Рабочая программа по литературе для 10 класса по УМК Г.С. Меркина

1
0
Материал опубликован 19 November 2017

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Колонтаевская средняя общеобразовательная школа»

Льговского района Курской области

Рассмотрено на

заседании ШМО

Руководитель

______/Курбатова Г.Н./

Протокол №_______

От «_____»____2017г.

Согласовано

Заместитель

директора по УВР

«____»______2017г.

____/Хализева И.Н./

Принято на заседании педагогического совета

Протокол №________

От «_____»______2017г.

Утверждено и введено в действие

Приказ №________

От «_____»_____2017г.

Директор МБОУ «Колонтаевская средняя общеобразовательная школа» Льговского района Курской области

_______/Жарких М.В./

Рабочая программа

«Литература»

10 класс

(базовый уровень)

Учитель первой квалификационной категории: Курбатова Г.Н.

Программы общеобразовательных учреждений

Литература 5 – 11 классы

Авторы-составители:

Г.С.Меркин

С.А.Зинин

В.А.Чалмаев

Русское слово, 2011 год

2017 год

Содержание

Пояснительная записка………………………………………………………………2-3

Требования к уровню подготовки обучающихся…………………………………………………………………………..3

Содержание учебной программы……………………………………………………………………………5-13

Календарно-тематическое планирование…………………………………………………………………14-28

Список литературы…………………………………………………………………..29

Пояснительная записка

На изучение литературы отводится 105 часов, в том числе 3 домашних и 4 классных сочинения. В рабочую программу включены уроки, посвящённые литературному краеведению.

На данном этапе на передний план выдвигаются задачи формирования духовного облика и нравственных ориентиров молодого поколения, его миропонимания и национального самосознания, развитие эстетического вкуса и литературных способностей учащихся, воспитания любви и привычки к чтению.

Логика изложения и содержания авторской программы полностью соответствуют требованиям Федерального компонента государственного стандарта среднего образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.

Изучение литературы на базовом уровне систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся осознать диалог классической и современной литературы. Курс решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи. В 10 классе формируется представление об историко-литературном процессе в19 веке. В его связи с историческим и литературным процессами предшествующих эпох идет речь о таких понятиях, как стиль писателя, литературная школа, литературная критика и ее роль в литературном процессе, рассматриваются вопросы взаимодействия русской и зарубежной литературы, осуществляется интенсивное овладение разнообразными материалами из области гуманистических наук. При этом учитывая, что «культуру эпохи нельзя замыкать в себе как нечто готовое, вполне завершенное и безвозвратно ушедшее».

Содержание курса на историко-литературной основе предполагает знакомство с вершинными произведениями родной литературы, которое дает представление о судьбах литературы и родной культуры.

Программа предусматривает знакомство с зарубежной литературой. Изучение этих произведений помогает понять место отечественной литературы в литературном процессе, ее вклад в мировую художественную культуру.

В программе рекомендуется по мере накопления конкретных наблюдений и фактов формировать знания по теории литературы. Это необходимое условие углубленного восприятия художественного произведения и средство идейно-эстетического воспитания.

Изучение литературы на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

1.Воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры.

2.Развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи обучающихся.

3.Освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе.

4.Совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использование необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

Задачи:

1.Поддерживать интерес к чтению, формировать духовную и интеллектуальную потребность читать.

2. Обеспечивать общее и литературное развитие школьника, глубокое понимание художественных произведений различного уровня сложности.

3. Сохранять и обогащать опыт разнообразных читательских переживаний, развивать эмоциональную культуру читателя-школьника.

4. Обеспечивать осмысление литературы как словесного вида искусства, учить приобретать и систематизировать знания о литературе, писателях, их произведениях.

5. Обеспечивать освоение основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условий полноценного восприятия, интерпретации художественного текста.

6. Развивать эстетический вкус учащихся как основу читательской самостоятельной деятельности, как ориентир нравственного выбора.

7. Развивать функциональную грамотность (способность учащихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения).

8. Развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру.

В процессе обучения используются репродуктивный и продуктивный методы обучения, информационные технологии; учебно-наглядные пособия, экранные и звуковые средства обучения, репродукции картин, иллюстрации к произведениям, справочная литература.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ обучающихся

В результате изучения литературы ученик должен

знать/понимать

образную природу словесного искусства;

содержание изученных литературных произведений;

основные факты жизни и творческого пути писателей;

изученные теоретико-литературные понятия;

уметь

воспринимать и анализировать художественный текст;

выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

определять род и жанр литературного произведения;

выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;

давать характеристику героев;

характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

•сопоставлять эпизоды литературных произведений и
сравнивать их героев;

выявлять авторскую позицию;

выражать свое отношение к прочитанному;

выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

владеть различными видами пересказа;

строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;

писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения — только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

Содержание учебной программы

 

Введение (1 час).

Прекрасное начало (К истории русской литературы 19 века).

Из литературы первой половины XIX века

А.С. ПУШКИН (4 часа)

Стихотворения: «Воспоминания в Царском Селе», «Вольность», «Деревня», «Погасло дневное светило...», «Разговор книгопродавца с поэтом», «...Вновь я посетил...», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «Свободы сеятель пустынный...», «Подражание Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал...»), «Брожу ли я вдоль улиц шумных...» и др. по выбору, поэма «Медный всадник».

Основные темы и мотивы пушкинской лирики. Пушкин о назначении поэта и поэзии. Конфликт между интересами личности и государства в поэме «Медный всадник».

