Рабочая программа по технологии для 4 класса по УМК «Начальная школа 21 века»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования «Город Архангельск» «Средняя школа № 35 имени Героя Советского Союза П.И. Галушина» |
||
Рассмотрено на заседании МО учителей начальных классов Протокол от «_____» ________________г. №___ _____________Н.А. Балашова |
Утверждаю Директор МБОУ СШ № 35 _____________ Е.А.Сидорук «____» _________________ г |
Рабочая программа
по учебному предмету
«Технология»
для 4 класса
Класс: 4 Д
Составитель: Аушева Елена Васильевна,
учитель начальных классов МБОУ СШ № 35,
первая квалификационная категория
Срок реализации программы: 2018-2019 г.г.
2018
Структура документа:
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Содержание учебного предмета
Тематическое планирование
1.Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
Создание условий для формирования следующих умений:
оценивать поступки, явления, события с точки зрения собственных ощущений, соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями;
описывать свои чувства и ощущения от наблюдаемых явлений, событий, изделий декоративно-прикладного характера, уважительно относиться к результатам труда мастеров;
принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним;
опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла;
понимать необходимость бережного отношения к результатам труда людей; уважать людей труда.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;
с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное от неизвестного;
совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;
самостоятельно выполнять пробные поисковые действия (упражнения), отбирать оптимальное решение проблемы (задачи);
предлагать конструкторско-технологические решения и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий из числа освоенных;
самостоятельно отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;
выполнять задание по коллективно составленному плану, сверять с ним свои действия;
осуществлять текущий и итоговый контроль выполненной работы, уметь проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки.
Познавательные универсальные учебные действия
Искать и отбирать необходимую информацию для решения учебной задачи в учебнике, энциклопедиях, справочниках, в сети Интернет;
приобретать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты и явления; определять причинно-следственные связи изучаемых явлений, событий, использовать её для выполнения предлагаемых и жизненных задач;
делать выводы на основе обобщения полученных знаний и освоенных умений.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Формулировать свои мысли с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций;
высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновывать и аргументировать;
слушать других, уважительно относиться к мнениям, пытаться договариваться;
сотрудничать, выполняя различные роли в группе, при совместном решении проблемы (задачи).
Предметные результаты
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание.
Знать на уровне представлений:
о творчестве и творческих профессиях, мировых достижениях в области техники и искусства (в рамках изученного), о наиболее значимых производствах;
об основных правилах дизайна и их учёте конструировании изделий (единство формы, функции и декора; стилевая гармония);
о правилах безопасного пользования бытовыми приборами.
Уметь:
организовать и выполнять свою художественно-практическую деятельность в соответствии с собственным замыслом;
использовать знания и умения, приобретённые в ходе изучения технологии, изобразительного искусства и других учебных предметов, в собственной творческой деятельности;
бережно относиться и защищать природу и материальный мир;
безопасно пользоваться бытовыми приборами (розетками, электрочайником, компьютером);
выполнять простой ремонт одежды (пришивать пуговицы, сшивать разрывы по шву).
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.
Знать:
названия и свойства, наиболее распространённых искусственных и синтетических материалов (бумаги, металлов, тканей);
последовательность чтения и выполнения разметки развёрток с помощью контрольно-измерительных инструментов;
основные линии чертежа (осевая и центровая);
правила безопасной работы канцелярским ножом;
петельную строчку, её варианты, их назначение;
названия нескольких видов информационных технологий и соответствующих способов передачи информации (из реального окружения учащихся).
Иметь представления:
о дизайне, его месте и роли в современной проектной деятельности;
об основных условиях дизайна – единстве пользы, удобства и красоты;
о композиции изделий декоративно-прикладного искусства в создании изделий;
стилизация природных форм в технике, архитектуре и др.;
художественных техниках (в рамках изученного).
Уметь самостоятельно:
читать простейший чертёж (эскиз) развёрток;
выполнять разметку развёрток с помощью чертёжных инструментов;
подбирать и обосновывать наиболее рациональные технологические приёмы изготовления изделий;
выполнять рицовку;
оформлять изделия и соединять детали петельной строчкой и её вариантами;
находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из сети Интернет).
Конструирование и моделирование.
Знать:
простейшие способы достижения прочности конструкций.
Уметь:
конструировать и моделировать изделия из разных материалов по заданным декоративно-художественным условиям;
изменять конструкцию изделия по заданным условиям;
выбирать способ соединения и соединительный материал в зависимости от требований конструкции.
Использование информационных технологий (практика работы на компьютере).
Иметь представление:
об использовании компьютеров в различных сферах жизни и деятельности человека.
Знать:
названия и основное назначение частей компьютера (с которыми работали на уроках).
Уметь с помощью учителя:
создавать небольшие тексты и печатные публикации с использованием изображений на экране компьютера;
оформлять текст (выбор шрифта, его размера и цвета, выравнивание абзаца);
работать с доступной информацией;
работать в программах Word, Power Point.
2. Содержание учебного предмета
Содержание курса рассматривается, прежде всего, как средство развития социально значимых личностных качеств каждого ребёнка, формирования элементарных технико-технологических умений, основ проектной деятельности. Сквозная идея содержания – внутреннее стремление человека к познанию мира, реализации своих жизненных и эстетических потребностей. Технология представлена как способ реализации жизненно важных потребностей людей, расширения и обогащения этих потребностей; влияние научных открытий (в частности, в области физики) на технический прогресс и технических изобретений на развитие наук (например, изобретение микроскопа и телескопа), повседневную жизнь людей, общественное сознание, отношение к природе. Особый акцент – на результаты научно-технической деятельности человека (главным образом в XX - начале XXI в.) и на состояние окружающей среды, т.е. на проблемы экологии. История развития материальной культуры перекликается с историей развития духовной культуры, которая в своей практической составляющей также по-своему технологична.
Содержание курса целенаправленно отобрано, структурировано по двум основным содержательным линиям.
1.Основы технико-технологических знаний и умений, технологической культуры.
Линия включает информационно-познавательную и практическую части и построена в основном по концентрическому принципу. В начальной школе осваиваются элементарные знания и умения по технологии обработки материалов (технологические операции и приёмы разметки, разделения заготовки на части, формообразования, сборки, отделки), использованию техники в жизнедеятельности человека и т.п. Даются представления об информации и информационных технологиях, энергии и способах её получения и использовании, об организации труда, мире профессий и т.п.
Концентричность в изучении материала достигается тем, что элементы технологических знаний и умений изучаются по принципу укрупнения содержательных единиц, каковыми являются, прежде всего, технологические операции, приёмы и процессы, а также связанные с ними вопросы экономики и организации производства, общей культуры труда. От класса к классу школьники расширяют круг ранее изученных общетехнологических знаний, осваивая новые приёмы, инструменты, материалы, виды труда.
2. Из истории технологии.
Линия отражает познавательную часть курса, имеет культурологическую направленность.
Материал построен по линейному принципу и раскрывает общие закономерности и отдельные этапы практического (деятельностного) освоения человеком окружающего мира, сознания культурной среды. Отражены некоторые страницы истории человечества – от стихийного удовлетворения насущных жизненных потребностей древнего человека к зарождению социальных отношений, нашедших своё отражение в целенаправленном освоении окружающего мира и создании материальной культуры. Содержание линии раскрывает учащимся на уровне общих представлений закономерностей зарождения ремёсел (разделение труда), создания механизмов, использующих силу природных стихий (повышение производительности труда), изобретения парового двигателя и связанного с этим начала технической революции. Даётся также представление о некоторых великих изобретениях человечества, породивших науки или способствовавших их развитию, о современном техническом прогрессе, его положительном и негативном влиянии на окружающую среду, особенно в экологическом плане. При этом центром внимания является человек, в первую очередь как человек-создатель – думающий, творящий, стремящийся удовлетворять свои материальные и духовно-эстетические потребности и при этом рождающий красоту.
Особенности представления материала:
исторические события, явления, объекты изучаются в их связи с реальной окружающей детей средой;
преобладающая деятельность человека рассматривается в единстве и взаимосвязи с миром природы; раскрывается их взаимовлияние, как положительное, так и отрицательное, в том числе обсуждаются проблемы экологии;
показано, что технологии практических работ из века в век остаются почти неизменными, особенно ручных, ремесленнических (разметка, вырезание, соединение деталей, отделка изделия);
осуществляется знакомство с основными движущимися силами прогресса, в том числе рассматриваются причины и закономерности разделения труда, необходимость повышения производительности труда, этапы развития техники в помощь человеку и т.д.;
подчёркивается, что творческая деятельность – естественная, сущностная потребность человека в познании мира и самореализации – проявляется, в частности, в изобретательстве, стимулирующем развитие производства или наук (физики, химии, астрономии, биологии, медицины).
Обе линии взаимосвязаны, что позволяет существенно расширить образовательные возможности предмета, приблизить его к окружающему миру ребёнка в той его части, где человек взаимодействует с техникой, предметами быта, материальными продуктами духовной культуры, и представить освоение этого мира как непрерывный процесс в его историческом развитии.
