12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Коробова Эмма1143 Россия, Брянская обл., Брянск Материал размещён в группе «Учителя начальных классов» |
Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса
Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса составлена на основе требований ФГОС с учетом УМК «Гармония», авторской программы курса «Литературное чтение» О.В.Кубасовой (Программы начального общего образования. УМК «Гармония» (О.В.Кубасова. – Смоленск. Ассоциация 21 век, 2013)
На изучение литературного чтения во 2 классе в учебном плане МБОУ «Гимназия №5» г. Брянска отводится 136 часов в год из расчета 4 часа в неделю на 34 учебные недели.
Количество контрольных работ представлено в таблице согласно учебным триместрам, исходя из требований УМК, авторской программы:
Форма контроля | 1 триместр | 2 триместр | 3 триместр | Итого |
Проверочная работа | 2 | 3 | 2 | 7 |
Промежуточная аттестация | 1 | 1 | ||
Комплексная работа | 1 | 1 | 2 |
В тематическое планирование рабочей программы внесены изменения: количество часов, отведенных на изучение тем «Учимся читать», «Читаем быстро», «Автор и его герои» уменьшено на 1 час; увеличено количество часов, отведенных на изучение темы «В мире книг» с 16 до 19 часов. В тематическое планирование включены часы на проведение \промежуточной аттестации учащихся. Промежуточная аттестация учащихся проводится в соответствии с Положением о формах, порядке текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся.
Срок реализации программы – 2016/17 учебный год
Планируемые результаты освоения учебного материала.
В результате формирования личностных универсальных учебных действий к окончанию 2 класса у ребенка будут сформированы:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения, ориентация на содержательные моменты школьной действительности;
мотивация обращения к художественной книге как источнику эстетического наслаждения;
первоначальные представления о нравственных понятиях («добро», «доброжелательность», «терпение», «уважение», «дружба, друг», «товарищ», «приятель»), отраженных в литературных произведениях;
умение отвечать на следующие жизненно важные для себя и других вопросы «Кого можно назвать другом», «Что такое настоящая дружба»; «Как найти друзей»; «Что значит поступить по совести»;
умение свято хранить традиции своей семьи; своей родины;
умение видеть и наслаждаться красотой родного края благодаря произведениям литературы и живописи известных писателей и художников; гордиться красотой своей страной; любить свою страну.
умение понимать ценность книги; нравственный и исторический смысл возникновения книг на земле;
умения оценивать поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя с точки зрения морали и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
способность выражать свои эмоции посредством выразительного чтения;
стремление к успешной учебной деятельности;
умение проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.
Учащиеся 2 класса получат возможность для формирования:
умения определять конкретный смысл нравственных понятий: поступок, честность, верность слову;
умения понимать, что значит поступать по совести, жить по совести, с чистой совестью;
умения понимать поступки героев произведения; соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями; делать свой нравственный выбор.
Метапредметные результаты
Результатом формирования регулятивных универсальных учебных действий будут являться умения:
ориентироваться в учебнике по литературному чтению; находить нужную главу в содержании учебника;
знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий;
предполагать на основе чтения названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе;
понимать, принимать и сохранять учебную задачу: проговаривать вслух возможный план решения задачи; определять систему вопросов, на которые предстоит ответить при чтении содержания раздела;
принимать позицию читателя и слушателя в соответствии с решаемой самостоятельно поставленной на основе вопросов учебной задачей.
проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.
Учащиеся 2 класса получат возможность для формирования:
самостоятельно формулировать тему и цели урока; систему вопросов, рассматриваемую на уроке;
составлять возможный план решения вопросов совместно с учителем;
умения работать в соответствии с заявленным планом;
умения корректировать свою деятельность в соответствии с возможно допущенными ошибками;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения задания.
Результатом формирования познавательных универсальных учебных действий будут являться умения:
самостоятельно работать с учебником литературного чтения как источником информации; находить заданное произведение разными способами;
выделять в тексте основные части; определять микротемы, создавать устные словесные иллюстрации на основе выделенной микротемы;
группировать тексты по заданному основанию (по теме, главной мысли, героям);
сравнивать разные тексты (по теме, главной мысли, героям);
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий на основе алфавитного каталога; в справочной литературе для детей, с помощью друзей и родителей.