Внутрипредметные связи: одические мотивы «петровской» темы в творчестве М.В. Ломоносова и А.С. Пушкина; традиции романтической лирики В.А. Жуковского и К.Н. Батюшкова в пушкинской поэзии.

Межпредметные связи: историческая основа сюжета поэмы «Медный всадник».

Знать опорные понятия: философская лирика, поэма как лиро-эпический жанр.

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

Анализ стихотворения А.С.Пушкина.

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ (3 часа)

Стихотворения: «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Я не унижусь пред тобою...», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»), «Выхожу один я на дорогу... » и др. по выбору. Поэма «Демон».

Мотивы одиночества, неразделенной любви, невостребованности высокого поэтического дара в лермонтовской поэзии.

Особенности богоборческой темы в поэме М.Ю. Лермонтова «Демон». Романтический колорит поэмы, ее образно-эмоциональная насыщенность. Перекличка основных мотивов «Демона» с лирикой поэта.

Внутрипредметные связи: образ поэта-пророка в лирике М.Ю. Лермонтова и А.С. Пушкина; традиции русского романтизма в лермонтовской поэзии.

Межпредметные связи: живопись и рисунки М.Ю. Лермонтова; музыкальные интерпретации стихотворений Лермонтова (А.С. Даргомыжский, М.А. Балакирев, А. Рубинштейн и др.)

Знать опорные понятия: духовная лирика, романтическая поэма.

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

Н.В. ГОГОЛЬ (3 часа)

Повести: «Невский проспект», «Нос».

«Ах, Невский…Всемогущий Невский» «Петербургские повести»). Сравнительная характеристика Пискарева и Пирогова (по повести «Невский проспект»). Чин или Человек (по повести «Нос»).

Знать опорные понятия: ирония, гротеск, фантасмагория.

Внутрипредметные связи: тема Петербурга в творчестве А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя.

Межпредметные связи: иллюстрации художников к повестям Гоголя (Н. Альтман, В. Зелинский, Кукрыниксы и др.)

Знать опорные понятия: ирония, гротеск, фантасмагория.

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

Литература и журналистика 50-80-х годов 19 века (1 час).

Социально-политическая ситуация в России второй половины XIX века. «Крестьянский вопрос» как определяющий фактор идейного противостояния в обществе. Разногласия между либеральным и революционно-демократическим крылом русского общества, их отражение в литературе и журналистике 1850—1860-х годов. Демократические тенденции в развитии русской культуры, ее обращенность к реалиям современной жизни. Развитие реалистических традиций в прозе И.С. Тургенева, И.А. Гончарова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и др. «Некрасовское» и «элитарное» направления в поэзии, условность их размежевания. Расцвет русского национального театра (драматургия А.Н. Островского и А.П. Чехова). Новые типы героев и различные концепции обновления российской жизни (проза Н.Г. Чернышевского, Ф.М. Достоевского, Н.С. Лескова и др.). Вклад русской литературы второй половины XIX века в развитие отечественной и мировой культуры.

А.Н. ОСТРОВСКИЙ (9 часов)

Пьесы: «Свои люди сочтемся!», «Гроза».

«Колумб Замоскворечья» (слово об А.Н.Островском). Нравственные проблемы в комедии А.Н. Островского «Свои люди – сочтёмся!». Идейно-художественное своеобразие драмы Н.А. Островского «Гроза». Город Калинов и его обитатели. Быт и нравы «темного царства». Молодое поколение в драме «Гроза». Сила и слабость характера Катерины.

Роль второстепенных и внесценических персонажей в «Грозе». «Гроза» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.А. Григорьев).

Знать опорные понятия: семейно-бытовая коллизия, речевой жест.

Внутрипредметные связи: традиции отечественной драматургии в творчестве А.Н. Островского (пьесы Д.И. Фонвизина, А.С. Грибоедова, Н.В. Гоголя).

Межпредметные связи: А.Н.Островский и русский театр; сценические интерпретации пьес А.Н. Островского.

Для самостоятельного чтения: пьесы «Бесприданница», «Волки и овцы».

Знать опорные понятия: семейно-бытовая коллизия, речевой жест.

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

Сочинение по драме А.Н.Островского «Гроза»

И.А. ГОНЧАРОВ (6 часов)

Роман «Обломов».

Судьба и личность. Идейно-художественное своеобразие романа «Обломов». Образ Обломова

Понятие «обломовщина». Обломов и Штольц (сравнительная характеристика). Женские образы в романе. Художественное мастерство романа. Роман «Обломов» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.В. Дружинин).

Внутрипредметные связи: И.С. Тургенев и Л.Н. Толстой о романе «Обломов»; Онегин и Печорин как литературные предшественники Обломова.

Межпредметные связи: музыкальные темы в романе «Обломов»; к/ф «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» (реж. Н. Михалков).

Для самостоятельного чтения: роман «Обыкновенная история».

Знать опорные понятия: образная типизация, символика детали.

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

Тестовые задания по творчеству И.А.Гончарова.

И.С. ТУРГЕНЕВ (10 часов)

Цикл «Записки охотника» (2—3 рассказа по выбору), роман «Отцы и дети», стихотворения в прозе: «Порог», «Памяти Ю.П. Вревской», «Два богача» и др. по выбору.

Яркость и многообразие народных типов в рассказах цикла «Записки охотника». Отражение различных начал русской жизни, внутренняя красота и духовная мощь русского человека как центральная тема цикла.

