ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» для обучающихся 2 класса на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО), а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в Рабочей программе воспитания.
Программа по учебному предмету «Окружающий мир» (предметная область «Обществознание и естествознание» («Окружающий мир») включает: пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы учебного предмета, тематическое планирование.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения предмета, характеристику психологических предпосылок к его изучению младшими школьниками; место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания, планируемым результатам и тематическому планированию.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии для обязательного изучения во 2 классе начальной школы. Содержание обучения во 2 классе завершатся перечнем универсальных учебных действий (УДД) - познавательных, коммуникативных и регулятивных, которые возможно формировать средствами учебного предмета «Окружающий мир» с учётом возрастных особенностей младших школьников. В первом классе предлагается пропедевтический уровень формирования УУД, поскольку становление универсальности действий на этом этапе обучения только начинается. С учётом того, что выполнение правил совместной деятельности строится на интеграции регулятивных (определенные волевые усилия, саморегуляция, самоконтроль, проявление терпения и доброжелательности при налаживании отношений) и коммуникативных (способность вербальными средствами устанавливать взаимоотношения) универсальных учебных действий, их перечень дан в специальном разделе — «Совместная деятельность».
Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения младшего школьника за второй год обучения в начальной школе.
В тематическом планировании описывается программное содержание по всем разделам содержания обучения 2 класса, а также раскрываются методы и формы организации обучения и характеристика деятельностей, которые целесообразно использовать при изучении той или иной программной темы.
Представлены также способы организации дифференцированного обучения.
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» на уровне 2 класса начального общего образования составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, Примерной программы воспитания, а также с учётом историко-культурного стандарта.
Изучение предмета «Окружающий мир», интегрирующего знания о природе, предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует потребностям и интересам детей младшего школьного возраста и направлено на достижение следующих целей:
Формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём человека на основе целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную среду обитания); освоение естественнонаучных, обществоведческих, нравственно этических понятий, представленных в содержании данного учебного предмета.
Развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной и жизненной практике, связанной как с поисково-исследовательской деятельностью (наблюдения, опыты, трудовая деятельность), так и с творческим использованием приобретённых знаний в речевой, изобразительной, художественной деятельности.
Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, понимание своей принадлежности к Российскому государству, определённому этносу; проявление уважения к истории, культуре, традициям народов РФ; освоение младшими школьниками мирового
культурного опыта по созданию общечеловеческих ценностей, законов и правил построения взаимоотношений в социуме; обогащение духовного богатства обучающихся.
Развитие способности ребёнка к социализации на основе принятия гуманистических норм жизни, приобретение опыта эмоционально-положительного отношения к природе в соответствии с экологическими нормами поведения; становление навыков повседневного проявления культуры общения, гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их взглядам, мнению и индивидуальности.
Воспитательный потенциал предмета «Окружающий мир» реализуется через:
привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организацию их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
применение на уроках интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими обучающимися;
инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст обучающимся возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения является раскрытие роли человека в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде обитания и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах «Человек и природа»,
«Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и познание». Важнейшей составляющей всех указанных систем является содержание, усвоение которого гарантирует формирование у обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе развивающейся способности предвидеть результаты своих поступков и оценки возникшей ситуации. Отбор содержания курса
«Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
раскрытие роли человека в природе и обществе;
освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах «Человек и природа»,
«Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и его самость», «Человек и познание».
Общее число часов, отведённых на изучение курса «Окружающий мир» во 2 классе, составляет 68 часов (два часа в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТАЧеловек и общество
Наша Родина — Россия, Российская Федерация Россия и её столица на карте. Государственные символы России. Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте. Города России. Россия — многонациональное государство. Народы России, их традиции, обычаи, праздники. Родной край, его природные и культурные достопримечательности. Значимые события истории родного края. Свой регион и его главный город на карте; символика своего региона. Хозяйственные занятия, профессии жителей родного края. Значение труда в жизни человека и общества.
Семья. Семейные ценности и традиции. Родословная. Составление схемы родословного древа, истории семьи.
Правила культурного поведения в общественных местах. Доброта, справедливость, честность, уважение к чужому мнению и особенностям других людей — главные правила взаимоотношений членов общества.
Человек и природа
Методы познания природы: наблюдения, опыты, измерения. Звёзды и созвездия, наблюдения звёздного неба. Планеты. Чем Земля отличается от других планет; условия жизни на Земле.
Изображения Земли: глобус, карта, план. Карта мира. Материки, океаны. Определение сторон горизонта при помощи компаса. Ориентирование на местности по местным природным признакам, Солнцу. Компас, устройство; ориентирование с помощью компаса.
Многообразие растений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Связи в природе. Годовой ход изменений в жизни растений. Многообразие животных. Насекомые, рыбы, птицы, звери, земноводные, пресмыкающиеся: общая характеристика внешних признаков. Связи в природе. Годовой ход изменений в жизни животных.
Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Заповедники, природные парки. Охрана природы. Правила нравственного поведения на природе.
Правила безопасной жизни
Здоровый образ жизни: режим дня (чередование сна, учебных занятий, двигательной активности) и рациональное питание (количество приёмов пищи и рацион питания). Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Правила безопасности в школе (маршрут до школы, правила поведения на занятиях, переменах, при приёмах пищи и на пришкольной территории), в быту, на прогулках. Правила безопасного поведения пассажира наземного транспорта и метро (ожидание на остановке, посадка, размещение в салоне или вагоне, высадка, знаки безопасности на общественном транспорте). Номера телефонов экстренной помощи.
Правила поведения при пользовании компьютером. Безопасность в Интернете (коммуникация в мессенджерах и социальных группах) в условиях контролируемого доступа в Интернет.
Универсальные учебные действия (пропедевтический уровень)Познавательные универсальные учебные действия:
ориентироваться в методах познания природы (наблюдение, опыт, сравнение, измерение);
на основе наблюдения определять состояние вещества (жидкое, твёрдое, газообразное);
различать символы РФ;
различать деревья, кустарники, травы; приводить примеры (в пределах изученного);
группировать растения: дикорастущие и культурные; лекарственные и ядовитые (в пределах изученного);
различать прошлое, настоящее, будущее.
Работа с информацией:
различать информацию, представленную в тексте, графически, аудиовизуально;
читать информацию, представленную в схеме, таблице;
используя текстовую информацию, заполнять таблицы; дополнять схемы;
соотносить пример (рисунок, предложенную ситуацию) со временем протекания.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
ориентироваться в терминах (понятиях), соотносить их с краткой характеристикой:
понятия и термины, связанные с социальным миром (индивидуальность человека, органы чувств, жизнедеятельность; поколение, старшее поколение, культура поведения; Родина, столица, родной край, регион);
понятия и термины, связанные с миром природы (среда обитания, тело, явление, вещество; заповедник);
понятия и термины, связанные с организацией своей жизни и охраны здоровья (режим, правильное питание, закаливание, безопасность, опасная ситуация);
описывать условия жизни на Земле, отличие нашей планеты от других планет Солнечной системы;
создавать небольшие описания на предложенную тему (например, «Моя семья», «Какие бывают профессии?», «Что «умеют» органы чувств?», «Лес — природное сообщество» и др.);
создавать высказывания-рассуждения (например, признаки животного и растения как живого существа; связь изменений в живой природе с явлениями неживой природы);
приводить примеры растений и животных, занесённых в Красную книгу России (на примере своей местности);
описывать современные события от имени их участника.
