МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №26 ИМЕНИ А.С.ПУШКИНА»
ГОРОДА СМОЛЕНСКА
«Рекомендовано» Руководитель МО _____/Е.А.Кулькова./ Протокол № от «___» мая 2016г. |
«Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ «СШ №26 имени А.С.Пушкина» _______/Г.Н.Богомолова./ «25» августа 2016 г. |
«Рассмотрено» на заседании педагогического совета Протокол № 9 от 30.08.2016 |
« Утверждено» приказом по школе № 162-ОД от 30.08.2016г. Директор МБОУ «СШ №26 имени А.С. Пушкина» _________/Шпунтова О.Н./ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по окружающему миру для 4 класса
Мельникова С.Ф.,
учитель начальных классов
Сроки реализации программы:
01.09.2016 – 31.05.2017
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 4 класса разработана на основе
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от «29» декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373, в редакции от 31 декабря 2015 №1576;
Основной образовательной программы начального общего образования муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средней школы №26 имени А.С. Пушкина», принятого педагогическим советом 29 августа 2015 года, в ред. от 30.08.2016, приказ № 162-ОД;
Учебного плана муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средней школы №26 имени А.С. Пушкина» города Смоленска на 2016-2017 учебный год, утверждённого приказом от 30.08.2016 № 162-ОД;
Положения о порядке разработки, экспертизы и утверждения рабочих учебных программ муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средней общеобразовательной школы №26 имени А.С. Пушкина», утверждённого приказом от 29.08.2014 приказ №96-ОД, в ред. от 30.08.2016, приказ № 162-ОД.
Для реализации программного содержания используется учебно-методический комплект «Окружающий мир» для 4 класса авторов Плешакова А.А., Новицкой М. Ю., М., «Просвещение», 2014 год; учебник «Информатика» для 4 класса авторов Т.А. Рудченко, А.Л. Семенов, М., «Просвещение», 2014 год, образовательной системы УМК «Перспектива», входящей в Федеральный перечень учебников, рекомендованных и допущенных к использованию Минобрнауки России утвержденный приказом от 31 марта 2014 года №235, в ред. от 26 января 2016 № 38.
Цели курса:
формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой;
духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Задачи:
уважительного отношения к семье, городу или деревне, а также к региону, в котором он проживает, к России, ее природе и культуре, истории;
понимания ценности, целостности и многообразия окружающего мира, понимания своего места в нем;
модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Общая характеристика учебного предмета «Окружающий мир (человек, природа, общество)»
Программа « Окружающий мир» создана с опорой на культурологические принципы, понятия, категории, которые гармонично объединяют естественнонаучные знания и опыт гуманитарных наук. Ведущей с точки зрения организации содержания является идея единства мира природы и мира культуры. С этой позиции окружающий мир рассматривается как природно-культурное целое, а человек – как часть природы, как создатель культуры и как ее продукт, т. е. тоже природно-культурное целое.
Программу определяют важнейшие компоненты культуры- норма, ценность, идеал, что позволяет представить такое явление, как мир, системно с точки зрения культурно-нормативного, культурно-значимого , культурно-должного в жизни человека. Таким образом дети получают возможность создать целостную картину мира, выявляя в ходе первоначального знакомства с природными явлениями и фактами культуры универсальные ценностно-смысловые ориентиры, необходимые человеку.
В программе определяются понятия, необходимые для восприятия и изучения младшими школьниками окружающего мира :
-природа и культура, целое и часть, общее и различное, внешнее и внутреннее, живое и неживое, пространство и время как важнейшие параметры бытия;
-природосообразный ритм человеческой жизни как основа физического и психического здоровья человека;
- мир как иерархия, порядок, лад, как взаимосвязь всего со всем.
