Рабочая программа по праву (10-11 класс, УМК: Певцова Е.А.)
Предмет:
Класс: УМК: Количество часов: |
Право 10-11 Певцова Е.А. 138 |
Пояснительная записка
Рабочая программа по праву составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и примерной программы среднего (полного) общего образования по праву.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, уточняет распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся, определяет минимальный набор практических работ, выполняемых учащимися.
Структура документа
Рабочая программа включает разделы: пояснительная записка; учебно-методическое сопровождение курса, требования к уровню подготовки выпускников, основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса; учебно-тематический план, календарно-тематический план, контрольно-измерительные материалы.
Общая характеристика учебного предмета
«Право» как профильный учебный предмет старшей школы базируется на правовом содержании основной школы и предусматривает (с учетом принципов последовательности и преемственности) дальнейшее познание основ юриспруденции, усвоение правовых норм поведения, формирование правовой культуры и правовой компетентности личности.
Профильное правовое образование в старшей школе обеспечивает углубленное изучение права, создает условия реализации индивидуальных образовательных программ по интересам. Правовое профильное обучение в старшей школе более полно учитывает интересы, склонности и способности учащихся, создавая условия для образования старшеклассников в соответствии с их интересами к будущей профессиональной деятельности и намерениями в отношении продолжения образования. Профильное правовое обучение направлено на реализацию личностно ориентированного учебного процесса.
Правовая информация, представленная в содержании примерной программы, расширяет возможности правовой социализации учащихся, обеспечивает преемственность между общим и юридическим профессиональным образованием, позволяет более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.
«Право» как учебный предмет на профильном уровне обеспечивает углубленное изучение основ юриспруденции в соответствии с современными требованиями высших учебных заведений в части оценки уровня подготовки выпускников; знакомит с современным профессиональным юридическим образованием, основными юридическими профессиями, особенностями профессиональной юридической деятельности, что позволит выпускнику осознанно и целенаправленно выбрать профессию и специальность в будущем; изучить современные научные подходы к решению актуальных вопросов правоведения и государствоведения, в том числе в отношении характера эволюции основных общественных институтов, а также принять участие в осуществлении исследовательской, проектной и иной творческой деятельности. Учебный предмет «Право» на профильном уровне позволяет изучить не только ведущие нормы национального законодательства, но и важные правила и проблемы международного права.
Курс «Право и экономика» адресован учащимся 11-х классов. Цель его — сообщить старшеклассникам систему знаний о роли права в условиях рыночной экономики. Этот курс предназначен для тех учащихся, которые готовы серьезно изучать право как полноценный предмет, на достаточно высоком содержательно-методическом уровне, точно так же, как в школе принято изучать математику, физику, биологию, родной язык и др. Это прежде всего учащиеся профильных средних учебных заведений гуманитарного направления (право, экономика, политология, экология и т. д.) и учащиеся средних специальных учебных заведений. Однако работа по данному курсу вполне доступна и старшеклассникам общеобразовательных школ, особенно если они уже получили первоначальные базовые знания права (в пределах программ основной школы).
Основные содержательные линии примерной образовательной программы курса права для 10-11 классов общеобразовательной школы (профильный уровень) отражают ведущие и социально значимые проблемы юридической науки и практики, педагогически адаптированные к системе образования школьников. К ним относятся:
проблемы взаимоотношений права и государства;
система и структура права;
правотворчество и правоприменение;
правоотношения;
правонарушения и юридическая ответственность;
право и личность;
основные правовые системы современности;
конституционное право;
гражданское право;
семейное право;
трудовое право;
административное право;
уголовное право;
экологическое право;
международное право;
правосудие;
юридическое образование.
В старшей школе право, будучи важным компонентом социально-гуманитарного образования личности, относится к числу приоритетных дисциплин, обеспечивающих возможности правовой социализации подростков. Правовое образование направлено на создание условий для развития гражданско-правовой активности, ответственности, правосознания обучающихся, дальнейшее освоение основ правовой грамотности и правовой культуры, навыков правового поведения, необходимых для эффективного выполнения выпускниками основных социальных ролей в обществе (гражданина, налогоплательщика, избирателя, члена семьи, собственника, потребителя, работника). «Право» как профильный учебный предмет создает основу для становления социально-правовой компетентности обучающихся, в нем акцентируется внимание на проблемах реализации и применения права в различных правовых ситуациях, а также осознанного выбора модели получения образования в будущем.
Цели
Изучение права в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:
развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы; содействие развитию профессиональных склонностей;
воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства, дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым ценностям и институтам, правопорядку;
освоение системы знаний о праве как науке, о принципах, нормах и институтах права, необходимых для ориентации в российском и мировом нормативно-правовом материале, эффективной реализации прав и законных интересов; ознакомление с содержанием профессиональной юридической деятельности и основными юридическими профессиями;
овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности для решения практических задач в социально-правовой сфере, продолжения обучения в системе профессионального образования;
формирование способности и готовности к сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом, в том числе к оценке явлений и событий с точки зрения соответствия закону, к самостоятельному принятию решений, правомерной реализации гражданской позиции и несению ответственности
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Профильное обучение праву формирует целостный комплекс общеучебных умений и навыков, позволяющих школьникам овладеть важными способами деятельности. Изучение права на профильном уровне в старшей школе позволяет познакомиться со спецификой профессиональной юридической деятельности адвоката, судьи, прокурора, нотариуса, следователя, юрисконсульта; обеспечивает приобретение умений самостоятельного поиска, анализа и использования правовой информации; формирует умения сравнительного анализа правовых понятий и норм; объяснения смысла конкретных норм права, характеристики содержания текстов нормативных актов; позволяет оценить общественные события и явления, действия людей с точки зрения их соответствия законодательству; позволяет выработать доказательную аргументацию собственной позиции в конкретных правовых ситуациях с использованием норм права.
Школьники приобретают навыки использования норм права при решении учебных и практических задач; осуществлении исследований по правовым темам в учебных целях; представлении результатов самостоятельного учебного исследования, ведении дискуссии. В результате обучения выпускники могут самостоятельно составлять отдельные виды юридических документов; анализировать собственные профессиональные склонности, способы их развития и реализации, что формирует готовность и мотивацию на дальнейшее юридическое обучение в вузе.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КУРСА.
Литература для учащихся:
Певцова Е.А. Право: Основы правовой культуры: Учебники для 10-11 классов. Базовый и профильный уровни: В 2 ч.-М.: « Русское слово - РС», 20012.
Справочно-правовая система «Консультант-плюс».
Ю. А. Кожин Практикум по праву К учебнику Е.А. Певцовой. «Право. Основы правовой культуры». Для 10 класса общеобразовательных учреждений М.: «РС», 2007.
Литература для учителя:
Основные кодексы и законы РФ («Российская газета» - архив).
Электронное издание «Экономика и право. 9-11 классы», серия « 1с: Школа», - М.: Дрофа, ВИТА-Пресс, 2004
Бабленкова И.И., Акимов В.В., Сурова Е.А. Обществознание: учебное пособие для поступающих в вузы.- М.: Эксмо,2006.-352с.
Клименко С.В., Чичерин А.Л. Основы государства и права: Пособие для поступающих в юридические ВУЗы.- М., 2004
Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. – М.,1997
Кашанин А.В. Кашанина Т.В "Основы права 2. Учебник для 10-11 классов. Базовый уровень образования. – М.: Вита-Пресс, 2005.
Кашанин А.В. Кашанина Т.В. Методическое пособие по курсу "Основы права": Базовый уровень образования. – М.: Вита-Пресс, 2005.
Основы права: хрестоматия для 10-11 классов общеобразовательных учреждений: Базовый уровень образования/Составители Кашанин А.В. Кашанина Т.В. – М.: Вита-Пресс, 2005.
Азаров А. Я., Болотина Т. В. Права человека: Пособие для учителя. — М., 1995.
