Рабочая программа по обслуживающему труду для 8 класса школы VIII вида
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету: обслуживающий труд для 8 класса
10 часов в неделю, 350 часов в год
(1 час – очно-индивидуально, 9 часов – самостоятельное изучение)
№ | Наименование разделов | Содержание учебного предмета - обслуживающий труд | Кол-во часов |
Содержание разделов | |||
1. | Питание | Санитарно-гигиенические требования к состоянию кухни. Кухонное оборудование (повторение). Холодильник: назначение, правила эксплуатации и ухода за ним. Столовая посуда и ее назначение. Правила пользования столовой посудой и столовыми приборами. Мытье и хранение посуды. Сервировка стола к ужину. Правила хранения продуктов. Виды обработки овощей (первичная, тепловая). Виды тепловой обработки (варка, жарка). Блюда из отварного картофеля. Приготовление гарниров: отварной рис, гречка, макароны. Блюда из полуфабрикатов. Практические работы Мытье кухонного оборудования (холодильника, плиты, мойки). Сервировка стола к ужину. Мытье посуды и столовых приборов, уборка их в шкаф. Отваривание картофеля. Приготовление гарниров из риса, гречки, макарон. Приготовление полуфабрикатов. Оформление блюд и подача их на стол. | 65 |
2. | Уборка учебных и служебных помещений | Виды учебных и служебных помещений в школе. Виды покрытий пола. Гигиенические требования к служебным и учебным помещениям. Уборка этих помещений. Моющие и чистящие средства, применяемые при уборке. Пылесос: назначение, эксплуатация и уход за ним. Практические работы Уборка ковровых покрытий с применением пылесоса. Мытье пола, покрытого линолиумом. Уборка коридора и лестничных пролетов. Уборка комнаты | 35 |
3. | Уход за комнатными растениями | Правила ухода за комнатными растениями (повторение). Обрезка сухих и поврежденных листьев. Виды удобрений. Подкормка растений удобрениями. Практические работы Полив растений. Опрыскивание растений. Удаление пыли с гладких листьев растений. Мытье поддонов. Обрезка сухих и поврежденных листьев. Подкормка растений. | 31 |
4. | Садовые работы | Садовый инвентарь, используемый в разное время года: названия, назначение, хранение и техника безопасности при работе с ним. Спецодежда в зависимости от вида работ. Осенние работы. Зимние работы. Весенние работы. Практические работы Осенние работы: -уборка листвы с газона; -сбор и перенос листвы; -посадка луковичных растений. Зимние работы: -уборка снега с дорожек; -уборка снега с крыльца. Весенние работы: -подготовка и посев семян для выращивания рассады; -высаживание рассады в открытый грунт; -перекопка земли под деревьями и кустарниками. -обрезка сухих, поломанных веток и поросли. | 80 |
5. | Уход за обувью | Повторение: виды сезонной обуви; ежедневный уход за обувью; виды материалов для изготовления обуви. Гигиенический уход за обувью: правила и способы. Уход за тканевой и валяной обувью. Уход за обувью из искусственных материалов. Чистка кожаной обуви. | |
| | Практические работы Определение материала, из которого изготовлена обувь. Упражнения по протирке внутренней части обуви дезинфицирующими средствами (сменная обувь учащихся). Чистка кожаной обуви. Чистка обуви из искусственных материалов. | 49 |
6. | Уход за одеждой | Виды тканей. Виды стиральных машин. Стирка белого и цветного х/б белья в машине-автомате. Средства для стирки белья. Практические работы Определение видов ткани на образцах и одежде. Машинная стирка белого и цветного белья под руководством учителя. Утюжка фасонного белья (рубашки, постельное белье). Подготовка одежды к сезонному хранению. Ремонт рабочих халатов. Зашивание распоровшегося шва. Пришивание пуговиц с двумя и четырьмя отверстиями. Пришивание «вешалки» к верхней одежде. | 90 |
| Итого: | | 350 |
| | | |
Календарно-тематическое планирование по обслуживающему труду для 8 класса
УМК: Программы по обслуживающему труду для детей с умеренной умственной отсталостью. 6-9классы А.Г. Галле,
Л.Л. Кочетова.-2-е изд., испр. и доп.- М.: АРКТИ,2011.
