Рабочая программа по математике для 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

0
0
Материал опубликован 3 March 2018

Бюджетное образовательное учреждение «Новочебоксарская общеобразовательная

школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики

Принято

на педагогическом совете

протокол №_____

от «___»__________20___г.

Согласовано

Заместитель директора по УР

__________ О.В. Стрекалова

«_____» ___________20____г.

Утверждаю

Директор БОУ«Новочебоксарская общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Минобразования Чувашии

____________ Л.В. Бикина

приказ №________

«_____» ____________20___г.

Рабочая программа

Математика

6а класс

Мате

Автор-составитель:

Пискунова Галина Алексеевна, учитель математики

Автор -

 

Рассмотрено и согласовано

на заседании МО учителей

естественно-гуманитарного цикла

протокол № ______

от «___» _____________ 20___г

г. Новочебоксарск

2016 г.

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по математике для 6 класса разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», Положением о рабочей программе основного общего образования учебного предмета БОУ«Новочебоксарская общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Минобразования Чувашии, Учебным планом, годовым календарным учебным графиком БОУ«Новочебоксарская общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Минобразования Чувашии.

Основой для разработки послужили Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений для 5-9 классов под редакцией И. М. Бгажноковой (Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений. 5-9 классов // Под редакцией И. М. Бгажноковой. – М.: Просвещение, 2013).

Рабочая программа по математике для 6 класса составлена в соответствии с учебником математики 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (Г.М. Капустина, М.Н. Перова Математика. 6 класс: Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2014). Данный учебник включен в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования).

Математика обладает колоссальным воспитательным потенциалом: воспитывается интеллектуальная честность, критичность мышления, способность к размышлениям и творчеству.

Обучение математике детей с ограниченными возможностями здоровья носит предметно-практический характер, тесно связанный как с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой учащихся, так и с другими учебными дисциплинами.

Общие цели учебного предмета при получении образования:

- коррекция недостатков познавательной деятельности и личности обучающихся, их социальной адаптации путем связи обучения математики с жизнью.

Задачи:

- через обучение математике повышать уровень общего развития обучающихся с интеллектуальными нарушениями и по возможности наиболее полно скорректировать недостатки их познавательной деятельности и личностных качеств;

- развивать речь учащихся, обогащать её математической терминологией;

- воспитывать у учащихся целеустремленность, терпение, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, прививать им навыки контроля и самоконтроля, развивать у них точность и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.

Математическое образование в школе для обучающихся с интеллектуальными нарушениями складывается из следующих содержательных компонентов (точные названия блоков): арифметика, геометрия.

Арифметика призвана способствовать приобретению практических навыков, необходимых для повседневной жизни. Она служит базой для всего дальнейшего изучения математики, способствует логическому развитию и формированию умения пользоваться алгоритмами.

Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимая для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления.

2. Общая характеристика учебного предмета

В данной программе представлено содержание изучаемого мате­матического материала в 6 классе детей с ограниченными возможностями здоровья. В программу включены темы, являющиеся новыми для данного года обучения, а так же повторение воп­росов, изученных ранее, решение задач указанных в программе предшествующих лет обучения.

Программа определяет оптимальный объем знаний и умений по математике, который, как показывает опыт, доступен большинству школьников.

В 6 классе обучающиеся знакомятся с нумерацией в пределах 1000000. Выполняют операции сложения и вычитания чисел, письменное умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд в пределах 1000000.

Математический материал 6 класса представлен концентрически с учётом познавательных, возрастных и коммуникативных возможностей обучающихся. Повторение изученного материала сочетается с постоянной подготовкой к восприятию новых знаний. При отборе математического материала 6 класса учитывались разные возможности учащихся по усвоению математических представлений знаний, умений практически их применять в зависимости от степени выраженности и структуры дефекта.

Обучение работе с калькулятором должно быть построено по принципу концентричности, но использование калькулятора не должно заменять или задерживать формирование навыков устных и письменных вычислений.

Учитывая практическую направленность обучения математике, необходимость подготовки детей к жизни, в программе предусмотрено ознакомление детей с уличным и медицинским термометрами, их шкалами, определением температуры воздуха и тела.

Изучение десятичных дробей должно носить в большей мере практическую направленность и учитывать требования профиля трудового обучения. Учитывая большую практическую значимость десятичных дробей для трудовой и социальной адаптации обучающихся, этой теме следует уделить большее внимание на уроках математики.