Регулятивные универсальные учебные действия:
следовать образцу, предложенному плану и инструкции при решении учебной задачи;
контролировать с небольшой помощью учителя последовательность действий по решению учебной задачи;
оценивать результаты своей работы, анализировать оценку учителя и одноклассников, спокойно, без обид принимать советы и замечания.
Совместная деятельность:
строить свою учебную и игровую деятельность, житейские ситуации в соответствии с правилами поведения, принятыми в обществе;
оценивать жизненные ситуации с точки зрения правил поведения, культуры общения, проявления терпения и уважения к собеседнику;
проводить в парах (группах) простые опыты по определению свойств разных веществ (вода, молоко, сахар, соль, железо), совместно намечать план работы, оценивать свой вклад в общее дело;
определять причины возможных конфликтов, выбирать (из предложенных) способы их разрешения.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫИзучение предмета "Окружающий мир" в 2 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫЛичностные результаты изучения предмета «Окружающий мир» характеризуют готовность обучающихся руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовно- нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части:
Гражданско-патриотического воспитания:становление ценностного отношения к своей Родине — России; понимание особой роли многонациональной России в современном мире;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему и другим народам;
первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и ответственности человека как члена общества.
Духовно-нравственного воспитания:проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию их индивидуальности;
принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности;
применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.
Эстетического воспитания:понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры, проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах художественной деятельности.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе информационной);
приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудового воспитания:осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологического воспитания:осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира;
осознание ценности познания, проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в обогащении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫПознавательныеуниверсальные учебные действия:
Базовые логические действия:
понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности;
на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и зависимости между объектами (часть — целое; причина — следствие; изменения во времени и в пространстве);
сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;
объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;
определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;
находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного алгоритма;
выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма.
Базовые исследовательские действия:
проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению) наблюдения, несложные опыты; проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя;
определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных вопросов;
формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и неживая природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени; поведение и его
последствия; коллективный труд и его результаты и др. );
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть — целое, причина — следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования).
Работа с информацией:
использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник получения информации с учётом учебной задачи;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе предложенного учителем способа её проверки;
находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую, аудиовизуальную информацию;
читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу, иллюстрацию);
соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в Интернет (с помощью учителя);
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление, высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма).
Коммуникативные универсальные учебные действия:в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников;
признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты;
соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику;
использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе, социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и опытной работы, подкреплять их доказательствами;
находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и явлениях природы, событиях социальной жизни;
готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки, фото, плакаты и др. ) к тексту выступления.
Регулятивные универсальные учебные действия:Самоорганизация:
планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи;
выстраивать последовательность выбранных действий и операций.
Самоконтроль:
осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины; корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя);
предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни.
Самооценка:
объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой учителя;
оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости корректировать их.
Совместная деятельность:понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной (практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных целей совместной деятельности (на основе изученного материала по окружающему миру);
коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их возникновении мирно разрешать без участия взрослого;
ответственно выполнять свою часть работы.
К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:
находить Россию на карте мира, на карте России - Москву, свой регион и его главный город;
узнавать государственную символику Российской Федерации (гимн, герб, флаг) и своего региона;
проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других народов, государственным символам России; соблюдать правила нравственного поведения в социуме и на природе;
распознавать изученные объекты окружающего мира по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире;
приводить примеры изученных традиций, обычаев и праздников народов родного края;
важных событий прошлого и настоящего родного края; трудовой деятельности и профессий жителей родного края;
проводить, соблюдая правила безопасного труда, несложные наблюдения и опыты с природными объектами, измерения;
приводить примеры изученных взаимосвязей в природе, при меры, иллюстрирующие значение природы в жизни человека;
описывать на основе предложенного плана или опорных слов изученные культурные объекты (достопримечательности родного края, музейные экспонаты);
описывать на основе предложенного плана или опорных слов изученные природные объекты и явления, в том числе звёзды, созвездия, планеты;
группировать изученные объекты живой и неживой природы по предложенным признакам;
сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков;
ориентироваться на местности по местным природным при знакам, Солнцу, компасу;
создавать по заданному плану развёрнутые высказывания о природе и обществе;
использовать для ответов на вопросы небольшие тексты о природе и обществе;