№ | Наименование раздела, тема урока | Кол-во часов | Дата план. | Дата факт. |
| 1 четверть – 90 ч | | | |
| Саловые работы Осенние работы (20 ч) | | | |
1 | Садовый инвентарь, используемый в осеннее время года: названия, назначение, хранение и техника безопасности при работе с ним. | 1 | 1.09 | |
2-5 | Спецодежда в зависимости от вида работ. | 4 | С/И | |
6-10 | ПР. Уборка листвы с газона. | 5 | С/И | |
11 | ПР. Сбор и перенос листвы. | 1 | 8.09 | |
12-15 | Правила посадки луковичных растений. | 4 | С/И | |
16-20 | ПР. Посадка луковичных растений. | 5 | С/И | |
| Питание (65 ч) | | | |
21 | Санитарно-гигиенические требования к состоянию кухни. | 1 | 15.09 | |
22-25 | Кухонное оборудование (повторение). | 4 | С/И | |
26-30 | Холодильник: назначение, правила эксплуатации и ухода за ним | 5 | С/И | |
31 | ПР. Мытье кухонного оборудования (холодильника, плиты, мойки). | 1 | 22.09 | |
32-35 | Столовая посуда и ее назначение. | 4 | С/И | |
36-40 | Правила пользования столовой посудой и столовыми приборами. | 5 | С/И | |
41 | Мытье и хранение посуды. | 1 | 29.09 | |
42-45 | ПР. Мытье посуды и столовых приборов, уборка их в шкаф. | 4 | С/И | |
46-50 | Сервировка стола к ужину. | 5 | С/И | |
51 | ПР. Сервировка стола к ужину. | 1 | 6.10 | |
52-55 | Правила хранения продуктов. | 4 | С/И | |
56-60 | Виды обработки овощей (первичная, тепловая). | 5 | С/И | |
61 | Виды тепловой обработки (варка, жарка). | 1 | 13.10 | |
62-65 | Блюда из отварного картофеля. | 4 | С/И | |
66-70 | ПР. Отваривание картофеля. | 5 | С/И | |
71 | Приготовление гарниров: отварной рис, гречка, макароны. | 1 | 20.10 | |
72-75 | ПР. Приготовление гарниров из риса, гречки, макарон. | 4 | С/И | |
76-80 | Блюда из полуфабрикатов. | 5 | С/И | |
81 | ПР, Приготовление полуфабрикатов. | 1 | 27.10 | |
82-85 | ПР. Оформление блюд и подача их на стол. | 4 | С/И | |
| Уборка учебных и служебных помещений (35 ч) | | | |
86-90 | Виды учебных и служебных помещений в школе. | 5 | С/И | |
| 2 четверть – 70 ч | | | |
91 | Инструктаж по технике безопасности на уроках обслуживаюшего труда. Виды покрытий пола. | 1 | 10.11 | |
92-95 | Гигиенические требования к служебным и учебным помещениям. | 4 | С/И | |
96-100 | Правила уборки служебных и учебных помещений. | 5 | С/И | |
101 | Моющие и чистящие средства, применяемые при уборке. | 1 | 17.11 | |
102-105 | ПР. Мытье пола, покрытого линолиумом. | 4 | С/И | |
106-110 | ПР. Уборка коридора и лестничных пролетов. | 5 | С/И | |
111 | Пылесос: назначение, эксплуатация и уход за ним. | 1 | 24.11 | |
112-115 | ПР. Уборка ковровых покрытий с применением пылесоса. | 4 | С/И | |
116-120 | ПР. Уборка комнаты. | 5 | С/И | |
| Уход за комнатными растениями (31 ч) | | | |
121 | Правила ухода за комнатными растениями (повторение). | 1 | 1.12 | |
122-125 | ПР. Полив растений | 4 | С/И | |
126-130 | ПР. Опрыскивание растений. | 5 | С/И | |
| ПР. Удаление пыли с гладких листьев растений. | 1 | 8.12 | |
131 | ПР. Мытье поддонов. | 4 | С/И | |
132-135 | Обрезка сухих и поврежденных листьев. | 5 | С/И | |
136-140 | ПР. Обрезка сухих и поврежденных листьев. | 1 | 15.12 | |
141 | Виды удобрений. | 4 | С/И | |
142-145 | Подкормка растений удобрениями. | 5 | С/И | |
146-150 | ПР. Подкормка растений. | 1 | 22.12 | |
| Саловые работы Зимние работы (10 ч) | | | |
151-155 | Садовый инвентарь, используемый в зимнее время года: названия, назначение, хранение и техника безопасности при работе с ним. | 4 | С/И | |
156-160 | ПР. Уборка снега с дорожек. | 5 | С/И | |
| 3 четверть – 100 ч | | | |
