Рабочая программа по литературе для 5 класса по УМК Г.С. Меркина
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Прииртышская средняя общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНО: на заседании методического объединения учителей гуманитарно-эстетического цикла Протокол от «25» августа 2016 г. №1 |
СОГЛАСОВАНО: зам. директора по УВР _________ Мадьярова И.Г. |
УТВЕРЖДЕНО: приказом директора школы от «31» августа 2016 г. №171 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе
для 5 класса
на 2016-2017 учебный год
Планирование составлено в соответствии
с федеральным государственным образовательным стандартом
основного общего образования
Составитель программы: Душина Мария Игоревна,
учитель русского языка и литературы
п. Прииртышский
2016 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для обучающихся 5 класса составлена в соответствии с программой к завершенной предметной линии учебников по литературе для 5 класса под редакцией Г.С.Меркина, тематическим планированием к учебнику Г.С. Меркина «Литература. 5 класс» Ф.Е. Соловьева; под ред. Г.С. Меркина. – 3 изд. – М.:ООО «Русское слово», 2015; рабочей тетрадью к учебнику Г.С. Меркина «Литература. 5 класс. Часть 1, 2» Ф.Е.Соловьева; под ред. Г.С. Меркина. – 3 изд. – М.: ООО «Русское слово», 2015.
Учебный план для МАОУ «Прииртышская СОШ» предусматривает обязательное изучение литературы в 5 классе в объеме 3 часа в неделю, 102 часа в год.
Предметные результаты
осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;
воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой;
формирование представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского, родного (нерусского) языка;
формирование умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;
способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
формирование представлений о системе стилей языка художественной литературы.
Основное содержание тем предмета «Литература»
Введение
Книга – твой друг. Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества (родина, край, искусство, нравственная память). Литература как искусство слова. Писатель – книга – читатель. Книга художественная и учебная.
Особенности работы с учебной хрестоматией (сведения о писателях, художественные произведения, вопросы и задания, статьи, справочный аппарат, иллюстрации и т. д.).
Из мифологии
Рассказ о мифе и мифологии. Миф – своеобразная форма мироощущения древнего человека, стремление к познанию мира. Миф как явление эстетическое. Основные категории мифов. Возникновение мифов. Мифологические герои и персонажи.
Античный миф: происхождение мира и богов: «Рождение Зевса», «Олимп». Представления древних греков о сотворении Вселенной, богов и героев. Гомер. «Одиссея» («Одиссей на острове циклопов. Полифем»). Рассказ о Гомере. Сюжет мифа. Образы Одиссея и Полифема.
Теория литературы: миф, легенда, предание; мифологический сюжет; мифологический герой; мифологический персонаж.
Развитие речи: подбор ключевых слов и словосочетаний, различные виды пересказа, словесное рисование, выборочное чтение отдельных эпизодов и их пересказ.
Из устного народного творчества
Истоки устного народного творчества, его основные виды.
Сказки. Волшебная сказка: «Царевна-лягушка». Сюжет в волшебной сказке: зачин, важное событие, преодоление препятствий, поединок со злой силой, победа, возвращение, преодоление препятствий, счастливый финал. Сказочные образы. Нравственная проблематика сказки: добрая и злая сила в сказках. Бытовая сказка: «Чего на свете не бывает». Отличие бытовой сказки от волшебной. Сюжеты и реальная основа бытовых сказок. Своеобразие лексики в сказках. Сказка и миф: сходства и различия. Сказки народов России. «Падчерица».
Теория литературы: загадки, пословицы, поговорки (развитие представлений); антитеза, антонимы, иносказание. Сказка. Типы сказок (о животных, волшебные, бытовые). Особенности сказок (присказка, зачин, повтор, концовка, постоянные эпитеты, сравнения и пр.). Сказочный персонаж. Типы сказочных персонажей. Образы животных, образ-пейзаж.
Развитие речи: работа со словарями, составление словарной статьи; сказывание сказки; сочинение собственной сказки.
Басни народов мира
Эзоп. Краткие сведения о баснописце. Басня «Ворон и Лисица». Раскрытие характеров персонажей в баснях: ум, хитрость, сообразительность, глупость, жадность; элементы дидактизма в басне.
Теория литературы: басня, притча, эзопов язык.
Развитие речи: выразительное чтение, письменный ответ на вопрос.
Русская басня
Русские басни. Русские баснописцы XVIII века. Нравственная проблематика басен, злободневность. Пороки, недостатки, ум, глупость, хитрость, невежество, самонадеянность; просвещение и невежество — основные темы басен. Русская басня в XX веке.
В.К. Тредиаковский. Краткие сведения о писателе. Басня
«Ворон и Лиса».
А.П. Сумароков. Краткие сведения о писателе. Басня «Ворона и Лиса».
И.А. Крылов. Краткие сведения о писателе. Детство. Отношение к книге. Басни: «Ворона и Лисица», «Демьянова уха», «Волк на псарне», «Свинья под Дубом» и др. по выбору. Тематика басен И.А. Крылова. Сатирическое и нравоучительное в басне. Образный мир басен И.А. Крылова.
С.В. Михалков. Басни: «Грибы», «Зеркало». Тематика, проблематика.
Теория литературы: басенный сюжет; мораль, аллегория, сравнение, гипербола.
Развитие речи: различные типы чтения (в том числе чтение наизусть, конкурс на лучшее чтение, чтение по ролям); инсценирование басни.
Из литературы XIX века
А.С. ПУШКИН
Краткие сведения о детстве и детских впечатлениях поэта. Пушкин и книга. А.С. Пушкин и няня Арина Родионовна. Стихотворение «Няне». Образы природы в стихотворениях поэта «Зимняя дорога». «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». «Пушкинская сказка — прямая наследница народной». Гуманистическая направленность пушкинской сказки Герои и персонажи в «Сказке...». Литературная сказка и ее отличия от фольклорной; добро и зло в сказке А.С. Пушкина: чувство благодарности; верность, преданность, зависть, подлость; отношение автора к героям. Поэма «Руслан и Людмила» (отрывок). Сказочные элементы. Богатство выразительных средств.
