Рабочая программа учебного курса по окружающему миру для обучающихся 2 класса (УМК «Перспектива»)
Черкинский филиал
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Сокольниковской средней общеобразовательной школы
Моршанского района Тамбовской области
Рекомендована МО Утверждена
учителей начальных классов приказом директора
Протокол № 1 от 26. 08. 2018 МБОУ Сокольниковская СОШ
от 31. 08. 2018 г. № 425
Рабочая программа
учебного курса по окружающему миру
для обучающихся 2 класса
на 2018-2019 учебный год
Учитель начальных классов
Горбунова Н. А.
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» ориентирована на обучающихся 2 класса МБОУ Сокольниковская СОШ.
Утверждено Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Законом Тамбовской области от 04.06.2007 № 212-З «О региональном компоненте государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Тамбовской области»;
приказом Минобразования России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственногообразовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями и дополнениями); постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (изменениями и дополнениями);
примерной основной образовательной программой начального общего образования, рекомендованной Координационным советом при Департаменте общего образования Минобрнауки России по вопросам организации введения ФГОС к использованию образовательными учреждениями РФ примерная основная образовательная программа начального общего образования.
Программа «Окружающий мир» разработана в соответствии с психолого-педагогическими основами системы обучения, нацеленного на достижение оптимального общего развития школьников.
Изучение окружающего мира в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
развитие восприятия как умения наблюдать, воображения как основы для решения творческих задач, мышления как умения анализировать, обобщать и др., речи как умения характеризовать объект окружающего мира, рассуждать, поддерживать учебный диалог;
освоение знаний об окружающем мире, единстве природного и социального, их многообразии, о человеке и его месте в природе и в обществе;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, чувства красоты природы, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в разнообразной поисковой, творческой созидательной деятельности в природе, социуме, сохранять и укреплять свое физическое и психическое здоровье, охранять природу.
Принципы:
— принцип гуманистической направленности воспитания через реализацию личностно-созидательного подхода, уважения уникальности и своеобразия каждого ребёнка;
— принцип преемственности и межпоколенческих связей, сохранения и развития лучших традиций духовно-нравственного воспитания, российского менталитета;
— принцип признания права ребёнка на защиту от тех видов информации, которые представляют опасность для физического, нравственного и духовного здоровья;
— принцип открытости, обеспечивающий тесный контакт с семьёй, участие родителей в процессе воспитания, доступность для родителей информации об эффективности процесса воспитания, его индивидуальных особенностях, духовно-нравственном становлении ребёнка, повышение психолого-педагогических знаний родителей, взаимодействие семьи и социума в целях продуктивного воспитания;
— принцип системности в организации жизнедеятельности детей, обеспечивающий целостность становления личности ребенка и комплексность воспитания;
— принцип ценностного подхода.
Срок реализации данной программы – 1 год.
Общая характеристика учебного предмета, курса
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» 2 класс создана на основе:
Программы курса «Окружающий мир» под редакцией Плешакова А.А., Новицкой М.Ю.– М.: Просвещение, 2011;
Особенность данной программы состоит в том, что она создана с опорой на культурологические принципы, понятия, категории, которые являются основой для построения содержания образовательного компонента (предмета) «Окружающий мир», гармонично соединяя естественно-научные сведения и опыт гуманитарных наук. Ведущей, с точки зрения организации содержания, является идея единства мира природы и мира культуры. С этой принципиальной позиции окружающий мир рассматривается как природно-культурное ЦЕЛОЕ, а человек — как часть природы, как создатель культуры и как ее продукт, т. е. тоже природно-культурное ЦЕЛОЕ.
Программа знакомит учащихся с природой и традиционной культурой календаря на фоне сезонных изменений. При этом происходит формирование знаний о природном многообразии, об экологических связях, о правилах поведения человека в природе, необходимых для ее сбережения и сохранения здоровья детей в течение года. Программа нацеливает на осуществление экологического воспитания младших школьников, на развитие у них таких качеств, как наблюдательность, интерес к природе своей местности, желание узнать традиционную трудовую и праздничную культуру народов своего края.
Задачи:
За годы обучения в начальной школе у каждого ребёнка должны быть сформированы основные нравственные качества: отзывчивость, ответственность, доброта, готовность прийти на помощь. Основные задачи: сплочение коллектива класса как единой семьи, психолого-педагогическая работа с семьями учащихся.
Внутренний строй программы определяют важнейшие компоненты культуры — норма, ценность, идеал. Это позволяет представить явление мир системно — с точки зрения культурно- нормативного, культурно -значимого, культурно- должного. Таким образом, детям даётся возможность создать целостную картину мира, выявляя в ходе первоначального знакомства с природными явлениями и фактами культуры универсальные ценностно-смысловые ориентиры, необходимые человеку. Ведь именно ценностно-консолидирующее пространство культуры обеспечивает согласие между людьми в обществе и помогает им определить своё место в мире природы как в жизненно важной сфере человеческого бытия.
