Рабочая программа по обществознанию (5 класс, УМК: Королькова Е.С.)
Предмет: Класс: УМК: Количество часов: |
Обществознание 5 Королькова Е.С. 34 |
Пояснительная записка
Курс «Обществознание» опирается на пропедевтику обществоведческой подготовки учащихся в начальных классах в рамках предмета «Окружающий мир», а также на знания, полученные при изучении Отечественной и Всеобщей истории.
Цели курса:
а) способствовать развитию духовно – нравственной сферы личности, становлению социального поведения, основанного на уважении к личности, обществу, на уважении закона и правопорядка, а также развитию политической и правовой культуры, интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
б) способствовать развитию:
- умения получать и критически осмысливать социальную информацию из разнообразных источников;
- умения анализировать и систематизировать получаемые данные;
- освоению способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства.
Задачи курса:
а) сознательно организовывать свою познавательную деятельность;
б) логично выстраивать устные высказывания, монолог, вести дискуссию, при этом следовать этическим нормам и правилам ведения диалога;
в) выполнять познавательные и практические задания;
г) выполнять причинно – следственный анализ.
Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Обществознание» в 5 классе:
Учащиеся должны знать/понимать
сущность человека как биосоциального существа, субъекта культуры;
смысл понятия «культура»;
важность наличия различных правил как социальных регуляторов, необходимых для совместной жизнедеятельности людей;
смысл понятия «общество»;
смысл понятия «первичная социальная группа»;
необходимость наличия у человека различных прав;
связь прав и обязанностей;
ограниченность прав.
Уметь в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы
приводить примеры, раскрывающие отличия биологической сущности человека от его социальной сущности;
раскрывать смысл понятия «культура»;
характеризовать роль культуры в жизни человека и человеческого общества;
приводить примеры, показывающие понимание понятия «культура»;
называть признаки, отличающие правила морали от норм закона;
приводить примеры норм морали и норм права;
называть признаки понятия «общество»;
пояснять смысл различных прочитанных текстов;
выделять в тексте смысловые фрагменты;
решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные жизненные ситуации.
Распределение материала по темам:
1 |
ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО |
15 часов |
2 |
ЧЕЛОВЕК СРЕДИ ЛЮДЕЙ |
4 часа |
3 |
ЧТО ТАКОЕ СЕМЬЯ |
11 часов |
4 |
ШКОЛЬНЫЕ ГОДЫ СТАЛИ ЧУДЕСНЫМИ |
4 часа |
Учебно - методические комплект по обществознанию:
Программа курса «Обществознание» 6 – 9 классы/Е.С. Королькова, О.В. Кишенкова – М.: Академкнига,2010.
Учебник: Королькова Е.С., Суворова Н.Г.Обществознание: В 2 ч.: Ч. 1. Человек и общество, Ч. 2. Человек и его права. М.: Академкнига,2010.
Рабочая тетрадь в 2-х частях. Автор: Е.С. Королькова. – М.: Академкнига,2010.
Рабочая тетрадь для учителя. Обществознание. Поурочно – тематическое планирование. Автор: Е.С. Королькова, С.А. Федорова. – М.: Академкнига,2010.
Обществознание: тестовые тематические контрольные работы. 6 класс. Автор: Е.С. Королькова, С.А. Федорова. – М.: Академкнига,2010.
