Рабочая программа по обществознанию, 5 класс, УМК: Соболева О.Б.

0
0
Материал опубликован 17 February 2016

Предмет:

Класс:

УМК:

Количество часов:

Обществознание

5

Соболева О.Б.

34

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе основной образовательной программы ос­новного общего образования по обществознанию Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897 и авторской программы Соболевой О.Б, Иванова О.В.

Учебник входит в систему "Алгоритм успеха". В данном издании, открывающем единую предметную линию, авторы стремились ввести учащихся в круг вопросов, которые изучает обществознание.

Курс обществознания 5 класс является пропедевтическим. Подзаголовок курса - «Введение в обществознание». Его главная задача – формирование у учащихся целостного представления о том, какая проблематика является обществоведческой, где она окружает нас в жизни, и как необходимо вести себя в социальных ситуациях, наиболее характерных для раннего подросткового возраста.

Для достижения этих целей в качестве стержневой содержательной линии выбрано описание одного дня из жизни пятиклассника. В течение этого обычного учебного дня среднестатистический пятиклассник исполняет типичные социальные роли – члена семьи, ученика, одноклассника, друга, пешехода и т.д. В течение этого дня (года обучения) пятикласснику требуется решить большое число жизненных и учебных задач, направленных на активное формирование личностных результатов, универсальных учебных действий и предметных компетентностей.

В содержание учебника включены памятки: как составлять план (простой и сложный), сравнительную таблицу, работать с иллюстрацией, готовить домашнее задание, работать над проектом, аргументировать суждения, давать характеристику и оценку личности и другие, что, безусловно, способствует формированию общеучебных навыков.

Особенностью обучения обществознанию в 5 классе является акцент на вопросы формирования здорового образа жизни, понимаемого в широком смысле слова, как здоровья не только физического, но психического, нравственного и духовного. Особенно интересен методический аппарат учебника. В соответствии с требованиями ФГОса и Примерной программы по предмету выделены основные компетентности, которыми должен овладеть пятиклассник в ходе изучения обществознания. Каждой из них соответствует рубрика в учебнике – оформленная в виде символа. После каждого параграфа есть избыточное количество заданий под разными рубриками. Таким образом, можно точно утверждать, что все необходимые компетенции формируются, причем учитель имеет возможность выбирать задания в соответствии с личными предпочтениями и психолого-педагогическими возможностями конкретного класса.

Учебник включает большое число цветных иллюстраций (в большинстве своем фотографий) и дополнительных текстов (большое число стихотворных фрагментов), с которыми так же выстроена методическая работа. Они не просто отражают содержание параграфа, а служат источниками дополнительной информации.

Курс обществознания ставит целью:

    Создание условий для социализации личности;

    Формирование научных представлений, которые составляют первоначальные основы нравственной, правовой, экономической, политической и экологической культуры;

    Содействие воспитанию гражданственности, ориентации учащихся на гуманистические и демократические ценности;

    Развитие умений ориентироваться в потоке разнообразной информации и типичных жизненных ситуациях.

Срок реализации программы: 2012-2013 учебный год

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Введение. Начинаем изучать обществознание – 1час

Глава 1. Утро пятиклассника – 5 часов

Глава 2. «Рабочий день» пятиклассника – 7 часов

Глава 3. Полезный досуг пятиклассника – 7 часов

Глава 4. Вечер в семейном кругу – 12 часов

Заключение – 2 часа

На изучение курса обществознания в 5 классе отводится 34 часов.

Требования к обязательному уровню подготовки учащихся:

Личностными результатами учащихся 5-х классов, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются:

- направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;

- заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;

- ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций.

Метапредметные результаты изучения обществознания проявляются в:

- умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения

и оценки результата);

- способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);

- овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании

этическим нормам и правилам ведения диалога;

- умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике,

- умении давать оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

- определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Предметными результатами освоения учащимися программы по обществознанию являются в сфере:

познавательной

- знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории,

политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;

- умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями; давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;

Ценностно-мотивационной

- знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни,

- приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;

трудовой

- знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе;

- понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;

эстетической

- понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;

коммуникативной

- понимание значения коммуникации в межличностном общении;

- умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;

- знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.

В рамках контроля знаний и умений учащихся запланирован текущий и тематический контроль в форме тестирования, проектной деятельности в количестве 5 часов.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Дата

Раздел

Темы урока

Цели

Формируемые компетенции учащихся

Контроль знаний

Проектная деятельность

Используемые средства обучения

Домашнее задание

1

Введение.