Творческая история и своеобразие романа «Отцы и дети». Общественная атмосфера и её отражение в романе Взаимоотношения Базарова с Кирсановыми. Базаров и Одинцова. Базаров и его родители. Нигилизм и его последствия. Базаров перед лицом смерти. Философские итоги романа, смысл его названия. Русская критика о романе и его герое (статьи Д.И. Писарева, Н.Н. Страхова, М.А. Антоновича).

Гимн вечной жизни «Стихи в прозе» И.С.Тургенева Художественная выразительность, лаконизм и философская насыщенность тургеневских миниатюр. Отражение русского национального самосознания в тематике и образах стихотворений.

Внутрипредметные связи: И.С. Тургенев и группа «Современника»; литературные реминисценции в романе «Отцы и дети».

Межпредметные связи: историческая основа романа «Отцы и дети» («говорящие» даты в романе); музыкальные темы в романе; песенная тематика рассказа «Певцы».

Для самостоятельного чтения: романы «Рудин», «Дворянское гнездо».

Знать опорные понятия: социально-психологический роман; принцип «тайной психологии» в изображении внутреннего мира героев.

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

Сочинение-рассуждение по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети».

Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКИЙ (3 часа)

Роман «Что делать? » (обзор).

Злободневное и вечное в романе «Что делать».

Внутрипредметные связи: Н.Г. Чернышевский и писатели демократического лагеря; традиционный сюжет «rendez-vous» и его трансформация в романе «Что делать?».

Межпредметные связи: диссертация Н.Г. Чернышевского «Эстетические отношения искусства к действительности» и поэтика романа «Что делать?».

Знать опорные понятия: ложная интрига; литературная утопия.

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

Н.А. НЕКРАСОВ (9 часов)

Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом...», «Блажен незлобивый поэт...», «Поэт и гражданин», «Русскому писателю», «О погоде», «Пророк», «Элегия (А.Н.Еракову)», «О Муза! я у двери гроба...», «Мы с тобой бестолковые люди...» и др. по выбору; поэма «Кому на Руси жить хорошо».

Н.А.Некрасов-поэт «мести и печали». Основные темы и идеи лирики Некрасова. Жанр, композиция, фольклорные мотивы в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Душа народа русского… Народ в споре о счастье. Идейный смысл рассказов о грешниках. Образ Гриши Добросклонова и его идейно-композиционное звучание.

Внутрипредметные связи: образ пророка в лирике А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова; связь поэмы «Кому на Руси жить хорошо» с фольклорной традицией.

Межпредметные связи: некрасовские мотивы в живописи И. Крамского, В. Иванова, И. Репина, Н. Касаткина и др.; жанр песни в лирике Н.А. Некрасова.

Для самостоятельного чтения: поэмы «Саша», «Дедушка».

Знать опорные понятия: народность художественного творчества; демократизация поэтического языка.

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

Сочинение-рассуждение по творчеству Н.А.Некрасова.

Ф.И. ТЮТЧЕВ (4 часа)

Стихотворения: «Не то, что мните вы, природа... », «Silentium!, «Цицерон», «Умом Россию не понять...», «Я встретил вас...», «Природа сфинкс, и тем она верней...», «Певучесть есть в морских волнах...», «Еще земли печален вид...», «Полдень», «О, как убийственно мы любим!..», «Нам не дано предугадать...» и др. по выбору.

Основные темы и идеи лирики. Лирика природы. Философская лирика. Любовная лирика.

Внутрипредметные связи: роль архаизмов в тютчевской лирике; пушкинские мотивы и образы в лирике Ф.И. Тютчева.

Межпредметные связи: пантеизм как основа тютчевской философии природы; песни и романсы русских композиторов на стихи Ф.И. Тютчева (С.И. Танеев, С.В. Рахманинов и др.).

Знать опорные понятия: интеллектуальная лирика; лирический фрагмент.

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

А.А. ФЕТ ( 6 часов)

Стихотворения: «Шепот, робкое дыханье...», «Еще майская ночь...», «Заря прощается с землею...», «Я пришел к тебе с приветом...», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...», «На заре ты ее не буди...», «Это утро, радость эта...», «Одним толчком согнать ладью живую...» и др. по выбору.

«Стихи пленительные Фета» (А.Жемчужников). Русская природа в лирике. Философские мотивы поэзии. Тема любви и образ возлюбленной в лирике.

Внутрипредметные связи: традиции русской романтической поэзии в лирике А.А. Фета; А. Фет и поэты радикально-демократического лагеря (стихотворные пародии Д. Минаева).

Межпредметные связи: П.И. Чайковский о музыкальности лирики А. Фета.

Знать опорные понятия: мелодика стиха; лирический образ-переживание.

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

Сопоставительный анализ лирики Тютчева и Фета

Н.С. ЛЕСКОВ (4 часов)

Повесть «Очарованный странник».

Художественный мир произведений Н.С.Лескова. Одиссея Ивана Флягина в повести Н.С.Лескова «Очарованный странник». Автор и рассказчик в повести». Загадка женской души в повести Н.С.Лескова «Леди Макбет Мценского уезда».

Внутрипредметные связи: былинные мотивы в образе Флягина; тема богатырства в повести Н. Лескова и поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».

Межпредметные связи: язык и стиль лесковского сказа.

Для самостоятельного чтения: повести «Тупейный художник», «Запечатленный ангел», «Леди Макбет Мценского уезда».

Знать опорные понятия: литературный сказ; жанр путешествия.

