12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Флёра Фаритовна41
Россия, Кировская обл., Уржум









Рабочая программа



по наставничеству


Содержание

Ιраздел - целевой

1.1.Пояснительная записка

1.2.Цель и задачи Программы

1.3.Принципы реализации и основные направления программы

1.4.Планируемые результаты

ΙΙ раздел - содержательный

2.1.Формы и методы работы с молодыми специалистами

2.2.Содержание программы

2.3Перспективно тематический план воспитателя-наставника по педагогическому просвещению молодого педагога

2.4.Механизм реализации программы

ΙΙΙ-раздел – Организационный

3.1.Материально-техническое обеспечение Программы

Приложение









Ιраздел - целевой

1.1.Пояснительная записка

В настоящее время, в условиях модернизации системы образования в России значительно возрастает роль педагога. Период вхождения молодого педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности. Каждый заведующий ДОУ, старший воспитатель осознаёт тот факт, что достижение желаемых результатов в воспитании, развитии и обучении дошкольников невозможно без оптимального подхода к работе с кадрами. Для эффективной организации воспитательно- образовательного процесса в ДОУ необходима высокая профессиональная компетентность педагогов.

Программа нацелена на работу с молодыми специалистами. Начиная свою работу в ДОУ, они испытывают потребность в общении с коллегами, в более глубоком знании психологии детей, методик дошкольного воспитания. При взаимодействии опытных и молодых педагогов происходит интеллектуальное единение, обмен опытом, развитие совместного творчества, развитие профессионального мастерства, самовыражения.

В Программе используются следующие понятия:

Наставничество – универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.

Форма наставничества – способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в заданной обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников.

Программа наставничества – комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.

Наставляемый – участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает

новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. В конкретных формах наставляемый может быть определен термином «обучающийся».

Наставник – участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.

Куратор – сотрудник организации, осуществляющей деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам и программам среднего профессионального образования, либо организации из числа ее партнеров, который отвечает за организацию программы наставничества.

Целевая модель наставничества – система условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации программ наставничества в образовательных организациях.

Методология наставничества – система концептуальных взглядов, подходов и методов, обоснованных научными исследованиями и практическим опытом, позволяющая понять и организовать процесс взаимодействия наставника и наставляемого.

Профессиональная адаптация начинающего воспитателя в процессе его вхождения в образовательную среду пройдет успешно, если:

-трудовая мотивация, педагогическая направленность являются важными факторами при поступлении педагога на работу и закреплены в локальных нормативных актах ДОУ;

-профессиональная адаптация воспитателя осуществляется в неразрывной связи с процессом его личностного и профессионального развития и определена в методической работе ДОУ;

-в организации педагогического труда имеют место максимальный учет личностных особенностей и уровня профессиональной подготовки, активная поддержка личностного и профессионального роста воспитателя;

-материально-техническое обеспечение образовательного процесса соответствует современным требованиям и помогает педагогу реализовать инновационные подходы.

1.2.Цель и задачи Программы

Цель: повышение профессионального мастерства молодых специалистов в первые годы их работы в учреждении, приобретение или совершенствование индивидуальных профессиональных навыков.

Задачи:

1. Оказание помощи молодому специалисту в освоении профессии и скорейшем овладении в полном объеме трудовыми обязанностями за счет ознакомления с существующими в учреждении методами и приемами труда, передачи наставниками личного опыта, принципов корпоративной культуры и профессиональной этики.

2. Адаптация молодых специалистов к условиям осуществления трудовой деятельности.

3. Создание условий для становления квалифицированного и компетентного в своей профессиональной области работника.

4. Оказание моральной и психологической поддержки молодым специалистам в преодолении профессиональных трудностей, возникающих при выполнении трудовых обязанностей.

1.3.Принципы реализации Программы

Деятельность строится на принципах, наиболее значимых на начальном этапе работы:

- принцип сотрудничества и диалога позволяет создать в ходе занятий атмосферу доброжелательности, эмоциональной раскрепощенности среди начинающих педагогов и опытных специалистов;

- принцип системности - непрерывности образования, накопления опыта;

принцип многоуровневой дифференциации - организация подгрупп для занятий по стажу работы, по уровню квалификационной категории педагогов, по выявленным проблемам в работе.


    1. Основные направления Программы

Анализ результатов образовательной деятельности, изучение уровня профессиональной подготовки педагогов, их потребностей, затруднений.

Организация семинаров, практикумов, деловых игр, консультаций, мастер-классов, открытых занятий с целью совершенствования методики и оптимизации их проведения.

Изучение нормативных правовых и инструктивных документов, обеспечивающих реализацию воспитательно- образовательного процесса.

Разработка и обсуждение планирования.