Учащиеся 2 класса получат возможность для формирования:
умение находить необходимые слова в тексте; на основе опорных слов составлять свое высказывание;
самостоятельно составлять план к прочитанному или прослушанному произведению; на основе плана самостоятельно представлять героев, событие.
Результатом формирования коммуникативных универсальных учебных действий будут являться умения:
задавать вопросы и отвечать на вопросы по прочитанному произведению;
следить за действиями участников пары и группы в процессе коллективной творческой деятельности; проявлять интерес к общению;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственным мнением.
Учащиеся 2 класса получат возможность для формирования:
составлять высказывание под руководством учителя в устной и письменной форме;
умения владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Предметные результаты
Результатом формирования предметных умений (раздел «Виды речевой и читательской деятельности») будут являться следующие умения:
читать текст про себя с постепенным увеличением скорости чтения в соответствии с индивидуальным темпом;
самостоятельно определять тему прочитанного произведения;
под руководством учителя определять главную мысль произведения;
задавать самостоятельно и под руководством учителя вопросы по прочитанному или прослушанному произведению;
пересказывать текст на основе картинного плана, простого плана, составленного под руководством учителя;
характеризовать героя произведения под руководством учителя (кто он? Какой он?);
делить текст на части под руководством учителя; определять микротемы, озаглавливать части, готовить текст к пересказу;
находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам;
Сравнивать произведения живописи и произведения литературы;
Сравнивать прозаический и поэтический текст;
Наблюдать, как с помощью красок автор передает свои чувства и настроения, выраженные в репродукции картин известных художников.
Учащиеся 2 класса получат возможность для формирования:
читать текст про себя и понимать прочитанное;
самостоятельно определять главную мысль произведения на основе выбранной пословицы;
задавать самостоятельно вопросы по прочитанному или прослушанному произведению;
самостоятельно делить текст на части; озаглавливать части;
пересказывать текст на основе плана подробно, кратко;
самостоятельно давать характеристику героям произведения; сравнивать героев одного произведения;
находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам; называть выставку книг; классифицировать и группировать книги в соответствии с заданными параметрами.
Результатом формирования предметных умений (раздел «Круг детского чтения») будут являться следующие умения:
характеризовать представленную на выставке книгу;
умение организовывать выставку книг в классе по заданным учителем параметрам и под руководством учителя;
Находить книгу по заданным параметрам в домашней библиотеке
Учащиеся 2 класса получат возможность для формирования:
Составлять рассказ о книге на основе аннотации и содержания;
Самостоятельно составлять аннотацию;
Самостоятельно заполнять на книгу каталожную карточку;
Пользовать алфавитным и систематическим каталогом.
Результатом формирования предметных умений (раздел «Литературоведческая пропедевтика») будут являться следующие умения:
Определять особенности сказочного текста; находить отличия сказки от сказки о животных;
Характеризовать героя произведения;
Самостоятельно определять в художественном тексте звукопись как средство создания образа;
Отличать произведения живописи и произведения литературы;
Отличать прозаический и поэтический текст;
Наблюдать, как с помощью художественных средства автор передает читателю свои чувства и настроение, выраженные в прозаическом и поэтическом тексте;
Находить в тексте сравнения с помощью слов будто, как;
Находить в тексте лирического стихотворения средства художественной выразительности: эпитеты, олицетворения под руководством учителя.
Учащиеся 2 класса получат возможность для формирования:
Сравнивать научно-познавательный и художественный текст; определять отличительные особенности;
Выявлять особенности героя художественного рассказа;
Выявить особенности юмористического произведения;
Определять сравнения, олицетворения, подбирать свои сравнения, олицетворения;
Наблюдать противоположные картины в художественном тексте; находить слова, которые помогают увидеть эти картины;
Выявлять развитие настроения в художественном тексте.
