Рабочая программа по литературе в 6 классе по УМК Б.А. Ланина
П О Я С Н И Т Е Л Ь Н А Я З А П И С К А
Рабочая программа по литературе составлена в соответствии:
с требованиями Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в российской Федерации» от 21.12.2012г. № 273-ФЗ;
с требованиями Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12. 2010 г. № 1897, (далее - ФГОС ООО);
с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленными в
федеральном государственном образовательном стандарте общего образования;
примерной программы основного общего образования по учебному предмету «Литература»;
программой по литературе для 5-9-х классов общеобразовательных учреждений Б.А. Ланина, Л.Ю. Устиновой, — Вентана-Граф, 2013.
основная образовательная программа основного общего образования образовательного учреждения МБОУ СШ №12
Учебник: Литература: 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.1 / Б.А. Ланин, Л.Ю. Устинова, В.М. Шамчикова; под ред. проф. Б.А. Ланина. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Вентана-Граф, 2013. — 304 с.: ил.
Литература: 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.2 / Б.А. Ланин, Л.Ю. Устинова, В.М. Шамчикова; под ред. проф. Б.А. Ланина. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Вентана-Граф, 2013. — 288 с.: ил.
Количество часов:
Всего – 102 часа, в неделю – 3 час
Формы контроля: входной, текущий, промежуточный, итоговый
- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица), выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода, составление простого или сложного плана по произведению, в том числе цитатного, составление сравнительной характеристики по заданным критериям, викторины, игры, конкурсы, сочинение синквейнов. Форма и сроки проведения промежуточной аттестации учащихся определяются локальным актом МБОУ СШ №19.
Внеклассное чтение — 3 часа:
Былина «Садко»
Эпос народов России
Представление ученических презентаций, посвящённых поэзии.
Контрольная работа — 1 час:
по теме «Фольклор»
Развитие речи — 8 часов:
Баллада В.А. Жуковского «Лесной царь»
Баллада А.С. Пушкин «Песнь о Вещем Олеге»
Творческая работа по пьесе-сказке А.Н. Островского «Снегурочка»
Письменная работа по сказке «Маленький принц»
Интерпретация стихотворения
Письменная работа по повести А.С. Пушкина «Выстрел»
Письменная работа по повести М. Горького «Детство»
Творческое задание по повести А.Г. Алексина «Мой брат играет на кларнете»
Творческий проект по сказке В.А. Каверина «Легкие шаги».
Изменений, внесенных в авторскую учебную программу: сроков и времени изучения отдельных тематических блоков (разделов), тем; последовательности изучения тем учебного курса; логики изложения материала, предусмотренные авторской программой нет.
Особенности классов, в которых будет реализована данная программа:
В двух 6-х классах обучается 60 человек. Несколько учащихся характеризуются слабой подготовленностью, недостаточной сформированностью психических процессов или необходимых общеучебных умений. Со стороны родителей отсутствует контроль, поэтому эти учащиеся зачастую не выполняют домашнее задание или выполняют на недостаточном уровне. Поэтому этим детям следует уделять больше внимания.
Основная масса учащихся шестых классов имеют средний уровень подготовленности. Они старательны в выполнении учебных требований, владеют основным обязательным объемом знаний и умений. Этим учащимся требуется определенная помощь со стороны учителя при обобщении изученного. Небольшая группа учащихся имеет высокую степень подготовленности, мотивированы на успех, способны к творчеству при выполнении заданий.
Форма получения образования обучающимися класса – очная
Предполагаемые результаты.
В результате изучения литературы ученик должен знать:
содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
основные теоретико-литературные понятия.
В результате изучения литературы ученик должен уметь:
работать с книгой;
определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
выявлять авторскую позицию;
выражать свое отношение к прочитанному;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:
• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:
• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты:
в познавательно сфере:
- уметь воспринимать художественное произведение и анализировать его: знать героев, сюжет, проблематику и идею.
в коммуникативное сфере:
- выразительно читать изученные произведения, в том числе наизусть;
- составлять план;
- писать сочинения на литературные и свободные темы.
В эстетической сфере:
- понимать образную природу литературы, роль изобразительно-выразительных средств;
- развивать художественный вкус.
