Рабочая программа по обществознанию, 5 класс, УМК: Соболева О.Б.
Предмет: Класс: УМК: Количество часов: | Обществознание 5 Соболева О.Б. 34 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе основной образовательной программы основного общего образования по обществознанию Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897 и авторской программы Соболевой О.Б, Иванова О.В.
Учебник входит в систему "Алгоритм успеха". В данном издании, открывающем единую предметную линию, авторы стремились ввести учащихся в круг вопросов, которые изучает обществознание.
Курс обществознания 5 класс является пропедевтическим. Подзаголовок курса - «Введение в обществознание». Его главная задача – формирование у учащихся целостного представления о том, какая проблематика является обществоведческой, где она окружает нас в жизни, и как необходимо вести себя в социальных ситуациях, наиболее характерных для раннего подросткового возраста.
Для достижения этих целей в качестве стержневой содержательной линии выбрано описание одного дня из жизни пятиклассника. В течение этого обычного учебного дня среднестатистический пятиклассник исполняет типичные социальные роли – члена семьи, ученика, одноклассника, друга, пешехода и т.д. В течение этого дня (года обучения) пятикласснику требуется решить большое число жизненных и учебных задач, направленных на активное формирование личностных результатов, универсальных учебных действий и предметных компетентностей.
В содержание учебника включены памятки: как составлять план (простой и сложный), сравнительную таблицу, работать с иллюстрацией, готовить домашнее задание, работать над проектом, аргументировать суждения, давать характеристику и оценку личности и другие, что, безусловно, способствует формированию общеучебных навыков.
Особенностью обучения обществознанию в 5 классе является акцент на вопросы формирования здорового образа жизни, понимаемого в широком смысле слова, как здоровья не только физического, но психического, нравственного и духовного. Особенно интересен методический аппарат учебника. В соответствии с требованиями ФГОса и Примерной программы по предмету выделены основные компетентности, которыми должен овладеть пятиклассник в ходе изучения обществознания. Каждой из них соответствует рубрика в учебнике – оформленная в виде символа. После каждого параграфа есть избыточное количество заданий под разными рубриками. Таким образом, можно точно утверждать, что все необходимые компетенции формируются, причем учитель имеет возможность выбирать задания в соответствии с личными предпочтениями и психолого-педагогическими возможностями конкретного класса.
Учебник включает большое число цветных иллюстраций (в большинстве своем фотографий) и дополнительных текстов (большое число стихотворных фрагментов), с которыми так же выстроена методическая работа. Они не просто отражают содержание параграфа, а служат источниками дополнительной информации.
Курс обществознания ставит целью:
Создание условий для социализации личности;
Формирование научных представлений, которые составляют первоначальные основы нравственной, правовой, экономической, политической и экологической культуры;
Содействие воспитанию гражданственности, ориентации учащихся на гуманистические и демократические ценности;
Развитие умений ориентироваться в потоке разнообразной информации и типичных жизненных ситуациях.
Срок реализации программы: 2012-2013 учебный год
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Введение. Начинаем изучать обществознание – 1час
Глава 1. Утро пятиклассника – 5 часов
Глава 2. «Рабочий день» пятиклассника – 7 часов
Глава 3. Полезный досуг пятиклассника – 7 часов
Глава 4. Вечер в семейном кругу – 12 часов
Заключение – 2 часа
На изучение курса обществознания в 5 классе отводится 34 часов.
Требования к обязательному уровню подготовки учащихся:
Личностными результатами учащихся 5-х классов, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются:
- направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
- заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
- ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций.
