Рабочая программа для 6 класса по обществознанию (УМК под ред. Л. Н. Боголюбова)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Ильинская средняя общеобразовательная школа »
РАССМОТРЕНО: СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДЕНО:
на заседании МО учителей Зам.директора по УВР Директор школы
историко-филологического ______/А.С.Кравченко/ _____/Н.Н.Строна/
цикла
протокол №1 Приказ №_____
от _________2019г. « »________2019г от___________2019г
Руководитель ШМО:
__________/И.А.Ком/
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Обществознание»
для 6 класса
основного общего образования
на 2019-2020учебный год
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента и авторской программы: Л.Н. Боголюбова «Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников 5-9 классы».-М.: Просвещение 2012 г.
Составитель: Чернова Ю.В.
учитель истории и обществознания,
высшая квалификационная категория
с.Новоильинка 2019г.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по предмету «Обществознание» (6 класс) разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом на основе Примерной программы основного общего образования по обществознанию, и положения по рабочей программе МБОУ Ильинская СОШ,/Рабочая программа по Обществознанию 5-9 классы. _ Обществознание. Рабочие программы к предметной линии учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений/ Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.-М.: Просвещение, 2011. ./ Учебного плана МБОУ « Ильинская СОШ» 2019 - 2020 уч. года ;Положения о рабочей программе МБОУ «Ильинская СОШ» .
Обоснование выбора УМК:
Программа ориентирована на работу на УМК:
«Обществознание. 6 класс» под редакцией академика Л.Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой (М.: Просвещение, 2013).
Обществознание 6 класс. Рабочая программа и технологические карты уроков по учебнику под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. Волгоград, Учитель 2013.
Данный курс рассчитан на 35 учебных часов. Учебник «Обществознание. 6 класс» под редакцией Боголюбова Л.Н., Л. Ф. Ивановой рассчитан на 12 параграфов. Резерв времени предлагается использовать на методическую проработку содержания курса. Заключительные уроки по каждой теме могут быть проведены с применением специальных рубрик учебника.
Рабочая программа включает пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, списки основной и дополнительной литературы, интернет-ресурсов.
Календарно-тематическое планирование данной Рабочей программы составлено с учетом требований к результатам обучения и освоения содержания курса по обществознанию.
Общие цели образования с учетом специфики учебного предмета:
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;
развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10—15 лет), её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно-бытовых отношений.
Задачи курса:
создание условий для социализации личности;
воспитание чувства патриотизма, уважения к своей стране, к правам и свободам человека,
демократическим принципам общественной жизни;
формирование знаний и интеллектуальных умений;
воспитания уважения к семье и семейным традициям;
формирование основ мировоззренческой, нравственной, социальной, политической, правовой и экономической культуры;
воспитание толерантного отношения к людям другой национальности;
воспитания уважения к трудовой деятельности
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:
Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, положение человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важным содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета «Обществознание» является опыт познавательной деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.
Формы организации учебного процесса:
* коллективная;
* групповая;
* индивидуальная.
Форма обучения реализуется как органическое единство целенаправленной
организации:
* содержания;
* обучающих средств;
* методов обучения.
Виды учебных занятий: урок, практическое занятие, игры- обсуждения, встречи с интересными людьми.
Преобладающие формы контроля знаний, умений, навыков:
фронтальный опрос
тестирование
письменные работы по рабочим тетрадям
сообщения по отдельным вопросам у доски
подготовка презентаций
ответ по картине
составление кроссвордов и т.д.
Описание места учебного предмета в учебном плане:
Учебный план отводит на обществознание в 6 классе 1 ч в неделю, (согласно учебному плану школы учебный год для 6 класса составляет 34 учебные недели).Тематическое планирование рассчитано на 34часа в год. Авторская программа-35ч.
В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход.
Информация о внесении изменений в авторскую программу и их обоснование:
Рабочая программа в полном объёме соответствует авторской программе.
Используемая в тексте программы система условных обозначений
План- планируемая дата проведения Факт- фактическая ч- часы
Роль учебного предмета в достижении обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы:
Изучение обществознания в 6 классе призвано создать условия для полноценного выполнения выпускником типичных для подростка социальных ролей; ориентации в актуальных общественных событиях; нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей; реализации и зашиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; первичного анализа и использования социальной информации; сознательного неприятия антиобщественного поведения. Шестиклассник должен получить достаточно полное представление о возможностях, которые существуют в современном российском обществе для продолжения образования и работы, для самореализации в многообразных видах деятельности, а также об условиях достижения успеха в различных сферах жизни общества.
Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно ориентированного подходов в процессе усвоения программы, что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися знаниями, различными видами деятельности и умениями, их реализующими.