Благодаря культурологической установке программа выполняет интегрирующую роль в системе обучения и воспитания младших школьников. Практически все темы программы могут получить специальную интерпретацию на уроках изобразительного искусства и музыки, литературного чтения и русского языка, а также на уроках физической культуры. Многие темы предполагают специальное развитие в сочетании с работой по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» на основе отдельной тетради ОБЖ. В соответствии с программным материалом по «Окружающему миру» может быть выстроена внеклассная и внешкольная работа, работа с семьёй, в группах продлённого дня, система работы школы полного дня для младших школьников. Поэтому в конце каждого раздела в содержании каждого класса предлагается «Блок внеклассной, внешкольной работы» с примерной тематикой; любой учитель может преобразовать её согласно региональным, местным условиям, в которых находится конкретнаяшкола.
Сферы природной и социальной жизни представлены в их единстве и тесной взаимной связи:
-природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества;
-культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм;
-наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума;
-искусство ( живопись, архитектура, литература, музыка и др. )как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человека самого себя, природы и общества;
-человечество как многообразие народов, культур, религий;
-семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества;
-труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности;
-здоровый образ жизни в единстве следующих составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное;
-нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Место предмета в учебном плане
В учебном плане на изучение «Окружающий мир» в 4 классе отводится 68 часов в год, 2 часа в неделю. Рабочая программа «Окружающий мир» для 4 класса рассчитана на 68 часов в год, 2 часа в неделю.
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, принятия образца «хорошего ученика»;
мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
понимание причины успеха и неуспеха учебной деятельности и способности действовать даже в ситуациях неуспеха (корректировать ход работы);
интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
новая социальная роль ученика, нормы и правила школьной жизни;
основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, общество; осознание своей этнической принадлежности, ценностей многонационального общества;
готовность нести ответственность за бережное и уважительное отношение к животным, природе и окружающим людям;
ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;
личностная ответственность за свои поступки, сохранность объектов природы, будущее России;
представление о морально-нравственных понятиях и нормах поведения и умение оформлять их в этическое суждение о поступке;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
развитие этических чувств, как регуляторов морального поведения;
чувство прекрасного и этические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;
навыки адаптации в мире;
навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
правила работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
гибкость в суждениях в процессе диалогов и полилогов со сверстниками и взрослыми;
понимание и сопереживание чувствам других людей;
установка на здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД.
Обучающиеся научатся:
понимать,принимать и формулировать учебную задачу;
сохранять учебную задачу в течение всего урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя);
ставить цели изучения темы, толковать их в соответствии с изучаемым материалом урока;
выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
планировать свои высказывания (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);
планировать свои действия в течение урока;
фиксировать по ходу урока и в конце него удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); позитивно относиться к своим успехам/неуспехам, стремиться к улучшению результата;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
уметь оценивать правильность выполнения действий по заданным критериям;
самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации;
проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;
использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Познавательные УУД.
Обучающийся научится:
понимать, толковать и организовывать свою деятельность в соответствии с условными знаками и символами, используемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи информации;
осуществлять поиск необходимой информации из различных источников (библиотека и пр.) для выполнения учебных заданий;
использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач;
понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, таблиц;
выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественных и познавательных);
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения в форме связи простых рассуждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
владеть общим приемом решения учебных задач;
проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, схем, составлении рассказов, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов, сочинений, проектных работ и пр.
Коммуникативные УУД.
