Рабочая программа по литературе для 5 класса по УМК Г.С. Меркина

1
0
Материал опубликован 8 February 2017

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Прииртышская средняя общеобразовательная школа»

РАССМОТРЕНО:

на заседании методического объединения учителей гуманитарно-эстетического цикла

Протокол от «25» августа 2016 г. №1

СОГЛАСОВАНО:

зам. директора по УВР

_________ Мадьярова И.Г.

УТВЕРЖДЕНО:

приказом директора школы

от «31» августа 2016 г. №171

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе

для 5 класса

на 2016-2017 учебный год

Планирование составлено в соответствии

с федеральным государственным образовательным стандартом

основного общего образования

 

Составитель программы: Душина Мария Игоревна,

учитель русского языка и литературы

 

п. Прииртышский

2016 год


Пояснительная записка

 

Рабочая программа по литературе для обучающихся 5 класса составлена в соответствии с программой к завершенной предметной линии учебников по литературе для 5 класса под редакцией Г.С.Меркина, тематическим планированием к учебнику Г.С. Меркина «Литература. 5 класс» Ф.Е. Соловьева; под ред. Г.С. Меркина. – 3 изд. – М.:ООО «Русское слово», 2015; рабочей тетрадью к учебнику Г.С. Меркина «Литература. 5 класс. Часть 1, 2» Ф.Е.Соловьева; под ред. Г.С. Меркина. – 3 изд. – М.: ООО «Русское слово», 2015.

 Учебный план для МАОУ «Прииртышская СОШ» предусматривает обязательное изучение литературы в 5 классе в объеме 3 часа в неделю, 102 часа в год.

Предметные результаты

осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;

воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;

владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;

знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой;

формирование представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского, родного (нерусского) языка;

формирование умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;

способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;

владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;

формирование представлений о системе стилей языка художественной литературы.

Основное содержание тем предмета «Литература»

Введение

Книга – твой друг. Книга и ее роль в духовной жизни чело­века и общества (родина, край, искусство, нравственная память). Литература как искусство слова. Писатель – книга – читатель. Книга художественная и учебная.

Особенности работы с учебной хрестоматией (сведения о писателях, художественные произведения, вопросы и задания, статьи, справочный аппарат, иллюстрации и т. д.).

Из мифологии

Рассказ о мифе и мифологии. Миф – своеобразная форма мироощущения древнего человека, стремление к познанию мира. Миф как явление эстетическое. Основные категории мифов. Возникновение мифов. Мифологические герои и персонажи.

Античный миф: происхождение мира и богов: «Рождение Зевса», «Олимп». Представления древних греков о сотворении Вселенной, богов и героев. Гомер. «Одиссея» («Одиссей на острове циклопов. Полифем»). Рассказ о Гомере. Сюжет мифа. Образы Одиссея и Полифема.

Теория литературы: миф, легенда, предание; мифологиче­ский сюжет; мифологический герой; мифологический персонаж.

Развитие речи: подбор ключевых слов и словосочетаний, различные виды пересказа, словесное рисование, выборочное чтение отдельных эпизодов и их пересказ.

 

Из устного народного творчества

Истоки устного народного творчества, его основные виды.

Сказки. Волшебная сказка: «Царевна-лягушка». Сюжет в волшебной сказке: зачин, важное событие, преодоление препятствий, поединок со злой силой, победа, возвращение, преодоление препятствий, счастливый финал. Сказочные образы. Нравственная проблематика сказки: добрая и злая сила в сказках. Бытовая сказка: «Чего на свете не бывает». Отличие бытовой сказки от волшебной. Сюжеты и реальная основа бытовых сказок. Своеобразие лексики в сказках. Сказка и миф: сходства и различия. Сказки народов России. «Падчерица».

Теория литературы: загадки, пословицы, поговорки (развитие представлений); антитеза, антонимы, иносказание. Сказка. Типы сказок (о животных, волшебные, бытовые). Особенности сказок (присказка, зачин, повтор, концовка, постоянные эпитеты, сравнения и пр.). Сказочный персонаж. Типы сказочных персонажей. Образы животных, образ-пейзаж.

Развитие речи: работа со словарями, составление словарной статьи; сказывание сказки; сочинение собственной сказки.

Басни народов мира

Эзоп. Краткие сведения о баснописце. Басня «Ворон и Лисица». Раскрытие характеров персонажей в баснях: ум, хи­трость, сообразительность, глупость, жадность; элементы дидактизма в басне.

Теория литературы: басня, притча, эзопов язык.

Развитие речи: выразительное чтение, письменный ответ на вопрос.

Русская басня

Русские басни. Русские баснописцы XVIII века. Нравственная проблематика басен, злободневность. Пороки, недостатки, ум, глупость, хитрость, невежество, самонадеянность; просвещение и невежество — основные темы басен. Русская басня в XX веке.

В.К. Тредиаковский. Краткие сведения о писателе. Басня

«Ворон и Лиса».

А.П. Сумароков. Краткие сведения о писателе. Басня «Ворона и Лиса».

И.А. Крылов. Краткие сведения о писателе. Детство. Отношение к книге. Басни: «Ворона и Лисица», «Демьянова уха», «Волк на псарне», «Свинья под Дубом» и др. по выбору. Тематика басен И.А. Крылова. Сатирическое и нравоучительное в басне. Образный мир басен И.А. Крылова.

С.В. Михалков. Басни: «Грибы», «Зеркало». Тематика, проблематика.

Теория литературы: басенный сюжет; мораль, аллегория, сравнение, гипербола.

Развитие речи: различные типы чтения (в том числе чтение наизусть, конкурс на лучшее чтение, чтение по ролям); инсценирование басни.

Из литературы XIX века

А.С. ПУШКИН

Краткие сведения о детстве и детских впечатлениях поэта. Пушкин и книга. А.С. Пушкин и няня Арина Родионовна. Стихотворение «Няне». Образы природы в стихотворениях поэта «Зимняя дорога». «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». «Пушкинская сказка — прямая наследница народной». Гуманистическая направленность пушкинской сказки Герои и персонажи в «Сказке...». Литературная сказка и ее отличия от фольклорной; добро и зло в сказке А.С. Пушкина: чувство благодарности; верность, преданность, зависть, подлость; отношение автора к героям. Поэма «Руслан и Людмила» (отрывок). Сказочные элементы. Богатство выразительных средств.

Теория литературы: первое представление о пейзажной лирике; риторическое обращение; фольклорные элементы.

Развитие речи: выразительное чтение, в том числе наизусть; письменный ответ на вопрос; рассказ о герое; словесное рисование.

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ

Краткие сведения о детских годах писателя. Стихотворение «Бородино». История создания стихотворения. Бородин­ская битва и русский солдат в изображении М.Ю. Лермонтова. Художественное богатство стихотворения. История и литература; любовь к родине, верность долгу.

Теория литературы: эпитет, сравнение, метафора (развитие представлений о тропах); звукопись.

Развитие речи: выразительное чтение наизусть, письменный ответ на вопрос учителя, творческая работа «На Бородинском поле», составление кадров кинофильма (мультфильма).

Н.В. ГОГОЛЬ

Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и судьбе Н.В. Гоголя. Повесть «Ночь перед Рождеством». Отражение в повести славянских преданий и легенд; образы и события повести. Суеверие, злая сила, зло и добро в повести.

Теория литературы: мифологические и фольклорные мотивы в художественном произведении; фантастика; сюжет; художественная деталь, портрет, речевая характеристика.

Развитие речи: краткий выборочный пересказ, подбор материала для изложения с творческим заданием, формулировка учащимися вопросов для творческой работы, словесное рисование.

И.С. ТУРГЕНЕВ

Детские впечатления И.С. Тургенева. Спасское-Лутовиново в представлениях и творческой биографии писателя. Рассказ «Муму» и стихотворение в прозе «Воробей». Современники о рассказе «Муму». Образы центральные и второстепенные; образ Муму. Тематика и социальная проблематика рассказа. Социальная несправедливость, бесправие, беззаконие, добродетельность, добросердечие, добродушие, доброта, добронравие, гуманность, сострадание в рассказе. И.С. Тургенев о языке в стихотворении и прозе «Русский язык».

Теория литературы: рассказ; углубление представления о теме художественного произведения; стихотворение в прозе, эпитет, сравнение (развитие представлений).

Развитие речи: краткий выборочный пересказ, сопоставление персонажей, рассказ о герое по плану, письменный отзыв на эпизод, словесное рисование (портрет героя), составление вопросов и заданий для литературной викторины (конкурс), чтение наизусть.

Н.А. НЕКРАСОВ

Детские впечатления поэта. Стихотворение «Крестьянские дети». Основная тема и способы ее раскрытия. Отношение автора к персонажам стихотворения. Стихотворение «Тройка».

Теория литературы: фольклорные элементы в художественном произведении; строфа; эпитет, сравнение (развитие представлений).

Развитие речи: выразительное чтение, рассказ о герое, работа со словарями.

Л.Н. ТОЛСТОЙ

Сведения о писателе. Л.Н. Толстой в Ясной Поляне. Яснополянская школа. Рассказ «Кавказский пленник». Творческая история. Тема и основные проблемы: смысл жизни, справедливость; свобода, неволя в повести. Две жизненные позиции (Жилин и Костылин). Любовь как высшая нравственная основа в человеке. Своеобразие сюжета. Речь персонажей и отражение в ней особенностей характера и взгляда на жизнь и судьбу.

Теория литературы: рассказ (развитие представлений); портрет; завязка, кульминация, развязка.

Развитие речи: различные виды чтения, письменный отзыв на эпизод, рассказ по плану, письменная формулировка вывода, дискуссия.

А.П. ЧЕХОВ

Детские и юношеские годы писателя. Семья А.П. Чехова. Врач А.П. Чехов и писатель Антоша Чехонте. Книга в жизни А.П. Чехова. Рассказ «Злоумышленник»: тема; приемы создания характеров и ситуаций; отношение писателя к персонажам. Жанровое своеобразие рассказа.

Теория литературы: юмор (юмористическая ситуация), комическая ситуация, ирония; роль детали в создании художественного образа; антитеза, метафора, градация.

Развитие речи: чтение по ролям, пересказ юмористического произведения, отзыв об эпизоде, подготовка учащимися вопросов и заданий для экспресс-опроса.

Из литературы XX века

И.А. БУНИН

Детские годы И.А. Бунина. Семейные традиции и их влияние на формирование личности. Книга в жизни И.А. Бунин Стихотворение «Густой зеленый ельник у дороги...»: тема природы и приемы ее реализации; художественное богатство стих творения; второй план в стихотворении. Рассказ «В деревне: слияние с природой; нравственно-эмоциональное состояние персонажа. Выразительные средства создания образов.

Теория литературы: стихотворение-размышление, образ-пейзаж, образы животных (развитие представлений).

Развитие речи: пересказ и чтение наизусть, цитатный план, письменный ответ на вопрос.

Л.Н. АНДРЕЕВ

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Петька на даче»: основная тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжелое детство; сострадание, чуткость, доброта). Роль эпизода в создании образа героя; природа в жизни мальчика. Значение финала.

Теория литературы: тема, эпизод, финал.

Развитие речи: пересказ краткий, выборочный; составление вопросов; письменный ответ на вопрос.

А.И. КУПРИН

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Золотой петух» Тема, особенности создания образа.

Теория литературы: рассказ (расширение и углубление представлений); характеристика персонажа, портрет героя.

