Рабочая программа по немецкому языку (второму иностранному) 9 класс первый год обучения
Министерство образования и науки РФ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Романовская основная общеобразовательная школа
п.г.т. Погар, Брянской области
«Рассмотрено» Руководитель МО _____ /Хохлова Т.М./ ФИО Протокол №____ от «___» _________2019г. | «Утверждено» Руководитель МБОУ Романовская ООШ _____ /Елюшникова О.Л. / ФИО Приказ № ______ от «___» _______ 2019г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по немецкому языку (второму иностранному)
предмет
в 9 классе, базовый, 68 часов
класс, уровень обучения (базовый, профильный), количество часов
Метлицкой Татьяны Викторовны
Ф.И.О.
Учителя немецкого языка,
должность, категория
2019 - 2020 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по немецкому языку для 9 класса разработана на основе следующих документов:
1.Федерального закона от 29 декабря 2012г. №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»
2.Федерального государственного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом №1897 Министерства образования и науки РФ от 17.12. 2010г.
3. Примерной программы основного общего образования по немецкому языку, созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта.
4. Учебного плана МБОУ Погарская СО школа №2 на 2019-2020 учебный год.
5. Примерной программы основного общего образования по иностранному языку, авторской программы курса Радченко О. А. «Аlles klar!» по немецкому языку для 5-9 классов общеобразовательных учреждений (Москва «Дрофа»- 2014).
В соответствии с учебным планом МБОУ Романовская ООШ на 2019-2020 учебный год рабочая программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю).
Актуальность рабочей программы обусловлена необходимостью адаптации УМК к учебному плану школы. Авторская программа Радченко О. А. по немецкому языку предназначена для общеобразовательных школ, где на изучение немецкого языка отводится 3 часа в неделю. УМК «Аlles klar» может также использоваться в школах, где немецкий изучается как второй иностранный язык. В МБОУ РОмановская ООШ немецкий язык изучается как второй иностранный язык и на его изучение отводится 2 часа в неделю, поэтому прохождение учебной программы осуществляется за счёт её уплотнения.
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Преподавание немецкого языка, как второго языка, в основной школе предусматривает реализацию трёх групп требований, находящих непосредственное отражение в материалах учебников и иных компонентов УМК. В числе этих требований следует выделить:
1) личностные, включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению в условиях поликультурной среды, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности средствами иностранного языка, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, проистекающих из позитивных установок на диалог с иноязычными культурами, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в ситуации культурного контраста;
2) метапредметные, охватывающие межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, в том числе — в инокультурной среде, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории с опорой на современный учебник немецкого языка;
3) предметные, включающие умения, специфические для сферы освоения иностранного языка и иноязычной культуры, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета «Немецкий язык», его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение лингвистической терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами лингвистического анализа.
Серия УМК по немецкому языку «Alles klar!» призвана помочь обучающимся достичь важных метапредметных результатов рамках изучения основ иностранного языка и культуры:
1) умение самостоятельно определять цели изучения немецкого языка, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач для достижения наибольшей эффективности в освоении немецкого языка;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией и вариативностью требований и задач в процессе изучения немецкого языка и культуры;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности в рамках предмета «Иностранный язык»;
6) умение определять лингвистические понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии между родным и немецким языками, классифицировать языковые категории и единицы, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач коммуникативного и иного характера в процессе изучения немецкого языка;
8) смысловое чтение с использованием текстов на немецком языке, отражающих актуальные реалии жизни народов этого региона;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками на уроке немецкого языка и за его пределами; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать средства немецкого языка в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение немецкой устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий, важных для лингводидактики;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике, опираясь на информацию, полученную как из учебника, так и в процессе самостоятельного целенаправленного поиска в информационных средах.
Предметные результаты, обладающие особенной важностью для изучения немецкого языка, как второго языка, в основной общей школе, отражены во ФГОС нового поколения и предусматривают:
1) формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных культур (на примере культур народов немецкоязычных стран), оптимизма и выраженной личностной позиции в восприятии мира, в развитии национального самосознания на основе знакомства с жизнью своих сверстников в странах немецкоязычного региона, с образцами немецкой, австрийской и швейцарской литературы разных жанров, с учётом достигнутого обучающимися уровня иноязычной компетентности в области немецкого языка;
2) формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции; расширение и систематизация знаний о немецком языке, расширение лингвистического кругозора и лексического запаса, дальнейшее овладение общей речевой культурой, в том числе в условиях немецко-русского языкового и культурного контраста;
3) достижение допорогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции;
4) создание основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения немецким языком, в том числе на основе самонаблюдения и самооценки, к изучению второго/третьего иностранного языка, к использованию немецкого языка как средства получения информации, позволяющей расширять свои знания в других предметных областях.
