Рабочая программа по математике в 5–6 классе по УМК А.Г. Мерзляка
Муниципальное общеобразовательное автономное некоммерческое учреждение
средняя общеобразовательная школа № 17 им.К.В.Навальневой
МО Кореновский район
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол № 1
от 31.08.2018 года
Председатель педсовета
_____ МищенкоН.В
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По _____ математике__________________________________________________
(указать предмет, курс, модуль)
Ступень обучения (класс)____ основное общее 5-6 класс_______________
(начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов)
Количество часов 340 Уровень _____базовый_________
(базовый, профильный)
Учитель Каленчук Д.Д.__________________________
Программа разработана на основе сборника рабочих программ (ФГОС) Математика : рабочие программы : 5 — 11 классы / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир, Е.В Буцко. - 2-е изд., перераб. - М.: Вентана — Граф, 2017.
I. Пояснительная записка
I. Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе:
1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897.
2. Основной образовательной программы МОАУ СОШ №17.
3. Примерной программы к УМК А.Г. Мерзляк и др. Математика : рабочие программы : 5 — 11 классы / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир, Е.В Буцко. - 2-е изд., перераб. - М.: Вентана — Граф, 2017.
Цели изучения:
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.
Задачи обучения:
приобретение математических знаний и умений;
овладение обобщенными способами мыслительной, творческой деятельности;
освоение компетенций(учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, информационно-технологической, ценностно-смысловой).
Сознательное овладение учащимися системой арифметических знаний и умений необходимо в повседневной жизни, для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.
Практическая значимость школьного курса математики 5—6 классов обусловлена тем, что объектом изучения служат количественные отношения действительного мира. Математическая подготовка необходима для понимания принципов устройства и использования
современной техники, восприятия научных и технических понятий и идей. Математика — язык науки и техники. С её помощью моделируются и изучаются явления и процессы, происходящие в природе.
Арифметика является одним из опорных предметов основной школы: она обеспечивает изучение других дисциплин. В первую очередь это относится к предметам естественно-научного цикла, в частности к физике. Развитие логического мышления учащихся при обучении математике в 5—6 классах способствует усвоению предметов гуманитарного цикла. Практические умения и навыки арифметического характера необходимы для трудовой и профессиональной подготовки школьников.
Развитие у учащихся правильных представлений о сущности и происхождении арифметических абстракций, о соотношении реального и идеального, о характере отражения математической наукой явлений и процессов реального мира, о месте арифметики в системе наук и роли математического моделирования в научном познании и в практике способствует формированию научного мировоззрения учащихся, а также формированию качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе.
Требуя от учащихся умственных и волевых усилий, концентрации внимания, активности воображения, арифметика развивает нравственные черты личности (настойчивость, целеустремленность, творческую активность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, дисциплину и критичность мышления) и умение аргументировано отстаивать свои взгляды и убеждения, а также способность принимать самостоятельные решения. Активное использование и решение текстовых задач на всех этапах учебного процесса развивают творческие способности школьников.
Изучение математики в 5—6 классах позволяет формировать умения и навыки умственного труда: планирование своей работы, поиск рациональных путей её выполнения, критическую оценку результатов. В процессе изучения математики школьники учатся излагать свои мысли ясно и исчерпывающе, лаконично и ёмко, приобретают навыки чёткого, аккуратного и грамотного выполнения математических записей.
Важнейшей задачей школьного курса арифметики является развитие логического мышления учащихся. Сами объекты математических умозаключений и принятые в арифметике правила их конструирования способствуют формированию умений обосновывать и доказывать суждения, приводить чёткие определения, развивают логическую интуицию, кратко и наглядно раскрывают механизм логических построений и учат их применению. Показывая внутреннюю гармонию математики, формируя понимание красоты и изящества математических рассуждений, арифметика вносит значительный вклад в эстетическое воспитание учащихся.
-
-
-
-
-
-
Общая характеристика учебного предмета
-
-
-
-
-
Содержание математического образования в 5-6 классах представлено в виде следующих содержательных разделов: «Арифметика», «Числовые и буквенные выражения. Уравнения», «Геометрические фигуры. Измерения геометрических величин», «Элементы статистики, вероятности. Комбинаторные задачи», «Математика в историческом развитии».
Содержание раздела «Арифметика» служит базой для дальнейшего изучения учащимися математики и смежных дисциплин, способствует развитию вычислительной культуры и логического мышления, формированию умения пользоваться алгоритмами, а также приобретению практических навыков, необходимых в повседневной жизни. Развитие понятия о числе связано с изучением рациональных чисел: натуральных чисел, обыкновенных и десятичных дробей, положительных и отрицательных чисел.