Технологии обучения:

Педагогические технологии

Результат использования технологии

– Личностно-ориентированное обучение.

Технологии игрового обучения.

– Технология уровневой дифференциации.

–  Здоровьесберегающие технологии.

– Информационно-коммуникативные технологии.

–  Групповые технологии.

- Всесторонне гармоническое развитие личности ребенка.

- Развитие взаимоответственности, способности обучаться в силу собственных возможностей при поддержке своих товарищей.

-Реализация потребности в расширении информационной базы обучения. Разработка новых подходов к объяснению нового материала.

-Развитие творческих способностей. Самооценка собственного познавательного, творческого труда ученика, рефлексия его собственной деятельности.

Методы обучения:

Словесные (рассказ, беседа, работа с учебником)

Наглядные

Практические

Видеометоды

Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся, которая осуществляется на уроке:

Урок сообщение новых знаний

Формирование и закрепление знаний, умений

Обобщение и систематизация знаний

Проверка и оценка знаний, умений и навыков

Комбинированный урок

Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки обучающихся

Контроль знаний, умений и навыков обучающихся является важной составной частью процесса обучения детей с ОВЗ. Целью контроля является определение качества усвоения обучающимися программного материала, диагностирование и корректирование их знаний и умений, воспитание ответственности к учебной работе и самостоятельности. Основную роль играет внешний контроль учителя за деятельностью обучающихся. Однако большое внимание в ходе обучения уделяется взаимоконтролю и самоконтролю, так как при этом учеником осознается правильность своих действий, обнаружение совершенных ошибок, анализ их и предупреждение в дальнейшем.

Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются: тренировочные упражнения. В конце каждой темы проводится контрольная работа. Контрольные работы состоят из двух вариантов.

Требования к контролю и оценке знаний определены двумя уровнями — в зависимости от учебных возможностей школьни­ков. 1-й уровень предусматривает умение самостоятельно применять знание в учебной и практической деятельности, 2-й — предусматрива­ет уменьшенный объем обязательных умений.

Основные межпредметные связи осуществляются с уроками изобразительного искусства (геометрические фигуры и тела, симметрия), профильного труда (построение чертежей, расчеты при построении), домоводства (арифметических задач связанных с социализацией).

Межпредметные связи, преемственность:

- косвенная теоретическая связь, когда для лучшего понимания и усвоения учебного материала используются аналогии, примеры из других областей;

- практическая связь, когда учащимся предлагаются задачи из других школьных предметов, но их решение осуществляется с помощью методов и средств математики, тем самым происходит изучение математики, но на том учебном материале, который интересен учащимся.

Обучение математике носит предметно-практическую направленность и тесно связано с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой учащихся, другими учебными предметами.

Межпредметные связи в учебном процессе обеспечивают лучшее понимание учащимися материала и более высокий уровень владения навыками математики.

3. Описание места учебного предмета в учебном плане

Учебный предмет «Математика» относится к образовательной области «Математика и информатика», изучается в объеме 136 ч (34 учебные недели, 4 ч в неделю).

Срок реализации учебной программы - 1 год.

4. Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения учебного предмета

Изучение математики в 6 классе направлено на достижение целей:

  • в направлении личностного развития

развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

развитие этических чувств, доброжелательности, понимания чувств других людей и сопереживания им;

формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;

развитие логического и критического мышления; культуры речи, способности к умственному эксперименту;

воспитание качеств личности, способность принимать самостоятельные решения;

формирование качеств мышления;

развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;

  • в метапредметном направлении

самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий;

определять цель учебной деятельности;

формулировать задание: определять его цель;

определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя;

определять правильность выполненного задания  на основе сравнения с предыдущими заданиями или на основе различных образцов;

корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе;

ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы;

отвечать на вопросы учителя, самим задавать вопросы;

сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие;

группировать предметы, объекты на основе существенных признаков;

извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);

сопоставлять  и отбирать информацию, полученную из  различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет);

наблюдать и делать самостоятельно простые выводы;

уметь передавать содержание в сжатом, выборочном виде;

выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении задачи.