соблюдать правила нравственного поведения в социуме и в природе, оценивать примеры положительного и негативного отношения к объектам природы, проявления внимания, помощи людям, нуждающимся в ней;
соблюдать правила безопасного поведения в школе, правила безопасного поведения пассажира наземного транспорта и метро;
соблюдать режим дня и питания;
безопасно использовать мессенджеры Интернета в условиях контролируемого доступа в Интернет;
безопасно осуществлять коммуникацию в школьных сообществах с помощью учителя в случае необходимости.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Дата изучения | Виды деятельности | Виды, формы контроля | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | ||
всего | контрольные работы | практические работы | ||||||
Раздел 1. Человек и общество. | ||||||||
1.1. | Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Россия и её столица на карте. | 1 | 0 | 1 | 01.09.2022 | ; Рассказ учителя, рассматривание иллюстраций, чтение текстов о федеративном устройстве России, о многонациональном составе населения страны; Игра-путешествие по теме «Работаем экскурсоводами, проводим экскурсии по Москве, Санкт-Петербургу»; Рассказ учителя по теме «История возникновения Москвы»; | Устный опрос; | |
1.2. | Государственные символы России, символика своего региона. | 1 | 0 | 0 | 07.09.2022 | Рассказ учителя, рассматривание иллюстраций, чтение текстов о федеративном устройстве России, о многонациональном составе населения страны; Игра-путешествие по теме «Работаем экскурсоводами, проводим экскурсии по Москве, Санкт-Петербургу»; | Устный опрос; | |
1.3. | Москва — столи ца. Достопримечательности Москвы. Страницы истории Москвы. | 1 | 0 | 0 | 08.09.2022 | Рассказ учителя по теме «История возникновения Москвы»; | Письменный контроль; | |
1.4. | Города России. Свой регион и его столица на карте РФ. | 2 | 0 | 0 | 14.09.2022 15.09.2022 | Работа с картой: Россия, Москва, Санкт- Петербург, наш регион на карте РФ; | Тестирование; | |
1.5. | Россия — многонациональное государство. Народы России, их традиции, обычаи, праздники. | 2 | 1 | 0 | 21.09.2022 22.09.2022 | Чтение текстов учебника о народах России, об их традициях, обычаях, праздниках; | Самооценка с использованием «Оценочного листа»; | |
1.6. | Родной край, его природные и культурные достопримечательности. | 1 | 0 | 0 | 28.09.2022 | Составление сообщения об истории родного края (при помощи взрослых, с использованием дополнительных источников информации); | Устный опрос; | |
1.7. | Значимые события истории родного края. Свой регион и его главный город на карте. | 2 | 0 | 0 | 29.09.2022 05.10.2022 | Составление сообщения об истории родного края (при помощи взрослых, с использованием дополнительных источников информации); | Устный опрос; Письменный контроль; | |
1.8. | Хозяйственные занятия, профессии жителей родного края. Значение труда в жизни человека и общества. | 2 | 0 | 0 | 06.10.2022 12.10.2022 | Дидактическая игра по теме «Профессии города и села»; | Устный опрос; Письменный контроль; | |
1.9. | Семья — коллектив. Семейное древо. Семейные ценности. и традиции. | 1 | 0 | 0 | 13.10.2022 | Учебный диалог по теме «Послушаем друг друга, расскажем о своей семье»; Обсуждение обязанностей в семье, семейных традиций, совместный труд и отдых; | Устный опрос; |
1.10. | Совместный труд и отдых. Участие детей в делах семьи. | 1 | 0 | 1 | 19.10.2022 | Практическая работа по теме «Составление схемы родословного древа семьи»; | Практическая работа; | |
1.11. | Правила культурного поведения в общественных местах. | 1 | 0 | 0 | 20.10.2022 | Работа в группе: работа с пословицами, сравнение и группировка слов по противоположному значению (добрый — жадный, смелый — трусливый, правдивый — лживый и др.); | Устный опрос; | |
1.12 | Доброта, справедливость, честность, уважение к чужому мнению и особенностям других людей — главные правила взаимоотношений членов общества. | 1 | 1 | 0 | 26.10.2022 | Учебный диалог по теме «Оцени себя — умеешь ли ты сдерживать эмоции?»; | Контрольная работа; | |
Итого по разделу | 16 | | ||||||
Раздел 2. Человек и природа. | ||||||||
2.1. | Наблюдения, опыты, измерения. Звёзды и созвездия, наблюдения звёздного неба. Планеты. | 1 | 0 | 1 | 27.10.2022 | Практическая работа с картой: «Как показывать объекты на настенной карте»; | Практическая работа; | |
2.2. | Чем Земля отличается от других планет. Условия жизни на Земле. | 3 | 0 | 0 | 09.11.2022 16.11.2022 | Учебный диалог по теме «Чем Земля отличается от других планет»; Просмотр и обсуждение иллюстраций, видеофрагментов и других материалов (по выбору) на тему «Звёздное небо Созвездия»; | Устный опрос; Письменный контроль; | |
2.3. | Изображения Земли: глобус, карта, план. | 2 | 0 | 1 | 17.11.2022 23.11.2022 | Рассказ учителя, работа с текстом учебника: описание и особенности океанов и материков на Земле; Практическая работа с картой: «Как показывать объекты на настенной карте»; | Практическая работа; Тестирование; | |
2.4. | Карта мира. Материки, океаны. | 3 | 0 | 0 | 24.11.2022 01.12.2022 | Рассказ учителя, работа с текстом учебника: описание и особенности океанов и материков на Земле; | Устный опрос; Письменный контроль; | |
2.5. | Определение сторон горизонта при помощи компаса. Компас, его устройство, ориентирование на местности. | 3 | 0 | 1 | 07.12.2022 14.12.2022 | Учебный диалог по теме «Чем Земля отличается от других планет»; Просмотр и обсуждение иллюстраций, видеофрагментов и других материалов (по выбору) на тему «Звёздное небо Созвездия»; Практическая работа с глобусом; | Практическая работа; Тестирование; | |
2.6. | Многообразие растений. Деревья, кустарники, травы. | 3 | 1 | 0 | 15.12.2022 22.12.2022 | Экскурсия в парк: сравнение деревьев, кустарников, трав; Игра-соревнование по теме «Кто больше вспомнит названий деревьев»; | Контрольная работа; Зачет; устный опрос; | |
2.7. | Дикорастущие и культурные растения. | 2 | 0 | 1 | 11.01.2023 12.01.2023 | Классификация растений (по иллюстрациям): дикорастущие — культурные; Практическая работа по теме «Рассматривание растений, обсуждение условий благополучного роста и развития растения»; | Зачет; Практическая работа; |
2.8. | Связи в природе. Годовой ход изменений в жизни растения. | 3 | 0 | 1 | 18.01.2023 25.01.2023 | Классификация растений (по иллюстрациям): дикорастущие — культурные; Практическая работа по теме «Рассматривание растений, обсуждение условий благополучного роста и развития растения»; Работа в группах с иллюстративным материалом: составление коллективного рассказа по теме «Каким бывает растение в разные сезоны»; | Зачет; Практическая работа; Тестирование; | |
2.9. | Мир животных (фауна). | 3 | 1 | 0 | 26.01.2023 02.02.2023 | Логическая задача по теме «Найди ошибку — какое животное попало в эту группу случайно»; Учебный диалог с использованием иллюстративного материала по теме «Как живут животные в разные времена года»; | Устный опрос; Письменный контроль; Контрольная работа; | |
2.10. | Насекомые, рыбы, птицы, звери, земноводные, пресмыкающиеся: общая характеристика (особенности внешнего вида, движений, питания, размножения). | 3 | 0 | 0 | 08.02.2023 15.02.2023 | Дидактическая игра по теме «Угадай животное по описанию»; Логическая задача по теме «Найди ошибку — какое животное попало в эту группу случайно»; Учебный диалог с использованием иллюстративного материала по теме «Как живут животные в разные времена года»; | ; Устный опрос; Письменный контроль; | |