Теория литературы: первое представление о пейзажной лирике; риторическое обращение; фольклорные элементы.
Развитие речи: выразительное чтение, в том числе наизусть; письменный ответ на вопрос; рассказ о герое; словесное рисование.
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ
Краткие сведения о детских годах писателя. Стихотворение «Бородино». История создания стихотворения. Бородинская битва и русский солдат в изображении М.Ю. Лермонтова. Художественное богатство стихотворения. История и литература; любовь к родине, верность долгу.
Теория литературы: эпитет, сравнение, метафора (развитие представлений о тропах); звукопись.
Развитие речи: выразительное чтение наизусть, письменный ответ на вопрос учителя, творческая работа «На Бородинском поле», составление кадров кинофильма (мультфильма).
Н.В. ГОГОЛЬ
Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и судьбе Н.В. Гоголя. Повесть «Ночь перед Рождеством». Отражение в повести славянских преданий и легенд; образы и события повести. Суеверие, злая сила, зло и добро в повести.
Теория литературы: мифологические и фольклорные мотивы в художественном произведении; фантастика; сюжет; художественная деталь, портрет, речевая характеристика.
Развитие речи: краткий выборочный пересказ, подбор материала для изложения с творческим заданием, формулировка учащимися вопросов для творческой работы, словесное рисование.
И.С. ТУРГЕНЕВ
Детские впечатления И.С. Тургенева. Спасское-Лутовиново в представлениях и творческой биографии писателя. Рассказ «Муму» и стихотворение в прозе «Воробей». Современники о рассказе «Муму». Образы центральные и второстепенные; образ Муму. Тематика и социальная проблематика рассказа. Социальная несправедливость, бесправие, беззаконие, добродетельность, добросердечие, добродушие, доброта, добронравие, гуманность, сострадание в рассказе. И.С. Тургенев о языке в стихотворении и прозе «Русский язык».
Теория литературы: рассказ; углубление представления о теме художественного произведения; стихотворение в прозе, эпитет, сравнение (развитие представлений).
Развитие речи: краткий выборочный пересказ, сопоставление персонажей, рассказ о герое по плану, письменный отзыв на эпизод, словесное рисование (портрет героя), составление вопросов и заданий для литературной викторины (конкурс), чтение наизусть.
Н.А. НЕКРАСОВ
Детские впечатления поэта. Стихотворение «Крестьянские дети». Основная тема и способы ее раскрытия. Отношение автора к персонажам стихотворения. Стихотворение «Тройка».
Теория литературы: фольклорные элементы в художественном произведении; строфа; эпитет, сравнение (развитие представлений).
Развитие речи: выразительное чтение, рассказ о герое, работа со словарями.
Л.Н. ТОЛСТОЙ
Сведения о писателе. Л.Н. Толстой в Ясной Поляне. Яснополянская школа. Рассказ «Кавказский пленник». Творческая история. Тема и основные проблемы: смысл жизни, справедливость; свобода, неволя в повести. Две жизненные позиции (Жилин и Костылин). Любовь как высшая нравственная основа в человеке. Своеобразие сюжета. Речь персонажей и отражение в ней особенностей характера и взгляда на жизнь и судьбу.
Теория литературы: рассказ (развитие представлений); портрет; завязка, кульминация, развязка.
Развитие речи: различные виды чтения, письменный отзыв на эпизод, рассказ по плану, письменная формулировка вывода, дискуссия.
А.П. ЧЕХОВ
Детские и юношеские годы писателя. Семья А.П. Чехова. Врач А.П. Чехов и писатель Антоша Чехонте. Книга в жизни А.П. Чехова. Рассказ «Злоумышленник»: тема; приемы создания характеров и ситуаций; отношение писателя к персонажам. Жанровое своеобразие рассказа.
Теория литературы: юмор (юмористическая ситуация), комическая ситуация, ирония; роль детали в создании художественного образа; антитеза, метафора, градация.
Развитие речи: чтение по ролям, пересказ юмористического произведения, отзыв об эпизоде, подготовка учащимися вопросов и заданий для экспресс-опроса.
Из литературы XX века
И.А. БУНИН
Детские годы И.А. Бунина. Семейные традиции и их влияние на формирование личности. Книга в жизни И.А. Бунин Стихотворение «Густой зеленый ельник у дороги...»: тема природы и приемы ее реализации; художественное богатство стих творения; второй план в стихотворении. Рассказ «В деревне: слияние с природой; нравственно-эмоциональное состояние персонажа. Выразительные средства создания образов.
Теория литературы: стихотворение-размышление, образ-пейзаж, образы животных (развитие представлений).
Развитие речи: пересказ и чтение наизусть, цитатный план, письменный ответ на вопрос.
Л.Н. АНДРЕЕВ
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Петька на даче»: основная тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжелое детство; сострадание, чуткость, доброта). Роль эпизода в создании образа героя; природа в жизни мальчика. Значение финала.
Теория литературы: тема, эпизод, финал.
Развитие речи: пересказ краткий, выборочный; составление вопросов; письменный ответ на вопрос.
А.И. КУПРИН
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Золотой петух» Тема, особенности создания образа.
Теория литературы: рассказ (расширение и углубление представлений); характеристика персонажа, портрет героя.
Развитие речи: пересказ от другого лица, отзыв об эпизоде.
А.А. БЛОК
Детские впечатления А. Блока. Книга в жизни юного А. Блока. Блоковские места (Петербург, Шахматово)
Стихотворение «Летний вечер»: умение чувствовать красоту природы и сопереживать ей; стихотворение «Полный месяц над лугом...»: образная система, художественное своеобразие стихотворения.
Теория литературы: антитеза.
Развитие речи: выразительное чтение, рассказ с использованием ключевых слов, альтернативное изложение.
С.А. ЕСЕНИН
Детские годы С. Есенина. В есенинском Константинове. Стихотворения: «Ты запой мне ту песню, что прежде...», «Поет зима – аукает... », «Нивы сжаты, рощи голы... » – по выбору. Единство человека и природы. Малая и большая родина.