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

Проверочная работа по творчеству Н.С.Лескова

М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН (5 часов)

Сказки: «Медведь на воеводстве», «Богатырь», «Премудрый пискарь».

«Я писатель, в этом мое призвание». Художественный мир М.Е.Салтыкова-Щедрина. «Сказки для детей изрядного возраста» как вершинный жанр в творчестве Щедрина-сатирика. Народ и самодержавие в сказках. Народ и господствующие классы в сказках. Развенчание обывательской психологии, рабского начала в человеке в сказке «Премудрый пискарь». Историческая основа сюжета и проблематики «Истории одного города».

Внутрипредметные связи: фольклорные мотивы в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина; традиции Д.И. Фонвизина и Н.В. Гоголя в щедринской сатире.

Межпредметные связи: произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина в иллюстрациях художников (Кукрыниксы, В. Карасев, М. Башилов и др.).

Для самостоятельного чтения: роман-хроника «История одного города», сказки «Орел-меценат», «Вяленая вобла», «Либерал».

Знать опорные понятия: сатирическая литературная сказка; гротеск; авторская ирония.

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

Тестовые задания по творчеству М.Е.Салтыкова-Щедрина.

Домашнее сочинение «Сказка в традициях М.Е.Салтыкова-Щедрина»

А.К. ТОЛСТОЙ (2 часа)

Стихотворения: «Средь шумного бала, случайно...», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Когда природа вся трепещет и сияет,..», «Прозрачных облаков спокойное движенье...», «Государь ты наш, батюшка...», «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева» и др. по выбору учителя.

Жанрово-тематическое богатство творчества А.К.Толстого. Тема России в лирике. Красота природы и природа красоты в лирике А.К.Толстого. Образ поэта и тема вдохновения в лирике А.К.Толстого. Сатирические темы и мотивы в поэзии А.К.Толстого.

Внутрипредметные связи: А.К. Толстой и братья Жемчужниковы; сатирические приемы в творчестве А.К. Толстого и М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Межпредметные связи: исторические сюжеты и фигуры в произведениях А.К. Толстого; романсы П.И. Чайковского на стихи А.К. Толстого.

Для самостоятельного чтения: роман «Князь Серебряный».

Знать опорные понятия: лирика позднего романтизма; историческая песня.

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

Проверочная работа по творчеству А.К.Толстого

Л.Н. Толстой (15 часов)

Роман «Война и мир».

По страницам великой жизни. Л.Н.Толстой - человек, мыслитель, писатель. Правда» войны в « Севастопольских рассказах» Л.Н.Толстого. «Я старался писать историю народа». (Жанрово-тематическое своеобразие романа-эпопеи «Война и мир»). «Вечер Анны Павловны был пущен…»(«Высший свет» в романе «Война и мир). Именины у Ростовых. Лысые Горы.. Изображение войны 1805-1807гг. в романе. .Шенграбенское и Аустерлицкое сражения. Поиск плодотворной общественной деятельности П.Безухова и А.Болконского. Быт поместного дворянства и своеобразие внутренней жизни героев. Война – «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие». Отечественная война 1812 г. Философия войны в романе. «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды» (Образы Кутузова и Наполеона). «Дубина народной войны поднялась…»(Картины партизанской войны в романе). «Мысль народная» в романе.. Решение главной мысли: предназначении человека(т.2 и эпилог). В чем секрет обаяния Наташи Ростовой? Нравственные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова. Мысль семейная» в романе.

Внутрипредметные связи: Л.Н. Толстой и И.С. Тургенев; стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино» и его переосмысление в романе Л. Толстого; образ Наполеона и тема «бонапартизма» в произведениях русских классиков.

Межпредметные связи: исторические источники романа «Война и мир»; живописные портреты Л.Толстого (И.Н. Крамской, Н.Н. Ге, И.Е. Репин, М.В. Нестеров), иллюстрации к роману «Война и мир» (М. Башилов, Л. Пастернак, П. Боклевский, В. Серов, Д. Шмаринов).

Для самостоятельного чтения: цикл «Севастопольские рассказы», повесть «Казаки», роман «Анна Каренина».

Знать опорные понятия: роман-эпопея; «диалектика души»; историко-философская концепция.

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

Сочинение по творчеству Л.Н.Толстого.

Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ (8 часов)

Роман «Преступление и наказание».

Художественный мир Ф.М.Достоевского. История создания социально-психологического романа «Преступление и наказание». Образ Петербурга и средства воссоздания его в романе. Мир «униженных и оскорбленных» и бунт личности против жестоких законов социума. Теория Раскольникова о праве сильной личности и идейные «двойники» героя. Семья Мармеладовых. «Правда» Сони Мармеладовой. Возрождение души Раскольникова.

Внутрипредметные связи: творческая полемика Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского; сквозные мотивы и образы русской классики в романе Ф.М. Достоевского (евангельские мотивы, образ Петербурга, тема «маленького человека», проблема индивидуализма и др.).

Межпредметные связи: особенности языка и стиля прозы Достоевского; роман «Преступление и наказание» в театре и кино (постановки Ю. Завадского, Ю. Любимова, К. Гинкаса, Л. Кулиджанова, А. Сокурова и др.).

Для самостоятельного чтения: романы «Идиот», «Братья Карамазовы».

Знать опорные понятия: идеологический роман и герой-идея; полифония (многоголосие); герои-«двойники».

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

Сочинение по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

А.П. ЧЕХОВ (5 часов)

Рассказы: «Крыжовник», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Студент», «Ионыч» и др. по выбору. Пьеса «Вишневый сад».