Обучающиеся научатся:
включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы;
слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме;
аргументировать свою позицию;
понимать различные позиции других людей, отличные от собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении;
признавать свои ошибки, озвучивать их;
употреблять вежливые слова в случае неправоты: «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учетом возрастных особенностей, норм);
готовить сообщения, фоторассказы, проекты по теме с помощью взрослых;
составлять рассказ на заданную тему;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов всех его участников.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
узнавать государственную символику Российской Федерации (герб, флаг, гимн);
находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России- Москву, свой регион, его главный город;
называть факторы, объединяющие граждан России в единый российский народ (общее историческое прошлое, общероссийская культура, государственный русский язык, общий труд на благо Отечества);
приводить конкретные примеры свобод, гарантируемых гражданам России её конституцией, а также конкретные примеры прав и обязанностей граждан (в пределах нескольких статей Главы 2);
приводить конкретные примеры прав ребенка;
называть элементы государственного устройства России как независимой демократической республики и высшую силу власти в ней - многонациональный народ;
называть имя действующего Президента РФ и его полномочия как главы государственной власти;
перечислять особенности субъектов РФ: принадлежность к одной из групп (республики, автономные области, области, автономные округа, края, города федерального значения); наличие регионального герба, гимна, флага; самобытное природное и культурное наследие; выдающиеся граждане;
показывать на карте границы России, её крайние точки, местоположение географических объектов, заданных учебником;
показывать на карте и называть государства, сопредельные России;
характеризовать растительный и животный мир основных природных зон России, а также особенности хозяйственно-бытовой жизни людей на этих территориях;
знать об экологических проблемах России и предложениях экологов по охране природы;
приводить примеры редких и исчезающих видов растений и животных своего края;
соотносить исторические события с датами, даты с веком, в котором данные события произошли;
располагать дату изучаемого события на схеме «Река времени»;
отличать подлинные исторические события от вымысла в народных преданиях и легендах;
показывать на карте Восточно-Европейской равнины места обитания разных племён (славянских и финно-угорских), называть их в соответствии с летописными сведениями;
определять по карте местоположение древнейших русских городов;
называть дату (век) Крещения Руси;
характеризовать важнейшие деяния некоторых русских князей из династии Рюриковичей, их значение в развитии древнерусской государственности (княгини Ольги, князей Владимира Святого, Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха, Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского, Дмитрия Донского и Александра Невского, Ивана III, Ивана Грозного как первого царя Московской Руси);
называть города, положившие начало Золотому кольцу и показывать их на карте;
называть дату (век) Куликовской битвы;
называть важнейшие деяния соотечественников в допетровский период российской истории (книгопечатание, исследование земель и строительство новых городов на востоке России, преодоление последствий Смутного времени);
показывать на карте поволжские города- ключевые точки формирования народного ополчения под руководством князя Дмитрия Пожарского и гражданина Козьмы Минина;
перечислять основные преобразования в жизни страны во времена первых царей династии Романовых и в эпоху Петра I;
приводить примеры деятельности великих соотечественников в послепетровское время (М. В. Ломоносов, А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков);
называть важнейшие события и героев Отечественной войны 1812 года (Бородинская битва, пожар Москвы, всенародное сопротивление захватчикам);
называть памятники и памятные места Москвы и России, связанные с событиями и героями Отечественной войны 1812 года (по выбору, в том числе – в своём крае);
характеризовать развитие промышленности в 19 в. ( в том числе – и в своём крае);
характеризовать в общих чертах развитие театрального, музыкального, изобразительного искусства и литературы России в 19 веке; называть имена выдающихся отечественных музыкантов, художников, писателей; перечислять названия важнейших российских театров и художественных галерей, музеев, рассказывать о них (по выбору);
называть основные исторические события начала 20 в., в том числе – на примерах памяти об этих событиях в своём крае (Первая Мировая война, Октябрьский переворот 1917 года, Гражданская война);
характеризовать жизнь и созидательную деятельность соотечественников в СССР до Великой Отечественной войны, в том числе – в своём крае;
называть основные этапы Великой Отечественной войны 1941 -1945 гг. (начало войны, блокада Ленинграда, Сталинградская битва, окончание войны, День Победы);
характеризовать основные особенности труда людей в тылу во время Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.;
называть реликвии Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. (в том числе своей семьи) как живые свидетельства человеческих судеб и истории народа;
характеризовать созидательную деятельность наших соотечественников в послевоенные годы восстановления разрушенного войной народного хозяйства;
характеризовать созидательную деятельность наших соотечественников в 50 -70- е годы 20 века (наука, промышленность, исследование космоса, искусство и спорт);
характеризовать особенности жизни страны в 90- е годы 20 века и первое 10-летие 21 века;
называть яркие явления в современной культурной жизни России, их значение для нашей страны и для других стран мира;
приводить положительные примеры развития творческих способностей и лучших человеческих качеств своих современников, проявивших себя в самых разных видах деятельности, в том числе – в своём крае (городе, селе).