Содержание раздела «Числовые и буквенные выражения. Уравнения.» формирует знание о математическом языке. Существенная роль при этом отводится овладению формальным аппаратом буквенного исчисления. Изучение материала способствует формированию у учащихся математического аппарата решения задач с помощью уравнений.
Содержание раздела «Геометрические фигуры. Измерения геометрических величин» формирует у учащихся понятие геометрических фигур на плоскости и в пространстве, закладывает основы формирования геометрической речи, развивает пространственное воображение и логическое мышление.
Содержание раздела «Элементы статистики, вероятности. Комбинаторные задачи» - обязательный компонент школьного образования, усиливающий его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим прежде всего для формирования у учащихся функциональной грамотности, умения воспринимать и критически анализировать информацию, предоставленную в различных формах, понимать вероятностный характер многие реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчеты. Изучение основ комбинаторики позволит учащемуся осуществлять рассмотрение случаев, перебор вариантов, в том числе простейших прикладных задач.
Раздел «Математика в историческом развитии» предназначен для формирования представлений о математике как части человеческой культуры, для общего развития школьников, для создания культурно — исторической среды обучения.
III. Место курса математики в 5- 6- классах в учебном плане
Согласно базисному учебному плану МОАНУ СОШ №17 им.К.В.Навальневой на изучение математики в 5-6 классах отводится всего 340 часов.
|
Количество часов в неделю |
Всего за год |
5 класс |
5 |
170 |
6 класс |
5 |
170 |
IV. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Математика»
Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
1) осознание значения математики в повседневной жизни человека; |
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; |
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознание вклада отечественных ученных в развитие мировой науки; |
2) представление о математической науке как сфере математической деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации; |
2) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, контролировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуации; |
2) ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию; |
З) развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования; |
З) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; |
З) осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;
|
4) владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания |
4) умение устанавливать причинно — следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; |
4) умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности; |
5) практически значимые математические умения и навыки, их применении к решению математических и нематематических задач, предполагающие умения : - выполнять вычисления с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями, положительными и отрицательными числами; - решать текстовые задачи арифметическим способом и с помощью составления и решения уравнений; - изображать фигуры на плоскости; - использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира; - измерять длины отрезков, величины углов, вычислять площади и объемы фигур; - распознавать и изображать равные и симметричные фигуры; - проводить несложные практические вычисления с процентами, использовать прикидку и оценку; - выполнять необходимые измерения; - использовать буквенную символику для записи общих утверждений, формул, выражений, уравнений; - строить на координатной плоскости точки по заданным координатам, определять координаты точек; - читать и использовать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы (столбчатой или круговой), в графическом виде; - решать простейшие комбинаторные задачи перебором возможных вариантов
|
5) развитие компетентности в области использования информационно — коммуникационных технологий; |
5) критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач. |
|
6) первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов; |
|
|
7) умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни; |
|
|
8) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме, принимать решения в условиях неполной или избыточной, точной или вероятностной информации; |
|
|
9) умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации; |
|
|
10) умение выдвигать гипотезы при решении задач, понимать необходимость их проверки; |
|
|
11) понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом. |
|
V. Содержание учебного курса математики в 5 - 6 классах
АРИФМЕТИКА
Натуральные числа.
Ряд натуральных чисел. Десятичная запись натуральных чисел. Округление натуральных чисел.
Координатный луч.
Сравнение натуральных чисел. Сложение и вычитание натуральных чисел. Свойства сложения.
Умножение и деление натуральных чисел. Свойства умножения. Деление с остатком. Степень числа с натуральным показателем.
Делители и кратные натурального числа. Наибольший общий делитель. Наименьшее общее кратное. Признаки делимости на2, на 3, на 5, на 9, на 10.
Простые и составные числа. Разложение чисел на простые множители.
Решение текстовых задач арифметическими способами.
Дроби.
Обыкновенные дроби. Основное свойство дроби. Нахождение дроби от числа. Нахождение числа по значению его дроби. Правильные и неправильные дроби. Смешанные числа.
Сравнение обыкновенных дробей и смешанных чисел. Арифметические действия с обыкновенными дробями и смешанными числами
Десятичные дроби. Сравнение и округление десятичных дробей. Арифметические действия с десятичными дробями. Прикидки результатов вычисления. Представление десятичной дроби в виде обыкновенной дроби и обыкновенной в виде десятичной. Бесконечные периодические дроби. Десятичное приближение обыкновенной дроби.