Взаимное посещение занятий, обмен опытом, совершенствование методики преподавания.

Ознакомление педагогов с новинками нормативно-правовой, учебно-методической и справочной литературы.


    1. 1.4.Планируемые результаты

Адаптации начинающих педагогов в учреждении.

Познание себя и ориентация на ценности саморазвития.

Качественное изменение отношений в коллективе.

Стремление взаимодействовать с установкой на открытость, взаимопомощь.

Рост профессиональной и методической компетенции молодых воспитателей, повышение уровня их готовности к педагогической деятельности.

Использование в работе начинающих педагогов новых педагогических технологий

Приобретение умения общаться с детьми с учетом их индивидуально-личностных особенностей.

Знакомство с основными документами, регламентирующими деятельность ДОУ: Федеральным законом «Об образовании»; Федеральным государственным образовательным стандартом; Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребёнка Российской Федерации»; Конвенцией ООН о правах ребёнка; Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами для ДОУ; уставом учреждения; локальными актами ДОУ.


ΙΙ раздел - содержательный


2.1.Формы и методы работы с молодыми специалистами

Процесс повышения профессионализма молодых специалистов предполагается строить с учётом следующих факторов:

уровень базового образования, теоретическая подготовленность;

индивидуальные особенности педагога;

уровень профессиональных потребностей педагога (каких результатов в своей деятельности хотят добиться)

наличие практического опыта работы с детьми.

Формы и методы работы

диалоги, активизирующие мыслительную познавательную деятельность;

беседы;

индивидуальная работа с опытными педагогами;

анализ собственной деятельности;

индивидуальные и групповые консультации;

педсоветы и семинары;

открытые занятия, взаимные посещения занятий;

тренинги по совершенствованию профессиональных умений;

самообразование, изучение методической литературы;

анкетирование и опросы.

Условия эффективности работы

взаимосвязь всех звеньев методической деятельности, её форм и методов;

системность и непрерывность в организации всех форм методической работы;

сочетание теоретических и практических форм;

оценка результатов работы (диагностика развития детей);

своевременное обеспечение педагогов педагогической и учебно-методической информацией.

2.2.Содержание программы

Наставничество - одна из функций работника, предполагающая помощь новому сотруднику в период адаптации на новом рабочем месте. Включает в себя планирование, организацию и контроль введения нового работника в должность. Заключается в практической передаче профессиональных и иных навыков и знаний от более опытного работника - менее опытному.

Наставничество в муниципальном казённом дошкольном образовательном учреждении «Родничок» (далее - ДОУ) является разновидностью индивидуальной работы с молодыми специалистами, не имеющими трудового стажа (до 3-х лет) педагогической деятельности, или со специалистами, назначенными на должность, по которой они не имеют опыта работы. Основными принципами движения наставничества являются открытость, компетентность, соблюдение норм профессиональной этики. Наставником может являться опытный педагогический работник (воспитатель), обладающий высокими профессиональными и нравственными качествами, знаниями в области методики преподавания и воспитания. Наставник должен обладать высоким уровнем профессиональной подготовки, коммуникативными навыками и гибкостью в общении.

Критерии отбора наставников — это совокупность требований, предъявляемых к работнику и необходимых для выполнения функций наставника.

Критерии отбора наставников

Квалификация сотрудника

Должность: воспитатель первой или высшей квалификационной категории. Приветствуется наличие предыдущего опыта наставничества

Показатели результативности

стабильно высокие результаты образовательной деятельности

отсутствие жалоб от родителей и воспитанников

Профессиональные знания и навыки

доскональное знание методики дошкольного образования, психологических особенностей детей дошкольного возраста;

умение эффективно налаживать взаимоотношения с коллегами и воспитанниками;

знание компьютерной программы

Профессионально важные качества

умение обучать других

умение слушать

умение говорить (грамотная речь)

личности

аккуратность, дисциплинированность

ответственность

ориентация на результат

командный стиль работы

Личные мотивы к наставничеству

потребность в приобретении опыта управления людьми

желание помогать людям (помощь раскрыться новичкам)

потребность в приобретении нового статуса, как подтверждение своей профессиональной квалификации

Права наставника:

Включать с согласия заведующего ДОУ (заместителя заведующего), других сотрудников для дополнительного обучения молодого специалиста.

Требовать рабочие отчеты у молодого специалиста, как в устной, так и в письменной форме.

Наставничество в нашем педагогическом коллективе выстроено в три этапа:

1-й этап – адаптационный. Наставник определяет круг обязанностей и полномочий молодого специалиста, а также выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации.

Изучение локальных актов образовательной организации о наставничестве.

Закрепление молодых специалистов за воспитателями стажёрами.

Подбор методической литературы для изучения молодыми специалистами.