Диагностический, итоговый и текущий контроль уровня литературного образования
Групповая и индивидуальная диагностика уровня литературного развития учащихся в начале года и выявление его последующей динамики
Проверка усвоения навыков выразительного чтения, развития элементов исполнительской интерпретации литературного произведения в чтении наизусть, по ролям, инсценировании текста
Различные формы пересказа как средство выявления навыков разговорной монологической речи и понимания сюжета произведения, характеров героев
Письменное монологическое высказывание как форма диагностики уровня письменной речи и понимания основных аспектов содержания произведения
Уроки-консультации по руководству проектной деятельностью; зачеты, семинары и др. формы развивающего контроля качества литературного образования и развития учащихся
Содержание учебного предмета
Повторение
Жанры фольклора. Лирические и эпические жанры (былины, сказки, предания, легенды).
► Раздел «Устное народное творчество»
Истоки литературы. Фольклор
Героический эпос
Былина
«Илья Муромец и Соловей-Разбойник»
Воплощение в образе богатыря национального характера, нравственных достоинств героя. Прославление силы, мужества, справедливости, бескорыстного служения Отечеству. Былинные богатыри как выразители народного идеала, их сила и скромность. Историческая основа былин. Традиционные былинные сюжеты. Образ сказителя в былинах, его оценка происходящих в былинах событий. Роль гиперболы в создании образа героя эпоса.
Героическое сказание
«Песнь о Бадыноко» (фрагменты)
Обобщённое содержание образов героев народного эпоса и национальные черты. Сила, доблесть и мужество богатыря Бадыноко, его честность и благородство. Авторская характеристика героя. Нравственный выбор героя. Воплощение в образе Бадыноко идеальных качеств народа.
Раздел «Теория литературы». Понятие об эпосе. Былина как жанр фольклора. Гипербола.
Тема для обсуждения. Герои эпоса: национальные и общечеловеческие черты.
Рыцарская героическая поэма
«Песнь о Роланде» (фрагменты)
Обобщённое содержание образов героев народного эпоса и национальные черты. Рыцарский героический эпос. Представление об идеальном герое: образы Роланда и Оливье. Подвиги рыцарей во славу Родины и короля.
Раздел «Теория литературы». Героический эпос и рыцарский роман.
Народная песня
Историческая песня (о Стеньке Разине, Емельяне Пугачёве и других народных героях).
Исторические факты и вымысел в песнях. Образ народного героя. Связь с былинами.
Лирическая песня («Цвели, цвели цветики, да споблекли…», «Породила меня маменька…» и др.)
Исповедальность лирической песни, её диалогичность. Образы «доброго молодца» и «красной девицы». Напевность и мелодичность песни.
Раздел «Теория литературы». Лирические повторы и постоянные эпитеты в народных песнях. Звукопись.
► Разделы «Из русской литературы XIX века», «Из русской литературы XX века»
Развитие фольклорных жанров в литературе
Баллада
В. А. Жуковский
«Лесной царь»
Фантастический сюжет. «Романтика ужасов» в балладе. Диалогичность произведения. «Лесной царь» Жуковского и «Лесной царь» Гёте.
Тема для обсуждения. Два Лесных царя (по одноимённой статье М. И. Цветаевой). Баллада Жуковского – перевод или оригинальное произведение?
А. С. Пушкин
«Песнь о Вещем Олеге»
Интерес Пушкина к истории России. исторический сюжет. Летописи и «Песнь…». Образ кудесника, его свободный правдивый дар, равный дару поэта. Смысл противопоставления образов Олега и кудесника. Своеобразие языка произведения, стилистическая роль высокой поэтической лексики, художественные средства произведения, позволившие воссоздать атмосферу Древней Руси. Признаки баллады в «Песни…».
Раздел «Теория литературы». Жанровые особенности баллады. Сюжет в балладе. Повторение: былина, песня, баллада, сказка.
Литературная сказка
А. Н. Островский
«Снегурочка».
Фольклорные корни образа Снегурочки. Преданность героини и тема предательства в сказке.
В. М. Гаршин
«Attalea prinsceps»
Стремление к свободе главной героини. Дружба пальмы и маленькой травки. Нетрадиционность сказочного финала. Средства создания сказочного повествования. Символика сказки.