Благодаря культурологической установке программ «Окружающий мир» может выполнять интегрирующую роль в системе обучения и воспитания младших школьников. Практически все темы курса могут получить специальную интерпретацию на уроках изобразительного искусства и музыки, литературного чтения и русского языка, а также на уроках физической культуры. Естественно сочетаются с данным курсом факультативы А. А. Плешакова «Экология для младших школьников» и «Планета загадок», факультативные курсы М. Ю. Новицкой «Введение в народоведение» и Е. П. Левитана «Твоя Вселенная».
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Место предмета в учебном плане
На изучение окружающего мира отводится 2 часа в неделю, всего на изучение программного материала отводится 68 часов.
Формы организации учебного процесса
Программа предусматривает проведение традиционных уроков, обобщающих уроков, урок-зачёт. Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.
Особое место в овладении данным курсом отводится работе по формированию самоконтроля и самопроверки.
В ходе прохождения программы обучающиеся посещают урочные занятия, занимаются внеурочно (домашняя работа).
Итоговый контроль
Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью тестовых заданий или контрольных работ, которые включают задания по каждому изученному основному разделу программы.
Текущий контроль по изучению каждого раздела проводится в форме самостоятельных и проверочных работ.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей
окружающего мира природы и социума.
• Искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и др.) как часть культуры, отражение духовного мира человек один из способов познания человеком самого себя, природы и общества.
• Человечество как многообразие народов, культур, религий.
• Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
•Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
• Социальная солидарность как признание свободы личном и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
• Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально-культурного многообразия России и мира.
• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
• Традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовно-нравственной консолидации российского общества.
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно - и социально-нравственное.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Содержание учебного предмета, курса
«Радость познания» 11 часов
Как изучают окружающий мир. Книга – источник знаний. О чём рассказывает план? Страны и народы на политической карте мира. Транспорт. Средства информации и связи.
«Мир как дом» 24 часа
Мир природы в народном творчестве. Мир небесных тел. Невидимое сокровище. Как сохранить воздух – наше невидимое богатство. Свойства воды, круговорот воды в природе. Почему вода бывает святой. Природные стихии в народном творчестве. Кладовые земли. Кладовые земли. Как уберечь землю – нашу кормилицу. Мир растений. Плодородная земля и растения в народном творчестве. Мир животных. Образы животных в народном творчестве. Невидимые нити в живой природе. Лес. Луг – царство цветов и насекомых. Водоём – дом из воды. Охрана природы в культуре народов России и мира.
«Дом как мир» 25 часа
Родной дом – уголок Отчизны. Тепло родного дома. Побываем в гостях. На свет появился – с людьми породнился. Родословное древо. Муж и жена – одна душа. Святость отцовства и материнства. Моё имя – моя честь. Добрые дети – дому венец. Детские игры – школа здоровья. Строение тела человека. Как работает наш организм. Что такое гигиена.
Наши органы чувств. Здоровью цены нет. Семейный бюджет. Путешествие к А.С. Пушкину.
«В поисках Всемирного наследия» 8 часов
Всемирное наследие. Московский Кремль. Озеро Байкал. Путешествие в Египет.
Путешествие в Грецию. Путешествие в Иерусалим. Путешествие в Китай. Всемирные духовные сокровища.
