12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ковалева Галина Валентиновна155306
Педагогический стаж работы 40 лет.
Россия, Воронежская обл., Нововоронеж
Материал размещён в группе «Учительские династии»
10

Рабочая программа по ОПД «Роль женщины в географических открытиях и исследованиях»

«Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4

городского округа город Нововоронеж»



УТВЕРЖДЕНО
на заседании методического совета

протокол № 1от  « 31 » августа 20___ г.

Зам. директора по НМР


___________ Преснякова М.М.

подпись Ф.И.О. директора школы


« 31 » августа 20___ г.








Рабочая программа

По основам проектной деятельности


«Роль женщины в географических

открытиях и исследованиях»



Ступень обучения (класс): 5 А Б В Г Д среднее общее образование


Количество часов: 8,5


Авторская программа учителя географии Ковалевой Галины Валентиновны



г. Нововоронеж

20__ - 20__ учебный год






Пояснительная записка

Общие положения

1. Настоящее положение составлено на основе основной образовательной программы основного общего образования, ФГОС ООО.

2. Проект представляет собой учебный проект, выполняемый учащимся в рамках одного учебного предмета (география).

3. Защита проекта является одной из обязательных составляющих материалов системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений.

Цель работы: на основе изученной литературы показать роль женщины в расширении знаний о Земле.

Задачи работы:

- провести теоретический анализ литературы по теме исследования;

- обработать и систематизировать информацию о женщинах - путешественницах;

- составить мини - энциклопедию «Женщины – путешественницы».

Объект исследования: географические открытия.

Предмет исследования: личности женщин – географов.

Гипотеза: изучение литературы по теме исследования и определение роли женщин в географических открытиях и исследованиях будет способствовать расширению знаний о Земле.

Актуальность: в исторических источниках, современной литературе, учебниках географии достаточно мало освещена роль женщины – путешественницы, женщины – географа в расширении знаний о Земле, исследованиях и открытиях.

Новизна работы: темой исследования до меня никто не интересовался. Известны отдельные статьи в разрозненных сборниках, журналах, публикациях, интернете. Это первая попытка показать значимые открытия и достижения по освоению мира, сделанные женщинами, в одной работе.

Практическая ценность работы: работа по заданной проблеме поможет обучающимся лучше понять историю географических открытий, совершенных женщинами – путешественницами. Материалы исследования можно использовать для подготовки докладов и рефератов к урокам географии, элективным курсам и внеклассным мероприятиям.

Методы исследования:

- работа с литературой по теме;

- изучение архивов, работа с различными историческими источниками;

- анализ источников;

- систематизация материалов исследования.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованной литературы и приложения.

При работе над комплексным проектом, предусматривается распределение тем, где каждый класс работает над одной своей темой (проектом).

5А – «Женщина – путешественница в библии»;

5Б – «Женщина – путешественница в фольклоре» и «Сказочные путешественницы»;

5В – «Женщины – путешественницы 18 века»;

5Г – «Женщины – путешественницы 19 века»;

5Д - «Женщины – путешественницы 20 века».

Важнейшие личностные результаты обучения ОПД является: формирование всесторонне образованной, развитой личности, обладающей системой мировоззренческих взглядов, ценностных ориентиров, идейно-нравственных, культурных и этических норм поведения.

Уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов.

Метапредметными результатами изучения курса ОПД является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

способность к самостоятельному приобретению новых знаний, умений и навыков;

умение управлять своей познавательной деятельностью, организовывать её, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Средством формирования регулятивных УУД служат: технология проблемного диалога при изучении нового материала и технология оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД:

формирование и развитие посредством ОПД знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты, понятия, явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. Строить логически грамотные утверждения, включающее установление причинно-следственных связей. Составлять тезисы, различные виды планов. Уметь определять возможные источники информации, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков. Переводить информацию из одного вида в другой.

Коммуникативные УУД:

отстаивание своей точки зрения, представление аргументов, подтверждающих их фактов.

понимание позиции другого в дискуссии.

Предметными результатами изучения курса ОПД являются следующие умения:

понимать роль различных источников информации;

выделять, описывать и объяснять существенные признаки географическихоткрытий.

определять причинно-следственные связи при анализе полученной информации;

находить в различных источниках и анализировать информацию по теме «Роль женщины в географических открытиях и исследованиях»;

составлять описания на основе анализа разнообразных источников информации;

работать со статистическими данными.


Место ОПД (основам проектной деятельности) в учебном плане

Курс рассчитан на 34 учебных часов. Он изучается на этапе основного общего образования во всех 5 классах, из расчета 1 учебный час в неделю. На каждый класс приходится по 8,5 часов.


Тематический план курса

п/п

Название темы

Колич. часов

Форма проведения

1

Подготовка к проекту

1

Определение целей, задач.

Образование групп.

2

Выполнение задач проекта


2

Сбор и обработка материалов проекта

3

Обсуждение промежуточных результатов


2

Представление первичной проектной работы.

4

Оформление результатов работы


2

Работа над проектом в ворде.

Создание книги.

Оформление презентации.

5

Защита проекта

0,5

Презентация

6

Обсуждение результатов защиты проекта.

Рефлексия

1


Подведение итогов

7

Итого:

8,5




Последовательность работы над проектом

Стадия работы над проектом

Содержание работы

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Подготовка

Определение темы и целей проекта, его исходного положения. Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся.

Подбор рабочей группы Обсуждают тему проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию

Помогает в определении цели проекта. Наблюдает за работой учеников.

Планирование

1. Определение источников необходимой информации.

2. Определение способов сбора и анализа информации.

3. Определение способа представления результатов (формы проекта)

4. Установление процедур и критериев оценки результатов проекта.

Формируют задачи проекта. Вырабатывают план действий. Выбирают и обосновывают свои критерии успеха проектной деятельности.

Предлагает идеи, высказывает предположения. Наблюдает за работой учащихся.

Исследование

1.Сбор и уточнение информации (основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.п.) 2. Выявление («мозговой штурм») и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта.

3.Выбор оптимального варианта хода проекта. 4.Поэтапное выполнение исследовательских задач проекта

Поэтапно выполняют задачи проекта

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью учащихся

Выводы

Анализ информации. Формулирование выводов

Выполняют исследование и работают над проектом, анализируя информацию. Оформляют проект

Наблюдает, советует (по просьбе учащихся)

Представление (защита) проекта и оценка его результатов

Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов (возможные формы отчета: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет).

Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач)

Представляют проект, участвуют в его коллективном самоанализе и оценке.

Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника. При необходимости направляет процесс анализа. Оценивает усилия учащихся, качество отчета, креативность, качество использования источников, потенциал продолжения проекта


ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ:


1. Английские женщины-путешественницы второй половины XIX века. http://www.istorya.ru/referat/referat2/76107.php.

2. Женщины - путешественницы. От … до XX века. http://gaba.su/Pages/Publication_723.html/

3. Женщины – путешественницы. http://mir-chudes.narod.ru/2004_nov-dec/womens.htm.

4. Знаменитые женщины – путешественницы. http://www.t2t.ru/blog/t2tru/znamenitye-zhenshchiny-puteshestvennitsy.

5. Ган, Б. Мэри Кингсли / Б. Ган // Караван историй. - № 11. – С. 223-243.

6. Федоров, В. Опять скрипит потертое седло, или Сафари вдоль Африки. / В. Федоров // Эхо планеты. – 2006. - № 15/16. – С. 28-29.

7. Миронов, К. С. Женщины – путешественницы / К. С. Миронов // География в школе. – 2007. - № 5. - 75 с.

Календарно-тематическое планирование ​​​​​​​

«Роль женщины в географических

открытиях и исследованиях» (5 класс)


КТП «Роль женщины в географических открытиях и исследования
DOCX / 21.05 Кб



Опубликовано в группе «Учительские династии»


Комментарии (4)

Ковалева Галина Валентиновна, 07.06.21 в 21:17 1Ответить Пожаловаться
Елена Владимировна, мне приятно, что вам понравилась тема проектной деятельности!
Мустакаева Гульнур Рашидовна, 07.06.21 в 20:59 2Ответить Пожаловаться
Спасибо.Очень ценный ресурс.
Ковалева Галина Валентиновна, 07.06.21 в 21:18 1Ответить Пожаловаться
Благодарю за высокую оценку!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.