Рабочая программа по учебному предмету «Технология» (1 класс, УМК «Начальная школа 21 века»)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
муниципального образования «Город Архангельск»
«Средняя школа № 35 имени Героя Советского Союза П.И. Галушина»
Рассмотрено на заседании Утверждаю.
МО учителей начальных классов Директор МБОУ СШ № 35
Протокол от «___»_______2019г. ______________
№____ «____»__________2019 г.
Руководитель МО
__________
Рабочая программа
по учебному предмету
«Технология»
для 1 класса
Класс: 1Д
Составитель: Аушева Елена Васильевна,
учитель начальных классов МБОУ СШ № 35,
высшая квалификационная категория.
Срок реализации программы: 2019 – 2020уч.г.
2019
Структура документа:
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Содержание учебного предмета
Тематическое планирование
Приложение (реализация практической части программы).
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты, создание условий для формирования следующих умений:
положительно относиться к учению;
проявлять интерес к содержанию предмета технологии;
принимать помощь одноклассников, отзываться на помощь взрослых и детей;
чувствовать уверенность в себе, верить в свои возможности;
самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате наблюдения, рассуждения, обсуждения, самые простые и общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
чувствовать удовлетворение от сделанного или созданного для родных, друзей, для себя;
бережно относиться к результатам своего труда и труда одноклассников;
осознавать уязвимость, хрупкость природы, понимать положительные и негативные последствия деятельности человека;
с помощью учителя планировать предстоящую практическую деятельность;
под контролем учителя выполнять предлагаемые изделия с опорой на план и образец.
Метапредметные результаты
С помощью учителя учиться определять и формулировать цель деятельности на уроке;
учиться проговаривать последовательность действий на уроке;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения материалов и инструментов;
учиться готовить рабочее место, с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения материалы и инструменты и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;
выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;
учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Наблюдать связи человека с природой и предметным миром: предметный мир ближайшего окружения, конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий; сравнивать их;
сравнивать изучаемые материалы по их свойствам, анализировать конструкции предлагаемых изделий, делать простейшие обобщения; группировать предметы и их образцы по общему признаку (конструкторскому, технологическому, декоративно-художественному);
с помощью учителя анализировать предлагаемое задание, отличать новое от уже известного;
ориентироваться в материале на страницах учебника;
находить ответы на предлагаемые вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, пользоваться памятками учебника;
делать выводы о результатах совместной работы всего класса;
преобразовывать информацию из одной формы в другую – в изделия, художественные образцы.
учиться слушать и слышать учителя и одноклассников, совместно обсуждать предложенную или выявленную проблему.
Предметные результаты (по разделам)
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание.
Знать (на уровне представлений):
о роли и месте человека в окружающем мире; созидательной, творческой деятельности человека, о природе как источнике его вдохновения;
об отражении форм и образов природы в работах мастеров художников, о разнообразных предметах рукотворного мира;
о профессиях, знакомых детям.
Уметь:
обслуживать себя во время работы: поддерживать порядок на рабочем месте, ухаживать за инструментами и правильно их хранить;
соблюдать правила гигиены труда.
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.
Знать:
общие названия изученных видов материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей) и их свойства (цвет, фактура, толщина и др.);
последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
способы разметки на глаз, по шаблону;
формообразование сгибанием, складыванием, вытягиванием;
клеевой способ соединения;
способы отделки: раскрашивание, аппликация, прямая строчка;
названия и назначение ручных инструментов (ножницы, игла) и приспособлений (шаблон, булавки), правила безопасной работы ими.
Уметь:
различать материалы и инструменты по их назначению;
качественно выполнять операции и приёмы по изготовлению несложных изделий;
экономно размечать сгибанием, по шаблону;
точно резать ножницами;
собирать изделие с помощью клея;
эстетично и аккуратно отделывать изделия раскрашиванием, аппликацией, прямой строчкой;
использовать для сушки плоских изделий пресс;
безопасно работать и хранить инструменты (ножницы, иглы);
с помощью учителя выполнять практическую работу и самоконтроль с опорой на инструкционную карту, образец, используя шаблон.