Составление плана работы с учетом индивидуальных затруднений и предложений всех исполнителей

Кандидатуры наставников рассматриваются и утверждаются на заседаниях педагогического совета ДОУ и утверждаются приказом заведующего с указанием срока наставничества (не менее одного года).


2-й этап – основной (проектировочный). Наставник разрабатывает и реализует программу адаптации, осуществляет корректировку профессиональных умений молодого педагога, помогает выстроить ему собственную программу самосовершенствования.

Изучение теоретического основания и содержания программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы; Т.С. Комаровой; М.А. Васильевой;

Совместное изучение новейших педагогических технологий и применение их в работе с детьми.

Совместное проектирование образовательного процесса, составление календарного и перспективного планов работы.

Ознакомление молодых специалистов с организацией предметно- развивающей среды в группах.

Изучение опыта работы коллег своего учреждения и других ДОУ.

Показ совместной деятельности с детьми и режимных моментов наставниками для молодых специалистов в разных возрастных группах.

Посещение режимных моментов и показ совместной деятельности молодыми педагогами, с дальнейшими предложениями по выбору наиболее эффективных методов работы с детьми.

Консультации для молодых специалистов по работе с родителями.

Самообразование молодых специалистов.

Обсуждение образовательной деятельности, использования приемов и методов в различных ситуациях.

3-й этап – контрольно - оценочный.

Показ молодыми специалистами открытых мероприятий:

в образовательной организации

на муниципальном уровне

Анализ результатов работы на педагогическом совете.

Ежегодное подведение итогов работы.

Обобщение опыта работы.

Показателями оценки эффективности работы наставника является выполнение молодым воспитателем, специалистом целей и задач в период наставничества. Оценка производится по результатам промежуточного и итогового контроля.

Наставник проверяет уровень профессиональной компетентности молодого специалиста, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.

Среди основных проблем, возникающих в процессе педагогической деятельности молодых специалистов в детском саду была выявлена несформированность умений:

устанавливать и удерживать контакт в системе «педагог – ребёнок», «педагог – родитель», «педагог – коллектив»;

справляться большим количеством дел одновременно;

управлять конфликтными ситуациями;

вовремя заметить и оказать помощь и поддержку ребёнку.

Исходя из этого, работа с молодыми педагогами строится с учетом основных аспектов.

1. Молодой специалист – ребенок и его родитель: формирование авторитета педагога, уважения, интереса к нему у детей и их родителей.

2. Молодой специалист – коллега: оказание поддержки со стороны коллег.

Для конструктивного взаимодействия наставника и начинающего педагога необходимо сочетание не только поучений и демонстрации, но и применение наиболее эффективных форм, развивающих деловую коммуникацию, личное лидерство. В МКДОУ запланирована организация деловых и ролевых игр, работа в малых группах, анализ проблемных ситуаций.

Разработаны индивидуальные планы профессионального становления для каждого педагога:

педагогическое самообразование и самовоспитание;

участие в работе методического объединения;

участие в жизни детского сада.

Процесс повышения профессионализма молодых специалистов строится с учётом следующих факторов:

- уровень базового образования;

- индивидуальных особенностей: креативный потенциал, стиль, предпочитаемые способы усвоения информации и т.п.

-уровень профессиональных потребностей педагога.

Однако есть ограниченные помехи и риски. Следует помнить, что организация деятельности по методическому сопровождению педагогов предполагает наличие таких рисков, как

дополнительная нагрузка на сотрудников,

эмоциональное выгорание педагогов – стажистов,

увольнение молодых специалистов по разным субъективным причинам.

Анализ возможностей предотвращения возникновения данных рисков указал на актуальность разработки мероприятий (тематического плана) психологического сопровождения педагогического коллектива, что также является неотъемлемым условием эффективного внедрения ФГОС ДО.




2.3.Перспективно тематический план

воспитателя-наставника по педагогическому просвещению молодого педагога


Месяц

Содержание работы

Формы и методы работы

Сентябрь

Диагностика проблем педагога

Анкетирование. Консультация и ответы на интересующие вопросы.

Знакомство с нормативно-правовой базой учреждения.


Изучение документов: Закона об образовании;

- Конвенция о правах ребенка;

- Устав ДОУ;Типовое положение о ДОУ.

Организация утреннего приёма детей (взаимодействие с родителями)

Просмотр молодым специалистом режимных моментов. Методические рекомендации.

Помощь в   планировании образовательного  процесса в детском саду.  

Изучение всех видов планирования (перспективного, ежедневного), подбор педагогической литературы

Мониторинг детского развития.

Изучение видов мониторинга, форм его проведения, подбор диагностического материала.

Организация развивающей предметно - пространственной среды в группе

Обсуждение (принципы построения, наличие игровых зон, их оснащение, смена материала). Методические рекомендации.