Результатом формирования предметных умений (раздел «Творческая деятельность») будут являться следующие умения:
Придумывать рассказ по аналогии с прочитанными или прослушанными произведениями;
Читать стихотворение, передавая настроение с помощью различных выразительных средств;
Инсценировать произведения самостоятельно, используя различные средства выразительности
Учащиеся 2 класса получат возможность для формирования:
Умения выразительно читать, выявляя авторское отношение к изображаемому, передавать настроение при чтении;
Умения составлять самостоятельно тексты разных жанров;
Умения писать отзыв на книгу.
Содержание учебного материала
Учимся читать: Читая — думаем (27 ч.)
М. Бородицкая «Первое сентября»; В. Берестов «Читалочка»; К. Ушинский «Наше Отечество»; В. Орлов «Родное»*; П. Воронько «Лучше нет родного края»; Г. Ладонщиков «Скворец на чужбине»; О. Дриз «Загадка»; Б. Заходер «Два и три»; Р. Сеф «Считалочка»*; М. Юдалевич, «Три плюс пять»; В. Левин «Чудеса в авоське»; С. Иванов «Какой сегодня веселый снег...», «Зимой Ваня сделал кормушку...»; А. Шибаев «Кто слово найдет»; В. Берестов «Если хочешь пить»*, «Гололедица»; Б. Заходер «Как Волк песни пел»; С. Прокофьева «Сказка о том, как зайцы испугали Серого Волка»; B. Зотов «За двумя зайцами»; Э. Шим «Жук на ниточке», «Очень вредная крапива»; Л. Н. Толстой «Косточка»; C. Прокофьева «Когда можно плакать?»; В. Сухомлинский «Пусть будут Соловей и Жук»; С. Козлов «В сладком морковном лесу»; В. Осеева «Сторож», «Кто наказал его?»; А. Барто «Рыцари»; В. Осеева «Плохо»; Д. Хармс «Удивительная кошка»; русская народная сказка «Лиса и журавль»; индийская сказка «Ссора птиц»; В. Берестов «Посадили игрушку на полку...», Э. Мошковская «Всего труднее дело...»*; русская народная сказка «Самое дорогое», С. Баруздин «Кузнец»; Б. Заходер «Петя мечтает»; русская народная сказка «Два Мороза».
Учимся читать: Читаем правильно (10 ч.)
В. Бардадым «Мы читаем!»; В. Гусев «Вот так кот»; И. Бурсов «Кот и крот»; Д. Биссет «Орел и овечка»; В. Драгунский «Заколдованная буква», «Когда я был маленький», «Не пиф, не паф!»; Н. Носов «Находчивость»; Дж. Родари «Машинка для приготовления уроков»; Б. Заходер «Муравей».
Учимся читать: Читаем быстро (8ч /7 ч.)
Скороговорки; И. Мазнин «Шла лисица»; Е. Благинина «У Вари на бульваре...»; М. Бородицкая «Были галчата в гостях у волчат...»; Р. Сеф «Бесконечные стихи»*; Э. Мошковская «Болельщик»; Ю. Ермолаев «Угодили»; В. Осеева «Просто старушка»; В. Голявкин «Как я под партой сидел», «Про то, для кого Вовка учится»; дагестанская сказка «Храбрый мальчик».
Учимся читать: Читаем выразительно (20 ч.)
А. Прокофьев «Как на горке, на горе»; А. Фет «Чудная картина...»*; С. Воронин «Храбрый клоун»; С. Маршак «Жадина»; О. Григорьев «Яма»; Э. Успенский «Всё в порядке»; В. Осеева «Три товарища»; Н. Матвеева «Девочка и пластилин»; Ю. Ермолаев «Два пирожных»; Э. Мошковская «Обида», «Трудный путь»; Е. Благинина «Посидим в тишине»*; И. Дик «Красные яблоки»; А. Барто «Перед сном»; С. Козлов «Заяц и Медвежонок»; И. Пивоварова «Про сверчка, мышь и паучка»; К. Ушинский «Гусь и журавль», «Кто дерет нос кверху»; Н. Юсупов «Серый волк»; Дж. Родари «Рыбы»; Б. Заходер «Кискино горе»; Э. Мошковская «Говорящая кошка»*; А. Фройденберг «Великан и мышь»; Д. Биссет «Про тигренка Бинки, у которого исчезли полоски»; К. Ушинский «Спор деревьев».
