Программа рассмотрена на заседании ШМО учителей начальных классов
(протокол №___ от _________
Утверждаю
Директор МАОУ СОШ №1
_______________________Е.В.Тохтуева
Рабочая программа
по литературному краеведению
34 часа (1 час в неделю)
Никитина Анжелика Валентиновна
Учитель начальных классов
МОАУ СОШ №1 г. Кунгур, Пермский край
Пояснительная записка
Русская пословица гласит: «Испокон века книга растит человека». Почему же книга, как семья и Родина, наделена такой силой значимости? Способность растить человека давно связывают с книгой, т.к. подобно матери и родной земле книга хранит в себе то духовное начало, опыт мудрости, которые необходимы ребёнку, чтобы стать человеком «нормальной этничности». Книга позволяет «привязать ребёнка к древу культуры его народа, на материале искусства формирует богатое чувство красоты и чувство уважения к культуре иных народов». (Б.М. Неменский «Мудрость красоты»)
Особенности каждой территории позволяют учителю включить в образовательную программу дисциплину по культуре, географии или истории своего народа. Богатейшее наследие литературы народов Прикамья (фольклор, поэзию и прозу прошлых веков и настоящего времени для детей 8-10 лет) необходимо использовать для приоритетного направления в области образования. Данная программа связана с краеведением, географией, обществознанием, историей и литературным чтением.
Принципы построения программы
принцип жанрового разнообразия,
принцип актуализации тематики,
принципы оптимального соотношения произведений детской литературы и текстов, вошедших в круг детского чтения из «взрослой литературы»,
принцип доступности и вариативности,
тематический принцип группировки материала,
принцип целостного восприятия художественного произведения,
монографический принцип,
принцип идейно-художественной значимости произведений.
Формы проведения занятий
По форме занятий включают проведение встреч, библиотечных уроков, литературных праздников, викторин, бесед, оформление выставок книг, рисунков, читательских дневников и отзывов, выступлений со сценками и литературными монтажами, самостоятельное знакомство с книгой, посещение экспозиций.
Цель программы
Создание условий для воспитания гармонично развитой, культурной личности средствами литературы народов Прикамья.
Задачи
обновление содержания образования;
расширение познавательных интересов учеников;
обогащение речи и языка учащихся;
формирование эстетического чувства красоты и уважения к культуре и языку иных народов, как равноправному; непохожему, но не враждебному нам, как части духовного мира любого человека;
приобщение учащихся к литературному наследию Пермского края;
введение в мир человеческих отношений разных народов Пермского края.
Предполагаемые результаты обучения
К концу обучения ученики должны знать поэтов и писателей, когда- либо живших и работающих в Прикамье и их произведения, произведения устного народного творчества русского, татарского, коми-пермятского, башкирского народов, виды доступной литературы и возможности библиотечной помощи, уметь пользоваться книгой для разнообразных целей деятельности, иметь нравственно-культурную позицию в отношениях к окружающему миру и людям.
Методический комплект:
1. Литература Прикамья: Хрестоматия для начальной школы. / Составители Н.П.Петрова, О.О. Суркова. – Пермь:
Книжный мир, 2008 г.
2. Н.К. Горбацевич, Н.В. Шатрова. Прикамье: страницы далёких и близких времён. Учебное пособие по курсу:
«Введение в историю для 4 класса. – Пермь: Книжный мир, 2008 г.
3. Н.А. Князева. Маленький пермяк. Азбука краеведа. – Пермь: Книжный мир, 2006 г.
Календарно-тематическое планирование
№ |
Тема |
Часы |
1. |
Вводный урок. «Прощание с летом». |
1 |
2. |
Экскурсия в детскую библиотеку им. Б.С. Рябинина. |
|
3. |
Фольклор народов Прикамья – бесценная часть литературы народов России. |
1 |
4. |
Особый жанр фольклора – загадки пермских народов. |
1 |
5. |
«Уральский Даль». В.Н. Серебренников. Меткое слово. |
1 |
6. |
Народные посиделки «Осенины». |
1 |
7. |
Литературные сказки XIX-XX вв. Д.Н. Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки». |
1 |
8. |
Уральский сказочник П.П. Бажов. В гостях у «Хозяйки медной горы». |
1 |
9. |
Уральские сказы П.П. Бажова. «Малахитова шкатулка». |
1 |
10. |
Б.Рябинин: «Я – кунгурский огуречник». «Про дом…», «Большая вода». |
1 |
11. |
Рассказы о животных Б. Рябинин. «Джери». |
1 |
12-13. |
Конференция по творчеству Б.Рябинина в детской библиотеке. Презентация. |
2 |
14. |
Сказки XXI в. А.Зеленин «Корюшкин. Каникулы без родителей». |
1 |
15. |
А.Зеленин «Повесть про Петьку Ёжикова из 3 «б». |
1 |
16. |
В.Рапп «Легенды и мифы Ледяной пещеры». |
1 |
17. |
В.Рапп «Железный орёл». |
1 |
18. |
А.Гребенкин «Живая азбука: Стихи для детей». Зимняя сказка: Азбука в стихах» |
1 |
19. |
Знакомство с книгой В.Г. Эрисона «Встреча на природной тропинке». |
1 |
20. |
Родной край В.Г. Щелоковой, С.Г. Глумова «Цветочная азбука в стихах и фото». |
1 |
21. |
Лирические миниатюры о природе В.Вяткина «В кругу заветной красоты». |
1 |
22. |
В.Я. Баталов «Край мой милый» («Родник», «Берёзовые люстры», «Ковёр»). |
1 |
23. |
К. Мамонтов «Благодарю тебя, Отчизна». |
1 |
24. |
Л. Преображенская «Сказки моего детства», «Серебряные рыбки». |
1 |
25. |
Л. Преображенская. Стихи «Терем-теремок». Презентация «Алый парус». |
1 |
26. |
В.Ф. Телегина «Как хорошо начинается день». |
1 |
27. |
Ф. Липатов «По грибы не ходит кошка». |
1 |
28. |
А.Н. Тумбасов «Что увидел художник». |
1 |
29. |
В.В. Бианки «Сказки зверолова». Сказки уму – разуму учат. |
1 |
30. |
Т.П. Фадеев о Великой Отечественной войне «Руки матери». |
1 |
31. |
О. Селянкин «Дорога в бессмертие». Быль. |
1 |
32. |
А.П. Гайдар. Рассказ «Четвёртый блиндаж». |
1 |
33. |
Поэты-фронтовики К. Мамонтов и Н. Хаунен. |
1 |
34. |
Урок-отчёт по детскому творчеству «Литературное кольцо Урала». |
1 |