Октябрь

Организация и проведение приёма пищи в группе

Консультации. Подбор литературы.


Формы взаимодействия с семьёй: родительские    собрания


Обсуждение возможных тем родительского собрания на начало учебного года, просмотр и участие молодого специалиста в подготовке.

Оздоровление детей в процессе режимных моментов (система закаливания).

Просмотр молодым специалистом режимных моментов, методические рекомендации.

Роль сюжетно – ролевой игры в развитии дошкольников. Организация и методика проведения сюжетно-ролевых, режиссёрских, дидактических игр.

Консультация, просмотр проведения сюжетной игры наставником, методические рекомендации.

Изучение нормативных документов, ФГОС

Изучение норм и регламентов, освоение практических навыков внедрения стандартов качества. Консультация «Корректировка Основной образовательной программы дошкольной образовательной организации

в соответствии с ФГОС дошкольного образования»

Ноябрь

Составление конспектов НОД

Методические рекомендации по составлению плана конспектов (цель, задачи, технологии, оборудование, предварительная работа, ход).

Методика проведения  праздников в детском  саду.


Участие в подготовке к осеннему празднику, выставке – ярмарке «Дары осени», просмотр мероприятия, обсуждение.

Формы работы по физическому развитию детей и укреплению здоровья


Методические рекомендации по организации физкультурных - оздоровительных мероприятий (прогулка, зарядка, гимнастика, закаливающие мероприятия), подбор литературы.

Открытый просмотр и анализ непосредственно - образовательной деятельности в младших группах. Соблюдение методики проведения образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста.

Анализ работы. Просмотр молодым специалистом организованной деятельности, обсуждение задач, технологий и результативности.

Конфликтные ситуации между детьми и способы их устранения.

 Анализ работы. Обсуждение конкретных примеров, советы наставника.

Декабрь

 

Методика подготовки и проведения продуктивной деятельности дошкольника.

Методические рекомендации.

Формы взаимодействия с семьей:  

консультации, досуги, дни открытых  дверей

Консультация, подбор литературы для изучения, совместное планирование работы с родителями.

Инструкции, используемые в работе воспитателя.

Познакомить с различными инструкциями в детском саду, помочь осознать серьезность их исполнения.

Организация и методика проведения новогоднего праздника в детском саду.

Консультация и помощь при оформлении костюмов, пособий. Участие в подготовке к новогоднему празднику, просмотр мероприятия, обсуждение.

Январь

Открытый просмотр приёма пищи в подготовительной группе, организованного молодым специалистом.

Анализ работы.

Освоение и совершенствование навыков молодого специалиста

Помощь и контроль в заполнении текущей документации

Индивидуальное  сопровождение   ребенка.


Совместное обсуждение особенностей характера, поведения  и развития  каждого ребенка и методов их корректирования.

Знакомство со здоровье сберегающими технологиями. Показ молодым специалистом закаливающих процедур.

Обсуждение темы, составление плана, помощь  в подготовке  и проведении  молодым специалистом закаливающих процедур.

Повышение профессионального мастерства

Участие в работе педсовета, советы по подготовке материалов к педсовету.

Февраль

   

Участие в проводимых конкурсах и других мероприятиях, организуемых в ДОУ

Методические рекомендации и советы по участию в проводимых конкурсах и других мероприятиях.

Взаимодействие воспитателей со специалистами ДОО (учителем – логопедом, педагогом - психологом) в процессе образовательной деятельности

Методические рекомендации

Речевое  развитие детей


Методические рекомендации по созданию картотеки речевых игр. Советы по использованию различных видов работы  по речевому развитию (беседы, игры).

Привлечение родителей к мероприятиям в детском  саду.

Организовать праздник ко Дню Защитника Отечества, совместно обсудить план, помощь в проведении.

Оздоровление детей в процессе режимных моментов (утренняя, корригирующая, пальчиковая, дыхательная гимнастика)

Методические рекомендации

 Март

Использование  различных технологий в образовательной деятельности детей.

Консультация, советы по   целесообразности их использования.

Открытый просмотр проведения молодым специалистом корригирующей гимнастики с детьми 2-й младшей группы

Анализ работы

Проектная  деятельность дошкольников.

Совместное планирование  проекта,   помощь в его осуществлении.

Оздоровление детей в процессе режимных моментов (система закаливания)

Методические рекомендации

Апрель

   

Информирование родителей о  

жизни детей   в  детском саду.

Консультация о правилах оформления родительских уголков, наличие материала, формах их оформления.

Использование схем, мнемотаблиц,  моделей  в работе с детьми.

Консультация, изготовление материала (схем, моделей и т.д.) молодым специалистом.

Оформление и  ведение  документации в  группе.