Отношение. Процентное отношение двух чисел. Деление числа в данном отношении. Масштаб.
Пропорция. Основное свойство пропорции. Прямая и обратная пропорциональные зависимости.
Проценты. Нахождение процентов от числа. Нахождение числа по его процентам.
Решение текстовых задач арифметическими способами.
Рациональные числа.
Положительные, отрицательные числа и число нуль.
Противоположные числа. Модуль числа.
Целые числа. Рациональные числа. Сравнение рациональных чисел. Арифметические действия с рациональными числами. Свойства сложения и умножения рациональных чисел.
Координатная прямая. Координатная плоскость.
Величины. Зависимости между величинами.
Единицы длины, площади объема, массы, времени, скорости.
Примеры зависимостей между величинами. Представление зависимостей в виде формул. Вычисления по формулам.
ЧИСЛОВЫЕ И БУКВЕННЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ. УРАВНЕНИЯ
Числовые выражения. Значение числового выражения. Порядок действий в числовых выражениях. Буквенные выражения. Раскрытие скобок. Подобные слагаемые, приведение подобных слагаемых. Формулы.
Уравнения. Корень уравнения. Основные свойства уравнений. Решение текстовых задач с помощью уравнений.
ЭЛЕМЕНТЫ СТАТИСТИКИ, ВЕРОЯТНОСТИ. КОМБИНАТОРНЫЕ ЗАДАЧИ.
Представление данных в виде таблиц, круговых и столбчатых диаграмм, графиков.
Среднее арифметическое. Среднее значение величины.
Случайное сбытие. Достовероное и невозможное события. Вероятность случайного события. Решение комбинаторных задач.
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ. ИЗМЕРЕНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ВЕЛИЧИН.
Отрезок. Построение отрезка. Длина отрезка, ломанной. Измерение длины отрезка, построение отрезка заданной длины. Периметр многоугольника. Плоскость. Прямая. Луч.
Угол. Виды углов. Градусная мера угла. Измерение и построение углов с помощью транспортира.
Прямоугольник. Квадрат. Треугольник. Виды треугольников. Окружность и круг. Длина окружности. Число π.
Равенство фигур. Понятие и свойства площади. Площадь прямоугольника и квадрата. Площадь круга. Ось симметрии фигуры.
Наглядные представления о пространственных фигурах: прямоугольный параллелепипед, куб, пирамида, цилиндр, конус, шар, сфера. Примеры разверток многогранников, цилиндра, конуса. Понятие и свойства объема. Объем прямоугольного параллелепипеда и куба.
Взаимное расположение двух прямых. Перпендикулярные прямые. Параллельные прямые.
Осевая и центральная симметрии.
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ. ИЗМЕРЕНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ВЕЛИЧИН.
Римская система счисления. Позиционные системы счисления. Обозначение цифр в Древней Руси. Старинные меры длины. Введение метра как единицы длины. Метрическая система мер в России, в Европе. История формирования математических символов. Дроби в Вавилоне, Египте, Риме, на Руси. Открытие десятичных дробей. Мир простых чисел. Золотое сечение. Число нуль. Появление отрицательных чисел.
Л.Ф. Магницкий. П.Л. Чебышев, А.Н. Колмогоров.
VI. Тематическое планирование с определением основных видов деятельности
5 класс - 5 часов в неделю
№ урока |
Содержание |
Кол-во часов |
Основные виды учебной деятельности (УУД) |
|
НАТУРАЛЬНЫЕ ЧИСЛА |
20 |
|
1 |
Ряд натуральных чисел |
2 |
Описывать свойства натурального ряда. Читать и записывать натуральные числа, сравнивать и упорядочивать их. Распознавать на чертежах, рисунках, в окружающем мире отрезок, прямую, луч, плоскость. Приводить примеры моделей этих фигур. Измерять длины отрезков. Строить отрезки заданной длины. Решать задачи на нахождение длин отрезков. Выражать одни единицы длин через другие. Приводить примеры приборов со шкалами. Строить на координатном луче точку с заданной координатой, определять координату точки.
|
2 |
Цифры. Десятичная запись натуральных чисел. |
3 |
|
3 |
Отрезок. Длина отрезка |
4 |
|
4 |
Плоскость. Прямая. Луч. |
3 |
|
5 |
Шкала. Координатный луч. |
3 |
|
6 |
Сравнение натуральных чисел. |
3 |
|
7 |
Повторение и систематизация учебного материала |
1 |
|
8 |
Контрольная работа № 1 по теме : «Натуральные числа» |
1 |
|
|
СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ НАТУРАЛЬНЫХ ЧИСЕЛ |
33 |
|
9 |
Сложение натуральных чисел. Свойства сложения. |
4 |
Формулировать свойства сложения и вычитания натуральных чисел, записывать эти свойства в виде формул. Приводить примеры числовых и буквенных выражений, формул. Составлять числовые и буквенные выражения по условию задачи. Решать уравнения на основании зависимостей между компонентами действий сложения и вычитания. Решать текстовые задачи с помощью составления уравнений. Распознавать на чертежах и рисунках углы, многоугольники, в частности треугольники, прямоугольники. Распознавать в окружающем мире модели этих фигур. С помощью транспортира измерять градусные меры углов, строить углы заданной градусной меры, строить биссектрису данного угла. Классифицировать углы. Классифицировать треугольники по количеству равных сторон и по видам их углов. Описывать свойства прямоугольника. Находить с помощью формул периметры прямоугольника и квадрата. Решать задачи на нахождение периметров прямоугольника и квадрата, градусной меры углов. Строить логическую цепочку рассуждений, сопоставлять полученный результат с условием задачи. Распознавать фигуры, имеющие ось симметрии. |
10 |
Вычитание натуральных чисел |
5 |
|
11 |
Числовые и буквенные выражения. Формулы. |
3 |
|
12 |
Контрольная работа №2 по теме : «Сложение и вычитание натуральных чисел». |
1 |
|
13 |
Уравнение. |
3 |
|
14 |
Угол. Обозначение углов. |
2 |
|
15 |
Виды углов. Измерение углов. |
5 |
|
16 |
Многогранники. Равные фигуры. |
2 |
|
17 |
Треугольник и его виды. |
3 |
|
18 |
Прямоугольник. Ось симметрии фигуры. |
3 |
|
19 |
Повторение и систематизация учебного материала |
1 |
|
20 |
Контрольная работа №3 по теме : «Уравнение. Углы.». |
1 |
|
|
УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ НАТУРАЛЬНЫХ ЧИСЕЛ |
37 |
|
21 |
Умножение. Переместительное свойство умножения. |
4 |
Формулировать свойства умножения и деления натуральных чисел, записывать эти свойства в виде формул. Решать уравнения на основании зависимостей между компонентами арифметических действий. Находить остаток при делении натуральных чисел. По заданному основанию и показателю степени находить значение степени числа. Находить площади прямоугольника и квадрата с помощью формул. Выражать одни единицы площади через другие. Распознавать на чертежах и рисунках прямоугольный параллелепипед, пирамиду. Распознавать в окружающем мире модели этих фигур. Изображать развертки прямоугольного параллелепипеда и пирамиды. Находить объемы прямоугольного параллелепипеда и куба с помощью формул. Выражать одни единицы объема через другие. Решать комбинаторные задачи с помощью перебора вариантов. |
22 |
Сочетательное и распределительное свойства умножения. |
3 |
|
23 |
Деление. |
7 |
|
24 |
Деление с остатком. |
3 |
|
25 |
Степень числа. |
2 |
|
26 |
Контрольная работа № 4 по теме: «Умножение и деление натуральных чисел». |
1 |
|
27 |
Площадь. Площадь прямоугольника. |
4
|
|
28 |
Прямоугольный параллелепипед. Пирамида. |
3 |
|
29 |
Объем прямоугольного параллелепипеда. |
4 |
|
30 |
Комбинаторные задачи. |
3 |
|
31 |
Повторение и систематизация учебного материала. |
2 |
|
32 |
Контрльная работа №5 по теме: «Площаль, объем. Комбинаторные задачи». |
1 |
|
|
ОБЫКНОВЕННЫЕ ДРОБИ |
18 |
|
33 |
Понятие обыкновенной дроби. |
5 |
Распознавать обыкновенную дробь, правильные и неправильные дроби, смешанные числа. Читать и записывать обыкновенные дроби, смешанные числа. Сравнивать обыкновенные дроби с равными знаменателями. Складывать и вычитать обыкновенные дроби с равными знаменателями. Преобразовывать неправильную дробь в смешанное число, смешанное число в неправильную дробь. Уметь записывать результат деления деления двух натуральных чисел в виде обыкновенной дроби. |
34 |
Правильные и неправильные дроби. Сравнение дробей |
3 |
|
35 |
Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знменателями. |
2 |
|
36 |
Дроби и деление натуральных чисел. |
1 |
|
37 |
Смешанные числа. |
5 |
|
38 |
Повторение и систематизация учебного материала. |
1 |
|
39 |