Личностные результаты:
осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты:
способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;
овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты:
овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
В результате изучения обществознания ученик должен:
знать/понимать
-социальные свойства человека, его место в системе общественных отношений;
-значение семьи, семейных отношений и семейных ценностей;
-закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;
-различные подходы к исследованию человека и общества;
-основные социальные институты и процессы;
-важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
уметь:
-характеризовать основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы;
-сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия;
-формулировать на основе приобретенных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
-применять знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;
-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: 5
-совершенствования собственной познавательной деятельности;
-эффективного выполнения социальных ролей; сознательного взаимодействия с
социальными институтами;
- ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; выработки
собственной гражданской позиции;
- оценки общественных изменений с точки зрения демократических и
гуманистических ценностей;
- нравственной оценки социального поведения людей;
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
-осуществления взаимодействия с людьми с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
Открывается курс темой «Человек в социальном измерении», где рассматриваются важнейшие социальные свойства человека. Далее учащиеся расширяют круг сведений о качествах человека, проявляющихся во взаимодействии с ними: «Человек среди людей» и «Нравственные основы
жизни».
Ресурсное обеспечение рабочей программы
Учебно-методический комплекс
- Учебник Обществознание. 6 класс. ФГОС. под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой, М: Просвещение, 2012
- Рабочая программа и технологические карты уроков по учебнику под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. Волгоград, Учитель 2016.
МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
1.Аудиоколонки
2.Видеопроектор
3.Персональный компьютер
4. Экран
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п.п. | Тема урока | Количество часов |
1 | Введение в изучение курса Обществознание.6класс» | 1ч. |
Тема 1. Человек в социальном измерении. | 12ч. | |
2-3 | Человек – личность | 2 |
4-5 | Человек познаёт мир | 2 |
6-7 | Человек и его деятельность | 2 |
8-9 | Потребности человека | 2 |
10-11 | На пути к жизненному успеху | 2 |
12-13 | Практикум по теме «Человек в социальном измерении» | 2 |
Тема 2. Человек среди людей. | 10ч. | |
14-15 | Межличностные отношения | 2 |
16-17 | Человек в группе | 2 |
18-19 | Общение | 2 |
20-21 | Конфликты в межличностных отношениях | 2 |
22-23 | Практикум по теме «Человек среди людей» | 2 |
Тема 3. Нравственные основы жизни. | 8ч. | |
24-25 | Человек славен добрыми делами | 2 |
26-27 | Будь смелым | 2 |
28-29 | Человек и человечность | 2 |
30-31 | Практикум по теме «Нравственные основы жизни» | 2 |
Заключение | 2ч. | |
32-33 | Заключительные уроки | 2 |
34 | Резерв. | 1ч. |
Календарно-тематический план изучения учебного предмета «Обществознание».6 класс, 1час в неделю
№ п.п. | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения по плану | Дата проведения по факту |
| Введение | 1 | | |
1 | Вводный урок | 1 | 6.09 | |
Тема 1. Человек в социальном измерении. | 12 | | | |
2-3 | 1.1-2.Человек – личность | 2 | 13.09 20.09 | |
4-5 | 1.3-4.Человек познаёт мир | 2 | 27.09 4.10 | |
6-7 | 1.5-6.Человек и его деятельность | 2 | 11.10 18.10 | |
8-9 | 1.7-8.Потребности человека | 2 | 25.10 8.11 | |
10-11 | 1.9-10.На пути к жизненному успеху | 2 | 15.11 22.11 | |
12-13 | 1.11-12.Практикум по теме «Человек в социальном измерении» | 2 | 29.11 6.12 | |
Тема 2. Человек среди людей. | 10 | | | |
14-15 | 2.1-2.Межличностные отношения | 2 | 13.12 20.12 | |
16-17 | 2.3-4.Человек в группе | 2 | 27.12 17.01 | |
18-19 | 2.5-6.Общение | 2 | 24.01 31.01 | |
20-21 | 2.7-8.Конфликты в межличностных отношениях | 2 | 7.02 14.02 | |
22-23 | 2.9-10.Практикум по теме «Человек среди людей» | 2 | 21.02 28.02 | |
Тема 3. Нравственные основы жизни. | 8 | | | |
24-25 | 3.1-2.Человек славен добрыми делами | 2 | 6.03 13.03 | |
26-27 | 3.3-4.Будь смелым | 2 | 20.03 3.04 | |
28-29 | 3.5-6.Человек и человечность | 2 | 10.04 17.04 | |
30-31 | 3.7-8.Практикум по теме «Нравственные основы жизни» | 2 | 24.04 8.05 | |
Заключение | 2 | 15.05 22.05 | | |
32-33 | Заключительные уроки | 2 | 29.05 | |
34 | Резерв. | 1 | | |
Лист внесения изменений (коррекция).
№ п/п | Тема урока | Дата проведения планируемая | Дата проведения фактическая | Основания внесения изменения |
| | | | |
| | | | |
| | |
| |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |