Рабочая программа по обществознанию (5 класс, УМК: Л.Н. Боголюбов)

1
0
Материал опубликован 26 February 2016

Пояснительная записка

Рабочая программа по обществознанию для 5 класса составлена на основе ФГОС основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по обществознанию и авторской программы Л. Н. Боголюбова. - М.: Просвещение, 2010г.

Учебник «Обществознание», 5класс, Л. Н. Боголюбов и др.- М.: Просвещение, 2013 г. Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа (1час в неделю), контрольных и практических работ не предусмотрено.

Курс «Обществознание» для основной школы представляет собой один из рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации вариантов реализации новой структуры дисциплин социально - гуманитарного цикла. Этот курс интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально- психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся младшего подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей.

Реализация рабочей программы способствует:

- развитию личности в период ранней юности, ее духовно- нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;

- воспитанию общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;

- освоению системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально- экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и самообразования;

- овладению умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимой для участия в жизни гражданского общества и государства;

- формированию опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми разных национальностей и вероисповеданий; в семейно - бытовой сфере, для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Отличительных особенностей рабочей программы по сравнению с примерной программой нет.

Формы контроля: устный опрос, решение познавательных задач, творческие работы, тесты.

 

Требования к уровню подготовки.

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации; самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; формулировать ответы на вопросы учителя; использовать знаково - символические средства, в том числе схемы для решения задач; самостоятельно выделять и формулировать цели; анализировать вопросы, формулировать ответы; выявлять особенности и признаки объектов; приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений; устанавливать причинно - следственные связи и зависимости между объектами; ставить и формулировать проблему урока.

Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; принимать другое мнение и позицию, допускать существование различных точек зрения; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; участвовать в коллективном обсуждении проблем; взаимодействовать в ходе совместной работы, вести диалог, участвовать в дискуссии; планировать цели и способы взаимодействия; обмениваться мнениями, слушать друг друга, понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей; согласовывать действия с партнером.

Регулятивные: определять цели и личностно значимую проблему урока; действовать с учетом выделенных учителем ориентиров; планировать решение учебной задачи, выстраивать алгоритм действий; корректировать деятельность, вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей; принимать и сохранять учебную задачу; самостоятельно выделять и формулировать цель; составлять план последовательности действий; прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала.

 

Учебно-тематический план.

№ п/п

Наименование раздела

Количество часов

1

Человек.

7

2

Семья.

6

3

Школа.

6

4

Труд.

6

5

Родина.

9

 

Итого

34

 

Оставляю за собой право на корректировку календарно - тематического планирования с учетом индивидуальных особенностей учащихся и учебного процесса.

 

Перечень литературы:

Правовое воспитание школьников: 5- 9 классы: конспекты занятий, сост. О.В.Летнева. – Волгоград Учитель. 2006.

Гражданский кодекс РФ.

Кодекс об административных правонарушениях.

Конституция РФ.

Семейный кодекс РФ.

Трудовой кодекс РФ.

Обществознание. 5класс: рабочая программа и технологические карты уроков по учебнику под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой/ авт. – сост. И.Ю. Буйволова. – Волгоград: Учитель, 2013г.

Обществознание. 5класс. Электронное приложение к учебнику под редакцией Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой .


п/п


 


 

Тема урока

(Тип урока)

Кол- во часов

Контрольные, практические, лабораторные


 


 

Планируемые результаты


 


 

Дата проведения


 


 

Корректировка

       

Предметные

Личностные

Метапредметные

План

Факт

Причины

Способы устранения

Раздел I. Человек (7 часов)

1

Вводный урок. (Урок изучения нового материала)

1

 

Знать значение, использование термина «обществознание. Иметь представление о связи обществознания с другими науками

Уметь объяснять, почему нужно изучать обществознание; характеризовать некоторые общественные процессы

Воспитание гражданственности, интереса к предмету «обществознание»

       

2- 3

Загадка человека. (Урок изучения нового материала)

1

1

 

Объяснять, как происходило развитие первобытного челове­ка в человека разумного современного вида. Характеризовать особенности познания человеком окру­жающего мира и самого себя. Раскрывать значение труда в развитии человека.

Формулировать, что такое способности человека, и какие способности проявляли первобытные люди. Сравнивать способности первобытного человека и человека современного XXI в. Оценивать роль творчества в развитии человека.

Приводить примеры из истории Древнего мира, как труд влиял на развитие человека. Использовать дополнительную литературу и ресурсы Интер­нета и формулировать собственное определение понятия «труд». Иллюстрировать конкретными примерами искусство перво­бытных людей. Уметь составлять рассказы по рисункам

Усвоить, что труд является основой развития человека, на­учиться уважать свой и чужой труд. Понимать, что учение и развитие своих способностей важны не только для достижения личного успеха, но и для процве­тания всей страны в будущем. Научиться оценивать свои знания, способности и поступки, ценить время, понимать его важность. Научиться уважать людей старшего возраста. Сформировать в себе качества доброго, милосердного, поря­дочного человека, выполняющего свой долг, верить в людей и помогать им, верить в себя. Формировать у себя непримиримое отношение к проявлени­ям нечестности и обману. Научиться беречь свое здоровье, вести здоровый образ жиз­ни и избегать вредных привычек

       

4- 5

Отрочество- особая пора жизни. (Комбинированный).

1

1

 

Характеризовать черты подросткового возраста; уметь объяснять может ли самостоятельность быть отрицательным качеством.

Оценка своих учебных достижений, поведения, черт
своей личности с учётом мнения других людей, в том
числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

Воспитывать любовь и уважение к старшему поколению, семье

       

6- 7

Урок- практикум. (Повторение и обобщение).

1

1

 

Характеризовать основные положения раздела; анализировать, делать выво­ды, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения

Уметь: работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач

Воспитание трудолюбия

       

Раздел II. Семья (6 часов)

8

Семья и семейные отношения. (Комбинированный урок).

1

 

Характеризовать понятие «семья». Показывать роль и значимость семьи в жизни любого чело­века, т. е. то, что называют «семейные ценности». Сравнивать особенности семей современных и существовав­ших в России ранее, городских и деревенских; двухпоколенных, трехпоколенных. Характеризовать причины возникновения семейных конф­ликтов, предлагать пути их разрешения. Называть основной документ, регулирующий семейные отношения, — Семейный кодекс РФ. Описывать семейные обычаи, традиции.

Уметь: работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач. Показывать на конкретных примерах взаимодействие, заботу, поддержку, общий труд и помощь в семье. Рассказывать о собственных обязанностях в своей семье. Исследовать конфликтные ситуации в семье, выявляя при­чины их возникновения и пути разрешения. Приводить примеры семейных обычаев и традиций, в том числе в вашей семье. Выражать собственную точку зрения на значение семьи.

Воспитывать любовь и уважение к старшему поколению, семье.

       

9- 10

Семейное хозяйство. (Комбинированный урок).

1

1

 

Описывать совместный труд членов семьи. Характеризовать статьи се­мейного бюджета; объяснять правила ведения семейного хозяйства; выпол­нять творческие задания по изученной теме

Показывать на конкретных примерах из жизни кого считают рачительным хозяином, каковы источники эконо­мии в домашнем хозяйстве, что дол­жен знать и уметь рачительный хозяин. Оценивать собственное участие в ведении домашнего хозяй­ства.

Учимся быть рачительными хозяевами. Учимся помогать семье, как правильно вести хозяйство.

       

11- 12

Свободное время. (Комбинированный урок).

1

1

 

Объяснять какое время можно назвать свободным, какие движения губи­тельны для организма, а какие - по­лезны и ценны для развития и совершенствования человека; что досуговая деятельность - это сфера самовоспи­тания и самоопределения.

Показывать на конкретных примерах, что свободное время, его организация, играет важную роль в развитии личности.

Формулировать собственное определение понятия «свободное время». Иллюстрировать конкретными примерами досуговую деятельность. Уметь составлять рассказы по рисункам.

Воспитание умение правильно использовать свободное время.

       

13

Урок- практикум. (Повто­рение и обоб­щение)

1

 

Характеризовать основные положения раздела; анализировать, делать выво­ды, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения.

Составлять рассказы:

-учимся быть рачитель­ными хозяевами;

-учимся помогать семье;

-мы - семья, а это значит...

Воспитание ответственности, выражать собственную точку зрения на значение семьи

       

Раздел III. Школа (6 часов)

14

Образование в жизни человека. (Урок изучения нового материала)

1

 

Характеризовать задачи школы. Рассказывать о значении школы в судьбе каждого человека. Раскрывать роль школы в развитии ребенка. Показывать, какое место в системе образования занимает школа. Объяснять, почему образование так важно для современного человека. Описывать возможности личного развития, которые предо­ставляет образование

Приводить примеры из жизни, литературы и кинофильмов о значимости школы для человека. Оценивать и корректировать собственное отношение к своей учебе, умение учиться, возможности своего развития. Рассказывать о своей школе, как вы относитесь к ней. Исследовать конкретные ситуации, когда проявляется цен­ность и важность образования человека при приеме на рабо­ту, повышении в должности. Использовать элементы причинно-следственного анализа для выявления связи между хорошей учебой в школе и воз­можностью человека реализовать себя в профессии в буду­щем и построить карьеру. Систематизировать информацию о системе образования в России в табличной форме

Образование и самообразование. Учё­ба — основной труд школьника. Учение вне стен школы. Умение учиться

       

15- 16

Образование и самообразование.(Комбинированный урок).

1

1

 

Характеризовать учёбу как основной труд школьника. Опираясь на примеры из художественных произведений, вы­являть позитивные результаты учения. С опорой на конкретные примеры характеризовать значение самообразования для человека. Оценивать собственное умение учиться и возможности его развития. Выявлять возможности практического применения получа­емых в школе знаний

Уметь рассуждать о проблемах современного образования, о правах и обязанностях ученика

Воспитание ответственности, умение учиться

       

17- 18

Одноклассники, сверстники, друзья.(Комбинированный урок).

1

1

 

Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных связей младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Иллюстрировать примерами значимость товарищеской под­держки сверстников для человека.

Оценивать собственное умение общаться с одноклассника­ми и друзьями

Уметь объяснить, что может помешать дружбе, привести примеры настоящей и мнимой дружбы; пояснить, какие человеческие качества считают наиболее важными для дружбы

Воспитание дружеских отношений младших подростков с од­ноклассниками, сверстниками, друзьями.

       

19

Урок- практикум. (Урок повторения и обобщения)

1

 

Характеризовать основные положения раздела; анализировать, делать выво­ды, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения

 

Воспитание ответственности, умение учиться

       

Раздел IV. Труд (6 часов)

20- 21

Труд- основа жизни. (Урок изучения нового материала).

1

1

 

Объяснять значение трудовой деятельности для личности и общества.

Характеризовать особенности труда как одного из основных видов деятельности человека


 


 


 

Различать материальную и моральную оценку труда. Приводить примеры благотворительности и меценатства.

Определять собственное отношение к различным средствам достижения успеха в труде

       

22- 23

Труд творчество. (Урок изучения нового материала).

1

1

 

Различать творчество и ремесло. Раскрывать признаки мастерства на примерах творений из­вестных мастеров

Уметь объяснить, всякий ли мастер может быть назван творцом, в чем заключается красота труда; определить различие труда мастера

Творческий труд. Творчество в искусстве

       

24- 25

Урок- практикум. (Урок повторения и обобщения)

1

1

 

Характеризовать основные положения раздела; анализировать, делать выво­ды, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения

 

Проявлять социальную ответственность за свои мысли и поступки

       

Раздел V. Родина (9 часов)

26

Наша Родина- Россия. (Урок изучения нового материала).

1

 

Характеризовать понятие «малая родина». Объяснять, что оно значит для человека. Описывать свою малую родину. Рассказать о своей стране — Родине. Объяснять, почему люди любят свою Отчизну.

Написать эссе о своей малой родине. Иллюстрировать примерами из жизни, литературы и кино­фильмов проявления любви к своей Родине, Отчизне. Рассказывать о защитниках Родины, если возможно, — чле­нах своей семьи.

Воспитывать любовь к своей малой родине и к своему Отечеству.

       

27

Государственные символы России. (Комбинированный урок).

1

 

Объяснять смысл понятия «государственные символы», для чего они нужны. Рассказывать, когда применяются государственные символы. Рассказывать историю российского герба и флага. Описывать Государственный герб РФ. Описывать Государственный флаг РФ, над какими здания­ми он поднят постоянно. Объяснять, когда и почему были приняты Федеральные за­коны о государственных символах России.

Иллюстрировать на конкретных примерах отношение сол­дат к своему знамени во время Великой Отечественной войны. Использовать дополнительную литературу и Интернет для подготовки сообщения на уроке о государственных симво­лах зарубежных стран. Подготовить проект или презентацию об истории Государственного герба в России. Проанализировать текст (Н. А. Соболев «О националь­ном флаге России») и написать эссе об истории русского флага. Продемонстрировать свое знание слов и музыки Государст­венного гимна России. Описать свои чувства, когда в конце спортивных соревнова­ний исполняется российский гимн и поднимается флаг нашей страны

Воспитывать уважение к государственным символам Рос­сии, патриотизм, чувство гордости за свою Родину

       

28- 29

Гражданин России. (Комбинированный урок).

1

1

 

Объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданин». Называть и иллюстрировать примерами основные права граждан РФ. Называть основные обязанности граждан РФ.

Приводить примеры добросовестного выполнения граждан­ских обязанностей. Приводить примеры и давать оценку проявлениям гражданствен-ности, представленным в СМИ

Воспитывать уважение к своему народу и чувство едине­ния с ним, ощущать себя россиянином.

       

30- 31

Мы- многонациональный народ. (Комбинированный урок).

1

1

 

Знать, как называется наша страна. Рассказывать о главном богатстве нашей страны — ее народе. Характеризовать Россию как многонациональное государство. Раскрывать особенности многонационального государства. Перечислять, какие народы проживают в нашей стране, как они называются все вместе.

Знать, как называется наша страна. Рассказывать о главном богатстве нашей страны — ее народе. Характеризовать Россию как многонациональное государство. Раскрывать особенности многонационального государства. Перечислять какие народы проживают в нашей стране, как они называются все вместе.

Воспитывать толе­рантное и терпимое отношение к людям разных национальностей, проживающих в нашей стране, для поддержания гражданского мира в России, для ее развития и процветания.

       

32- 33

Основы гражановедения. (Итоговый урок. Контрольный урок).

1

1

 

Знать основные положения курса. Уметь: - анализировать, делать вы­воды, отвечать на вопросы; - высказывать собственную точку зрения или обосновы­вать известные; - работать с текстом учебни­ка, выделять главное.

Ис­пользовать ранее изученный материал для решения по­знавательных задач

Воспитание гражданской ответственности; дружеских отношений между людьми разных национальностей. Определение собственного отношения к явлениям современной жизни. Формулирование своей точки зрения.

       

34

Защита проектов. (Итоговый урок. Урок- практикум).

1

 

Высказывать собственную точку зрения, умение вести диалог.

Овладение различными видами публичных выступлений
(высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим
нормам и правилам ведения диалога; умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности
на уроках и в доступной социальной практике

Воспитание ценностных ориентиров, основанных на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству.

       
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.