Содержание изучаемого курса
Человек и природа.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).
Водоемы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водоемы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).
Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края.
Природные зоны России: общее представление; основные природные зоны (растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).
Человек - часть природы. Зависимость жизни человека от природы.
Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных, занесенных в Красную книгу.
Человек и общество.
Общество - люди, которых объединяет общая культура и которые связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели.
Наша Родина - Россия, Российская Федерация. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция - Основной закон Российской Федерации. Права ребенка.
Президент Российской Федерации - глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан. Федеральное собрание. Ответственность государства за благополучие своих граждан. Ответственность российских граждан за свое Отечество.
Россия на карте. Государственная граница России.
Москва - столица России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др.
Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру 1 - Медный всадник и др.), города Золотого кольца России (по выбору).
Россия - многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Уважительное отношение к своему народу и другим народам.
История Отечества. Счет лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памятников истории и культуры.
Формы текущей промежуточной аттестации обучающихся
Текущий контроль успеваемости - это систематическая проверка знаний обучающихся, проводимая учителем на урочных занятиях в соответствии с учебной программой в течение всего учебного года. Текущий контроль успеваемости может проводиться устно и письменно. Устно - в форме ответа на вопросы, выступления с сообщениями и т.д. Письменно - в форме проверочной работы,графического диктанта, практической работы, в форме контрольной работы и теста.
Промежуточная аттестация по предмету «Окружающий мир» в 4 классе проводится в форме письменной тестовой работы.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
Раздел.Тема. Количество часов. |
Характеристика деятельности учащихся |
Мы - граждане единого Отечества (13 часов) 1. Общество - это мы. 2. Российский народ. 3.Конституция России. 4. Права ребенка. 5. Государственное устройство России. 6. Российский союз равных. 7. Государственная граница России. 8. Путешествие за границу России. 9. Сокровища России и их хранители. 10. Творческий союз. 11. Обобщение по разделу «Мы - граждане единого Отечества». 12. Наши проекты. «За страницами учебника». «Жизнь и традиции народов России». 13. Проверочная работа по теме «Мы -граждане единого Отечества». |
Работать с глобусом и картой: показывать территорию России, ее государственные границы. Моделировать и обсуждать ситуации.касающиеся отношения школьников к представителям других народов. Практически работать с картой: показывать государственные границы России, местонахождение Москвы и других крупнейших городов на карте России. Рассказывать с использованием подобранных иллюстраций, видеокадров об одной из достопримечательностей Москвы. Готовить небольшие сообщения о достопримечательностях одного из городов России на основе дополнительной информации. Работать с иллюстрациями, видеокадрами герба столицы, достопримечательностей городов России. Объяснять основные элементы государственного герба России, узнавать его среди других гербов. Работать с текстом государственного гимна России. Прослушивать гимн. Обмениваться сведениями.полученными из источников массовой информации о родной стране. Знакомиться с основными правами и обязанностями граждан России, правами ребенка. |
По родным просторам (20 часов). 1. Карта -наш экскурсовод. 2. По равнинам и горам. 3. В поисках подземных кладовых. 4. Наши реки. 5. Озера - краса Земли. 6. По морским просторам. 7. С севера на юг. 8. В ледяной пустыне. 9. В холодной тундре. 10. Среди лесов. 11. В широкой степи. 12. В жаркой пустыне. 13. У теплого моря. 14. Мы - дети родной земли. 15. В содружестве с природой. 16. Как сберечь природу России. 17. По страницам Красной книги. 18. По заповедникам и национальным паркам. 19. Проверочная работа по теме «Родные просторы». 20. Наши проекты «За страницами учебника». «Красота природы моего Отечества». |