161 | Инструктаж по технике безопасности на уроках обслуживаюшего труда. ПР. Уборка снега с крыльца. | 1 | 12.01 | |
| Уход за обувью (49ч) | | | |
162-170 | Повторение: виды сезонной обуви; ежедневный уход за обувью; виды материалов для изготовления обуви. | 9 | С/И | |
171 | ПР. Определение материала, из которого изготовлена обувь. | 1 | 19.01 | |
172-180 | Гигиенический уход за обувью: правила и способы. | 9 | С/И | |
181 | Уход за тканевой и валяной обувью. | 1 | 26.01 | |
182-190 | ПР. Упражнения по протирке внутренней части обуви дезинфицирующими средствами (сменная обувь учащихся). | 9 | С/И | |
191 | Уход за обувью из искусственных материалов. | 1 | 2.02 | |
192-200 | ПР. Чистка обуви из искусственных материалов. | 9 | С/И | |
201 | Чистка кожаной обуви | 1 | 9.02 | |
202-210 | ПР. Чистка обуви из искусственных материалов. | 9 | С/И | |
| Уход за одеждой (90ч) | | | |
211 | Виды тканей. | 1 | 16.02 | |
212-220 | ПР. Определение видов ткани на образцах и одежде. | 9 | С/И | |
221 | Виды стиральных машин. | 1 | 23.02 | |
222-230 | Средства для стирки белья. | 9 | С/И | |
231 | Стирка белого и цветного х/б белья в машине-автомате. | 1 | 2.03 | |
232-240 | Правила безопасной работы в стиральной машине-автомате. | 9 | С/И | |
241 | ПР. Машинная стирка белого и цветного белья под руководством учителя. | 1 | 9.03 | |
242-250 | Правила безопасной работы с утюгом. | 9 | С/И | |
251 | ПР. Утюжка фасонного белья (рубашки, постельное белье). | 1 | 16.03 | |
252-260 | Правила подготовки одежды к сезонному хранению. | 9 | С/И | |
| 4 четверть – 90 ч | | | |
261 | ПР. Подготовка одежды к сезонному хранению. | 1 | 6.04 | |
262-270 | Последовательность выполнения разных видов ремонта одежды. | 9 | С/И | |
271 | Виды ручных швов. | 1 | 13.04 | |
272-280 | Технике безопасности при работе с иглой и ножницами. | 9 | С/И | |
281 | ПР. Ремонт рабочих халатов. | 1 | 20.04 | |
282-290 | ПР. Зашивание распоровшегося шва. | 9 | С/И | |
291 | ПР. Пришивание пуговиц с двумя и четырьмя отверстиями. | 1 | 27.04 | |
292-300 | ПР. Пришивание «вешалки» к верхней одежде. | 9 | С/И | |
| Саловые работы Весенние работы(50ч) | | | |
301 | Садовый инвентарь, используемый в весеннее время года: названия, назначение. | 1 | 4.05 | |
302-310 | Хранение и техника безопасности при работе с садовым инвентарем. | 9 | С/И | |
311 | Подготовка семян к посеву. | 1 | 11.05 | |
312-320 | ПР. Подготовка и посев семян для выращивания рассады. | 9 | С/И | |
321 | Правила высадки рассады в открытый грунт. | 1 | 18.05 | |
322-330 | ПР. Высаживание рассады в открытый грунт. | 9 | С/И | |
331 | Правила перекопки земли под деревьями и кустарниками. | 1 | 25.05 | |
332-340 | ПР. Перекопка земли под деревьями и кустарниками. | 9 | С/И | |
341 | Правила удаления поросли кустарника. | 1 | С/И | |
342-350 | ПР. Обрезка сухих, поломанных веток и поросли. | 9 | С/И | |
Итого: | | 350 | | |
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Питание
Учащиеся должны знать:
названия предметов кухонного оборудования и их назначение;
технику безопасности при работе с кухонным оборудованием;
назначение холодильника, правила эксплуатации и ухода за ним;
технику безопасности при отключении и включении холодильника;
виды посуды;
правила пользования столовыми приборами;
правила сервировки стола к ужину;
способы хранения продуктов;
этапы первичной обработки овощей;
этапы тепловой обработки овощей;
технологии приготовления гарнира из риса, гречки, макарон;
технологические этапы приготовления полуфабрикатов.