Проверить  ведение  документации  молодым специалистом, обсудить, дать советы.

Виды прогулок. Организация прогулки.

Методические рекомендации, совместное    обсуждение.

Май

День открытых  дверей


Помощь в организации  мероприятия, последующее обсуждение  положительных моментов, неудач.

Открытый просмотр проведения молодым специалистом прогулки с детьми старшей группы

Анализ работы.

Подготовка к летней -   оздоровительной  компании.

Консультация, документация, закаливание, оформление родительского уголка.

Подведение итогов, анализ работы.

Анализ проделанной работы, пожелания на будущее.




2.4.Механизм реализации программы

Реализация программы «Наставничество» рассчитана на один учебный год, осуществляется наставниками, молодыми (вновь принятыми педагогами), старшим воспитателем, заместителем заведующего по воспитательно-методической работе, руководителем дошкольной организации. Методическая служба и руководитель образовательного учреждения осуществляют контроль реализацией программы и за работой наставников.

Руководитель дошкольной организации в начале учебного года представляет молодого специалиста педагогическим работникам детского сада, объявляет приказ о закреплении за ним наставника, создает необходимые условия для совместной работы молодого специалиста с закрепленным за ним наставником.

На основе примерного плана по наставничеству каждый наставник составляет индивидуальные планы работы на год, в соответствии с которыми и осуществляется работа и контроль. Контроль за реализацией программы включает: посещение занятий, родительских собраний и других мероприятий проводимые наставником и молодым специалистом, анализ планов и отчетов.

В конце учебного года результаты работы по наставничеству, т.е результаты реализации программы «Наставничество» представляются на итоговом педагогическом совете.



3-раздел – Организационный

3.1.Материально-техническое обеспечение Программы

Технические средства обучения:

- ноутбуки - 2 шт.,

- компьютер – 1 шт.;

- телевизор – 1 шт.;

- музыкальный центр - шт.;

- лазерный принтер - 3 шт.;

- мультимедийное оборудование – 2 шт.

Методическое обеспечение:

- библиотека методической, справочной литературы и подписных методических изданий;

- копилка педагогического опыта коллектива;

- медиатека;

- дидактический материал;

- библиотека учебно-методической литературы.

Информационное обеспечение:

- подключена сеть Интернет;

- ведется работа по обновлению банка нормативно-правовой документации ДОУ.





Приложение 1



Индивидуальный план

осуществления наставничества


1. Фамилия, имя, отчество лица, в отношении которого осуществляется наставничество:

2. Наименование должности лица, в отношении которого осуществляется наставничество: воспитатель 2группы раннего возраста

3. Фамилия, имя, отчество наставника: 

4. Наименование должности наставника: Методист

5. Период наставничества:

с «3»сентября 2020 г. по «31» мая 2021г.



п/п

Наименование
и содержание мероприятий

Период выполнения

Ответственный за выполнение

Отметка
о выполнении

1.


1.Знакомство с нормативно-правовой базой учреждения.

2.Организация утреннего приёма детей (взаимодействие с родителями)

3.Помощь в   планировании образовательного  процесса в детском саду.  

4.Мониторинг детского развития.

5.Организация развивающей предметно - пространственной среды в группе

Сентябрь

Методист


выполнено


2.

1.Организация и проведение приёма пищи в группе

2.Формы взаимодействия с семьёй: родительские    собрания

3.Оздоровление детей в процессе режимных моментов (система закаливания).

4.Роль сюжетно – ролевой игры в развитии дошкольников. 5.Организация и методика проведения сюжетно-ролевых, режиссёрских, дидактических игр.

6.Изучение нормативных документов, ФГОС

Октябрь

Методист

Выполнено

3

1.Составление конспектов НОД

2.Методика проведения  праздников в детском  саду.

3.Формы работы по физическому развитию детей и укреплению здоровья

4.Открытый просмотр и анализ непосредственно - образовательной деятельности в младших группах. Соблюдение методики проведения образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста.

5. Конфликтные ситуации между детьми и способы их устранения.

Ноябрь

Методист, воспитатель

Выполнено

4.

Методика подготовки и проведения продуктивной деятельности дошкольника.

Формы взаимодействия с семьей:  

консультации, досуги, дни открытых  дверей

Инструкции, используемые в работе воспитателя.

Организация и методика проведения новогоднего праздника в детском саду.

Декабрь

Методист, воспитатель

Выполнено

5

Открытый просмотр приёма пищи в подготовительной группе, организованного молодым специалистом.

Освоение и совершенствование навыков молодого специалиста

Взаимодействие воспитателя с другими педагогами в процессе образовательной деятельности

Индивидуальное  сопровождение   ребенка.