В. А. Каверин
«Лёгкие шаги»
Две Снегурочки. Сходство Насти с фольклорной Снегурочкой и отличия от неё. Снегурочка среди современных людей. Приёмы создания сказочных ситуаций. Особенности рассказывания.
А. де Сент-Экзюпери
Повесть-сказка «Маленький принц» (фрагменты)
Постановка вечных вопросов в философской сказке. Образы повествователя и маленького принца. Нравственная проблематика сказки. Мечта о разумно устроенном, красивом и справедливом мире. Непонятный мир взрослых, чуждый ребёнку. Роль метафоры и аллегории в произведении. Символическое значение образа маленького принца.
Раздел «Теория литературы». Повторение: аллегория, олицетворение.
Тема для обсуждения. Сказки фольклорные и литературные: сходство и различия. Многообразие литературных сказок. С какой целью писатели обращаются к этому жанру?
Литературная песня
А. В. Кольцов
«Не шуми ты, рожь…», «Косарь», «Русская песня», «Разлука», «Кольцо»
Фольклорные традиции в стихотворениях Кольцова. Картины природы, их роль в создании образов главных героев.
Раздел «Теория литературы». Песня народная и литературная.
Тема для обсуждения. Традиции народной песни в русской литературе.
► Разделы «Из зарубежной литературы», «Из русской литературы XX века»
Образ мечты в литературе: путешествия, приключения, детектив
Д. Дефо
«Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» (главы по выбору)
Образ путешественника в литературе. Человек на необитаемом острове: его мужество и умение противостоять жизненным невзгодам. Преобразование мира как жизненная потребность человека. Жанровое своеобразие романа.
Раздел «Теория литературы». Жанр путешествия.
А. С. Грин
«Алые паруса»
Алые паруса как образ мечты. Дружная скромная жизнь Ассоль и Лонгрена. Встреча с «волшебником» — знак судьбы. Детство и юность Грея, его взросление и мужание. Воплощение мечты как сюжетный приём. Утверждение веры в чудо как основы жизненной позиции. Символические образы моря, солнца, корабля, паруса.
Э. А. По
«Золотой жук»
Литературные истоки детективного жанра. Поиски сокровищ капитана Кидда. Логическая загадка и её объяснение Вильямом Леграном. Смена рассказчика. Приключенческий рассказ и детектив.
Раздел «Теория литературы». Понятие о детективе как жанре.
Тема для обсуждения. Мечта и приключения в жизни и в литературе.
Связь между видами искусства. Воплощение литературных образов в живописи и музыке, театре и кино: музыка И.-С. Баха, И. Брамса, Э. Грига; художественный фильм «Алые паруса» (режиссёр А. Птушко, 1961), художественный фильм («Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо», режиссёр С. Говорухин, 1972)
► Разделы «Из русской литературы XIX в.», «Из русской литературы XX в.»
Наедине с поэтом
Стихи о природе и о природе творчества
А. С. Пушкин «Узник», «Зимняя дорога», «Туча»
Слияние личных, философских и гражданских мотивов в лирике поэта. Единение красоты природы, красоты человека, красоты жизни в пейзажной лирике.
Е. А. Боратынский «Водопад»
М. Ю. Лермонтов «Три пальмы»
Основные мотивы, образы и настроения поэзии Лермонтова. Размышления о красоте и смерти.
С. А. Есенин «В зимний вечер по задворкам…», «Сыплет черёмуха снегом…», «Край любимый! Сердцу снятся…», (Топи да болота…)
Б. Л. Пастернак «Снег идёт»
Д. С. Самойлов «Перед снегом»
Е. А Евтушенко «Идут белые снеги…»
Б. Ш. Окуджава «Полночный троллейбус»
Авторское мироощущение и читательские впечатления. Автор и пейзаж в лирическом стихотворении, особенности пейзажа в стихотворениях разных авторов. Образы природы как средство раскрытия души лирического героя. Философский смысл пейзажных стихотворений, их символика.
В. В. Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»
М. B. Цветаева «Моим стихам, написанным так рано...»