3. Конструирование и моделирование.
Знать:
о детали как составной части изделия;
конструкциях – разборных и неразборных;
неподвижном клеевом соединении деталей.
Уметь:
различать разборные и неразборные конструкции несложных изделий;
конструировать и моделировать изделия из различных материалов по образцу учителя, рисунку.
2. Содержание учебного предмета
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание (6 ч)
Мир профессий. Профессии близких; профессии, знакомые детям; профессии мастеров.
Разнообразные предметы рукотворного мира (быта и декоративно-прикладного искусства).
Роль и место человека в окружающем мире. Созидательная, творческая деятельность человека и природа как источник его вдохновения. Элементарные общие правила создания рукотворного мира (эстетическая выразительность — цвет, форма, композиция); гармония предметов и окружающей среды (сочетание цветов и основы композиции).
Бережное отношение к природе как к источнику сырьевых ресурсов, природные материалы.
Самообслуживание: организация рабочего места (рациональное размещение материалов и инструментов) и сохранение порядка на нём во время и после работы; уход за инструментами и их хранение. Гигиена труда.
Организация рабочего места (рациональное размещение материалов и инструментов) и сохранение порядка на нём во время и после работы.
Простейший анализ задания (образца), планирование трудового процесса.
Работа с доступной информацией в учебнике, рабочей тетради (приложении) — рисунки, схемы, инструкционные карты; образцы изделий.
Самоконтроль в ходе работы по инструкционной карте, соотнесение промежуточного и конечного результата (детали, изделия) с образцом. Самоконтроль качества выполненной работы — соответствие результата (изделия) предложенному образцу.
Выполнение коллективных работ.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (17 ч)
Знакомство с материалами (бумага, картон, нитки, ткань) и их практическим применением в жизни. Основные свойства материалов: цвет, пластичность, мягкость, твёрдость, прочность, гладкость, шершавость, влагопроницаемость, коробление (для бумаги и картона). Сравнение материалов по их свойствам: декоративно-художественные и конструктивные. Виды бумаги (рисовальная, цветная тонкая, газетная и др.). Тонкий картон, пластичные материалы (глина, пластилин), природные материалы. Свойства этих материалов.
Подготовка материалов к работе. Сбор и сушка природного материала. Экономное расходование материалов.
Инструменты и приспособления для обработки доступных материалов: ножницы, игла, стека, шаблон, булавки (знание названий используемых инструментов). Выполнение приёмов рационального и безопасного пользования ими.
Знакомство с графическими изображениями: рисунок, схема (их узнавание). Обозначение линии сгиба на рисунках, схемах.
Общее понятие о технологии. Элементарное знакомство (понимание и называние) с технологическим процессом изготовления изделия из материалов: разметка деталей, их выделение, формообразование, сборка. Разметка деталей на глаз, по шаблону. Выделение деталей отрыванием, резанием ножницами. Формообразование деталей сгибанием, складыванием, вытягиванием. Клеевое соединение деталей изделия. Отделка деталей изделия рисованием, аппликацией, прямой строчкой. Сушка изделий под прессом.
Единообразие технологических операций (как последовательности выполнения изделия) при изготовлении изделий из разных материалов.
Связь и взаимообусловленность свойств используемых учащимися материалов и технологических приёмов их обработки.
Приёмы выполнения различных видов декоративно-художественных изделий (в технике аппликации, мозаики, лепки, оригами, бумажной пластики и пр.).
3. Конструирование и моделирование (10 ч)Элементарное понятие конструкции. Изделие, деталь изделия.
Конструирование и моделирование изделий из природных материалов и бумаги складыванием, сгибанием, вытягиванием по образцу и рисунку. Неразборные (однодетальные) и разборные (многодетальные) конструкции (аппликации, изделия из текстиля, комбинированных материалов), общее представление. Неподвижное соединение деталей.
