Рабочая программа по математике в 5–6 классе по УМК А.Г. Мерзляк
Пояснительная записка
Курс математики 5–6 классов является фундаментом для математического образования и развития школьников, доминирующей функцией при его изучении в этом возрасте является интеллектуальное развитие учащихся. Курс построен на взвешенном соотношении новых и ранее усвоенных знаний, обязательных и дополнительных тем для изучения, а так же учитывает возрастные и индивидуальные особенности усвоения знаний учащимися.
Практическая значимость школьного курса математики 5–6 классов состоит в том, что предметом её изучения являются пространственные формы и количественные отношения реального мира. В современном обществе математическая подготовка необходима каждому человеку, так как математика присутствует во всех сферах человеческой деятельности. Математика является одним из опорных школьных предметов. Математические знания и умения необходимы для изучения алгебры и геометрии в 7–9 классах, а так же для изучения смежных дисциплин.
Одной из основных целей изучения математики является развитие мышления, прежде всего формирование абстрактного мышления. С точки зрения воспитания творческой личности особенно важно, чтобы в структуру мышления учащихся, кроме алгоритмических умений и навыков, которые сформулированы в стандартных правилах, формулах и алгоритмах действий, вошли эвристические приемы, как общего, так и конкретного характера. Эти приёмы, в частности, формируются при поиске решения задач высших уровней сложности. В процессе изучения математики также формируются и такие качества мышления, как сила и гибкость, конструктивность и критичность. Для адаптации в современном информационном обществе важным фактором является формирование математического стиля мышления, включающее в себя индукцию и дедукцию, обобщение и конкретизацию, анализ и синтез, классификацию и систематизацию, абстрагирование и аналогию.
Обучение математике даёт возможность школьникам научиться планировать свою деятельность, критически оценивать её, принимать самостоятельные решения, отстаивать свои взгляды и убеждения.
В процессе изучения математики школьники учатся излагать свои мысли ясно и исчерпывающе, приобретают навыки чёткого и грамотного выполнения математических записей, при этом использование математического языка позволяет развивать у учащихся грамотную устную и письменную речь.
Знакомство с историей развития математики как науки формирует у учащихся представления о математике как части общечеловеческой культуры.
Значительное внимание в изложении теоретического материала курса уделяется его мотивации, раскрытию сути основных понятий, идей, методов. Обучение построено на базе теории развивающего обучения, что достигается особенностями изложения теоретического материала и упражнениями на сравнение, анализ, выделение главного, установление связей, классификацию, обобщение и систематизацию. Особо акцентируются содержательное раскрытие математических понятий, толкование сущности математических методов и области их применения, демонстрация возможностей применения теоретических знаний для решения задач прикладного характера, на пример решения текстовых задач, денежных и процентных расчётов, умение пользоваться количественной информацией, представленной в различных формах, умение читать графики. Осознание общего, существенного является основной базой для решения упражнений. Важно приводить детальные пояснения к решению типовых упражнений. Этим раскрывается суть метода, под хода, предлагается алгоритм или эвристическая схема решения упражнений определённого типа.
Рабочая программа составлена на основании:
· авторской программы А.Г. Мерзляка, В.Б. Полонского, М.С. Якир, Е.В. Буцко по математике для 5-6 классов общеобразовательных учреждений, которая входит в единый реестр примерных основных образовательных программ;
· фундаментального ядра содержания общего образования;
· требований к результатам освоения образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном стандарте основного общего образования с учётом преемственности с примерными программами для начального общего образования по математике.
В ней так же учитываются доминирующие идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, коммуникативных качеств личности и способствуют формированию ключевой компетенции — умения учиться.
Общая характеристика курса математики в 5–6 классах
Содержание математического образования в 5–6 классах представлено в виде следующих содержательных разделов: «Арифметика», «Числовые и буквенные выражения. Уравнения», «Наглядная геометрия», «Элементы статистики, вероятности. Комбинаторные задачи», «Математика в историческом развитии».
Содержание раздела «Арифметика» служит базой для дальнейшего изучения учащимися математики и смежных дисциплин, способствует развитию вычислительной культуры и логического мышления, формированию умения пользоваться алгоритмами, а так же приобретению практических навыков, необходимых в повседневной жизни. Развитие понятия о числе связано с изучением рациональных чисел: натуральных чисел, обыкновенных и десятичных дробей, положительных и отрицательных чисел.
Содержание раздела «Числовые и буквенные выражения. Уравнения» формирует знания о математическом языке. Существенная роль при этом отводится овладению формальным аппаратом буквенного исчисления. Изучение материала способствует формированию у учащихся математического аппарата решения задач с помощью уравнений.
Содержание раздела «Наглядная геометрия» формирует у учащихся понятия геометрических фигур на плоскости и в пространстве, закладывает основы формирования геометрической «речи», развивает пространственное воображение и логическое мышление.
Содержание раздела «Элементы статистики, вероятности. Комбинаторные задачи» — обязательный компонент школьного образования, усиливающий его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим, прежде всего, для формирования у учащихся функциональной грамотности, умения воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчёты. Изучение основ комбинаторики позволит учащемуся осуществлять рассмотрение случаев, перебор вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах.
Раздел «Математика в историческом развитии» предназначен для формирования представлений о математике как части человеческой культуры, для общего развития школьников, для создания культурно-исторической среды обучения.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение математики отводится 5 часов в неделю, всего 175 часов в год.
Цели и задачи программы
Для жизни в современном обществе важным является формирование математического стиля мышления, проявляющиеся в определенных умственных навыках. Роль математической подготовки в общем образовании современного человека ставит следующие цели обучения математики в школе: содействовать формированию культурного человека, умеющего мыслить, понимающего идеологию математического моделирования реальных процессов, владеющего математическим языком не как языком общения, а как языком, организующем деятельность, умеющего самостоятельно добывать информацию и пользоваться ею на практике, владеющего литературной речью и умеющего в случае необходимости построить ее по законам математической речи.
Целью изучения курса математики в 5–6 классах является: систематическое развитие понятий числа, выработка умений выполнять устно и письменно арифметические действия над числами, переводить практические задачи на язык математики, подготовка учащихся к изучению систематических курсов алгебры и геометрии.
Задачи курса:
· развивать представление о месте и роли вычислений в человеческой практике; сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;
· научить владеть символическим языком алгебры, выработать формально-оперативные алгебраические умения и научиться применять их к решению математических и нематематических задач;
· развивать пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими пространственными телами и их свойствами;
· дать представления о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;
· развивать логическое мышление и речь – умение логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
· формировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.
Содержание программы
Арифметика
Натуральные числаРяд натуральных чисел. Десятичная запись натуральных чисел. Округление натуральных чисел.
Координатный луч.
Сравнение натуральных чисел. Сложение и вычитание натуральных чисел. Свойства сложения.
Умножение и деление натуральных чисел. Свойства умножения. Деление с остатком. Степень числа с натуральным показателем.
Делители и кратные натурального числа. Наибольший общий делитель. Наименьшее общее кратное. Признаки делимости на 2, на 3, на 5, на 9, на 10.
Простые и составные числа. Разложение чисел на простые множители.
Решение текстовых задач арифметическими способами.
Дроби
Обыкновенные дроби. Основное свойство дроби. Нахождение дроби от числа. Нахождение числа по значению его дроби. Правильные и неправильные дроби. Смешанные числа.
Сравнение обыкновенных дробей и смешанных чисел. Арифметические действия с обыкновенными дробями и смешанными числами.
Десятичные дроби. Сравнение и округление десятичных дробей. Арифметические действия с десятичными дробями. Прикидки результатов вычислений. Представление десятичной дроби в виде обыкновенной дроби и обыкновенной в виде десятичной. Бесконечные периодические десятичные дроби. Десятичное приближение обыкновенной дроби
Отношение. Процентное отношение двух чисел. Деление числа в данном отношении. Масштаб.
Пропорция. Основное свойство пропорции. Прямая и обратная пропорциональные зависимости.
Проценты. Нахождение процентов от числа. Нахождение числа по его процентам.
Решение текстовых задач арифметическими способами.
Рациональные числа
Положительные, отрицательные числа и число 0. Противоположные числа. Модуль числа.
Целые числа. Рациональные числа. Сравнение рациональных чисел. Арифметические действия с рациональными числами. Свойства сложения и умножения рациональных чисел.
Координатная прямая. Координатная плоскость.
Величины. Зависимости между величинами
Единицы измерения длины, площади, объема, массы, времени, скорости.
Примеры зависимостей между величинами. Представление зависимостей в виде формул. Вычисления по формулам.
Числовые и буквенные выражения. Уравнения
Числовые выражения. Значение числового выражения. Порядок действий в числовых выражениях. Буквенные выражения. Раскрытие скобок. Подобные слагаемые, приведение подобных слагаемых. Формулы.
Уравнения. Корень уравнения. Основные свойства уроавнений. Решение текстовых задач с помощью уравнений.
Элементы статистики, вероятности. Комбинаторные задачи
Представление данных в виде таблиц, круговых и столбчатых диаграмм, графиков.
Среднее арифметическое. Среднее значение величины.
Случайное событие. Достоверное и невозможное события. Вероятность случайного события. Решение комбинаторных задач.
Наглядная геометрия
Наглядные представления о фигурах на плоскости: прямая, отрезок, луч, угол, ломаная, многоугольник, окружность, круг. Четырёхугольник, прямоугольник, квадрат. Треугольник, виды треугольников. Правильные многоугольники. Взаимное расположение двух прямых, двух окружностей, прямой и окружности. Изображение геометрических фигур и их конфигураций.
Длина отрезка, ломаной. Периметр многоугольника. Единицы измерения длины. Измерение длины отрезка, построение отрезка заданной длины.
Виды углов. Градусная мера угла. Измерение и построение углов с помощью транспортира. Биссектриса угла.
Понятие площади фигуры; единицы измерения площади. Площадь прямоугольника, квадрата. Приближённое измерение площади фигур на клетчатой бумаге. Равновеликие фигуры. Разрезание и составление геометрических фигур.
Наглядные представления о пространственных фигурах: куб, параллелепипед, призма, пирамида, шар, сфера, конус, цилиндр. Изображение пространственных фигур. Примеры сечений. Многогранники. Правильные многогранники. Примеры развёрток многогранников, цилиндра и конуса. Изготовление моделей пространственных фигур.
Понятие объёма; единицы объёма. Объём прямоугольного параллелепипеда, куба.
Понятие о равенстве фигур. Центральная, осевая и зеркальная симметрии. Изображение симметричных фигур.
Математика в историческом развитии
История формирования понятия числа: натуральные числа, дроби, недостаточность рациональных чисел для геометрических измерений, иррациональные числа. Старинные системы записи чисел. Дроби в Вавилоне, Египте, Риме. Открытие десятичных дробей. Старинные системы мер. Десятичные дроби и метрическая система мер. Появление отрицательных чисел и нуля. Л. Магницкий. Л. Эйлер.
Планируемые результаты освоения междисциплинарных программ
Формирование универсальных учебных действий
Изучение математики по данной программе способствует формированию у учащихся личностных и метапредметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Личностные результаты:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознания вклада отечественных учёных в развитие мировой науки;
2) ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
3) осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;
4) умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности;
5) критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач.
Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
3) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;
4) умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
5) развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
6) первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
7) умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
8) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме, принимать решение в условиях неполной или избыточной, точной или вероятностной информации;
9) умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
10) умение выдвигать гипотезы при решении задачи, понимать необходимость их проверки;
11) понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.
Формирование ИКТ-компетентности обучающихся
Создание графических объектов
Учащийся научится:
• создавать различные геометрические объекты с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов;
• создавать диаграммы различных видов в соответствии с решаемыми задачами;
• создавать графические объекты проведением рукой произвольных линий с использованием специализированных компьютерных инструментов и устройств.
Учащийся получит возможность научиться:
• создавать виртуальные модели трёхмерных объектов.
Создание, восприятие и использование гипермедиасообщений
Учащийся научится:
• работать с особыми видами сообщений: диаграммами;
• избирательно относиться к информации в окружающем информационном пространстве, отказываться от потребления ненужной информации.
Учащийся получит возможность научиться:
• проектировать дизайн сообщений в соответствии с задачами и средствами доставки;
• понимать сообщения, используя при их восприятии внутренние и внешние ссылки, различные инструменты поиска, справочные источники (включая двуязычные).
Коммуникация и социальное взаимодействие
Учащийся научится:
• выступать с аудиовидеоподдержкой, включая выступление перед дистанционной аудиторией;
• участвовать в обсуждении (аудиовидеофорум, текстовый форум) с использованием возможностей Интернета;
• использовать возможности электронной почты для информационного обмена;
• осуществлять образовательное взаимодействие в информационном пространстве образовательного учреждения (получение и выполнение заданий, получение комментариев, совершенствование своей работы);
• соблюдать нормы информационной культуры, этики и права; с уважением относиться к частной информации и информационным правам других людей.
Учащийся получит возможность научиться:
• взаимодействовать в социальных сетях, работать в группе над сообщением;
• взаимодействовать с партнёрами с использованием возможностей Интернета.
Поиск и организация хранения информации
Учащийся научится:
• использовать различные приёмы поиска информации в Интернете, поисковые сервисы, строить запросы для поиска информации и анализировать результаты поиска;
• использовать приёмы поиска информации на персональном компьютере, в информационной среде учреждения и в образовательном пространстве;
• использовать различные библиотечные, в том числе электронные, каталоги для поиска необходимых книг;
• искать информацию в различных базах данных, создавать и заполнять базы данных;
• формировать собственное информационное пространство: создавать системы папок и размещать в них нужные информационные источники, размещать информацию в Интернете.
Учащийся получит возможность научиться:
• использовать различные приёмы поиска информации в Интернете в ходе учебной деятельности.
Анализ информации, математическая обработка данных в исследовании
Учащийся научится:
• вводить результаты измерений и другие цифровые данные для их обработки, в том числе статистической и визуализации;
• строить математические модели.
Учащийся получит возможность научиться:
• вводить результаты измерений и других цифровых данных и обрабатывать их, в том числе статистически и с помощью визуализации;
• анализировать результаты своей деятельности.
Моделирование, проектирование и управление
Учащийся научится:
• моделировать с использованием виртуальных конструкторов;
• конструировать и моделировать с использованием материальных конструкторов с компьютерным управлением и обратной связью;
• проектировать и организовывать свою индивидуальную и групповую деятельность, организовывать своё время с использованием ИКТ.
Учащийся получит возможность научиться:
• проектировать виртуальные и реальные объекты и процессы.
Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности
Учащийся научится:
• планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;
• выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;
• распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;
• использовать такие математические методы и приёмы, как абстракция и идеализация, опровержение, контрпример, индуктивные и дедуктивные рассуждения, построение и исполнение алгоритма;
• использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, использование математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ применимости модели/теории;
• использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов;
• ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;
• отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания.