Рабочая программа по обществознанию 5 класс
ТЕМА 1. ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО (15 часов)
№ П/П |
Раздел. Тема урока |
Кол- во часов |
Элементы содержания. |
Вид контроля. |
Универсальные учебные действия (УУД) |
Дата проведения |
1-2 |
Что изучает новый предмет – обществознание. Знакомимся с учебником. |
2 |
Введение в науку о человеческом обществе. Учимся работать по учебнику. Правила пользования значками. |
Личностные: понимание правил работы с учебником Коммуникативные: сотрудничество в работе в парах Регулятивные: соотнесение того, что известно об обществе и что предстоит узнать. Познавательные: уметь точно выражать свои мысли, работать с текстом. |
||
3-4 |
Два человеческих начала |
2 |
Социальное и природное в человеке. Почему человек живет в обществе, в коллективе. |
Вопросы и задания к параграфу; с 11 – «Ищем ответ на главный вопрос»(письменно) |
Личностные: Давать нравственную оценку фразе «мы с тобой одной крови!» Коммуникативные: рассказ одноклассникам о своей общественной жизни Регулятивные: Выделение и осознание знакомого и нового материала |
|
5-6 |
Еще одно загадочное слово - культура |
2 |
Значение слова «культура». Культурные ценности. Два мира, окружающих человека. |
Заполнять таблицу, высказы вать своё мнение.. |
Личностные: высказывать свои мысли на вопрос «могут ли достижения культуры приносить вред человеку. Коммуникативные: уметь работать в группе. Познавательные: находить отличия мира культуры от мира природы. . |
|
7-8 |
А ему так хотелось выжить… |
2 |
Что заставляет человека создавать культуру, культура, как способ выжить. Человек и животное |
Отвечать на вопросы, работать с заданиями в рабочей тетради. |
Личностные: давать оценку поведению человека в природе, размышлять о самосовершенствовании его. Регулятивные: оформление письменных работ в рабочей тетради Познавательные: перечислять особенности труда человека, значение его. |
|
9-10 |
Когда человек стал человеком |
2 |
Роль инстинктов для животных и человека. Великая ценность – общение. Умение договариваться. Роль правил в жизни общества. |
Выполнять задания в рабочей тетради, отвечать на вопросы учебника. |
Личностные: рассуждать о роли правил в жизни человека, умении договориться. Коммуникативные: умение слушать комментарии и приводить аргументы Познавательные: уметь определять необходимость введения правил, приводить примеры правил, которые созданы недавно. |
|
11-12 |
Первые правила человеческого общества. От обычая к закону |
2 |
Как возникли правила. Почему меняются правила. Такие разные правила. Роль обычая в обществе. Правило талиона. Семейная и общинная собственность: владение, пользование, распоряжение. Почему обычай ушёл в прошлое. Собственность и власть. |
Работать с дополнительной литературой. Выполнять задания в рабочей тетради, отвечать на вопросы учебника. |
Личностные: исследовать обычаи своей семьи. Регулятивные: объяснение необходимости изменять правила в жизни общества . Коммуникативные: проводить дискуссию об использовании правила талиона в современное время. Познавательные: объяснять что такое обычай, приводить примеры современных правил и обычаев. |
|
13-14 |
Закон, право. Новое слово – мораль. |
2 |
Как возникли законы. Значение слова «закон». Признаки закона. Значение слова «право». Признаки права. Значение понятия «мораль». Мораль и обычай. Мораль и закон. Нормы морали. Золотое правило нравственности. |
Заполнять таблицу «Отличия закона от обычая» |
Личностные: давать нравственные оценки древним законам, своим поступкам. Регулятивные: работать с учебником и рабочей тетрадью. Коммуникативные: моделировать конфликтную ситуацию и способ её разрешения. Познавательные:Анализировать типичные социальные ситуации с морально – нравственных позиций. Давать нравственные оценки собственным поступкам, поведению других людей.. |
|
15 |
Обобщение по теме. |
1 |
Проверка знаний, умений, навыков |
Повторительно – обобщающий тест по главе |
Регулятивные: Применять свои знания для выполнения заданий различного уровня. Познавательные: уметь верно аргуменировать ответ. |
ТЕМА 2. ЧЕЛОВЕК СРЕДИ ЛЮДЕЙ (4 часа)
16-17 |
Зачем человеку люди |
2 |
Что такое человеческое общество. Радость человеческого общения. |
Необходимость регулирования поведения людей-эссе |
Познавательные: Выделять существенные признаки общества, показывать на примерах взаимосвязь сфер общественной жизни |
|
18-19 |
Общество людей |
2 |
Общество – группа. Виды групп. Человек и общество. |
Мысли мудрых о человеке и обществе. |