Контрльная работа №6 по теме: «Обыкновенные дроби». |
1 |
|
|
ДЕСЯТИЧНЫЕ ДРОБИ |
48 |
|
40 |
Представление о десятичных дробях. |
4 |
Распознавать, читать и записывать десятичные дроби. Называть разряды десятичных знаков в записи десятичных дробей. Сравнивать десятичные дроби. Округлять десятичные дроби и натуральные числа. Выполнять прикидку результатов вычислений. Выполнять арифметические действия над десятичными дробями. Находить среднее арифметическое нескольких чисел. Приводить примерысредних значений величины. Разъяснять, что такое «один процент». Представлять проценты в виде десятичных дробей и десятичные дроби в виде процентов.Находить процент от числа и число по его процентам. |
41 |
Сравнение десятичных дробей. |
3 |
|
42 |
Округление чисел. Прикидки. |
3 |
|
43 |
Сложение и вычитание десятичных дробей |
6 |
|
44 |
Контрольная работа №7 по теме: «Сравнение, сложение и вычитание десятичных дробей». |
1 |
|
45 |
Умножение десятичных дробей |
7 |
|
46 |
Деление десятичных дробей. |
9 |
|
47 |
Контрольная работа №8 по теме: «Умножение и деление десятичных дробей». |
1 |
|
48 |
Среднее арифметическое. Среднее значение величины. |
3 |
|
49 |
Проценты. Нахождение процентов от числа. |
4 |
|
50 |
Нахождение числа по его процентам. |
4 |
|
51 |
Повторение и систематизация учебного материала. |
2 |
|
52 |
Контрльная работа №9 по теме: «Среднее арифметическое. Проценты». |
1 |
|
|
ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА |
14 |
|
53 |
Упражнения для повторения курса 5 класс |
13 |
|
54 |
Контрльная работа №10 по теме: «Повторение курса 5 класса». |
1 |
6 класс - 5 часов в неделю
№ урока |
Содержание |
Кол-во часов |
Основные виды учебной деятельности (УУД) |
I |
ДЕЛИМОСТЬ НАТУРАЛЬНЫХ ЧИСЕЛ. |
17 |
|
1 |
Делители и кратные |
2 |
Формулировать определения понятий: делитель, кратное, простое число, составное число, общий делитель, наибольший общий делитель, взаимно простые числа, общее кратное, наименьшее общее кратное и признаки делимости на 2, на 3, на 5, на 9, на 10. Описывать правила нахождения наибольшего общего делителя (НОД), наименьшего общего кратного (НОК) нескольких чисел, разложения натурального числа на простые множители. |
2 |
Признаки делимости на 10, на 5, на 2 |
3 |
|
3 |
Признаки делимости на 9 и на 3 |
3 |
|
4 |
Простые и составные числа |
1 |
|
5 |
Наибольший общий делитель. |
3 |
|
6 |
Наименьшее общее кратное. |
3 |
|
7 |
Повторение и систематизация учебного материала. |
1 |
|
8 |
Контрльная работа №1 по теме: «Делимость натуральных чисел». |
1 |
|
II |
ОБЫКНОВЕННЫЕ ДРОБИ |
38 |
|
9 |
Основное свойство дроби. |
2 |
Формулировать определения понятий: несократимая дробь, общий знаменатель двух дробей, взаимно обратные числа. Применять основное свойство дроби для сокращения дробей. Приводить дроби к новому знаменателю. Сравнивать обыкновенные дроби. Выполнять арифметические действия над обыкновенными дробями. Находить дробь от числа и число по заданному значению его дроби. Преобразовывать обыкновенные дроби в десятичные. Находить десятичное приближение обыкновенной дроби. |
10 |
Сокращение дробей. |
3 |
|
11 |
Приведение дробей к общему знаменателю. Сравнение дробей. |
3 |
|
12 |
Сложение и вычитание дробей |
5 |
|
13 |
Контрольная работа №2 по теме: «Действия над дробями». |
1 |
|
14 |
Умножение дробей. |
5 |
|
15 |
Нахождение дроби от числа |
3 |
|
16 |
Контрольная работа №3 по теме: «Умножение дробей». |
1 |
|
17 |
Взаимно обратные числа. |
1 |
|
18 |
Деление дробей. |
5 |
|
19 |
Нахождение числа по значению его дроби. |
3 |
|
20 |
Преобразование обыкновенных дробей в десятичные дроби. |
1 |
|
21 |
Бесконечные периодические десятичные дроби. |
1 |
|
22 |
Десятичное приближение обыкновенной дроби. |
2 |
|
23 |
Повторение и систематизация учебного материала. |
1 |
|
24 |
Контрольная работа №4 по теме: «Деление дробей». |
1 |
|
III |
ОТНОШЕНИЯ И ПРОПОРЦИИ |
28 |
|
25 |
Отношения. |
2 |