В. Ф. Ходасевич «Поэту»
Образ поэта в лирике. Самоирония и провозглашение ценности поэтического творчества
Раздел «Теория литературы». Лирический герой в стихотворении. Пейзаж и его роль в лирике. Тема поэта и творчества.
Интернет. Знакомство с детскими литературными сайтами. Составление списка любимых сайтов.
► Раздел «Из русской литературы XIXв.»
Страницы классики
А.С. Пушкин. «Повести Белкина»
Из биографии поэта (к истории создания «Повестей Белкина»).
Повествование от лица вымышленного героя как художественный приём. Отношение рассказчика к героям повести и формы его выражения. Образ рассказчика.
«Выстрел»
Картины офицерского быта. Сильвио и его обидчики. Тайная мысль героя: месть или попытка отстоять своё достоинство? Дуэль как способ разрешения конфликта и как игра человека с собственной судьбой. Сопоставление двух дуэлей. Образ графа. Поведение человека чести перед лицом смерти. Рассказчик в «Выстреле».
Тема для обсуждения. Человек в противостоянии своей судьбе.
Раздел «Теория литературы». Конфликт и движение сюжета в произведении. Роль детали. Образ рассказчика. Отношение рассказчика к героям повести и формы его выражения.
М. Ю. Лермонтов
«Бородино»
Из биографии поэта (к истории создания стихотворения).
Историческая основа стихотворения. Героизм русского народа, патриотический пафос в стихотворении. Образ рядового участника сражения. Сочетание разговорных интонаций с высоким патриотическим пафосом стихотворения. Роль эпитета в поэтическом описании действия. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Яркость и выразительность языка Лермонтова.
Раздел «Теория литературы». Понятие о пафосе.
Н. В. Гоголь
«Вечера на хуторе близ Диканьки»
Из биографии писателя (к истории создания цикла).
«Ночь перед Рождеством»
Фольклорные мотивы в повести. Поэтизация казачьей вольности и чувства любви в ранних произведениях Н. В. Гоголя. Картины народной жизни (праздники, обряды, гулянья). Герои повести. Кузнец Вакула и его невеста Оксана. Фольклорные традиции в создании образов. Изображение конфликта тёмных и светлых сил. Реальное и фантастическое в произведении. Сказочный характер фантастики. Описание украинского села и Петербурга. Характер повествования. Комическое у Гоголя. Сочетание юмора и лиризма.
И. С. Тургенев
«Муму»
Из биографии (к истории создания рассказа).
Реальная основа повести. Изображение быта и нравов крепостной России. Образ Герасима. Герасим и собачка Муму: раскрытие душевных качеств главного героя. Картины крепостного быта. Образ своенравной барыни. Трагическая развязка рассказа. Смысл концовки. Особенности повествования, авторская позиция. Символическое значение образа главного героя. Образ Муму. Смысл финала повести.
Раздел «Теория литературы». Характеристика персонажа. Средства создания образа.
Тема для обсуждения. Образ положительного героя в русской классической литературе. Автор и рассказчик.
Связь между видами искусства. Экранизация повестей. Фильм «Выстрел» (режиссёр П. Фоменко, 1981). Фильм «Вечера на хуторе близ Диканьки» (режиссёр А. Роу, 1961).
► Разделы «Из русской литературы XIX века», «Из русской литературы XX века»
Среди ровесников
С.Т Аксаков
«Детские годы Багрова-внука».
Из биографии (детские годы писателя).
Разбор двух-трёх глав повести (по выбору). Тема становления человеческого характера в повести. Особенности повествования. Автобиографический герой в «Детских годах Багрова-внука». Внутренний мир мальчика и народная поэзия. Роль пейзажа в раскрытии характера героя. Своеобразие сюжета и образной системы в автобиографических произведениях.
Раздел «Теория литературы». Пейзаж в художественном произведении.
Л.Н. Толстой
«Детство» (главы по выбору).
Из биографии (детские годы писателя).
Автобиографичность произведения, автор и рассказчик, особенности повествования. Образ Николеньки Иртеньева: события, увиденные глазами десятилетнего ребёнка и анализируемые взрослым человеком. Система персонажей: семья Иртеньевых — папенька, матушка, Володя, Любочка, отношения в семье. Учитель Карл Иванович и Наталья Саввишна — простые добрые люди, любящие детей. Тема воспитания и становления характера.
