Рабочая программа по русскому языку для 2 класса (пояснительная записка)
«РАССМОТРЕНО» «УТВЕРЖДАЮ»
на заседании Педагогического Директор БОУ «Чебоксарская
совета БОУ «Чебоксарская начальная начальная общеобразовательная
общеобразовательная школа для школа для обучающихся с ОВЗ №3»
обучающихся с ОВЗ №3» Минобразования Чувашии
Минобразования Чувашии __________ Е. Ю. Осипова
протокол № 1 от 31.08.2016г. приказ №____ от «___»______2016г.
Бюджетное общеобразовательное учреждение Чувашской Республики
"Чебоксарская начальная общеобразовательная школа для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья №3"
Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики
Рабочая учебная программа
по русскому языку
для 2 класса
Составитель:
учитель первой
квалификационной категории
Васильева
Эльвира Геннадьевна
Город Чебоксары Чувашской Республики
2016
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 2 класса на 2016-2017 учебный год разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. (Стандарты второго поколения. Москва «Просвещение», 2011 г.), авторской программы Т. Г. Рамзаевой (УМК «Ритм»), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования. в целях конкретизации содержания образовательного стандарта по данной образовательной области с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса по русскому языку, возрастных особенностей младших школьников. Логика изложения и содержание программы полностью соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по русскому языку.
Цели изучения курса:
Изучение русского языка в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;
освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
Задачи программы:
- развитие речи, мышления, вообра жения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка;
- формирование навыков культуры речи во всех ее проявлениях, умений правильно читать и писать, участвовать в диалоге;
- воспитание позитивного эмоци онально-ценностного отношения к русскому языку, пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Общая характеристика курса
Учебный предмет «Русский язык» во 2 классе занимает ведущее место, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников.
Обучение русскому языку в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы обучения родному языку. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором изучение родного языка сочетается с первоначальным литературным образованием и обучением чтению.
Во 2 классе большое место занимает фонетика и графика, поскольку одной из главных задач уроков русского языка в этот период является совершенствование у учащихся навыков чтения и письма. Что непосредственно связано с овладением звуковым строем родного языка, слоговым принципом русской графики. У учащихся 2 класса развиваются умения слышать и правильно произносить звуки в словах, соотносить буквы и звуки в произнесённом и написанном слове, правильно называть буквы алфавита, устанавливать последовательность звуков в слове, записывать слова без пропусков и перестановки букв, делить слова на слоги и для переноса, различать гласные и согласные звуки, мягкие и твёрдые согласные. Обозначать мягкость согласного звука буквами е, ё, ю, и, я и мягким знаком, а также формируются навыки написания слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн и разделительным ь, с двойными согласными. Вместе с тем второй год обучения создаёт основу знаний и по синтаксису. Изучение главных членов предложения направлено на формирование умений анализировать предложения (находить подлежащее и сказуемое, устанавливать связь одного члена предложения с другим) и создавать свои предложения.
Основными формами организации познавательной деятельности по русскому языку являются: индивидуальная, фронтальная, групповая; традиционный урок; урок в нетрадиционной форме (урок-игра, урок путешествие, урок-викторина и др.)
В процессе реализации рабочей программы применяются технологии обучения:
- технология формирования учебной самооценки;
- технология продуктивного чтения;
- технология формирования критического мышления;
- технология проблемного обучения;
- информационно-коммуникационные технологии;
- проектная технология;
- технологии личностно-ориентированного обучения и др.
Виды и формы контроля:
индивидуальные задания
выборочное списывание
творческая работа
орфографический диктант
объяснительный диктант
списывание с творческим заданием
контрольный диктант
зрительный диктант
предупредительный диктант
Место предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом программа составлена из расчета 4 часа в неделю (134 часа в год). Программа состоит из разделов. Каждый раздел имеет свою комплексно- дидактическую цель, в которой заложены специальные знания и умения, определены цели развивающего и воспитательного характера.
Ценностные ориентиры содержания курса
Реализуя социокультурную цель, курс русского языка способствует социализации ребенка, готовит его к роли будущего полноправного члена человеческого сообщества. Будучи частью национальной культуры, язык обладает самостоятельной ценностью, поэтому процесс овладения языком следует считать ценностным и личностно значимым. К концу обучения в начальной школе у учащихся сформируется отношение к языковой и речевой норме как к культурному феномену, что позволит им правильно ориентироваться в речевой ситуации: целях, задачах, средствах и условиях общения, поможет выбрать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативной задачи. Языковая личность определяется прежде всего как личность речевая, коммуникативная, поэтому другим важным результатом языкового образования следует считать формирование коммуникативной компетенции учащихся — развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека. Именно в процессе общения происходит становление школьника как личности, рост его самосознания, формирование познавательных способностей, нравственное, умственное и речевое развитие. У обучающихся возникает потребность познать свойства родного языка, чтобы получить возможность более точно и свободно выражать свои мысли, понимать собеседника, обогащать себя всем тем, что уже создано народом — носителем этого языка, у них начинает формироваться позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому (родному) языку, осознание языка как основного средства человеческого общения и явления национальной культуры.
Таким образом, основная задача обучения родному языку — развитие школьника как личности, не только полноценно владеющей устной и письменной речью, но и готовой и способной к саморазвитию на основе сформированной мотивации к учению и познанию, ценностных и мировоззренческих установок.
Особую значимость для общего и речевого развития учащихся имеет познание языка как одной из сторон культуры народа. История языка неотделима от истории народа, носителя этого языка. Язык в своем развитии тесно связан с устным народным творчеством, литературой. Ученики с интересом узнают, как появились на Руси первые печатные книги, как развивалось книгопечатание, какое значение это имело для развития культуры народа. Даже элементарные представления о роли языка в жизни общества и каждого человека, о развитии языка в связи с развитием общества чрезвычайно важны для формирования научных мировоззренческих взглядов школьников. Поэтому, ознакомление обучающихся с совокупностью сведений о языке — это возможность приобщить их к истории языка, культуре русского народа, культуре других народов, это естественный путь развития интереса к родному языку и потребности познавать его.
Результаты изучения курса
Программа обеспечивает достижение учащимися 2 класса определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций многонационального российского общества;
воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
формирование установки на безопасный здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
эффективно работать с учебной книгой;
отвечать на вопросы;
ставить вопросы;
четко и лаконично излагать свои мысли;
выделять главное;
сравнивать;
анализировать;
группировать;
делить текст на части;
составлять план;
работать с памяткой;
элементов учебной самостоятельности;
умение работать в парах; коллективе;
умение согласовывать свои действия с другими;
пользоваться лингвистическими словарями и справочниками.
Предметные результаты
каллиграфически правильно писать слова, предложения тексты в 35 - 45 слов без пропусков, вставок, искажений букв;
делить слова на слоги, выделять ударный слог;
переносить слова по слогам;
обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами и ь;
правильно обозначать буквами парные звонкие и глухие согласные звуки на конце слов (ряд, воз);
проверять безударные гласные в двусложных словах (мячи, река, окно);
писать слова:
- с двойными согласными типа Анна, группа, класс, суббота;
- большую букву в именах, фамилиях, названиях городов, деревень, кличках животных;
- с сочетаниями жи, ши, чу, щу, ча, ща, чк, чн;
- слова с разделительным ь;
- слова с непроверяемыми написаниями, данные в программе 2 класса;
- раздельно предлоги со словами;
производить фонетический разбор;
определять последовательность звуков и букв в слове;
определять и соотносить количество звуков и букв в словах типа парта, конь;
правильно ставить вопрос к слову и по нему определять слова, обозначающие предмет, признак, действие предмета;
различать слова, отвечать на вопросы кто? что?;
устанавливать связь слов в предложении;
выделять главные члены предложения (подлежащее и сказуемое);
употреблять большую букву в начале предложения, ставить точку, вопросительный знак, восклицательный знак в конце предложения;
писать изложение текста в 30-40 слов по вопросам, сочинения;
озаглавливать абзацы;
составлять и записывать 2-3 предложения на заданную тему;
различать и сравнивать подлежащее и сказуемое; гласные и согласные буквы и звуки; согласные по твердости, мягкости, звонкости, глухости; лексико – грамматические признаки изученных частей речи;
составлять и записывать текст из 3-5 предложений на заданную тему или по наблюдениям, по ситуации;
употреблять при записи текста красную строку.
Основными разделами программы являются:
Повторение. Речь. Предложение.
Звуки и буквы.
Мягкие и твердые согласные звуки и их обозначения на письме. Звонкие и глухие согласные.
Обозначение гласных звуков в ударных и безударных слогах.
Разделительный Ь.
Двойные согласные.
Слово и предложение.
Имя существительное.
Части речи – глагол, имя прилагательное, предлоги.
Родственные слова. Безударные гласные в корне.
Парные звонкие и глухие согласные в корне.
Предложение. Повторение.
Содержание учебного материала каждого раздела имеет внутрипредметную связь.
Содержание учебного предмета
Речь (5ч)
Язык как средство общения людей (общее понятие). Роль речи в жизни человека. Речь устная и письменная. Слово, предложение, текст – единицы речи.
Звуки речи. Буквы. Слог (41ч)
Звуки и буквы. Роль звуков в различении смысла слов. Гласные и согласные звуки. Двойная роль букв е, ё, ю, я. Слова с буквой э. Сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн.
Мягкие и твердые согласные звуки. Обозначение твердости согласных звуков буквами а, о, у, ы, э. Обозначение мягкости согласных звуков буквами е, ё, ю, я, и. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных звуков в конце и середине слова.
Слог. Деление слов на слоги. Правила переноса.
Парные звонкие и глухие согласные. Проверка согласных на конце слова.
Ударение. Роль ударения в различении смысла слов. Ударные и безударные гласные. Обозначение гласных звуков в ударных и безударных слогах. Проверка путем изменения слова.
Разделительный мягкий знак. Двойные согласные в словах типа класс, касса, группа.
Алфавит. Роль алфавита. Сопоставление произношения звука и названия буквы.
Правила произношения слов.
Предложение (10ч)
Предложение – единица языка и речи. Роль предложения в общении. Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое. Связь слов в предложении (по вопросам). Наблюдения над интонацией предложения. Точка, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения. Виды предложений по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).
Слово (51ч)
Лексическое значение слова. Многозначность слова (наблюдения). Слова как названия предметов, признаков, предметов, действий предметов (сопоставление).
Имя существительное (ознакомление). Общее значение, вопросы. Роль имен существительных в речи. Заглавная буква в именах собственных. Изменение имен существительных по числам. Имена существительные, близкие и противоположные по смыслу.
Глагол (ознакомление). Общее значение, вопросы. Роль глаголов в речи. Изменение глаголов по числам, по временам (наблюдение). Глаголы близкие и противоположные по смыслу.
Имя прилагательное (ознакомление). Общее значение, вопросы. Роль имен прилагательных в речи. Изменение имен прилагательных по числам. Имена прилагательные, близкие и противоположные по смыслу. Наблюдение за согласованием в числе имени существительного и глагола, имени существительного и прилагательного.
Предлог. Раздельное написание со словами наиболее распространенных предлогов: в, на, о, об, с, из, без, над, под, от, до, у, около.
Состав слова. Однокоренные слова (общее понятие). Наблюдение за единообразным написанием корней в однокоренных словах. Проверка безударных гласных, парных глухих и звонких согласных путем изменения формы слова или подбора однокоренных слов. Правописание непроверяемых гласных в однокоренных словах. Ознакомление с толковым словарем.
Текст. Связная речь (14ч)
Тема текста. Сопоставление текста и набора отдельных предложений, не объединенных общей темой. Заголовок. Опорные слова в тексте.
Текст – повествование, описание, рассуждение (ознакомление). Части повествовательного текста. Красная строка в тексте.
Изложение. Изложение (по вопросам) повествовательного текста (30-40 слов).
Сочинение. Составление и запись текста по сюжетной картинке под руководством учителя. Коллективное составление текста-повествования (30-40 слов).
Речевая этика. Выражение благодарности, просьбы, извинения. Слова благодарности, прощания.
Повторение изученного за год (15ч)
Чистописание
Закрепление гигиенических навыков письма: правильная посадка, положение тетради, ручки и т.д.
Работа над формой букв и их соединений в словах. Написание строчных, заглавных букв по группам в порядке усложнения их начертания. Связное ритмичное письмо слов и предложений.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
№п/п |
Наименование объектов и средств материально- технического обеспечения |
Примечание |
Книгопечатная продукция |
||
1. |
Т. Г. Рамзаева. М., Русский язык. Программа автора Дрофа, 2011. |
В программе определены цели и задачи начального обучения русскому языку, представлены результаты изучения предмета |
2. |
Т. Г. Рамзаева. Русский язык. 2 класс Дрофа. 2013 |
Учебники содержат специальные средства формирования учебной деятельности учащихся – аналитические планы |
3. |
И. В. Иванова. Экзамен, М. , 2012г. Поурочные разработки по русскому языку к учебнику Т. Г. Рамзаевой Русский язык, 2 класс |
В данном пособии представлены подробные разработки уроков по всем темам курса «Русский язык» |
Печатные пособия |
||
1. |
Словари по русскому языку: толковый словарь, словарь фразеологизмов |
|
2. |
Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в программе и методических пособиях по русскому языку. |
|
Технические средства обучения |
||
1. |
Классная доска магнитная |
|
2. |
Магнитофон |
|
3. |
Мультимедийный проектор |
|
4. |
Экспозиционный экран |
|
5. |
Компьютер |
|
6. |
Принтер лазерный |
|
Экранно-звуковые пособия |
||
1. |
Мультимедийные(цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по русскому языку: Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов: http://school-collection.edu.ru Презентации уроков «Начальная школа»: http://nachalka.info/about/193 Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку): www.festival.1september.ru Поурочные планы, методическая копилка, информационные технологии в школе: www.uroki.ru |
|
Игры |
||
1. |
Настольные игры: «Собери слова», «Составь текст», «Анаграммы», «Сложи по порядку», «Ребусы» |
|
Оборудование класса |
||
1. |
Ученические парты одноместные |
|
2. |
Стол учительский с тумбой |
|
3. |
Шкафы для хранения учебников, наглядных пособий, дидактических материалов. |
Далее представлено тематическое планирование к учебнику «Русский язык», 2 класс автора Т.Г. Рамзаевой.