Рабочая программа по литературному краеведению (4 класс)

0
0
Материал опубликован 31 January 2016 в группе

Программа рассмотрена на заседании ШМО учителей начальных классов

(протокол №___ от _________

Утверждаю

Директор МАОУ СОШ №1

_______________________Е.В.Тохтуева

Рабочая программа

по литературному краеведению

34 часа (1 час в неделю)

Никитина Анжелика Валентиновна

Учитель начальных классов

МОАУ СОШ №1 г. Кунгур, Пермский край

Пояснительная записка

Русская пословица гласит: «Испокон века книга растит человека». Почему же книга, как семья и Родина, наделена такой силой значимости? Способность растить человека давно связывают с книгой, т.к. подобно матери и родной земле книга хранит в себе то духовное начало, опыт мудрости, которые необходимы ребёнку, чтобы стать человеком «нормальной этничности». Книга позволяет «привязать ребёнка к древу культуры его народа, на материале искусства формирует богатое чувство красоты и чувство уважения к культуре иных народов». (Б.М. Неменский «Мудрость красоты»)

Особенности каждой территории позволяют учителю включить в образовательную программу дисциплину по культуре, географии или истории своего народа. Богатейшее наследие литературы народов Прикамья (фольклор, поэзию и прозу прошлых веков и настоящего времени для детей 8-10 лет) необходимо использовать для приоритетного направления в области образования. Данная программа связана с краеведением, географией, обществознанием, историей и литературным чтением.

Принципы построения программы

принцип жанрового разнообразия,

принцип актуализации тематики,

принципы оптимального соотношения произведений детской литературы и текстов, вошедших в круг детского чтения из «взрослой литературы»,

принцип доступности и вариативности,

тематический принцип группировки материала,

принцип целостного восприятия художественного произведения,

монографический принцип,

принцип идейно-художественной значимости произведений.

Формы проведения занятий

По форме занятий включают проведение встреч, библиотечных уроков, литературных праздников, викторин, бесед, оформление выставок книг, рисунков, читательских дневников и отзывов, выступлений со сценками и литературными монтажами, самостоятельное знакомство с книгой, посещение экспозиций.

Цель программы

Создание условий для воспитания гармонично развитой, культурной личности средствами литературы народов Прикамья.

Задачи

обновление содержания образования;

расширение познавательных интересов учеников;

обогащение речи и языка учащихся;

формирование эстетического чувства красоты и уважения к культуре и языку иных народов, как равноправному; непохожему, но не враждебному нам, как части духовного мира любого человека;

приобщение учащихся к литературному наследию Пермского края;

введение в мир человеческих отношений разных народов Пермского края.

Предполагаемые результаты обучения

К концу обучения ученики должны знать поэтов и писателей, когда- либо живших и работающих в Прикамье и их произведения, произведения устного народного творчества русского, татарского, коми-пермятского, башкирского народов, виды доступной литературы и возможности библиотечной помощи, уметь пользоваться книгой для разнообразных целей деятельности, иметь нравственно-культурную позицию в отношениях к окружающему миру и людям.

Методический комплект:

1. Литература Прикамья: Хрестоматия для начальной школы. / Составители Н.П.Петрова, О.О. Суркова. – Пермь:

Книжный мир, 2008 г.

2. Н.К. Горбацевич, Н.В. Шатрова. Прикамье: страницы далёких и близких времён. Учебное пособие по курсу:

«Введение в историю для 4 класса. – Пермь: Книжный мир, 2008 г.

3. Н.А. Князева. Маленький пермяк. Азбука краеведа. – Пермь: Книжный мир, 2006 г.

Календарно-тематическое планирование

Тема

Часы

1.

Вводный урок. «Прощание с летом».

1

2.

Экскурсия в детскую библиотеку им. Б.С. Рябинина.

 

3.

Фольклор народов Прикамья – бесценная часть литературы народов России.

1

4.

Особый жанр фольклора – загадки пермских народов.

1

5.

«Уральский Даль». В.Н. Серебренников. Меткое слово.

1

6.

Народные посиделки «Осенины».

1

7.

Литературные сказки XIX-XX вв. Д.Н. Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки».

1

8.

Уральский сказочник П.П. Бажов. В гостях у «Хозяйки медной горы».

1

9.

Уральские сказы П.П. Бажова. «Малахитова шкатулка».

1

10.

Б.Рябинин: «Я – кунгурский огуречник». «Про дом…», «Большая вода».

1

11.

Рассказы о животных Б. Рябинин. «Джери».

1

12-13.

Конференция по творчеству Б.Рябинина в детской библиотеке. Презентация.

2

14.

Сказки XXI в. А.Зеленин «Корюшкин. Каникулы без родителей».

1

15.

А.Зеленин «Повесть про Петьку Ёжикова из 3 «б».

1

16.

В.Рапп «Легенды и мифы Ледяной пещеры».

1

17.

В.Рапп «Железный орёл».

1

18.

А.Гребенкин «Живая азбука: Стихи для детей». Зимняя сказка: Азбука в стихах»

1

19.

Знакомство с книгой В.Г. Эрисона «Встреча на природной тропинке».

1

20.

Родной край В.Г. Щелоковой, С.Г. Глумова «Цветочная азбука в стихах и фото».

1

21.

Лирические миниатюры о природе В.Вяткина «В кругу заветной красоты».

1

22.

В.Я. Баталов «Край мой милый» («Родник», «Берёзовые люстры», «Ковёр»).

1

23.

К. Мамонтов «Благодарю тебя, Отчизна».

1

24.

Л. Преображенская «Сказки моего детства», «Серебряные рыбки».

1

25.

Л. Преображенская. Стихи «Терем-теремок». Презентация «Алый парус».

1

26.

В.Ф. Телегина «Как хорошо начинается день».

1

27.

Ф. Липатов «По грибы не ходит кошка».

1

28.

А.Н. Тумбасов «Что увидел художник».

1

29.

В.В. Бианки «Сказки зверолова». Сказки уму – разуму учат.

1

30.

Т.П. Фадеев о Великой Отечественной войне «Руки матери».

1

31.

О. Селянкин «Дорога в бессмертие». Быль.

1

32.

А.П. Гайдар. Рассказ «Четвёртый блиндаж».

1

33.

Поэты-фронтовики К. Мамонтов и Н. Хаунен.

1

34.

Урок-отчёт по детскому творчеству «Литературное кольцо Урала».

1


 

Комментарии
Комментариев пока нет.