Знакомство со здоровье сберегающими технологиями. Показ молодым специалистом закаливающих процедур.

Повышение профессионального мастерства

Январь

Методист, воспитатель


6.

Участие в проводимых конкурсах и других мероприятиях, организуемых в ДОУ

Взаимодействие воспитателей с учителем – логопедом, в процессе образовательной деятельности

Речевое  развитие детей

Привлечение родителей к мероприятиям в детском  саду.

Оздоровление детей в процессе режимных моментов (утренняя, корригирующая, пальчиковая, дыхательная гимнастика)

Февраль

Методист, воспитатель, учитель--логопед


7

Использование  различных технологий в образовательной деятельности детей.

Открытый просмотр проведения молодым специалистом корригирующей гимнастики с детьми 2-й группе раннего возраста

Проектная деятельность дошкольников.

Оздоровление детей в процессе режимных моментов (система закаливания)

Март

Методист, воспитатель


8

Информирование родителей о  

жизни детей   в  детском саду.

Использование схем, мнемотаблиц, моделей в работе с детьми.

Оформление и  ведение  документации в  группе.

Виды прогулок. Организация прогулки.

Апрель

Методист, воспитатель


9

День открытых  дверей

Открытый просмотр проведения молодым специалистом прогулки с детьми 2группы раннего вораста

Подготовка к летней - оздоровительной  компании.

Подведение итогов, анализ работы.

Май

Методист, воспитатель


Рекомендации наставника по вопросам, связанным с исполнением должностных обязанностей:

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Методическая и практическая помощь в приобретении навыков
для выполнения должностных обязанностей

____________________________________________________________________________________________________________________________________



«____» __________ 20____ г.

______________/_____________



(подпись / фамилия и инициалы куратора)



Приложение 2


Форма отзыва о результатах наставничества

ОТЗЫВ

о результатах наставничества

1. Фамилия, имя, отчество и должность наставника:_________________

__________________________________________________________________

2. Фамилия, имя, отчество и должность лица, в отношении которого осуществляется наставничество (далее – наставляемый):__________________

__________________________________________________________________

3. Период наставничества:

с «____» __________ 20____ г. по «____» __________ 20____ г.

4. Информация о результатах наставничества:

а) наставляемый изучил следующий перечень вопросов:_____________

__________________________________________________________________

б) наставляемый выполнил следующие задания, данные наставником: __________________________________________________________________

__________________________________________________________________

в) оценка профессиональных и личностных качеств наставляемого (нужное указать):___________________________________________________

__________________________________________________________________

г) наставляемому следует устранить следующие недостатки: _________

__________________________________________________________________

д) наставляемому следует дополнительно изучить следующие

вопросы: __________________________________________________________

__________________________________________________________________

5. Определение потенциала наставляемого и рекомендации по его профессиональному развитию: _______________________________________

__________________________________________________________________

6. Дополнительная информация о наставляемом,
(представляется при необходимости): _________________________________

__________________________________________________________________



«____» __________ 20____ г.










Положение

об организации наставничества

в МКДОУ детский сад ОРВ «Родничок»

I. Общие положения

1.1. Настоящее положение разработано для муниципального казённого дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида «Родничок»

Дошкольное наставничество - разновидность индивидуальной работы с молодыми специалистами и воспитателями, не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательном учреждении или со специалистами, имеющими трудовой стаж не более 3 лет, а также воспитателями, нуждающимися в дополнительной подготовке для проведения непосредственно образовательной деятельности в определенной группе.

Наставник – опытный работник (преимущественно педагог), обладающий высокими профессиональными и нравственными качествами, знаниями в области методики преподавания (обучения), воспитания, развития личности.

Молодой специалист – выпускник, получивший среднее специальное или высшее образование по дневной форме обучения за счет средств бюджета или по целевому договору и направленный на работу по распределению.

1.2. Наставничество в МКДОУ детский сад «Родничок» предусматривает систематическую индивидуальную работу опытного воспитателя по развитию у молодого или начинающего специалиста необходимых навыков и умений ведения педагогической деятельности, а также имеющихся знаний в области воспитания и обучения.

1.3. Основными принципами движения наставничества являются открытость, компетентность, соблюдение норм профессиональной этики.

1.4. Действие настоящего положения распространяется на педагогов и специалистов учреждения.

1.5. Участие в движении наставничества не должно наносить ущерб основной деятельности участников движения.

1.6. Срок данного положения не ограничен. Действует до принятия нового.


2. Цели и задачи наставничества.

2.1. Целью наставничества является оказание помощи педагогам, работникам образовательных организаций, впервые принятым или назначенным на работу в их профессиональном становлении, приобретении профессиональных навыков выполнения должностных обязанностей, адаптации в коллективе, соблюдении служебной дисциплины, а также воспитание у них требовательности к себе и заинтересованности в результатах труда.