Метапредметные результаты изучения обществознания проявляются в:
- умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения
и оценки результата);
- способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
- овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании
этическим нормам и правилам ведения диалога;
- умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике,
- умении давать оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
- определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения учащимися программы по обществознанию являются в сфере:
познавательной
- знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории,
политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
- умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями; давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
Ценностно-мотивационной
- знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни,
- приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
трудовой
- знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе;
- понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
эстетической
- понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
коммуникативной
- понимание значения коммуникации в межличностном общении;
- умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
- знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
В рамках контроля знаний и умений учащихся запланирован текущий и тематический контроль в форме тестирования, проектной деятельности в количестве 5 часов.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Дата | Раздел | Темы урока | Цели | Формируемые компетенции учащихся | Контроль знаний | Проектная деятельность | Используемые средства обучения | Домашнее задание |
1 | Введение. | Введение. | Сформировать у уч-ся представление о новом курсе «обществознание» | Учебно-познавательная: способствовать развитию навыков работы с книгой | Учебник, тетрадь. | С. 3-7 | |||
2 | Утро пятиклассника | С добрым утром! | Способствовать формированию у уч-ся представлений о том, что для здоровья полезны и важны сон, зарядка, правильное питание | Учебно-познавательная: уметь высказывать своё мнение, работать с текстом, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий | Работа с текстом по заданиям, работа с рабочей тетрадью | Задания творческого характера (с.11) | § 1, в. 6-7 | ||
3 | Собираемся в школу | Сформировать представление о том, как правильно надо собираться в школу, ухаживать за школьной формой | Информационная: уметь высказывать своё мнение, работать с текстом, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий | Выполнение проблемных заданий, работа с рабочей тетрадью | Сообщение на тему «Мода» | Сайт schooluniform.ucoz.ru | § 2, в. 4-5 | ||
4 | По дороге в школу | Вспомнить и закрепить правила поведения по дороге в школу | Коммуникативная: выработать нормированные позиции взаимоотношений учащегося с окружающими его людьми | Выполнение заданий социального характера. Моделирование ситуаций | § 3, в. 5-6 |
5-6 | Обобщение по теме. Проект «Идеальное утро» | Систематизация и контроль качества знаний учащихся. Отчёт о проделанном эксперименте. Презентация проекта | Личностное совершенствование: формировать готовность к духовному саморазвитию | Практикум. Анкетирование. Моделирование ситуаций | Проект «Идеальное утро» | Рабочая тетрадь, | Эксперимент, отчёт | ||
7 | «Рабочий день» пятиклассника. | В школе | Показать роль в жизни человека образования. Ступени школьного образования. Подросток в школе. Учёба – основной труд. | Учебно-познавательная: составлять план текста, анализировать прочитанное, делать несложные выводы | Моделирование ситуаций | Образцы расписания уроков | § 4, задание 3 | ||
8 | На перемене | Показать, что правильно организованный отдых на переменах – одна из важнейших потребностей человека | Ценностно-смысловая: понимать необходимости рациональной организации отдыха | Моделирование ситуаций | Образец меню из школьной столовой | § 5, задание 4-5 | |||
9 | Твои классные друзья | Дать представление о межличностных отношениях, выявить причины конфликтов и разработать пути их разрешения | Коммуникативная: умение бесконфликтного общения в различных ситуациях | Работа с текстом по заданиям, эксперимент | сообщение | . | § 6, задание 1 (сообщение на тему) |
10 | Участие в общественной жизни | Участие в общественных делах помогает школьникам проявить свои таланты и организаторские способности. Гражданственность | Личностное совершенствование: развивать стремление к самосовершенствованию | Работа с текстом по заданиям, практическая работа | Расписание общешкольных мероприятий | § 7,задание 4. | |||
11 | Домашнее задание | Домашнее задание – важная составляющая школьной жизни. Воспитательная функция домашних заданий. | Ценностно-смысловая: оценить роль домашних заданий и своё отношение к этому | Практическая работа | Сайт dnevnik.ru | § 8. | |||
12-13 | Обобщение. Проект «Идеальная школа» | Систематизация и контроль качества знаний учащихся. Творческая работа | Коммуникация, работа в группах | Практическая, творческая работа | проект «Идеальная школа» | Презентация Power Point | С.56
| ||