Теория литературы: эпитет, метафора, сравнение, олицетворение (развитие представлений о понятиях).
Развитие речи: чтение наизусть, цитатный план.
А.П. ПЛАТОНОВ
Краткие биографические сведения о писателе. Рассказ «Никита». Тема рассказа. Мир глазами ребенка (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире); образ Никиты.
Развитие речи: рассказ о писателе, художественный пересказ фрагмента, составление словаря для характеристики предметов и явлений.
П.П. БАЖОВ
Краткие сведения о писателе. Сказ «Каменный цветок». Человек труда в сказе П.П. Бажова (труд и мастерство, вдохновение). Приемы создания художественного образа.
Теория литературы: сказ, отличие сказа от сказки, герой повествования, афоризм.
Развитие речи: пересказ от другого лица, отзыв об эпизоде. Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.
Н.Н. НОСОВ
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Три охотника»: тема, система образов.
Развитие речи: пересказ.
Е.И. НОСОВ
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Как патефон петуха от смерти спас». Добро и доброта. Мир глазами ребенка; юмористическое и лирическое в рассказе. Воспитание чувства милосердия, сострадания, участия, заботы о беззащитном.
Теория литературы: юмор (развитие представлений).
Развитие речи: пересказ (краткий и от другого лица), письменный ответ на вопрос, инсценированное чтение.
Родная природа в произведениях писателей XX века
Час поэзии «Поэзия и проза XX века о родной природе»:
В.Ф. Боков. «Поклон »;
Н.М. Рубцов. «В осеннем лесу »;
Р. Г. Гамзатов. «Песня соловья »;
В.И. Белов. «Весенняя ночь»;
В.Г. Ра с п у т и н. «Век живи — век люби» (отрывок).
Из зарубежной литературы
Д. ДЕФО
Краткие сведения о писателе. Роман «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо» (отрывок). Сюжетные линии, характеристика персонажей (находчивость, смекалка, доброта), характеристика жанра.
Теория литературы: притча, приключенческий роман, роман воспитания, путешествие (первичные представления о данных понятиях).
Развитие речи: различные виды пересказа, изложение с элементами сочинения.
Г.Х.Андерсен
Краткие сведения о писателе, его детстве. Сказка «Соловей»: внешняя и внутренняя красота, благодарность.
Теория литературы: философская сказка (развитие представлений), авторский замысел и способы его характеристики.
Развитие речи: различные виды пересказов, письменный отзыв об эпизоде.
М. ТВЕН
Краткие сведения о писателе. Автобиография и автобиографические мотивы. Роман «Приключения Тома Сойера» (отрывок): мир детства и мир взрослых.
Теория литературы: юмор, приключения как форма детской фантазии.
Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, письменный отзыв о герое.
Ж. РОНИ-СТАРШИЙ
Краткие сведения о писателе. Повесть «Борьба за огонь» (отдельные главы). Гуманистическое изображение древнего человека. Человек и природа, борьба за выживание, эмоциональный мир доисторического человека.
Развитие речи: составление плана, письменная и устная характеристика героя.
ДЖ. ЛОНДОН
Краткие сведения о писателе. Детские впечатления. «Сказание о Кише» (период раннего взросления в связи с обстоятельствами жизни; добро и зло, благородство, уважение взрослых).
Теория литературы: рассказ (развитие представлений).
Развитие речи: различные виды пересказов, устный и письменный портрет героя.
А. ЛИНДГРЕН
Краткие сведения о писательнице. Роман «Приключения Эмиля из Лённеберги » (отрывок).
Тематическое планирование
№ п/п |
Разделы, темы |
Количество часов |
Практическая часть программы (развитие речи) |
Основные виды деятельности |
|||||
Примерная программа |
Рабочая программа |
||||||||
1. |
Введение |
1 |
1 |
||||||
2. |
Греческая мифология |
3 |
3 |
Составление тезисных и цитатных планов статьи учебника, выразительное чтение фрагментов художественного текста, работа с иллюстрациями, беседа, сообщения учителя и учащихся. |
|||||
3. |
Устное народное творчество |
9 |
9 |
1 |
Художественный пересказ, составление таблицы, беседа, исследовательская работа с текстом, выразительное чтение, работа с иллюстрациями, сообщения учителя и учащегося. |
||||
4. |
Древнерусская литература |
2 |
2 |
Составление плана статьи, беседа, слайдовая презентация, прослушивание музыкального фрагмента, выразительное чтение, исследовательская работа с текстом, составление плана художественных произведений, лексическая работа, сообщение учителя и учащихся, редактирование. |
|||||
5. |
Литература 18 века |
7 |
7 |
1 |
Чтение, составление планов статей учебника, создание заметок по ходу прослушивания сообщений, сообщение учителя и учащегося, лексическая и исследовательская работа с текстом, выразительное чтение наизусть, работа с учебником. |
||||
6. |
Литература 19 века |
38 |
38 |
8 |
Выразительное чтение наизусть, прослушивание музыкальных фрагментов, сообщения учителя и учащихся, заполнение таблиц, опорных схем, кластеров, беседа, словарная работа, составление ассоциативных рядов, работа с терминами, составление комментариев к портретам писателей, работа с учебником, самостоятельная исследовательская работа с текстом, выразительное чтение, слайдовая презентация, подбор цитат для ответа на поставленный вопрос, пересказ эпизода от лица героев, пересказ-анализ, формулирование письменного ответа на вопрос, выявление речевых, фактических, логических ошибок, редактирование, составление вопросов к тексту, выполнение коллективных творческих заданий, создание иллюстраций, чтение по ролям, составление устного высказывания об услышанном. |
||||
7. |
Литература 20 века |
29 |
29 |
1 |
Самостоятельная исследовательская работа, сообщения учителя и учащихся, лексическая работа, выразительное чтение наизусть, прослушивание музыкальной композиции, беседа, работа с учебником, художественный пересказ, выявление речевых, логических и фактических ошибок, редактирование, работа с иллюстрациями, заполнение таблицы, слайдовая презентация, работа с терминами, отбор наиболее важных для понимания произведения вопросов, чтение по ролям, дискуссия. |
||||
8. |
Зарубежная литература |
13 |
13 |
Пересказ, сообщение учителя и учащихся, выразительное чтение, составление плана статьи, беседа, дискуссия, самостоятельная и коллективная исследовательская работа, создание словесных портретов, обмен впечатлениями об услышанном, лексическая работа, работа с терминами. |
|||||
Итого за 1 четверть |
27 |
27 |
|||||||
Итого за 2 четверть |
21 |
21 |
|||||||
Итого за 3 четверть |
30 |
30 |
|||||||
Итого за 4 четверть |
24 |
24 |
|||||||
Итого: |
102 |
102 |
11 |
Календарно-тематический план
№ п\п |
№ в теме |
Дата |
Тема |
Тип урока, форма проведения |
Планируемые предметные результаты
|
||||
план |
факт |
||||||||
Введение (1 ч.) |
|||||||||
1 |
1 |
Книга – твой друг |
Урок «открытия» нового знания беседа с элементами лекции |
Уметь создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог.