Учащийся получит возможность научиться:
• самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный проект;
• использовать догадку, озарение, интуицию;
• использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: анкетирование, моделирование;
• использовать некоторые приёмы художественного познания мира: целостное отображение мира, образность, органическое единство общего особенного (типичного) и единичного, оригинальность;
• целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства;
• осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.
Стратегии смыслового чтения и работа с текстом
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Учащийся научится:
• ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:
o определять главную тему, общую цель или назначение текста;
o формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
o объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;
o сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.;
• находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);
• решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:
o ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;
o выделять не только главную, но и избыточную информацию;
o сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;
o выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;
o формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции.
Учащийся получит возможность научиться:
• анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Учащийся научится:
• структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
• преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
• интерпретировать текст:
o сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;
o обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;
o делать выводы из сформулированных посылок.
Учащийся получит возможность научиться:
• выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).
Работа с текстом: оценка информации
Учащийся научится:
• откликаться на содержание текста:
o связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;
o оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;
o находить доводы в защиту своей точки зрения;
• на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
• в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;
• использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).
Учащийся получит возможность научиться:
• находить способы проверки противоречивой информации;
• определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации.
Планируемые результаты обучения математике в 5–6 классах
Предметные результаты:
1) осознание значения математики для повседневной жизни человека;
2) представление о математической науке как сфере математической деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
3) развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования;
4) владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
5) практически значимые математические умения и навыки, их применение к решению математических и не математических задач, предполагающее умения:
· выполнять вычисления с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями;
· решать текстовые задачи арифметическим способом и с помощью составления и решения уравнений;
· изображать фигуры на плоскости;
· использовать геометрический «язык» для описания предметов окружающего мира;
· измерять длины отрезков, величины углов, вычислять площади и объёмы фигур;
· распознавать и изображать равные и симметричные фигуры;
· проводить несложные практические вычисления с процентами, использовать прикидку и оценку; выполнять необходимые измерения;
· использовать буквенную символику для записи общих утверждений, формул, выражений, уравнений;
· строить на координатной плоскости точки по заданным координатам, определять координаты точек;
· читать и использовать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы (столбчатой или групповой), в графическом виде;
· решать простейшие комбинаторные задачи перебором возможных вариантов.
Арифметика
По окончании изучения курса учащийся научится:
• понимать особенности десятичной системы счисления;
• использовать понятия, связанные с делимостью натуральных чисел;
• выражать числа в эквивалентных формах, выбирая наиболее подходящую в зависимости от конкретной ситуации;
• сравнивать и упорядочивать рациональные числа;
• выполнять вычисления с рациональными числами, сочетая устные и письменные приёмы вычислений, применять калькулятор;
• использовать понятия и умения, связанные с процентами, в ходе решения математических задач и задач из смежных предметов, выполнять не сложные практические расчёты;
• анализировать графики зависимостей между величинами (расстояние, время; температура и т. п.).
Учащийся получит возможность:
• познакомиться с позиционными системами счисления и основаниями, отличными от 10;
• углубить и развить представления о натуральных числах и свойствах делимости;
• научиться использовать приёмы, рационализирующие вычисления, приобрести навык контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ.
Числовые и буквенные выражения. Уравнения
По окончании изучения курса учащийся научится:
• выполнять операции с числовыми выражениями;
• выполнять преобразования буквенных выражений (раскрытие скобок, приведение подобных слагаемых);
• решать линейные уравнения, решать текстовые задачи алгебраическим методом.
Учащийся получит возможность:
• развить представления о буквенных выражениях и их преобразованиях;
• овладеть специальными приёмами решения уравнений, применять аппарат уравнений для решения как текстовых, так и практических задач.
Наглядная геометрия
По окончании изучения курса учащийся научится:
• распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры и их элементы;
• строить углы, определять их градусную меру;
• распознавать и изображать развёртки куба, прямоугольного параллелепипеда, правильной пирамиды, цилиндра и конуса;
• определять по линейным размерам развёртки фигуры, линейные размеры самой фигуры и наоборот;
• вычислять объём прямоугольного параллелепипеда и куба.
Учащийся получит возможность:
• научиться вычислять объём пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов;
• углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах;
• научиться применять развёртки для выполнения практических расчетов.
Элементы статистики, вероятности. Комбинаторные задачи
По окончании изучения курса учащийся научится:
• использовать простейшие способы представления и анализа статистических данных;
• решать комбинаторные задачи на нахождение количества объектов или комбинаций.
Учащийся получит возможность:
• приобрести первоначальный опыт организации сбора данных при проведении опроса общественного мнения, осуществлять их анализ, представлять результаты опроса в виде таблицы, диаграммы;
• научиться некоторым специальным приёмам решения комбинаторных задач.
Тематическое планирование в 5 классе
№ п/п |
Разделы программы |
Кол-во часов |
1 |
Натуральные числа |
21 |
2 |
Сложение и вычитание натуральных чисел |
33 |
3 |
Умножение и деление натуральных чисел |
38 |
4 |
Обыкновенные дроби |
18 |
5 |
Десятичные дроби |
48 |
6 |
Повторение и систематизация учебного материала |
17 |
Всего уроков |
175 |
|
Контрольные работы: - входная -тематические -итоговая Итого |
1 9 1 11 |
Промежуточная аттестация проводится в форме годовой контрольной работы, кроме того, проводится всероссийская проверочная работа (предположительно в апреле)
Календарно-тематическое планирование |
|||||
№ п/п |
Тема урока |
Сроки проведения |
Примечания |
||
Дата проведения урока по плану |
Дата проведения урока фактически |
||||
Глава 1. Натуральные числа (21 ч) |
|||||
1 |
Повторение материала начальной школы. |
|
|
|
|
2 |
Входная контрольная работа |
|
|
|
|
3 |
Введение в проектную деятельность по теме: «Натуральные числа». § 1.Ряд натуральных чисел |
|
|
|
|
4 |
Практикум по теме: «Ряд натуральных чисел». |
|
|
|
|
5 |
§ 2. Цифры. Десятичная запись натуральных чисел |
|
|
|
|
6 |
Практикум по теме: «Десятичная запись натуральных чисел» |
|
|
|
|
7 |
§ 3.Отрезок. Длина отрезка. Ломаная. |
|
|
|
|
8 |
Практикум по теме: «Отрезок. Длина отрезка. Ломаная».