Развитие речи: пересказ от другого лица, отзыв об эпизоде.

А.А. БЛОК

Детские впечатления А. Блока. Книга в жизни юного А. Блока. Блоковские места (Петербург, Шахматово)

Стихотворение «Летний вечер»: умение чувствовать красоту природы и сопереживать ей; стихотворение «Полный месяц над лугом...»: образная система, художественное своеобразие стихотворения.

Теория литературы: антитеза.

Развитие речи: выразительное чтение, рассказ с использованием ключевых слов, альтернативное изложение.

С.А. ЕСЕНИН

Детские годы С. Есенина. В есенинском Константинове. Стихотворения: «Ты запой мне ту песню, что прежде...», «Поет зима – аукает... », «Нивы сжаты, рощи голы... » – по выбору. Единство человека и природы. Малая и большая родина.

Теория литературы: эпитет, метафора, сравнение, олицетворение (развитие представлений о понятиях).

Развитие речи: чтение наизусть, цитатный план.

А.П. ПЛАТОНОВ

Краткие биографические сведения о писателе. Рассказ «Никита». Тема рассказа. Мир глазами ребенка (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире); образ Никиты.

Развитие речи: рассказ о писателе, художественный пересказ фрагмента, составление словаря для характеристики предметов и явлений.

П.П. БАЖОВ

Краткие сведения о писателе. Сказ «Каменный цветок». Человек труда в сказе П.П. Бажова (труд и мастерство, вдох­новение). Приемы создания художественного образа.

Теория литературы: сказ, отличие сказа от сказки, герой повествования, афоризм.

Развитие речи: пересказ от другого лица, отзыв об эпизоде. Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.

Н.Н. НОСОВ

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Три охотника»: тема, система образов.

Развитие речи: пересказ.

Е.И. НОСОВ

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Как патефон петуха от смерти спас». Добро и доброта. Мир глазами ребенка; юмористическое и лирическое в рассказе. Воспитание чувства милосердия, сострадания, участия, заботы о беззащитном.

Теория литературы: юмор (развитие представлений).

Развитие речи: пересказ (краткий и от другого лица), письменный ответ на вопрос, инсценированное чтение.

Родная природа в произведениях писателей XX века

Час поэзии «Поэзия и проза XX века о родной природе»:

В.Ф. Боков. «Поклон »;

Н.М. Рубцов. «В осеннем лесу »;

Р. Г. Гамзатов. «Песня соловья »;

В.И. Белов. «Весенняя ночь»;

В.Г. Ра с п у т и н. «Век живи — век люби» (отрывок).

Из зарубежной литературы

Д. ДЕФО

Краткие сведения о писателе. Роман «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо» (отрывок). Сюжетные линии, характеристика персонажей (находчивость, смекалка, доброта), характеристика жанра.

Теория литературы: притча, приключенческий роман, роман воспитания, путешествие (первичные представления о дан­ных понятиях).

Развитие речи: различные виды пересказа, изложение с элементами сочинения.

Г.Х.Андерсен

Краткие сведения о писателе, его детстве. Сказка «Соловей»: внешняя и внутренняя красота, благодарность.

Теория литературы: философская сказка (развитие представлений), авторский замысел и способы его характеристики.

Развитие речи: различные виды пересказов, письменный отзыв об эпизоде.

М. ТВЕН

Краткие сведения о писателе. Автобиография и автобиографические мотивы. Роман «Приключения Тома Сойера» (отрывок): мир детства и мир взрослых.

Теория литературы: юмор, приключения как форма детской фантазии.

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, письменный отзыв о герое.

Ж. РОНИ-СТАРШИЙ

Краткие сведения о писателе. Повесть «Борьба за огонь» (отдельные главы). Гуманистическое изображение древнего человека. Человек и природа, борьба за выживание, эмоциональный мир доисторического человека.

Развитие речи: составление плана, письменная и устная характеристика героя.

ДЖ. ЛОНДОН

Краткие сведения о писателе. Детские впечатления. «Сказание о Кише» (период раннего взросления в связи с обстоятельствами жизни; добро и зло, благородство, уважение взрослых).

Теория литературы: рассказ (развитие представлений).

Развитие речи: различные виды пересказов, устный и письменный портрет героя.

А. ЛИНДГРЕН

Краткие сведения о писательнице. Роман «Приключения Эмиля из Лённеберги » (отрывок).

Тематическое планирование

п/п

Разделы, темы

Количество часов

Практическая часть программы (развитие речи)

Основные виды деятельности

Примерная

программа

Рабочая программа

1.

Введение

1

1

   

2.

Греческая мифология

3

3

 

Составление тезисных и цитатных планов статьи учебника, выразительное чтение фрагментов художественного текста, работа с иллюстрациями, беседа, сообщения учителя и учащихся.

3.

Устное народное творчество

9

9

1

Художественный пересказ, составление таблицы, беседа, исследовательская работа с текстом, выразительное чтение, работа с иллюстрациями, сообщения учителя и учащегося.

4.

Древнерусская литература

2

2

 

Составление плана статьи, беседа, слайдовая презентация, прослушивание музыкального фрагмента, выразительное чтение, исследовательская работа с текстом, составление плана художественных произведений, лексическая работа, сообщение учителя и учащихся, редактирование.

5.

Литература 18 века

7

7

1

Чтение, составление планов статей учебника, создание заметок по ходу прослушивания сообщений, сообщение учителя и учащегося, лексическая и исследовательская работа с текстом, выразительное чтение наизусть, работа с учебником.

6.