В коммуникативной сфере планируемые результаты призваны отразить процесс совершенствования и систематизации ранее приобретённых коммуникативных умений для достижения более высокого уровня владения коммуникативной и межкультурной компетенциями. В частности:
1. Речевая компетенция в четырёх видах речевой деятельности:
говорении:
– в условиях диалогического общения в стандартных речевых ситуациях начинать, поддерживать, вести, заканчивать различные виды диалогов, соблюдать нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивать, уточнять, расспрашивать партнёра по общению и отвечать на его вопросы, выражать согласие/отказ, высказывать своё мнение, просьбу, личную, используя эмоционально-оценочные суждения;
– строить монологические высказывания, рассказывая о себе, своей семье, школе, своих интересах и планах на будущее, сообщая краткие сведения о себе, своём городе/селе, о своей стране и стране изучаемого языка, описывая события/явления, передавая основную мысль прочитанного или прослушанного, выражая своё отношение к прочитанному/услышанному, давая краткую характеристику персонажей;
аудировании:
– воспринимать на слух и полностью понимать речь учителя и одноклассников;
– воспринимать на слух несложные аутентичные аудио- и видеотексты и, опираясь на языковую догадку и контекст, понимать основное содержание (сообщение, рассказ, интервью) и выделять необходимую/нужную/значимую информацию (прагматические аудио- и видеотексты);
чтении:
– читать аутентичные тексты разных жанров и стилей, используя различные стратегии извлечения информации (с пониманием основного содержания, с полным и точным пониманием, с выборочным пониманием значимой/нужной/необходимой информации);
– использовать различные приёмы смысловой переработки текста (языковая догадка, контекстуальная догадка, выборочный перевод), а также справочные материалы;
– творчески перерабатывать содержание прочитанного, оценивать и выражать своё мнение к прочитанному;
письме:
– заполнять анкеты и формуляры;
– писать поздравления, личные письма с опорой на образец с употреблением формул речевого этикета, принятых в немецкоязычных странах;
– составлять план, тезисы устного или письменного сообщения, кратко излагать результаты проектной деятельности.
2. Языковая компетенция (владение языковыми средствами общения):
– применение правил написания слов, усвоенных в основной школе;
– адекватное произношение и различение на слух всех звуков немецкого языка; соблюдение правильного ударения в словах и фразах;
– соблюдение ритмико-интонационных особенностей предложений различных коммуникативных типов (утвердительное, вопросительное, отрицательное, повелительное); правильное членение предложений на смысловые группы;
– распознавание и употребление в речи основных значений изученных лексических единиц;
– знание основных способов словообразования (аффиксация, словосложение, конверсия);
– понимание и использование явлений многозначности слов немецкого языка, синонимии, антонимии и лексической сочетаемости;
– распознавание и использование в речи основных морфологических форм и синтаксических конструкций немецкого языка, знание признаков изученных грамматических явлений;
– знание основных различий систем немецкого и русского/родного языка.
3. Социокультурная компетенция:
– знания о национально-культурных особенностях различных регионов России и немецкоязычных стран, полученных на уроках немецкого языка, в процессе изучения других предметов, а также в процессе поиска дополнительной информации, в том числе и в Интернете;
– знание наиболее употребительной фоновой лексики, реалий немецкоязычных стран, некоторых образцов фольклора;
– распознавание и употребление в устной и письменной речи основных норм речевого этикета, принятых в немецкоязычных странах;
– знакомство с образцами художественной, публицистической и научно-популярной литературы;
– представление об особенностях образа жизни, быта, культуры немецкоязычных стран, о сходстве и различиях в традициях своей страны и страны изучаемого языка;
– понимание роли владения немецкого языка в современном мире.
4. Компенсаторная компетенция: умение выходить из трудного положения в условиях дефицита языковых средств при получении и приёме информации за счёт использования языковой и контекстуальной догадки, игнорирования языковых трудностей, переспроса, словарных замен, жестов, мимики.