Учимся работать с текстом: Автор и его герои (23ч /22 ч.)
В. Голявкин «Про веселую книжку»; С. Баруздин «Стихи о человеке и его делах»; Л. Пантелеев «Карусели», «Как поросенок говорить научился»; В. Голявкин «В шкафу»; А. Гайдар «Совесть»; Б. Юнгер «Белая роза»; Г. Цыферов «Град»; Г. Горбовский «Розовый слон»*; Ф. Кривин «Родная коробка»; В. Чаплина «Мушка»; Л. Пантелеев «Две лягушки»; Е. Пермяк «Волшебные краски»; С. Михалков «Аисты и лягушки»; С. Козлов «Вольный осенний ветер»; Л. Н. Толстой «Зайцы»; Н. Рубцов «Про зайца»; русская народная сказка «Заяц-хваста».
Учимся работать с текстом: Слова, слова, слова... (10 ч.)
Г. Цыферов «Как цыпленок впервые сочинил сказку»; Шотландская песенка*; Б. Шергин «Рифмы»; В. Даль «Кузовок»; А. Барто «Игра в слова»; И. Токмакова «Лягушки»; В. Берестов «Курица»; Б. Заходер «Дырки в сыре»; А. Шибаев «Переполох», «Прислушайся к слову»; Р. Сеф «Кактус», «На свете всё на всё похоже...»; Г. Цыферов «Что такое звезды?»; А. К. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает...»*; «Колокольчики мои...»; С. Есенин «Черемуха»; М. Исаковский «Ветер»; В. Рахманов «Одуванчики».
Учимся работать с текстом: План и пересказ (22 ч/19 ч.)
Н. Сладков «Медведь и Солнце»; В. Осеева «Добрая хозяюшка»; Б. Житков «Храбрый утенок»; Э. Мошковская «Жадина»; русская народная сказка «Мена»; В. Сухомлинский «Вьюга»; Н. Носов «На горке»; В. Осеева «Хорошее»; Д. Биссет «Про поросенка, который учился летать»; В. Гаршин «Лягушка-путешественница»; С. Михалков «Бараны»*; К. Ушинский «Два козлика»; С. Козлов «Черный Омут»; М. Пляцковский «Как Утенок свою тень потерял»; Е. Карганова «Как Цыпленок голос искал»; немецкая сказка «Русалочка».
В мире книг (16 ч/19 ч.)
К. Ушинский «Два плуга»; Л. Н. Толстой «Филипок»; В. Авдеенко «Маленькая Баба-Яга»; русская народная сказка «Лисичка со скалочкой»; Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца»; Н. Сладков «Бежал ежик по дорожке»; М. Пришвин «Еж»; Б. Заходер «Птичья школа»; Н. Носов «Затейники», «Живая шляпа»; Е. Пермяк «Торопливый ножик», «Самое страшное»; Н. Носов «Фантазеры»; Б. Емельянов «Зеленая букашина»; Кир Булычев «Путешествие Алисы» (Глава 1. Преступница Алиса).
