображении поэта. «Внимая ужасам войны…» |
Урок общеметодической направленности презентация с элементами беседы
|
Знать тематику произведений поэта; Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения; подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения |
||
38 |
26 |
Н.А.Некрасов «Зеленый шум» |
Урок общеметодической направленности практикум |
Уметь грамотно строить письменную монологическую речь; осмыслить роль детали в создании художественного образа; использовать образные средства русского языка и цитат из текста. Знать тематику произведений поэта. |
||
39 |
27 |
А.А.Фет Краткие сведения о поэте. «Целый мир от красоты…», «Учись у них – у дуба, у березы…» |
Урок общеметодической направленности практикум |
Знать особенности показа мира природы в лирике поэта; основные вехи биографии писателя. Уметь по характерным признакам узнавать поэзию Фета, выразительно читать стихотворения и анализировать их. |
||
40 4 |
28 29 |
А.Н.Островский Краткие сведения о писателе. Пьеса-сказка «Снегурочка». Своеобразие сюжета. Связь с мифологическими и сказочными традициями. Элементы фольклора в сказке |
Урок общеметодической направленности презентация с элементами беседы |
Знать о вкладе писателя в развитие русского театра; Уметь определять жанр пьесы, композицию, видеть связь с мифологией, давать характеристику образу, владеть навыками чтения по ролям; использовать знания для составления письменного высказывания (отзыв на эпизод); знать основные вехи биографии писателя. |
||
42 43 |
30 31 |
Особенности конфликта пьесы-сказки. Берендеево царство в пьесе Н.А. Островского |
Урок общеметодической направленности исследование |
Знать о вкладе писателя в развитие русского театра; Уметь определять жанр пьесы, композицию, видеть связь с мифологией, давать характеристику образу, владеть навыками чтения по ролям; использовать знания для составления письменного высказывания (отзыв на эпизод); знать основные вехи биографии писателя |
||
44 45 |
32 33 |
Л.Н.Толстой. Краткие сведения о писателе. «Отрочество» |
Урок общеметодической направленности презентация с элементами беседы |
Знать основные вехи биографии писателя, особенности жанра; Уметь определять проблемы, затронутые в произведении, владеть различными видами пересказа.
|
||
46 |
34 |
Л.Н.Толстой «После бала». История создания. Анализ первой части рассказа. |
Урок «открытия» нового знания практикум |
Знать содержание рассказа; Уметь определять проблемы, затронутые в произведении, владеть различными видами пересказа, находить художественные детали в тексте, составлять тезисный план для характеристики героя; использовать навыки для написания письменного высказывания. |
||
47 |
35 |
Л.Н.Толстой «После бала». Анализ второй части рассказа. |
Урок общеметодической направленности исследование |
Знать содержание рассказа; Уметь определять проблемы, затронутые в произведении, владеть различными видами пересказа, находить художественные детали в тексте, составлять тезисный план для характеристики героя; использовать навыки для написания письменного высказывания. |
||
Из литературы 20 века (15ч.) |
||||||
48 |
1 |
М.Горький «Макар Чудра». Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные ценности. Специфика романтического рассказа. Художественное своеобразие ранней прозы М.Горького |
Урок общеметодической направленности презентация с элементами беседы |
Уметь анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; уметь наблюдать над композицией рассказа, выявлять проблему произведения, составлять цитатный план. Знать биографию поэта, выделять основные периоды его творчества |
||
49 50 |
2 3 |
М.Горький. «Мой спутник» Образ Шакро и рассказчика. Проблема слияния «разумного» и «стихийного» |
Урок «открытия» нового знания конференция |
Уметь анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; выявлять проблему произведения. Знать биографию поэта, выделять основные периоды его творчества. |
||
51 |
4 |
В.В.Маяковский. Краткие сведения о поэте. Поэт и толпа в стихах В. Маяковского. «Хорошее отношение к лошадям» |
Урок общеметодической направленности презентация с элементами беседы |
Знать особенности поэтики поэта; биографию поэта, выделять основные периоды его творчества. Уметь находить отличительные признаки поэзии Маяковского, владеть навыками выразительного чтения и анализа его стихотворений; уметь составлять план статьи учебника. |
||
52 |
5 |
Н.А.Тэффи. Краткие сведения о Н.А. Тэффи. Темы творчества |
Урок «открытия» нового знания конференция |
Уметь находить авторскую позицию, составлять план статьи; использовать разные виды пересказа и чтения; отличать юмор от сатиры, выявлять средства создания автором сатирического или юмористического произведения. Знать особенности поэтики поэта; биографию поэта, выделять основные периоды его творчества. |
||
53 |
6 |
Н.А. Тэффи «Свои и чужие» |
Урок «открытия» нового знания практикум |
Уметь подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения; определять художественные особенности произведения. Знать термины из теории литературы: «своеобразие стиля повести»; расширить представление о сказе, сказовом характере прозы. |
||
54 |
7 |
Н.А.Заболоцкий Краткие сведения о поэте. Темы лирики 1940-1950-х годов. «Я не ищу гармонии в природе…», «Некрасивая девочка», «Старая актриса» |
Урок «открытия» нового знания презентация с элементами беседы |
Знать особенности лирики поэта; биографию поэта, выделять основные периоды его творчества. Уметь выполнять сравнительный анализ стихотворений, строить письменное высказывание.