|
|||||
Из мифологии (3 ч.) |
|||||||||
2 |
1 |
Античный миф. «Рождение Зевса». |
Урок «открытия» нового знания практикум |
Уметь осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; выразительно читать мифы, соблюдая соответствующую интонацию «устного высказывания». |
|||||
3. |
2 |
Миф «Олимп». |
Урок «открытия» нового знания практикум |
Понимать связи литературных произведений с эпохой их написания; выявлять заложенные в них вневременных, непреходящих ценностей и их современного звучания; владеть литературоведческим термином «предание»; уметь отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту. |
|||||
4. |
3 |
«Одиссей на острове циклопов. Полифем». |
Урок «открытия» нового знания семинар |
Понимать связи литературных произведений с эпохой их написания; владеть литературоведческими терминами - «мифологический герой» и «персонаж»; уметь вести диалог; понимать образную природу литературы как явления словесного искусства. |
|||||
Из устного народного творчества (9 ч.) |
|||||||||
5. |
1 |
Загадки |
Урок общеметодической направленности исследование |
Понимать ключевые проблемы изученных произведений русского фольклора; владеть литературоведческим термином «загадка»; воспринимать на слух литературные произведения разных жанров; формировать собственное отношение к произведениям русского фольклора, их оценке. |
|||||
6. |
2 |
Пословицы и поговорки |
Урок общеметодической направленности путешествие |
Понимать ключевые проблемы изученных произведений русского фольклора; владеть литературоведческими терминами «Пословицы и поговорки», «антитеза», «антонимы», «иносказание»; воспринимать на слух литературные произведения разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие; приобщать к духовно-нравственным ценностям русской культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов. |
|||||
7. |
3 |
Литературная игра по теме: «Пословицы и поговорки» |
Урок общеметодической направленности путешествие |
Уметь создавать устные монологические высказывания разного типа; вести диалог; понимать связи фольклорных произведений с эпохой их написания, выявлять заложенные в них вневременных, непреходящих нравственные ценности и их современного звучания. |
|||||
8 |
4 |
Р.Р. Творческая мастерская |
Урок общеметодической направленности творческая мастерская |
Понимать ключевые проблемы изученных произведений русского фольклора; владеть литературоведческими терминами «сказка», «типы сказок», «образы животных», «образ-пейзаж», «композиция волшебной сказки»; определять в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языке. |
|||||
9 |
5 |
Сказка. «Царевна-лягушка» |
Урок «открытия» нового знания практикум |
Понимать ключевые проблемы изученных произведений русского фольклора; владеть литературоведческими терминами «сказка», «типы сказок», «образы животных», «образ-пейзаж», «композиция волшебной сказки»; определять в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка. |
|||||
10 |
6 |
Сюжет и реальная основа в бытовой сказке «Чего на свете не бывает?» |
Урок общеметодической направленности конференция |
Уметь выявлять характерные для сказок художественные приемы; формировать умение высказывать мнение о проблематике фольклорных текстов как основе развития представлений о нравственном идеале своего народа. |
|||||
11 |
7 |
Сказки народов России. «Падчерица» |
Урок общеметодической направленности конференция |
Понимать ключевые проблемы изученных произведений русского фольклора; владеть литературоведческими терминами «типы сказочных персонажей», «бродячий сюжет», «народная и литературная сказка»; приобщить к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов. |
|||||
12 |
8 |
Особенности волшебной сказки. Подготовка к мини-проекту |
Урок «открытия» нового знания исследование |
Понимать связи литературных произведений с эпохой их написания; владеть литературоведческими терминами «присказка», «зачин», «повтор», «концовка», «постоянные эпитеты», «сравнения», «композиция сказки», «сказочные формулы». |
|||||
13 |
9 |
Мини-проект «Скоро сказка сказывается». |
Урок общеметодической направленности конференция |
Уметь выявлять характерные для сказок художественные приемы; формировать умение высказывать мнение о проблематике фольклорных текстов как основе развития представлений о нравственном идеале своего народа. |
|||||
Из древнерусской литературы (2ч.) |
|||||||||
14 |
1 |
Из «Повести временных лет»: «Расселение славян». |
Урок «открытия» нового знания урок-презентация с элементами беседы |
Уметь осознанно воспринимать и понимать древнерусский текст; уметь анализировать текст, выбирать ключевые слова, сравнивать древнерусский язык и современный русский язык; понимать связь литературных произведений с эпохой их написания
|
|||||
15 |
2 |
«Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам». |
Урок «открытия» нового знания практикум
|
Понимание ключевых проблем изученных произведений древнерусской литературы; владеть литературоведческим термином «летопись»; формулировать собственное отношение к произведениям русской литературы, их оценка; понимать русское слово в его эстетической функции. |
|||||
Басни народов мира (1ч.) |
|||||||||
16 |
1 |
Эзоп. «Ворон и Лисица». Жан де Лафонтен «Лисица и виноград |
Урок «открытия» нового знания урок-презентация с элементами беседы |
Владеть литературоведческими терминами «басня», «притча», «эзопов язык»; приобщить к духовно-нравственным ценностям мировой литературы; эстетически воспринимать произведения литературы; формировать эстетический вкус. |
|||||
Русская басня (6 ч.) |
|||||||||
17 |
1 |
Русские басни. М.В. Ломоносов «Случились два астронома в пиру…» |
Урок «открытия» нового знания урок-презентация с элементами беседы |
Уметь анализировать басню, доказывать особенности басни, объяснять отличие басни от сказки; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группах. |
|||||
18 |
2 |
Басни о Вороне и Лисице В.К.Тредиаковского, А.П. Сумарокова, И.А. Крылова |
Урок «открытия» нового знания исследование
|
Уметь анализировать басню, доказывать особенности басни, объяснять отличие басни от сказки; владеть литературоведческим термином «сравнение».