2.2. Задачами наставничества являются:

ускорение процесса формирования и развития профессиональных знаний, навыков, умений работника, в отношении которых осуществляется наставничество;

оказание помощи в адаптации к условиям осуществления образовательной деятельности;

обучение работников образовательных организаций эффективным формам и методам работы, развитие их способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на них обязанности, повышать свой профессиональный уровень;

развитие у работников образовательных организаций интереса к педагогической деятельности, их закрепление на работе в сфере образования в конкретной организации;

формирование квалифицированного кадрового состава и его стабилизация.

адаптация к корпоративной культуре, усвоение традиций и правил поведения в данном коллективе


3. Организация наставничества


3.1. Наставничество может устанавливаться для:

Работников образовательных организаций, впервые приступивших к профессиональной деятельности:

впервые принятыми на работу и не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в учреждениях образования;

выпускниками очных высших и средних специальных учебных заведений, прибывшими в учреждение образования по распределению;

Работников образовательных организаций, назначенных на должность в порядке должностного роста, если выполнение ими функциональных обязанностей требует новых профессиональных знаний и практических навыков.

Педагогов, нуждающихся в дополнительной подготовке по определенной тематике.

3.2. Наставничество устанавливается продолжительностью от трех месяцев до одного года в зависимости от уровня профессиональной подготовки нового работника, его индивидуальных способностей к накоплению и обновлению профессионального опыта.

По рекомендации наставника и по согласованию с руководителем методического объединения, отдела, службы, филиала, интерната, библиотеки и др. (далее-структурного подразделения) период продолжительности наставничества может быть увеличен или сокращен.

3.3. Наставники подбираются из наиболее подготовленных сотрудников, обладающих высокими профессиональными качествами, имеющих стабильные показатели в работе, способность и готовность делиться своим опытом, имеющих системное представление о своем участке работы и работе подразделения, преданных делу компании, поддерживающих ее стандарты и правила работы, обладающих коммуникативными навыками и гибкостью в общении.

Наставником может быть спецалист/профессионал из числа работников структурного подразделения, куда впервые назначен работник, замещающий должность не ниже должности обучаемого, обладающий высокими профессиональными качествами, имеющий необходимый опыт работы по замещаемой должности.

3.4. Основанием для назначения наставника работнику образовательной организации, впервые принятому на работу или назначенному на должность в порядке должностного роста, является представление руководителя структурного подразделения образовательной организации с указанием срока наставничества при обоюдном согласии предполагаемого наставника и вновь назначенного работника, за которым он будет закреплен.

3.5. Назначение наставника для работника образовательной организации, впервые приступившего к работе по распределению, по собственному заявлению, в порядке перевода или назначенного на должность в порядке должностного роста, оформляется приказом руководителя образовательной организации.

3.6. Наставник осуществляет мероприятия наставнической деятельности в отношении одного или нескольких работников одновременно в зависимости от личных качеств и объема выполняемой в соответствии с должностными обязанностями работы.

3.7. Замена наставника оформляется приказом руководителя образовательной организации на основании служебной записки руководителя структурного подразделения на имя руководителя в следующих случаях:

при расторжении трудового договора, эффективного контракта с работником, являющимся наставником;

при переводе наставника или нового работника на иную должность или в другое структурное подразделение;

по иным основаниям при наличии обстоятельств, препятствующих осуществлению процесса профессионального становления нового работника.

3.8. По окончании срока наставничества наставник готовит отзыв о вступлении в должность согласно Приложению № 1 к настоящему Положению, который подписывается руководителем структурного подразделения и представляется в коллективный орган управления (педагогический совет, управляющий совет или иной орган, в соответствии с Положением об организации наставничества в данной организации)

При необходимости работнику, в отношении которого осуществлялось наставничество, даются конкретные рекомендации по дальнейшему повышению профессионального мастерства.

При неудовлетворительном результате прохождения наставничества представитель нанимателя имеет право до истечения срока испытания расторгнуть трудовой договор с работником, предупредив его об этом в письменном виде не позднее чем за три дня с указанием причин, послуживших основанием для признания этого работника не выдержавшим испытание.

3.9. Наставник, осуществляющий руководство адаптацией вновь принятого работника, на основании отчета о проделанной работе может быть представлен к различным видам поощрения и награждения в соответствии с установленными видами поощрения и награждения министерства образования Кировской области. Критериями оценки наставничества являются результаты служебной деятельности нового работника.

3.10. Результаты работы наставника учитываются при продвижении карьеры.