Формулировать определения понятий: отношение, пропорции, процентное отношение двух чисел, прямо пропорциональные и обратно пропорциональные величины. Применять основное свойство отношения и основное свойство пропорции. Приводить примеры и описывать свойства величин, находящихся в прямой и обратной пропорциональных зависимостях. Находить процентное отношение двух чисел. Делить число на пропорциональные части. Записывать с помощью букв основные свойства дроби, отношения, пропорции. Анализировать информацию, представленную в виде столбчатых и круговых диаграмм. Представлять информацию в виде столбчатых и круговых диаграмм. Приводить примеры случайных событий. Находить вероятность случайного события в опытах с равновозможными исходами. Распознавать на чертежах и рисунках окружность, круг, цилиндр, конус, сферу, шар и их элементы. Распознавать в окружающем мире модели этих фигур. Строить с помощью циркуля окружность заданного радиуса. Изображать развертки цилиндра и конуса. Называть приближенное значение числа π. Находить с помощью формул длину окружности, площадь круга. |
26 |
Пропорции. |
4 |
|
27 |
Процентное отношение двух чисел. |
3 |
|
28 |
Контрльная работа №5 по теме: «Отношения. Пропорции». |
1 |
|
29 |
Прямая и обратная пропорциональные зависимости |
2 |
|
30 |
Деление числа в данном отношении |
2 |
|
31 |
Окружность и круг. |
2 |
|
32 |
Длина окружности. Площадь круга. |
3 |
|
33 |
Цилиндр, конус, шар. |
1 |
|
34 |
Диаграммы. |
2 |
|
35 |
Случайные события. Вероятность случайного события. |
3 |
|
36 |
Повторение и систематизация учебного материала. |
2 |
|
37 |
Контрльная работа №6 по теме: «Прямая и обратная пропорциональные зависимости. Окружность и круг.». |
1 |
|
IV |
РАЦИОНАЛЬНЫЕ ЧИСЛА И ДЕЙСТВИЯ НАД НИМИ |
70 |
|
38 |
Положительные и отрицательные числа. |
2 |
Приводить примеры использования положительных и отрицательных чисел. Формулировать определение координатной прямой. Строить на координатной прямой точку с заданной координатой, определять координату точки. Харктеризовать множество целых чисел. Объяснятть понятие множества рациональных чисел. Формулировать определение модуля числа. Находить модуль числа. Сравнивать рациональные числа. Выполнять арифметические действия над рациональными числами. Записывать свойства арифметических действий над рациональными числами в виле формул. Называть коэффициент буквенного выражения. Применять свойства при решении уравнений. Решать текстовые задачи с помощью уравнений. Распознавать на чертежах и рисунках перпендикулярные и параллельные прямые, фигуры, имеющие ось симметрии, центр симметрии. Указывать в окружающем мире модели этих фигур. Формулировать определения параллельных прямых и перпендикулярных прямых. Строить с помощью угольника перпендикулярные прямые и параллельные прямые. Объяснять и иллюстрировать понятие координатной плоскости. Строить на координатной плоскости точки с заданными координатами, определять координаты точек на плоскости. Строить отдельные графики зависимостей между величинами по точкам. Анализировать графики зависимостей между величинами (расстояние, время, температура и т. п.) |
39 |
Координатная прямая. |
3 |
|
40 |
Целые числа. Рациональные числа. |
2 |
|
41 |
Модуль числа. |
3 |
|
42 |
Сравнение чисел. |
4 |
|
43 |
Контрльная работа №7 по теме: «Положительные и отрицательные числа. Модуль числа». |
1 |
|
44 |
Сложение рациональных чисел. |
4 |
|
45 |
Свойства сложения рациональных чисел |
2 |
|
46 |
Вычитание рациональных чисел. |
5 |
|
47 |
Контрльная работа №8 по теме: «Сложение и вычитание рациональных чисел». |
1 |
|
48 |
Умножение рациональных чисел. |
4 |
|
49 |
Свойства умножения рациональных чисел. |
3 |
|
50 |
Коэффициент. Распределительное свойство умножения. |
5 |
|
51 |
Деление рациональных чисел |
4 |
|
52 |
Контрльная работа №9 по теме: «Умножение и деление рациональных чисел». |
1 |
|
53 |
Решение уравнений. |
4 |
|
54 |
Решение задач с помощью уравнений. |
5 |
|
52 |
Контрльная работа №10 по теме: «Решение уравнений». |
1 |
|
53 |
Перпендикулярные прямые. |
3 |
|
54 |
Осевая и центральная симметрии. |
3 |
|
55 |
Параллельные прямые. |
2 |
|
56 |
Координатная плоскость. |
3 |
|
57 |
Графики. |
2 |
|
58 |
Повторение и систематизация учебного материала. |
2 |
|
59 |
Контрльная работа №11 по теме: «Перпендикулярные и параллельные прямые. Симметрия.». |
1 |
|
VI |
ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА |
17 |
|
60 |
Повторение и систематизация учебного материала курса математики 6 класса. |
16 |
|
61 |
Контрльная работа №12 по теме: «Повторение и систематизация учебного материала курса математики 6 класса». |
1 |
VII. Учебно-методическое обеспечение и материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
Библиотечный фонд
Нормативные документы
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
Примерная основная образовательная программа основного общего образования.