|
||
55 |
8 |
А.Т.Твардовский. Краткие сведения о жизни и творчестве поэта. «За далью – даль». История создания поэмы. Анализ первой главы |
Урок «открытия» нового знания презентация с элементами беседы |
Знать основные направления творчества поэта, биографию поэта, выделять основные периоды его творчества. Уметь приводить примеры из текстов, подтверждающие автобиографичность произведения; понимать, какое место занимали в жизни поэта родные места, свое мнение уметь аргументировать примерами из поэмы; анализировать главы поэмы по плану. |
||
56 |
9 |
А.Т.Твардовский «За далью – даль». Анализ главы «Огни Сибири» |
Урок «открытия» нового знания практикум |
Знать основные направления творчества поэта, биографию поэта, выделять основные периоды его творчества. Уметь приводить примеры из текстов, подтверждающие автобиографичность произведения; понимать, какое место занимали в жизни поэта родные места, свое мнение уметь аргументировать примерами из поэмы; анализировать главы поэмы по плану. |
||
57 |
10 |
В.П.Астафьев. Краткие сведения о писателе. «Последний поклон». Тема человека и истории в произведении |
Урок общеметодической направленности презентация с элементами беседы |
Знать своеобразие произведений Астафьева о детях и детстве; Уметь пересказывать эпизоды, используя цитаты из рассказа; составлять рассказ о писателе по материалам стать учебника, пересказывать художественный текст. |
||
58 |
11 |
Проблема нравственной памяти в рассказе В.П.Астафьева. «Фотография, на которой меня нет…» |
Урок «открытия» нового знания практикум |
Знать своеобразие произведений Астафьева о детях и детстве; Уметь пересказывать эпизоды, используя цитаты из рассказа; составлять рассказ о писателе по материалам стать учебника, пересказывать художественный текст. |
||
59 |
12 |
В.Г.Распутин. Краткие сведения о писателе. 20 век на страницах прозы В.Г.Распутина |
Урок общеметодической направленности презентация с элементами беседы |
Знать основные вехи биографии писателя; Уметь создавать сообщения с применением презентации.
|
||
60 61 |
13 14 |
Нравственная проблематика рассказа В.Г.Распутина «Уроки французского» |
Урок «открытия» нового знания конференция |
Знать основные вехи биографии писателя; творческую историю рассказа; Уметь находить в тексте произведения детали, подтверждающие автобиографичность рассказа. |
||
62 |
15 |
Р.Р.Сочинение-рассуждение на тему: «Нравственная проблематика рассказа «Уроки французского» |
Урок общеметодической направленности творческая мастерская |
Уметь грамотно строить письменную монологическую речь; осмыслить роль детали в создании художественного образа; использовать образные средства русского языка и цитат из текста. |
||
Из зарубежной литературы (6 ч.) |
||||||
63 |
1 |
Эпоха Возрождения. Краткие сведения об У.Шекспире. история сюжета и прототипы героев трагедии «Ромео и Джульетта» |
Урок общеметодической направленности презентация с элементами беседы |
Знать жанровые характеристики трагедии; Уметь находить в тексте пьесы художественные средства выразительности, видеть проблематику, составлять характеристику героям. |
||
64 65 |
2 3 |
Идеалы Возрождения в трагедии «Ромео и Джульетта». Проблематика трагедии |
Урок «открытия» нового знания практикум |
Знать жанровые характеристики трагедии; Уметь находить в тексте пьесы художественные средства выразительности, видеть проблематику, составлять характеристику героям. |
||
66 |
4 |
Краткие сведения о М.Сервантесе. Роман «Дон Кихот»: основная проблематика и художественная идея. Образ Дон Кихота. |
Урок общеметодической направленности презентация с элементами беседы |
Знать содержание романа, понимать термин «донкихотство»; Уметь определять проблематику произведения, анализировать текст, выстраивать устное высказывание по плану, вести диалог. |
||
67 |
5 |
Итоговая контрольная работа |
Урок развивающего контроля |
Формировать у учащихся умения к осуществлению контрольной функции, контроль и самоконтроль изученных понятий. |
||
68 |
6 |
Итоговый урок за курс литературы в 8 классе |
Урок рефлексии конференция |
Формировать у учащихся умения к осуществлению контрольной функции, контроль и самоконтроль изученных понятий. |