|
|
|
|
|
9 |
Развивающие задачи по теме: «Отрезок. Длина отрезка. Ломаная». |
|
|
|
|
10 |
Самостоятельная работа по теме: «Отрезок. Длина отрезка. Ломаная». |
|
|
|
|
11 |
§ 4.Плоскость. Прямая. Луч |
|
|
|
|
12 |
Решение задач по теме: «Плоскость. Прямая. Луч». |
|
|
|
|
13 |
Практикум по теме: «Плоскость. Прямая. Луч». |
|
|
|
|
14 |
§ 5.Шкала. Координатный луч. |
|
|
|
|
15 |
Практическая работа : «Построение точек на координатном луче». |
|
|
|
|
16 |
Задачи по теме: «Шкала. Координатный луч». |
|
|
|
|
17 |
§ 6.Сравнение натуральных чисел. |
|
|
|
|
18 |
Практикум по теме: «Сравнение натуральных чисел». |
|
|
|
|
19 |
§1-§6. Обобщение и систематизация знаний. |
|
|
|
|
20 |
Контрольная работа № 1 «Натуральные числа» |
|
|
|
|
21 |
Анализ контрольной работы №1. Защита проектов по теме: «Натуральные числа». |
|
|
|
|
Глава 2. Сложение и вычитание натуральных чисел (33 ч) |
|||||
22 |
Введение в проектную деятельность по теме: «Сложение и вычитание натуральных чисел». § 7. Сложение натуральных чисел. Свойства сложения. |
|
|
|
|
23 |
Практикум по теме: «Сложение натуральных чисел. Свойства сложения». |
|
|
|
|
24 |
Решение задач на сложение натуральных чисел. |
|
|
|
|
25 |
Упрощение выражений, содержащих сложение натуральных чисел. |
|
|
|
|
26 |
§8.Вычитание натуральных чисел |
|
|
|
|
27 |
Практикум по теме: «Вычитание натуральных чисел». |
|
|
|
|
28 |
Решение задач по теме: «Вычитание натуральных чисел». |
|
|
|
|
29 |
Упрощение выражений, содержащих вычитание натуральных чисел. |
|
|
|
|
30 |
Самостоятельная работа по теме: «Сложение и вычитание натуральных чисел и их свойства». |
|
|
|
|
31 |
§ 9.Числовые и буквенные выражения. Формулы |
|
|
|
|
32 |
Решение задач, содержащих числовые и буквенные выражения. |
|
|
|
|
33 |
Периметр. Нахождение пройденного пути. Стоимость покупки. |
|
|
|
|
34 |
Контрольная работа № 2 «Сложение и вычитание натуральных чисел». |
|
|
|
|
35 |
Анализ контрольной работы №2. § 10. Уравнение. |
|
|
|
|
36 |
Уравнение. |
|
|
|
|
37 |
Нахождение корней уравнений. |
|
|
|
|
38 |
§ 11.Угол. Обозначение углов |
|
|
|
|
39 |
Практикум по теме: «Углы. Обозначение углов». |
|
|
|
|
40 |
§ 12.Виды углов. Измерение углов. |
|
|
|
|
41 |
Практикум по теме: «Виды углов. Измерение углов». |
|
|
|
|
42 |
Практикум по теме: «Построение углов с помощью транспортира» |
|
|
|
|
43 |
Построение угла заданной величины. |
|
|
|
|
44 |
Построение биссектрисы угла. |
|
|
|
|
45 |
§ 13. Многоугольники. Равные фигуры |
|
|
|
|
46 |
Вычисление периметра многоугольника. |
|
|
|
|
47 |
§ 14. Треугольник и его виды. |
|
|
|
|
48 |
Решение задач на построение треугольников с помощью линейки и транспортира. |
|
|
|
|
49 |
Решение задач на нахождение периметра треугольников. |
|
|
|
|
50 |
§ 15. Прямоугольник. Ось симметрии фигуры |
|
|
|
|
51 |
Вычисление периметра прямоугольника и квадрата. |
|
|
|
|
52 |
Обобщение и систематизация знаний. |
|
|
|
|
53 |
Контрольная работа № 3 «Уравнение. Угол. Многоугольники» |
|
|
|
|
54 |
Анализ контрольной работы №3. Защита проектов по теме: «Сложение и вычитание натуральных чисел». |
|
|
|
|
Глава 3. Умножение и деление натуральных чисел (38 ч) |
|||||
55 |
Введение в проектную деятельность по теме: «Умножение и деление натуральных чисел». § 16.Умножение. Переместительное свойство умножения. |
|
|
|
|
56 |
Практикум по теме: «Умножение. Переместительное свойство умножения». |
|
|
|
|
57 |
Решение задач на умножение. |
|
|
|
|
58 |
Решение задач с помощью формул. |
|
|
|
|
59 |
§ 17. Сочетательное и распределительное свойства умножения. |
|
|
|
|
60 |
Удобный порядок действий. |
|
|
|
|
61 |
Упрощение выражений. |
|
|
|
|
62 |
§ 18. Деление. |
|
|
|
|
63 |
Практикум по теме: «Деление» |
|
|
|
|
64 |
Решение задач на деление. |
|
|
|
|
65 |
Решение уравнений по теме: «Деление». |
|
|
|
|
66 |
Нахождение скорости и времени в задачах на движение. |
|
|
|
|
67 |
Решение смешанных задач. |
|
|
|
|
68 |
Самостоятельная работа по теме: «Деление». |
|
|
|
|
69 |
§ 19.Деление с остатком |
|
|
|
|
70 |
Практикум по теме: «Деление с остатком». |
|
|
|
|
71 |
Решение задач с помощью уравнений. |
|
|
|
|
72 |
§ 20.Степень числа. |
|
|
|
|
73 |
Практикум по теме: «Степень числа». |
|
|
|
|
74 |
Обобщение материала по теме: «Умножение и деление натуральных чисел». |
|
|
|
|
75 |
Контрольная работа № 4 «Умножение и деление натуральных чисел» |
|
|
|
|
76 |
Анализ контрольной работы №4. § 21. Площадь. Площадь прямоугольника. |
|
|
|
|
77 |
Практикум по теме: «Площадь. Площадь прямоугольника». |
|
|
|
|
78 |
Решение задач на нахождение площади прямоугольника и квадрата. |
|
|
|
|
79 |
Решение задач с практическим содержанием. |
|
|
|
|
80 |
§ 22. Прямоугольный параллелепипед. Пирамида. |
|
|
|
|
81 |
Вычисление площади поверхности прямоугольного параллелепипеда и куба. |
|
|
|
|
82 |
Многогранники. Пирамида. |
|
|
|
|
83 |
§ 23. Объём прямоугольного параллелепипеда. |
|
|
|
|
84 |
Нахождение объема прямоугольного параллелепипеда и куба. |
|
|
|
|
85 |
Нахождение объема многогранника, составленного из прямоугольных параллелепипедов. |
|
|
|
|
86 |
Решение задач с практическим содержанием. |
|
|
|
|
87 |
§ 24.Комбинаторные задачи. |
|
|
|
|
88 |
Практикум по теме: «Комбинаторные задачи». |
|
|
|
|
89 |
Решение комбинаторных задач различной сложности. |
|
|
|
|
90 |
Обобщение и систематизация знаний |
|
|
|
|
91 |
Контрольная работа № 5 «Деление с остатком. Площадь прямоугольника. Прямоугольный параллелепипед и его объем. Комбинаторные задачи» |
|
|
|
|
92 |
Анализ контрольной работы № 5. Защита проектов по теме: «Умножение и деление натуральных чисел» |
|
|
|
|
Глава 4. Обыкновенные дроби (18 ч) |
|||||
93 |
Введение в проектную деятельность по теме: Обыкновенные дроби». § 25.Понятие обыкновенной дроби. |
|
|
|
|
94 |
Практикум по теме: «Понятие обыкновенной дроби». |
|
|
|
|
95 |
Решение задач по теме: «Обыкновенные дроби». |
|
|
|
|
96 |
Нахождение дроби от числа. |
|
|
|
|
97 |
Нахождение числа по его дроби. |
|
|
|
|
98 |
§ 26. Правильные и неправильные дроби. Сравнение дробей. |
|
|
|
|
99 |
Сравнение дробей. |
|
|
|
|
100 |
Решение задач по теме: «Правильные и неправильные дроби. Сравнение дробей». |
|
|
|
|
101 |