2.11. | Сезонная жизнь животных. | 2 | 0 | 0 | 16.02.2023 22.02.2023 | Ролевая игра по теме «Собрание в лесу — кто как готовится к зиме»; Работа в группах: подготовьте вопросы о жизни животных для других групп; | Устный опрос; Письменный контроль; | https://ptici.info/ |
2.12 | Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. | 2 | 0 | 0 | 01.03.2023 02.03.2023 | Учебный диалог по теме «Что такое Красная книга?»; Просмотр и обсуждение иллюстраций, видеофрагментов и других материалов (по выбору) на тему: «Растения и животные Красной книги»; | Устный опрос; Письменный контроль; | https://www.youtube.com/watch ?v=qOap8GY4ti0 |
2.13 | Заповедники, природные парки. Охрана природы. Правила нравственного поведения на природе. | 4 | 1 | 0 | 09.03.2023 22.03.2023 | Рассказ учителя: «Растения и животные нашего края, занесённые в Красную книгу»; Коллективное составление памятки по теме «Правила поведения в заповедных местах»; Работа в группе: чтение текстов учебника и использование полученной информации для подготовки собственного рассказа о Красной книге; | Устный опрос; Письменный контроль; Контрольная работа; | |
Итого по разделу | 34 | | ||||||
Раздел 3. Правила безопасной жизни. | ||||||||
3.1. | Здоровый образ жизни: режим дня (чередование сна, учебных занятий, двигательной активности) и рациональное питание (количество приёмов пищи и рацион питания). | 1 | 0 | 1 | 23.03.2023 | Практическая работа по теме «Учимся соблюдать изученные правила безопасности под руководством инструктора ГИБДД или учителя»; | Практическая работа; |
3.2. | Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. | 3 | 1 | 0 | 05.04.2023 12.04.2023 | Учебный диалог по теме «Зачем нужен режим дня? Почему нужно правильно питаться?»; Беседа по теме «Что может случиться на прогулке, на игровой площадке, дома и в школе, если не соблюдать правила безопасности»; | Устный опрос; Письменный контроль; Контрольная работа; | |
3.3. | Правила безопасности в школе (маршрут до школы, правила поведения на занятиях, переменах, при приёмах пищи, а также на пришкольной территории). | 3 | 0 | 1 | 13.04.2023 20.04.2023 | Ролевая игра по теме «Мы — пешеходы»; Анализ дорожных ситуаций.; Работа в паре: соотнесение изображений и названий дорожных знаков; | Практическая работа; Тестирование; устный опрос; | |
3.4. | Правила безопасного поведения пассажира наземного транспорта и метро. Номера телефонов экстренной помощи. | 3 | 0 | 0 | 26.04.2023 03.05.2023 | Беседа по теме «Правила поведения в общественном транспорте»; | Устный опрос; Письменный контроль; | |
3.5. | Правила поведения при пользовании компьютером. Безопасность в Интернете (коммуникация в мессенджерах и социальных группах) в условиях контролируемого доступа в Интернет. | 2 | 1 | 1 | 04.05.2023 10.05.2023 | Практическая работа по теме «Правила пользования компьютером»; | Контрольная работа; практическая работа; | |
Итого по разделу | 12 | | ||||||
Резервное время | 6 | | ||||||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 68 | 7 | 10 | |
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения | Виды, формы контроля | ||
всего | контрольные работы | практические работы | ||||
1. | Наша Родина - Россия Человек и общество. Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Россия и её столица на карте. Государственные символы России, символика своего региона. Москва — столица. Достопримечательности Москвы. Страницы истории Москвы. Города России. Свой регион и его столица на карте РФ. Россия — многонациональное государство. Народы России, их традиции, обычаи, праздники. Родной край, его природные и культурные достопримечательности. Значимые события истории родного края.Свой регион и его главный город на карте. Хозяйственные занятия, профессии жителей родного края. Значение труда в жизни человека и общества | 1 | 0 | 1 | 01.09.2022 | Устный опрос; |
2. | Символы России Человек и общество. Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Россия и её столица на карте. Государственные символы России, символика своего региона. Москва — столица. Достопримечательности Москвы. Страницы истории Москвы. Города России. Свой регион и его столица на карте РФ. Россия — многонациональное государство. Народы России, их традиции, обычаи, праздники. Родной край, его природные и культурные достопримечательности. Значимые события истории родного края.Свой регион и его главный город на карте. Хозяйственные занятия, профессии жителей родного края. Значение труда в жизни человека и общества | 1 | 0 | 0 | 07.09.2022 | Устный опрос; |
3. | Народы России Человек и общество. Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Россия и её столица на карте. Государственные символы России, символика своего региона. Москва — столица. Достопримечательности Москвы. Страницы истории Москвы. Города России. Свой регион и его столица на карте РФ. Россия — многонациональное государство. Народы России, их традиции, обычаи, праздники. Родной край, его природные и культурные достопримечательности. Значимые события истории родного края.Свой регион и его главный город на карте. Хозяйственные занятия, профессии жителей родного края. Значение труда в жизни человека и общества | 1 | 0 | 0 | 08.09.2022 | Письменный контроль; |
4. | Родной край Человек и общество. Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Россия и её столица на карте. Государственные символы России, символика своего региона. Москва — столица. Достопримечательности Москвы. Страницы истории Москвы. Города России. Свой регион и его столица на карте РФ. Россия — многонациональное государство. Народы России, их традиции, обычаи, праздники. Родной край, его природные и культурные достопримечательности. Значимые события истории родного края.Свой регион и его главный город на карте. Хозяйственные занятия, профессии жителей родного края. Значение труда в жизни человека и общества. | 1 | 0 | 0 | 14.09.2022 | Тестирование; |
5. | Твоя малая родина в прошлом и настоящем Человек и общество. Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Россия и её столица на карте. Государственные символы России, символика своего региона. Москва — столица. Достопримечательности Москвы. Страницы истории Москвы. Города России. Свой регион и его столица на карте РФ. Россия — многонациональное государство. Народы России, их традиции, обычаи, праздники. Родной край, его природные и культурные достопримечательности. Значимые события истории родного края.Свой регион и его главный город на карте. Хозяйственные занятия, профессии жителей родного края. Значение труда в жизни человека и общества | 1 | 0 | 0 | 15.09.2022 | Тестирование; |
6. | Природа. Как изучают природу Человек и природа. Наблюдения, опыты, измерения. Звёзды и созвездия, наблюдения звёздного неба. Планеты.Чем Земля отличается от других планет. Условия жизни на Земле. Изображения Земли: глобус, карта, план. Карта мира. Материки, океаны. Определение сторон горизонта при помощи компаса. Компас, его устройство, ориентирование на местности | 1 | 0 | 0 | 21.09.2022 | Самооценка с использованием «Оценочного листа»; |
7. | Явления природы Человек и природа. Наблюдения, опыты, измерения. Звёзды и созвездия, наблюдения звёздного неба. Планеты.Чем Земля отличается от других планет. Условия жизни на Земле. Изображения Земли: глобус, карта, план. Карта мира. Материки, океаны. Определение сторон горизонта при помощи компаса. Компас, его устройство, ориентирование на местности. | 1 | 1 | 0 | 22.09.2022 | Самооценка с использованием «Оценочного листа»; |
