Рабочая программа по Мировой художественной культуре для 10 класса (пояснительная записка)

5
0
Материал опубликован 14 May 2021

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Нормативной базой для составления данной рабочей программы являются:

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования";

Приказ Министерства образования и науки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 413 г. "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования";

Рекомендации Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011 №МД-1552/03 по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации ФГОС;

Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 28.12.2018 г. № 345);

Основная образовательная программа среднего общего образования МБОУ «СОШ №1 имени Ярослава Василенко» п. Пурпе Пуровского района (приказ от 31.08.2015г. № 1010 МБОУ «СОШ №1 имени Ярослава Василенко» п. Пурпе Пуровского района)

Программа курса «Мировая художественная культура». 10-11 классы / Л.А. Рапацкая. – Москва, Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2014 г.


Данная программа ориентирована на использование следующего учебно – методического комплекта:

Учебники для общеобразовательных учреждений: Мировая художественная культура. Для 10 классов. Ч.1./ Л.А.Рапацкая – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2017.

Русская художественная культура. 10класс. Ч.2: (учебник)/ Л.А.Рапацкая. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2017.


Данный учебный предмет соответствует учебному плану МБОУ «СОШ № 1 им. Ярослава Василенко» п. Пурпе»; на изучение МХК в 10 классе отводится 35 часов (1 час в неделю).

Цели обучения

На основе соотнесения ценностей зарубежного и русского художественного творчества сформировать у учащих­ся целостное представление о роли, месте, значении русской художественном культуры в контексте мирового культурного процесса.

Курс мировой художественной культуры (МХК) систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные в образовательных учреждениях, реализующих программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике ее развития в исторической перспективе, ее месте в жизни общества и каждого человека.

Изучение МХК направлено на достижение следующих задач:

- формирование у обучающихся целостных представлений об исторических традициях и ценностях художественной культуры народов мира.

- изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников-творцов;

- формирование и развитие понятий о художественно-исторической эпохе, стиле и направлении, понимание важнейших закономерностей их смены и развития в исторической цивилизации;

- осознание роли и места Человека в художественной культуре на протяжении ее исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства;

- воспитание художественного вкуса;

- развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей.

Общая характеристика учебного предмета

Курс мировой художественной культуры систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные в образовательных учреждениях, реализующих программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека. Проблемное поле отечественной и мировой художественной культуры как обобщённого опыта всего человечества предоставляет учащимся неисчерпаемый «строительный материал» для самоидентификации и выстраивания собственного вектора развития, а также для более чёткого осознания своей национальной и культурной принадлежности.

Развивающий потенциал курса мировой художественной культуры напрямую связан с мировоззренческим характером самого предмета, на материале которого моделируются разные исторические и региональные системы мировосприятия, запечатлённые в ярких образах. Принимая во внимание специфику предмета, его непосредственный выход на творческую составляющую человеческой деятельности, в программе упор сделан на деятельные формы обучения, в частности на развитие восприятия (функцию – активный зритель/слушатель) и интерпретаторских способностей (функцию - исполнитель) учащихся на основе актуализации их личного эмоционального, эстетического и социокультурного опыта и усвоения ими элементарных приёмов анализа произведений искусства. В связи с этим в программе в рубриках «опыт творческой деятельности» приводится примерный перечень возможных творческих заданий по соответствующим темам.

В содержательном плане программа по МХК следует логике исторической линейности (от культуры первобытного мира до культуры ХХ века). В целях оптимизации нагрузки программа строится на принципах выделения культурных доминант эпохи, стиля, национальной школы. На примере одного - двух произведений или комплексов показаны характерные черты целых эпох и культурных ареалов. Отечественная (русская) культура рассматривается в неразрывной связи с культурой мировой, что даёт возможность по достоинству оценить её масштаб и общекультурную значимость.

В курс Х класса включены следующие темы: «Художественная культура первобытного мира», «Художественная культура Древнего мира», «Художественная культура Средних веков» и «Художественная культура Ренессанса». В курс ХI класса входят темы: «Художественная культура Нового времени» и «Художественная культура конца ХIХ - ХХ веков». Через оба курса сквозной линией проходит тема «Культурные традиции родного края», которая предполагает изучение регионального варианта культуры, в том числе историко-этнографическое и краеведческое исследование местных объектов культуры, народных традиций и обычаев в рамках проектной деятельности с соответствующей фиксацией и презентацией результатов (зарисовки, фото- и видеосъёмка, запись фольклора и «устных историй», создание музея школы, сайта и т. д.). Этот раздел реализуется за счёт национально - регионального компонента или компонента образовательного учреждения.

Учитывая мировоззренческий и интегративный характер дисциплины, рекомендуется использовать как традиционную урочную, так и внеурочные виды деятельности, рассчитанные на расширение кругозора учащихся. Основные межпредметные связи осуществляются на уроках литературы, истории, иностранного языка, частично на уроках естественнонаучного цикла.

Изучение МХК направлено на формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков:

- умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;

- устанавливать несложные реальные связи и зависимости;

- оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры, искусства;

- осуществлять поиск нужной информации в источниках различного типа;

- использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ;

понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности;

определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства;

осознавать свою культурную и национальную принадлежность.

Обучающиеся должны знать/понимать учебный материал, который усваивается в X и XI классах

Учащиеся должны уметь соотносить изученные произведения с определенной эпохой, стилем, направлением, устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусств, пользоваться различными источниками информации, выполняя учебные и творческие задания.

В результате освоения курса мировой и художественной культуры формируются основы эстетических потребностей, развивается толерантное отношение к миру, актуализируется способность воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой и в результате более качественно оценивать ее уникальность и неповторимость, развиваются навыки оценки и критического освоения классического наследия современной культуры. Это необходимо для успешной адаптации в современном мире, выбора индивидуального направления культурного развития, организации личного досуга и самостоятельного художественного творчества.


Содержание программы


РАЗДЕЛ I. ВОСТОЧНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ КУЛЬТУРЫ — ВЕРНОСТЬ ЗАВЕТАМ ПРЕДКОВ

Тема 1. Древний Египет: художественная культура, олицетворяющая вечность. Художественная картина мира, воссоздан­ная египетским искусством, отражающая представления о жиз­ни, смерти, бессмертии. «Книга мертвых». Культ загробного мира, его воплощение в канонических традициях архитекту­ры. Статичность и символичность изобразительного искусства.

Тема 2. Художественная культура Древней и средневековой Индии. Художественная культура Древней Индии, ее ритуальный характер. Будда Гаутама и зарождение буддизма. Буддистский храм. Сохранение художественных традиций древности в эпоху сред­невековья. Храмовое зодчество. Самобытный мир народного танца. Песенное богатство.

Тема 3. Художественная культура Древнего и средневекового Китая. Своеобразие художественных традиций китайского народа. Великая китайская стена как символ национальной самобытности. Древние китайские поэзия и музыка. Устойчивость древних традиций в художественной культу­ре средневекового Китая. Императорские дворцы. Искусство садов и водоемов. Живопись, шелкография. Китайский театр. Китайские народные музы­кальные инструменты.

Тема 4. Японская художественная культура: долгий путь средневековья. Художественные традиции Японии. Храмы Древней Японии. Нетрадиционные виды искусства (единоборства, чайная церемония, икебана). Японский на­родный и профессиональный театр. Отражение в музыке, живописи, архитектуре Японии древних самобытных верова­ний. Влияние европейского и русского ис­кусства на развитие новых культурных идеалов во второй половине XX в.

Тема 5. Художественные традиции мусульманского Востока: логика абстрактной красоты. Нравственные зако­ны ислама. Коран — основная книга мусульман. Пророк Мухам­мед. Архитектурные особенности мечети и минарета. «Книга песен». Высокая поэзия средневековья (Фирдоуси, Низами, Саади). Омар Хайям. Обра­зы арабских, персидских, иранских сказок в «Тысяча и одной ночи», «мудрость Востока» в сказках Шехеразады.

РАЗДЕЛ II. ИСТОРИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ЕВРОПЫ: СТАНОВЛЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ХРИСТИАНСКОЙ ТРАДИЦИИ

Тема 6. Античность — колыбель европейской художественной культуры. Мифологическая картина мира и древнегреческое язычество как основа развития античной художественной культуры. Сократ — «христианин до Христа». Утверждение идеи двух миров в фило­софии Платона. Учение о гармонии сфер Пифагора. Основные этапы развития античной художественной куль­туры. Древнегреческая архитектура. Памят­ники древнегреческого зодчества. Изобразительное искусство. Вазопись. Искусство театра. Древнегреческая трагедия. Культура Древнего Рима. Архитектурные памятни­ки «вечного города». Расцвет скульптурного портрета.

Тема 7. От мудрости Востока к европейской художественной культуре: Библия. Христианская художественная культура, ее истоки. Библия как священная религиозная книга, памятник культуры. Вет­хий Завет. Псалтирь. Новый Завет, Евангелия. Различие ветхозаветных и новозаветных нравственных требований к человеку. Учение о Царстве Небесном и спасении бессмертной души. Страсти Господни. Воскрешение Христа.

Тема 8. Художественная культура европейского Средневековье и Возрождение: освоение христианской образности. (2) Христианские основы средневекового европейского искусст­ва. Рождение новой художественной картины мира и средств художественной выразительнос­ти, жанров и форм искусства. Разделение церкви, два типа христианской культуры. Романский стиль в искусстве. Храмовое зодчество. «Пламенеющая готика» европейских соборов.

Тема 9. Художественная культура итальянского Возрождения: трудный путь гуманизма. Эпоха Возрождения как новый этап в развитии европейской художественной культуры. Гуманизм и идеалы Возрождения. Развитие светского искусства. Расцвет живописи во второй половине XV в. Венецианская школа живописи и архи­тектуры. Собор св. Петра в Риме. Развитие музыки в эпоху Возрождения.

Тема 10. Северное Возрождение: в поисках правды о человеке. Северное Возрождение, поиски правды о человеке. Мастера искусств Германии и Нидерландов. Возрождение во Франции и Испании.

Тема 11. Художественная культура Европы XVII в.: многоголосие школ и стилей. «переходная эпоха» в художественной культу­ре европейской традиции. Стиль барокко. Расцвет светского музыкального искусства. Классицизм как общеевропейский стиль. Франция — родина классицизма. Расцвет комедийного жанра. Изобразительное искусство и выдающиеся мастера.

Тема 12. Художественная культура европейского Просвещения: утверждение культа разума. Гуманистические идеалы просветителей. Наследие энциклопедистов. Распространение классицизма в художественных культурах европейских стран. Изобразительное искусство и архитектура эпохи классицизма, роль античного ордера. Расцвет литературы. Венский музыкальный классицизм. Симфонизм, его философско-эстетический смысл.

РАЗДЕЛ III. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ РУССКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ.

Тема 13. Художественная Культура Киевской Руси: опыт, озаренный духовным светом христианства. Древнейшие памятники художественной культуры языческой Руси. Обрядовый фольклор, народные песни, героический эпос и былины. Дохристианские нравственные установки и эстетические представления. Восхождение русской художественной культуры от языческой образности к христианской картине мироздания. Православный храм и синтез храмовых искусств. «Мистический реализм». Основные этапы развития художественной культуры Древней Руси. «Памятники киевской литературы. Летописание. Памятники архитектуры. Знаменное пение.

Тема 14. Новгородская Русь: утверждение самобытной красоты. Художественный облик древнего Новгорода. Памятники архитектуры. Новгородская София, Народное музыкальное творчество и храмовое пение. Искусство колокольного звона. Творчество Феофана Грека.

Тема15. От раздробленных княжеств к Московской Руси: утверждение общерусского художественного стиля. Возрождение Москвы. Древнерусская литература. Творчество Андрея Рублева и Дионисия. Музыка 15-16 века. Храмовое искусство Московской Руси в XVI в.: Художественная культура Владимиро-Суздальского княже­ства. Хра­мы древнего Владимира. Памятники зодчества и иконописи Пскова

Тема 16. Художественная Культура XVII в.: смена духовных ориентиров. Диалог «старины и новизны» в русской художественной культуре «переходной эпохи». Социальные катаклизмы «бунташного века». Противоречивость художественно-образного мышления мастеров XVII в. Обмирщение литературы. Повести XVII в. барочная поэзия С. Полоцкого. Новые направ­лениях иконописи. Творчество Симона Ушакова. Икона и парсуна: сходство и различие. Храмы «московского барокко». Хоровая храмовая музыка.

Тема 17. Русская художественная культура в эпоху Просвещения: формирование гуманистических идеалов. Начало развития «русской европейскости»; петровские преобразования и их значение для художественной культуры. Европейские традиции как эталон новой культуры. Обмирщение в литературе. Становление европейских градостроительных принципов. Портретная живопись. Храмовое пения и новое светское музицирование. Рождение русской комедии и оперы. Первые сборники русских народных песен. Петербургское барокко и московское зодчество. Русский портрет. Шедевры храмовой музыки.







Тематическое планирование с определением

основных видов деятельности

п/п

Название раздела

Кол-во часов

Хар-ка видов деятельности

1

Раздел I. Восточные художественные культуры – верность заветам предков

10

Осознавать ценность искусства разных народов мира

Уважать культуру другого народа, осваивать духовно-нравственный потенциал, накопленный в произведениях Проявлять эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни; ориентировать в системе моральных норм и ценностей

Различать

основные виды и жанры искусства

изученные направления и стили мировой художественной культуры

шедевры мировой художественной культуры

особенности языка различных видов искусства

Узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением

Устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства

Пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре

Выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения)

Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для выбора путей своего культурного развития

организации личного и коллективного досуга

выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства

попыток самостоятельного художественного творчества

2

Раздел II. История художественной культуры Европы: становление и эволюция христианской традиции

14

3

Раздел III. Духовно – нравственные основы русской художественной культуры

10

4

Итоговое повторение

1


Итого

35



Методическая литература для учителя

Основная:

МХК. 10 класс: Поурочные планы по учебнику Л.А. Рапацкой "Мировая художественная культура. 10 класс" / Сост.: А.В. Хорошенкова. - Волгоград: Издательско-торговый дом "Корифей", 2006. - 144 с.

Григорьева Н.А. История и мировая художественная культура: Интегрированные задания. 10-11 классы / Григорьева Н.А. - М.: ООО "ТИД "Русское слово-РС", 2006. - 128 с.

Методика преподавания мировой художественной культуры в школе: Пособие для учителя. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 96 с.


Дополнительная:

Большой путеводитель по Библии: - М., 1993

Н.А. Барская Сюжеты и образы древнерусской живописи – М.: Просвещение, 1993

Г.К. Вагнер Искусство Древней Руси – М.: Просвещение, 1993

Л.С. Васильев Культуры, религии, традиции в Китае – М.: Восточная литература, 2001

Л.С. Васильев Византия и Русь – М., 1969

Б.Р. Виппер Искусство Древней Греции – М., 1972

П.А. Гринцер Древнеиндийский эпос – М., 1974

Н.П. Гусева Индуизм: история формирования, культурная практика – М., 1977

Н.А. Дмитриева Краткая история искусств – М.: Галарт, 2008

А.И. Зотов Русское искусство от древних времён до начала XVIIвека – М., 1983

Китай: традиции и современность – М., 1976

М.А. Коростовцев Религия Древнего Египта – М., 1976

Культура Древней Индии – М., 1973

Культура Древнего Рима – М., 1985

Культура эпохи Возрождения – М.,1986

Л.Д. Любимов искусство древнего мира – М.,1980

Е.Н. Трубецкой Три очерка о русской иконе – Новосибирск, 1991


Литература для учащихся

Основная

Мировая художественная культура. Учебник для 10 кл. общеобразоват. учреждений. Л.А.Рапацкая – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2017.


Дополнительная:

Н.А. Барская Сюжеты и образы древнерусской живописи – М.: Просвещение. 1993

Л.Д. Любимов искусство древней Руси – М.: Просвещение, 1996

Мифы народов мира: энциклопедия – М.: Советская энциклопедия, 1982

Энциклопедический словарь юного художника – М.: Педагогика, 1983

Образовательные электронные ресурсы

История искусств – режим доступа: www.artyx.ru

Образовательные ресурсы по МХК, музеям, электронным библиотекам, словарям, энциклопедиям – режим доступа: http://katalog.ru/index.php

Образовательные ресурсы по искусству, культурологии, музыке, литературе и другим общеобразовательным предметам – режим доступа: www.allen.ru

Каталог ресурсов (архитектура, история, литература, философия, фотография., искусство, музеи, живопись, новости, театры, поэзия, библиотеки, религия, мода) – режим доступа: sllru.net

Коллекция «Мировая художественная культура» Российского общеобразовательного портала: http://artclassic.edu.ru6. Виртуальная галерея Андрея Петрова – режим доступа: http://petrov-gallery.narod.ru

«Русская религиозная живопись» из галереи Андрея Петрова – режим доступа: http://religionart.narod.ru.


Планируемые результаты

Ученик научится:

Понимать особенности художественно – исторической эпохи, этапы развития человеческой цивилизации;

развивать чувства, эмоции, образно-ассоциативное мышление и художественно-творческие способности;

воспитывать художественно-эстетический вкус;

потребность в освоении ценностей мировой культуры;

осваивать знания о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерные особенности;

о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;

овладевать умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;

использовать приобретенные знания и умения для расширения
кругозора, осознанного формирования собственной культурной позиции.

Ученик получит возможность научиться:

аргументировать собственную точку зрения в дискуссии по теме урока;

понимать основные виды искусства;

изучать основные стили и направления мировой художественной культуры;

оценивать шедевры мировой художественной культуры;

понимать особенности языка различных видов искусства;

узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением;

устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.