В программе эти содержательные линии представлены четырьмя разделами:
1.Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания.
2.Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.
3.Конструирование и моделирование.
4.Использование информационных технологий (практика работы на компьютере).
Национальные и региональные традиции реализуются через наполнение познавательной части курса и практических работ содержанием, которое отражает краеведческую направленность. Это могут быть реальные исторические объекты (сооружение) и изделия, по тематике связанные с ремёслами и промыслами народов, населяющих регион.
4-й класс
(1 час в неделю, всего – 34 ч)
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание (14 часов).
Преобразовательная деятельность человека в XX – начале XXI века. Научно-технический прогресс: главные открытия, изобретения, современные технологии (промышленные, информационные и др.), их положительное и отрицательное влияние на человека, его жизнедеятельность и на природу Земли в целом. Угроза экологической катастрофы и роль разума человека и её предотвращения.
Сферы использования электричества, природных энергоносителей (газа, нефти) в промышленности и быту.
Общие представления об авиации и космосе, энергии и энергетике, информационно-компьютерных технологиях.
Самые яркие изобретения начала XX века (в обзорном порядке). Начало XXI века – использование компьютерных технологий во всех областях жизни человека. Влияние современных технологий и преобразующей деятельности человека на окружающую среду. Причины и пути предотвращения экологических и техногенных катастроф.
Дизайн-анализ (анализ конструкторских, технологических и художественных особенностей изделия). Распределение времени при выполнении проекта.
Коллективные проекты.
Самообслуживание: пришивание пуговиц, сшивание разрывов по шву. Правила безопасного пользования бытовыми приборами.
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (8 часов).
Изобретение и использование синтетических материалов с определёнными заданными свойствами в различных отраслях и профессиях.
Нефть как универсальное сырьё. Материалы, получаемые из нефти (пластмасса, стеклоткань, пенопласт и др.). Подбор материалов и инструментов в соответствии с замыслом. Синтетические материалы – полимеры (пластик, поролон). Их происхождение, свойства.
Влияние современных технологий и преобразующей деятельности человека на окружающую среду. Комбинирование технологий обработки разных материалов и художественных технологий.
Дизайн (производственный, жилищный, ландшафтный и др.). Его роль и место в современной проектной деятельности. Основные условия дизайна – единство пользы, удобства и красоты. Дизайн одежды в зависимости от её назначения, моды, времени. Элементы конструирования моделей, отделка петельной строчкой и её варианты (тамбур, петля вприкреп, ёлочки и др.), крестообразной строчкой. Дизайн и маркетинг.
Конструирование и моделирование (5 часов).
Поиск оптимальных и доступных новых решений конструкторско-технологических проблем на основе элементов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач).
Техника XX – начала XXI века. Её современное назначение (удовлетворение бытовых, профессиональных, личных потребностей, исследование опасных и труднодоступных мест на земле и в космосе и др.). Современные требования к техническим устройствам (экологичность, безопасность, эргономичность и др.).
Использование информационных технологий (практика работы на компьютере) (7 часов).
Современный информационный мир. Использование компьютерных технологий в разных сферах жизнедеятельности человека. Персональный компьютер (ПК) и дополнительные приспособления (принтер, сканер, колонки и др.). Знакомство с текстовым редактором. Поиск информации в компьютере и Интернете. Работа с простейшими информационными объектами (тексты, рисунки): создание, преобразование, сохранение, удаление, печать (вывод на принтер). Программа Word, Power Point.