Учащиеся должны уметь:
пользоваться кухонным оборудованием;
мыть холодильник;
выбирать моющие средства в зависимости от материала, из которого изготовлена посуда;
выполнять первичную обработку овощей: сортировать, мыть, чистить, промывать, нарезать;
правильно сервировать стол к ужину;
готовить и подавать к столу блюда из отварного картофеля;
готовить и подавать гарниры из риса, гречки, макарон;
готовить блюда из полуфабрикатов.
Уборка учебных и служебных помещений
Учащиеся должны знать:
виды служебных помещений;
виды покрытий пола: паркет, линолеум, напольная плитка, ковровые покрытия;
правила и последовательности уборки помещений;
моющие и чистящие средства;
назначение пылесоса;
технику безопасности при работе пылесосом;
особенности уборки трудовых мастерских, коридора, лестничных пролетов.
Учащиеся должны уметь:
различать виды покрытий пола;
пользоваться оборудованием и приспособлениями для уборки помещений;
- производить уборку помещений;
- пользоваться пылесосом;
- выбирать моющие и чистящие средства и пользоваться ими.
Уход за комнатными растениями
Учащиеся должны знать:
правила полива и опрыскивания растений;
как рыхлить почву;
правила удаления пыли с гладких листьев;
правила удаления сухих и поврежденных листьев;
виды удобрений;
правила подкормки растений;
правила техники безопасности при работе с удобрениями.
Учащиеся должны уметь:
- поливать и опрыскивать растения;
рыхлить почву;
удалять пыль с гладких листьев;
мыть поддоны;
выбирать удобрения для цветущих и не цветущих растений;
строго соблюдать правила техники безопасности при работе с удобрениями.
Садовые работы
Учащиеся должны знать:
названия предметов садового инвентаря и их назначение;
порядок хранения садового инвентаря;
правила безопасной работы с инвентарем;
правила уборки снега с дорожек и крыльца;
правила посадки луковичных растений;
правила высаживания готовой рассады в открытый грунт;
правила перекопки земли под деревьями и кустарниками;
правила удаления поросли кустарника.
Учащиеся должны уметь:
применять садовый инвентарь по назначению;
правильно хранить садовый инвентарь;
использовать спецодежду по назначению;
технологически правильно держать инвентарь во время работы;
убирать снег с дорожек и крыльца;
высаживать луковичные растения;
высаживать готовую рассаду в открытый грунт.
Уход за обувью
Учащиеся должны знать:
правила ежедневного ухода за обувью;
материал, из которого изготовлена обувь;
последовательность обработки внутренней части обуви;
правила безопасной работы с дезинфицирующими средствами для обуви;
принадлежности для ухода за обувью и месте их хранения;
- правила по уходу за тканевой и валяной обувью;
правила по уходу за обувью из искусственных материалов.
Учащиеся должны уметь:
технологически правильно выполнять этапы очистки обуви от пыли и грязи;
использовать средства и приспособления по уходу за обувью;
соблюдать технику безопасности при чистке обуви;
выполнять обработку внутренней части обуви для предотвращения и удаления неприятного запаха;
правильно подбирать чистящие средства и приспособления — в соответствии с материалом и цветом обуви;
регулярно ухаживать за обувью.
Уход за одеждой
Учащиеся должны знать:
виды тканей;
виды стиральных машин;
правила безопасной работы в стиральной машине-автомате;
этапы стирки;
стиральные порошки для х/б ткани;
дополнительные средства: кондиционер, пятновыводители;
правила безопасной работы с утюгом;
правила подготовки одежды к сезонному хранению;
последовательность выполнения разных видов ремонта одежды;
технику безопасности при работе с иглой и ножницами.
Учащиеся должны уметь:
- выбирать средства для стиральной машины-автомата;
подготавливать белье к стирке;
сортировать белое и цветное белье;
пользоваться стиральной машиной под руководством учителя;
пользоваться утюгом;
готовить одежду к сезонному хранению;
выполнять ручные швы;
соблюдать правила техники безопасности во время работы;
пришивать пуговицы с двумя и четырьмя отверстиями;
пришивать оторвавшуюся «вешалку» к верхней одежде