Личностные: рассуждение – эссе по предложенным высказываниям. Регулятивные: выполнять задания в рабочей тетради. Познавательные: Описывать поведение человека в разных группах, оценивать собственное отношение к другим людям |
ТЕМА 3. ЧТО ТАКОЕ СЕМЬЯ (11 часов)
20-21 |
Семья – первая человеческая группа |
2 |
Зачем нужна семья. Как образуется семья. |
Выполнять творческие задания. |
Личностные: рассуждение – эссе по предложенным высказываниям. Регулятивные: выполнять задания в рабочей тетради. Познавательные: Описывать поведение человека в разных группах, оценивать собственное отношение к другим людям |
|||
22-23 |
Трудная должность - родители |
2 |
Первое знакомство с миром людей. Что означает слово «воспитание». «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» |
Работа в рабочих тетрадях. Творческие задания. Вопросы. |
Личностные: Характеризовать свои роли в семье, приводить примеры семейных традиций и обычаев. Регулятивные: находить информацию в Семейном кодексе. Коммуникативные: чтение «по ролям». Познавательные: объяснять слово «воспитание», перечислять обязанности родителей по законодательству. |
|||
24-25 |
Семья и общество |
2 |
Что важно обществу. Каким быть человеку. Нравственные ценности семьи. |
Выполнять задания в рабочей тетради, отвечать на вопросы учебника |
Личностные: объяснять среди каких людей ребятам хотелось бы жить. Регулятивные: составлять перечень нравственных качеств. Коммуникативные: составление и объяснение символов хорошего воспитания. Познавательные: Описывать влияние семейных ценностей на особенности воспитания детей.. |
|||
26-27 |
Как мир людей заботится о детях. Главный детский закон, или Мировая конституция прав ребенка. |
2 |
Как рождаются семейные порядки. Как общество влияет на порядки в семье. Главный детский закон, или Мировая конституция прав ребенка. Конвенция о правах ребёнка. |
Работа в рабочих тетрадях. Творческие задания. Вопросы. |
Личностные: размышлять о том, что общего в воспитании детей в разные времена и у разных народов. Регулятивные: работать с текстом. Коммуникативные: работа с правовым документом в группах по заданию. Познавательные: Находить извлекать информацию о государственной семейной политике из адаптированных источников разного типа |
|||
28-29 |
Что говорит закон о правах и обязанностях родителей. Родители и дети |
2 |
Где сказано о правах и обязанностях родителей. Что записано в Семейном кодексе. Почему о простых вещах надо писать в законе. На что жалуются родители и дети. Как разрешить конфликт. |
Тест, работа в рабочих тетрадях |
Личностные: размышлять: могут ли родительские права противоречить интересам детей? Регулятивные: выполнять задания различного уровня сложности Коммуникативные: взаимопроверка Познавательные: Находить, извлекать информацию о государственной семейной политике из адаптированных источников разного типа |
|||
30 |
Обобщение по теме. |
1 |
Проверка знаний, умений, навыков |
Повторительно – обобщающий тест по главе |
Личностные: рассуждать в работе творческого характера. Познавательные: Применять свои знания для выполнения заданий различного уровня. |
|||
ТЕМА 4. ШКОЛЬНЫЕ ГОДЫ СТАЛИ ЧУДЕСНЫМИ (4 часа)
31-32 |
Зачем нужна школа. Главный школьный закон |
2 |
Новая постоянная группа – класс. Немного истории об обучении. Школа – ваше будущее. Чтобы дети учились – взрослые должны хорошо работать. Что говорится в Законе об образовании. За что в школе берут деньги. |
Работать с дополнительной литературой. Выполнять задания в рабочей тетради, отвечать на вопросы учебника. |
Познавательные: Приводить примеры межличностных отношений, оценивать своё отношение к другим людям для корректировки собственного поведения.. |
|
33 |
Особый мир школы. Учитель и ученик |
1 |
Школьный Устав. Что такое достоинство. К чему закон обязывает учителя. Почему иногда портятся отношения с учителем. Как избежать конфликта с учителем. |
Задания в рабочей тетради. Прочитать рассказ «Учитель». Отвечать на вопросы учебника. |
Личностные: рассазывать о своих чувствах, когда пошли первый раз в школу. Регулятивные: повторение признаков общества и групп, работать с документами. Коммуникативные: работая в группах составить требования современного общества к человеку. Познавательные: выяснить: что даёт человеку образование. |
|
34 |
Обобщение. Давайте жить дружно. Если хочешь иметь друзей. |
1 |
В чем причины конфликтов. Путешествие по литературным страницам, правила общения, деликатный человек. Друзья – приятели. |
Личностные: давать свою оценку героям рассказа «Чучело». Регулятивные: выполнение зданий учебника. Коммуникативные: моделирование ситуаций выхода из конфликта. Познавательные: знать виды конфликтов, способы их разрешения. |