8. | Осенние изменения в неживой и живой природе Человек и природа. Многообразие растений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Связи в природе. Годовой ход изменений в жизни растения. Мир животных (фауна). Насекомые, рыбы, птицы, звери, земноводные, пресмыкающиеся: общая характеристика (особенности внешнего вида, движений, питания, размножения). Сезонная жизнь животных | 1 | 0 | 0 | 28.09.2022 | Устный опрос; |
9. | Природа России. Правила друзей природы Человек и природа. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Заповедники, природные парки. Охрана природы. Правила нравственного поведения на природе | 1 | 0 | 0 | 29.09.2022 | Устный опрос; |
10. | Заповоедники и природные парки Человек и природа. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Заповедники, природные парки. Охрана природы. Правила нравственного поведения на природе | 1 | 0 | 0 | 05.10.2022 | Письменный контроль; |
11. | Что такое энергия Человек и природа. Наблюдения, опыты, измерения. Звёзды и созвездия, наблюдения звёздного неба. Планеты.Чем Земля отличается от других планет. Условия жизни на Земле. Изображения Земли: глобус, карта, план. Карта мира. Материки, океаны. Определение сторон горизонта при помощи компаса. Компас, его устройство, ориентирование на местности | 1 | 0 | 0 | 06.10.2022 | Устный опрос; |
12. | Свет и цвет Человек и природа. Наблюдения, опыты, измерения. Звёзды и созвездия, наблюдения звёздного неба. Планеты.Чем Земля отличается от других планет. Условия жизни на Земле. Изображения Земли: глобус, карта, план. Карта мира. Материки, океаны. Определение сторон горизонта при помощи компаса. Компас, его устройство, ориентирование на местности | 1 | 0 | 0 | 12.10.2022 | Письменный контроль; |
13. | Как появляется звук Человек и природа. Наблюдения, опыты, измерения. Звёзды и созвездия, наблюдения звёздного неба. Планеты.Чем Земля отличается от других планет. Условия жизни на Земле. Изображения Земли: глобус, карта, план. Карта мира. Материки, океаны. Определение сторон горизонта при помощи компаса. Компас, его устройство, ориентирование на местности | 1 | 0 | 0 | 13.10.2022 | Устный опрос; |
14. | Значение воздуха для растений, животных, человека Человек и природа. Наблюдения, опыты, измерения. Звёзды и созвездия, наблюдения звёздного неба. Планеты.Чем Земля отличается от других планет. Условия жизни на Земле. Изображения Земли: глобус, карта, план. Карта мира. Материки, океаны. Определение сторон горизонта при помощи компаса. Компас, его устройство, ориентирование на местности | 1 | 0 | 1 | 19.10.2022 | Практическая работа; |
15. | Значение воды для растений, животных, человека Человек и природа. Наблюдения, опыты, измерения. Звёзды и созвездия, наблюдения звёздного неба. Планеты.Чем Земля отличается от других планет. Условия жизни на Земле. Изображения Земли: глобус, карта, план. Карта мира. Материки, океаны. Определение сторон горизонта при помощи компаса. Компас, его устройство, ориентирование на местности | 1 | 0 | 0 | 20.10.2022 | Устный опрос; |
16. | Заглянем в кладовые земли Человек и природа. Наблюдения, опыты, измерения. Звёзды и созвездия, наблюдения звёздного неба. Планеты.Чем Земля отличается от других планет. Условия жизни на Земле. Изображения Земли: глобус, карта, план. Карта мира. Материки, океаны. Определение сторон горизонта при помощи компаса. Компас, его устройство, ориентирование на местности | 1 | 1 | 0 | 26.10.2022 | Контрольная работа; |
17. | Такие разные растения Человек и природа. Многообразие растений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Связи в природе. Годовой ход изменений в жизни растения. | 1 | 0 | 1 | 27.10.2022 | Практическая работа; |
18. | Как появились культурные растения Человек и природа. Многообразие растений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Связи в природе. Годовой ход изменений в жизни растения. | 1 | 0 | 0 | 09.11.2022 | Устный опрос; |
19. | Растения родного края Человек и природа. Многообразие растений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Связи в природе. Годовой ход изменений в жизни растения. | 1 | 0 | 0 | 10.11.2022 | Устный опрос; Письменный контроль; |
20. | Такие разные животные (звери, птицы, рыбы, насекомые) Человек и природа. Мир животных (фауна). Насекомые, рыбы, птицы, звери, земноводные, пресмыкающиеся: общая характеристика (особенности внешнего вида, движений, питания, размножения). Сезонная жизнь животных | 1 | 0 | 0 | 16.11.2022 | Письменный контроль; |
21. | Такие разные животные (земноводные и пресмыкающиеся) Человек и природа. Мир животных (фауна). Насекомые, рыбы, птицы, звери, земноводные, пресмыкающиеся: общая характеристика (особенности внешнего вида, движений, питания, размножения). Сезонная жизнь животных | 1 | 0 | 0 | 17.11.2022 | Тестирование; |
22. | Как появились домашние животные Человек и природа. Мир животных (фауна). Насекомые, рыбы, птицы, звери, земноводные, пресмыкающиеся: общая характеристика (особенности внешнего вида, движений, питания, размножения). Сезонная жизнь животных | 1 | 0 | 1 | 23.11.2022 | Практическая работа; |
23. | Животные родного края Человек и природа. Мир животных (фауна). Насекомые, рыбы, птицы, звери, земноводные, пресмыкающиеся: общая характеристика (особенности внешнего вида, движений, питания, размножения). Сезонная жизнь животных | 1 | 0 | 0 | 24.11.2022 | ; Устный опрос; Письменный контроль; |
24. | Растения и животные Красной книги России Человек и природа. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Заповедники, природные парки. Охрана природы. Правила нравственного поведения на природе | 1 | 0 | 0 | 30.11.2022 | Тестирование; |
25. | Что такое экология Человек и природа. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Заповедники, природные парки. Охрана природы. Правила нравственного поведения на природе | 1 | 0 | 0 | 01.12.2022 | Устный опрос; |
26. | Зимние изменения в неживой и живой природе Человек и природа. Многообразие растений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Связи в природе. Годовой ход изменений в жизни растения. Мир животных (фауна).Насекомые, рыбы, птицы, звери, земноводные, пресмыкающиеся: общая характеристика (особен- ности внешнего вида, движений, питания, размножения).Сезонная жизнь животных | 1 | 0 | 0 | 07.12.2022 | Письменный контроль; |
27. | Солнечная система Человек и природа. Наблюдения, опыты, измерения.Звёзды и созвездия, наблюдения звёздного неба. Планеты.Чем Земля отличается от других планет. Условия жизни на Земле. Изображения Земли: глобус, карта, план. Карта мира. Материки, океаны. Определение сторон горизонта при помощи компаса. Компас, его устройство, ориентирование на местности | 1 | 0 | 0 | 08.12.2022 | ; Устный опрос; Письменный контроль; |
28. | Созвездия Человек и природа. Наблюдения, опыты, измерения.Звёзды и созвездия, наблюдения звёздного неба. Планеты.Чем Земля отличается от других планет. Условия жизни на Земле. Изображения Земли: глобус, карта, план. Карта мира. Материки, океаны. Определение сторон горизонта при помощи компаса. Компас, его устройство, ориентирование на местности | 1 | 0 | 1 | 14.12.2022 | Практическая работа; |
29. | Чем Земля отличается от других планет Человек и природа. Наблюдения, опыты, измерения.Звёзды и созвездия, наблюдения звёздного неба. Планеты.Чем Земля отличается от других планет. Условия жизни на Земле. Изображения Земли: глобус, карта, план. Карта мира. Материки, океаны. Определение сторон горизонта при помощи компаса. Компас, его устройство, ориентирование на местности. | 1 | 0 | 0 | 15.12.2022 | Тестирование; |
30. | Тайны строения Земли Человек и природа. Наблюдения, опыты, измерения.Звёзды и созвездия, наблюдения звёздного неба. Планеты.Чем Земля отличается от других планет. Условия жизни на Земле. Изображения Земли: глобус, карта, план. Карта мира. Материки, океаны. Определение сторон горизонта при помощи компаса. Компас, его устройство, ориентирование на местности | 1 | 0 | 0 | 21.12.2022 | Тестирование; |
31. | Глобус - модель Земли Человек и природа. Наблюдения, опыты, измерения.Звёзды и созвездия, наблюдения звёздного неба. Планеты.Чем Земля отличается от других планет. Условия жизни на Земле. Изображения Земли: глобус, карта, план. Карта мира. Материки, океаны. Определение сторон горизонта при помощи компаса. Компас, его устройство, ориентирование на местности | 1 | 1 | 0 | 22.12.2022 | Контрольная работа; |
32. | Смена дня и ночи Человек и природа. Наблюдения, опыты, измерения.Звёзды и созвездия, наблюдения звёздного неба. Планеты.Чем Земля отличается от других планет. Условия жизни на Земле. Изображения Земли: глобус, карта, план. Карта мира. Материки, океаны. Определение сторон горизонта при помощи компаса. Компас, его устройство, ориентирование на местности | 1 | 0 | 0 | 11.01.2023 | Зачет; |
33. | Смена времен года Человек и природа. Наблюдения, опыты, измерения.Звёзды и созвездия, наблюдения звёздного неба. Планеты.Чем Земля отличается от других планет. Условия жизни на Земле. Изображения Земли: глобус, карта, план. Карта мира. Материки, океаны. Определение сторон горизонта при помощи компаса. Компас, его устройство, ориентирование на местности | 1 | 0 | 1 | 12.01.2023 | Практическая работа; |
34. | Формы земной поверхности Человек и природа. Наблюдения, опыты, измерения.Звёзды и созвездия, наблюдения звёздного неба. Планеты.Чем Земля отличается от других планет. Условия жизни на Земле. Изображения Земли: глобус, карта, план. Карта мира. Материки, океаны. Определение сторон горизонта при помощи компаса. Компас, его устройство, ориентирование на местности | 1 | 0 | 0 | 18.01.2023 | Зачет; |
35. | Какие бывают водоёмы Человек и природа. Наблюдения, опыты, измерения.Звёзды и созвездия, наблюдения звёздного неба. Планеты.Чем Земля отличается от других планет. Условия жизни на Земле. Изображения Земли: глобус, карта, план. Карта мира. Материки, океаны. Определение сторон горизонта при помощи компаса. Компас, его устройство, ориентирование на местности | 1 | 0 | 0 | 19.01.2023 | Тестирование; |
36. | Стороны горизонта. Компас Человек и природа. Наблюдения, опыты, измерения.Звёзды и созвездия, наблюдения звёздного неба. Планеты.Чем Земля отличается от других планет. Условия жизни на Земле. Изображения Земли: глобус, карта, план. Карта мира. Материки, океаны. Определение сторон горизонта при помощи компаса. Компас, его устройство, ориентирование на местности | 1 | 0 | 1 | 25.01.2023 | Практическая работа; |
37. | Ориентирование на местности по Солнцу, местным признакам, навигатору Человек и природа. Наблюдения, опыты, измерения.Звёзды и созвездия, наблюдения звёздного неба. Планеты.Чем Земля отличается от других планет. Условия жизни на Земле. Изображения Земли: глобус, карта, план. Карта мира. Материки, океаны. Определение сторон горизонта при помощи компаса. Компас, его устройство, ориентирование на местности | 1 | 0 | 0 | 26.01.2023 | Устный опрос; |
38. | Что такое географическая карта и как её читать Человек и природа. Наблюдения, опыты, измерения.Звёзды и созвездия, наблюдения звёздного неба. Планеты.Чем Земля отличается от других планет. Условия жизни на Земле. Изображения Земли: глобус, карта, план. Карта мира. Материки, океаны. Определение сторон горизонта при помощи компаса. Компас, его устройство, ориентирование на местности | 1 | 0 | 0 | 01.02.2023 | Письменный контроль; |
39. | Чем план отличается от карты Человек и природа. Наблюдения, опыты, измерения.Звёзды и созвездия, наблюдения звёздного неба. Планеты.Чем Земля отличается от других планет. Условия жизни на Земле. Изображения Земли: глобус, карта, план. Карта мира. Материки, океаны. Определение сторон горизонта при помощи компаса. Компас, его устройство, ориентирование на местности. | 1 | 1 | 0 | 02.02.2023 | Контрольная работа; |
40. | Россия и её столица на карте Человек и общество. Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Россия и её столица на карте. Государственные символы России, символика своего региона. Москва — столица. Достопримечательности Москвы. Страницы истории Москвы. Города России. Свой регион и его столица на карте РФ. Россия — многонациональное государство. Народы России, их традиции, обычаи, праздники. Родной край, его природные и культурные достопримечательности. Значимые события истории родного края.Свой регион и его главный город на карте. Хозяйственные занятия, профессии жителей родного края. Значение труда в жизни человека и общества | 1 | 0 | 0 | 08.02.2023 | Устный опрос; |
41. | Достопримечательности Москвы: Кремль и Красная площадь Человек и общество. Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Россия и её столица на карте. Государственные символы России, символика своего региона. Москва — столица. Достопримечательности Москвы. Страницы истории Москвы. Города России. Свой регион и его столица на карте РФ. Россия — многонациональное государство. Народы России, их традиции, обычаи, праздники. Родной край, его природные и культурные достопримечательности. Значимые события истории родного края.Свой регион и его главный город на карте. Хозяйственные занятия, профессии жителей родного края. Значение труда в жизни человека и общества | 1 | 0 | 0 | 09.02.2023 | Письменный контроль; |
42. | Путешествие по Москве Человек и общество. Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Россия и её столица на карте. Государственные символы России, символика своего региона. Москва — столица. Достопримечательности Москвы. Страницы истории Москвы. Города России. Свой регион и его столица на карте РФ. Россия — многонациональное государство. Народы России, их традиции, обычаи, праздники. Родной край, его природные и культурные достопримечательности. Значимые события истории родного края.Свой регион и его главный город на карте. Хозяйственные занятия, профессии жителей родного края. Значение труда в жизни человека и общества | 1 | 0 | 0 | 15.02.2023 | ; Устный опрос; Письменный контроль; |
43. | Путешествие по Санкт- Петербургу Человек и общество. Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Россия и её столица на карте. Государственные символы России, символика своего региона. Москва — столица. Достопримечательности Москвы. Страницы истории Москвы. Города России. Свой регион и его столица на карте РФ. Россия — многонациональное государство. Народы России, их традиции, обычаи, праздники. Родной край, его природные и культурные достопримечательности. Значимые события истории родного края.Свой регион и его главный город на карте. Хозяйственные занятия, профессии жителей родного края. Значение труда в жизни человека и общества | 1 | 0 | 0 | 16.02.2023 | Устный опрос; |
44. | Путешествие по России Человек и общество. Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Россия и её столица на карте. Государственные символы России, символика своего региона. Москва — столица. Достопримечательности Москвы. Страницы истории Москвы. Города России. Свой регион и его столица на карте РФ. Россия — многонациональное государство. Народы России, их традиции, обычаи, праздники. Родной край, его природные и культурные достопримечательности. Значимые события истории родного края.Свой регион и его главный город на карте. Хозяйственные занятия, профессии жителей родного края. Значение труда в жизни человека и общества | 1 | 0 | 0 | 22.02.2023 | Письменный контроль; |
45. | Материки и океаны. Карта мира Человек и природа. Наблюдения, опыты, измерения.Звёзды и созвездия, наблюдения звёздного неба. Планеты.Чем Земля отличается от других планет. Условия жизни на Земле. Изображения Земли: глобус, карта, план. Карта мира. Материки, океаны. Определение сторон горизонта при помощи компаса. Компас, его устройство, ориентирование на местности | 1 | 0 | 0 | 01.03.2023 | Устный опрос; |
46. | Путешествие по материкам Человек и природа. Наблюдения, опыты, измерения.Звёзды и созвездия, наблюдения звёздного неба. Планеты.Чем Земля отличается от других планет. Условия жизни на Земле. Изображения Земли: глобус, карта, план. Карта мира. Материки, океаны. Определение сторон горизонта при помощи компаса. Компас, его устройство, ориентирование на местности | 1 | 0 | 0 | 02.03.2023 | Письменный контроль; |
47. | Весенние изменения в неживой и живой природе Человек и природа. Многообразие растений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Связи в природе. Годовой ход изменений в жизни растения. Мир животных (фауна).Насекомые, рыбы, птицы, звери, земноводные, пресмыкающиеся: общая характеристика (особен- ности внешнего вида, движений, питания, размножения).Сезонная жизнь животных | 1 | 0 | 0 | 09.03.2023 | Устный опрос; |
48. | Человек в обществе Человек и общество. Правила культурного поведения в общественных местах. Доброта, справедливость, честность, уважение к чужому мнению и особенностям других людей — главные правила взаимоотношений членов общества | 1 | 0 | 0 | 15.03.2023 | Письменный контроль; |
49. | Общение и Интернет. Правила безопасной жизни. Здоровый образ жизни: режим дня (чередование сна, учебных занятий, двигательной активности) и рациональное питание (количество приёмов пищи и рацион питания). Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Правила безопасности в школе (маршрут до школы, правила поведения на занятиях, переменах, при приёмах пищи, а также на пришкольной территории). Правила безопасного поведения пассажира наземного транспорта и метро. Номера телефонов экстренной помощи. Правила поведения при пользо- вании компьютером.Безопасность в Интернете (коммуникация в мессенджерах и социальных группах) в условиях контролируемого доступа в Интернет | 1 | 0 | 0 | 16.03.2023 | ; Устный опрос; Письменный контроль; |
50. | Школа в твоей жизни Человек и общество. Правила безопасности в школе (маршрут до школы, правила поведения на занятиях, переменах, при приёмах пищи, а также на пришкольной территории). Правила культурного поведения в общественных местах. Доброта, справедливость, честность, уважение к чужому мнению и особенностям других людей — главные правила взаимоотноше- ний членов общества. | 1 | 1 | 0 | 22.03.2023 | Контрольная работа; |
51. | Как живёт семья Человек и общество. Семья — коллектив. Семейное древо. Семейные ценностии традиции. Совместный труд и отдых. Участие детей в делах семьи | 1 | 0 | 1 | 23.03.2023 | Практическая работа; |
52. | Твоя родословная Человек и общество. Семья — коллектив. Семейное древо. Семейные ценностии традиции. Совместный труд и отдых. Участие детей в делах семьи | 1 | 0 | 0 | 05.04.2023 | Устный опрос; |
53. | Семейные традиции и реликвии Человек и общество. Семья. Семейные ценности и традиции. Родословная. Состав ление схемы родословного древа, истории семьи | 1 | 0 | 0 | 06.04.2023 | Письменный контроль; |
54. | Домашнее хозяйство Человек и общество. Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Россия и её столица на карте. Государственные символы России, символика своего региона. Москва — столица. Достопримечательности Москвы. Страницы истории Москвы. Города России. Свой регион и его столица на карте РФ. Россия — многонацио- нальное государство. Народы России, их традиции, обычаи, праздники. Родной край, его природные и культурные досто- примечательности. Значимые события истории родного края.Свой регион и его главный город на карте. Хозяйственные занятия, профессии жителей родного края. Значение труда в жизни человека и общества | 1 | 1 | 0 | 12.04.2023 | Контрольная работа; |
55. | Что такое экономика Человек и общество. Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Россия и её столица на карте. Государственные символы России, символика своего региона. Москва — столица. Достопримечательности Москвы. Страницы истории Москвы. Города России. Свой регион и его столица на карте РФ. Россия — многонацио- нальное государство. Народы России, их традиции, обычаи, праздники. Родной край, его природные и культурные досто- примечательности. Значимые события истории родного края.Свой регион и его главный город на карте. Хозяйственные занятия, профессии жителей родного края. Значение труда в жизни человека и общества | 1 | 0 | 0 | 13.04.2023 | Тестирование; |
56. | Как люди изготавливают различные изделия Человек и общество. Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Россия и её столица на карте. Государственные символы России, символика своего региона. Москва — столица. Достопримечательности Москвы. Страницы истории Москвы. Города России. Свой регион и его столица на карте РФ. Россия — многонацио- нальное государство. Народы России, их традиции, обычаи, праздники. Родной край, его природные и культурные досто- примечательности. Значимые события истории родного края.Свой регион и его главный город на карте. Хозяйственные занятия, профессии жителей родного края. Значение труда в жизни человека и общества | 1 | 0 | 0 | 19.04.2023 | Устный опрос; |
57. | Профессии: вчера, сегодня и завтра Человек и общество. Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Россия и её столица на карте. Государственные символы России, символика своего региона. Москва — столица. Достопримечательности Москвы. Страницы истории Москвы. Города России. Свой регион и его столица на карте РФ. Россия — многонацио- нальное государство. Народы России, их традиции, обычаи, праздники. Родной край, его природные и культурные досто- примечательности. Значимые события истории родного края.Свой регион и его главный город на карте. Хозяйственные занятия, профессии жителей родного края. Значение труда в жизни человека и общества | 1 | 0 | 1 | 20.04.2023 | Практическая работа; |
58. | Транспорт. Виды транспорта Человек и общество. Правила культурного поведения в общественных местах. Доброта, справедливость, честность, уважение к чужому мнению и особенностям других людей — главные правила взаимоотношений членов общества | 1 | 0 | 0 | 26.04.2023 | Устный опрос; |
59. | Наземный транспорт. Правила поведения Здоровый образ жизни: режим дня (чередование сна, учебных занятий, двигательной активности) и рациональное питание (количество приёмов пищи и рацион питания). Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Правила безопасности в школе (маршрут до школы, правила поведения на занятиях, переменах, при приёмах пищи, а также на пришкольной территории). Правила безопасного поведения пассажира наземного транспорта и метро. Номера телефонов экстренной помощи. Правила поведения при пользовании компьютером.Безопасность в Интернете (коммуникация в мессенджерах и социальных группах) в условиях контролируемого доступа в Интернет | 1 | 0 | 0 | 27.04.2023 | Письменный контроль; |
60. | Метро. Правила поведения Правила безопасной жизни. Здоровый образ жизни: режим дня (чередование сна, учебных занятий, двигательной активности) и рациональное питание (количество приёмов пищи и рацион питания). Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Правила безопасности в школе (маршрут до школы, правила поведения на занятиях, переменах, при приёмах пищи, а также на пришкольной территории). Правила безопасного поведения пассажира наземного транспорта и метро. Номера телефонов экстренной помощи. Правила поведения при пользо- вании компьютером.Безопасность в Интернете (коммуникация в мессенджерах и социальных группах) в условиях контролируемого доступа в Интернет | 1 | 0 | 0 | 03.05.2023 | Устный опрос; Письменный контроль; |
61. | Правила дорожного движения Правила безопасной жизни. Здоровый образ жизни: режим дня (чередование сна, учебных занятий, двигательной активности) и рациональное питание (количество приёмов пищи и рацион питания). Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Правила безопасности в школе (маршрут до школы, правила поведения на занятиях, переменах, при приёмах пищи, а также на пришкольной территории). Правила безопасного поведения пассажира наземного транспорта и метро. Номера телефонов экстренной помощи. Правила поведения при пользовании компьютером.Безопасность в Интернете (коммуникация в мессенджерах и социальных группах) в условиях контролируемого доступа в Интернет | 1 | 0 | 1 | 04.05.2023 | Практическая работа; |
62. | Правила здорового образа жизни Правила безопасной жизни. Здоровый образ жизни: режим дня (чередование сна, учебных занятий, двигательной активности) и рациональное питание (количество приёмов пищи и рацион питания). Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Правила безопасности в школе (маршрут до школы, правила поведения на занятиях, переменах, при приёмах пищи, а также на пришкольной территории). Правила безопасного поведения пассажира наземного транспорта и метро. Номера телефонов экстренной помощи. Правила поведения при пользовании компьютером.Безопасность в Интернете (коммуникация в мессенджерах и социальных группах) в условиях контролируемого доступа в Интернет | 1 | 1 | 0 | 10.05.2023 | Контрольная работа; |
63. | Как правильно питаться Правила безопасной жизни. Здоровый образ жизни: режим дня Здоровый образ жизни: режим дня (чередование сна, учебных занятий, двигательной активности) и рациональное питание (количество приёмов пищи и рацион питания). Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Правила безопасности в школе (маршрут до школы, правила поведения на занятиях, переменах, при приёмах пищи, а также на пришкольной территории). Правила безопасного поведения пассажира наземного транспорта и метро. Номера телефонов экстренной помощи. Правила поведения при пользо- вании компьютером.Безопасность в Интернете (коммуникация в мессенджерах и социальных группах) в условиях контролируемого доступа в Интернет | 1 | 0 | 0 | 11.05.2023 | Устный опрос; |
64. | Скоро лето! Летние изменения в живой и неживой природе Человек и природа. Многообразие растений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Связи в природе. Годовой ход изменений в жизни растения. Мир животных (фауна). Насекомые, рыбы, птицы, звери, земноводные, пресмыкающиеся: общая характеристика (особенности внешнего вида, движений, питания, размножения).Сезонная жизнь животных | 1 | 0 | 0 | 17.05.2023 | Самооценка с использованием «Оценочного листа»; |
65. | Твоя безопасность дома Правила безопасной жизни. Здоровый образ жизни: режим дня (чередование сна, учебных занятий, двигательной активности) и рациональное питание (количество приёмов пищи и рацион питания). Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Правила безопасности в школе (маршрут до школы, правила поведения на занятиях, переменах, при приёмах пищи, а также на пришкольной территории). Правила безопасного поведения пассажира наземного транспорта и метро. Номера телефонов экстренной помощи. Правила поведения при пользовании компьютером.Безопасность в Интернете (коммуникация в мессенджерах и социальных группах) в условиях контролируемого доступа в Интернет. | 1 | 0 | 0 | 18.05.2023 | Самооценка с использованием «Оценочного листа»; |
66. | Осторожно, огонь! Правила безопасной жизни. Здоровый образ жизни: режим дня (чередование сна, учебных занятий, двигательной активности) и рациональное питание (количество приёмов пищи и рацион питания). Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Правила безопасности в школе (маршрут до школы, правила поведения на занятиях, переменах, при приёмах пищи, а также на пришкольной территории). Правила безопасного поведения пассажира наземного транспорта и метро. Номера телефонов экстренной помощи. Правила поведения при пользовании компьютером.Безопасность в Интернете (коммуникация в мессенджерах и социальных группах) в условиях контролируемого доступа в Интернет | 1 | 0 | 0 | 24.05.2023 | Самооценка с использованием «Оценочного листа»; |
67. | Правила безопасного поведения у воды и в лесу Правила безопасной жизни. Здоровый образ жизни: режим дня (чередование сна, учебных занятий, двигательной активности) и рациональное питание (количество приёмов пищи и рацион питания). Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Правила безопасности в школе (маршрут до школы, правила поведения на занятиях, переменах, при приёмах пищи, а также на пришкольной территории). Правила безопасного поведения пассажира наземного транспорта и метро. Номера телефонов экстренной помощи. Правила поведения при пользовании компьютером.Безопасность в Интернете (коммуникация в мессенджерах и социальных группах) в условиях контролируемого доступа в Интернет | 1 | 0 | 0 | 25.05.2023 | Самооценка с использованием «Оценочного листа»; |
68. | Резервный урок | 1 | 0 | 0 | 30.05.2023 | Самооценка с использованием «Оценочного листа»; |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 68 | 7 | 10 | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКАОкружающий мир (в 2 частях), 2 класс /Плешаков А.А., Акционерное общество «Издательство
«Просвещение»;
Окружающий мир (в 2 частях); 2 класс /Виноградова Н.Ф.;
Общество с ограниченной ответственностью «Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ»; Акционерное общество «Издательство Просвещение»;;
А.А. Плешаков. Рабочая тетрадь к учебнику для 2 класса «Окружающий мир»- в 2 частях М. Просвещение, 2014
А.А. Плешаков. Атлас- определитель для начальных классов. М. Просвещение, 2010
А.А. Плешаков «Зеленые страницы». Книга для учащихся нач. классов. М. Просвещение,2010
Окружающий мир (в 2 частях), 2 класс /Плешаков А.А., Акционерное общество «Издательство
«Просвещение»;
Поурочные разработки 2 класс КИМ 2 класс
Окружающий мир (в 2 частях), 2 класс /Виноградова Н.Ф., Общество с ограниченной ответственностью «Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ»; Акционерное общество «Издательство Просвещение»;
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТhttps://ptici.info/ https://ptici.info/ https://www.youtube.com/watch
?v=qOap8GY4ti0 http://school-collection.edu.ru
http://nachalka.info/demo?did=1001902&lid=1005521 http://nachalka.school-club.ru/about/193/ http://www.openclass.ru/
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССАУЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Интерактивная доска. Комплекты репродукций
Учебный плакат "Живая и неживая природа" Мультимедийный компьютер.
Интерактивная доска. Комплекты репродукций