3. Тематическое планирование
№ урока |
Дата |
Тема урока |
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание (14 ч) |
||
I ч. 1 |
Рукотворный мир как результат труда человека. Человек — творец и созидатель, создатель духовно-культурной и материальной среды. |
|
2 |
Рукотворный мир как результат труда человека. Технические достижения ХХ — начала ХХI в. |
|
3 |
Трудовая деятельность в жизни человека. Основы культуры труда. Человек — созидатель, изобретатель. |
|
4 |
Трудовая деятельность в жизни человека. Основы культуры труда. Профессии ХХ в. Современные профессии. Р.С. Экскурсия на современное предприятие города. |
|
5 |
Природа в художественно-практической деятельности человека. Гармония предметного мира и природы, её отражение в народном быту и творчестве. Беседа: «Соломенная скульптура». Девочка (лошадка) из соломы. |
|
6 |
Природа в художественно-практической деятельности человека. Использование форм и образов природы в создании предметной среды (в лепке, аппликации, мозаике и пр.). Групповой технологический проект «Аппликация из сухих чешуек лука и чеснока» |
|
7 |
Природа и техническая среда. Человек — наблюдатель и изобретатель. Выражение связи человека и природы |
|
8 |
Природа и техническая среда. Машины и механизмы — помощники человека. |
|
9 |
Природа и техническая среда. Человек в информационной среде |
|
II ч. 10 |
Природа и техническая среда. Дизайн в художественной и технической деятельности человека |
|
11 |
Дом и семья. Самообслуживание. Декоративное оформление культурно-бытовой среды. Р.С. «Северная изба - двор». Разработка коллективного технологического проекта «Макет северной деревни». |
|
12 |
Дом и семья. Самообслуживание. Самообслуживание: пришивание пуговиц, сшивание разрывов по шву. |
|
13 |
Дом и семья. Самообслуживание. Правила безопасного пользования бытовыми приборами, хозяйственно-практическая помощь взрослым. |
|
14 |
Дом и семья. Самообслуживание. Мир растения (уход за растениями, размножение луковицами и клубнями, пересадка, перевалка) |
|
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (8 ч). |
||
15 |
Материалы, их свойства, происхождение и использование человеком. Природное сырьё. Нефть как универсальное сырьё. Экскурсия в кабинет химии. |
|
16 |
Инструменты и приспособления для обработки материалов. Бережное использование и экономное расходование материалов. Игрушка из поролона. Слоник. |
|
III ч. 17 |
Общее представление о технологическом процессе: об устройстве и назначении изделий, подборе материалов и инструментов. Что такое вторичное сырьё. Проблемы экологии. Игрушка из футляра от шоколадных яиц. Лесовичок. |
|
18 |
Общее представление о технологическом процессе: последовательности практических действий и технологических операций. Социальный проект «Ведёрко и совок для песка из пластиковых бутылок для малышей детского сада» |
|
19 |
Технологические операции ручной обработки материалов (изготовления изделий из бумаги, картона, ткани и др.). Инструменты для обработки вторсырья – канцелярский нож, ножницы. Правила безопасной работы. Изготовление резака из стаканчика от йогурта. |
|
20 |
Технологические операции ручной обработки материалов (изготовления изделий из бумаги, картона, ткани и др.) Техника многослойного процарапывания (сграффито).Панно. |
|
21 |
Графические изображения в технике и технологии: сложные объёмные конструкции и их развёртки. Чтение развёрток. |
|
22 |
Графические изображения в технике и технологии: разметка с опорой на доступные графические изображения. |
|
Конструирование и моделирование (5 ч) |
||
23 |
Изделие и его конструкция. |
|
24 |
Элементарные представления о конструкции: разъёмная, неразъёмная, соединение подвижное и неподвижное. |
|
25 |
Конструирование и моделирование несложных объектов декоративного назначения. Складывание по кривой линии. Лебедь. |
|
26 |
Конструирование и моделирование несложных объектов культурно-бытового назначения. Дизайн упаковки. |
|
IV ч. 27 |
Конструирование и моделирование несложных объектов технического назначения. Рамка для художественных работ. |
|
Использование информационных технологий (7 ч) |
||
28 |
Компьютерное письмо. Программа Word. Правила клавиатурного письма. |
|
29 |
Компьютерное письмо. Создание небольших текстов и печатных публикаций с использованием изображений на экране компьютера. |
|
30 |
Компьютерное письмо. Оформление текста (выбор шрифта, его размера и цвета, выравнивание абзаца). |
|
31 |
Промежуточная аттестация. Итоговая контрольная работа. |
|
32 |
Создание презентаций. Программа Power Point. Создание презентаций по готовым шаблонам. |
|
33 |
Создание презентаций. Набор текста в разных форматах. РС «Север – лесной чародей» - коллективно-групповое создание презентации |
|
34 |
Создание презентаций. Вставка рисунков из компьютерной базы, фотографий. Корректировка их размеров и местоположения на странице. |
Приложение
Реализация практической части программы
Региональное содержание
№ урока |
Тема |
4 |
Экскурсия на современное предприятие города. |
11 |
«Северная изба - двор». Разработка коллективного технологического проекта «Макет северной деревни». |
33 |
«Север – лесной чародей» - коллективно-групповое создание презентации |
Итого-3 ч |
Экскурсии
№ урока |
Тема |
4 |
Экскурсия на современное предприятие города. |
Итого-1 ч |
Контрольная работа
№ урока |
Тема |
31 |
Промежуточная аттестация. Итоговая контрольная работа. |
Итого – 1 ч |