Различать разные формы земной поверхности (на примере своей местности). Находить (практическая работа) на физической карте России равнины и горы и определять их название. Моделировать формы поверхности из песка, глины, пластилинаНаблюдать простейшие опыты по изучению свойств полезных ископаемых. Характеризовать (практическая работа) свойства изученных полезных ископаемых. Различать изученные полезные ископаемые. Описывать их применение в хозяйстве человека (на примере своей местности). Обсуждать в группах и составлять рассказ с позиции бережного отношения к природным ископаемым родного края. Сравнивать и различать разные формы водоемов. Находить (практическая работа) на физической карте России разные водоемы и определять их названия. Характеризовать (в ходе экскурсий и наблюдений) формы земной поверхности и водоемов своей местности. Находить (практическая работа)на карте природных зон изученные зоны. Описывать климат, особенности растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон .Выявлять (практическая работа) признаков приспособленности к условиям жизни растений в различных природных зонах. Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о природных зонах и обсуждать полученные сведения. Объяснять влияние человека на природу изучаемых природных зон. Доказывать зависимость удовлетворения потребностей людей от природы. Участвовать в диспуте, посвященном выбору оптимальных форм поведения, способствующих сохранению природы. Оценивать влияние современного человека на природу. Характеризовать работу людей по сохранению природы. |
Путешествие по реке времени (26 часов). 1. В путь по реке времени. 2. Путешествуем с археологами. 3. По страницам летописи. 4. Истоки Древней Руси. 5. Мудрый выбор. 6. Наследница Киевской Руси. 7. Москва - преемница Владимира. 8. Начало Московского царства. 9. Подвижники Руси и землепроходцы. 10. На пути к единству. 11. Начало Российской империи. 12. «Жизнь Отечеству, честь - никому». 13. Отечественная война 1812 года. 14. Великий путь. 15. Золотой век театра и музыки. 16. Расцвет изобразительного искусства и литературы. 17. В поисках справедливости. 18. Век бед и побед. 19. «Вставай страна огромная!» 20. Трудовой фронт России. 21. «Нет в России семьи такой…». 22. После великой войны. 23. Экскурсия в музей Великой Отечественной войны. 24. Достижения 1950-1970 гг. 25. Наши проекты. «За страницами учебника». «Мои земляки в годы Великой Отечественной войны». 26. Проверочная работа по теме «Путешествие по реке времени».
|
Пересказывать своими словами часть текста учебника и обсуждать его (о событии, историческом деятеле, памятнике культуры). Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) и обсуждать полученные сведения о прошлом нашего государства. Участвовать в практической работе с картой (показывать места исторических событий), с «лентой времени» (определять последовательность исторических событий), изготавливать (по возможности) наглядные пособия из бумаги, пластилина и др. материалов - одежда, макеты памятников архитектуры и др. Готовить небольшие рассказы по иллюстрациям учебника, описывать (реконструировать) важнейшие изученные события из истории Отечества. Составлять схемы родословных отношений (практическая работа). |
Мы строим будущее России. (9 часов). 1. Современная Россия. 2. Хороша честь, когда есть, что есть. 3. Умная сила России. 4. Светлая душа России. 5. Начни с себя! 6. Экскурсия на предприятие города. 7. Наши проекты. «За страницами учебника». «Я строю будущее России». 8. Итоговая контрольная работа. Тест. 9. Обобщение пройденного материала за год. Игра «Брейн - ринг». |
Характеризовать особенности жизни страны в 90-е годы 20 века и первое 10-летие 21 века. Называть яркие явления в современной культурной жизни России, их значение для нашей страны и для других стран мира. Уметь приводить положительные примеры развития творческих способностей и лучших человеческих качеств своих современников, проявивших себя в разных видах деятельности, в том числе - в своем крае (городе). |
