Рабочая программа по математике в 3 классе (УМК «Школа России»)
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 8 с. Нежино
Надеждинского района Приморского края»
СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР Булова О.М.____ 31 августа 2020г. | УТВЕРЖДЕНО Директор МКОУ ООШ № 8 Вачева О.В.________ 31 августа 2020г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО МАТЕМАТИКЕ
для 3 класса
на 2020/2021 учебный год
Составитель: Колесникова Людмила Трофимовна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по МАТЕМАТИКЕ для 3 класса общеобразовательной школы разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009г), Примерной Основной образовательной программы начального общего образования, с использованием учебно-методического комплекта: М.И. Моро, С.И. Волковой.
Изучение математики на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей:
- развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач;
- освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;
- воспитание интереса к математике, стремление использовать математические знания в повседневной жизни.
Задачи обучения:
- обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;
- обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;
- сформировать умение учиться;
- сформировать устойчивый интерес к математике;
- выявить и развить математические и творческие способности.
Планируемые результаты
В конце 3 класса обучающиеся должны знать:
• названия и последовательность чисел в пределах 1000;
• названия компонентов и результатов умножения и деления в пределах 100;
• таблицу умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления;
• правила порядка выполнения действий в выражениях в 2 – 3 действия (со скобками и без них).
Обучающиеся должны уметь:
• читать, записывать, сравнивать числа в пределах 1000;
• выполнять устно четыре арифметических действия в пределах 100;
• выполнять письменно сложение, вычитание двузначных и трехзначных чисел в пределах 1000;
• выполнять проверку вычислений;
• вычислять значения числовых выражений, содержащих 2 – 3 действия (со скобками и без них);
• решать задачи в 1 – 3 действия;
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
Осознание роли своей страны в мировом развитии; уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
Целостное восприятие окружающего мира.
Развитая мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий; творческий подход к выполнению заданий.
Рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими.
Навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками.
Установка на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные результаты
—Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы ее осуществления.
—Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
- Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения; определять наиболее эффективные способы постижения результата.
- Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
- Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
- Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения Величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесение к известным понятиям.
- Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения; излагать и
аргументировать своё мнение.
- Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
— Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».
- Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
- Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».
Предметные результаты
— Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений.
—Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счета, измерений, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
- Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
— Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
— Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с «меню», находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере).
Содержание учебного предмета
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание
Нумерация чисел в пределах 100. Устные и письменные приемы сложения и вычитания чисел в пределах 100.Взаимосвязь между компонентами и результатом сложения (вычитания). Уравнение. Решение уравнения Обозначение геометрических фигур буквами.
Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление
Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.
Умножение числа 1 и на 1. Умножение числа 0 и на 0, деление числа 0, невозможность деления на 0.Нахождение числа, которое в несколько раз больше или меньше данного; сравнение чисел с помощью деления. Примеры взаимосвязей между величинами (цена, количество, стоимость и др.). Решение уравнений вида 58 – х =27, х – 36 = 23, х + 38 = 70 на основе знания взаимосвязей между компонентами и результатами действий. Решение подбором уравнений вида х – 3 = 21, х ׃ 4 = 9, 27 ׃ х = 9. Площадь. Единицы площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр. Соотношения между ними. Площадь прямоугольника (квадрата).
Практическая работа: Площадь; сравнение площадей фигур на глаз, наложением, с помощью подсчета выбранной мерки.
Доли
Нахождение доли числа и числа по его доле. Сравнение долей. Единицы времени: год, месяц, сутки. Соотношения между ними. Круг. Окружность. Центр, радиус, диаметр окружности (круга).
Практическая работа: Круг, окружность; построение окружности с помощью циркуля.
Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление
Умножение суммы на число. Деление суммы на число. Устные приемы внетабличного умножения и деления. Деление с остатком. Проверка умножения и деления. Проверка деления с остатком. Выражения с двумя переменными вида а + b, а – b, а ∙ b, c ׃ d; нахождение их значений при заданных числовых значениях входящих в них букв. Уравнения вида х – 6 = 72, х : 8 = 12, 64 : х = 16 и их решение на основе знания взаимосвязей между результатами и компонентами действий.
Числа от 1 до 1000. Нумерация
Образование и названия трехзначных чисел. Порядок следования чисел при счете. Запись и чтение трехзначных чисел. Представление трехзначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение чисел. Увеличение и уменьшение числа в 10, 100 раз. Единицы массы: грамм, килограмм. Соотношение между ними.
Практическая работа: Единицы массы; взвешивание предметов.
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание
Устные приемы сложения и вычитания, сводимых к действиям в пределах 100. Письменные приемы сложения и вычитания. Виды треугольников: разносторонние, равнобедренные (равносторонние); прямоугольные, остроугольные, тупоугольные. Решение задач в 1 – 3 действия на сложение, вычитание в течение года.
Числа от 1 до 1000. Умножение и деление
Устные приемы умножения и деления чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100. Письменные приемы умножения и деления на однозначное число. Решение задач в 1 – 3 действия на умножение и деление в течение года.
Итоговое повторение
Числа от 1 до 1000. Нумерация чисел. Сложение, вычитание, умножение, деление в пределах 1000: устные и письменные приемы. Порядок выполнения действий. Решение уравнений. Решение задач изученных видов.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Дата | Тема урока | Примечание | |
по плану | факт | |||
| | | 1 четверть (32ч) | |
| Повторение. Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание (8ч) | |||
| | Повторение. Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание. | с.4 | |
| | Повторение: сложение и вычитание, устные приемы сложения и вычитания | с5 | |
| | Буквенные выражения. | с.6 | |
| | Решение уравнений с неизвестным слагаемым. | с.7 | |
| | Решение уравнений с неизвестным уменьшаемым. | с.8 | |
| | Обозначение геометрических фигур буквами. | с.9-10 | |
| | Входная к/р № 1 | | |
| | Работа над ошибками. Решение уравнений. | с.14-15 | |
Умножение и деление (28ч) | ||||
| | Конкретный смысл умножения и деления. | С.18 | |
19.09 | | Связь умножения и деления. | С.19 | |
| | Четные и нечетные числа. Таблица умножения и деления с числом 2. | С.20 | |
| | Таблица умножения и деления с числом 3. | С.21 | |
| | Конкретный смысл умножения и деления. | | |
| | Связь между величинами: цена, количество, стоимость. Решение задач. | С 22 | |
| | Связь между величинами: масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов | с. 23 | |
| | Порядок выполнения действий в числовых выражениях. | С.24 | |
| | Порядок выполнения действий в числовых выражениях. Закрепление. | С.25 | |
| | Связь между величинами: расход ткани на одну вещь, количество вещей, расход ткани на все вещи. | с.26 | |
| | К/р № 2 по теме: «Умножение и деление» | с.29-33 | |
| | Работа над ошибками. Таблица умножения и деления с числом 4. | С.34 | |
| | Закрепление. Таблица Пифагора. | | |
| | Задачи на увеличение числа в несколько раз. | С.36 | |
| | Задачи на увеличение числа в несколько раз. Закрепление. | С.37 | |
| | Задачи на уменьшение числа в несколько раз. | С.38 | |
| | Задачи на уменьшение числа в несколько раз. Закрепление. | С.39 | |
| | Таблица умножения и деления с числом 5. | С.40 | |
| | Задачи на кратное сравнение чисел. Кратное сравнение чисел. | С.41 | |
| | Задачи на кратное сравнение чисел. Кратное сравнение чисел. Закрепление. | С.42 | |
| | Задачи на кратное и разностное сравнение чисел. | С.43 | |
| | К/р № 3 за 1 четверть. | | |
| | Работа над ошибками. Таблица умножения и деления с числом 6. | | |
| | Таблица умножения и деления с числом 6. Закрепление. | С.45 | |
| | | 2 четверть (32ч) | |
| | Задачи на нахождение четвертого пропорционального. | С.46 | |
| | Задачи на нахождение четвертого пропорционального. | С.47 | |
| | Таблица умножения и деления с числом 7. | С.48 | |
| | Таблица умножения и деления с числом 7. Проект «Математические сказки». | С.50-55 | |
| | Площадь. Способы сравнения фигур по площади. | С.56-57 | |
| | Единица площади – квадратный сантиметр. | С.58-59 | |
| | Площадь прямоугольника. | С.60 | |
| | Таблица умножения и деления с числом 8. | с.62 | |
| | Таблица умножения и деления с числом 8. Закрепление | с.63 | |
| | Таблица умножения и деления с числом 9. | С.64-65 | |
| | Единица площади – квадратный дециметр. | С.66 | |
| | Сводная таблица умножения. | С.68 | |
| | Решение задач. | С.69 | |
| | Единица площади – квадратный метр. | С.70 | |
| | Закрепление | с.72 | |
| | Закрепление. | с.73-75 | |
| | Закрепление. Единицы плрщади. | С.76-79 | |
| | Закрепление. Проверим себя и оценим свои достижения. | Тест с.80-81 | |
| | Работа над ошибками. Умножение на 1 | с.82 | |
| | Умножение на 0 | с.83 | |
| | Деление вида а : а, 0 : а | 84-85 | |
| | Закрепление. Деление вида а : а, 0 : а | 86-87 | |
| | «Страничка для любознательных» - дополнительные задания творческого и поискового характера. | 88-90 | |
| | Доли. Образование и сравнение долей. | 92-93 | |
| | К/р № 4 за 2 четверть. | | |
| | Круг. Окружность (центр, радиус, диаметр) | 94-95 | |
| | Круг. Окружность (центр, радиус, диаметр). Закрепление. | 96 | |
| | Задачи на нахождение доли числа и числа по его доле. | 97 | |
| | Единицы времени – год, месяц, сутки | 98 | |
| | Единицы времени – год, месяц, сутки. Закрепление. | 100 | |
| | Работа над ошибками. Закрепление. Задачи на нахождение доли числа. | 104-105 | |
| | Закрепление. Задачи на нахождение доли числа и числа по его доле. | 106-108 | |