Формирование универсальных учебных действий в основной школе : система заданий / А.Г.Асмолов, О.А. Карабанова. - М. : Просвещение, 2010.
Учебно — методический комплект
Математика : 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. - М.: Вентана — Граф.
Математика : 5 класс : дидактические материалы : пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, Е.М. Рабинович, М.С. Якир. - М. : Вентана — Граф.
Математика : 5 класс : методическое пособие / Е.В. Буцко, А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. - М.: Вентана — Граф.
Математика : 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. - М.: Вентана — Граф.
Математика : 6 класс : дидактические материалы : пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, Е.М. Рабинович, М.С. Якир. - М. : Вентана — Граф.
Математика : 6 класс : методическое пособие / Е.В. Буцко, А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. - М.: Вентана — Граф.
Справочные пособия, научно — популярная и историческая литература
Баврин И.И., Фрибус Е.А., Старинные задачи. - М. : Просвещение, 1994
Гаврилова Т.Д. Занимательная математика : 5-11 классы. - Волгоград : Учитель, 2008.
Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики : 5-6 классы . - М.: Просвешение, 2004
Левитас Г.Г. Нестандартные задачи по математике. - М. : ИЛЕКСА, 2007.
Фарков А.В. Математические олимпиады в школе : 5-11 классы . - М. : Айрис — Пресс. 2005.
Энциклопедия для детей. Т.11 : Математика. - М. : Аванта +, 2003
http:/www.kvant.info/ Научно — популярный физико — математический журнал для школьников и студентов «Квант».
Печатные пособия
Таблицы по математике для 5-6 классов.
Портреты выдающихся деятелей в области математики.
Информационные средства
-
Коллекция медиаресурсов, электронные базы данных.
Интернет.
Экранно — звуковые пособия
Видеофильмы об истории развития математики, математических идей и методов.
Технические средства обучения
-
-
Компьютер.
Интерактивная доска.
-
Учебно — практическое и учебно — лабораторное оборудование
Набор цифр, букв, знаков для средней школы (магнитный).
Наборы «Части целого на круге», «Простые дроби».
Наборы геометрических тел (демонстрационный и раздаточный).
Модель единицы объема.
Комплект чертежных инструментов (классных и раздаточных): линейка, транспортир, угольник ( , ), угольник ( , ), циркуль.
VIII. Планируемые результаты изучения курса математики в 5- 6 классах
АРИФМЕТИКА
По окончании изучения курса учащийся научится:
понимать особенности десятичной системы счисления;
использовать понятия, связанные с делимостью натуральных чисел;
выражать числа в эквивалентных формах, выбирая наиболее подходящую в зависимости от конкретной ситуации;
сравнивать и упорядочивать рациональные числа;
выполнять вычисления с рациональными числами, сочитая устные и письменные приемы вычислений, применять калькулятор;
использовать понятия и умения, связанные с пропорциональностью величин, процентами, в ходе решения математических задач и задач из смежных предметов, выполнять несложные практические расчеты;
анализировать графики зависимостей между величинами (расстояние, время, температура и т. п.). \
Учащийся получит возможность :
познакомиться с позиционными системами счисления с основаниями, отличными от 10;
углубить и развить представление о натуральных числах и свойствах делимости;
научиться использовать приемы, рационализирующие вычисления, преобрести навык контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ.
ЧИСЛОВЫЕ И БУКВЕННЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ. УРАВНЕНИЯ.
По окончании изучения курса учащийся научится:
выполнять операции с числовыми выражениями;
выполнять преобразования буквенных выражений (раскрытие скобок, приведение подобных слогаемых);
решать линейные уравнения, решать текстовые задачи алгебраическим методом.