Введение.

Сформировать у уч-ся представление о новом курсе «обществознание»

Учебно-познавательная:

способствовать развитию навыков работы с книгой

Учебник, тетрадь.

С. 3-7

2

Утро пятиклассника

С добрым утром!

Способствовать формированию у уч-ся представлений о том, что для здоровья полезны и важны сон, зарядка, правильное питание

Учебно-познавательная:

уметь высказывать своё мнение, работать с текстом, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий

Работа с текстом по заданиям, работа с рабочей тетрадью

Задания творческого характера (с.11)

§ 1, в. 6-7

3

Собираемся в школу

Сформировать представление о том, как правильно надо собираться в школу, ухаживать за школьной формой

Информационная: уметь высказывать своё мнение, работать с текстом, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий

Выполнение проблемных заданий,

работа с рабочей тетрадью

Сообщение на тему «Мода»

Сайт schooluniform.ucoz.ru

§ 2, в. 4-5

4

По дороге в школу

Вспомнить и закрепить правила поведения по дороге в школу

Коммуникативная: выработать нормированные позиции взаимоотношений учащегося с окружающими его людьми

Выполнение заданий социального характера.

Моделирование ситуаций

§ 3, в. 5-6

5-6

Обобщение по теме.

Проект «Идеальное утро»

Систематизация и контроль качества знаний учащихся. Отчёт о проделанном эксперименте. Презентация проекта

Личностное совершенствование: формировать готовность к духовному саморазвитию

Практикум. Анкетирование. Моделирование ситуаций

Проект «Идеальное утро»

Рабочая тетрадь,

Эксперимент, отчёт

7

«Рабочий день» пятиклассника.

В школе

Показать роль в жизни человека образования. Ступени школьного образования. Подросток в школе. Учёба – основной труд.

Учебно-познавательная:

составлять план текста, анализировать прочитанное, делать несложные выводы

Моделирование ситуаций

Образцы расписания уроков

§ 4,

задание 3

8

На перемене

Показать, что правильно организованный отдых на переменах – одна из важнейших потребностей человека

Ценностно-смысловая: понимать необходимости рациональной организации отдыха

Моделирование ситуаций

Образец меню из школьной столовой

§ 5, задание 4-5

9

Твои классные друзья

Дать представление о межличностных отношениях, выявить причины конфликтов и разработать пути их разрешения

Коммуникативная: умение бесконфликтного общения в различных ситуациях

Работа с текстом по заданиям, эксперимент

сообщение

.

§ 6, задание 1 (сообщение на тему)

10

Участие в общественной жизни

Участие в общественных делах помогает школьникам проявить свои таланты и организаторские способности. Гражданственность

Личностное совершенствование: развивать стремление к самосовершенствованию

Работа с текстом по заданиям, практическая работа

Расписание общешкольных мероприятий

§ 7,задание 4.

11

Домашнее задание

Домашнее задание – важная составляющая школьной жизни. Воспитательная функция домашних заданий.

Ценностно-смысловая: оценить роль домашних заданий и своё отношение к этому

Практическая работа

Сайт dnevnik.ru

§ 8.

12-13

Обобщение. Проект «Идеальная школа»

Систематизация и контроль качества знаний учащихся. Творческая работа

Коммуникация, работа в группах

Практическая, творческая работа

проект «Идеальная школа»

Презентация Power Point

С.56

14

Полезный досуг пятиклассника

Прогулка

Здоровый образ жизни. Роль уличной компании. Правила поведения в опасных для человека местах.

Умение самостоятельно строить рассказ, правильно употреблять термины

Тестирование. Составить личный алгоритм

«Учись учиться»

Презентация экологического проекта

§ 9, задания 1, 4

15

Дополнительное образование

Самообразование. Виды дополнительного образования. Умение учиться.

Умение работать в группе.

Групповая работа, фронтальная беседа

Расписание занятий кружковой деятельности

§ 8, пословицы о дружбе, вопросы с. 65.

16

В мире информации

Роль СМИ в жизни человека. История первой газеты. Выбор интернет-сайтов, компьютерных программ, теле- и радиопередач.

Учебно-познавательная:

умение анализировать социальные факты, формулировать несложные выводы

Моделирование ситуаций

Репортаж с места событий

§ 11, задания 5-7

17

Для чего нужен компьютер?