Раздел «Теория литературы». Автор и рассказчик. Автобиографичность героя-повествователя. Искусство детали.
М. Горький
«Детство»
Из биографии (детские годы писателя).
Кто рассказывает о детстве (голоса героя-рассказчика и автора). Взросление маленького человека, борьба за своё достоинство. Образ бабушки как воплощение народной мудрости и душевного тепла. Картины природы в повести.
Раздел «Теория литературы». Портрет литературного героя, автобиографическая проза.
Тема для обсуждения. Серёжа Багров, Николенька Иртеньев, Алёша Пешков и мои сверстники: общее и различное.
Ю.Я. Яковлев
«Багульник»
Человек в общении с природой. Образ багульника, его роль в рассказе. Природа и воспитание человеческой души.
Раздел «Теория литературы». Пейзаж и раскрытие человеческих качеств героя.
А.Г. Алексин
«Мой брат играет на кларнете»
Проблемы взаимоотношений детей с миром взрослых. Ребёнок в мире взрослых и «взросление» отношений между детьми. Конфликт между различными поколениями в повести. Нравственное изменение героев в ходе развития сюжетного действия. Отстаивание правды, добра и справедливости
В.К. Железников
«Чучело»
Проблемы взаимоотношений детей с миром взрослых. Человек в коллективе. Личность в противостоянии агрессивной и несправедливой толпе (феномен «белой вороны»). Равнодушные взрослые. Предательство Димки Сомова. Достоинство и самоуважение главной героини повести
Ю.П. Мориц
«Всадник Алёша»
Скорое взросление и трудный выбор Алёши. Поездка Алёши к отцу и брату. Возможность возвращения к прежней жизни. Символика названия.
Раздел «Теория литературы». Нравственный выбор.
Тема для обсуждения. Воспитание и становление характера в детской литературе. Нравственный выбор как основа сюжета.
«Круг чтения»
Русская литература
А. Г. Алексин. «Очень страшная история», «Домашнее сочинение», «Звоните и приезжайте»
П. П. Бажов «Малахитовая шкатулка», «Медной горы Хозяйка»
В. О. Богомолов «Иван»
В. П. Крапивин «Сандалик, или Путь к девятому бастиону», «Оранжевый портрет с крапинками»
А. К. Некрасов. «Приключения капитана Врунгеля»
А. Н. Толстой «Приключения Буратино», «Детство Никиты»
Зарубежная литература
Г. Бичер-Стоу. «Хижина дяди Тома»
Ж. Верн. «Пятнадцатилетний капитан»
А. Конан Дойл. «Затерянный мир»
М. Рид. «Отважная охотница», «Оцеола, вождь семинолов»
В. Скотт. «Айвенго»
А. Стендаль. «Ванина Ванини»
О. Уайльд. «День рождения инфанты», «Соловей и роза», «Мальчик-звезда»
Г. Хаггард. «Дочь Монтесумы»
Тематическое планирование
Раздел |
Тема |
Кол-во уроков |
№ урока |
Тема урока |
Дата |
|
Повторение. |
2 |
1 |
Вводные уроки |
|||
2 |
||||||
«Истоки литературы.Фольклор» 13 ч. |
Героический эпос. Былины. |
4 |
3 |
Былина «Илья Муромец и Соловей-Разбойник». Понятие былины. Особенности жанра. |
||
4 |
Особенности языка былин. |
|||||
5 |
Развитие речи. Характеристика богатыря. |
|||||
6 |
Вн.чтение. Былина «Садко» |
|||||
Героическое сказание. |
2 |
7 |
Сказание о нартах: «Песнь о Бадыноко» (фрагменты). |
|||
8 |
Вн.чтение. Эпос народов России. |
|||||
Рыцарский героический эпос. |
3 |
9 |
Песнь о Роланде (фрагменты). |
|||
10 |
Представление об идеальном герое: образы Роланда и Оливье. |