Правила безопасной жизнедеятельности (13 тем). 1. Вспоминаем правила дорожного движения. 2.Какие бывают дороги и автомобили. 3. Переходы. 4. Перекрестки. 5. Игра с огнем ведет к беде. Пожар может случиться везде. 6. Что легко возгорается. 7. Как действовать при возгорании. 8. Как действовать при утечке газа. 9. Игра «Эвакуация или спасайтесь, кто может!» 10 Что нужно взять с собой в поход. 11. Поход и погода. 12. Переправа. 13. Отправляемся в пеший поход. |
Проводить наблюдения в группах во время экскурсии по своему району или городу (путь домой). Изображать путь от дома до школы с помощью условных обозначений. Выявлять потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека, сохранения личного и общественного имущества. Осваивать правила поведения в разных ситуациях: как вести себя дома, на дорогах, в лесу, на водоемах, в школе. Анализировать ситуации во время экскурсии по своему району тли городу (безопасное поведение на дорогах). Объяснять основные правила обращения с газом. |
Планируемые результаты изучения учебного курса
В результате изучения курса «Окружающий мир» обучающиеся на ступени начального общего образования получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеть основами практикоориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобрести целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
В результате изучения курса выпускники заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного природо
и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.
Человек и природа
Обучающийся научится:
узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;
сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
использовать естественнонаучные тексты (на бумажных и электронных носителях) с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;
использовать готовые модели (глобус, карту, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;
обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;
понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.
Обучающийся получит возможность научиться:
использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото‑ и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;
моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;
осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья; осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Человек и общество
Обучающийся научится:
узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;
различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;
используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;
использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных
высказываний.
Обучающийсяполучит возможность научиться:
осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательного учреждения, социума, этноса, страны;
проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;
определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения; договариваться о распределении функций и ролей; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
1.Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. 4 класс. Учебник в 2ч. / Рос. Акад. Наук, Рос. Академия образования, –М.: Просвещение, 2014.
2.Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. 4 класс. Рабочая тетрадь. В 2ч. / Рос. Акад. Наук, Рос. Академия образования, –М.: Просвещение, 2015.
3.ПлешаковА.А. Зелёные страницы: книга для учащихся начальных классов. - М.: Просвещение, 2012.
4. Уроки по окружающему миру. 4 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений /М.Ю. Новицкая, Н.М. Белянкова, Е.В. Мартинкова, Ю.В. Саркисян; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад. образования, изд-во «Просвещение». –М.: Просвещение, 2012.
5. Карты (физическая карта России, карта природных зон России).
6. Государственные символы.
7. Таблицы (смешанный лес, пустыня, тундра, на крайнем севере, степь, черноморское побережье Кавказа).
8. Коллекции («Полезные ископаемые», «Торф», «Гранит»).
Календарно - тематическое планирование
уроков окружающего мира в 4 «А»,4 «Б»,4 «В», 4«Г»,4 «Д» классах
Количество часов на год:68ч., в неделю: 2ч.;
Учебник: А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая «Окружающий мир» 4 класс, в двух частях, М., «Просвещение», 2014 год.
Планирование составлено на основе: Сборника рабочих программ «Перспектива», М.: «Просвещение» 2013г.;Рабочей программы
« Перспектива».
№ урока |
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата |
|||||||||||||
«А» |
«Б» |
«В» |
«Г» |
«Д» |
||||||||||||
1 четверть |
18 |
план |
факт |
план |
факт |
план |
факт |
план |
факт |
план |
факт |
|||||
Мы – граждане единого Отечества |
13 ч. |
|||||||||||||||
1 |
Общество – это мы. |
1 |
||||||||||||||
2 |
Российский народ. Информатика Что мы знаем о компьютере. |
1 |
||||||||||||||
3 |
Конституция России. |
1 |
||||||||||||||
4 |
Права ребёнка. ОБЖ. Вспоминаем правила дорожного движения. |
1 |
||||||||||||||
5 |
Государственное устройство России. |
1 |
||||||||||||||
6 |
Российский союз равных. |
1 |
||||||||||||||
7 |
Государственная граница России. Пр. р. «Работа с картой. Ближайшие соседи России в мире». |
1 |
||||||||||||||
8 |
Путешествие за границу России. ИнформатикаРедактирование текста. |
1 |
||||||||||||||
9 |
Сокровища России и их хранители. |
1 |
||||||||||||||
10 |
Творческий союз. ОБЖ. Какие бывают дороги и автомобили. |
1 |
||||||||||||||
11 |
Обобщение по разделу « Мы – граждане единого Отечества» |
1 |
||||||||||||||
12 |
Наши проекты. « За страницами учебника» « Жизнь и традиции народов России». |
1 |
||||||||||||||
13 |
Проверочная работапо теме «Мы - граждане единого Отечества». |
1 |
||||||||||||||
По родным просторам |
20 ч. |
|||||||||||||||
14 |
Карта - наш экскурсовод. ОБЖ. Переходы. |
1 |
||||||||||||||
15 |
По равнинам и горам. Пр. р. «Изображение форм поверхности Земли на контурной карте». |
1 |
||||||||||||||
16 |
В поисках подземных кладовых. Пр. р. «Изучение образцов полезных ископаемых и описание их по плану». |
1 |
||||||||||||||
17 |
Наши реки. Экскурсия (заочная) по реке Днепр. Информатика. Компьютерное меню. |
1 |
||||||||||||||
18 |
Озёра – краса Земли. Пр. р. «Реки и озера России на физической карте». |
1 |
||||||||||||||
2 четверть |
14 |
|||||||||||||||
19 |
По морским просторам. Пр. р. «Моря России на физической карте». |
1 |
||||||||||||||
20 |
С севера на юг. Пр. р. «Работа с картой. Определение природных зон по карте России». |
1 |
||||||||||||||
21 |
В ледяной пустыне. Информатика. Программы и основные команды. Дерево игры. |
1 |
||||||||||||||
22 |
В холодной тундре. |
1 |
||||||||||||||
23 |
Среди лесов. Пр. р. «Определение по гербарным образцам растений леса». ОБЖ. Перекрёстки. |
1 |
||||||||||||||
24 |
В широкой степи. |
1 |
||||||||||||||
25 |
В жаркой пустыне. Пр. р. «Знакомство по гербарным образцам с растениями степей и пустынь. Выявление признаков приспособленности к условиям жизни в степи и пустыне». |
1 |
||||||||||||||
26 |
У тёплого моря. |
1 |
||||||||||||||
27 |
Мы – дети родной земли. |
1 |
||||||||||||||
28 |
В содружестве с природой. ОБЖ. Игра «Соблюдаем правила дорожного движения». |
1 |
||||||||||||||
29 |
Как сберечь природу России. |
1 |
||||||||||||||
30 |
По страницам Красной книги. Информатика. Графический редактор Paint. Исследуем позиции на дереве игры. |
1 |
||||||||||||||
31 |
По заповедникам и национальным паркам. Экскурсия (заочная) по заповедным местам Смоленской области. |
1 |
||||||||||||||
32 |
Проверочная работа по теме «Родные просторы». |
1 |
||||||||||||||
33 |
3 четверть Наши проекты. « За страницами учебника». Презентация « Красота природы моего Отечества». |
20 |
||||||||||||||
Путешествие по реке времени |
26ч. |
|||||||||||||||
34 |
В путь по реке времени. Информатика. Дерево вычислений. |
1 |
||||||||||||||
35 |
Путешествуем с археологами. |
1 |
||||||||||||||
36 |
По страницам летописи. ОБЖ. Игра с огнём ведёт к беде. Пожар может случиться везде! |
1 |
||||||||||||||
37 |
Истоки Древней Руси. |
1 |
||||||||||||||
38 |
Мудрый выбор. |
1 |
||||||||||||||
39 |
Наследница Киевской Руси. Пр. р. «Составление схемы родственных отношений древнерусских князей». |
1 |
||||||||||||||
40 |
Москва – преемница Владимира. Информатика. Дерево выполнения программ. |
1 |
||||||||||||||
41 |
Начало Московского царства. Пр. р. «Составление схемы родственных отношений правителей Московской Руси». |
1 |
||||||||||||||
42 |
Подвижники Руси и землепроходцы. |
1 |
||||||||||||||
43 |
На пути к единству. ОБЖ. Что легко возгорается. |
1 |
||||||||||||||
44 |
Начало Российской империи. Информатика. Дерево всех вариантов. |
1 |
||||||||||||||
45 |
« Жизнь Отечеству, честь – никому». |
1 |
||||||||||||||
46 |
Отечественная война 1812 года. |
1 |
||||||||||||||
47 |
Великий путь. ОБЖ. Как действовать при возгорании. |
1 |
||||||||||||||
48 |
Золотой век театра и музыки. |
1 |
||||||||||||||
49 |
Расцвет изобразительного искусства и литературы. Экскурсия в художественную галерею. |
1 |
||||||||||||||
50 |
В поисках справедливости. |
1 |
||||||||||||||
51 |
Век бед и побед. ОБЖ. Разновидности автомобилей. |
1 |
||||||||||||||
52 |
« Вставай, страна огромная!» |
1 |
||||||||||||||
53 |
Трудовой фронт России. |
1 |
||||||||||||||
4 четверть |
16 |
|||||||||||||||
54 |
« Нет в России семьи такой…» |
1 |
||||||||||||||
55 |
После великой войны. ОБЖ. Игра «Эвакуация, или Спасайтесь, кто может!» |
1 |
||||||||||||||
56 |
Экскурсия в музей Великой Отечественной воны. |
1 |
||||||||||||||
57 |
Достижения 1950 – 1970 гг. Информатика. Шифрование. |
1 |
||||||||||||||
58 |
Мои земляки в годы Великой отечественной войны. |
1 |
||||||||||||||
59 |
Промежуточная аттестация. Итоговый тест. |
1 |
||||||||||||||
Мы строим будущее России |
9 ч. |
|||||||||||||||
60 |
Современная Россия. ОБЖ. Что нужно взять с собой в поход. |
1 |
||||||||||||||
61 |
Хороша честь, когда есть, что есть. |
1 |
||||||||||||||
62 |
Умная сила России. ОБЖ. Поход и погода. |
1 |
||||||||||||||
63 |
Светлая душа России. Информатика. Выравнивание, решение необязательных и трудных задач. |
1 |
||||||||||||||
64 |
Начни с себя! ОБЖ. Переправа. |
1 |
||||||||||||||
65 |
Экскурсия на предприятие города. ОБЖ. Отправляемся в пеший поход. |
1 |
||||||||||||||
66 |
Наши проекты. « За страницами учебника». Конкурс проектов « Я строю будущее России». |
1 |
||||||||||||||
67 |
Обобщение по разделу «Мы строим будущее России». |
1 |
||||||||||||||
68 |
Обобщение пройденного за год. Игра « Брейн – ринг». |
1 |
Практическая часть программы
1 |
2 |
3 |
4 |
год |
|
Практическая работа |
4 |
4 |
2 |
- |
11 |
Тест |
- |
- |
- |
1 |
1 |
Экскурсия |
1 |
1 |
1 |
2 |
5 |
ОБЖ |
3 |
2 |
4 |
5 |
14 |
Дневник наблюдений |
1 |
- |
1 |
- |
2 |
Проверочная работа |
1 |
1 |
- |
- |
2 |
Панагушина Елена Аркадьевна