Литература 19 века

38

38

8

Выразительное чтение наизусть, прослушивание музыкальных фрагментов, сообщения учителя и учащихся, заполнение таблиц, опорных схем, кластеров, беседа, словарная работа, составление ассоциативных рядов, работа с терминами, составление комментариев к портретам писателей, работа с учебником, самостоятельная исследовательская работа с текстом, выразительное чтение, слайдовая презентация, подбор цитат для ответа на поставленный вопрос, пересказ эпизода от лица героев, пересказ-анализ, формулирование письменного ответа на вопрос, выявление речевых, фактических, логических ошибок, редактирование, составление вопросов к тексту, выполнение коллективных творческих заданий, создание иллюстраций, чтение по ролям, составление устного высказывания об услышанном.

7.

Литература 20 века

29

29

1

Самостоятельная исследовательская работа, сообщения учителя и учащихся, лексическая работа, выразительное чтение наизусть, прослушивание музыкальной композиции, беседа, работа с учебником, художественный пересказ, выявление речевых, логических и фактических ошибок, редактирование, работа с иллюстрациями, заполнение таблицы, слайдовая презентация, работа с терминами, отбор наиболее важных для понимания произведения вопросов, чтение по ролям, дискуссия.

8.

Зарубежная литература

13

13

 

Пересказ, сообщение учителя и учащихся, выразительное чтение, составление плана статьи, беседа, дискуссия, самостоятельная и коллективная исследовательская работа, создание словесных портретов, обмен впечатлениями об услышанном, лексическая работа, работа с терминами.

Итого за 1 четверть

27

27

   

Итого за 2 четверть

21

21

   

Итого за 3 четверть

30

30

   

Итого за 4 четверть

24

24

   

Итого:

102

102

11

 


 

Календарно-тематический план

п\п

в теме

Дата

Тема

Тип урока,

форма проведения

 

Планируемые предметные результаты

 

план

факт

Введение (1 ч.)

1

1

   

Книга – твой друг

Урок «открытия» нового знания

беседа с элементами лекции

Уметь создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог.

 

 

Из мифологии (3 ч.)

2

1

   

Античный миф. «Рождение Зевса».

Урок «открытия»

нового знания практикум

Уметь осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; выразительно читать мифы, соблюдая соответствующую интонацию «устного высказывания».

3.

2

   

Миф «Олимп».

Урок «открытия»

нового знания

практикум

Понимать связи литературных произведений с эпохой их написания; выявлять заложенные в них вневременных, непреходящих ценностей и их современного звучания; владеть литературоведческим термином «предание»; уметь отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту.

4.

3

   

«Одиссей на острове циклопов. Полифем».

Урок «открытия»

нового знания

семинар

Понимать связи литературных произведений с эпохой их написания; владеть литературоведческими терминами - «мифологический герой» и «персонаж»; уметь вести диалог; понимать образную природу литературы как явления словесного искусства.

Из устного народного творчества (9 ч.)

5.

1

   

Загадки

Урок общеметодической направленности

исследование

Понимать ключевые проблемы изученных произведений русского фольклора; владеть литературоведческим термином «загадка»; воспринимать на слух литературные произведения разных жанров; формировать собственное отношение к произведениям русского фольклора, их оценке.

6.

2

   

Пословицы и поговорки

Урок общеметодической направленности

путешествие

Понимать ключевые проблемы изученных произведений русского фольклора; владеть литературоведческими терминами «Пословицы и поговорки», «антитеза», «антонимы», «иносказание»; воспринимать на слух литературные произведения разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие; приобщать к духовно-нравственным ценностям русской культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов.

7.

3

   

Литературная игра по теме: «Пословицы и поговорки»

Урок общеметодической направленности

путешествие

Уметь создавать устные монологические высказывания разного типа; вести диалог; понимать связи фольклорных произведений с эпохой их написания, выявлять заложенные в них вневременных, непреходящих нравственные ценности и их современного звучания.

8

4

   

Р.Р. Творческая мастерская

Урок общеметодической направленности

творческая мастерская

Понимать ключевые проблемы изученных произведений русского фольклора; владеть литературоведческими терминами «сказка», «типы сказок», «образы животных», «образ-пейзаж», «композиция волшебной сказки»; определять в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языке.

9

5

   

Сказка. «Царевна-лягушка»

Урок «открытия»

нового знания

практикум

Понимать ключевые проблемы изученных произведений русского фольклора; владеть литературоведческими терминами «сказка», «типы сказок», «образы животных», «образ-пейзаж», «композиция волшебной сказки»; определять в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка.

10

6

   

Сюжет и реальная основа в бытовой сказке «Чего на свете не бывает?»

Урок общеметодической направленности

конференция

Уметь выявлять характерные для сказок художественные приемы; формировать умение высказывать мнение о проблематике фольклорных текстов как основе развития представлений о нравственном идеале своего народа.

11

7

   

Сказки народов России. «Падчерица»

Урок общеметодической направленности

конференция

Понимать ключевые проблемы изученных произведений русского фольклора; владеть литературоведческими терминами «типы сказочных персонажей», «бродячий сюжет», «народная и литературная сказка»; приобщить к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов.

12

8

   

Особенности волшебной сказки. Подготовка к мини-проекту

Урок «открытия»

нового знания

исследование

Понимать связи литературных произведений с эпохой их написания; владеть литературоведческими терминами «присказка», «зачин», «повтор», «концовка», «постоянные эпитеты», «сравнения», «композиция сказки», «сказочные формулы».

13

9

   

Мини-проект «Скоро сказка сказывается».

Урок общеметодической направленности

конференция

Уметь выявлять характерные для сказок художественные приемы; формировать умение высказывать мнение о проблематике фольклорных текстов как основе развития представлений о нравственном идеале своего народа.

Из древнерусской литературы (2ч.)

14

1

   

Из «Повести временных лет»: «Расселение славян».

Урок «открытия»

нового знания

урок-презентация с элементами беседы

Уметь осознанно воспринимать и понимать древнерусский текст; уметь анализировать текст, выбирать ключевые слова, сравнивать древнерусский язык и современный русский язык; понимать связь литературных произведений с эпохой их написания

 

15

2

   

«Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам».

Урок «открытия»

нового знания

практикум

 

Понимание ключевых проблем изученных произведений древнерусской литературы; владеть литературоведческим термином «летопись»; формулировать собственное отношение к произведениям русской литературы, их оценка; понимать русское слово в его эстетической функции.

Басни народов мира (1ч.)

16

1

   

Эзоп. «Ворон и Лисица». Жан де Лафонтен «Лисица и виноград

Урок «открытия»

нового знания

урок-презентация с элементами беседы

Владеть литературоведческими терминами «басня», «притча», «эзопов язык»; приобщить к духовно-нравственным ценностям мировой литературы; эстетически воспринимать произведения литературы; формировать эстетический вкус.

Русская басня (6 ч.)

17

1

   

Русские басни. М.В. Ломоносов «Случились два астронома в пиру…»

Урок «открытия»

нового знания

урок-презентация с элементами беседы

Уметь анализировать басню, доказывать особенности басни, объяснять отличие басни от сказки; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группах.

18

2

   

Басни о Вороне и Лисице В.К.Тредиаковского, А.П. Сумарокова, И.А. Крылова

Урок «открытия»

нового знания

исследование

 

Уметь анализировать басню, доказывать особенности басни, объяснять отличие басни от сказки; владеть литературоведческим термином «сравнение».

 

19

3

   

Басни И.А. Крылова. «Волк на псарне»

Урок «открытия»

нового знания

практикум

Владеть литературоведческими терминами «гипербола», «аллегория»; уметь понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; понимать авторскую позиции и своего отношения к ней.

20

4

   

И.А. Крылов. Басни «Волк и Ягнёнок», «Свинья под Дубом», «Демьянова уха».

Урок «открытия»

нового знания

практикум

 

Владеть литературоведческими терминами «гипербола», «аллегория»; уметь понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; понимать авторскую позицию и своего отношения к ней.

21

5

   

Р/Р Конкурс чтецов на лучшее исполнение басен И.А. Крылова

Урок общеметодической направленности

конкурс

Уметь выявлять авторскую позицию, определять своё отношение к ней и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации; определять актуальность басен для читателе

22

6

   

Русская басня в XX веке.

Урок общеметодической направленности

практикум

 

Владеть литературоведческим термином «аллегория»; понимать авторскую позицию и своё отношение к ней; воспринимать на слух литературные произведения; осмысленное чтение и адекватное восприятие; понимание образной природы литературы как явления словесного искусства.

Из литературы 19 века (38 ч.)

23

1

   

Краткие сведения об А.С. Пушкине. Заочная экскурсия по пушкинским местам.

Урок «открытия»

нового знания

путешествие

Понимать ключевые проблемы изученных произведений русских писателей XIX века; приобщить к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры; уметь создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог; эстетическое восприятие произведений литературы

24

2

   

А.С. Пушкин. Стихотворение «Няне».

Урок «открытия»

нового знания

практикум

Уметь понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; владеть литературоведческим термином «риторическое обращение»; понимать авторскую позицию и уметь формулировать своё отношение к ней; уметь вести диалог; эстетическое восприятие произведений литературы.

25

3

   

А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Урок «открытия»

нового знания

практикум

Владеть литературоведческим термином «фольклорные элементы»; уметь понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; уметь отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа.

26

4

   

Черты сходства и различия волшебной и литературной сказки.

Урок «открытия»

нового знания

исследование

Уметь определять в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимать их роль в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; владеть литературоведческими терминами «литературная сказка», «народная сказка»; уметь вести диалог; понимать образную природу литературы как явления словесного искусства.

27

5

   

А.С. Пушкин. «Руслан и Людмила» (отрывок).

Урок «открытия»

нового знания

практикум

Понимать связи литературных произведений с эпохой их написания, владеть литературоведческим термином «рифма»; уметь понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения.

28

6

   

А.С. Пушкин. Стихотворение «Зимняя дорога».

Урок «открытия»

нового знания

практикум

Уметь анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею; владение литературоведческим термином «пейзажная лирика».

29

7

   

Поэзия XIX века о родной природе.

Урок общеметодической направленности

презентация

Понимать ключевые проблемы изученных произведений русских писателей XIX века; владеть литературоведческим термином «пейзажная лирика»; определять в произведении элементы композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимать их роль в раскрытии идейно-художественного содержания произведения

30

8

   

Краткие сведения о М.Ю. Лермонтове. Заочная экскурсия по лермонтовским местам.

Урок «открытия»

нового знания

путешествие

Понимать ключевые проблемы изученных произведений, их связи с эпохой написания и нравственными ценностями.

 

 

31

9

   

Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино». Историческая основа и прототипы героев.

Бородинское сражение и его герои в изобразительном искусстве.

Урок «открытия»

нового знания

практикум

Владеть литературоведческими терминами «эпитет», «сравнение», «прототип»; понимать связи литературных произведений с эпохой их написания, выявлять заложенные в них вневременные, непреходящие нравственные ценности и их современного звучания; уметь анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров.

32

10

   

Средства художественной выразительности в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино».

Урок общеметодической направленности

исследование

Владеть литературоведческими терминами «метафора», «звукопись», «диалог», «монолог», «аллитерация», «ассонанс»; уметь понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; формулировать собственное отношение к произведениям русской литературы, их оценка; понимать изобразительно-выразительные языковые средства в создании художественных образов.

33-34

11-12

   

Р.Р. Подготовка к сочинению «Путешествие на поле славы». (Повествование о событиях от лица их участников). Анализ письменных работ

Урок общеметодической

практикум

Владеть литературоведческим термином «повествование»; написание сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; понимать русское слово в его эстетической функции.

 

35

13

   

Н.В. Гоголь. Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и судьбе Н.В.Гоголя.

Урок «открытия»

нового знания

презентация с элементами беседы

Понимать ключевые проблемы изученных произведений русских писателей XIX века; формулировать собственное отношение к произведениям русской литературы, их оценка; уметь создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог

36

14

   

Н.В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством». Фольклорные источники и мотивы. Историческая основа повести. Оксана и кузнец Вакула.

Урок «открытия»

нового знания

практикум

Владеть литературоведческими терминами «мифологические и литературные мотивы»; понимать связи литературных произведений с эпохой их написания, выявлять заложенные в них вневременные, непреходящие нравственные ценности и их современного звучания; уметь характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений

37

15

   

Фантастика и реальность в повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».

Урок «открытия»

нового знания

практикум

Уметь характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; владеть литературоведческими терминами «фантастика», «сюжет», «художественная деталь», «портрет», «речевая характеристика»; уметь пересказывать прозаические отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; понимать роли изобразительно-выразительных средств языка в создании художественных образов.

38

16

   

Детские впечатления И.С. Тургенева. Заочная экскурсия в Спасское-Лутовиново.

Урок «открытия»

нового знания

путешествие

Уметь подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения; уметь отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа.

39

1

   

И.С.Тургенев. Рассказ «Муму». Образ Герасима.

Урок «открытия»

нового знания

практикум

Уметь характеризовать героев русской литературы 19 века; характеризовать сюжет произведения, его тематику, идейно-эмоциональное содержание; владеть литературоведческими терминами «рассказ», «тема художественного произведения»; уметь пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств языка и цитат из текста

40

18

   

Богатырский облик и нравственное превосходство Герасима над барыней и её челядью.

Урок общеметодической

практикум

Уметь делать сравнительную характеристику персонажей, художественно пересказывать эпизоды.

 

41

19

   

Герасим и Муму. Немой протест героя – символ немоты крепостных крестьян.

Урок общеметодической направленности

исследование

Владеть литературоведческим термином «эпизод»; уметь анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения.

42-43

20-21

   

Р.Р. сочинение «Эпизод рассказа, который произвёл на меня самое сильное впечатление». Анализ сочинений

Урок общеметодической направленности

творческая мастерская

Уметь грамотно строить письменную монологическую речь.

 

44

22

   

И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе «Воробей», «Русский язык».

Урок общеметодической направленности

практикум

Владеть литературоведческими терминами «стихотворение в прозе», «эпитет», «сравнение»; эстетическое восприятие произведений литературы; формировать эстетический вкус.

 

45

23

   

Стихотворение в прозе И.С. Тургенева «Два богача».

Урок общеметодической направленности

практикум

Владеть литературоведческими терминами «стихотворение в прозе», «эпитет», «сравнение»; эстетическое восприятие произведений литературы; формировать эстетический вкус.

 

46

24

   

Н.А. Некрасов. Детские впечатления поэта. Заочная экскурсия в Грешнево.

Урок «открытия»

нового знания

путешествие

Уметь подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения.

 

47

25

   

Н.А. Некрасов. Особенности композиции стихотворения «Крестьянские дети».

Урок «открытия»

нового знания

практикум

Понимать ключевые проблемы произведения, связи литературных произведений с эпохой их написания; уметь анализировать литературное произведение; владеть литературоведческим термином «композиция»; эстетическое восприятие произведений литературы.

48

26

   

Основная тема стихотворения «Крестьянские дети» и способы ее раскрытия. Отношение автора к персонажам.

Урок общеметодической направленности

практикум

Уметь понимать и формулировать тему и идею литературного произведения; владеть литературоведческими терминами «строфа», «эпитет», «сравнение», «оксюморон»; понимать авторскую позицию и свое отношения к ней; уметь вести диалог

 

49

27

   

Н.А. Некрасов. Стихотворение «Тройка».

Урок «открытия»

нового знания

практикум

 

Понимать ключевые проблемы произведения, связи литературных произведений с жизнью; уметь анализировать литературное произведение; владеть литературоведческим термином «фольклорные элементы в художественном произведении»; уметь отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания.

50

28

   

Р.Р. Фольклорные элементы в поэзии Н.А. Некрасова

Урок общеметодической направленности

творческая мастерская

Уметь создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог.

 

51

29

   

Л.Н.Толстой. Сведения о писателе. Историко-литературная основа рассказа «Кавказский пленник». Заочная экскурсия в Ясную Поляну.

Урок «открытия»

нового знания

путешествие

 

Уметь подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения; понимать связи литературных произведений с эпохой их написания

 

52

30

   

Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник». Жилин и Костылин в плену.

Урок «открытия»

нового знания

практикум

 

Уметь характеризовать героев русской литературы 19 века; характеризовать сюжет произведения, его тематику, идейно-эмоциональное содержание; владеть литературоведческими терминами «рассказ», «портрет»; уметь пересказывать прозаическое произведение или отрывок из него.

53

31

   

Две жизненные позиции в рассказе «Кавказский пленник». Художественная идея рассказа.

Урок «открытия»

нового знания

практикум

Владеть литературоведческими терминами «завязка», «кульминация», «развязка»; понимать авторскую позицию и уметь формулировать свое отношение к ней.

 

54-55

32-33

   

Р.Р. Сочинение по теме: «Над чем меня заставил задуматься рассказ Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»?»

Урок общеметодической направленности

творческая мастерская

Уметь грамотно строить письменную монологическую речь

 

56

34

   

Детские и юношеские годы А.П. Чехова. Семья А.П. Чехова. Книга в жизни А.П. Чехова.

Урок «открытия»

нового знания

путешествие

 

Уметь подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения

 

57

35

   

Рассказ А.П. Чехова «Злоумышленник». Приёмы создания характеров и ситуаций. Жанровое своеобразие рассказа. Работа над проектом.

Урок «открытия»

нового знания

практикум

 

Уметь характеризовать героев русской литературы 19 века; характеризовать сюжет произведения, его тематику, идейно-эмоциональное содержание; владеть литературоведческими терминами «юмор», «комическая ситуация», «ирония», «антитеза», «метафора», «градация».

 

58

36

   

Рассказ А.П. Чехова «Пересолил». Работа над проектом.

Урок общеметодической направленности

практикум

 

Уметь характеризовать героев русской литературы 19 века; характеризовать сюжет произведения, его тематику, идейно-эмоциональное содержание; владеть литературоведческими терминами «юмористический рассказ», «жанр», «двойная развязка», «прием несоответствия».

59

37

   

Р.Р. Сочинение по теме: «Юмористический рассказ о случае из жизни».

Урок общеметодической направленности

творческая мастерская

Осмыслить роли детали в создании художественного образа; написание классных творческих работ.

 

60

38

   

Презентация проекта «Краткость – сестра таланта» (по творчеству А.П. Чехова).

Урок общеметодической направленности

конференция

Уметь вести диалог; понимать роль изобразительно-выразительных языковых средств в создании образов.

 

Из литературы 20 века (29ч.)

61

1

   

Краткие сведения об И.А. Бунине. Заочная экскурсия по бунинским местам.

Урок «открытия»

нового знания

путешествие

Уметь подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения.

 

62

2

   

Стихотворение И. Бунина «Густой зеленый ельник у дороги…». Тема природы и приёмы её реализации

Урок «открытия»

нового знания

практикум

Уметь выразительно читать стихотворение, оценивать отношение поэтов, художников к природе, определять роль эпитетов и метафор в создании словесной картины; владеть литературоведческим термином «стихотворение-размышление»

63

3

   

И.А. Бунин. Рассказ «В деревне».

Урок «открытия»

нового знания

исследование

Формировать умение выразительно читать текст; уметь давать характеристику персонажу, определять его нравственно-эмоциональное состояние; владеть литературоведческим термином «образ-пейзаж»; уметь отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту.

64

4

   

И.А. Бунин. «Подснежник».

Урок «открытия»

нового знания

исследование

Владеть литературоведческими терминами «герой», «персонаж», «повествователь»; уметь понимать и формулировать тему, идею и нравственный пафос литературного произведения; понимать авторскую позицию и уметь формулировать свое отношение к ней.

65

5

   

Л.Н. Андреев. Краткие сведения о писателе.

Урок «открытия»

нового знания

презентация с элементами беседы

Уметь подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения; уметь вести диалог; формировать эстетический вкус.

 

66

6

   

Л. Андреев «Петька на даче». Мир города в рассказе.

Урок «открытия»

нового знания

практикум

Уметь характеризовать героев русской литературы 19 века; характеризовать сюжет произведения, его тематику, идейно-эмоциональное содержание; владеть литературоведческими терминами «тема», «эпизод»

67

7

   

Л.Н. Андреев. «Петька на даче». Противопоставление мира города и дачи в рассказе. Тематика и нравственная проблематика рассказа.

Урок «открытия»

нового знания

исследование

Владеть литературоведческим термином «финал»; понимать связи литературных произведений с эпохой их написания; понимать авторскую позицию и уметь формулировать свое отношение к ней.

 

68

8

   

А.И. Куприн. Краткие сведения о писателе. Заочная экскурсия в музей А.И. Куприна в Наровчате.

Урок «открытия»

нового знания

презентация с элементами беседы

Уметь подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения; понимать произведения русских писателей 19-20 вв.

 

69

9

   

Рассказ А.И. Куприна «Золотой Петух». Тема, особенности создания образа.

Урок «открытия»

нового знания

практикум

Уметь пересказывать прозаические произведения или их фрагменты; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; владеть литературоведческими терминами «рассказ», «характеристика персонажа», «портрет».

70

10

   

Р. Р. Обучение анализу эпизода.

Урок «открытия»

нового знания

исследование

Уметь создавать устные и письменные монологические высказывания разных типов

 

71

11

   

Детские впечатления А.А. Блока. Книга в жизни юного А.А. Блока. Блоковские места.

Урок «открытия»

нового знания

презентация с элементами беседы

Приобщить к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры; понимать образную природу литературы как явления словесного искусства.

 

72

12

   

А.А. Блок. «Летний вечер», «Полный месяц встал над лугом…»

Урок «открытия»

нового знания

практикум

Уметь выразительно читать стихотворение, оценивать отношение поэтов, художников к природе, определять роль эпитетов и метафор в создании словесной картины; владеть литературоведческими терминами «антитеза», «художественное пространство».

73

13

   

С.А. Есенин. Детские годы. В есенинском Константинове.

Урок «открытия»

нового знания

презентация с элементами беседы

Уметь подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, формировать эстетический вкус.

 

74

14

   

С.А. Есенин «Ты запой мне ту песню, что прежде…»

Урок «открытия»

нового знания

практикум

Формировать умение анализировать лирические произведения, отбирать изобразительные средства; уметь правильно, выразительно читать стихотворение; владеть литературоведческими терминами «эпитет», «метафора», «сравнение», «олицетворение».

75

15

   

С.А. Есенин «Поёт зима – аукает…», «Нивы сжаты, рощи голы…»

Урок «открытия»

нового знания

практикум

Формировать умение анализировать лирические произведения, отбирать изобразительные средства; уметь правильно, выразительно читать стихотворение; владеть литературоведческими терминами «эпитет», «метафора», «сравнение», «олицетворение».

76

16

   

А.П. Платонов. Краткие сведения о писателе.

Урок «открытия»

нового знания

презентация с элементами беседы

Уметь подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения.

 

77

17

   

А.П. Платонов. Мир глазами ребёнка в рассказе «Никита».

Урок «открытия»

нового знания

исследование

Формировать умение художественно пересказывать фрагмент; уметь составлять словарь для характеристики предметов и явлений; уметь давать характеристику герою; владеть литературоведческим термином «мифологическое сознание».

78

18

   

А.П. Платонов. «Цветок на земле».

Урок «открытия»

нового знания

практикум

Понимать связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания.

79

19

   

П.П. Бажов. Краткие сведения о писателе.

Урок «открытия»

нового знания

презентация с элементами беседы

Уметь подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения; формировать собственное отношение к произведениям русской литературы.

 

80

20

   

П. Бажов «Каменный цветок». Человек труда в сказе П. Бажова.

Урок «открытия»

нового знания

исследование

Формировать умение

давать характеристику герою; уметь пересказывать от другого лица.

 

81

21

   

П.П. Бажов. «Каменный цветок». Приёмы создания художественного образа.

Урок общеметодической направленности

исследование

Формировать умение отличать сказ от сказки, знать основные особенности сказа и сказки; владеть литературоведческими терминами «сказ и сказка», «герой повествования», «афоризм».

 

82

22

   

Н.Н. Носов. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Литературная викторина.

Урок «открытия»

нового знания

викторина

Уметь подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения.

 

83

23

   

Н.Н. Носов. Рассказ «Три охотника». Тема, система образов.

Урок «открытия»

нового знания

практикум

Понимать авторскую позицию и свое отношения к ней; владеть литературоведческим термином «юмор

 

84

24

   

В.П. Астафьев. Краткие сведения о писателе. Рассказ «Васюткино озеро».

Урок «открытия»

нового знания

презентация с элементами беседы

Уметь подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения; понимать ключевые проблемы изученных произведений русских писателей 20 века.

 

85-86

25-26

   

В.П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро».

Урок «открытия»

нового знания

практикум

Владеть литературоведческим термином «художественная идея»; уметь отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания.

87

27

   

Родная природа в произведениях писателей XX века.

Урок общеметодической направленности

конференция

Формировать умения анализировать лирические произведения, отбирать изобразительные средства; уметь правильно, выразительно читать стихотворения.

 

88

28

   

В.И. Белов. «Весенняя ночь».

Урок «открытия»

нового знания

презентация с элементами беседы

Уметь анализировать литературное произведение; владеть литературоведческим термином «лирическая проза».

 

89

29

   

В.Г. Распутин. «Век живи – век люби».

Урок «открытия»

нового знания

презентация с элементами беседы

практикум

Уметь понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; формулировать собственное отношение к произведениям русской литературы.

 

Из зарубежной литературы (13ч.)

90-91

1-2

   

Краткие сведения о Д. Дефо. «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо».

Урок «открытия»

нового знания

презентация с элементами беседы

практикум

Понимать ключевые проблемы изученных произведений зарубежной литературы; владеть литературоведческим термином «приключенческий роман».

 

92

3

   

Д. Дефо. «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо».

Урок общеметодической направленности

практикум

Уметь применять разные типы пересказа, давать характеристику герою.

 

93

4

   

Х.К. Андерсен. Краткие сведения о писателе.

Заочная экскурсия на родину сказочника.

Урок «открытия»

нового знания

презентация с элементами беседы

Понимать ключевые проблемы изученных произведений зарубежной литературы; владеть литературоведческим термином «волшебная сказка».

 

94

5

   

Сказка Х.К. Андерсена «Соловей». Внутренняя и внешняя красота.

Урок общеметодической направленности

практикум

Уметь характеризовать литературных героев; владеть литературоведческими терминами: авторский замысел и способы его характеристики».

 

95

6

   

Краткие сведения о М.Твене. Автобиографические мотивы в произведениях М. Твена.

Урок «открытия»

нового знания

презентация с элементами беседы

Уметь подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения; понимать ключевые проблемы изученных произведений зарубежной литературы.

 

96

7

   

М. Твен. «Приключения Тома Сойера» (отрывок): мир детства и мир взрослых.

Урок «открытия»

нового знания

практикум

Формировать умение давать характеристику герою; владеть литературоведческим термином «юмор».

97

8

   

Жизнерадостность, неутомимый интерес к жизни, бурная энергия Тома Сойера.

Урок общеметодической направленности

практикум

Понимать авторскую позицию и уметь формулировать свое отношение к ней; владеть литературоведческими терминами «юмор», «ирония», «сатира».

98

9

   

Ж. Рони-Старший. Повесть «Борьба за огонь». Гуманистическое изображение древнего человека.

Урок «открытия»

нового знания

презентация с элементами беседы

Уметь пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств языка и цитат из текста.

99

10

   

Краткие сведения о Дж. Лондоне. Раннее взросление подростка в «Сказании о Кише».

Урок «открытия»

нового знания

презентация с элементами беседы

Уметь подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, определять тему произведения; владеть литературоведческим термином «рассказ»

100

11

   

Астрид Линдгрен. Краткие сведения о писательнице. Заочная экскурсия на родину А.Линдгрен. Отрывки из романа «Приключения Эмиля из Леннеберги».

Урок «открытия»

нового знания

презентация с элементами беседы

Уметь подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, выявлять в произведении заложенные в нем вневременные, непреходящие нравственные ценности и их современного звучания; умение вести диалог.

101

12

   

Итоговая контрольная работа

Урок развивающего контроля

Формировать у учащихся умения к осуществлению контрольной функции, контроль и самоконтроль изученных понятий.

102

13

   

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками

Урок развивающего контроля

Контроль и самоконтроль изученных учащимися понятий и алгоритмов

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.