В познавательной сфере планируемые результаты связаны с развитием у учащихся следующих умений:
– сравнивать языковые явления родного и немецкого языков на разных уровнях: грамматические явления, слова, словосочетания, предложения;
– использовать разные стратегии чтения/аудирования в зависимости от ситуации и коммуникативной задачи;
– действовать по образцу/аналогии при выполнении упражнений и в процессе порождения собственных высказываний в пределах предметного содержания обучения немецкому языку в основной школе;
– осуществлять индивидуальную, групповую, исследовательскую и проектную работу на уроке немецкого языка и вне его;
– пользоваться справочным материалом и словарями, разными источниками информации, в том числе интернет-ресурсами;
– пользоваться способами и приёмами самостоятельного изучения немецкого языка.
В ценностно-ориентационной сфере:
– представление о немецком языке как средстве выражения чувств, эмоций;
– достижение взаимопонимания в процессе устного и письменного общения в ситуациях межкультурного общения, установление и поддержание контактов в доступных пределах;
– осознание роли и места родного и немецкого языков как средств общения, познания и самореализации в поликультурном и многоязычном мире;
– приобщение к ценностям мировой культуры в различных формах реального и виртуального общения.
В эстетической сфере:
– знание элементарных выражений чувств и эмоций на немецком языке и умение их использовать;
– знание некоторых образцов художественного творчества на немецком языке;
– осознание (понимание) прекрасного в процессе обсуждения/восприятия современных тенденций в литературе и искусстве.
В трудовой сфере:
– умение рационально планировать свой учебный труд;
– умение работать в соответствии с намеченным планом.
В физической сфере:
– стремление вести здоровый образ жизни.
Содержание программы
Содержание учебного предмета, курса
Содержание курса
п\п | Название раздела | Кол-во часов |
Блок №1 | 22 | |
1 | Здравствуй! Добро пожаловать! | 18 |
2 | Природа осенью. | 4 |
Блок №2 | 17 | |
3 | Рождественские каникулы | 4 |
4 | Помощь по дому | 4 |
5 | Сувениры! Сувениры! | 4 |
6 | Рождество | 5 |
Блок №3 | 29 | |
7 | Природа весной | 4 |
8 | Карнавал | 4 |
9 | Первые сведения о Германии | 10 |
10 | Мой город | 11 |
№ | Контрольные задания | Дата |
1 | Контроль грамматики. Тест | 8.10 |
2 | Контроль лексики | 11.10 |
3 | Контрольная работа по материалу блока №1 «Здравствуй. Добро пожаловать» | 22.11 |
4 | Контрольная работа по теме «Помощь по дому» | 20.12 |
5 | Контрольная работа по материалу БЛОКА № 2 «Зима. Рождество. Каникулы» | 31.01 |
6 | Итоговая контрольная работа за год по Блокам № 1, 2, 3. | 22.05 |
Тематическое планирование второго иностранного языка
№ п/п | Название разделов и тем урока | Кол-во часов на тему | Форма контроля | Дата по плану | Дата по факту | Домашнее задание | Примечание Корректировка даты, причина |
БЛОК №1 Здравствуй! Добро пожаловать! (18 часов) | |||||||
1 | Давайте познакомимся! | 1 | 3.09 | ||||
2 | А как тебя зовут? | 1 | 6.09 | ||||
3 | А откуда ты, Кики? | 1 | 10.09 | ||||
4 | Вот и бременские музыканты! | 1 | 13.09 | ||||
5 | Какие они? Вопросительные предложения. | 1 | 17.09 | ||||
6 | Я люблю рисовать | 1 | 20.09 | ||||
7 | Что ты любишь делать? | 1 | 24.09 | ||||
8 | Тренируем память! | 1 | 27.09 | ||||
9 | Габи рассказывает о семье. Аудирование | 1 | 1.10 | ||||
10 | Куда идет разбойник Хотценплотц? | 1 | 4.10 | ||||
11 | Мы учим дни недели. Контроль грамматики (тест) | 1 | 8.10 | ||||
12 | Встреча родственников в моей семье. Контроль лексики | 1 | 11.10 | ||||