§ 27. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. |
|
|
|
|
102 |
Практикум по теме: «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями». |
|
|
|
|
103 |
§ 28. Дроби и деление натуральных чисел. |
|
|
|
|
104 |
§ 29. Смешанные числа. |
|
|
|
|
105 |
Сложение смешанных чисел. |
|
|
|
|
106 |
Вычитание смешанных чисел. |
|
|
|
|
107 |
Решение задач на сложение и вычитание смешанных чисел. |
|
|
|
|
108 |
Обобщение и систематизация знаний |
|
|
|
|
109 |
Контрольная работа № 6 «Обыкновенные дроби» |
|
|
|
|
110 |
Анализ контрольной работы № 6. Защита проектов по теме: «Обыкновенные дроби». |
|
|
|
|
Глава 5. Десятичные дроби (48 ч) |
|||||
111 |
Введение в проектную деятельность по теме: Десятичные дроби». § 30.Представление о десятичных дробях. |
|
|
|
|
112 |
Представление о десятичных дробях. Чтение и запись десятичных дробей. |
|
|
|
|
113 |
Запись единицы измерения в виде десятичной дроби. |
|
|
|
|
114 |
Изображение десятичных дробей на координатном луче. |
|
|
|
|
115 |
§ 31. Сравнение десятичных дробей. |
|
|
|
|
116 |
Практикум по теме: «Сравнение десятичных дробей». |
|
|
|
|
117 |
Самостоятельная работа по теме: «Запись десятичных дробей. Сравнение десятичных дробей». |
|
|
|
|
118 |
§ 32. Округление чисел. Прикидки. |
|
|
|
|
119 |
Практикум по теме: «Округление чисел». |
|
|
|
|
120 |
Задачи с практическим содержанием. |
|
|
|
|
121 |
§ 33. Сложение и вычитание десятичных дробей. |
|
|
|
|
122 |
Практикум по теме: «Сложение и вычитание десятичных дробей». |
|
|
|
|
123 |
Решение уравнений. |
|
|
|
|
124 |
Решение задач на сложение и вычитание десятичных дробей. |
|
|
|
|
125 |
Сложение и вычитание десятичных дробей. |
|
|
|
|
126 |
Обобщение материала по теме: «Сложение и вычитание десятичных дробей». |
|
|
|
|
127 |
Контрольная работа № 7 «Понятие о десятичной дроби. Сравнение, округление, сложение и вычитание десятичных дробей » |
|
|
|
|
128 |
Анализ контрольной работы № 7. § 34. Умножение десятичных дробей. |
|
|
|
|
129 |
Умножение десятичной дроби на натуральное число. |
|
|
|
|
130 |
Умножение десятичных дробей. |
|
|
|
|
131 |
Умножение десятичной дроби на 10, 100, 1000 и т.д. |
|
|
|
|
132 |
Умножение десятичной дроби на 0,1, 0,01 и т.д. |
|
|
|
|
133 |
Решение задач на умножение десятичных дробей. |
|
|
|
|
134 |
Практикум по теме: «Умножение десятичных дробей». |
|
|
|
|
135 |
§ 35. Деление десятичных дробей. |
|
|
|
|
136 |
Деление десятичной дроби на натуральное число. |
|
|
|
|
137 |
Практикум по теме: «Деление десятичной дроби на натуральное число». |
|
|
|
|
138 |
Деление десятичных дробей. |
|
|
|
|
139 |
Практикум по теме: «Деление десятичных дробей». |
|
|
|
|
140 |
Деление десятичной дроби на 10,100, 1000 и т.д. |
|
|
|
|
141 |
Деление десятичной дроби на 0,1, 0,01 и т.д. |
|
|
|
|
142 |
Решение задач на деление десятичных дробей. |
|
|
|
|
143 |
Обобщение материала по теме: «Умножение и деление десятичных дробей». |
|
|
|
|
144 |
Контрольная работа № 8 «Умножение и деление десятичных дробей» |
|
|
|
|
145 |
Анализ контрольной работы № 8. § 36. Среднее арифметическое. Среднее значение величины. |
|
|
|
|
146 |
Среднее арифметическое. Среднее значение величины. |
|
|
|
|
147 |
Решение задач по теме: «Среднее арифметическое. Среднее значение величины». |
|
|
|
|
148 |
§37 Проценты. Нахождение процентов от числа. |
|
|
|
|
149 |
Практикум по теме: «Проценты. Нахождение процентов от числа». |
|
|
|
|
150 |
Решение задач по теме: «Проценты. Нахождение процентов от числа». |
|
|
|
|
151 |
Практикум по решению задач на проценты. |
|
|
|
|
152 |
§38. Нахождение числа по его процентам. |
|
|
|
|
153 |
Практикум по теме: «Нахождение числа по его процентам». |
|
|
|
|
154 |
Решение задач по теме: «Нахождение числа по его процентам». |
|
|
|
|
155 |
Практикум по решению задач на проценты. |
|
|
|
|
156 |
Обобщение и систематизация знаний. |
|
|
|
|
157 |
Контрольная работа № 9 «Среднее арифметическое. Проценты» |
|
|
|
|
158 |
Анализ контрольной работы № 9. Защита проектов по теме: «Десятичные дроби». |
|
|
|
|
Повторение и систематизация учебного материала (17 ч) |
|||||
159 |
Натуральные числа. |
|
|
|
|
160 |
Практикум по теме: «Натуральные числа». |
|
|
|
|
161 |
Сложение и вычитание натуральных чисел. |
|
|
|
|
162 |
Умножение и деление натуральных чисел. |
|
|
|
|
163 |
Обыкновенные дроби. |
|
|
|
|
164 |
Действия с дробями и смешанными числами. |
|
|
|
|
165 |
Нахождение дроби от числа. Нахождение числа по его дроби. |
|
|
|
|
166 |
Десятичные дроби. Действия с десятичными дробями. |
|
|
|
|
167 |
Все действия с десятичными дробями. |
|
|
|
|
168 |
Проценты. |
|
|
|
|
169 |
Формулы. |
|
|
|
|
170 |
Итоговая контрольная работа. |
|
|
|
|
171 |
Анализ итоговой контрольной работы. |
|
|
|
|
172 |
Нахождение значений выражений. |
|
|
|
|
173 |
Решение задач по материалу 5 класса. |
|
|
|
|
174 |
Обобщающее повторение материала 5 класса. |
|
|
|
|
175 |
Итоговый урок по материалу 5 класса. |
|
|
|
|
ВСЕГО:175 |
|||||
Тематическое планирование в 6 классе
№ п/п |
Разделы программы |
Кол-во часов |
|
1 |
Повторение материала за курс 5 класса |
2 |
|
2 |
Делимость натуральных чисел |
18 |
|
3 |
Обыкновенные дроби |
38 |
|
4 |
Отношения и пропорции |
29 |
|
5 |
Рациональные числа и действия над ними |
72 |
|
6 |
Повторение и систематизация учебного материала |
14 |
|
7 |
Итоговая комбинированная контрольная работа |
1 |
|
|
Всего уроков |
175 |
|
|
Контрольных работ -входная -тематические -итоговая |
1 11
|
|
Промежуточная аттестация проводится в форме годовой контрольной работы, кроме того, проводится всероссийская проверочная работа (предположительно апрель)
№ п/п |
Тема урока |
Сроки проведения |
Примечания |
|
||||
Дата проведения урока |
Фактическая дата проведения |
|
||||||
1 |
Повторение материала за курс 5 класса |
|
|
|
|
|||
2 |
Входная контрольная работа |
|
|
|
|
|||
Глава 1. Делимость натуральных чисел (18 ч) |
|
|||||||
3 |
Введение в проектную деятельность по теме: «Делимость натуральных чисел». § 1.Делители и кратные. Основные понятия темы. |
|
|
|
|
|||
4 |
Делители и кратные. Делимость чисел. |
|
|
|
|
|||
5 |
§ 2.Признаки делимости на 10, на 5 и на 2 |
|
|
|
|
|||
6 |
Практикум по теме: «Признаки делимости на 10, на 5 и на 2». |