Тайна личности А.П.Чехова. Тема гибели человеческой души в рассказах «Ионыч», «Палата №6». Образы «футлярных» людей в чеховских рассказах. Новаторство Чехова-драматурга. История создания, особенности сюжетов и конфликта пьесы «Вишнёвый сад». Новаторство Чехова-драматурга. История создания, особенности сюжетов и конфликта пьесы «Вишнёвый сад». Соотношение внешнего и внутреннего сюжетов в комедии «Вишневый сад». Лирическое и драматическое начала в пьесе. Фигуры героев-«недотеп» и символический образ сада в комедии. Роль второстепенных и внесценических персонажей в чеховской пьесе. Функция ремарок, звука и цвета в «Вишневом саде». Сложность и неоднозначность авторской позиции в произведении.

Внутрипредметные связи: А.П. Чехов и Л.Н. Толстой; тема «маленького человека» в русской классике и произведениях Чехова.

Межпредметные связи: сценические интерпретации комедии «Вишневый сад» (постановки К.С. Станиславского, Ю.И. Пименова, В.Я. Левенталя, А. Эфроса, А. Трушкина и др.).

Для самостоятельного чтения: пьесы «Дядя Ваня», «Три сестры».

Знать опорные понятия: «бессюжетное» действие; лирическая комедия; символическая деталь.

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 

п/п

урока

Наименование раздела, темы урока

Количество часов

Домашнее задание

Дата

План

Факт.

Введение (1 час)

1

1

Введение. «Прекрасное начало» (К истории русской литературы XIX века)

1


 

Конспект статьи учебника с.10-14, ответить на вопросы с. 14

   

Из литературы 1-й половины XIX века (11 часов)

А.С.Пушкин (4 часа)

2

1

А С. Пушкин. Основные этапы творческой эволюции. Социально-историческая тема в лирике поэта

1

Знать содержание статьи учебника с 15- 27 ответить на вопросы 2,3 стр.50,

   

3

2

Обращение к вечным вопросам человеческого бытия в стихотворениях А.С. Пушкина

1

Письменные ответы на вопросы

С. 27-36, ответить на вопрос 4 с.50,

   

4

3

«Я думал стихами...» Тема призвания поэта в лирике Пушкина

1

Анализ стихотворений С.36-40, выучить наизусть «Пророк» или «Поэт»

   

5

4

Историческая и «частная» темы в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник». 

1

Читать «Медный всадник», статья учебника с 40-50, ответить на вопросы 6-7 с.51

   

М.Ю. Лермонтов (3 часа)

6

1

М.Ю. Лермонтов. Особенности поэтического мира. Глубина философской проблематики и драматизм звучания лирики М.Ю. Лермонтова.

1


 

Статья учебника с.53-61, выделить основные темы творчества поэта (письменно)

   

7

2

Глубина и проникновенность духовной и патриотической лирики поэта. 

1

Статья учебника с.65-72, выучить наизусть стихотворение по выбору учащегося, прочитать поэму «Демон»

   

8

3

Особенности богоборческой темы в поэме М.Ю. Лермонтова «Демон».

1

Статья учебника с.72 - 78 (читать), ответить на вопросы 6,7 с.78-79

   

Н.В.Гоголь (3 часа)

9

1

Художественный мир Н.В. Гоголя.

Реальное и фантастическое в«Петербургских повестях» Н.В. Гоголя.

1


 

Статья учебника с.81-84 (читать), прочитать повесть «Невский проспект»

   

10

2

Художник и «страшный мир» в повести «Невский проспект». Тема одиночества и затерянности «маленького человека» в большом городе

1

Статья учебника с.84- 89 (читать), ответить на вопросы 1,2 с. 106, прочитать повесть «Нос»

   

11

3

Проблематика и художественное своеобразие повести «Нос».

1

Учебник, с.89-95, ответить на вопросы 3, 4, 7 с.106-107

   

12

4

Повторение и обобщение по теме «Из литературы 1-й половины XIX века»

1

Подготовиться к защите проектов «Быт русского дворянства начала Х1Х века»

   
   

Из литературы 2-й половины Х1Х века (87 часов)

       

13

1

Социально-политическая ситуация в России 2-й половины XIX века. «Крестьянский вопрос».

1

Статьи учебника с.125-139 (читать), отвечать на вопрос 1 (устно), 2 (письменно) с. 139,

   

А.Н. Островский (9 часов)

14

1

А.Н. Островский. Жизненный и творческий путь драматурга. Быт и нравы замоскворецкого купечества в пьесе «Свои люди - сочтемся!».

1

Статья учебника с. 141 - 146 (читать), с.153 – 157(конспект), ответить на вопросы 3-5 с.173-174

   

15

2

Драма «Гроза». Изображение «затерянного мира » города Калинова в драме «Гроза».

1

Статья учебника с.158-162 (читать), ответить на вопрос 6 (письменно) с. 174

   

16

3

Катерина и Кабаниха как два нравственных полюса народной жизни.

1

Статья учебника с. 162-165 (читать),

   

17

4

Трагедия совести и ее разрешение в пьесе.

1

Изучить критику (Добролюбов, Писарев) об образе Катерины, подготовиться к семинару.

   

18

5

Образ Катерины в свете критики.

«Гроза» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.А. Григорьев).

1

Статья учебника с 165-171 (читать), составить цитатную характеристику Катерины

   

19

6

Роль второстепенных и внесценических персонажей в драме «Гроза»

1

Сообщения

   

20

7

Многозначность названия пьесы, символика деталей и специфика жанра.