|||||
11 |
Подвиги рыцарей во славу родины и короля. |
|||||
Русские народные песни. |
3 |
12 |
Виды народных песен, их художественные особенности. |
|||
13 |
Исторические народные песни. |
|||||
14 |
Лирические народные песни. |
|||||
1 |
15 |
Контрольная работа по теме «Фольклор». |
||||
Развитие фольклорных жанров в литературе – 18 ч. |
Баллада |
5 |
16 |
Жанровые особенности баллады. |
||
17 |
Баллада В.А. Жуковского «Лесной царь». |
|||||
18 |
Развитие речи: Баллада В.А. Жуковского «Лесной царь». |
|||||
19 |
Баллада А.С. Пушкина «Песнь о Вещем Олеге». |
|||||
20 |
Развитие речи: баллада А.С. Пушкина «Песнь о Вещем Олеге». |
|||||
Литературная сказка - 12 Ч. |
3 |
21 |
А.Н. Островский. Пьеса-сказка «Снегурочка». Фольклорная основа произведения. |
|||
22 |
Проблематика произведения. Образ главной героини. |
|||||
23 |
Развитие речи: Творческая работа по пьесе-сказке А.Н. Островского «Снегурочка». |
|||||
2 |
24 |
В.М. Гаршин. Сказка «Attalca prinsceps». Знакомство с личностью В.М. Гаршина. Образ оранжереи и директора ботанического сада. |
||||
25 |
Гибель гордой пальмы. |
|||||
3 |
26 |
В.А. Каверин. Сказка «Легкие шаги». О жизни и творчестве В.А. Каверина. |
||||
27 |
Изучение текста сказки В.А. Каверина «Лёгкие шаги». |
|||||
28 |
Выполнение творческого проекта. |
|||||
3 |
29 |
А. де Сект-Экзюпери. «Маленький принц». Биография А. де Сент-Экзюпери. |
||||
30 |
«Маленький принц» — философская сказка. |
|||||
31 |
Развитие речи: Письменная работа по сказке. |
|||||
Литературная песня. |
1 |
32 |
А.В. Кольцов. |
|||
1 |
33 |
Контрольная работа по разделу. |
||||
«Образ мечты в литературе: путешествия, приключения, детектив» - 10 ч. |
Д. Дефо. «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо». |
4 |
34 |
О жизни и творчестве Д. Дефо. Жанр путешествия. |
||
35 |
Д. Дефо — автор романа «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо». Обсуждение глав романа. |
|||||
36 |
Загадка романа Д.Дефо. |
|||||
37 |
В школьном кинотеатре: фильм «Приключения Робинзона». Письменная работа. |
|||||
Повесть-феерия А. Грина «Алые паруса». |
4 |
38 |
О жизни и творчестве А. Грина. |
|||
39 |
Тема мечты в повести А. Грина «Алые паруса». Интерпретация произведения. |
|||||
40 |
Изобразительно-выразительные средства повести-феерии А. Грина «Алые паруса». |
|||||
41 |
||||||
Э. По. Рассказ «Золотой жук». |
2 |
42 |
Эдгар По — основоположник детективного жанра. |
|||
43 |
Загадка «Золотого жука». |
|||||
Наедине с поэтом. - 17 ч. |
Стихотворения поэтов XIX века |
2 |
44 |
Лирика А.С. Пушкина. Стихотворение А.С. Пушкина «Узник». |
||
45 |
Стихотворения А.С. Пушкина «Зимняя дорога» и «Туча». |
|||||
1 |
46 |
Лирика Е.А. Баратынского. Стихотворение «Водопад». |
||||
1 |
47 |
Чтение и анализ стихотворений. Рифма и ритм. |
||||
2 |
48 |
Лирика М.Ю. Лермонтова. Стихотворение «Три пальмы». |
||||
49 |
Чтение и анализ стихотворений. Рифма и ритм. |
|||||
Стихотворения поэтов XX века о природе. |
2 |
50 |
Лирика С.А. Есенина. |
|||
51 |
Чтение и анализ стихотворений. Рифма и ритм. |
|||||
2 |
52 |
Лирика Б.Л. Пастернака, Д.С. Самойлова, Е.А. Евтушенко, Б.Ш. Окуджавы. «Идут белые снеги...». Стихи о природе поэтов XX века. |