Учебно – тематическое планирование
п\н |
Тема раздела |
Кол-во часов |
Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий) |
Форма контроля |
1 |
Радость познания Вселенная, время, календарь |
16 |
Познавательная, развивающая, индивидуальная. |
Текущий. Итоговый. Практическая работа, тестовые задания, экскурсии. Контрольная работа |
2 |
Мир как дом Осень |
18 |
Познавательная, развивающая, индивидуальная, игровая |
Текущий. Итоговый. Самостоятельная работа, тестовые задания. Экскурсии.. контрольная работа. |
3 |
Дом как мир Зима |
16 |
Познавательная, развивающая, индивидуальная, игровая |
Текущий. Итоговый. Практическая работа, самостоятельная работа, тестовые задания, экскурсии. Контрольная работа. |
4 |
В поисках Всемирного наследия Весна. Лето |
18 |
Познавательная, развивающая, индивидуальная, игровая |
Текущий. Итоговый. Самостоятельная работа, тестовые задания, экскурсии. Контрольная работа |
Итого |
68 |
Утверждено приказом директора
МБОУ Сокольниковской СОШ от 31. 08. 2015 г. № 425
Календарно – тематическое планирование по окружающему миру на 2 класс
№ урока |
Темы разделов и уроков |
Кол-во часов |
Тип урока |
Вид контроля |
Планируемые результаты |
Дата по плану |
Дата по факту |
||
Личностные |
Мета предметные |
предметные |
|||||||
Вселенная, время, календарь (14 ч + 1ч экскурсия в музей + 1 ч экскурсия на луг)=16ч |
|||||||||
1 |
Мы — союз народов России |
1 |
УИПЗЗ |
текущий |
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности |
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления |
Называть, находить, показывать субъект Российской Федерации, в котором находится город (село) и школа |
||
2 |
Мы — жители Вселенной |
1 |
УИПЗЗ |
тематический |
формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации |
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера |
Научиться видеть взаимосвязь Земли и Вселенной, усвоить названия планет и порядок их расположения в Солнечной системе |
||
3 |
Наш «космический корабль» — Земля практическая работа №1 «Работа компаса» |
1 |
УЗНЗВУ |
самоконтроль |
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий |
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата |
Усвоить понятия о горизонте и сторонах света; научиться обращаться с компасом, определять стороны горизонта. |
||
4 |
Наш «космический корабль» — Земля |
1 |
УКИЗ |
взаимоконтроль |
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов |
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха |
Уметь приводить примеры неразрывной связи прошлого, настоящего и будущего, опираясь на свой опыт; перечислять единицы измерения времени в порядке их увеличения |
||
5 |
Время Практическая работа №2 «Часы» |
1 |
УЗНЗВУ |
самоконтроль |
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире |
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии |
объяснить, как действуют солнечные, водяные, песочные часы. Сравнивать достоинство и недостатки различных видов старинных часов |
||
6 |
Экскурсия в музей |
1 |
КУ |
текущий |
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения |
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач |
Умеют рассказать об изменениях, которые произошли с течением времени в родном селе, в стране. |
||
7 |
Сутки и неделя |
1 |
УИПЗЗ |
тематический |
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах |
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач |
Уметь по схеме в учебнике дать научное объяснение смены дня и ночи и связать с этим явлением две естественные единицы измерения времени — сутки и неделю |
||
8 |
Месяц и год |
1 |
УИПЗЗ |
самоконтроль |
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств |
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет |
Уметь с помощью схемы дать научное объяснение изменению внешнего виды Луны в течение месяца; установить связь между названиями естественного спутника Земли и единицей измерения времени «месяц» |
||
9 |
Времена года |
1 |
УЗНЗВУ |
взаимоконтроль |
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей |
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам |
С помощью схемы уметь объяснять причину смены времен года; понимать условность начала перечисления времен года при неизменности их следования друг за другом в годовом круге; называть важнейшие сезонные явления природы как признаки того или иного времени года. Перечислять времена года в правильной последовательности, называть (опираясь на годовой круг в учебнике) месяцы каждого сезона, предлагать для каждого времени года рисунками – символами. Объяснять причины смены времён года, моделировать их в виде схемы-аппликации. |
||
10 |
Погода (Практическая работа №3 с термометром) |
1 |
УЗНЗВУ |
самоконтроль |
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций |
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам |
Усвоить понятие о погоде; научиться различать виды термометров и пользоваться каждым из них. Практическая работа . Изучить устройство термометра, сравнить различные виды термометров, освоить способы записи показаний термометра, измерить температуру воздуха, воды, своего тела, зафиксировать результаты измерений в таблице. Учиться рисовать условные знаки погодных явлений. Усвоить теоретические понятия о погоде |
||
11 |
Погода |
УКИЗ |
текущий |
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям |
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою |
||||
12 |
Календарь — хранитель времени, страж памяти |
УКИЗ |
тематический |
формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации |
определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности |
Понимать условность начала нового года в календарях разных народов мира в связи с особенностями их культуры; уметь ориентироваться в сведениях, представленных на странице современного календаря, находить в календаре дату своего рождения и дни рождения своих близких. Сравнивать календари разных типов. Обсуждать правила пользования ими. Сравнивать даты начала нового года в православном, мусульманском, буддийском, иудейском календарях. |
|||
13 |
Красные дни календаря. Контрольная работа№1. |
УПОКЗ |
самоконтроль |
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий |
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих |
Уметь кратко характеризовать содержание общегражданских праздников современного российского календаря, представленных в учебнике; описывать празднование одного из этих праздников в своем городе (селе). Определять различие между государственными праздниками России и международными праздниками. |
|||
14 |
Народный календарь |
1 |
УИПЗЗ |
взаимоконтроль |
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов |
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности |
Знать некоторые народные приметы на погоду своего края и уметь соотносить их с ощущениями, которые дают нам разные органы чувств; уметь предполагать, какая будет погода, наблюдая за определенными явлениями природы, которые служат основой для народных примет на погоду. Соотносить народные приметы, связанные с погодой, с ощущениями разных органов чувств и с наблюдениями за живой и неживой природой. Отражать в календаре долго-срочные прогнозы погоды. |
||
15 |
Экологический календарь |
1 |
УИПЗЗ |
самоконтроль |
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире |
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления |
Понять задачи экологии как науки и экологического движения в России и в мире, необходимость охраны природы; воспринимать экологический календарь как важное явление современной культуры; по мере сил участвовать в охране природы, использовать в своей деятельности посильные способы охраны природы. |
||
16 |
Экскурсия на луг |
1 |
УИПЗЗ |
текущий |
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения |
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера |
Определяют названия травянистых растений, называют причины пожелтения травы. |
||
Раздел «Осень» (16 ч +1 ч экскурсия-прогулка + 1ч подвижные игры на свежем воздухе)=18 часов |
|||||||||
17 |
Осенние месяцы |
1 |
УЗНЗВУ |
текущий |
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств |
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха |
Умеют находить признаки осенних явлений природы и указания на особенности жизни людей осенью в старинных названиях осенних месяцев; описывать красоту осенней природы и произведений искусства, посвященных этой теме, используя выразительные средства родного языка; проявлять заботу друг о друге в совместном сезонном посильном труде; называть те черты в судьбе и произведениях художников, которые вызвали эмоциональное переживание у каждого из учащихся. |
||
18 |
Осень в неживой природе |
1 |
УЗНЗВУ |
текущий |
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей |
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии |
Понимают зависимость осенних изменений в неживой природе от положения земной поверхности по отношению к Солнцу и от характера ее освещенности; усвоили названия осенних погодных и природных явлений в неживой природе (иней, заморозки, моросящие затяжные дожди, туманы и др.); приучились к наблюдениям за изменениями погоды. |
||
19 |
Народные праздники в пору осеннего равноденствия |
1 |
УКИЗ |
тематический |
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций |
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач |
Умеют в обрядах и обычаях осеннего равноденствия различать особенности, характерные для быта и хозяйственной жизни земледельцев, охотников, скотоводов; называют общее свойство праздников осеннего равноденствия у разных народов, определяя их главный нравственный смысл — благодарность природе; творчески проявить благодарность природе в условиях современной жизни. |
||
20 |
Звездное небо осенью |
1 |
УКИЗ |
самоконтроль |
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям |
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач |
Понимают, что звезды, как и Солнце, — сгустки раскаленных газов; знают, что понимали под созвездиями древние и что называют созвездиями современные ученые; познакомиться с созвездиями Большая Медведица, Лебедь и древнегреческими мифами о них. |
||
21 |
Трава у нашего дома |
1 |
УКИЗ |
взаимоконтроль |
формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации |
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет |
Понимают причины пожелтения травы осенью; научились распознавать травы с помощью атласа-определителя. Рассказывать о своих наблюдениях о состоянии травянистых растений осенью. Устно описывать внешний вид наиболее распространённых травянистых растений (по иллюстрациям в учебнике и натуральным образцам). |
||
22 |
Старинная женская работа Экскурсия в школьный музей «Как рубашка в поле выросла» |
1 |
УКИЗ |
самоконтроль |
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий |
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам |
Умеют назвать последовательность трудовых операций в работе со льном; умеют выполнять задание учителя, распределяя операции между собой в группе. Исследовать и сравнивать на ощупь лоскутки ткани из разных природных материалов – шерсти, хлопки, льна, называть эти ткани. Определять особенности льняной ткани. |
||
23 |
Деревья и кустарники осенью. |
1 |
УОСЗ |
текущий |
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов |
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам |
Понимают причины листопада; познакомились с вечнозелеными хвойными растениями средней полосы России; продолжают развивать навыки работы с атласом-определителем и дополнительной литературой. |
||
24 |
Чудесные цветники осенью |
1 |
УОСЗ |
текущий |
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире |
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою |
Знакомиться с растениями цветника по материалам учебника и натуральным образцам. Оценивать эмоционально-эстетические впечатления от восприятия растений цветника, выделить наиболее понравившиеся растения, объяснить причины своих предпочтений. Определять растения школьного цветника (2-3 представителя) с помощью атласа-определителя. Различать реальные свойства растений и отражение их в культуре разных народов, проявлять уважение к культурным традициям, связанных с растениями. Вспомнить, какие цветы дети видели в цветниках города (села) или в собственном саду осенью; понять, что выращивание цветов — большой труд на радость людям. |
||
25 |
Осенняя прогулка (экскурсия в лес) |
1 |
УОСЗ |
тематический |
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения |
определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности |
Ознакомление младших школьников с сезонными изменениями в живой природе. Осенняя экскурсия предполагает оздоровительный эффект нервной системы ребенка через эстетические переживания и элементы укрепления физического здоровья. Состояние гармонии, внутреннего покоя, душевного равновесия и комфорта очень благотворно для здоровья ребенка, для становления его нравственности и экологического мышления. Восприятие себя частью окружающей природы, способность почувствовать общую для всех красоту мира рождает в душе ребенка чувство причастности к окружающему, формирует его личную ответственность за происходящее, воспитывает потребность в добром поступке. |
||
26 |
Грибы |
1 |
УИПЗЗ |
самоконтроль |
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах |
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих |
Сравнивать грибы по внешнему виду, с помощью схемы в учебнике узнавать и рассказывать о строении гриба. Устанавливать связи грибов с растениями и животными. Понять, почему грибы выделены в особое царство живой природы; познакомиться со строением грибов; научиться отличать съедобные грибы от несъедобных и ядовитых. |
||
27 |
Шестиногие и восьминогие |
1 |
УИПЗЗ |
взаимоконтроль |
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств |
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности |
Знать, чем отличаются насекомые от паукообразных; познакомиться с этапами развития бабочки и стрекозы. Рассказывать о разнообразии насекомых. Узнавать изученных насекомых. |
||
28 |
Птичьи секреты |
1 |
УКИЗ |
самоконтроль |
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей |
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления |
Понять причины, по которым перелетные птицы покидают родные края; научиться различать перелетных и зимующих птиц, приводить примеры этих птиц. |
||
29 |
Как разные животные готовятся к зиме |
1 |
УКИЗ |
текущий |
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций |
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера |
Понять, как животные готовятся к зиме в зависимости от того, впадают они в спячку или нет. Устанавливать связь между сезонными изменениями в природе и жизнью животных. Выявлять приспособительное значение спячки, линьки, запасания корма и других явлений в жизни животных. |
||
30 |
Невидимые нити в осеннем лесу |
1 |
УИПЗЗ |
текущий |
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям |
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата |
Узнать о взаимосвязях между растениями и животными в осеннем лесу; научиться приводить примеры невидимых нитей в осеннем лесу. |
||
31 |
Осенний труд |
1 |
УКИЗ |
тематический |
формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации |
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха |
Знать некоторые виды работ, выполняемых осенью с культурными растениями и домашними животными; проявлять заботу о животных накануне предстоящей зимы; уметь выполнять некоторые виды посильной работы по подготовке дома и двора к зиме. Сравнивать осенние работы в городах и сёлах в старину и сейчас. Соотносить их с особенностями в мире осенней живой и неживой природы, выявлять общее и различное. |
||
32 |
Будь здоров! |
1 |
КУ |
самоконтроль |
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий |
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии |
Выполнять правила здорового образа жизни в осенний период; знать и уметь объяснить товарищу правила двух-трех народных игр, подходящих для осени (из учебника и из репертуара игровой культуры народов своего края); уметь контролировать во время игры свое поведение по отношению к сверстникам, соблюдая правила, предусмотренные игрой. |
||
33 |
Будь здоров! (игры на свежем воздухе) |
1 |
КУ |
взаимоконтроль |
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов |
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач |
Выполнять правила здорового образа жизни в осенний период. Уметь контролировать во время игры свое поведение по отношению к сверстникам, соблюдая правила, предусмотренные игрой. |
||
34 |
Охрана природы осенью |
1 |
УКИЗ |
самоконтроль |
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире |
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач |
Освоить правила сбора грибов, ягод, орехов; выполнять правила поведения по отношению к перелетным и зимующим птицам, к животным парка и леса в предзимнюю пору. |
||