|
|||||
19 |
3 |
Басни И.А. Крылова. «Волк на псарне» |
Урок «открытия» нового знания практикум |
Владеть литературоведческими терминами «гипербола», «аллегория»; уметь понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; понимать авторскую позиции и своего отношения к ней. |
|||||
20 |
4 |
И.А. Крылов. Басни «Волк и Ягнёнок», «Свинья под Дубом», «Демьянова уха». |
Урок «открытия» нового знания практикум
|
Владеть литературоведческими терминами «гипербола», «аллегория»; уметь понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; понимать авторскую позицию и своего отношения к ней. |
|||||
21 |
5 |
Р/Р Конкурс чтецов на лучшее исполнение басен И.А. Крылова |
Урок общеметодической направленности конкурс |
Уметь выявлять авторскую позицию, определять своё отношение к ней и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации; определять актуальность басен для читателе |
|||||
22 |
6 |
Русская басня в XX веке. |
Урок общеметодической направленности практикум
|
Владеть литературоведческим термином «аллегория»; понимать авторскую позицию и своё отношение к ней; воспринимать на слух литературные произведения; осмысленное чтение и адекватное восприятие; понимание образной природы литературы как явления словесного искусства. |
|||||
Из литературы 19 века (38 ч.) |
|||||||||
23 |
1 |
Краткие сведения об А.С. Пушкине. Заочная экскурсия по пушкинским местам. |
Урок «открытия» нового знания путешествие |
Понимать ключевые проблемы изученных произведений русских писателей XIX века; приобщить к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры; уметь создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог; эстетическое восприятие произведений литературы |
|||||
24 |
2 |
А.С. Пушкин. Стихотворение «Няне». |
Урок «открытия» нового знания практикум |
Уметь понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; владеть литературоведческим термином «риторическое обращение»; понимать авторскую позицию и уметь формулировать своё отношение к ней; уметь вести диалог; эстетическое восприятие произведений литературы. |
|||||
25 |
3 |
А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». |
Урок «открытия» нового знания практикум |
Владеть литературоведческим термином «фольклорные элементы»; уметь понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; уметь отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа. |
|||||
26 |
4 |
Черты сходства и различия волшебной и литературной сказки. |
Урок «открытия» нового знания исследование |
Уметь определять в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимать их роль в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; владеть литературоведческими терминами «литературная сказка», «народная сказка»; уметь вести диалог; понимать образную природу литературы как явления словесного искусства. |
|||||
27 |
5 |
А.С. Пушкин. «Руслан и Людмила» (отрывок). |
Урок «открытия» нового знания практикум |
Понимать связи литературных произведений с эпохой их написания, владеть литературоведческим термином «рифма»; уметь понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения. |
|||||
28 |
6 |
А.С. Пушкин. Стихотворение «Зимняя дорога». |
Урок «открытия» нового знания практикум |
Уметь анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею; владение литературоведческим термином «пейзажная лирика». |
|||||
29 |
7 |
Поэзия XIX века о родной природе. |
Урок общеметодической направленности презентация |
Понимать ключевые проблемы изученных произведений русских писателей XIX века; владеть литературоведческим термином «пейзажная лирика»; определять в произведении элементы композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимать их роль в раскрытии идейно-художественного содержания произведения |
|||||
30 |
8 |
Краткие сведения о М.Ю. Лермонтове. Заочная экскурсия по лермонтовским местам. |
Урок «открытия» нового знания путешествие |
Понимать ключевые проблемы изученных произведений, их связи с эпохой написания и нравственными ценностями.
|
|||||
31 |
9 |
Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино». Историческая основа и прототипы героев. Бородинское сражение и его герои в изобразительном искусстве. |
Урок «открытия» нового знания практикум |
Владеть литературоведческими терминами «эпитет», «сравнение», «прототип»; понимать связи литературных произведений с эпохой их написания, выявлять заложенные в них вневременные, непреходящие нравственные ценности и их современного звучания; уметь анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров. |
|||||
32 |
10 |
Средства художественной выразительности в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино». |
Урок общеметодической направленности исследование |
Владеть литературоведческими терминами «метафора», «звукопись», «диалог», «монолог», «аллитерация», «ассонанс»; уметь понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; формулировать собственное отношение к произведениям русской литературы, их оценка; понимать изобразительно-выразительные языковые средства в создании художественных образов. |
|||||
33-34 |
11-12 |
Р.Р. Подготовка к сочинению «Путешествие на поле славы». (Повествование о событиях от лица их участников). Анализ письменных работ |
Урок общеметодической практикум |
Владеть литературоведческим термином «повествование»; написание сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; понимать русское слово в его эстетической функции.
|
|||||
35 |
13 |
Н.В. Гоголь. Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и судьбе Н.В.Гоголя. |
Урок «открытия» нового знания презентация с элементами беседы |
Понимать ключевые проблемы изученных произведений русских писателей XIX века; формулировать собственное отношение к произведениям русской литературы, их оценка; уметь создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог |
|||||
36 |
14 |
Н.В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством». Фольклорные источники и мотивы. Историческая основа повести. Оксана и кузнец Вакула. |
Урок «открытия» нового знания практикум |
Владеть литературоведческими терминами «мифологические и литературные мотивы»; понимать связи литературных произведений с эпохой их написания, выявлять заложенные в них вневременные, непреходящие нравственные ценности и их современного звучания; уметь характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений |
|||||
37 |
15 |
Фантастика и реальность в повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством». |
Урок «открытия» нового знания практикум |
Уметь характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; владеть литературоведческими терминами «фантастика», «сюжет», «художественная деталь», «портрет», «речевая характеристика»; уметь пересказывать прозаические отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; понимать роли изобразительно-выразительных средств языка в создании художественных образов. |
|||||
38 |
16 |
Детские впечатления И.С. Тургенева. Заочная экскурсия в Спасское-Лутовиново. |
Урок «открытия» нового знания путешествие |
Уметь подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения; уметь отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа. |
|||||
39 |
1 |
И.С.Тургенев. Рассказ «Муму». Образ Герасима. |
Урок «открытия» нового знания практикум |
Уметь характеризовать героев русской литературы 19 века; характеризовать сюжет произведения, его тематику, идейно-эмоциональное содержание; владеть литературоведческими терминами «рассказ», «тема художественного произведения»; уметь пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств языка и цитат из текста |
|||||
40 |
18 |
Богатырский облик и нравственное превосходство Герасима над барыней и её челядью. |
Урок общеметодической практикум |
Уметь делать сравнительную характеристику персонажей, художественно пересказывать эпизоды.
|
|||||
41 |
19 |
Герасим и Муму. Немой протест героя – символ немоты крепостных крестьян. |
Урок общеметодической направленности исследование |
Владеть литературоведческим термином «эпизод»; уметь анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения. |
|||||
42-43 |
20-21 |
Р.Р. сочинение «Эпизод рассказа, который произвёл на меня самое сильное впечатление». Анализ сочинений |
Урок общеметодической направленности творческая мастерская |
Уметь грамотно строить письменную монологическую речь.
|
|||||
44 |
22 |
И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе «Воробей», «Русский язык». |
Урок общеметодической направленности практикум |
Владеть литературоведческими терминами «стихотворение в прозе», «эпитет», «сравнение»; эстетическое восприятие произведений литературы; формировать эстетический вкус.
|
|||||
45 |
23 |
Стихотворение в прозе И.С. Тургенева «Два богача». |
Урок общеметодической направленности практикум |
Владеть литературоведческими терминами «стихотворение в прозе», «эпитет», «сравнение»; эстетическое восприятие произведений литературы; формировать эстетический вкус.
|
|||||
46 |
24 |
Н.А. Некрасов. Детские впечатления поэта. Заочная экскурсия в Грешнево. |
Урок «открытия» нового знания путешествие |
Уметь подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения.
|
|||||
47 |
25 |
Н.А. Некрасов. Особенности композиции стихотворения «Крестьянские дети». |
Урок «открытия» нового знания практикум |
Понимать ключевые проблемы произведения, связи литературных произведений с эпохой их написания; уметь анализировать литературное произведение; владеть литературоведческим термином «композиция»; эстетическое восприятие произведений литературы. |
|||||
48 |
26 |
Основная тема стихотворения «Крестьянские дети» и способы ее раскрытия. Отношение автора к персонажам. |
Урок общеметодической направленности практикум |
Уметь понимать и формулировать тему и идею литературного произведения; владеть литературоведческими терминами «строфа», «эпитет», «сравнение», «оксюморон»; понимать авторскую позицию и свое отношения к ней; уметь вести диалог
|
|||||
49 |
27 |
Н.А. Некрасов. Стихотворение «Тройка». |
Урок «открытия» нового знания практикум
|
Понимать ключевые проблемы произведения, связи литературных произведений с жизнью; уметь анализировать литературное произведение; владеть литературоведческим термином «фольклорные элементы в художественном произведении»; уметь отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания. |
|||||
50 |
28 |
Р.Р. Фольклорные элементы в поэзии Н.А. Некрасова |
Урок общеметодической направленности творческая мастерская |
Уметь создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог.
|
|||||
51 |
29 |
Л.Н.Толстой. Сведения о писателе. Историко-литературная основа рассказа «Кавказский пленник». Заочная экскурсия в Ясную Поляну. |
Урок «открытия» нового знания путешествие
|
Уметь подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения; понимать связи литературных произведений с эпохой их написания
|
|||||
52 |
30 |
Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник». Жилин и Костылин в плену. |
Урок «открытия» нового знания практикум
|
Уметь характеризовать героев русской литературы 19 века; характеризовать сюжет произведения, его тематику, идейно-эмоциональное содержание; владеть литературоведческими терминами «рассказ», «портрет»; уметь пересказывать прозаическое произведение или отрывок из него. |
|||||
53 |
31 |
Две жизненные позиции в рассказе «Кавказский пленник». Художественная идея рассказа. |
Урок «открытия» нового знания практикум |
Владеть литературоведческими терминами «завязка», «кульминация», «развязка»; понимать авторскую позицию и уметь формулировать свое отношение к ней.
|
|||||
54-55 |
32-33 |
Р.Р. Сочинение по теме: «Над чем меня заставил задуматься рассказ Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»?» |
Урок общеметодической направленности творческая мастерская |
Уметь грамотно строить письменную монологическую речь
|
|||||
56 |
34 |
Детские и юношеские годы А.П. Чехова. Семья А.П. Чехова. Книга в жизни А.П. Чехова. |
Урок «открытия» нового знания путешествие
|
Уметь подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения
|
|||||
57 |
35 |
Рассказ А.П. Чехова «Злоумышленник». Приёмы создания характеров и ситуаций. Жанровое своеобразие рассказа. Работа над проектом. |
Урок «открытия» нового знания практикум
|
Уметь характеризовать героев русской литературы 19 века; характеризовать сюжет произведения, его тематику, идейно-эмоциональное содержание; владеть литературоведческими терминами «юмор», «комическая ситуация», «ирония», «антитеза», «метафора», «градация».