Тематическое планирование по литературному чтению во 2 классе
1 триместр – 32 урока
№ п/п | Тема | Количество часов | Дата | |
Тема № 1: «Учимся читать. Читая – думаем» | 27 часов | По плану | Фактически | |
1 | М. Бородицкая «Первое сентября»; В. Берестов «Читалочка»* Обучение приемам выразительного чтения. | 2 | 1.09 5.09 | |
2 | К.Ушинский «Наше Отечество». Работа по обогащению словарного запаса уч-ся | 1 | 6.09 | |
3 | В.Орлов «Родное»*. Г. Ладонщиков «Скворец на чужбине»; П. Воронько «Лучше нет родного края»; Обучение анализу произведения | 1 | 7.09 | |
4 | О.Дриз «Загадка». Обучение выразительному чтению | 1 | 8.09 | |
5 | Стихи о счете Развитие выразительности чтения | 1 | 9.09 | |
6 | М.Юдалевич «Три плюс пять» Развитие выразительности чтения | 1 | 12.09 | |
7 | В Левин «Чудеса в авоське». Развитие связной речи. | 1 | 13.09 | |
8 | С.Иванов «Какой сегодня веселый снег», «Зимой Ваня сделал кормушку». Развитие выразительности чтения. | 1 | 14.09 | |
9 | А.Шибаев «Кто слово найдет». Развитие творческих способностей уч-ся. | 1 | 15.09 | |
10 | В. Берестов «Если хочешь пить...»*, «Гололедица». Работа над главной мыслью произведения. | 1 | 19.09 | |
11 | Заходер «Как Волк песни пел». Знакомство с особенностями жанра скащки. | 1 | 20.09 | |
12 | С. Прокофьева «Сказка о том, как зайцы испугали Серого Волка». Обучение сравнительному анализу произведения. | 1 | 21.09 | |
13 | В.Зотов «За двумя зайцами. Формирование умения работать со сносками. | 1 | 22.09 | |
14 | Э.Шим «Жук на ниточке» «Очень вредная крапива». Обучение приемам пересказа. | 1 | 26.09 | |
15 | С. Прокофьева «Когда можно плакать?» Л. Н. Толстой «Косточка» (Быль).Формирование эмоционального отношения к действительности | 1 | 27.09 | |
16 | В. Сухомлинский «Пусть будут и Соловей и Жук».Работа над основной мыслью произведения. | 1 | 28.09 | |
17 | С. Козлов « В сладком морковном лесу». Обучение чтению по ролям | 1 | 29.09 | |
18 | В. Осеева «Сторож», «Кто наказал его?».Формирование умений работать с текстом. | 1 | 3.10 | |
19 | А. Барто «Рыцари». Обучение выразительному чтению.. | 1 | 4.10 | |
20 | В. Осеева «Плохо». Обучение выразительному чтению. Проверочная работа | 1 | 5.10 | |
21 | Д. Хармс «Удивительная кошка».Обучение выразительному чтению | 1 | 6.10 | |
22 | Русская народная сказка «Лиса и журавль». Знакомство с особенностями жанра сказки. | 1 | 10.10 | |
23 | Индийская сказка «Ссора птиц».Обогащение и активизация словаря уч-ся | 1 | 11.10 | |
24 | В. Берестов «Посадили игрушку на полку…»; Э. Мошковская «Всего труднее дело...».Обучение приемам выразительного чтения. | 1 | 12.10 | |
25 | Русская народная сказка «Самое дорогое». С. Баруздин Кузнец». Работа над основной мыслью произведения. | 1 | 13.10 | |
26 | Б. Заходер «Петя мечтает». Обучение приемам выразительного чтения. | 1 | 17.10 | |
27 | Русская народная сказка «Два Мороза». Развитие творческих способностей уч-ся | 1 | 18.10 | |
Тема № 3: «Учимся читать: Читаем быстро» | 10 часов | |||
1 | В. Бардадым «Мы читаем!». Развитие четкой быстрой речи. | 1 | 19.10 | |
2 | В. Гусев «Вот так кот!». Развитие четкой речи. | 1 | 20.10 | |
3 | Н. Бурсов «Кот и крот». Развитие четкой речи. | 1 | 24.10 | |