Раздел «Зима»(14 ч +2 ч экскурсия-прогулка)=16 часов |
|||||||||
35 |
Зимние месяцы |
1 |
УЗНЗВУ |
текущий |
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах |
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам |
Научиться находить признаки зимних явлений природы в старинных названиях зимних месяцев; описывать красоту зимней природы и произведений искусства, посвященных этой теме, используя выразительные средства родного языка; называть те черты в судьбе и произведениях художников, которые вызвали эмоциональное переживание у каждого из учащихся. Характеризовать погодные явления зимних месяцев по картинам художников с помощью выразительных средств |
||
36 |
Зима — время науки и сказок |
1 |
УИПЗЗ |
тематический |
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств |
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам |
Знать несколько зимних народных примет на погоду; уметь объяснить, чему учат народные сказки, как в них оцениваются такие качества, как скупость, жадность, хитрость; рассказать о персонажах картин А. И. Морозова и братьев-художников А. П. и С. П. Ткачевых, опираясь на сюжет этих произведений. |
||
37 |
Зима в неживой природе |
1 |
УКИЗ |
самоконтроль |
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей |
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою |
Обобщить и систематизировать наблюдения детей над зимними природными явлениями; пронаблюдать за формой снежинок (подготовка к усвоению сведений о кристаллизации замерзающей воды); запомнить дату зимнего солнцестояния (22 декабря) и день зимнего солнцеворота (25 декабря). |
||
38 |
Звездное небо зимой |
1 |
УЗНЗВУ |
взаимоконтроль |
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций |
определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности |
Научиться находить на звездном небе зимой «ковши» Большой и Малой Медведиц и Полярную звезду; научиться ориентироваться по Полярной звезде. |
||
39 |
Зимняя прогулка (экскурсия) |
1 |
УОСЗ |
самоконтроль |
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям |
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих |
Ознакомление младших школьников с сезонными изменениями в живой природе. Наблюдение за строением снежного пласта, за жизнью деревьев, а также растений под снегом, за зимующими птицами. Главное при этом — создание атмосферы любования загадочной красотой спящего леса. Зимние природные явления наиболее выражены, что очень удобно для фенологических наблюдений. Наблюдения за жизнью зимующих птиц, |
||
40 |
Зима в мире растений |
1 |
УКИЗ |
текущий |
формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации |
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности |
Запомнить способы определения пород деревьев зимой по силуэтам и плодам. Извлекать из текста учебника информацию о признаках, по которым можно узнать растения зимой. Устанавливать связи изученных растений с животными. |
||
41 |
Зимние праздники |
1 |
УЗНЗВУ |
текущий |
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий |
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления |
Знать особенности народных обычаев рождественского праздника в странах Запада и России; |
||
42 |
Зимние праздники. Коляда. |
1 |
КУ |
тематический |
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов |
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера |
Понимать, что обычай украшать ель возник как обычай рождественского праздника, а затем закрепился как новогодний обычай; уметь разобрать схему изготовления елочной игрушки и сделать ее своими руками. |
||
43 |
Растения в домашней аптечке Практическая работа №4 |
1 |
УИПЗЗ |
самоконтроль |
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире |
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата |
Уметь называть несколько лекарственных растений и определять, какие части их используют для лечения; рассказать о лекарственных растениях в домашней аптечке, привести примеры использования их лечебных свойств в домашних условиях. Практическая работа в группах: рассмотреть предложенные лекарственные растения и изготовленное из них сырьё, заполнить таблицу. Распознать растения по изготовленному из них лекарственному сырью. |
||
44 |
Зимняя жизнь птиц и зверей |
1 |
УКИЗ |
взаимоконтроль |
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения |
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха |
Усвоить образ жизни и питания зимующих птиц; узнать о зимнем образе жизни зверей, не впадающих в спячку. Обсуждать причины перемещения многих птиц в зимнее время к человеческому жилью и возможности помощи им со стороны человека. |
||
45 |
Невидимые нити в зимнем лесу |
1 |
УЗНЗВУ |
самоконтроль |
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах |
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии |
Узнать о взаимосвязях между растениями и животными в зимнем лесу; научиться приводить примеры невидимых нитей в зимнем лесу. |
||
46 |
В феврале зима с весной встречается впервой |
1 |
УЗНЗВУ |
текущий |
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств |
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач |
Знать, что по старинному календарю многих народов мира февраль был не вторым, а последним, двенадцатым месяцем года или даже первым; знать, когда в народе отмечали первую встречу весны; уметь приготовить подарок старшим родственникам на Масленицу (или другой местный праздник февраля) и выбрать веселую забаву для сверстников во время масленичного гулянья по традициям своего края. |
||
47 |
Зимний труд |
1 |
УКИЗ |
текущий |
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей |
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач |
Понимать социально-нравственное значение зимних посиделок для жизни молодежи разного возраста; знать особенности ухода зимой за растениями и животными; понимать необходимость поддерживать порядок на улице; уметь вырастить в домашних условиях 1—2 витаминных растения для поддержания здоровья в зимнее время. Инсценировать зимнюю мужскую и женскую работу в старину, соотносить с видами работ в настоящее время в городе (селе). |
||
48 |
Будь здоров! |
1 |
КУ |
тематический |
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций |
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет |
Выполнять правила здорового образа жизни в зимний период; знать и уметь объяснить товарищу правила 2—3 народных игр, подходящих для зимы (из учебника и из репертуара игровой культуры народов своего края); уметь контролировать во время игры свое поведение по отношению к сверстникам, соблюдая правила, предусмотренные игрой. |
||
49 |
Будь здоров! (подвижные игры на свежем воздухе) |
1 |
КУ |
самоконтроль |
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям |
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам |
Выполнять правила здорового образа жизни в осенний период. Уметь контролировать во время игры свое поведение по отношению к сверстникам, соблюдая правила, предусмотренные игрой.. |
||
50 |
Охрана природы зимой |
1 |
УОСЗ |
взаимоконтроль |
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам |
Соблюдать правила охраны чистоты во время прогулки в зимнем парке, сквере, лесу — не оставлять после себя мусор; изготовить простейшие кормушки для птиц; знать особенности жизни зимой 2—3 диких животных. |
|||
Раздел «Весна и лето» (16 ч + 1ч экскурсии + 1 ч подвижные игры на свежем воздухе) = 18 часов |
|||||||||
51 |
Весенние месяцы |
1 |
УЗНЗВУ |
текущий |
формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации |
определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности |
Научиться находить признаки весенних явлений природы и указания на особенности жизни людей весной в старинных названиях весенних месяцев; описывать красоту весенней природы и произведений искусства, посвященных этой теме, используя выразительные средства родного языка; провести наблюдения за погодой 14 марта для сопоставления их результатов с результатами предстоящих наблюдений 6 мая; называть те черты в судьбе и произведениях художников, которые вызвали эмоциональное переживание у каждого из учащихся. |
||
52 |
Весна в неживой природе |
1 |
УИПЗЗ |
текущий |
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий |
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих |
Понять причины потепления весной; усвоить дату весеннего равноденствия и основные весенние природные явления; продолжить работу по наблюдениям за погодой. |
||
53 |
Весна — утро года |
1 |
УКИЗ |
тематический |
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов |
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности |
Уметь объяснить, почему многие народы России и мира символически представляют весну в образе птицы; находить общее и различное в обычаях весеннего нового года в Древней Руси и празднования нового года у нанайцев в пору весеннего равноденствия; уметь изготовить игрушечную птицу в любой технике и из любого материала (по выбору). |
||
54 |
Звездное небо весной.
|
1 |
УЗНЗВУ |
самоконтроль |
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире |
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления |
Запомнить положение весной созвездий Большая Медведица, Малая Медведица; научиться находить созвездия Кассиопея и Лев на звездном небе. |
||
55 |
Весенняя прогулка (экскурсия) Весеннее пробуждение растений |
1 |
УОСЗ |
взаимоконтроль |
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения |
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера |
Знакомство с раннецветущими растениями, создание радостного эмоционального восприятия детьми расцветающей природы. Настрой детей на восприятие информации. Понять причины, по которым раннецветущие растения зацветают первыми; научиться любоваться первоцветами и стремиться беречь их. |
||
56 |
Чудесные цветники весной |
1 |
УКИЗ |
самоконтроль |
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах |
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата |
Запомнить названия культурных растений весенних цветников, научиться находить их в атласе-определителе; научиться любоваться весенними цветниками и стремиться самому участвовать в создании таких цветников. |
||
57 |
Весна в мире насекомых |
1 |
УЗНЗВУ |
текущий |
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств |
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха |
Научиться любоваться красотой бабочек, а не ловить их; понимать полезность пчел, ос, шмелей и муравьев; понимать взаимосвязь насекомых и птиц. Обнаруживать взаимосвязь в мире насекомых, обосновать необходимость бережного отношения к насекомым, формулировать соответствующие правила экологической этики. |
||
58 |
Весна в мире птиц и зверей |
1 |
КУ |
текущий |
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей |
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии |
Узнать о весенних изменениях в жизни птиц и зверей. Знакомиться по учебнику с жизнью птиц и зверей весной. С помощью текста учебника определять последовательность возвращения перелётных птиц из тёплых краёв. Узнавать птиц по рисункам. Обсуждать отношение людей к птицам, формировать соответствующие правила экологической этики. |
||
59 |
Невидимые нити в весеннем лесу |
1 |
УИПЗЗ |
тематический |
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций |
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач |
Узнать о взаимосвязях между растениями и животными в весеннем лесу; научиться приводить примеры невидимых нитей в весеннем лесу. |
||
60 |
Весенний труд |
1 |
УКИЗ |
самоконтроль |
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям |
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач |
Научиться различать особенности весеннего труда у женщин и мужчин в старину; уметь объяснить значение пословиц «Весенний день год кормит», «Кто спит весною, плачет зимою»; научиться проводить наблюдения за состоянием природы 6 мая и сопоставлять эти наблюдения с ранее полученными данными о погоде 14 марта, ориентируясь на народные приметы этих дней. |
||
61 |
Старинные весенние праздники |
1 |
УОСЗ |
взаимоконтроль |
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов |
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет |
Уметь выразительно произносить народные благопожелания детям в Вербное воскресенье и молодоженам на Пасхальной неделе; научиться оформлять рамочки для фотографий своей и друга. Характеризовать весенние праздники в культуре народов России, в том числе своего края. Сравнивать традиции отношения к берёзе в культуре разных народов России, определять нравственный смысл легенд и песен о берёзе в культуре народов Севера. |
||
62 |
Будь здоров! |
1 |
КУ |
самоконтроль |
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире |
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам |
Выполнять правила здорового образа жизни в весенний период; знать и уметь объяснить товарищу с помощью схемы правила двух-трех народных игр, подходящих для весны (из учебника и из репертуара игровой культуры народов своего края); уметь контролировать во время игры свое поведение по отношению к сверстникам, соблюдая правила, предусмотренные игрой. |
||
63 |
Будь здоров! (подвижные игры на свежем воздухе) |
1 |
КУ |
текущий |
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения |
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам |
Выполнять правила здорового образа жизни в весенний период. Уметь контролировать во время игры свое поведение по отношению к сверстникам, соблюдая правила, предусмотренные игрой. |
||
64 |
Охрана природы весной |
1 |
УКИЗ |
текущий |
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах |
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою |
По материалам учебника знакомиться с правилами охраны природы весной. Использовать дополнительную литературу, Интернет для написания собственного рассказа об одном из представителей Красной книги России.Самоконтроль во время прогулки в парке, сквере, лесу (не оставлять после себя мусор и т. Д.). |
||
65 |
Лето красное |
1 |
УОСЗ |
тематический |
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств |
определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности |
Научиться находить признаки летних явлений природы и особенностей жизни людей летом в старинных названиях летних месяцев; описывать красоту летней природы и произведений искусства, посвященных этой теме, используя выразительные средства родного языка; называть те черты в судьбе и произведениях художников, которые вызвали эмоциональное переживание у каждого из учащихся. |
||
66 |
Летние праздники и труд |
1 |
УИПЗЗ |
самоконтроль |
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей |
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих |
Научиться выразительно читать стихотворение Л. Харитоновой о сотрудничестве природы и человека; разгадывать и составлять загадки о старинных орудиях труда; перечислять летние дары природы своего края. Соотносить летние праздники с видами работы в настоящее время в городе (селе). |
||
67 |
Экскурсия в лес |
1 |
КУ |
взаимоконтроль |
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций |
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности |
Знакомство с цветущими растениями, создание радостного эмоционального восприятия детьми цветущей природы. Настрой детей на восприятие информации. Умение наблюдать за жизнью насекомых, птиц. Бережное отношение к окружающей природе |
||
68 |
Безопасность на улицах и дорогах |
1 |
УПОКЗ |
самоконтроль |
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям |
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих |
Познакомить с понятием дорога и её составные части, правостороннее и левостороннее движение. Познакомить с «Памятка поведения во время каникул». Викторина «Самый внимательный» |
Материально- техническое обеспечение
Новицкая М.Ю. Родная земля.- М.: Дрофа, 2012.
Новицкая М.Ю. Прибаутки, небылицы, считалки, детские игры: Сборник текстов русского детского народного творчества и методических рекомендаций к ним в помощь учителю начальных классов.- М.: АРКТИ, 2012.
Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. 2 класс. Учебник в 2ч. / Рос. Акад. Наук, Рос. Академия образования, –М.: Просвещение, 2014.
Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. 2 класс. Рабочая тетрадь. В 2ч. / Рос. Акад. Наук, Рос. Академия образования, –М.: Просвещение, 2014.
. Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас-определитель: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2013.
ПлешаковА.А. Зелёные страницы: книга для учащихся начальных классов. - М.: Просвещение, 2013.
Плешаков А.А., Румянцев А.А. Великан на поляне, или первые уроки экологической этики: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2012.
Уроки по окружающему миру. 2 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений /М.Ю. Новицкая, Н.М. Белянкова, Е.В. Мартинкова, Ю.В. Саркисян; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад. образования, изд-во «Просвещение». –М.: Просвещение, 2014.