3.11. Наставничество является выполнением особо важного и сложного задания в процессе образовательной деятельности


4.Обязанности и права наставника


4.1. Наставник обязан:

знать требования законодательства и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, ведомственных нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность лица, в отношении которого осуществляется наставничество;

разрабатывать совместно с руководителем структурного подразделения индивидуальный план вступления в должность для лица, в отношении которого осуществляется наставничество, согласно Приложению № 2 к настоящему Положению;

оказывать методическую и практическую помощь в приобретении навыков для выполнения должностных обязанностей, осуществлять постоянный контроль за деятельностью работника, своевременно выявлять допущенные ошибки и недостатки в работе и совместно принимать меры к их устранению;

всесторонне изучать личные и деловые качества обучаемого, его отношение к выполнению служебных обязанностей, к коллегам по работе;

личным примером развивать положительные качества работника, корректировать его поведение на работе;

периодически докладывать руководителю структурного подразделения о ходе выполнения плана вступления в должность и адаптации работника к новым условиям;

соблюдать честность и объективность при подготовке отчета о результатах наставничества.

4.2. Наставник имеет право:

осуществлять контроль деятельности лица, в отношении которого осуществляется наставничество, в форме личной проверки выполнения заданий, поручений, проверки качества подготавливаемых документов;

вносить предложения о поощрении, наложении взыскания, премировании лица, в отношении которого применяется наставничество.


5.Обязанности и права работника, в отношении которого

осуществляется наставничество


5.1. Работник, в отношении которого осуществляется наставничество, обязан:

изучать требования законодательства и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, ведомственных нормативных правовых актов, регламентирующих служебную деятельность, вопросы прохождения трудовой деятельности;

соблюдать требования должностного регламента, служебный распорядок;

выполнять индивидуальный план обучения, при необходимости участвовать в его корректировке;

совершенствовать свой профессиональный и культурный уровень;

5.2. Работник, в отношении которого осуществляется наставничество, имеет право:

пользоваться имеющейся в структурном подразделении служебной, нормативной, учебно-методической документацией;

в индивидуальном порядке обращаться к наставнику за советом, помощью по вопросам, связанным с образовательной деятельностью (обучением, воспитанием, развитием субъектности и т.д.) деятельностью.


6. Руководство по вопросам организации наставничества


6.1. Организационное и методическое руководство по вопросам организации наставничества осуществляет Административный совет образовательной организации.

6.2. Непосредственное руководство и контроль за организацией наставничества в структурном подразделении осуществляет руководитель структурного подразделения (или его заместитель, курирующий данное направление деятельности), который обязан:

ознакомить с приказом об установлении наставничества под роспись вновь принятого (переведенного) работника и его наставника;

создать необходимые условия для организации их совместной профессиональной деятельности на период наставничества;

оказывать методическую и практическую помощь в составлении планов готовности к должности (реализация горизонтальной, вертикальной карьеры), утверждать их, осуществлять общий контроль их выполнения;

проводить собеседование с работником, прошедшим становление в профессиональной деятельности, карьерном росте, по окончании периода наставничества;

по результатам собеседования представлять в Административный совет план вступления в должность с отметками об исполнении и отзыв о готовности к вступлению в должность обучаемого;

организовать обучение наставников основам педагогики и психологии, формам и методам педагогического процесса, педагогического менеджмента;

организовать обучение наставников основам педагогики и психологии, формам и методам индивидуальной воспитательной работы;

оказать организационно-методическую помощь наставникам в планировании и реализации учебно-воспитательных мероприятий с сотрудником (стажером);

заслушивать отчеты наставников о проделанной работе, стимулировать положительные результаты наставничества;

анализировать, обобщать и распространять позитивный опыт наставничества;

определять меры поощрения наставников;

обеспечить систематическое рассмотрение вопросов организации наставнической работы.

Вопрос применения наставничества в организациях трудовым законодательством в сфере образования в настоящий период не регламентирован, как и срок хранения этого типа локального акта, поэтому условия, а также процедура внедрения могут быть закреплены только в Положении о наставничестве в конкретной образовательной организации. Содержание Положения об организации наставничества не должно противоречить Положению об отличительном знаке «Почетный наставник в сфере образования» Кировской области.

Положение о наставничестве относится к одному из видов локальной документации, учитывая, что оговоренный документ утверждается распорядительным актом и приобретает юридическую силу. Требований к постоянному либо периодическому обновлению Положения об организации наставничества законом не предусмотрено. Следовательно, организация (группа разработчиков) может разработать собственный график, который будет утверждать сроки, как пересмотра действующих условий, так и их корректировки в случае необходимости.

При этом документ может использоваться только в пределах учреждения, его создавшего, и не распространяется на иные виды правоотношений, которые присутствуют даже между двумя отделениями, допустим, дочерними, так как обе из указанных организаций являются отдельными юридическими единицами с собственной кадровой политикой и целями




.























7


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.