в предметном направлении

учащиеся должны усвоить базовые представления о (об):

  • образовании, чтении, записи чисел в пределах 1 000 000;

    разрядах, классах единиц и тысяч, таблице классов и разрядов (6  разрядов);

    алгоритмах письменного и устного сложения и вычитания чисел в пределах 1 000 000 без перехода и с переходом через 3—4 разряда;

    алгоритмах письменного умножения чисел в пределах 1 000 000 на однозначное число,

деления четырехзначных чисел на однозначное число;

  • смешанных числах; 

    десятичных дробях;

    горизонтальном, вертикальном, наклонном положении объектов в пространстве;

    масштабе; 

    высоте треугольника;

    периметре многоугольника.

Основные требования к умениям обучающимся

1-й уровень

• читать, записывать, считать, сравнивать, округлять до указанного разряда числа в пределах 1 000 000;

• выделять классы и разряды в числах в пределах 1 000 000;

• выполнять сложение и вычитание разрядных единиц в пределах 1 000 000 без перехода через разряд;

выполнять умножение и деление разрядных единиц на однозначное число в пределах 1 000 000;

выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 1 000 000 без перехода и с переходом через 3—4 десятичных разряда;

• выполнять умножение чисел в пределах 1 000 000 на однозначное число, деление четырехзначного числа на однозначное;

выполнять сложение и вычитание чисел, полученных при измерении 1—2 единицами стоимости, длины, массы;

• осуществлять проверку выполнения всех арифметических действий (в том числе с помощью калькулятора);

• получать, читать, записывать, сравнивать смешанные числа;

• находить одну, несколько частей числа (двумя действиями); 

• читать, записывать десятичные дроби;

• определять температуру тела по показаниям термометра с точностью до десятых долей градуса Цельсия;

• решать простые арифметические задачи на нахождение одной и нескольких частей числа; на зависимость между временем, скоростью и расстоянием;

• решать задачи в 2—3 действия, составленные из ранее решаемых простых задач; 

• определять с помощью уровня, отвеса положение объектов в пространстве;

• чертить параллельные прямые на заданном расстоянии друг от друга;

• практически пользоваться масштабом 2:1, 10:1, 100:1;

• чертить высоты в треугольниках;

• вычислять периметр многоугольника. 

2-й уровень

• читать, записывать числа в пределах 1 000 000 (с помощью учителя);

• выделять классы и разряды в числах в пределах миллиона (с  помощью учителя);

выполнять сложение и вычитание разрядных единиц в пределах 1 000 000;

выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 1 000 000 без перехода и с переходом в 1—2 десятичных разряда (с  помощью учителя);

• выполнять умножение и деление чисел в пределах 10  000 на однозначное число без перехода через разряд;

выполнять сложение и вычитание чисел, полученных при измерении 1—2 единицами стоимости, длины, массы (с помощью учителя);

• осуществлять проверку выполнения сложения и вычитания с помощью микрокалькулятора;

• получать, читать и записывать смешанные числа;

• находить одну часть числа;

• читать и записывать десятичные дроби;

• определять температуру тела по показаниям термометра с точностью до десятых

долей градуса Цельсия (с помощью учителя); 

• решать простые арифметические задачи на нахождение одной части числа; на зависимость между временем, скоростью и расстоянием;

• решать составные арифметические задачи в два действия (с помощью учителя);

• определять с помощью уровня, отвеса положение объектов в пространстве;

• чертить высоты в треугольниках (с помощью учителя);

• вычислять периметр многоугольника.

5. Содержание учебного курса на 6 класс

Нумерация (16ч)

Образование, чтение, запись чисел в пределах 1 000 000.

Разряды и классы. Таблица классов и разрядов.

Определение количества разрядных единиц и общего количества единиц, десятков, сотен, единиц тысяч, десятков тысяч, сотен тысяч, одной единицы миллионов в числе.
       Счет разрядными единицами и равными числовыми группами в прямой и обратной последовательности сотнями, единицами тысяч, десятками тысяч (200, 2 тыс., 20 тыс., 200 тыс.; 500, 5 тыс., 50 тыс., 500 тыс. в пределах 1 000 000).

Сравнение чисел в пределах 1 000 000.

Умение отложить любое число в пределах 1 000 000 на счетах и калькуляторе.

Округление чисел до указанного разряда.

Римские цифры XIII—XX.

Единицы измерения и их соотношения (3ч)

Единицы измерения стоимости, длины, массы, времени и их соотношения.

Термометр.

Арифметические действия (55ч)

Устное сложение и вычитание разрядных единиц в пределах 1 000 000 (единиц тысяч, десятков тысяч, сотен тысяч). Устное умножение разрядных единиц на однозначное число в пределах 1 000 000, устное деление разрядных единиц на однозначное число вида 3000:3; 4000:2; 40 000:4; 600 000:6.