1

Тестирование. Статья учебника с 171-173 (читать), подготовиться к сочинению

   

21

8

Р/Р Классное сочинение по драме А.Н.Островского «Гроза»

1

Прочитать роман И.А.Гончарова «Обломов»

   

22

9

Р/Р Классное сочинение по драме А.Н.Островского «Гроза»

1

Чтение романа «Обломов»

   

И.А. Гончаров (6 часов)

23

1

И.А. Гончаров. Личность и творчество.

1

Статья учебника с. 176-184 (конспект)

   

24

2

Роман «Обломов». Утро Обломова.

Быт и бытие Ильи Ильича Обломова.

1

Статья учебника с 184-186 (читать), составить сценарий «фильма» «Один день из жизни И.И.Обломова» (письменно)

   

25

3

Идейно-композиционное значение главы «Сон Обломова».

1

Статья учебника с. 187-190, ответить на вопросы 3, 4 с.208-209

   

26

4

Любовная история как этап внутреннего самоопределения героя.

1

Учебник, с.198-200,ответить на вопрос 5 с.209

   

27

5

Обломов и Штольц: два вектора русской жизни.

1

Статья учебника с.201 -202, ответить на вопрос 6 с.209

   

28

6

Защита творческих проектов «Один день из жизни И.И.Обломова». Роман «Обломов» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.В. Дружинин).

1


 

Прочитать роман И.С.Тургенева «Отцы и дети»

   

И.С.Тургенев (10 часов)

29

1

Жизненный и творческий путь И.С. Тургенева. Цикл «Записки охотника» (обзор).

1

Статьи учебника с 211-214 (конспект), с.215-222 (читать)

   

30

2

Отражение в романе «Отцы и дети» проблематики эпохи.

1

Статья учебника с.234-237, ответить на вопрос З с.253, дать характеристику героев - «отцов» (письменно)

   

31

3

Мир «отцов» в романе.

Черты «увядающей аристократии» в образах братьев Кирсановых.

1


 

Статья учебника с.237-239 (читать), ответить на вопрос 4 с.254

   

32

4

Нигилизм Базарова, его социальные и нравственно-философские истоки.

1

Статья учебника с.240-247 (читать), ответить на вопрос 5 с.254, составить хронологическую таблицу жизни Базарова

   

33

5

Евгений Базаров: протагонист или антигерой? Базаров и Аркадий.

1

Статьи учебника с.240-247 (читать), ответить на вопросы 5-6 с.254.

 
     

34

6

Базаров и Одинцова. Любовная линия в романе и ее место в общей проблематике произведения

1

Закончить составление хронологической таблицы жизни Базарова

       
   

35

7

Философские итоги романа, смысл его названия. Русская критика о романе и его герое (статьи Д.И. Писарева, Н.Н. Страхова, М.А. Антоновича).

1


 

Статья учебника 247-249 (читать), выучить отрывок наизусть (по желанию)

   

36

8

Самостоятельное чтение. Гимн вечной жизни: поэтика стихотворений в прозе Тургенева, их место в творчестве писателя.

1

Статья учебника с.250-253 (читать),

   

37

9

Р/Р Классное сочинение по творчеству И.С.Тургенева.

1

Познакомиться (обзорно) с романом Н.Г.Чернышевского «Что делать?»

   

38

10

Р/Р Классное сочинение по творчеству И.С.Тургенева

1

Чтение романа «Что делать?»

   

Н.Г.Чернышевский (3 часа)

39

1

Личность Н.Г. Чернышевского и история создания романа «Что делать?»

1

Статья учебника с.256-263 (конспект), подготовиться к дискуссии

   

40

2

Дискуссия. «Разумна ли теория «разумного эгоизма»?»

1

Перечитать «Четвертый сон Веры Павловны»

   

41

3

Глава «Четвертый сон Веры Павловны» в контексте общего звучания произведения.

1

Статья учебника 269-280 (читать), подготовить сообщение

   

Н.А. Некрасов (9 часов)

42

1

Н.А. Некрасов. Основные вехи жизни и творчества.

1

Статья учебника 283-287 (читать),

   

43

2

Судьбы простых людей и общенациональная идея в лирике Н.А. Некрасова разных лет. («В дороге», «Огородник», «Тройка» и др.).

1

Проверочная работа

Анализ стихотворений

Статья учебника 289-294 (читать)

   

44

3

Социальные и гражданские мотивы в лирике Некрасова («О погоде», «Поэт и гражданин», «Ры​царь на час», «Пророк» и др.)

1

Статья учебника с.303-310 (читать), выучить наизусть «Поэт и гражданин»,

   

45

4

Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Жанр и проблематика.

1

Статья учебника с.311 -313 (читать),

   

46

5

Представители помещичьей Руси в поэме (образы Оболта-Оболдуева, князя Утятина и др.).

1

Закончить составление таблицы «В чем счастье и несчастье господ и мужиков»

   

47

6

Тема женской доли и образ Матрены Корчагиной в поэме.

1

Подготовить презентации «Народные песни в поэме», «Пословицы и поговорки на страницах поэмы», «Элементы сказки в поэме»

   

48

7

Защита творческих проектов на тему «Фольклорные мотивы в поэме Н.А.Некрасова.

1

Написать мини-сочинение «Что мне понравилось в поэме «Кому на Руси жить хорошо»

   

49

8

«Пел он воплощение счастия народного...»: философские итоги некрасовского эпоса. Образ Гриши Добросклонова и его идейно-композиционное звучание.