Роль и возможности компьютера. Интернет-зависимость

Учебно-познавательная:

умение анализировать социальные факты.

Деловая игра.

Компьютер

§ 12, задание 5.

18

Вечер в семейном кругу

Встреча с прекрасным

Культура в жизни человека. Культурный досуг.

Учебно-познавательная: Знать основные положения теоретического материала урока.

Тестирование. Составить кластер «Труд»

Опрос

Репродукции картин, мультимедийная презентация

§ 13, задание 8.

19-20

Обобщение. Проект «Своими руками»

Систематизация и контроль качества знаний учащихся. Творческая работа

Социально-трудовая: формирование уважения к труду человека

Защита проекта

Проект «Своими руками»

Правила «приятного» труда.

С. 84, презентация проекта

21

Современная семья

Сформировать представление о семье как частице общества, первом социальном институте, в котором происходит основная часть жизни человека

Учебно-познавательная:

умение анализировать социальные факты, формулировать несложные выводы

Групповая работа, фронтальная беседа

Репродукции картин на тему «Семья».

§ 14,

Задание 5.

22

Сложные периоды в жизни семьи

Взаимопонимание и взаимопомощь. Распад семьи. Дети, оставшиеся без попечения родителей.

Учебно-познавательная: умение анализировать текст, выделять главное

Выполнение заданий в рабочей тетради

§ 15,

Задание 3

23

Роли в семье

Семейные роли. Дать представление о совместном труде и ведении хозяйства в семье для обеспечения ее жизнедеятельности

Ценностно-смысловая: осознавать свою роль и предназначение,

составлять список мужских и женских дел, помощь родителям.

Ролевая игра, работа с текстом

Задания для групповой и индивидуальной работы.

§ 16, задание 4,

рисунки «Мои семейные обязанности».

24

Братья и сёстры

Познакомить с правилами, которых должен придерживаться человек, у которого есть братья и сёстры, стремление помогать семье и заботиться о благополучии её членов.

Коммуникативная: умение работать в группе

Работа с таблицей

Фотовыставка «Моя семья»

§ 17,

Задание 4.

25

Семейные традиции

Семейные традиции: история и современность. Особенности семейных традиций разных народов России

Информационная: умение работать с различными источниками информации

Рассуждение по заданной теме.

Мультимедийная презентация

§ 18, задание 6-9.

26

Порядок в доме.

Домашний труд подростка и его значение. Правильная организация домашнего труда подростка. Значение труда.

Социально-трудовая: выполнение роли гражданина.

Ролевая игра, работа с текстом

Рекомендации для родителей

§ 19, задание 4-5

27

Поход в магазин

Что такое магазин? Что мы обмениваем на товар? Что мы покупаем? Опасные продукты.

Учебно-познавательная: уметь анализировать, делать выводы, составлять схему

Практическая работа в группах

Закон «О защите прав потребителя», «Памятка хорошего покупателя»

§ 20, задание 1, 7,8

.

28

Домашние питомцы

Животное в доме, ответственность

Общекультурная: развитие толерантности

Практическая работа в паре. Моделирование ситуаций

Сказка А.де Сент-Экзюпери «Маленький принц», Всемирная декларация прав животных

§ 21,

Задание 5

29

Перед сном

Дела и поступки. Самовоспитание. Здоровый образ жизни.

Общекультурная: развитие толерантности

Моделирование ситуаций, формулировка правил

§ 21,

Задание 5-6

30-31

Обобщающий урок. Проект «Семейный портрет»

Систематизация и контроль качества знаний учащихся. Творческая работа

Коммуникативная: умение общения в группах.

Выполнение проектной работы.

Проект «Семейный портрет»

Рабочая тетрадь, документы и задания для групповой и индивидуальной работы.

С. 154,

подготовка проекта, презентация

32-34

Обобщение по изученному за курс материалу. Проект «Мой микрорайон»

Систематизация и контроль качества знаний учащихся. Творческая работа

Учебно-познавательная: навык самостоятельной работы с текстом, формулирование выводов. Личностное совершенствование: формирование личностных качеств уч-ся

Практическая работа в группах

. Проект «Мой микрорайон»

мультимедийная презентация

С. 155

Учебно-методический комплект

Учебник: Соболева О.Б. Обществознание. Введение в обществознание. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений под общей редакцией академика РАО Г.А.Бордовского. М., Издательский центр «Вентана-Граф», 2012

3

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.