|
|
|
|
|||
7 |
Исследовательская работа по теме: «Признаки делимости на 10, на 5 и на 2». |
|
|
|
||||
8 |
§ 3.Признаки делимости на 9 и на 3. |
|
|
|
|
|||
9 |
Практикум по теме: «Признаки делимости на 9 и на 3». |
|
|
|
|
|||
10 |
Исследовательская работа по теме: «Признаки делимости на 9 и на 3». |
|
|
|
|
|||
11 |
§ 4.Простые и составные числа. |
|
|
|
|
|||
12 |
Разложение числа на простые множители |
|
|
|
|
|||
13 |
§ 5.Наибольший общий делитель. |
|
|
|
|
|||
14 |
Нахождение наибольшего общего делителя чисел. Взаимно простые числа. |
|
|
|
|
|||
15 |
Наибольший общий делитель. |
|
|
|
|
|||
16 |
§ 6.Наименьшее общее кратное. |
|
|
|
|
|||
17 |
Практикум по теме: «Наименьшее общее кратное». |
|
|
|
|
|||
18 |
Решение задач практического содержания. |
|
|
|
|
|||
19 |
Контрольная работа № 1 «Делимость натуральных чисел» |
|
|
|
|
|||
20 |
Анализ контрольной работы № 1. Защита проектов по теме: «Делимость натуральных чисел». |
|
|
|
|
|||
Глава 2. Обыкновенные дроби (38 ч) |
|
|||||||
21 |
§ 7.Основное свойство дроби |
|
|
|
|
|||
22 |
Практикум по теме: «Основное свойство дроби». |
|
|
|
|
|||
23 |
§8. Сокращение дробей. |
|
|
|
|
|||
24 |
Практикум по теме: «Сокращение дробей». |
|
|
|
|
|||
25 |
Самостоятельная работа по теме: «Основное свойство дроби. Сокращение дробей». |
|
|
|
|
|||
26 |
§ 9.Приведение дробей к общему знаменателю. Сравнение дробей. Основные понятия темы. |
|
|
|
|
|||
27 |
Приведение дробей к общему знаменателю. |
|
|
|
|
|||
28 |
Сравнение дробей. |
|
|
|
|
|||
29 |
Приведение дробей к общему знаменателю. Сравнение дробей. |
|
|
|
|
|||
30 |
§ 10.Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. Основные понятия темы. |
|
|
|
|
|||
31 |
Практикум по теме: «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями». |
|
|
|
|
|||
32 |
Сложение и вычитание смешанных чисел. |
|
|
|
|
|||
33 |
Решение уравнений и задач по теме: «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями» |
|
|
|
|
|||
34 |
Обобщение материала §7-§10. |
|
|
|
|
|||
35 |
Контрольная работа № 2 «Сложение и вычитание дробей» |
|
|
|
|
|||
36 |
Анализ контрольной работы № 2. § 11.Умножение дробей. Умножение дроби на натуральное число. |
|
|
|
|
|||
37 |
Умножение дробей. |
|
|
|
|
|||
38 |
Практикум по теме: «Умножение дробей». |
|
|
|
|
|||
39 |
Нахождение значения выражения. |
|
|
|
|
|||
40 |
Решение задач на умножение дробей. |
|
|
|
|
|||
41 |
§ 12.Нахождение дроби от числа. |
|
|
|
|
|||
42 |
Практикум по теме: «Нахождение дроби от числа». |
|
|
|
|
|||
43 |
Нахождение процентов от числа. |
|
|
|
|
|||
44 |
Контрольная работа № 3 «Умножение дробей» |
|
|
|
|
|||
45 |
Анализ контрольной работы № 3. § 13.Взаимно обратные числа. |
|
|
|
|
|||
46 |
§ 14.Деление дробей. Основные понятия темы. |
|
|
|
|
|||
47 |
Деление дробей. |
|
|
|
|
|||
48 |
Практикум по теме: «Деление дробей». |
|
|
|
|
|||
49 |
Решение задач по теме: «Деление дробей». |
|
|
|
|
|||
50 |
Нахождение значения выражения, содержащего все действия с дробями. |
|
|
|
|
|||
51 |
§ 15. Нахождение числа по заданному значению его дроби. |
|
|
|
|
|||
52 |
Практикум по теме: «Нахождение числа по заданному значению его дроби». |
|
|
|
|
|||
53 |
Решение задач по теме: «Нахождение числа по заданному значению его дроби». |
|
|
|
|
|||
54 |
§ 16. Преобразование обыкновенных дробей в десятичные. |
|
|
|
|
|||
55 |
§ 17. Бесконечные периодические десятичные дроби. |
|
|
|
|
|||
56 |
§ 18.Десятичное приближение обыкновенной дроби. |
|
|
|
|
|||
57 |
Контрольная работа № 4 «Деление дробей» |
|
|
|
|
|||
58 |
Анализ контрольной работы № 4. Защита проектов по теме: «Обыкновенные дроби». |
|
|
|
|
|||
Глава 3. Отношения и пропорции (29 ч) |
|
|||||||
59 |
Введение в проектную деятельность по теме: «Отношения и пропорции» § 19. Отношения. |
|
|
|
|
|||
60 |
Практикум по теме: «Отношения». |
|
|
|
|
|||
61 |
§ 20.Пропорции. |
|
|
|
|
|||
62 |
Практикум по теме: «Пропорции». |
|
|
|
|
|||
63 |
Решение задач по теме: «Пропорции». |
|
|
|
|
|||
64 |
Нахождение неизвестного члена пропорции. |
|
|
|
|
|||
65 |
§ 21.Процентное отношение двух чисел. |
|
|
|
|
|||
66 |
Практикум по теме: «Процентное отношение двух чисел». |
|
|
|
|
|||
67 |
Решение задач по теме: «Процентное отношение двух чисел». |
|
|
|
|
|||
68 |
Контрольная работа № 5 «Отношения и пропорции» |
|
|
|
|
|||
69 |
Анализ контрольной работы № 5. § 22. Прямая и обратная пропорциональные зависимости. |
|
|
|
|
|||
70 |
Решение задач по теме: «Прямая и обратная пропорциональные зависимости» |
|
|
|
|
|||
71 |
Практикум по теме: «Прямая и обратная пропорциональные зависимости». |
|
|
|
|
|||
72 |
§ 23. Деление числа в данном отношении. |
|
|
|
|
|||
73 |
Решение задач по теме: «Деление числа в данном отношении». |
|
|
|
|
|||
74 |
§ 24. Окружность и круг. |
|
|
|
|
|||
75 |
Решение задач по теме: Окружность и круг». |
|
|
|
|
|||
76 |
§ 25. Длина окружности. Площадь круга. |
|
|
|
|
|||
77 |
Практикум по теме: «Длина окружности и площадь круга». |
|
|
|
|
|||
78 |
Решение задач по теме: «Длина окружности и площадь круга». |
|
|
|
|
|||
79 |
§ 26. Цилиндр, конус, шар. |
|
|
|
|
|||
80 |
§ 27. Диаграммы. |
|
|
|
|
|||
81 |
Столбчатые диаграммы. |
|
|
|
|
|||
82 |
Круговые диаграммы. |
|
|
|
|
|||
83 |
§ 28. Случайные события. Вероятность случайного события. |
|
|
|
|
|||
84 |
Решение задач по теме: «Случайные события. Вероятность случайного события». |
|
|
|
|
|||
85 |
Контрольная работа № 6 «Прямая и обратная пропорциональные зависимости. Окружность и круг. Вероятность случайного события» |
|
|
|
|
|||
86 |
Анализ контрольной работы № 6. Защита проектов по теме: «Отношения и пропорции». |
|
|
|
|
|||
Глава 4. Рациональные числа и действия над ними (72 ч) |
|
|||||||
87 |
Введение в проектную деятельность по теме: Рациональные числа и действия над ними». § 29. Положительные и отрицательные числа |
|
|
|
|
|||
88 |
Практикум по теме: «Положительные и отрицательные числа». |
|
|
|
|
|||
89 |
§ 30. Координатная прямая. |
|
|
|
|
|||
90 |
Построение точек на координатной прямой. |
|
|
|
|
|||
91 |
Практикум по теме: «Координатная прямая». |
|
|
|
|
|||
92 |
§ 31. Целые числа. Рациональные числа |
|
|
|
|
|||
93 |
Практикум по теме: «Рациональные числа». |
|
|
|
|
|||
94 |
§ 32. Модуль числа. |
|
|
|
|
|||
95 |
Практикум по теме: «Модуль числа». |
|
|
|
|
|||
96 |
Нахождение расстояния между точками на координатной прямой. |
|
|
|
|
|||
97 |
§ 33. Сравнение чисел. |
|
|
|
|
|||
98 |
Сравнение рациональных чисел. |
|
|
|
|
|||
99 |
Сравнение рациональных чисел. Числовые неравенства. |
|
|
|
|
|||
100 |
Практикум по теме: «Сравнение рациональных чисел». |
|
|
|
|
|||
101 |
Контрольная работа № 7 «Рациональные числа. Сравнение рациональных чисел» |
|
|
|
|
|||
102 |
Анализ контрольной работы № 7. § 34.Сложение рациональных чисел. Основные понятия темы. |
|
|
|
|
|||
103 |
Сложение рациональных чисел |
|
|
|
|
|||
104 |
Практикум по теме: Сложение рациональных чисел». |
|
|
|
|
|||
105 |
Нахождение значения числового выражения. |
|
|
|
|
|||
106 |
§ 35. Свойства сложения рациональных чисел. |
|
|
|
|
|||
107 |
Практикум по теме: «Свойства сложения рациональных чисел». |
|
|
|
|
|||
108 |
§ 36. Вычитание рациональных чисел. Основные понятия темы. |
|
|
|
|
|||
109 |
Вычитание рациональных чисел. |
|
|
|
|
|||
110 |
Практикум по теме: «Вычитание рациональных чисел». |
|
|
|
|
|||
111 |
Решение уравнений. |
|
|
|
|
|||
112 |
Нахождение значения числового выражения. |
|
|
|
|
|||
113 |
Контрольная работа № 8 «Сложение и вычитание рациональных чисел» |
|
|
|
|
|||
114 |
Анализ контрольной работы № 8. §37. Умножение рациональных чисел. |
|
|
|
|
|||
115 |
Практикум по теме: «Умножение рациональных чисел». |
|
|
|
|
|||
116 |
Нахождение значения числового выражения. |
|
|
|
|
|||
117 |
Нахождение значения буквенного выражения при заданных значениях переменной. |
|
|
|
|
|||
118 |
§38. Переместительное и сочетательное свойства умножения рациональных чисел. Коэффициент. |
|
|
|
|
|||
119 |
Применение переместительного и сочетательного свойства умножения рациональных чисел. |
|
|
|
|
|||
120 |
Коэффициент. |
|
|
|
|
|||
121 |
§39. Распределительное свойство умножения. |
|
|
|
|
|||
122 |
Практикум по теме: «Распределительное свойство умножения». |
|
|
|
|
|||
123 |
Правила раскрытия скобок и их применение при упрощении выражений. |
|
|
|
|
|||
124 |
Приведение подобных слагаемых. |
|
|
|
|
|||
125 |
Нахождение значения выражения. |
|
|
|
|
|||
126 |
§40. Деление рациональных чисел. |
|
|
|
|
|||
127 |
Практикум по теме: «Деление рациональных чисел». |
|
|
|
|
|||
128 |
Нахождение значения числового выражения, содержащего все действия с рациональными числами. |
|
|
|
|
|||
129 |
Деление рациональных чисел. |
|
|
|
|
|||
130 |
Контрольная работа № 9 «Умножение и деление рациональных чисел» |
|
|
|
|
|||
131 |
Анализ контрольной работы № 9. §41.Решение уравнений. Основные понятия темы. |
|
|
|
|
|||
132 |
Решение уравнений с использованием правил переноса слагаемых из одной части уравнения в другую. |
|
|
|
|
|||
133 |
Практикум по теме: Решение уравнений». |
|
|
|
|
|||
134 |
Раскрытие скобок при решении уравнений. |
|
|
|
|
|||
135 |
Самостоятельная работа по теме: «Решение уравнений». |
|
|
|
|
|||
136 |
§42. Решение задач с помощью уравнений. Основные понятия темы. |
|
|
|
|
|||
137 |
Решение задач с помощью уравнений. |
|
|
|
|
|||
138 |
Практикум по теме: «Решение задач с помощью уравнений». |
|
|
|
|
|||
139 |
Решение задач с практическим содержанием. |
|
|
|
|
|||
140 |
Решение задач на движение. |
|
|
|
|
|||
141 |
Самостоятельная работа по теме: «Решение задач с помощью уравнений». |
|
|
|
|
|||
142 |
Контрольная работа № 10 «Решение уравнений и задач с помощью уравнений» |
|
|
|
|
|||
143 |
Анализ контрольной работы № 10. §43. Перпендикулярные прямые. |
|
|
|
|
|||
144 |
Перпендикулярные прямые. Построение перпендикулярных прямых с помощью чертёжного угольника. |
|
|
|
|
|||
145 |
Решение задач по теме: «Перпендикулярные прямые». |
|
|
|
|
|||
146 |
§44. Осевая и центральная симметрии. Основные понятия темы. |
|
|
|
|
|||
147 |
Осевая и центральная симметрии. |
|
|
|
|
|||
148 |
Практическая работа по теме: «Осевая и центральная симметрии». |
|
|
|
|
|||
149 |
§45. Параллельные прямые. |
|
|
|
|
|||
150 |
Практикум по теме: «Параллельные прямые». |
|
|
|
|
|||
151 |
§46. Координатная плоскость. Основные понятия темы. |
|
|
|
|
|||
152 |
Координатная плоскость. |
|
|
|
|
|||
153 |
Построение точек в координатной плоскости. |
|
|
|
|
|||
154 |
Красивые задания по теме: «Координатная плоскость». |
|
|
|
|
|||
155 |
§47. Графики. |
|
|
|
|
|||
156 |
Практикум по теме: «Графики». |
|
|
|
|
|||
157 |
Контрольная работа № 11 «Перпендикулярные и параллельные прямые. Координатная плоскость. графики» |
|
|
|
|
|||
158 |
Защита проектов по теме: «Рациональные числа и действия над ними». |
|
|
|
|
|||
Повторение и систематизация учебного материала (14 ч) |
|
|||||||
159 |
Анализ контрольной работы № 11. Повторение курса 6 класса: «Делимость натуральных чисел». |
|
|
|
|
|||
160 |
Обыкновенные дроби. Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. |
|
|
|
|
|||
161 |
Умножение и деление дробей. |
|
|
|
|
|||
162 |
Все действия с обыкновенными дробями. |
|
|
|
|
|||
163 |
Отношения и пропорции. Решение задач. |
|
|
|
|
|||
164 |
Итоговая комбинированная контрольная работа |
|
|
|
|
|||
165 |
Анализ итоговой контрольной работы. Прямая и обратная пропорциональная зависимости. Решение задач. |
|
|
|
|
|||
166 |
Сложение и вычитание рациональных чисел. |
|
|
|
|
|||
167 |
Умножение и деление рациональных чисел. |
|
|
|
|
|||
168 |
Нахождение значения выражения, содержащего все действия с обыкновенными дробями. |
|
|
|
|
|||
169 |
Нахождение значения числового выражения, содержащего все действия с рациональными числами. |
|
|
|
|
|||
170 |
Решение уравнений.. |
|
|
|
|
|||
171 |
Решение задач с помощью уравнений. |
|
|
|
|
|||
172 |
Длина окружности. Площадь круга. |
|
|
|
|
|||
173 |
Координатная плоскость. |
|
|
|
|
|||
174 |
Итоговый тест за курс 6 класса. |
|
|
|
|
|||
175 |
Итоговый урок. |
|
|
|
|
|||
|
|
ВСЕГО: |
175 |
|
|
|
|
|
Программно-методическое обеспечение рабочей программы
Программа:
Мерзляк А.Г. Математика: программы: 5–9 классы / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир, Е.В. Буцко. – 2 изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 112 с.