|
|||||
58 |
36 |
Рассказ А.П. Чехова «Пересолил». Работа над проектом. |
Урок общеметодической направленности практикум
|
Уметь характеризовать героев русской литературы 19 века; характеризовать сюжет произведения, его тематику, идейно-эмоциональное содержание; владеть литературоведческими терминами «юмористический рассказ», «жанр», «двойная развязка», «прием несоответствия». |
|||||
59 |
37 |
Р.Р. Сочинение по теме: «Юмористический рассказ о случае из жизни». |
Урок общеметодической направленности творческая мастерская |
Осмыслить роли детали в создании художественного образа; написание классных творческих работ.
|
|||||
60 |
38 |
Презентация проекта «Краткость – сестра таланта» (по творчеству А.П. Чехова). |
Урок общеметодической направленности конференция |
Уметь вести диалог; понимать роль изобразительно-выразительных языковых средств в создании образов.
|
|||||
Из литературы 20 века (29ч.) |
|||||||||
61 |
1 |
Краткие сведения об И.А. Бунине. Заочная экскурсия по бунинским местам. |
Урок «открытия» нового знания путешествие |
Уметь подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения.
|
|||||
62 |
2 |
Стихотворение И. Бунина «Густой зеленый ельник у дороги…». Тема природы и приёмы её реализации |
Урок «открытия» нового знания практикум |
Уметь выразительно читать стихотворение, оценивать отношение поэтов, художников к природе, определять роль эпитетов и метафор в создании словесной картины; владеть литературоведческим термином «стихотворение-размышление» |
|||||
63 |
3 |
И.А. Бунин. Рассказ «В деревне». |
Урок «открытия» нового знания исследование |
Формировать умение выразительно читать текст; уметь давать характеристику персонажу, определять его нравственно-эмоциональное состояние; владеть литературоведческим термином «образ-пейзаж»; уметь отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту. |
|||||
64 |
4 |
И.А. Бунин. «Подснежник». |
Урок «открытия» нового знания исследование |
Владеть литературоведческими терминами «герой», «персонаж», «повествователь»; уметь понимать и формулировать тему, идею и нравственный пафос литературного произведения; понимать авторскую позицию и уметь формулировать свое отношение к ней. |
|||||
65 |
5 |
Л.Н. Андреев. Краткие сведения о писателе. |
Урок «открытия» нового знания презентация с элементами беседы |
Уметь подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения; уметь вести диалог; формировать эстетический вкус.
|
|||||
66 |
6 |
Л. Андреев «Петька на даче». Мир города в рассказе. |
Урок «открытия» нового знания практикум |
Уметь характеризовать героев русской литературы 19 века; характеризовать сюжет произведения, его тематику, идейно-эмоциональное содержание; владеть литературоведческими терминами «тема», «эпизод» |
|||||
67 |
7 |
Л.Н. Андреев. «Петька на даче». Противопоставление мира города и дачи в рассказе. Тематика и нравственная проблематика рассказа. |
Урок «открытия» нового знания исследование |
Владеть литературоведческим термином «финал»; понимать связи литературных произведений с эпохой их написания; понимать авторскую позицию и уметь формулировать свое отношение к ней.
|
|||||
68 |
8 |
А.И. Куприн. Краткие сведения о писателе. Заочная экскурсия в музей А.И. Куприна в Наровчате. |
Урок «открытия» нового знания презентация с элементами беседы |
Уметь подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения; понимать произведения русских писателей 19-20 вв.
|
|||||
69 |
9 |
Рассказ А.И. Куприна «Золотой Петух». Тема, особенности создания образа. |
Урок «открытия» нового знания практикум |
Уметь пересказывать прозаические произведения или их фрагменты; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; владеть литературоведческими терминами «рассказ», «характеристика персонажа», «портрет». |
|||||
70 |
10 |
Р. Р. Обучение анализу эпизода. |
Урок «открытия» нового знания исследование |
Уметь создавать устные и письменные монологические высказывания разных типов
|
|||||
71 |
11 |
Детские впечатления А.А. Блока. Книга в жизни юного А.А. Блока. Блоковские места. |
Урок «открытия» нового знания презентация с элементами беседы |
Приобщить к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры; понимать образную природу литературы как явления словесного искусства.
|
|||||
72 |
12 |
А.А. Блок. «Летний вечер», «Полный месяц встал над лугом…» |
Урок «открытия» нового знания практикум |
Уметь выразительно читать стихотворение, оценивать отношение поэтов, художников к природе, определять роль эпитетов и метафор в создании словесной картины; владеть литературоведческими терминами «антитеза», «художественное пространство». |
|||||
73 |
13 |
С.А. Есенин. Детские годы. В есенинском Константинове. |
Урок «открытия» нового знания презентация с элементами беседы |
Уметь подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, формировать эстетический вкус.
|
|||||
74 |
14 |
С.А. Есенин «Ты запой мне ту песню, что прежде…» |
Урок «открытия» нового знания практикум |
Формировать умение анализировать лирические произведения, отбирать изобразительные средства; уметь правильно, выразительно читать стихотворение; владеть литературоведческими терминами «эпитет», «метафора», «сравнение», «олицетворение». |
|||||
75 |
15 |
С.А. Есенин «Поёт зима – аукает…», «Нивы сжаты, рощи голы…» |
Урок «открытия» нового знания практикум |
Формировать умение анализировать лирические произведения, отбирать изобразительные средства; уметь правильно, выразительно читать стихотворение; владеть литературоведческими терминами «эпитет», «метафора», «сравнение», «олицетворение». |
|||||
76 |
16 |
А.П. Платонов. Краткие сведения о писателе. |
Урок «открытия» нового знания презентация с элементами беседы |
Уметь подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения.
