Рабочая программа по ОПД «Роль женщины в географических открытиях и исследованиях» (5–7 класс)
«Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4
городского округа город Нововоронеж»
| ||||||||
Рабочая программа
По основам проектной деятельности |
«Роль женщины в географических открытиях и исследованиях» |
Ступень обучения (класс): 5 А Б В Г Д среднее общее образование |
Количество часов: 8,5 |
Авторская программа учителя географии Ковалевой Галины Валентиновны |
г. Нововоронеж
20__ - 20__ учебный год
Пояснительная записка
Общие положения
1. Настоящее положение составлено на основе основной образовательной программы основного общего образования, ФГОС ООО.
2. Проект представляет собой учебный проект, выполняемый учащимся в рамках одного учебного предмета (география).
3. Защита проекта является одной из обязательных составляющих материалов системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений.
Цель работы: на основе изученной литературы показать роль женщины в расширении знаний о Земле.
Задачи работы:
- провести теоретический анализ литературы по теме исследования;
- обработать и систематизировать информацию о женщинах - путешественницах;
- составить мини - энциклопедию «Женщины – путешественницы».
Объект исследования: географические открытия.
Предмет исследования: личности женщин – географов.
Гипотеза: изучение литературы по теме исследования и определение роли женщин в географических открытиях и исследованиях будет способствовать расширению знаний о Земле.
Актуальность: в исторических источниках, современной литературе, учебниках географии достаточно мало освещена роль женщины – путешественницы, женщины – географа в расширении знаний о Земле, исследованиях и открытиях.
Новизна работы: темой исследования до меня никто не интересовался. Известны отдельные статьи в разрозненных сборниках, журналах, публикациях, интернете. Это первая попытка показать значимые открытия и достижения по освоению мира, сделанные женщинами, в одной работе.
Практическая ценность работы: работа по заданной проблеме поможет обучающимся лучше понять историю географических открытий, совершенных женщинами – путешественницами. Материалы исследования можно использовать для подготовки докладов и рефератов к урокам географии, элективным курсам и внеклассным мероприятиям.
Методы исследования:
- работа с литературой по теме;
- изучение архивов, работа с различными историческими источниками;
- анализ источников;
- систематизация материалов исследования.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованной литературы и приложения.
При работе над комплексным проектом, предусматривается распределение тем, где каждый класс работает над одной своей темой (проектом).
5А – «Женщина – путешественница в библии»;
5Б – «Женщина – путешественница в фольклоре» и «Сказочные путешественницы»;
5В – «Женщины – путешественницы 18 века»;
5Г – «Женщины – путешественницы 19 века»;
5Д - «Женщины – путешественницы 20 века».
Важнейшие личностные результаты обучения ОПД является: формирование всесторонне образованной, развитой личности, обладающей системой мировоззренческих взглядов, ценностных ориентиров, идейно-нравственных, культурных и этических норм поведения.
Уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов.
Метапредметными результатами изучения курса ОПД является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– способность к самостоятельному приобретению новых знаний, умений и навыков;
– умение управлять своей познавательной деятельностью, организовывать её, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
– умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Средством формирования регулятивных УУД служат: технология проблемного диалога при изучении нового материала и технология оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД:
– формирование и развитие посредством ОПД знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
– умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты, понятия, явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. Строить логически грамотные утверждения, включающее установление причинно-следственных связей. Составлять тезисы, различные виды планов. Уметь определять возможные источники информации, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков. Переводить информацию из одного вида в другой.
Коммуникативные УУД:
– отстаивание своей точки зрения, представление аргументов, подтверждающих их фактов.
– понимание позиции другого в дискуссии.
Предметными результатами изучения курса ОПД являются следующие умения:
– понимать роль различных источников информации;
– выделять, описывать и объяснять существенные признаки географическихоткрытий.
– определять причинно-следственные связи при анализе полученной информации;
– находить в различных источниках и анализировать информацию по теме «Роль женщины в географических открытиях и исследованиях»;
– составлять описания на основе анализа разнообразных источников информации;
– работать со статистическими данными.
Место ОПД (основам проектной деятельности) в учебном плане
Курс рассчитан на 34 учебных часов. Он изучается на этапе основного общего образования во всех 5 классах, из расчета 1 учебный час в неделю. На каждый класс приходится по 8,5 часов.
Тематический план курса
№ п/п | Название темы | Колич. часов | Форма проведения |
1 | Подготовка к проекту | 1 | Определение целей, задач. Образование групп. |
2 | Выполнение задач проекта | 2 | Сбор и обработка материалов проекта |
3 | Обсуждение промежуточных результатов | 2 | Представление первичной проектной работы. |
4 | Оформление результатов работы | 2 | Работа над проектом в ворде. Создание книги. Оформление презентации. |
5 | Защита проекта | 0,5 | Презентация |
6 | Обсуждение результатов защиты проекта. Рефлексия | 1 | Подведение итогов |
7 | Итого: | 8,5 |
Последовательность работы над проектом
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ:
1. Английские женщины-путешественницы второй половины XIX века. http://www.istorya.ru/referat/referat2/76107.php.
2. Женщины - путешественницы. От … до XX века. http://gaba.su/Pages/Publication_723.html/
3. Женщины – путешественницы. http://mir-chudes.narod.ru/2004_nov-dec/womens.htm.
4. Знаменитые женщины – путешественницы. http://www.t2t.ru/blog/t2tru/znamenitye-zhenshchiny-puteshestvennitsy.
5. Ган, Б. Мэри Кингсли / Б. Ган // Караван историй. - № 11. – С. 223-243.
6. Федоров, В. Опять скрипит потертое седло, или Сафари вдоль Африки. / В. Федоров // Эхо планеты. – 2006. - № 15/16. – С. 28-29.
7. Миронов, К. С. Женщины – путешественницы / К. С. Миронов // География в школе. – 2007. - № 5. - 75 с.
Календарно-тематическое планирование
«Роль женщины в географических
открытиях и исследованиях» (5 класс)
КТП «Роль женщины в географических открытиях и исследования
DOCX / 21.05 Кб
Бурых Елена Владимировна
Ковалева Галина Валентиновна
Мустакаева Гульнур Рашидовна
Ковалева Галина Валентиновна