13 | Кики живет за городом. | 1 | 15.10 | ||||
14 | Где наши друзья и что они там делают? | 1 | 18.10 | ||||
15 | А что мы делаем вместе? | 1 | 22.10 | ||||
16 | Подарок ко Дню рождения. | 1 | 1.11 | ||||
17 | А какой подарок хочет получить Анке? | 1 | 5.11 | ||||
18 | Анке готовит приглашения на день рождения. Повторение | 1 | 8.11 | ||||
Природа осенью (4 часа) | |||||||
19 | Осень – прекрасное время года! Введение лексики по теме. | 1 | 12.11 | ||||
20 | У дяди Йорга. | 1 | 15.11 | ||||
21 | Почему Михаела любит осень? | 1 | 19.11 | ||||
22 | Контрольная работа по материалу блока № 1«Здравствуй. Добро пожаловать.» | 1 | 22.11 | ||||
БЛОК № 2 Рождественские каникулы (4 часа) | |||||||
23 | Что доставляет удовольствие зимой? | 1 | 26.11 | ||||
24 | Что любят дети делать зимой? | 1 | 29.11 | ||||
25 | Карин рассказывает о зиме. | 1 | 3.12 | ||||
26 | Семья из снега. | 1 | 6.12 | ||||
Помощь по дому (4 часа) | |||||||
27 | Любите ли вы ходить в магазин? | 1 | 10.12 | ||||
28 | О чем говорят в семье Сони и Йенса. | 1 | 13.12 | ||||
29 | У Штефана домашние заботы. Аудирование | 1 | 17.12 | ||||
30 | Контрольная работа по теме «Помощь по дому» | 1 | 20.12 | ||||
Сувениры! Сувениры! (4 часа) | |||||||
31 | В универмаге. Введение и первичное закрепление лексики | 1 | 24.12 | ||||
32 | Карманные деньги. Активизация лексического материала | 1 | 27.12 | ||||
33 | Ангелика покупает канцтовары | 1 | 10.01 | ||||
34 | Какие сувениры купили Соня и Михи? | 1 | 14.01 | ||||
Рождество (5 часов) | |||||||
35 | Какие подарки дарят на Рождество в Германии? | 1 | 17.01 | ||||
36 | А что готовят родителям Хана и Андреас? | 1 | 21.01 | ||||
37 | Неудачное празднование Рождества. | 1 | 24.01 | ||||
38 | Повторение темы «Рождественские каникулы» | 1 | 28.01 | ||||
39 | Контрольная работа по материалу блока № 2 «Зима. Рождество. Каникулы» | 1 | 31.01 | ||||
БЛОК № 3 Природа весной (4 часа) | |||||||
40 | Погода весной. | 1 | 4.02 | ||||
41 | Почему я люблю весну? | 1 | 7.02 | ||||
42 | Апрель! Апрель! | 1 | 11.02 | ||||
43 | Апрельская шутка. | 1 | 14.02 | ||||
Карнавал (4 часа) | |||||||
44 | С чего начинается подготовка к карнавалу? | 1 | 18.02 | ||||
45 | Инге , Кики и Петер готовятся к Карнавалу. | 1 | 21.02 | ||||
46 | Разбойник Хотценплотц не все понял. | 1 | 25.02 | ||||
47 | Нам письмо. | 1 | 28.02 | ||||
Первые сведения о Германии (10 часов) | |||||||
48 | Из истории возникновения. | 1 | 3.03 | ||||
49 | Давайте познакомимся с картой Германии | 1 | 6.03 | ||||
50 | Население Германии. | 1 | 10.03 | ||||
51 | Символы Германии | 1 | 13.03 | ||||
52 | Географические особенности. | 1 | 17.03 | ||||
53 | Итак, что вы уже узнали о стране изучаемого языка? | 1 | 20.03 | ||||
54 | Берлин – столица Германии. | 1 | 24.03 | ||||
55 | Достопримечательности Берлина. | 1 | 3.04 | ||||
56 | Заочное путешествие по Берлину. | 1 | 7.04 | ||||
57 | Викторина «А знаете ли вы Германию?» | 1 | 10.04 | ||||
Мой город (9 часов) | |||||||
58 | Что мы можем рассказать о Германии по карте? | 1 | 14.04 | ||||
59 | Коммерн – маленький город под Кельном. | 1 | 17.04 | ||||
60 | Что рассказала Стефани о своем родном городе? | 1 | 21.04 | ||||
61 | Достопримечательности Бонна. | 1 | 24.04 | ||||
62 | Достопримечательности Кёльна. Контроль устной речи | 1 | 5.05 | ||||
63 | Нам письмо от Гизелы. | 1 | 8.05 | ||||
64-65 | Повторение лексического и грамматического материала | 2 | 15.05-19.05 | ||||
66 | Итоговая контрольная работа за год по Блокам № 1, 2, 3. | 1 | 22.05 | ||||
67-68 | Работа над ошибками. Систематизация знаний | 2 | 26.05-29.05 |