| | | | |
Умножение и деление (продолжение) Внетабличное умножение и деление | ||||
| | Приемы умножения и деления для случаев вида 20 ∙ 3, 3 ∙ 20, 69 : 3 | 4 | |
| | Прием деления для случаев вида 80 : 20 | 5 | |
| | Умножение суммы на число. | 6 | |
| | Решение задач несколькими способами. | 7 | |
| | Приемы умножения для случаев вида 23 ∙ 4, 4 ∙ 23. | 8 | |
| | Приемы умножения для случаев вида 23 ∙ 4, 4 ∙ 23. Закрепление | 9 | |
| | Решение задач на нахождение четвертого пропорционального. | 10 | |
| | Выражение с двумя переменными. | 11 | |
| | Деление суммы на число. | 13 | |
| | Деление суммы на число. Закрепление. | | |
| | Приём деления вида 78 : 2; 69 : 3. | 15 | |
| | Связь между числами при делении. | 16 | |
| | Проверка деления умножением. | 17 | |
| | Прием деления для случаев вида 87 : 29, 66 : 22 | 18 | |
| | Проверка умножения с помощью деления. | 19 | |
| | Решение уравнений на основе связи между результатами и компонентами умножения и деления. | 20 | |
| | Решение уравнений. | 20-21 | |
| | Что узнали. Чему научились | 24 | |
| | Что узнали. Чему научились | 25 | |
| | Деление с остатком. | 26 | |
| | Деление с остатком. Закрепление. | | |
| | Приемы нахождения частного и остатка. | 28 | |
| | Приемы нахождения частного и остатка. Закрепление | 29 | |
| | Деление меньшего числа на большее. | 31 | |
| | Проверка деления с остатком. | 32 | |
| | «Страничка для любознательных» - дополнительные задания творческого и поискового характера: задачи-расчеты. | 33-35 Тест с.38 | |
| | К/р № 5 по теме: «Внетабличное умножение и деление» | | |
| | Работа над ошибками. Ознакомление с проектом «Задачи-расчеты» | 36-37 | |
ЧИСЛА ОТ 1 ДО 1 000. Нумерация (13ч) | ||||
| | Устная нумерация. | 42 | |
| | Письменная нумерация. | 43 | |
| | Разряды счетных единиц. | 44 | |
| | Натуральная последовательность трехзначных чисел. | 45 | |
| | Увеличение (уменьшение) числа в 10, в 100 раз. | 47 | |
| | Замена числа суммой разрядных слагаемых. | 48 | |
| | Сложение (вычитание) на основе десятичного состава трехзначных чисел. | 49 | |
| | Сравнение трехзначных чисел. | 50 | |
| | Определение общего числа единиц (десятков, сотен) в числе. | | |
| | Контроль и учет знаний. К/р № 6 за третью четверть | 51. | |
| | Работа над ошибками. Единицы массы – килограмм, грамм. | 54 | |
| | Закрепление. Проверим себя и оценим свои достижения . | 58-61 тест | |
4 четверть (32ч) | ||||
| | «Страничка для любознательных» - дополнительные задания творческого и поискового характера. | 52-53 | |
| | Приемы устных вычислений. | 66 | |
| | Приемы устных вычислений. Закрепление. | 67 | |
| | Разные способы вычислений. Проверка вычислений. | 68 | |
| | Приемы письменных вычислений. | 70 | |
| | Алгоритм письменного сложения. | 71 | |
| | Алгоритм письменного вычитания. | 72 | |
| | Виды треугольников (по соотношению сторон). | 73 | |
| | «Страничка для любознательных» - Готовимся к олимпиаде. | 75 | |
| | Закрепление. Приемы письменных вычислений. | 76-77 | |
| | Закрепление. Помогаем друг другу сделать шаг к успеху. | 78-79 80 | |
ЧИСЛА ОТ 1 ДО 1 000. Умножение и деление (12ч) | ||||
| | Приёмы устных вычислений. | 82 | |
| | Приёмы устного умножения и деления. | 83 | |
| | Приёмы устного умножения и деления. Закрепление. | 84 | |
| | Виды треугольников по видам углов | 85 | |
| | Прием письменного умножения на однозначное число | 86 | |
| | Прием письменного умножения на однозначное число | 88 | |
| | Прием письменного умножения на однозначное число. Закрепление | 90 | |
| | Прием письменного умножения на однозначное число. Закрепление | 91 | |
| | Прием письменного деления на однозначное число. | 92 | |
| | Прием письменного деления на однозначное число. Закрепление. | 93-94 | |
| | Прием письменного деления на однозначное число. Закрепление | 95 | |
| | Проверка деления умножением. | 96 | |
Итоговое повторение (9ч) | ||||
| | Повторение. Знакомство с калькулятором. | 97-98 | |
| | Повторение. Устные приемы арифметических действий. | 99 | |
| | Повторение. Решение уравнений. | 100 | |
| | Итоговая к/р №7 за год. | С.110 | |
| | Повторение. Нумерация. | | |
| | Повторение. Умножение и деление. | С.105-106 | |
| | Повторение. Порядок выполнения действий. | С.107, 101 | |
| | Работа над ошибками. Решение задач. | С.107-108 | |
| | Повторение. Геометрические фигуры и величины. | С.109 |