3.Тематическое планирование
1 класс – 33 часа (1 час в неделю)
№ урока |
|
Тема урока |
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание (6 часов) |
||
1 |
|
Представление о мире природы и мире, созданном руками человека. Экскурсия «Мир природы». |
2 |
|
Представление о мире природы и мире, созданном руками человека Практическая работа: «Сбор и сушка природного материала». |
3 |
|
Представление о мире природы и мире, созданном руками человека. Экскурсия: «Рукотворный мир человека» |
4 |
|
О взаимоотношении окружающего мира и человека. |
5 |
|
Как животные и человек приспосабливаются к окружающему миру –жилище. |
6 |
|
Значение трудовой деятельности для человека. Практическая работа: «Уход за комнатными растениями». |
Конструирование и моделирование (3 часа) |
||
7 |
|
О радости общения и совместного труда. |
8 |
|
О радости общения и совместного труда. |
9 |
|
Пластилин-волшебник. |
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (13 часов) |
||
10 |
|
Общее представление о материалах. Практическая работа: «Свойства различных материалов (бумага, картон, ткань, пластилин)». |
11 |
|
Общее представление о конструкции изделий. |
12 |
|
О способах соединения материалов. |
13 |
|
Общее представление о технологии изготовления изделий. |
14 |
|
О выборе материалов. Практическая работа: «Виды бумаги. Сбор и оформление коллекции образцов бумаги». |
15 |
|
Клеевое соединение бумажных деталей. |
16 |
|
Клеевое соединение бумажных деталей. |
17 |
|
Общее представление об инструментах и машинах-помощниках. Приёмы работы ножницами. |
18 |
|
Ножницы профессионалов. |
19 |
|
Понятие «линия». Виды линий. |
20 |
|
Соединение разных материалов. |
21 |
|
Резание бумаги ножницами по размеченным линиям. |
22 |
|
Разметка деталей по шаблону. Разметка круглых деталей. |
Конструирование и моделирование (4 часа) |
||
23 |
|
Разметка деталей по шаблону. Разметка деталей прямоугольной формы. |
24 |
|
Разметка деталей по шаблону. Разметка треугольников. |
25 |
|
Разметка деталей сгибанием. |
26 |
|
Преобразование квадратных заготовок. |
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (4 часа) |
||
27 |
|
Свойства ткани. Практическая работа «Исследование свойств различных видов ткани и их сравнение с бумагой». |
28 |
|
Швейные приспособления.
|
29 |
|
Отделка изделий из ткани - прямая строчка. |
30 |
|
Отделка изделий из ткани - прямая строчка. |
Конструирование и моделирование (3 часа) |
||
31 |
|
Самостоятельная работа с опорой на инструкционную карту «Бант-заколка». |
32 |
|
Промежуточная аттестация. Тестирование
|
33 |
|
Коллективнаяная работа «Книжкина больница». |
Приложение 1
Реализация практической части программы по учебному предмету «Технология»
|
1 класс |
2 класс |
3 класс |
4 класс |
Всего |
Экскурсии |
2 |
|
|
|
|
Практические работы |
5 |
|
|
|
|
Всего |
7 |
|
|
|
|
Приложение 2
Примерные темы проектов:
1. Мир техники и искусства.
«Волшебный мир космоса»
«Космонавты рисуют космос»
«Компьютер в моём доме»
«Я изобретатель»
«Сказка подводного мира»
2. Мир профессий.
«Кем работают мои родные»
«Кем я хочу быть»
«Добрые профессии»
«Опасные профессии»
«Людям каких профессий нужны краски»
«История моей рубашки»
3. Из истории техники и технологий.
«История пуговицы»
«Какие бывают часы»
«История телевизора»
4. Великие изобретатели и учёные.
«Тульский мастер Левша»
«С.П. Королёв и освоение космоса»
«Кто изобрёл радио»
5. Праздники и традиции.
«Бабушкин сундучок»
«Традиции мастерства»
«Исторические здания моего города»
«Новогодняя мастерская»
«День Победы»