4 | Д. Биссет «Орёл и овечка». Обогащение опыта творческой деятельности. | 1 | 25.10 | |
5 | В. Драгунский «Заколдованная буква». Формирование умений работать с текстом | 1 | 26.10 | |
II триместр – 56 уроков | ||||
6 | В. Драгунский «Когда я был маленький». Формирование умений работать с текстом | 1 | 7.11 | |
7 | В. Драгунский «Не пиф, не паф!». Развитие грамотной речи. | 1 | 8.11 | |
8 | Н. Носов «Находчивость». Формирование эмоционального отношения к действительности. | 1 | 9.11 | |
9 | Дж. Родари «Машинка для приготовления уроков». Работа над основной мыслью произведения. | 1 | 10.11 | |
10 | Б. Заходер «Муравей». Ю. Мориц «Трудолюбивая старушка». Обучение выразительному чтению. | 1 | 14.11 | |
1 | Тема № 3: «Учимся читать: Читаем быстро» Скороговорки. Развитие четкой быстрой речи. | 7 ч 1 | 15.11 | |
2 | Стихи Р.Сефа. Ю. Ермолаев «Угодили» Литературный герой, его характер и его поступки. | 1 | 16.11 | |
3 | В. Осеева «Просто старушка». Характер персонажей. | 1 | 17.11 | |
4 | В. Голявкин «Как я под партой сидел» Персонажи рассказа, их отношение к школе. | 1 | 21.11 | |
5 6 | Г. Балл «Москвичок, который не знал правил уличного движения». Обучение приемам скорочтениячтения Дагестанская сказка «Храбрый мальчик». Тема текста. | 1 1 | 22.11 23.11 | |
7 | Урок-обобщение по теме. Проверочная работа | 1 | 24.11 | |
1 | Тема № 4: «Учимся читать. Читаем выразительно» А. Прокофьев «Как на горке, на горе»; А. Фет «Чудная картина...».Настроение лирического героя. | 20 ч. 1 | 28.11 | |
2 | С. Воронин «Храбрый клоун».Мир чувств и переживаний в произведении. | 1 | 29.11 | |
3 | С. Воронин «Храбрый клоун» Нравственная коллизия в сказке | 1 | 30.11 | |
4 | С. Маршак «Жадина»; О. Григорьев «Яма»; Э. Успенский «Разгром». Понимание эмоционального тона произведения. | 1 | 1.12 | |
5 | В. Осеева «Три товарища»; Н. Матвеева «Девочка и пластилин».Характеристика героя на основании анализа его поступков. | 1 | 5.12 | |
6 | Ю. Ермолаев «Два пирожных».Нравственная коллизия в произведении. | 1 | 6.12 | |
7 | Э. Мошковская «Обида», «Трудный путь».Эмоциональная окраска текста | 1 | 7.12 | |
8 | Е. Благинина «Посидим в тишине». Сопоставление литературных героев | 1 | 8.12 | |
9 | И. Дик «Красные яблоки»; Элементы анализа произведения. | 1 | 12.12 | |
10 | А. Барто «Перед сном».Элементы драматизации | 1 | 13.12 | |
11 | В. Орлов «Светлячок-маячок» Обучение приемам выразительного чтения.. | 1 | 14.12 | |
12 | C. Козлов «Заяц и Медвежонок»; И. Пивоварова «Про сверчка, мышь и паучка».Разнообразные образы героев произведения | 1 | 15.12 | |
13 | К. Ушинский «Гусь и журавль», «Кто дерёт нос кверху». Басня как жанр художественной литературы | 1 | 19.12 | |
14 | Н. Юсупов «Серый волк». .Понимание эмоционального тона произведения. | 1 | 20.12 | |
15 | Дж. Родари «Рыбы»; Б. Заходер «Кискино горе».Мир чувств, переживаний в произведении | 1 | 21.12 | |
16 | Э. Мошковская «Говорящая кошка»; А. Фройденберг «Великан и мышь». Особенности небылицы | 1 | 22.12 | |
17 | Д. Биссет «Про тигрёнка Бинки, у которого исчезли полоски».Основная мысль произведения | 1 | 26.12 | |
18 | Д. Биссет «Про тигрёнка Бинки, у которого исчезли полоски». Литературный герой и его характер | 1 | 27.12 | |