1


 

Статья учебника с.322-325 (читать), подготовиться к сочинению

   

50

9

Р/Р Подготовка к домашнему сочинению по творчеству Н.А. Некрасова.

1

Написать сочинение по творчеству Н.А.Некрасова (на одну из предложенных тем)

   

Ф.И. Тютчев (4 часа)

51

1

«Мыслящая поэзия» Ф.И. Тютчева, ее философская глубина и образная насыщенность.

1

Статья учебника (II) с.3-7 (читать), составить хронологическую таблицу жизни и творчества поэта

   

52

2

Природа, человек, Вселенная как главные объекты художественного постижения в тютчевской лирике

1

Статья учебника (II) с.7-17 (читать), подготовить творческие проекты «Женщины в жизни Ф.И.Тютчева»

   

53

3

Тема трагического противостояния человеческого «я» и стихийных сил природы.

1

Статья учебника (II) с.17-27 (читать), наизусть стихотворение по выбору учащегося,

   

54

4

Тема величия России, ее судьбоносной роли в мировой истории.

1

Письменный анализ стихотворения. Статья учебника (II) с.28-30 (читать),

   

А.А. Фет (6 часов)

55

1

А.А. Фет. Жизнь и творчество.

1

Статья учебника (II) с.33-39 (читать), ответить на вопросы 1-З с.50

   

56

2

Природа и человек в лирике Фета

1


 

Статья учебника (II) с.40-50 (читать), ответить на вопросы 4-6 с.50

   

57

3

Кра​сота и поэтичность любовного чувства в интимной лирике А.А. Фета.

1

Подготовиться к зачетной работе по творчеству

Ф. И.Тютчева и А.А.Фета

   

58

4

Р/Р Зачетная работа по творчеству Ф.И.Тютчева и А.А.Фета

1

     

59

5

Р/Р Классное сочинение по творчеству Ф.И.Тютчева и А.А.Фета.

1

Прочитать повесть Н.С.Лескова «Очарованный странник»

   

60

6

Р/Р Классное сочинение по творчеству Ф.И.Тютчева и А.А.Фета

1

Чтение повести «Очарованный странник»

   

Н.С. Лесков (4 часа)

61

1

Н.С. Лесков. Жизненный и творческий путь.

1

Статья учебника (II) с.52-57(читать)

   

62

2

Одиссея Ивана Флягина в повести Н.С.Лескова «Очарованный странник»

1

Статья учебника (II) с.63-70 (читать), ответить на вопросы 5-6 с.76

   

63

3

Тема «очарованной души» в повести «Очарован​ный странник».Автор и рассказчик в повести.

1


 

Статья учебника (II) с.57-63(читать)

   

64

4

Загадка женской души в повести Н.С.Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»

       

М.Е.Салтыков-Щедрин (5 часов)

65

1

М.Е.Салтыков-Щедрин 0т Салтыкова к Щедрину. Жизнь и творчество великого сатирика

1

Статья учебника с.73-83 (читать), ответить на вопросы 6-8 с.76

   

66

2

«История одного города». Образы градоначальников и проблема народа и власти в романе-летописи.

1

Письменный ответ на вопрос

   

67

3

Урок-дискуссия. Судьба глуповцев и проблема финала романа.

1

Статья учебника (II) с.63-70 (читать), ответить на вопросы 6-8 с.76

   

68

4

«Сказки для детей изрядного возраста» как вершинный жанр в творчестве Щедрина-сатирика.

1

Статья учебника (II) с.97-105,105- 107 (читать), ответить на вопросы 8-10 с.107-108,

   

69

5

Р/Р Подготовка к домашнему сочинению «Сказка в традициях М.Е.Салтыкова-Щедрина»

1

Подготовить сообщение о жизни и творчестве А.К.Толстого

   

А.К.Толстой (2 часа)

70

1

А.К.Толстой. Жанрово-тематическое богатство творчества А.К. Толстого: многообразие лирических мотивов, обращение к историческому песенному фольклору и политической сатире

.1

Статья учебника (II) с. 110-127, ответить на вопросы 1-2, выучить наизусть стихотворение по выбору

   

71

2

Романтический колорит интимной лирики поэта. Радость слияния человека с природой как основной мотив «пейзажной» лирики.

1

Читать роман Л.Н.Толстого «Война и мир»

   

Л.Н.Толстой (15 часов)

72

1

Жизненный и творческий путь Л.Н. Толстого.

История создания и авторский замысел романа- эпопеи «Война и мир».

1

Статья учебника (II) с. 129-140, подготовить сообщение об истории создания романа «Война и мир»

   

73

2

Критическое изображение высшего света в романе. Художественно-философское осмысление сущности войны в романе.

1


 

Статья учебника (II) с. 146-151 (читать) мини-сочинение-размышление «Что такое патриотизм»

   

74

3

«Мысль семейная» и ее развитие в романе: семьи Болконских и Ростовых и семьи-имитации (Берги, Друбецкие, Курагины и т.п.).

1

Статья учебника (II) с. 156-159, составить генеалогические списки семейств, упоминаемых в романе

   

75

4

Этапы духовного самосовершенствования Андрея Болконского, сложность и противоречивость жизненного пути героя.

1

Статья учебника (II) с.159-164, выучить отрывок наизусть (по желанию)

   

76

5

Этапы духовного самосовершенствования Пьера Безухова, сложность и противоречивость жизненного пути героев.

1

Статья учебника (II) с.166-170, ответить на вопрос 5, с.186

   

77

6

Наташа Ростова и женские образы в романе.

1

Подготовить творческие проекты «Ах, этот бал»

   

78

7

Проблема личности в истории: Наполеон и Кутузов. Противопоставление образов Кутузова и Наполеона в свете авторской концепции личности в истории.

1

Закончить сопоставительный анализ образов Кутузова и Наполеона

   

79

8

Уроки Бородина. Анализ сцен сражения.

1

Статья учебника (II) с. 176-183, (читать)

   

80

9

«Мысль народная» как идейно-художественная основа толстовского эпоса. Феномен «общей жизни» и образ «дубины народной войны» в романе.

1

Статья учебника (II) с.171-176, произвести анализ письменно

   

81

10

Платон Каратаев: русская картина мира. Тихон Щербатый и Платон Каратаев как два типа народно-патриотического сознания.

1

Мини-сочинение «Почему Платона Каратаева можно считать народным мудрецом?»

   

82

11

Философия вещей в романе «Война и мир»

1


 

Подготовиться к семинару

   

83

12

Нравственно-философские итоги романа. Значение романа-эпопеи Толстого для развития русской реалистической литературы.

1

Статья учебника (II) с. 183-185, подготовиться к тестированию

   

84

13

Тестирование по творчеству Л.Н.Толстого

1

Подготовиться к классному сочинению (составление тезисов, работа с источниками)

   

85

14

Р/Р Классное сочинение по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»

1

Прочитать роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

   

86

15

Р/Р Классное сочинение по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»

1

Чтение романа «Преступление и наказание»

   

Ф.М. Достоевский (8 часов)

87

1

Ф.М. Достоевский. Жизненный и творческий путь.

1

Сообщения

Статья учебника с.203-214 (читать)

   

88

2

Роман «Преступление и наказание». Эпоха кризиса в «зеркале» идеологического романа Ф.М. Достоевского.

1

Сообщения

   

89

3

Мир «униженных и оскорбленных» и бунт личности против жестоких законов социума.

1

Творческая работа

   

90

4

Образ Раскольникова и тема «гордого человека» в романе. Сны героя как средство его внутреннего самораскрытия.

1

Подготовиться к семинару «Двойники» Раскольникова: теория в действии. Образы Лужина и Свидригайлова»

   

91

5

Урок-семинар. Теория Раскольникова и идейные «двойники» героя (Лужин, Свидригайлов и др.).

1

Письменные ответы на вопросы

Пересказ эпизодов

   

92

6.

Сонечка как нравственный идеал автора. Раскольников и «вечная Сонечка».

1

Подготовиться к семинару «Роман «Преступление и наказание»: за и против»

   
     

93

7

Нравственно-философский смысл преступления и наказания Родиона Раскольникова.

1

Подготовиться к сочинению (составление тезисов, работа с источниками)

     
   

94

8

Р/Р Подготовка к домашнеему сочинению по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

1

Написать сочинение по роману «Преступление и наказание»

   

А.П.Чехов (5 часов)

95

1

Жизнь и творчество А.П. Чехова. Разведение понятий «быт» и «бытие» в прозе А.П. Чехова.

1

Прочитать рассказы «Человек в футляре», «Крыжовник»

   

96

2

Трагикомедия «футлярной» жизни («Человек в футляре», «Крыжовник»).

1

Прочитать рассказ «Ионыч»

   

97

3

Своеобразие образной системы и конфликта комедии «Вишневый сад». 

1

Подготовить презентации «Спектакль по Чехову» об историях прижизненных постановок по мотивам произведений Чехова

   

98

4

Фигуры героев - «недотеп» и символический образ сада в комедии.

1

Мини-сочинение «Что символизирует вишневый сад для каждого из главных героев?»

   

99

5

Роль второстепенных и внесценических персонажей в чеховской пьесе.

1

Изучить биографию Г. Де Мопассана

   

Зарубежная литература 2-й половины XIX века (2 час)

100

1

Самостоятельное чтение. Г. де Мопассан. Новелла «Ожерелье». Г. Ибсен.

1

Чтение драмы «Кукольный дом»

   

101

2

Драма «Кукольный дом». Г.Ибсен. Стихотворение «Пьяный корабль»

1

Выразительное чтение стихотворения

   

102


 

3

Обобщение материала историко-литературного курса. Зачетная работа по курсу русской литературы 2-й половины 19 века

1

     

103

4

Резерв

1

     

104

5

Резерв

1

     

105

6

Резерв

1

     

Всего 105 часов

Список литературы

Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. – М.: Вако, 2007.

Литература в школе. Научно-методический журнал.

Петрович В.Г., Петрович Н.М. Дидактический материал для учителя. – Саратов: Лицей, 2006.

Петрович Н.М., Петрович В.Г. Литературные викторины. – М.: Просвещение, 2000.

Русские писатели. Библиографический словарь. – М.: Школа – Пресс, 1990.

  • Сахаров В.И., Зинин С.А. Литература 19 века. 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2-х ч. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2009.

    Русские писатели. Библиографический словарь. – М.: Школа – Пресс, 1990.

    Тесты. 10 класс. – М.: «Экзамен», 2007.

    Фадеева Т.М. Дидактические материалы по литературе. 10 класс.- М.: «Экзамен», 2007.

    Тимофеев Л.И., Тураев С.В. Краткий словарь литературоведческих терминов. – М.: Просвещение, 1978.

26

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.