14 | Полезный досуг пятиклассника | Прогулка | Здоровый образ жизни. Роль уличной компании. Правила поведения в опасных для человека местах. | Умение самостоятельно строить рассказ, правильно употреблять термины | Тестирование. Составить личный алгоритм «Учись учиться» | Презентация экологического проекта | § 9, задания 1, 4 | ||
15 | Дополнительное образование | Самообразование. Виды дополнительного образования. Умение учиться. | Умение работать в группе. | Групповая работа, фронтальная беседа | Расписание занятий кружковой деятельности | § 8, пословицы о дружбе, вопросы с. 65. | |||
16 | В мире информации | Роль СМИ в жизни человека. История первой газеты. Выбор интернет-сайтов, компьютерных программ, теле- и радиопередач. | Учебно-познавательная: умение анализировать социальные факты, формулировать несложные выводы | Моделирование ситуаций | Репортаж с места событий | § 11, задания 5-7 |
17 | Для чего нужен компьютер? | Роль и возможности компьютера. Интернет-зависимость | Учебно-познавательная: умение анализировать социальные факты. | Деловая игра. | Компьютер | § 12, задание 5. | |||
18 | Вечер в семейном кругу | Встреча с прекрасным | Культура в жизни человека. Культурный досуг. | Учебно-познавательная: Знать основные положения теоретического материала урока. | Тестирование. Составить кластер «Труд» | Опрос | Репродукции картин, мультимедийная презентация | § 13, задание 8. | |
19-20 | Обобщение. Проект «Своими руками» | Систематизация и контроль качества знаний учащихся. Творческая работа | Социально-трудовая: формирование уважения к труду человека | Защита проекта | Проект «Своими руками» | Правила «приятного» труда. | С. 84, презентация проекта | ||
21 | Современная семья | Сформировать представление о семье как частице общества, первом социальном институте, в котором происходит основная часть жизни человека | Учебно-познавательная: умение анализировать социальные факты, формулировать несложные выводы | Групповая работа, фронтальная беседа | Репродукции картин на тему «Семья». | § 14, Задание 5. | |||
22 | Сложные периоды в жизни семьи | Взаимопонимание и взаимопомощь. Распад семьи. Дети, оставшиеся без попечения родителей. | Учебно-познавательная: умение анализировать текст, выделять главное | Выполнение заданий в рабочей тетради | § 15, Задание 3 | ||||
23 | Роли в семье | Семейные роли. Дать представление о совместном труде и ведении хозяйства в семье для обеспечения ее жизнедеятельности | Ценностно-смысловая: осознавать свою роль и предназначение, составлять список мужских и женских дел, помощь родителям. | Ролевая игра, работа с текстом | Задания для групповой и индивидуальной работы. | § 16, задание 4, рисунки «Мои семейные обязанности». |
24 | Братья и сёстры | Познакомить с правилами, которых должен придерживаться человек, у которого есть братья и сёстры, стремление помогать семье и заботиться о благополучии её членов. | Коммуникативная: умение работать в группе | Работа с таблицей | Фотовыставка «Моя семья» | § 17, Задание 4. | |||
25 | Семейные традиции | Семейные традиции: история и современность. Особенности семейных традиций разных народов России | Информационная: умение работать с различными источниками информации | Рассуждение по заданной теме. | Мультимедийная презентация | § 18, задание 6-9. | |||
26 | Порядок в доме. | Домашний труд подростка и его значение. Правильная организация домашнего труда подростка. Значение труда. | Социально-трудовая: выполнение роли гражданина. | Ролевая игра, работа с текстом | Рекомендации для родителей | § 19, задание 4-5 | |||
27 | Поход в магазин | Что такое магазин? Что мы обмениваем на товар? Что мы покупаем? Опасные продукты. | Учебно-познавательная: уметь анализировать, делать выводы, составлять схему | Практическая работа в группах | Закон «О защите прав потребителя», «Памятка хорошего покупателя» | § 20, задание 1, 7,8 . | |||
28 | Домашние питомцы | Животное в доме, ответственность | Общекультурная: развитие толерантности | Практическая работа в паре. Моделирование ситуаций | Сказка А.де Сент-Экзюпери «Маленький принц», Всемирная декларация прав животных | § 21, Задание 5 | |||
29 | Перед сном | Дела и поступки. Самовоспитание. Здоровый образ жизни. | Общекультурная: развитие толерантности | Моделирование ситуаций, формулировка правил | § 21, Задание 5-6 | ||||
30-31 | Обобщающий урок. Проект «Семейный портрет» | Систематизация и контроль качества знаний учащихся. Творческая работа | Коммуникативная: умение общения в группах. | Выполнение проектной работы. | Проект «Семейный портрет» | Рабочая тетрадь, документы и задания для групповой и индивидуальной работы. | С. 154, подготовка проекта, презентация | ||
32-34 | Обобщение по изученному за курс материалу. Проект «Мой микрорайон» | Систематизация и контроль качества знаний учащихся. Творческая работа | Учебно-познавательная: навык самостоятельной работы с текстом, формулирование выводов. Личностное совершенствование: формирование личностных качеств уч-ся | Практическая работа в группах | . Проект «Мой микрорайон» | мультимедийная презентация | С. 155 |
Учебно-методический комплект
Учебник: Соболева О.Б. Обществознание. Введение в обществознание. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений под общей редакцией академика РАО Г.А.Бордовского. М., Издательский центр «Вентана-Граф», 2012
3