19 | К. Ушинский «Спор деревьев». Разнообразные и яркие образы героев произведения. | 1 | 28.12 | |
20 | Обобщающий урок. Проверочная работа | 1 | 29.12 | |
1 | Тема № 5 «Учимся работать с текстом. Автор и его герои» В. Голявкин «Про весёлую книжку»; С. Баруздин «Стихи о человеке и его делах».Характеристика героев рассказа | 22 ч. 1 | 9.01 | |
2 | Л. Пантелеев «Карусели».Автобиографическое повествование. | 1 | 10.01 | |
3 | Л. Пантелеев «Карусели».Эмоциональный тон произведения | 1 | 11.01 | |
4 | Л. Пантелеев «Как поросёнок говорить научился».Идея произведения | 1 | 12.01 | |
5 | В. Голявкин «В шкафу».Автобиографическое повествование. | 1 | 16.01 | |
6 | В. Голявкин «В шкафу».Словесное рисование | 1 | 17.01 | |
7 | А. Гайдар «Совесть». Поучение через осуждение пороков в произведении | 1 | 18.01 | |
8 | Б. Юнгер «Белая роза» Особенности литературной изобретательной сказки | 1 | 19.01 | |
9 | Г. Цыферов «Град» Формирование умений работать с текстом. | 1 | 23.01 | |
10 | Г. Горбовский «Розовый слон» Формирование умений работать с текстом. | 1 | 24.01 | |
11 | Ф. Кривин «Родная коробка» Поучительный смысл сказки. | 1 | 25.01 | |
12 | В. Чаплина «Мушка» Основная мысль произведения. | 1 | 26.01 | |
13 | В. Чаплина «Мушка». Смысловые части текста | 1 | 30.01 | |
14, 15 | Л. Пантелеев «Две лягушки» Сравнительная характеристика героев. | 2 | 31.01, 1.02 | |
16 | Е. Пермяк «Волшебные краски» Герой глазами автора и читателя. | 1 | 2.02 | |
17 | Е. Пермяк. «Волшебные краски» Основная мысль произведения. | 1 | 6.02 | |
18 | С. Михалков «Аисты и лягушки» Положительные и отрицательные качества героев басни. | 1 | 7.02 | |
19 | С. Козлов «Вольный осенний ветер» Гуманизм сказки. | 1 | 8. 02 | |
20 | Л. Н. Толстой «Зайцы»;Н. Рубцов «Про зайца» Сходство и различие художественных текстов. | 1 | 9.02 | |
21 | Русская народная сказка «Заяц-хваста». Сопоставление литературных героев. | 1 | 13.02 | |
22 | Контроль знаний | 1 | ||
1 | Тема «Слова, слова…» Г. Цыферов «Как цыплёнок впервые сочинил сказку»; шотландская Песенка. Мир глазами сказочного героя | 10 ч. 1 | 14.02 | |
2 | Б. Шергин «Рифмы». Понятие рифмы. | 1 | 15.02 | |
3 | М. Бородицкая «Разговор с пчелой»; В. Даль «Кузовок» (игра) А. Барто «Игра в слова»Игра в слова | 1 | 16.02 | |
III триместр – 48 уроков | ||||
4 | И. Токмакова «Лягушки»; В. Берестов «Курица»; Б. Заходер «Дырки в сыре» (из Яна Бжехвы) Звукоподражание как прием художественной речи. | 1 | 27.02 | |
5 | А. Шибаев «Переполох», «Прислушайся к слову» Звукоподражание как прием художественной речи. | 1 | 28.02 | |
6 | Р. Сеф «Кактус», «На свете всё на всё похоже...»; Г. Цыферов «Что такое звёзды?». Фантазия автора | 1 | 1.03 | |
7 | И. Пивоварова «Картинки на земле»; А. С. Пушкин «Опрятней модного паркета…»; А. К. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает...» Образность и выразительность в произведении | 1 | 2.03 | |
8 | А. К. Толстой «Колокольчики мои...»; С. Есенин «Черёмуха»; М. Исаковский «Ветер». Средства создания речевой выразительности | 1 | 6.03 | |
9 | В. Рахманов «Одуванчики»; Образность и выразительность речи. Обобщающий урок | 1 | 6.03 | |