Учащийся получит возможность :
развивать представления о буквенных выражениях и их преобразованиях; овладеть специальными приемами решения уравнений, применять аппарат уравнений для решения как текстовых, так и практических задач.
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ. ИЗМЕРЕНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ВЕЛИЧИН.
По окончании изучения курса учащийся научится:
распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры и их элементы;
строить углы, определять их градусную меру;
распознавать и изображать развертки куба, пряоугольного параллелепипеда, правильной пирамиды, цилиндра и конуса;
определять по линейным размерам развертки фигуры линейные размеры самой фигуры и наоборот;
вычислять объем прямоугольного параллелепипеда и куба.
Учащийся получит возможность :
научиться вычислять объем пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов;
углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах;
научиться применять понятие развертки для выполнения практических расчетов.
ЭЛЕМЕНТЫ СТАТИСТИКИ, ВЕРОЯТНОСТИ. КОМБИНАТОРНЫЕ ЗАДАЧИ.
По окончании изучения курса учащийся научится:
использовать простейшие способыпредставления и анализа статистических данных;
решать комбинаторные задачи на нахождение количества объектов или комбинаций.
Учащийся получит возможность :
приобрести первоначальный опыт организации сбора данных при проведении опроса общественного мнения, осуществлять их анализ, представлять результаты опроса в виде таблицы, диаграммы;
научиться некоторым специальным приемам решения комбинаторных задач.
Система оценивания
Знания, умения и навыки учащихся по математике оцениваются по результатам устного опроса, текущих и итоговых письменных работ.
Содержание материала, усвоение которого проверяется и оценивается, определяется программой по математике. С помощью итоговых контрольных работ за год проверяется усвоение основных наиболее существенных вопросов программного материала каждого года обучения. При проверке выявляются не только осознанность знаний и сформированность навыков, но и умения применять их к решению учебных и практических задач.
Работа, состоящая из примеров:
Отметка "5" – без ошибок.
Отметка "4" – 1 грубая и 1-2 негрубые ошибки.
Отметка "3" – 2-3 грубые и 1-2 негрубые ошибки или 3 -5 негрубых ошибки.
Отметка "2" – 4 и более грубых ошибки.
Работа, состоящая из задач
Отметка "5" – без ошибок.
Отметка "4" –1-2 негрубые ошибки.
Отметка "3" –1 грубая и 3-4 и более негрубых ошибки.
Отметка "2" – 2 и более грубых ошибки.
Комбинированная работа:
Отметка "5" – без ошибок.
Отметка "4" – 1 грубая и 1-2 негрубые ошибки, при этом грубых ошибок не должно быть в задаче.
Отметка "3" – 2-3 грубые и 3-4 негрубые ошибки, при этом ход решения должен быть верным. Отметка "2" – 4 и более грубых ошибки.
Контрольный устный счет:
Отметка "5" – без ошибок.
Отметка "4" – 1-2 ошибки.
Отметка "3" – 3-4 ошибки.
Отметка "2" – 5 и более ошибок.
Грубые ошибки:
1.Вычислительные ошибки в примерах и задачах.
2.Ошибки на незнание порядка выполнения арифметических действий.
3. Неправильное решение задачи (пропуск действия, неправильный выбор действий, лишние действия).
4. Не решена до конца задача или пример.
5. Невыполненное задание.
Негрубые ошибки:
1. Нерациональный прием вычислений.
2. Неправильная постановка вопроса к действию при решении задачи.
3. Неверно сформулированный ответ задачи.
4. Неправильное списывание данных (чисел, знаков).
5. Не доведение до конца преобразований.
Шкала оценивания тестовых заданий:
Тестовые оценки, как правило, следует переводить в пятибалльную систему. Обычно, перевод осуществляется по следующей схеме:
● оценка "5" (отлично) выставляется за верные ответы, которые составляют 91 % и более от общего количества вопросов;
● оценка "4" (хорошо) соответствует работе, которая содержит от 71 % до 90 % правильных ответов;
● оценка "3" (удовлетворительно) от 50 % до 70 % правильных ответов;
● работа, содержащая менее 50 % правильных ответов оценивается как неудовлетворительная.
Примечания:
1.За грамматические ошибки, допущенные в работе, оценка по математике не снижается.
2.За неряшливо оформленную работу, несоблюдение правил каллиграфии оценка по математике снижается на 1 балл, но не ниже "3".
3.Учащимся, имеющим нарушения моторики, левшам не снижается оценка за почерк и качество выполняемых построений геометрических объектов.