Письменное сложение и вычитание чисел в пределах 1 000 000 без перехода и с переходом не более чем через 3—4 десятичных разряда. Письменное умножение на однозначное число в пределах 1 000 000, письменное деление четырехзначных чисел на однозначное число.

Устное и письменное сложение и вычитание чисел, полученных при измерении 1—2 единицами стоимости, длины, массы с последующим преобразованием результата.

Умножение и деление на 1000, 10 000, 100 000.

Проверка всех арифметических действий (в том числе с помощью калькулятора.

Дроби (12ч)

Смешанное число. Получение, чтение, запись, сравнение смешанных чисел.

Нахождение одной или нескольких частей числа.

Десятичная дробь. Чтение, запись десятичных дробей. Сравнение чтения и записи обыкновенной и десятичной дробей. Умение отложить десятичную дробь на калькуляторе.

Медицинский термометр, шкала, цена деления.

Арифметические задачи (18ч)

Простые арифметические задачи на зависимость между временем, скоростью и расстоянием. 

Текстовая арифметическая задача на нахождение одной или нескольких частей числа. Арифметические задачи в 2-3 действия, составленные из ранее решаемых простых задач.

Геометрический материал (26ч)

Положение в пространстве: горизонтальное, вертикальное, наклонное. Уровень, отвес.

Вычерчивание параллельных прямых на заданном расстоянии друг от друга.
       Масштаб. Высота треугольника. Периметр. Обозначение 
Р. Вычисление периметра многоугольника.

Практические упражнения

Определение температуры тела по показаниям термометра с точностью до десятых долей градуса Цельсия.

Работа с географическими картами. Определение глубины морей и высоты гор.

Определение времени по часам с точностью до 1 минуты. Работа с отрывным календарем. Определение продолжительности дня и ночи.

Расчет времени, прошедшего с момента какого-либо исторического события до настоящего времени, времени между историческими событиями.

6. Тематическое планирование с определением основных видов

учебной деятельности на 6 класс

(приложение к рабочей программе по математике)

Учебно - тематический план

п/п

Название темы, разделов

Количество часов

Время прохождения темы, раздела

1четв.

2четв.

3четв.

4четв.

1

Нумерация

16ч

12

-

-

4

 

Образование, чтение, запись, чисел в пределах 1 000 000

2 ч

2

     
 

Разряды и классы. Таблица классов и разрядов.

2 ч

1

   

1

 

Определение количества разрядных единиц и общего количества единиц, десятков, сотен, единиц тысяч, десятков тысяч, сотен тысяч, одной единицы миллионов в числе.

2 ч

2

     
 

Счёт разрядными единицами и равными числовыми группами в прямой и обратной последовательности сотнями, единицами тысяч, десятками тысяч, сотнями тысяч (200, 2 тыс., , 20 тыс., 200 тыс.,500, 5 тыс., 50 тыс. , 500 тыс., в пределах 1000000)

2 ч

2

     
 

Сравнение чисел в пределах 1 000 000

2 ч

1

   

1

 

Умение отложить любое число в пределах 1000 000 на счетах и калькуляторе

1

     
 

Округление чисел до указанного разряда

3 ч

2

   

1

 

Римские цифры

2 ч

1

   

1

2

Единицы измерения и их соотношения

2

 

-

1

 

Единицы измерения стоимости, длины, массы, времени и их соотношения

2 ч

1

   

1

 

Термометр

1 ч

1

     

3

Арифметические действия

54ч

7

10

23

15

 

Устное сложение и вычитание разрядных единиц в пределах 1 000 000 (единиц тысяч, десятков тысяч, сотен тысяч).

3

2

 

1

 
 

Устное умножение разрядных единиц на однозначное число в пределах 1 000 000, устное деление разрядных единиц на однозначное число вида 3000:3;4000:2; 40000:4; 600 000:6

3

 

1

1

1

 

Письменное сложение и вычитание чисел в пределах 1 000 000 без перехода и с переходом не более чем через 3-4 десятичных разряда.

14

2

4

5

3

 

Письменное умножение на однозначное число в пределах 1 000 000, письменное деление четырехзначных чисел на однозначное число.