|
|||||
77 |
17 |
А.П. Платонов. Мир глазами ребёнка в рассказе «Никита». |
Урок «открытия» нового знания исследование |
Формировать умение художественно пересказывать фрагмент; уметь составлять словарь для характеристики предметов и явлений; уметь давать характеристику герою; владеть литературоведческим термином «мифологическое сознание». |
|||||
78 |
18 |
А.П. Платонов. «Цветок на земле». |
Урок «открытия» нового знания практикум |
Понимать связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания. |
|||||
79 |
19 |
П.П. Бажов. Краткие сведения о писателе. |
Урок «открытия» нового знания презентация с элементами беседы |
Уметь подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения; формировать собственное отношение к произведениям русской литературы.
|
|||||
80 |
20 |
П. Бажов «Каменный цветок». Человек труда в сказе П. Бажова. |
Урок «открытия» нового знания исследование |
Формировать умение давать характеристику герою; уметь пересказывать от другого лица.
|
|||||
81 |
21 |
П.П. Бажов. «Каменный цветок». Приёмы создания художественного образа. |
Урок общеметодической направленности исследование |
Формировать умение отличать сказ от сказки, знать основные особенности сказа и сказки; владеть литературоведческими терминами «сказ и сказка», «герой повествования», «афоризм».
|
|||||
82 |
22 |
Н.Н. Носов. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Литературная викторина. |
Урок «открытия» нового знания викторина |
Уметь подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения.
|
|||||
83 |
23 |
Н.Н. Носов. Рассказ «Три охотника». Тема, система образов. |
Урок «открытия» нового знания практикум |
Понимать авторскую позицию и свое отношения к ней; владеть литературоведческим термином «юмор
|
|||||
84 |
24 |
В.П. Астафьев. Краткие сведения о писателе. Рассказ «Васюткино озеро». |
Урок «открытия» нового знания презентация с элементами беседы |
Уметь подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения; понимать ключевые проблемы изученных произведений русских писателей 20 века.
|
|||||
85-86 |
25-26 |
В.П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро». |
Урок «открытия» нового знания практикум |
Владеть литературоведческим термином «художественная идея»; уметь отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания. |
|||||
87 |
27 |
Родная природа в произведениях писателей XX века. |
Урок общеметодической направленности конференция |
Формировать умения анализировать лирические произведения, отбирать изобразительные средства; уметь правильно, выразительно читать стихотворения.
|
|||||
88 |
28 |
В.И. Белов. «Весенняя ночь». |
Урок «открытия» нового знания презентация с элементами беседы |
Уметь анализировать литературное произведение; владеть литературоведческим термином «лирическая проза».
|
|||||
89 |
29 |
В.Г. Распутин. «Век живи – век люби». |
Урок «открытия» нового знания презентация с элементами беседы практикум |
Уметь понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; формулировать собственное отношение к произведениям русской литературы.
|
|||||
Из зарубежной литературы (13ч.) |
|||||||||
90-91 |
1-2 |
Краткие сведения о Д. Дефо. «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо». |
Урок «открытия» нового знания презентация с элементами беседы практикум |
Понимать ключевые проблемы изученных произведений зарубежной литературы; владеть литературоведческим термином «приключенческий роман».
|
|||||
92 |
3 |
Д. Дефо. «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо». |
Урок общеметодической направленности практикум |
Уметь применять разные типы пересказа, давать характеристику герою.
|
|||||
93 |
4 |
Х.К. Андерсен. Краткие сведения о писателе. Заочная экскурсия на родину сказочника. |
Урок «открытия» нового знания презентация с элементами беседы |
Понимать ключевые проблемы изученных произведений зарубежной литературы; владеть литературоведческим термином «волшебная сказка».
|
|||||
94 |
5 |
Сказка Х.К. Андерсена «Соловей». Внутренняя и внешняя красота. |
Урок общеметодической направленности практикум |
Уметь характеризовать литературных героев; владеть литературоведческими терминами: авторский замысел и способы его характеристики».
|
|||||
95 |
6 |
Краткие сведения о М.Твене. Автобиографические мотивы в произведениях М. Твена. |
Урок «открытия» нового знания презентация с элементами беседы |
Уметь подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения; понимать ключевые проблемы изученных произведений зарубежной литературы.
|
|||||
96 |
7 |
М. Твен. «Приключения Тома Сойера» (отрывок): мир детства и мир взрослых. |
Урок «открытия» нового знания практикум |
Формировать умение давать характеристику герою; владеть литературоведческим термином «юмор». |
|||||
97 |
8 |
Жизнерадостность, неутомимый интерес к жизни, бурная энергия Тома Сойера. |
Урок общеметодической направленности практикум |
Понимать авторскую позицию и уметь формулировать свое отношение к ней; владеть литературоведческими терминами «юмор», «ирония», «сатира». |
|||||
98 |
9 |
Ж. Рони-Старший. Повесть «Борьба за огонь». Гуманистическое изображение древнего человека. |
Урок «открытия» нового знания презентация с элементами беседы |
Уметь пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств языка и цитат из текста. |
|||||
99 |
10 |
Краткие сведения о Дж. Лондоне. Раннее взросление подростка в «Сказании о Кише». |
Урок «открытия» нового знания презентация с элементами беседы |
Уметь подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, определять тему произведения; владеть литературоведческим термином «рассказ» |
|||||
100 |
11 |
Астрид Линдгрен. Краткие сведения о писательнице. Заочная экскурсия на родину А.Линдгрен. Отрывки из романа «Приключения Эмиля из Леннеберги». |
Урок «открытия» нового знания презентация с элементами беседы |
Уметь подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, выявлять в произведении заложенные в нем вневременные, непреходящие нравственные ценности и их современного звучания; умение вести диалог. |
|||||
101 |
12 |
Итоговая контрольная работа |
Урок развивающего контроля |
Формировать у учащихся умения к осуществлению контрольной функции, контроль и самоконтроль изученных понятий. |
|||||
102 |
13 |
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками |
Урок развивающего контроля |
Контроль и самоконтроль изученных учащимися понятий и алгоритмов |