Рабочая программа по музыке, 5 класс
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по музыке для обучающихся 5-го класса разработана на основе следующих нормативных документов:
1.Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями);
2. Приказа №1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
3.Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), разработанной в соответствии ФГОС УО и ФАООП УО;
4.Приказа Министерства просвещения РФ от 20.05.2020 № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использовании при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность» (с изменениями и дополнениями, от 23.12.2021 №766);
5.Постановления от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении СП 2.4.36.48-20». «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями на 01.01.2021г.)
6. Устава МКОУ «Школа-интернат»;
7.Адаптированной основной общеобразовательной программы МКОУ «Школа-интернат»;
8.Учебного плана МКОУ «Школа-интернат» на 2024/2025 учебный год;
9.Календарного учебного графика на 2024/2025 учебный год.
Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014г. №1599 и Федеральной адаптированной общеобразовательной программой начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022г. № 1023). Обучение музыки предназначено для формирования у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) элементарных знаний, умений и навыков в области музыкального искусства, развития их музыкальных способностей, мотивации к музыкальной деятельности.
Место предмета в Учебном плане
Программа согласно учебному плану рассчитана в 5 классе - на 1 час в неделю, 34 часа за учебный год.
Цели и задачи программы
Цель: приобщение к музыкальной культуре обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как к неотъемлемой части духовной культуры.
Задачи учебного предмета "Музыка":
• накопление первоначальных впечатлений от музыкального искусства и получение доступного опыта (овладение элементарными музыкальными знаниями, слушательскими и доступными исполнительскими умениями);
• приобщение к культурной среде, дающей обучающемуся впечатления от музыкального искусства, формирование стремления и привычки к слушанию музыки, посещению концертов, самостоятельной музыкальной деятельности;
• развитие способности получать удовольствие от музыкальных произведений, выделение собственных предпочтений в восприятии музыки, приобретение опыта самостоятельной музыкальной деятельности;
• формирование простейших эстетических ориентиров и их использование в организации обыденной жизни и праздника;
• развитие восприятия, в том числе восприятия музыки, мыслительных процессов, певческого голоса, творческих способностей обучающихся.
Музыкально-образовательный процесс основан на принципе индивидуализации и дифференциации процесса музыкального воспитания, взаимосвязи обучения и воспитания, оптимистической перспективы, комплексности обучения, доступности, систематичности и последовательности, наглядности.
Формы занятий, используемые при обучении
Формы работы: урок, фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа.
Методы обучения:
- словесные (беседы, рассказы, объяснения, работа с книгой),
- наглядные (наблюдения, демонстрация),
- практические (упражнения, самостоятельные, практические работы, дидактические игры).
Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; проблемно-поисковые; личностно-ориентированные; технологии разноуровнего и дифференцированного обучения.
Изучение предмета осуществляется в соответствии с уровнями образовательных программ, заявленных в лицензии, с учетом психофизических особенностей учащихся в специальных (коррекционных) классах VIII вида.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Минимальный уровень: определение характера и содержания знакомых музыкальных произведений, предусмотренных Программой; представления о некоторых музыкальных инструментах и их звучании (труба, баян, гитара); пение с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагогического работника); выразительное, слаженное и достаточно эмоциональное исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков; правильное формирование при пении гласных звуков и отчетливое произнесение согласных звуков в конце и в середине слов; правильная передача мелодии в диапазоне ре1 - си1; различение вступления, запева, припева, проигрыша, окончания песни; различение песни, танца, марша; передача ритмического рисунка попевок (хлопками, на металлофоне, голосом); определение разнообразных по содержанию и характеру музыкальных произведений (веселые, грустные и спокойные); владение элементарными представлениями о нотной грамоте.
Достаточный уровень: самостоятельное исполнение разученных детских песен; знание динамических оттенков (форте-громко, пиано-тихо); представления о народных музыкальных инструментах и их звучании (домра, мандолина, баян, гусли, свирель, гармонь, трещотка); представления об особенностях мелодического голосоведения (плавно, отрывисто, скачкообразно); пение хором с выполнением требований художественного исполнения; ясное и четкое произнесение слов в песнях подвижного характера; исполнение выученных песен без музыкального сопровождения, самостоятельно; различение разнообразных по характеру и звучанию песен, маршей, танцев; владение элементами музыкальной грамоты, как средства осознания музыкальной речи.
Содержание программы
В содержание программы входит овладение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в доступной для них форме и объеме следующими видами музыкальной деятельности: восприятие музыки, хоровое пение, элементы музыкальной грамоты, игра на музыкальных инструментах детского оркестра. Содержание программного материала уроков состоит из элементарного теоретического материала, доступных видов музыкальной деятельности, музыкальных произведений для слушания и исполнения, вокальных упражнений, восприятие музыки. Репертуар для слушания: произведения отечественной музыкальной культуры; музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная. Примерная тематика произведений: о природе, труде, профессиях, общественных явлениях, детстве, школьной жизни. Жанровое разнообразие: праздничная, маршевая, колыбельная песни. Слушание музыки: а) овладение умением спокойно слушать музыку, адекватно реагировать на художественные образы, воплощенные в музыкальных произведениях; развитие элементарных представлений о многообразии внутреннего содержания прослушиваемых произведений; б) развитие эмоциональной отзывчивости и эмоционального реагирования на произведения различных музыкальных жанров и разных по своему характеру; в) развитие умения передавать словами внутреннее содержание музыкального произведения; г) развитие умения определять разнообразные по форме и характеру музыкальные произведения (марш, танец, песня, весела, грустная, спокойная мелодия); д) развитие умения самостоятельно узнавать и называть песни по вступлению; развитие умения различать мелодию и сопровождение в песне и в инструментальном произведении; е) развитие умения различать части песни (запев, припев, проигрыш, окончание); ж) ознакомление с пением соло и хором; формирование представлений о различных музыкальных коллективах (ансамбль, оркестр); з) знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием (фортепиано, барабан, скрипка). Хоровое пение: Песенный репертуар: произведения отечественной музыкальной культуры; музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная. Используемый песенный материал должен быть доступным по смыслу, отражать знакомые образы, события и явления, иметь простой ритмический рисунок мелодии, короткие музыкальные фразы, соответствовать требованиям организации щадящего режима по отношению к детскому голосу. Примерная тематика произведений: о природе, труде, профессиях, общественных явлениях, детстве, школьной жизни. Жанровое разнообразие: игровые песни, песни-прибаутки, трудовые песни, колыбельные песни. Навык пения: обучение певческой установке: непринужденное, но подтянутое положение корпуса с расправленными спиной и плечами, прямое свободное положение головы, устойчивая опора на обе ноги, свободные руки; работа над певческим дыханием: развитие умения бесшумного глубокого, одновременного вдоха, соответствующего характеру и темпу песни; формирование умения брать дыхание перед началом музыкальной фразы; отработка навыков экономного выдоха, удерживания дыхания на более длинных фразах; развитие умения быстрой, спокойной смены дыхания при исполнении песен, не имеющих пауз между фразами; развитие умения распределять дыхание при исполнении напевных песен с различными динамическими оттенками (при усилении и ослаблении дыхания); пение коротких попевок на одном дыхании; формирование устойчивого навыка естественного, ненапряженного звучания; развитие умения правильно формировать гласные и отчетливо произносить согласные звуки, интонационно выделять гласные звуки в зависимости от смысла текста песни; развитие умения правильно формировать гласные при пении двух звуков на один слог; развитие умения отчетливого произнесения текста в темпе исполняемого произведения; развитие умения мягкого, напевного, легкого пения (работа над кантиленой – способностью певческого голоса к напевному исполнению мелодии); активизация внимания к единой правильной интонации; развитие точного интонирования мотива выученных песен в составе группы и индивидуально; развитие умения четко выдерживать ритмический рисунок произведения без сопровождения педагогического работника и инструмента ("а капелла"); работа над чистотой интонирования и выравнивание звучания на всем диапазоне; развитие слухового внимания и чувства ритма в ходе специальных ритмических упражнений; развитие умения воспроизводить куплет хорошо знакомой песни путем беззвучной артикуляции в сопровождении инструмента; дифференцирование звуков по высоте и направлению движения мелодии (звуки высокие, средние, низкие; восходящее, нисходящее движение мелодии, на одной высоте); развитие умения показа рукой направления мелодии (сверху вниз или снизу вверх); развитие умения определять сильную долю на слух; развитие понимания содержания песни на основе характера ее мелодии (веселого, грустного, спокойного) и текста; выразительно-эмоциональное исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков; формирование понимания дирижерских жестов (внимание, вдох, начало и окончание пения); развитие умения слышать вступление и правильно начинать пение вместе с педагогическим работником и без него, прислушиваться к пению других обучающихся; развитие пения в унисон; развитие устойчивости унисона; обучение пению выученных песен ритмично, выразительно с сохранением строя и ансамбля; развитие умения использовать разнообразные музыкальные средства (темп, динамические оттенки) для работы над выразительностью исполнения песен; пение спокойное, умеренное по темпу, ненапряженное и плавное в пределах mezzopiano (умеренно тихо) и mezzoforte (умеренно громко); укрепление и постепенное расширение певческого диапазона ми1 - ля1, ре1 - си1, до1 - до2. получение эстетического наслаждения от собственного пения. В содержание программного материала уроков по изучению элементов музыкальной грамоты входит: ознакомление с высотой звука (высокие, средние, низкие); ознакомление с динамическими особенностями музыки (громкая - forte, тихая - piano); развитие умения различать звук по длительности (долгие, короткие): элементарные сведения о нотной записи (нотный стан, скрипичный ключ, добавочная линейка, графическое изображение нот, порядок нот в гамме до мажор). Игра на музыкальных инструментах детского оркестра: Репертуар для исполнения: фольклорные произведения, произведения композиторов - классиков и современных авторов. Жанровое разнообразие: марш, полька, вальс. Содержание: обучение игре на ударно-шумовых инструментах (маракасы, бубен, треугольник; металлофон; ложки); обучение игре на доступных народных инструментах.
Календарно – тематическое планирование
I четверть
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата план | Дата факт | Основные виды деятельности | Коррекция плана |
1 | Особенности национального фольклора | 1 | 3.09 | | Разучивание и слушание песен по выбору обучающихся. «Моя Россия» — муз. Г. Струве, сл. Н.Соловьевой. «Большой хоровод»— муз. Б. Савельева, сл. Л. Жегалкиной и А. Хаита. Слушание: «Камаринская», «Коробейники», «Светит месяц», «Во кузнице». | |
2 | Музыкальный разговор | 1 | 10.09 | | Разучивание и слушание песен. «Матушка...» «Ах, вы, сени», - русские народные песни. «Из чего наш мир состоит» — муз. Б. Савельева, сл. М.Танина. | |
3 | Жанры и характерные особенности русской народной музыки | 1 | 17.09 | | Разучивание и слушание песен: обрядовые песни, трудовые песни, «Во поле береза стояла», «Дубинушка» | |
4 | Жанры и характерные особенности русской народной музыки | 1 | 24.09 | | Разучивание и слушание песен: р.н.п. военные и обрядовые «Солдатушки, бравы ребятушки», «Матушка» | |
5 | Жанры и характерные особенности русской народной музыки | 1 | 1.10 | | Слушание и пение. Частушки, «Летние частушки» — муз. Тиличеевой сл. Петровой. Игра на музыкальных инструментах. | |
6 | Жанры и характерные особенности русской народной музыки | 1 | 8.10 | | Слушание и пение. Частушки, «Летние частушки» — муз. Тиличеевой сл. Петровой. Игра на музыкальных инструментах. | |
7 | | 1 | 15.10 | | | |
8 | Жанры и характерные особенности русской народной музыки | 1 | 22.10 | | Исполнение и слушание песен по выбору обучащихся (из числа выученных на предыдущих уроках) | |
Календарно – тематическое планирование
II четверть
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата план | Дата факт | Основные виды деятельности | Коррекция плана |
1 | Домра, балалайка. | 1 | 5.11 | | Ознакомление с музыкальными инструментами, их звучанием. Музыкальный материал по выбору учителя. Музыкально-дидактические игры. | |
2 | Гармонь, баян | 1 | 12.11 | | Ознакомление с музыкальными инструментами. Загадки. Слушание и исполнение «Во поле береза», «Барыня». Игра на музыкальных инструментах. | |
3 | Свирель, трещотки. | 1 | 19.11 | | Ознакомление с музыкальными инструментами. Музыкально – дидактические игры. Слушание и исполнение «А я по лугу», «Ох, Самара-городок». Игра на музыкальных инструментах. | |
4 | Деревянные ложки. | 1 | 26.11 | | Ознакомление с музыкальными инструментами. Ритмическое эхо. Игра в шумовом оркестре. «Сама садик я садила» р.н.п. | |
5 | Инструментальный состав оркестра Русских народных инструментов. | 1 | 3.12 | | Закрепление представлений о составе и звучании оркестра народных инструментов. Игра «Угадай-ка!» Слушание: «Вдоль по улице метелица метет», «Лучинушка» р.н.п. | |
6 | Инструментальный состав оркестра Русских народных инструментов. | 1 | 10.12 | | Закрепление представлений о составе и звучании оркестра народных инструментов. Игра «Угадай-ка!» Слушание: «Вдоль по улице метелица метет», «Лучинушка» р.н.п. | |
7 | Инструментальный состав оркестра Русских народных инструментов. | 1 | 17.12 | | Закрепление представлений о составе и звучании оркестра народных инструментов. Игра «Угадай-ка!» Слушание: «Вдоль по улице метелица метет», «Лучинушка» р.н.п. | |
8 | Инструментальный состав оркестра Русских народных инструментов. | 1 | 24.12 | | Закрепление представлений о составе и звучании оркестра народных инструментов. Игра «Угадай-ка!» Слушание: «Вдоль по улице метелица метет», «Лучинушка» р.н.п. | |
Календарно – тематическое планирование
III четверть
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата план | Дата факт | Основные виды деятельности | Коррекция плана |
1 | Средства музыкальной выразительности. Музыка – какая она бывает? | 1 | 14.01 | | Слушание: «К Элизе». Л.Бетховен Разучивание песни «Нам бы вырасти скорее» — муз. Г.Фрида, сл. Е. Аксельрод. | |
2 | Средства музыкальной выразительности. Музыка – какая она бывает? | 1 | 21.01 | | Слушание: «К Элизе». Л.Бетховен Разучивание песни «Нам бы вырасти скорее» — муз. Г.Фрида, сл. Е. Аксельрод. | |
3 | Средства музыкальной выразительности. Музыка – какая она бывает? | 1 | 28.01 | | Слушание: «К Элизе». Л.Бетховен Разучивание песни «Нам бы вырасти скорее» — муз. Г.Фрида, сл. Е. Аксельрод. | |
4 | Лад. Ладовая окраска музыки. Мажор, минор | 1 | 4.02 | | Слушание: «Утро». Л.Бетховен Разучивание песни «Катюша» — муз. М. Блантера, сл.М. Исаковского | |
5 | Лад. Ладовая окраска музыки. Мажор, минор | 1 | 11.02 | | Слушание: «Утро». Л.Бетховен Разучивание песни «Катюша» — муз. М. Блантера, сл.М. Исаковского | |
6 | Темп. Темп – скорость движения в музыке. Основные виды темпов. | 1 | 18.02 | | Слушание: И. Штраус «Полька», Р. Шуман «Грезы» Игра «Угадай темп» Пение: «Катюша» — муз. М. Блантера, сл. М. Исаковского | |
7 | Темп. Темп – скорость движения в музыке. Основные виды темпов. | 1 | 25.02 | | Слушание: И. Штраус «Полька», Р. Шуман «Грезы» Игра «Угадай темп» Пение: «Катюша» — муз. М. Блантера, сл. М. Исаковского | |
8 | Сила звука в музыке. Динамические оттенки | 1 | 4.03 | | Слушание: Е. Гаврилин «Тарантелла», Э. Григ «Танец Анитры». Пение: «Катюша» — муз. М. Блантера, сл. М. Исаковского | |
9 | Сила звука. Сила звука в музыке. Динамические оттенки | 1 | 11.03 | | Слушание: Е. Гаврилин «Тарантелла», Э. Григ «Танец Анитры». Пение: «Катюша» — муз. М. Блантера, сл. М. Исаковского | |
10 | Обобщающий урок. | 1 | 18.03 | | Исполнение песен выученных за четверть, слушание музыки по выбору учащихся. | |
Календарно – тематическое планирование
IV четверть
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата план | Дата факт | Основные виды деятельности | Коррекция плана |
1 | Средства музыкальной выразительности. Ритм. Виды ритма. | 1 | 1.04 | | Игра «Ритмическое эхо». Слушание: Р. Вагнер «Увертюра» к 3 акту оперы «Лоэнгрин». Разучивание песни: В. Шаинский «Вместе весело шагать» | |
2 | Средства музыкальной выразительности. Ритм. Виды ритма. Ритмический рисунок. | 1 | 8.04 | | Игра «Ритмическое эхо». Слушание: Р. Вагнер «Увертюра» к 3 акту оперы «Лоэнгрин». Разучивание песни: В. Шаинский «Вместе весело шагать». | |
3 | Средства музыкальной выразительности. Тембр. Тембровая окраска музыки | 1 | 15.04 | | Слушание: И Дунаевский «Увертюра» из кинофильма «Дети капитана Гранта», Мусоргский «Рассвет на Москве - реке» вступление к Опере «Хованщина». | |
4 | Средства музыкальной выразительности. Тембр. Тембровая окраска музыки | 1 | 22.04 | | Слушание: И Дунаевский «Увертюра» из кинофильма «Дети капитана Гранта», Мусоргский «Рассвет на Москве - реке» вступление к Опере «Хованщина». | |
5 | Мелодия, лад, темп, сила звука, ритм, тембр – основные средства музыкальной выразительности | 1 | 29.04 | | Слушание: А. Петров «Вальс» из кинофильма «Берегись автомобиля». Игра «Музыкальный цветик – семицветик» | |
6 | Мелодия, лад, темп, сила звука, ритм, тембр – основные средства музыкальной выразительности | 1 | 6.05 | | Слушание: А. Петров «Вальс» из кинофильма «Берегись автомобиля». Игра «Музыкальный цветик – семицветик» | |
7 | «Лицо» музыкального произведения. | 1 | 13.05 | | Пение: С. Никитин «Под музыку Вивальди», М. Минков «Дорога добра», А. Рыбников «Песенка для тебя». Слушание: Я.Френкель вступление к кинофильму «Новые приключения неуловимых». | |
8 | «Лицо» музыкального произведения. | 1 | 20.05 | | Пение: С. Никитин «Под музыку Вивальди», М. Минков «Дорога добра», А. Рыбников «Песенка для тебя». Слушание: Я.Френкель вступление к кинофильму «Новые приключения неуловимых». | |