10 | Н. Сладков «Медведь и Солнце». Разнообразные и яркие образы в произведении | 1 | 7.03 | |
1 | Тема «План и пересказ» В. Осеева «Добрая хозяюшка» Идея произведения | 19 ч. 1 | 9.03 | |
2 | Б. Житков «Храбрый утёнок». Картинный план | 1 | 13.03 | |
3 | Э. Мошковская Жадина». Нравственная проблема и ее решение в произведении | 1 | 14.03 | |
4 | Русская народная сказка «Мена». Характеристика героев сказки | 1 | 15.03 | |
5 | Русская народная сказка «Мена» Радиоспектакль | 1 | 16.03 | |
6 | В. Сухомлинский «Вьюга»; Ю. Ермолаев «Проговорился» Основная мысль произведения | 1 | 20.03. | |
7 | Н. Носов «На горке» Литературный герой и его характер | 1 | 21.03 | |
8 | Н. Носов «На горке» Картинный план | 1 | 22.03 | |
9, 10 | В. Осеева «Хорошее» План рассказа. Обучение пересказу | 2 | 23.03, 27.03 | |
11 | Д. Биссет «Про поросёнка, который учился летать»Сюжет и герои сказки | 1 | 28.03 | |
12 | В. Гаршин «Лягушка- путешественница» Авторская сказка | 1 | 29.03 | |
13 | В. Гаршин «Лягушка- путешественница» Характеристика героя | 1 | 30. 03 | |
14 | С. Михалков «Бараны»; К. Ушинский «Два козлика» Сопоставление литературных героев | 1 | 3.04 | |
15 | С. Козлов «Чёрный Омут» Авторская сказка и черты народной в ней | 1 | 4.04 | |
16 | С. Козлов «Чёрный Омут» Характер сказочного героя | 1 | 5.04 | |
17 | М. Пляцковский «Как Утёнок свою тень потерял». Характер сказочного героя | 1 | 6.04 | |
18 | Е. Карганова «Как Цыплёнокголос искал». Комикс | 1 | 17.04 | |
19 | Обобщающий урок. Проверочная работа | 1 | 18.04 | |
1 | Тема «В мире книг» К. Ушинский «Два плуга». Основные элементы книги | 19 ч. 1 | 19.04 | |
2 | Л. Н. Толстой «Филипок»Характеристика героя | 1 | 20.04 | |
3 | В. Авдеенко «Маленькая Баба-Яга» Авторская сказка и черты народной в ней | 1 | 24.04 | |
4 | Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой». Сказки о животных | 1 | 25.04 | |
5 | Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца»Языковая специфика авторской сказки | 1 | 26.04 | |
6 | Н. Сладков «Бежал ёжик по дорожке» Значение титульного листа, содержания книги | 1 | 27.04 | |
7 | М. Пришвин «Ёж». Писательская наблюдательность | 1 | 2.05 | |
8 | Б. Заходер «Птичья школа» Словесное рисование | 1 | 3.05 | |
9 | Н. Носов «Затейники» Юмористический художественный образ | 1 | 4.05 | |
10 | Н. Носов «Живая шляпа» Диалог как особый прием, позволяющий сохранить юмористический тон | 1 | 8.05 | |
11 | Е. Пермяк «Торопливый но- жик», «Самое страшное». Предисловие к книге | 1 | 10.05 | |
12 | Н. Носов «Фантазёры» Фантастические истории | 1 | 11.05 | |
13 | Н. Носов «Фантазёры» Основная мысль | 1 | 15.05 | |
14 | Б. Емельянов «Зелёная букашина» Формирование речеведческих умений | 1 | 16.05 | |
15 | Книги о детях Знакомство со структурой книги | 1 | 17.05 | |
16 | Кир Булычёв «Путешествие Алисы» (глава 1) Формирование умения анализировать | 1 | 18.05 | |
17 | Кир Булычёв «Путешествие Алисы» (глава 1) Формирование эмоционального отношения к действительности | 1 | 22..05 | |
18 | Кир Булычёв «Путешествие Алисы» (глава 1) Установление взаимосвязи описываемых событий | 1 | 23.05 | |
19 | Обобщающе- установочный урок | 1 | 24.05 | |
1, 2 | Резервные уроки. Контроль знаний | 1 | 25.05, 29.05 |