Учебный комплект для учащихся:
1. Мерзляк А.Г. Математика : 5 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М.: Вентана-Граф, 2013. – 304 с. : ил.
2. Мерзляк А.Г. Математика : 5 класс : Рабочая тетрадь №1 для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М. : Вентана-Граф, 2012. – 112 с. : ил.
3. Мерзляк А.Г. Математика : 5 класс : Рабочая тетрадь №2 для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М. : Вентана-Граф, 2012. – 80 с. : ил.
4. Мерзляк А.Г. Математика: 5 класс : дидактические материалы : пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, Е.М. Рабинович, М.С. Якир. — М. : Вентана-Граф, 2013. – 144 с. : ил.
5. Мерзляк А.Г. Математика : 6 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М.: Вентана-Граф, 2013. – 304 с. : ил.
6. Мерзляк А.Г. Математика : 6 класс : Рабочая тетрадь №1 для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М. : Вентана-Граф, 2013. – 96 с. : ил.
7. Мерзляк А.Г. Математика : 6 класс : Рабочая тетрадь №2 для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М. : Вентана-Граф, 2013. – 48с. : ил.
8. Мерзляк А.Г. Математика : 6 класс : Рабочая тетрадь №3 для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М. : Вентана-Граф, 2013. – 80 с. : ил.
9. Мерзляк А.Г. Математика: 6 класс : дидактические материалы : пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, Е.М. Рабинович, М.С. Якир. — М. : Вентана-Граф, 2013. – 144 с. : ил.
Методические разработки для учителя:
Буцко Е.В. Математика: 5 класс: методическое пособие / Е.В. Буцко, А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский и др. – М. : Вентана-Граф, 2013. – 288 с. : ил.
Мониторинговый инструментарий:
1. Жохов В.И. Математический тренажёр. 5 класс : пособие для учителей и учащихся / В.И. Жохов. – 4-е изд., стер. – М. : Мнемозина, 2013. – 80 с. : ил.
2. Мерзляк А.Г. Математика: 5 класс : дидактические материалы : пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, Е.М. Рабинович, М.С. Якир. — М. : Вентана-Граф, 2013. – 144 с. : ил.
3. Математика. 5-6 класс. Тесты для промежуточной аттестации. Издание четвёртое, переработанное/ Под ред. Ф. Ф. Лысенко, Л. С. Ольховой, С. Ю. Кулабухова — Ростов-на-Дону. Легион; Легион-М, 2010. — 160 с. — (Промежуточная аттестация. Математика)
4. Минаева С.С. 20 тестов по математике: 5-6 классы / С.С. Минаева. — 6-е изд., перераб. и доп.— М.: Издательство «Экзамен», 2011. — 159, [1] с. (Серия «Учебно-методический комплект»)
5. Тульчинская Е.Е. Математика. 5–6 классы. Тесты для учащихся общеобразовательных учреждений / Е.Е. Тульчинская. – 3-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2011. – 96 с. : ил.
6. Тульчинская Е.Е. Математика. 5 класс. Блицопрос: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Е.Е. Тульчинская. – 3-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2010. – 112 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Универсальные учебные действия, формируемые
в курсе математики 5–6 классов
|
Познавательные УУД Развиваем умения: |
1. |
сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства; |
2. |
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; |
3. |
выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассмотрения; |
4. |
сопоставлять характеристики объектов по одному или нескольким признакам; |
5. |
выявлять сходства и различия объектов; |
6. |
выделять общее и частное, целое и часть, общее и различное в изучаемых объектах; |
7. |
классифицировать объекты; |
8. |
выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения; |
9. |
приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений; |
10. |
выделять существенную информацию из текстов; |
11. |
использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач; |
12. |
осуществлять синтез как составление целого из частей; |
13. |
выделять закономерность; |
14. |
владеть общим приемом решения задач; |
15. |
выбирать наиболее эффективные способы решения задач; |
16. |
применять схемы, модели для получения информации; |
17. |
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте; |
18. |
устанавливать аналогии; |
19. |
выделять закономерность; |
20. |
ориентироваться на разнообразие способов решения задач; |
21. |
устанавливать причинно-следственные связи; |
22. |
строить логические цепи рассуждений; |
23. |
поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; |
24. |
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
|
25. |
осуществлять сравнение по заданным критериям; |
26. |
учиться основам смыслового чтения научных и познавательных текстов. |
|
Коммуникативные УУД Развиваем умения: |
1. |
поддерживать инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; |
2. |
навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы; |
3. |
организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; |
4. |
точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии; |
5. |
находить в тексте информацию, необходимую для решения; |
6. |
обмениваться знаниями с одноклассниками для принятия эффективных совместных решений; |
7. |
планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; |
8. |
управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия); |
9. |
выслушивать мнение членов команды, не перебивая; принимать коллективные решения; |
10. |
слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою; |
|
|
|
Регулятивные УУД Развиваем умения: |
1. |
определять целевые установки учебной деятельности; |
2. |
определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; |
3. |
составлять план последовательности действий; |
4. |
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; |
5. |
оценивать уровень владения учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»; |
6. |
прогнозировать результат и уровень усвоения; |
7. |
формировать постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; |
8. |
оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений; корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения; |
9. |
формировать способность к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию в преодолении препятствий; |
10. |
вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; |
11. |
осознавать самого себя как движущую силу своего научения, к преодолению препятствий и самокоррекции; |
12. |
осознавать уровень и качество усвоения результата; |
13. |
проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности; |
14. |
осуществлять контроль деятельности («что сделано») и пощаговый контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»); |
15. |
самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. |