||||
53 |
Чтение и анализ стихотворений. Рифма и ритм. |
|||||
2 |
54 |
Лирика М. Цветаевой и В. Ходасевича |
||||
55 |
Чтение и анализ стихотворений. Рифма и ритм. |
|||||
2 |
56 |
Лирика В.В. Маяковского. |
||||
57 |
Ритмико-лирические особенности его стихотворений |
|||||
2 |
58 |
Развитие речи: Интерпретация стихотворения. |
||||
59 |
Комментирование и правка работ. |
|||||
1 |
60 |
Внеклассное чтение. Представление ученических презентаций, посвященных поэзии. |
||||
«Страницы классики» - 19 ч. Среди ровесников – 22 ч. |
А.С. Пушкин. «Повести Белкина» |
6 |
61 |
Из биографии поэта (к истории создания «Повестей Белкина»). «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». |
||
62 |
А.С. Пушкин. Повесть «Выстрел». |
|||||
63 |
Сильвио. |
|||||
64 |
«В гостях у графа». |
|||||
65 |
Композиция повести «Выстрел». |
|||||
66 |
Развитие речи: Письменная работа. |
|||||
М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино» |
3 |
67 |
М.Ю. Лермонтов страницы биографии. История создания стихотворения "Бородино". |
|||
68 |
Работа над композицией и пафосом стихотворения. |
|||||
69 |
Герои стихотворения «Бородино». |
|||||
Н. В. Гоголь. Повести «Вечера на хуторе близ Диканьки» |
5 |
70 |
Иван Петрович Белкин и Рудый Панько. |
|||
71 |
Есть ли чувство юмора у жителей Диканьки? |
|||||
72 |
Вакула и Оксана. |
|||||
73 |
В поисках черевичек. |
|||||
74 |
Веселое возвращение домой. |
|||||
И.С. Тургенев. Рассказ «Муму» |
5 |
75 |
И.С. Тургенев. Спасское-Лутовиново. |
|||
76 |
Власть барыни. |
|||||
77 |
Замужество Татьяны. |
|||||
78 |
У Герасима появилась Муму. |
|||||
79 |
Судьба Герасима после гибели Муму. |
|||||
С.Т. Аксаков. Повесть «Детские годы Багрова-внука» |
1 |
80 |
Детские годы писателя. Автобиографическая повесть "Детские годы Багрова - внука". |
|||
Л.Н.Толстой. Повесть «Детство» |
4 |
81 |
Работа над писательским замыслом. |
|||
82 |
Один день из моей жизни. |
|||||
83 |
Что осталось после отъезда Ивиных? |
|||||
84 |
Взросление Николеньки Иртеньева. |
|||||
М.Горький. Повесть «Детство» |
4 |
85 |
|
|||
86 |
Знакомство Алеши с семьей матери. Первые впечатления. |
|||||
87 |
Самые светлые и добрые люди в доме деда. |
|||||
88 |
Развитие речи: Письменная работа. |
|||||
Ю.Я. Яковлев. Рассказ «Багульник» |
2 |
89 |
В мире рассказов Ю.Я. Яковлева. |
|||
90 |
Образ багульника, его роль в рассказе. |
|||||
А.Г. Алексин. Повесть «Мой брат играет на кларнете» |
4 |
91 |
Жизнь и творчество писателя. |
|||
92 |
Дневниковая форма повествования. |
|||||
93 |
Ребенок в мире взрослых. |
|||||
94 |
Развитие речи: Творческие задания. |
|||||
В.К. Железников. Повесть «Чучело» (повесть) |
5 |
95 |
Знакомство с творчеством В. Железникова. |
|||
96 |
Композиция повести. |
|||||
97 |
Поиски предателя. |
|||||
98 |
В поисках справедливости и милосердия. |
|||||
99 |
Уроки Бессольцевых. |
|||||
Ю.П. Мориц. Рассказ «Всадник Алеша» |
2 |
100 |
О поэте Юнне Петровне Мориц. |
|||
101 |
Литературное мастерство писателя. |
|||||
Повторение и обобщение в конце года – 1 ч. |
1 |
102 |
Урок читательского мастерства. |