20

 

4

11

5

 

Устное и письменное сложение и вычитание чисел, полученных при измерении 1-2 единицами стоимости, длинны, массы, с последующим преобразованием результата.

4

2

   

2

 

Умножение и деление на 1000, 10 000, 100 000.

6

   

4

2

 

Проверка всех арифметических действий (в том числе с помощью калькулятора).

5

1

1

1

2

4

Дроби

12 ч

-

10

-

2

 

Смешанное число, Получение, чтение, запись, сравнение смешанных чисел.

3 ч

 

2

 

1

 

Нахождение одной или нескольких частей числа.

 

4

 

1

 

Десятичная дробь. Чтение, запись десятичных дробей. Сравнение чтения и записи обыкновенной и десятичной дробей. Умение отложить десятичную дробь на калькуляторе.

 

3

   
 

Медицинский термометр, шкала, цена деления.

1 ч

 

1

   

5

Арифметические задачи

16ч

3

4

6

3

 

Простые арифметические задачи на зависимость между временем, скоростью и расстоянием.

7

   

2

1

 

Текстовая арифметическая задача на нахождение одной или нескольких частей числа.

3

 

2

 

1

 

Арифметические задачи в 2-3 действия, составленные из ранее решаемых простых задач.

6

3

2

 

1

6

Геометрический материал

26 ч

7

6

7

6

 

Положение в пространстве: горизонтальное, вертикальное, наклонное. Уровень, отвес. Вычерчивание параллельных прямых на заданном расстоянии друг от друга.

1

3

1

1

 

Масштаб.

   

4

1

 

Высота треугольника.

1

   

1

 

Периметр. Обозначение Р. Вычисление периметра многоугольника.

13ч

5

3

2

3

7

Контрольные работы

2

2

2

1

8

Промежуточная аттестация

     

1

   

136ч

33

32

38

33

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса на 6 класс

 

Методические и учебные пособия

Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы, под редакцией И.М. Бгажноковой – М.: Изд. Просвещение, 2013

Г. М. Капустина, М. Н. Перова, Математика Учебник для 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида М.,«Просвещение» 2012

Ф. Р. Залялетдинова, Нестандартные уроки математики в коррекционной школе, М., ВАКО 2007

М. Н. Перова Методика преподавания математики во вспомогательной школе М., «Просвещение» 2007

Дидактические игры и упражнения по математике во вспомогательной школе М., «Просвещение» 2008

Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе под редакцией Воронкова М.,2007

Т.В. Алышева, Рабочая тетрадь по математике 6 для учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Т.В. Алышева, М. «Просвещение», 2006

Коррекционное обучение. Математика 5-6 классы. Тематический и итоговый контроль С.Е. Степурина Изд. «Учитель», 2006

Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов/ Под ред. В. В. Воронковой — М.: Школа-Пресс

Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений /Б.П.Пузанов, Н.П.Коняева, Б.Б.Горскин и др.; Под ред. Б.П. Пузанова. - М.: Издательский центр «Академия», 2001

Перечень материально-технического обеспечения

1. Комплект чертежных инструментов: линейка, транспортир, угольник, циркуль.

2. Компьютер

Интернет-ресурсы

1. www.topologika.com

2. Педагогическая библиотека www.pedlib.ru

3. Газета "Математика" изд. дома "Первое сентября»

http://mat.1september.ru/

4. Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио»

http://portfolio.1september.ru/

5. Дидактические материалы по информатике и математике http://comp-science.narod.ru/

6. Логические задачи и головоломкиhttp://smekalka.pp.ru/

7. Занимательная математика – школьникам http://www.math-on-line.com/

8. Портал Math.ru: http://www.math.ru/

9. Комплект цифровых образовательных ресурсов на сайте "Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов".

10. http://www.ed.gov.ru; http://www.edu.ru –Министерство образования РФ.

11. http://www.rusedu.ru – Архив учебных программ информационного образовательного портала.

12. http://mega.km.ru – Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия.

13. www.allmath.ru

14. www.uztest.ru

15. http://schools.techno.ru/tech/index.html

16. http://www.catalog.alledu.ru/predmet/math/more2.html

17. http://methmath.chat.ru/index.html

18. http://www.mathnet.spb.ru/

Печатные пособия

1. Демонстрационный материал в соответствии с основными темами программы обучения.

2. Карточки с заданиями по математике.

3. Портреты выдающихся деятелей математики.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения образования, изучения смежных дисциплин.


 


 

11

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации