12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Тюрина Вера Владимировна1216
Россия, Ямало-Ненецкий АО, Пурпе

«ПРИНЯТО»

Решением педагогического Совета МБОУ «СОШ №1 имени Ярослава

Василенко» п. Пурпе

Протокол от «_____»_____________20____г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ «СОШ №1 имени

Ярослава Василенко» п. Пурпе

_______________Л.И. Гноевая

Приказ от «_____»______________20___г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по МХК

наименование учебного предмета (курса, дисциплины (модуля)


для «11» класса


НА 2020/2021 УЧЕБНЫЙ ГОД






























2020 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Мировая художественная культура» для 11 класса разработана на основе следующих документов и материалов:

Рабочая программа разработана на основе авторской программы: Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура: Программы курса: 5-9 кл.; 10-11 кл. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2018. 96 с.


Планируемые результаты освоения учебного предмета «Мировая художественная культура»

Личностные результаты изучения искусства в основной школе подразумевают:

- Обогащение духовного мира на основе присвоения художественного опыта человечества;

- Формирование эмоционально-ценностного отношения к искусству и к жизни, осознание системы общечеловеческих ценностей;

- Осмысленное и эмоционально-ценностное восприятие визуальных образов реальности и произведений искусства;

- Воспитание художественного вкуса как способности эстетически воспринимать, чувствовать и оценивать явления окружающего мира и

искусства;

- Понимание ценности художественной культуры разных народов мира и место в ней отечественного искусства;

- Способность ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства;

- Соответствующий возрасту уровень культуры восприятия искусства во всем многообразии его видов и жанров;

- Способность воспринимать и анализировать смысл (концепцию) художественного образа произведений искусства;

- Сформированные навыки индивидуальной и коллективной художественно-творческой деятельности;

- Овладение основами культуры практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами,

средствами художественного изображения;

- Формирование способности ориентироваться в мире современной художественной культуры.

Метапредметные результаты изучения искусства в основной школе отражают:

- Формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;

- Воспитание уважения к искусству и культуре своей Родины, выраженной в том числе в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в

национальных образах, предметно-материальной и пространственной среды и понимания красоты человека;

- Умение воспринимать и терпимо относиться к другой точке зрения, другой культуре, другому восприятию мира;

- Обретение самостоятельного творческого опыта, формирующего способность к самостоятельным действиям в ситуации

неопределенности, в различных учебных и жизненных ситуациях;

- Умение эстетически подходить к любому виду деятельности;

- Развитие художественно-образного мышления как неотъемлемой части целостного мышления человека;

- Формирование способности к целостному художественному восприятию мира;

- Развитие художественного мышления, фантазии, воображения, внимания, интуиции, памяти, в том числе визуальной, слуховой и др.;

- Получение опыта восприятия и аргументированной оценки произведения искусства как основы формирования навыков коммуникации.

Предметные результаты изучения искусства в основной школе включают:

- Эмоционально-ценностное отношение к искусству в жизни, осознание и принятие системы общечеловеческих ценностей;

- Восприятие мира, человека, окружающих явлений с эстетических позиций;

- Активное отношение к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;

- Художественное познание мира, понимание роли и места искусства в жизни человека и общества;

- Постижение духовного наследия человечества на основе эмоционального переживания произведений искусства;

- Общее представление о природе искусств и специфике выразительных средств отдельных его видов;

- Освоение знаний о выдающихся деятелях отечественного и зарубежного искусства;

- Овладение умениями и навыками для эмоционального воплощения художественно-творческих идей в разных видах искусства;

- Многообразный опыт художественно-творческой деятельности в разных видах искусства;

- Понимание основ изобразительной грамоты, умение использовать специфику образного языка и средств художественной выразительности, особенности различных художественных материалов и техник во время практической творческой работы, т.е. в процессе художественных образов,

- Восприятие и интерпретация темы, сюжета и содержания произведения искусства;

- Применение различных художественных материалов, техники и средств художественной выразительности в собственной художественно- творческой деятельности.

- Умение ориентироваться и самостоятельно находить необходимую информацию по культуре и искусству в словарях, справочниках, книгах по искусству, в электронных информационных ресурсах.



Место учебного предмета в учебном плане.


На изучение МХК в 11 классе отводится 34 часа, то есть 1 ч в неделю.


Содержание учебного предмета ««Мировая художественная культура»:


Раздел 1. Основные течения в художественной европейской культуре 19 начала 20 века.  

Вводное занятие.

Тема 1.   Романтизм в художественной культуре Европы 19 века; открытие внутреннего мира человека. Д. Байрон — властитель дум современников. Фантастический мир сказок Гофмана. Романтизм в художественной культуре Франции 19 века. Творчество Ф. Гойи. Борения человека со стихией в работе яркого романтика Т. Жерико. Революционное вдохновение восставшего народа в работах Э. Делакруа.

Тема 2. Шедевры музыкального искусства   эпохи романтизма. Воплощение в музыке сложных и противоречивых жизненных ситуаций. Вена и Париж — крупнейшие европейские центры развития музыкального искусства романтизма. Оперы-драмы. Великие композиторы 19 века восточных земель Европы. Жизнь и творчество Ф. Шопена. Жизнь и творчество Ф. Листа.  

Тема 3. Импрессионизм: поиск ускользающей красоты.  Французский импрессионизм. Новая трактовка материала и формы в скульптуре. Музыкальный импрессионизм.

Тема 4. Экспрессионизм.  Действительность сквозь призму страха.  Экспрессионизм, его исторические истоки. Круг образов. Экспрессионизм в литературе. Экспрессионизм в музыке.

Тема 5. Мир реальности и «мир новой реальности»: Традиционные и нетрадиционные течения в искусстве 19-20 веков.  Постимпрессионистические искания французских художников. Группа фовистов. Кубизм П. Пикассо. Эстетика символизма Новые направления в живописи и скульптуре. Абстракционизм — новый взгляд на форму и цвет в живописи. Теоретики новой архитектуры В. Гропиус и Ле Корбюзье. Сюрреализм.

Тема 6. Фундамент национальной классики: шедевры русской художественной культуры первой половины 19 века.         Художественная картина мира в искусстве пушкинской эпохи. Сохранение рационализма в литературе, зодчестве, музыке, живописи, переплетение идеалов классицизма с новыми романтическими общественными взглядами. А.С. Пушкин; значение его творчества для развития русского искусства. М.И. Глинка — основоположник русской классической музыки. Крупнейшие зодчие начала XIX в. Архитектурные ансамбли — новое слово зодчества (творчество К.И. Росси, В.П. Стасова). Черты кризиса монументального зодчества в проекте Исаакиевского собора М.Ю. Лермонтов и русский романтизм.  Переплетение романтических и реалистических тенденций в русском изобразительном искусстве. Венецианов — родоначальник бытового жанра. Творчество К.П. Брюллова.  А. Федотова. А.С. Даргомыжского. М.П. Мусоргского.

Раздел 2.  Художественная культура России 19-20 века.

Тема 7. Русская художественная культура пореформенной эпохи: вера в высокую миссию русского народа. Литература пореформенной эпохи. Изменение общественного статуса живописи. Творчество В.Г. Перова. «Товарищество передвижных выставок».  Творчество    П. Чайковского.

Тема 8. Переоценка ценностей в художественной культуре «серебряного века»: открытие символизма.   Символизм - художественное и философское течений «серебряного века». Творчество B.C. Соловьева, К.Д. Бальмонта, Вячеслава Иванова, В.Я. Брюсова, А.Белого, А.А. Блока, М.А. Врубеля, В.Э. Борисова-Мусатова. Музыка А.Н. Скрябина.

Тема 9. Эстетика эксперимента и ранний русский авангард.        «Русский футуризм».  Союз московских живописцев «Бубновый валет». Кубизм в творчестве П.П. Кончаловского.  Гротескно-грубоватые образы М.Ф. Ларионова. Красочный мир живописи А.В. Лентулова. Абстрактная живопись В.В.Кандинского. «Черный квадрат» К.С. Малевича. Футуризм в поэзии. Творчество Б. Л. Пастернака. Поэзия В. Хлебникова.

Тема 10.  В поисках утраченных идеалов: неоклассицизм и поздний романтизм.  Ретроспективные тенденции в художественной культуре «серебряного века». Акмеизм в поэзии. Журнал «Аполлон». Идеи неоклассицизма в архитектуре. Стиль модерн.  Творческое объединение «Мир искусства». С.П. Дягилев — антрепренер и тонкий знаток искусства. В. Идея слияния танца, живописи и музыки; ее воплощение в спектаклях «Русских сезонов» в Париже. Знаменитые хореографы. «Русский период» в творчестве И.Ф. Стравинского и С.В.Рахманинова. Тема Родины в творчестве русских художников.

Раздел 3.  Европа и Америка: Художественная культура 20 века.

Тема 11.   Художественная литература 20 века. Полюсы добра и зла. Творчество Ф.Кафки. Экзистенциализм. Творчество А. Камю; Ж.Сартр. Признанный классик английского модернизма Д. Джойс. Жанр «интеллектуальный роман».         Творчество Г.Гесса,                  Э. Ремарка, Р. Рильке, Г. Лорки       Постмодернизм. Творчество Агаты Кристи и Жорж Сименон.

Тема 12. Музыкальное искусство в нотах и без нот.        «Музыкальный авангард» 20 века.  Творчество Г. Малера. Неоклассицизм в музыке П. Хиндемита, К. Орфа,  М. Фалья. Творчество        Б. Бартока, Б. Бриттена. Музыкальный авангард. Массовые музыкальные жанры. Рождение рок–н- ролла.

Тема 13.  Театр и киноискусство 20 века; культурная дополняемость. Рождение и первые шаги кинематографа. Великий немой Ч. С. Чаплин — выдающийся комик мирового экрана и его лучшие роли. Рождение звукового кино и национального кинематографа

Тема14.  Художественная культура Америки: обаяние молодости. Сплетение традиций европейского, мексиканского, африканского и других народов. Расцвет американской литературы в XX в., Творчество Р. Кента. Статуя Свободы — символ США. Небоскребы разных стилей в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе. Музыкальное искусство США. Жанр мюзикла: Ф. Лоу, Л. Бернстайн. Джаз и его истоки. Регтайм. Свинг. Эстетика импровизации. Искусство Латинской Америки.

Раздел 4. Русская художественная культура 20 века от эпохи тоталитаризма до возвращения к истокам.

Тема 15. Социалистический реализм: глобальная политизация художественной культуры 20-30 гг.   Русская художественная культура 20 — 30-х гг. Рождение советского искусства и доктрины социалистического реализма. Насаждение атеизма и политизация изобразительного искусства. Творчество К.С. Петрова-Водкина, П.Д. Корина, А.А. Дейнеки, И.И.Машкова, М.В.Нестерова. Образы новой советской живописи в творчестве Б.В. Иогансона, А.А. Пластова, С. В. Герасимова. Монументальное зодчество и скульптура. Оптимизм массовых песен. Творчество И.О. Дунаевского.

Тема 16. Смысл высокой трагедии, образы искусства военных лет и образы войны в искусстве второй половины 20 века.         Искусство военных лет. Агитационные плакаты Кукрыниксов. Мощь русского народа в творчестве П.Д. Корина. Символы великой Победы: песня «Священная война» (А.В. Александров) и монумент «Воин-освободитель» (Е.В. Вучетич). Песни о войне в наши дни. Возвращение «русской темы» в искусство второй половины XX в. Судьбы писателей, композиторов, художников в эпоху застоя. Диссидентское движение и искусство. Многонациональный характер советской музыки. Творчество А.И. Хачатуряна. Творчество А.А.Пластова, И.Грабаря, Н.Крымова.

Тема 17. Общечеловеческие ценности и «русская тема» в советском искусстве периода «оттепели».          Развитие живописи и музыки в 60-е годы. Творчество В.Попкова. Д.Жилинского, П.Оссовского. Поэзия Е.А.Евтушенко, А.А.Вознесенского, Р.И.Рождественского, Н.М.Рубцов. Поэты – песенники Б.Ш.Окуджава, А.А.Галич, В.С.Высоцкий. Рождение лирической мелодрамы. Творчество Г.В. Свиридов. Четырнадцатая симфония Д.Д.Шостаковича. Творчество И.С.Глазунова.

Тема18. Противоречия в отечественной художественной культуре последних десятилетий 20 века.   Храм Христа Спасителя в Москве. Противоречивый облик художественной культуры, экспансия массовых жанров. Многообразие новых творческих решений в живописи и скульптуре. Поиск положительного героя в искусстве постперестроечного времени. Развитие искусства на пороге нового тысячелетия.  Молодежная субкультура.



Тематическое планирование:


п/п

Название раздела

Тема

Кол-во часов

1

Основные течения в художественной европейской культуре 19 начала 20 века.  


Введение.

1

Романтизм в художественной культуре Европы 19 века; открытие внутреннего мира человека.

1

Шедевры музыкального искусства   эпохи романтизма

1

Импрессионизм: поиск ускользающей красоты.

2

Мир реальности и «мир новой реальности»: Традиционные и нетрадиционные течения в искусстве 19-20 веков.

2

2

Художественная культура России 19-20 века.


Фундамент национальной классики: шедевры русской художественной культуры первой половины 19 века. 

2

Русская художественная культура пореформенной эпохи: вера в высокую миссию русского народа.

2

Переоценка ценностей в художественной культуре «серебряного века»: открытие символизма.

2

Эстетика эксперимента и ранний русский авангард.

2

В поисках утраченных идеалов: неоклассицизм и поздний романтизм 

2

3

 Европа и Америка: Художественная культура 20 века.


Художественная литература 20 века. Полюсы добра и зла.

2

Музыкальное искусство в нотах и без нот.

2

Театр и киноискусство 20 века; культурная дополняемость.

2

Художественная культура Америки: обаяние молодости.

2

4

Русская художественная культура 20 века от эпохи тоталитаризма до возвращения к истокам

Социалистический реализм: глобальная политизация художественной культуры 20-30 гг.  

2

Смысл высокой трагедии, образы искусства военных лет и образы войны в искусстве второй половины 20 века.

2

Общечеловеческие ценности и «русская тема» в советском искусстве периода «оттепели».

2

Противоречия в отечественной художественной культуре последних десятилетий 20 века.

2

Семинар

«Направления и стили мировой художественной культуры, шедевры мировой художественной культуры»

1


ИТОГО


34



















Приложение 1


Календарно-тематическое планирование:

п/п

Дата проведения

Тема урока

Тип урока

Планируемые результаты

Виды учебной

деятельности

личностные

предметные

метапредметные

План

Факт

Основные течения в художественной европейской культуре 19 начала 20 века (7)


1


1

Введение


Урок

усвоения

новых

знаний

Постепенно выстраиваемое собственное целостное мировоззрение; в трудовой сфере — трудолюбие, целеустремленность; настойчивость; в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере — умение управлять своей познавательной деятельностью; понимание ценности образования как средства развития культуры личности; осознание ведущих ценностей мировой культуры; проявлять чувство личной ответственности за своё поведение на основе содержания текстов учебника; формирование способности к целеполаганию и проектированию собственной учебной деятельности.

Понимать: художественная картина мира в романтическом искусстве разных видов; проникновение во внутренний мир личности; лирическая образность в произведениях романтиков.


Р: Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности, самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, презентации результатов познавательной деятельности. П: сформированность представлений о МХК как части общечеловеческого гуманитарного знания; осмысленное использование понятийного аппарата в процессе чтения и интерпретации художественных произведений; владение навыками комплексного анализа художественного текста; сформированность представлений о системе стилей художественной литературы разных эпох, литературных направлениях, об индивидуальном авторском стиле; умение оценивать художественную интерпретацию литературного произведения в произведениях других видов искусств (графика и живопись, театр, кино, музыка). К: умение вести диалог на учебные темы, устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор; умение строить монолог на заданную тему, высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности; умение сотрудничать с учителем и одноклассниками, формулировать понятные для партнёра высказывания; согласовывать позиции и находить общее решение; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь учитывать; разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничеств; участие в оценке работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

Работа с учебником; составление тезисных планов статьи учебника; устное рассуждение.


2


1

Романтизм в

художественной культуре

Европы 19 века; открытие

внутреннего мира человека.

Урок

усвоения

новых

знаний

Знать о романтизме в западноевропейской литературе и живописи на примере произведений Байрона, прерафаэлитов, Ф.Гойя, Э.Делакруа, основные виды и жанры искусства.

Уметь анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности.

Выразительное чтение и различные виды пересказа; дискуссия; составление тезисных планов статьи учебника; работа с иллюстрациями; работа с понятиями; подготовка сообщения.

3


1

Шедевры

музыкального искусства  

эпохи

романтизма.


Урок

усвоения

новых

знаний

Знать о стиле романтизм в музыке на примере произведений Ф.Шуберта и Р. Вагнера.

Уметь анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности.


4-5


2

Импрессионизм: поиск ускользающей красоты.  

Урок

усвоения

новых

знаний

Различать основные виды и направления в живописи конца XIX в., о творчестве художников-импрессионистов.

Уметь анализировать произведения искусства, высказывать о них собственное суждение.

6-7


2

Мир реальности и «мир новой

реальности»:

Традиционные и нетрадиционные течения в искусстве 19-20 веков.

Урок

усвоения

новых

знаний

Знать об изменениях в художественной культуре начала XX крупнейших мастеров реализма – Ги де Мопассана, А. Франса, Р. Роллана, Эмиля Золя, Оноре де Бальзака.

Уметь готовить тематические сообщения и проекты по дополнительным источникам; видеть связь символизма с академическим искусством (фотографическая точность, сухое письмо) и модерном (декоративность, вытянутые фигуры).

Художественная культура России 19-20 века (10)

8-9



Фундамент национальной классики: шедевры русской художественной культуры первой половины 19 века.

Урок

усвоения

новых

знаний

Постепенно выстраиваемое собственное целостное мировоззрение; в трудовой сфере — трудолюбие, целеустремленность; настойчивость; в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере — умение управлять своей познавательной деятельностью; понимание ценности образования как средства развития культуры личности; осознание ведущих ценностей мировой культуры; проявлять чувство личной ответственности за своё поведение на основе содержания текстов учебника; формирование способности к целеполаганию и проектированию собственной учебной деятельности.

Усвоить понятие «золотой век» русской культуры; основные художественные стили XIX века; крупнейших представителей этих стилей в различных видах искусства; знать об основных направлениях развития русской философской мысли.

Уметь пользоваться различными источниками информации о художественной культуре первой половины XIX в., анализировать произведения искусства, высказывать о них собственное суждение.

Р: Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности, самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, презентации результатов познавательной деятельности. П: сформированность представлений о МХК как части общечеловеческого гуманитарного знания; осмысленное использование понятийного аппарата в процессе чтения и интерпретации художественных произведений; владение навыками комплексного анализа художественного текста; сформированность представлений о системе стилей художественной литературы разных эпох, литературных направлениях, об индивидуальном авторском стиле; умение оценивать художественную интерпретацию литературного произведения в произведениях других видов искусств (графика и живопись, театр, кино, музыка). К: умение вести диалог на учебные темы, устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор; умение строить монолог на заданную тему, высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности; умение сотрудничать с учителем и одноклассниками, формулировать понятные для партнёра высказывания; согласовывать позиции и находить общее решение; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь учитывать; разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничеств; участие в оценке работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

Чтение статьи учебника; письменный отзыв на спектакль (кинофильм); работа с портретом; работа с иллюстрациями; исследовательская работа с текстом; сопоставление конспекта критической статьи; составление тезисного плана статьи учебника; подготовка сообщения.

10-11



Русская художественная культура пореформенной эпохи: вера в высокую миссию русского народа.

Урок

усвоения

новых

знаний

Усвоить основные художественные стили второй половины XIX века";

крупнейших представителей этих стилей в различных видах искусства.

Уметь пользоваться различными источниками информации о художественной культуре первой половины XIX в.; готовить тематические сообщения и проекты по дополнительным источникам; анализировать произведения искусства, высказывать о них собственное суждение


12-13



Переоценка ценностей в

художественной культуре

«серебряного века»: открытие символизма.

Урок

усвоения

новых

знаний

Усвоить особенности русской культуры на «стыке веков»; направления развития русской архитектуры, живописи и литературы. Знать о многогранности и противоречивости культурного развития России начала XX века.

Уметь пользоваться различными источниками информации о художественной культуре «серебряного века»; готовить тематические сообщения и проекты по дополнительным источникам; анализировать произведения искусства, высказывать о них собственное суждение.

14-15



Эстетика

эксперимента и ранний русский авангард.

Урок

усвоения

новых

знаний

Усвоить особенности развития русского авангарда; знать имена русских художников и поэтов – авангардистов и особенности их творчества, об авангарде как собирательном понятии самых «левых» экспериментальных творческих направлений культурного развития России начала XX века.

Уметь анализировать произведения искусства, пользоваться различными источниками информации о русском авангарде; готовить тематические сообщения и проекты по дополнительным источникам; анализировать произведения искусства, высказывать о них собственное суждение.

16-17



В поисках

утраченных идеалов: неоклассицизм и поздний

романтизм

Урок

усвоения

новых

знаний

Знать о многогранности и противоречивости культурного развития России начала XX века;

Уметь анализировать произведения искусства, высказывать о них собственное суждение.

Европа и Америка: Художественная культура 20 века (8)

18-19



Художественная литература 20 века.

Полюсы добра и зла.

Урок

усвоения

новых

знаний

Постепенно выстраиваемое собственное целостное мировоззрение; в трудовой сфере — трудолюбие, целеустремленность; настойчивость; в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере — умение управлять своей познавательной деятельностью; понимание ценности образования как средства развития культуры личности; осознание ведущих ценностей мировой культуры; проявлять чувство личной ответственности за своё поведение на основе содержания текстов учебника; формирование способности к целеполаганию и проектированию собственной учебной деятельности.

Усвоить литературу экзистенциализма, модернизма, постмодернизма и её представителей;

Уметь анализировать произведения искусства, высказывать о них собственное суждение; пользоваться различными дополнительными источниками информации о художественной литературе XX в.

Р: Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности, самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, презентации результатов познавательной деятельности. П: сформированность представлений о МХК как части общечеловеческого гуманитарного знания; осмысленное использование понятийного аппарата в процессе чтения и интерпретации художественных произведений; владение навыками комплексного анализа художественного текста; сформированность представлений о системе стилей художественной литературы разных эпох, литературных направлениях, об индивидуальном авторском стиле; умение оценивать художественную интерпретацию литературного произведения в произведениях других видов искусств (графика и живопись, театр, кино, музыка). К: умение вести диалог на учебные темы, устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор; умение строить монолог на заданную тему, высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности; умение сотрудничать с учителем и одноклассниками, формулировать понятные для партнёра высказывания; согласовывать позиции и находить общее решение; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь учитывать; разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничеств; участие в оценке работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

Работа со статьей учебника; исследовательская работа с текстом; составление плана; подготовка сообщения; работа с иллюстрациями.

20-21



Музыкальное искусство в

нотах и без нот.

Урок

усвоения

новых

знаний

Иметь представление о музыкальной жизни XX столетия как о богатейшей панораме жанров, стилей, творческих и исполнительских школ.

Уметь аргументировать собственную точку зрения в дискуссии по проблемам мировой художественной культуры; готовить тематические сообщения и проекты по дополнительным источникам.

22-23



Театр и

киноискусство 20 века;

культурная

дополняемость.

Урок

усвоения

новых

знаний

Знать о кардинальных реформах театра XX века; о направлениях и жанровых особенностях театрального искусства XX века;

о развитии мирового кинематографа.

Уметь готовить тематические сообщения и проекты по дополнительным источникам.

24-25



Художественная культура Америки:

обаяние

молодости.

Урок

усвоения

новых

знаний

Усвоить особенности развития художественной культуры США и Латинской Америки.

Уметь готовить тематические сообщения и проекты по дополнительным источникам.


Русская художественная культура 20 века от эпохи тоталитаризма до возвращения к истокам (9)

26-27



Социалистический реализм: глобальная

политизация

художественной культуры 20-30 гг.

Урок

усвоения

новых

знаний

Постепенно выстраиваемое собственное целостное мировоззрение; в трудовой сфере — трудолюбие, целеустремленность; настойчивость; в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере — умение управлять своей познавательной деятельностью; понимание ценности образования как средства развития культуры личности; осознание ведущих ценностей мировой культуры; проявлять чувство личной ответственности за своё поведение на основе содержания текстов учебника; формирование способности к целеполаганию и проектированию собственной учебной деятельности.

Знать об идеологических установках коммунистов по отношению к художественной культуре; особенности 20-х – 30- г.г в развитии культуры России;

о влиянии тоталитаризма на советскую культуру.

Уметь аргументировать собственную точку зрения в дискуссии по проблемам мировой художественной культуры.

Уметь сравнивать художественные стили и соотносить их с определенной исторической эпохой, направлением, национальной школой; называть их ведущих представителей; понимать искусствоведческие термины и пользоваться ими; осуществлять поиск, отбор и обработку информации в области искусства; уметь аргументировать собственную точку зрения в дискуссии по проблемам мировой художественной культуры; уметь выполнять учебные и творческие задания (эссе, доклады, рефераты, отзывы, сочинения, рецензии).

Р: Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности, самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, презентации результатов познавательной деятельности. П: сформированность представлений о МХК как части общечеловеческого гуманитарного знания; осмысленное использование понятийного аппарата в процессе чтения и интерпретации художественных произведений; владение навыками комплексного анализа художественного текста; сформированность представлений о системе стилей художественной литературы разных эпох, литературных направлениях, об индивидуальном авторском стиле; умение оценивать художественную интерпретацию литературного произведения в произведениях других видов искусств (графика и живопись, театр, кино, музыка). К: умение вести диалог на учебные темы, устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор; умение строить монолог на заданную тему, высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности; умение сотрудничать с учителем и одноклассниками, формулировать понятные для партнёра высказывания; согласовывать позиции и находить общее решение; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь учитывать; разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничеств; участие в оценке работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

Различные виды чтения, в том числе наизусть; цитатный план, письменный ответ на вопрос; исследовательская работа с текстом; работа с учебником; комплексный анализ двух тематически близких стихотворений разных авторов; подготовка сообщения; работа с портретом.

28-29



Смысл высокой трагедии,

образы

искусства

военных лет и образы войны в искусстве второй половины 20 века.

Урок

усвоения

новых

знаний

Знать образы искусства военных лет;

представителей искусства, их творчество.

Уметь аргументировать собственную точку зрения в дискуссии по проблемам художественной культуры военного времени, выполнять учебные и творческие задания (эссе, доклады, рефераты, отзывы, сочинения, рецензии).


30-31



Общечеловеческие ценности и «русская тема» в советском

искусстве

периода

«оттепели».

Урок

усвоения

новых

знаний

Знать об общечеловеческих ценностях в советском искусстве периода «оттепели»; основные проблемы, поставленные искусством этого периода; представителей культуры и искусства конца 50-х – начала 60-х годов, их творчество, понимать искусствоведческие термины и пользоваться ими; осуществлять поиск, отбор и обработку информации в области искусства; уметь аргументировать собственную точку зрения в дискуссии по проблемам художественной культуры периода «оттепели».

32-33



Противоречия в отечественной художественной культуре

Последних

десятилетий

20 века.

Урок

усвоения

новых

знаний

Знать основные проблемы, поставленные искусством этого периода; представителей культуры и искусства 70-90-х годов, их творчество, о насущных проблемах культуры современной России; о культурных достижениях отечественной культуры первых лет XXI в.

Уметь сравнивать художественные стили и соотносить их с определенной исторической эпохой, направлением, национальной школой; называть их ведущих представителей; уметь аргументировать собственную точку зрения в дискуссии по проблемам мировой художественной культуры, анализировать произведения искусства, высказывать о них собственное суждение.

34



Семинар

«Направления и стили мировой художественной культуры, шедевры мировой художественной культуры»


Знать изученные направления и стили мировой художественной культуры, шедевры мировой художественной культуры.

Уметь пользоваться различными источниками информации об основных направлениях в искусстве конца XIX – XX веков, оценивать их художественные особенности;

ориентироваться в классическом наследии и современном культурном процессе






















Приложение 2


Перечень оценочных средств


Перечень оценочных средств учителя по МХК


Тюрина Вера Владимировна

ФИО учителя



Оценка результатов учебной деятельности учащихся

по курсу «Мировая художественная культура»

Отметка «5» ставится, если ученик дает исчерпывающие, точные ответы, отлично знает материал, умеет свободно аргументировать свою точку зрения, владеет терминологией, подбирает уместные примеры и цитаты, излагает свои мысли последовательно, с необходимыми обобщениями и выводами, умеет вести инициативный  диалог, говорить правильным литературным языком, при написании итоговых творческих работ проявляет самостоятельность и умение проводить параллели между изучаемыми явлениями культуры и собственными знаниями, жизненным опытом.

Отметка «4» ставится, если ученик обнаруживает хорошее знание материала, умеет аргументировать свою точку зрения, подбирает примеры и цитаты, излагает свои мысли последовательно и грамотно, умеет вести диалог. Однако при ответе ученик испытывает некоторые затруднения, формулируя обобщении, не всегда проявляет самостоятельность в оценке отдельных явлений культуры.

Отметка «3» ставится, если ученик в основном правильно, но схематично или с отклонениями от последовательности изложения, раскрывает материал, формулирует выводы и обобщения далеко не в полном объеме, допускает существенные ошибки в речевом оформлении. Работы и высказывания не отличаются самостоятельностью и осознанностью, нет опоры на личный опыт, учащийся не может проводить параллели между различными явлениями культуры.

Отметка «2» ставится, если ученик демонстрирует недостаточное, поверхностное знание материала, нарушает последовательность изложения, не может сформулировать выводы. Иллюстративный материал в ответе практически не представлен, нет самостоятельности в оценке фактов, недостаточно сформированы навыки устной речи, имеются отклонения от литературных норм, содержание ответа не соответствует материалу, изученному на уроке.

Наиболее важными критериями оценки анализа являются:

1. Знание (хорошее или плохое) произведений искусства.

2. Полнота и глубина характеристики произведений.

3. Знание изобразительно-выразительных средств, используемых автором.

4. Умение логически связывать теоретический материал по  искусству.

5. Наличие (отсутствие) эстетического вкуса (определенного эмоционально-эстетического предпочтения, выбора конкретных объектов изображения, содержащих элементы понимания их эстетических достоинств).

6. Наличие (отсутствие) определенной системы эстетических суждений, понятий, взглядов на действительность.

7. Развернутость и глубина, аргументированность и осознанность эстетических суждений.

8. Умение (неумение) связывать явления, изображенные в картинах художников с действительной жизнью.

При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:

Процент выполнения задания

Отметка

86% и более

отлично

60-85%%

хорошо

40-59%%

удовлетворительно

менее 35%

неудовлетворительно


При выполнении практической работы и текущего контроля знаний:


           Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.

грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;

погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;

недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;

мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.


Исходя из норм выставляется отметка:

«5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;

«4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:

«3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;

«2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала):

«1» – отказ от выполнения учебных обязанностей.


Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.


Оценка устных ответов учащихся

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;
- правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

​​​​​​​Отметка «3» ставится в следующих случаях:

- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;

Отметка «2» ставится в следующих случаях: 
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.