Рабочая программа по обществознанию (5 класс, УМК: Л.Н. Боголюбов)
Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию для 5 класса составлена на основе ФГОС основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по обществознанию и авторской программы Л. Н. Боголюбова. - М.: Просвещение, 2010г.
Учебник «Обществознание», 5класс, Л. Н. Боголюбов и др.- М.: Просвещение, 2013 г. Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа (1час в неделю), контрольных и практических работ не предусмотрено.
Курс «Обществознание» для основной школы представляет собой один из рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации вариантов реализации новой структуры дисциплин социально - гуманитарного цикла. Этот курс интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально- психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся младшего подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей.
Реализация рабочей программы способствует:
- развитию личности в период ранней юности, ее духовно- нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
- воспитанию общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
- освоению системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально- экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и самообразования;
- овладению умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимой для участия в жизни гражданского общества и государства;
- формированию опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми разных национальностей и вероисповеданий; в семейно - бытовой сфере, для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Отличительных особенностей рабочей программы по сравнению с примерной программой нет.
Формы контроля: устный опрос, решение познавательных задач, творческие работы, тесты.
Требования к уровню подготовки.
Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации; самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; формулировать ответы на вопросы учителя; использовать знаково - символические средства, в том числе схемы для решения задач; самостоятельно выделять и формулировать цели; анализировать вопросы, формулировать ответы; выявлять особенности и признаки объектов; приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений; устанавливать причинно - следственные связи и зависимости между объектами; ставить и формулировать проблему урока.
Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; принимать другое мнение и позицию, допускать существование различных точек зрения; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; участвовать в коллективном обсуждении проблем; взаимодействовать в ходе совместной работы, вести диалог, участвовать в дискуссии; планировать цели и способы взаимодействия; обмениваться мнениями, слушать друг друга, понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей; согласовывать действия с партнером.
Регулятивные: определять цели и личностно значимую проблему урока; действовать с учетом выделенных учителем ориентиров; планировать решение учебной задачи, выстраивать алгоритм действий; корректировать деятельность, вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей; принимать и сохранять учебную задачу; самостоятельно выделять и формулировать цель; составлять план последовательности действий; прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала.
Учебно-тематический план.
№ п/п |
Наименование раздела |
Количество часов |
1 |
Человек. |
7 |
2 |
Семья. |
6 |
3 |
Школа. |
6 |
4 |
Труд. |
6 |
5 |
Родина. |
9 |
Итого |
34 |
Оставляю за собой право на корректировку календарно - тематического планирования с учетом индивидуальных особенностей учащихся и учебного процесса.
Перечень литературы:
Правовое воспитание школьников: 5- 9 классы: конспекты занятий, сост. О.В.Летнева. – Волгоград Учитель. 2006.
Гражданский кодекс РФ.
Кодекс об административных правонарушениях.
Конституция РФ.
Семейный кодекс РФ.
Трудовой кодекс РФ.
Обществознание. 5класс: рабочая программа и технологические карты уроков по учебнику под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой/ авт. – сост. И.Ю. Буйволова. – Волгоград: Учитель, 2013г.
Обществознание. 5класс. Электронное приложение к учебнику под редакцией Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой .
№ п/п |
Тема урока (Тип урока) |
Кол- во часов |
Контрольные, практические, лабораторные |
Планируемые результаты |
Дата проведения |
Корректировка |
|||||||||||
Предметные |
Личностные |
Метапредметные |
План |
Факт |
Причины |
Способы устранения |
|||||||||||
Раздел I. Человек (7 часов) |
|||||||||||||||||
1 |
Вводный урок. (Урок изучения нового материала) |
1 |
Знать значение, использование термина «обществознание. Иметь представление о связи обществознания с другими науками |
Уметь объяснять, почему нужно изучать обществознание; характеризовать некоторые общественные процессы |
Воспитание гражданственности, интереса к предмету «обществознание» |
||||||||||||
2- 3 |
Загадка человека. (Урок изучения нового материала) |
1 1 |
Объяснять, как происходило развитие первобытного человека в человека разумного современного вида. Характеризовать особенности познания человеком окружающего мира и самого себя. Раскрывать значение труда в развитии человека. Формулировать, что такое способности человека, и какие способности проявляли первобытные люди. Сравнивать способности первобытного человека и человека современного XXI в. Оценивать роль творчества в развитии человека. |
Приводить примеры из истории Древнего мира, как труд влиял на развитие человека. Использовать дополнительную литературу и ресурсы Интернета и формулировать собственное определение понятия «труд». Иллюстрировать конкретными примерами искусство первобытных людей. Уметь составлять рассказы по рисункам |
Усвоить, что труд является основой развития человека, научиться уважать свой и чужой труд. Понимать, что учение и развитие своих способностей важны не только для достижения личного успеха, но и для процветания всей страны в будущем. Научиться оценивать свои знания, способности и поступки, ценить время, понимать его важность. Научиться уважать людей старшего возраста. Сформировать в себе качества доброго, милосердного, порядочного человека, выполняющего свой долг, верить в людей и помогать им, верить в себя. Формировать у себя непримиримое отношение к проявлениям нечестности и обману. Научиться беречь свое здоровье, вести здоровый образ жизни и избегать вредных привычек |
||||||||||||
4- 5 |
Отрочество- особая пора жизни. (Комбинированный). |
1 1 |
Характеризовать черты подросткового возраста; уметь объяснять может ли самостоятельность быть отрицательным качеством. |
Оценка своих учебных достижений, поведения, черт |
Воспитывать любовь и уважение к старшему поколению, семье |
||||||||||||
6- 7 |
Урок- практикум. (Повторение и обобщение). |
1 1 |
Характеризовать основные положения раздела; анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения |
Уметь: работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач |
Воспитание трудолюбия |
||||||||||||
Раздел II. Семья (6 часов) |
|||||||||||||||||
8 |
Семья и семейные отношения. (Комбинированный урок). |
1 |
Характеризовать понятие «семья». Показывать роль и значимость семьи в жизни любого человека, т. е. то, что называют «семейные ценности». Сравнивать особенности семей современных и существовавших в России ранее, городских и деревенских; двухпоколенных, трехпоколенных. Характеризовать причины возникновения семейных конфликтов, предлагать пути их разрешения. Называть основной документ, регулирующий семейные отношения, — Семейный кодекс РФ. Описывать семейные обычаи, традиции. |
Уметь: работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач. Показывать на конкретных примерах взаимодействие, заботу, поддержку, общий труд и помощь в семье. Рассказывать о собственных обязанностях в своей семье. Исследовать конфликтные ситуации в семье, выявляя причины их возникновения и пути разрешения. Приводить примеры семейных обычаев и традиций, в том числе в вашей семье. Выражать собственную точку зрения на значение семьи. |
Воспитывать любовь и уважение к старшему поколению, семье. |
||||||||||||
9- 10 |
Семейное хозяйство. (Комбинированный урок). |
1 1 |
Описывать совместный труд членов семьи. Характеризовать статьи семейного бюджета; объяснять правила ведения семейного хозяйства; выполнять творческие задания по изученной теме |
Показывать на конкретных примерах из жизни кого считают рачительным хозяином, каковы источники экономии в домашнем хозяйстве, что должен знать и уметь рачительный хозяин. Оценивать собственное участие в ведении домашнего хозяйства. |
Учимся быть рачительными хозяевами. Учимся помогать семье, как правильно вести хозяйство. |
||||||||||||
11- 12 |
Свободное время. (Комбинированный урок). |
1 1 |
Объяснять какое время можно назвать свободным, какие движения губительны для организма, а какие - полезны и ценны для развития и совершенствования человека; что досуговая деятельность - это сфера самовоспитания и самоопределения. |
Показывать на конкретных примерах, что свободное время, его организация, играет важную роль в развитии личности. Формулировать собственное определение понятия «свободное время». Иллюстрировать конкретными примерами досуговую деятельность. Уметь составлять рассказы по рисункам. |
Воспитание умение правильно использовать свободное время. |
||||||||||||
13 |
Урок- практикум. (Повторение и обобщение) |
1 |
Характеризовать основные положения раздела; анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения. |
Составлять рассказы: -учимся быть рачительными хозяевами; -учимся помогать семье; -мы - семья, а это значит... |
Воспитание ответственности, выражать собственную точку зрения на значение семьи |
||||||||||||
Раздел III. Школа (6 часов) |
|||||||||||||||||
14 |
Образование в жизни человека. (Урок изучения нового материала) |
1 |
Характеризовать задачи школы. Рассказывать о значении школы в судьбе каждого человека. Раскрывать роль школы в развитии ребенка. Показывать, какое место в системе образования занимает школа. Объяснять, почему образование так важно для современного человека. Описывать возможности личного развития, которые предоставляет образование |
Приводить примеры из жизни, литературы и кинофильмов о значимости школы для человека. Оценивать и корректировать собственное отношение к своей учебе, умение учиться, возможности своего развития. Рассказывать о своей школе, как вы относитесь к ней. Исследовать конкретные ситуации, когда проявляется ценность и важность образования человека при приеме на работу, повышении в должности. Использовать элементы причинно-следственного анализа для выявления связи между хорошей учебой в школе и возможностью человека реализовать себя в профессии в будущем и построить карьеру. Систематизировать информацию о системе образования в России в табличной форме |
Образование и самообразование. Учёба — основной труд школьника. Учение вне стен школы. Умение учиться |
||||||||||||
15- 16 |
Образование и самообразование.(Комбинированный урок). |
1 1 |
Характеризовать учёбу как основной труд школьника. Опираясь на примеры из художественных произведений, выявлять позитивные результаты учения. С опорой на конкретные примеры характеризовать значение самообразования для человека. Оценивать собственное умение учиться и возможности его развития. Выявлять возможности практического применения получаемых в школе знаний |
Уметь рассуждать о проблемах современного образования, о правах и обязанностях ученика |
Воспитание ответственности, умение учиться |
||||||||||||
17- 18 |
Одноклассники, сверстники, друзья.(Комбинированный урок). |
1 1 |
Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных связей младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Иллюстрировать примерами значимость товарищеской поддержки сверстников для человека. Оценивать собственное умение общаться с одноклассниками и друзьями |
Уметь объяснить, что может помешать дружбе, привести примеры настоящей и мнимой дружбы; пояснить, какие человеческие качества считают наиболее важными для дружбы |
Воспитание дружеских отношений младших подростков с одноклассниками, сверстниками, друзьями. |
||||||||||||
19 |
Урок- практикум. (Урок повторения и обобщения) |
1 |
Характеризовать основные положения раздела; анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения |
Воспитание ответственности, умение учиться |
|||||||||||||
Раздел IV. Труд (6 часов) |
|||||||||||||||||
20- 21 |
Труд- основа жизни. (Урок изучения нового материала). |
1 1 |
Объяснять значение трудовой деятельности для личности и общества. Характеризовать особенности труда как одного из основных видов деятельности человека
|
Различать материальную и моральную оценку труда. Приводить примеры благотворительности и меценатства. |
Определять собственное отношение к различным средствам достижения успеха в труде |
||||||||||||
22- 23 |
Труд творчество. (Урок изучения нового материала). |
1 1 |
Различать творчество и ремесло. Раскрывать признаки мастерства на примерах творений известных мастеров |
Уметь объяснить, всякий ли мастер может быть назван творцом, в чем заключается красота труда; определить различие труда мастера |
Творческий труд. Творчество в искусстве |
||||||||||||
24- 25 |
Урок- практикум. (Урок повторения и обобщения) |
1 1 |
Характеризовать основные положения раздела; анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения |
Проявлять социальную ответственность за свои мысли и поступки |
|||||||||||||
Раздел V. Родина (9 часов) |
|||||||||||||||||
26 |
Наша Родина- Россия. (Урок изучения нового материала). |
1 |
Характеризовать понятие «малая родина». Объяснять, что оно значит для человека. Описывать свою малую родину. Рассказать о своей стране — Родине. Объяснять, почему люди любят свою Отчизну. |
Написать эссе о своей малой родине. Иллюстрировать примерами из жизни, литературы и кинофильмов проявления любви к своей Родине, Отчизне. Рассказывать о защитниках Родины, если возможно, — членах своей семьи. |
Воспитывать любовь к своей малой родине и к своему Отечеству. |
||||||||||||
27 |
Государственные символы России. (Комбинированный урок). |
1 |
Объяснять смысл понятия «государственные символы», для чего они нужны. Рассказывать, когда применяются государственные символы. Рассказывать историю российского герба и флага. Описывать Государственный герб РФ. Описывать Государственный флаг РФ, над какими зданиями он поднят постоянно. Объяснять, когда и почему были приняты Федеральные законы о государственных символах России. |
Иллюстрировать на конкретных примерах отношение солдат к своему знамени во время Великой Отечественной войны. Использовать дополнительную литературу и Интернет для подготовки сообщения на уроке о государственных символах зарубежных стран. Подготовить проект или презентацию об истории Государственного герба в России. Проанализировать текст (Н. А. Соболев «О национальном флаге России») и написать эссе об истории русского флага. Продемонстрировать свое знание слов и музыки Государственного гимна России. Описать свои чувства, когда в конце спортивных соревнований исполняется российский гимн и поднимается флаг нашей страны |
Воспитывать уважение к государственным символам России, патриотизм, чувство гордости за свою Родину |
||||||||||||
28- 29 |
Гражданин России. (Комбинированный урок). |
1 1 |
Объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданин». Называть и иллюстрировать примерами основные права граждан РФ. Называть основные обязанности граждан РФ. |
Приводить примеры добросовестного выполнения гражданских обязанностей. Приводить примеры и давать оценку проявлениям гражданствен-ности, представленным в СМИ |
Воспитывать уважение к своему народу и чувство единения с ним, ощущать себя россиянином. |
||||||||||||
30- 31 |
Мы- многонациональный народ. (Комбинированный урок). |
1 1 |
Знать, как называется наша страна. Рассказывать о главном богатстве нашей страны — ее народе. Характеризовать Россию как многонациональное государство. Раскрывать особенности многонационального государства. Перечислять, какие народы проживают в нашей стране, как они называются все вместе. |
Знать, как называется наша страна. Рассказывать о главном богатстве нашей страны — ее народе. Характеризовать Россию как многонациональное государство. Раскрывать особенности многонационального государства. Перечислять какие народы проживают в нашей стране, как они называются все вместе. |
Воспитывать толерантное и терпимое отношение к людям разных национальностей, проживающих в нашей стране, для поддержания гражданского мира в России, для ее развития и процветания. |
||||||||||||
32- 33 |
Основы гражановедения. (Итоговый урок. Контрольный урок). |
1 1 |
Знать основные положения курса. Уметь: - анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; - высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; - работать с текстом учебника, выделять главное. |
Использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач |
Воспитание гражданской ответственности; дружеских отношений между людьми разных национальностей. Определение собственного отношения к явлениям современной жизни. Формулирование своей точки зрения. |
||||||||||||
34 |
Защита проектов. (Итоговый урок. Урок- практикум). |
1 |
Высказывать собственную точку зрения, умение вести диалог. |
Овладение различными видами публичных выступлений |
Воспитание ценностных ориентиров, основанных на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству. |