Кашанина Т. В., Катании А. В. Основы российского права. - М., 1997
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения права на профильном уровне ученик должен:
Знать/понимать
систему и структуру права, современные правовые системы; общие правила применения права; содержание прав и свобод человека; понятие и принципы правосудия; органы и способы международно-правовой защиты прав человека; основные юридические профессии;
Уметь
характеризовать право как элемент культуры общества, систему законодательства, основные отрасли права, систему конституционных прав и свобод человека и гражданина, механизм реализации и защиты; избирательный и законодательный процессы в России, принципы организации и деятельности органов государственной власти, порядок рассмотрения гражданских, трудовых, административно-правовых споров; порядок заключения и расторжения трудовых договоров, формы социальной защиты и социального обеспечения, порядок получения платных образовательных услуг,
объяснять происхождение государства и права, их взаимосвязь, механизм правового регулирования, содержание основных понятий и категорий базовых отраслей права, содержание прав, обязанностей и ответственности гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, военнообязанного, работника, потребителя, супруга, абитуриента), особенности правоотношений, регулируемых публичным и частным правом,
различать формы (источники) права, субъектов права, виды судопроизводства, основания и порядок назначения наказания, полномочия органов внутренних дел, прокуратуры, адвоката, нотариуса, международных органов защиты прав человека, объекты гражданского оборота, организационно-правовые формы предпринимательской деятельности; имущественные и неимущественные права и способы их защиты; отдельные виды гражданско-правовых договоров,
приводить примеры различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности, гарантий реализации основных конституционных прав, экологических правонарушений и ответственности за причинение вреда окружающей среде, общепризнанных принципов и норм международного права, правоприменительной практики
По результатам изученного материала у обучающихся должны быть сформированы компетенции использования приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для:
поиска, анализа, интерпретации и использования правовой информации;
анализа текстов законодательных актов, норм права с точки зрения конкретных условий их реализации;
изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;
применения правил (норм) отношений, направленных на согласование интересов различных сторон (на заданных примерах);
осуществления учебных исследований и проектов по правовой тематике;
выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав; способов и порядка разрешения споров;
обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью.
Виды деятельности:
работа с источниками права, в том числе новыми нормативными актами;
анализ норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;
выбор правомерных форм поведения и способов защиты прав и интересов личности;
изложение и аргументация собственных суждений о правовых явлениях общественной жизни;
решение отдельных правовых споров с учетом социального опыта ученика.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
10 класс ( соц-эк профиль)
№ |
Раздел |
Кол-во часов |
1 |
Роль права в жизни человека и общества |
8 |
2 |
Теоретические основы права как системы |
10 |
3 |
Правоотношения и правовая культура |
12 |
4 |
Государство и право |
23 |
5 |
Правосудие и правоохранительные органы |
6 |
Резервные уроки |
10 |
|
ИТОГО |
70 |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 11 класс
(соц-эк. профиль)
№ |
Раздел |
часы |
1 |
Гражданское право |
19 |
2 |
Семейное право |
2 |
3 |
Жилищное право |
1 |
4 |
Трудовое право |
7 |
5 |
Административное право и административный процесс |
4 |
6 |
Уголовное право и уголовный процесс |
7 |
8 |
Правовое регулирование в различных сферах общественной жизни |
9 |
9 |
Международное право |
9 |
10 |
Повторительно-обобщающий урок |
2 |
11 |
Резерв |
8 |
Всего |
||
ИТОГО |
68 |
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Планирование курса право
10 класс
70 часов ( 2 часа в неделю)
№ урока |
Тема урока |
Домашнее задание |
Роль права в жизни человека и общества |
Учебник: Е.А. Певцова. Право Основы правовой культуры ч.1, 2 |
|
1 |
Юриспруденция как важная область человеческих знаний |
Часть 1. Стр. 7-11 |
2 |
Юридические профессии. Информация и право |
Стр. 11-19 |
3 |
Теории происхождения права |
Стр. 19-24 |
4 |
Исторические особенности зарождения права в различных уголках мира |
Стр. 24-35 |
5 |
Принципы, аксиомы и презумпции права |
§ 3 |
6 |
Социальные нормы |
Стр. 42-46 |
7 |
Механизмы правового регулирования |
Стр. 47-52 |
8 |
Повторительно-обобщающий урок по теме «Роль права в жизни человека и общества» |
|
Теоретические основы права как системы |
||
9 |
Понятие системы права |
Стр. 53-57 |
10 |
Структура правовой нормы. Отрасли права |
Стр. 57-65 |
11 |
Правотворчество и процесс формирования права |
§ 6 |
12 |
Понятие «источник права». Правовой обычай. Юридический прецедент. Нормативно-правовой акт |
Стр. 76-83 |
13 |
Нормативно-правовой акт |
Стр. 83-89 |
14 |
Действие норм права во времени, в пространстве и по кругу лиц |
§ 9 |
15 |
Понятие реализации права и ее формы |
§ 10 |
16 |
Сущность и назначение толкования права |
Стр.105-111 |
17 |
Акты толкования права |
Стр.111-117 |
18 |
Повторительно-обобщающий урок по теме «Теоретические основы права как системы» |
|
Правоотношения и правовая культура |
||
19 |
Юридические факты как основание правоотношений |
Стр. 118-120 |
20 |
Виды и структура правоотношений |
Стр. 120-128 |
21 |
Виды правового поведения |
Стр. 128-131 |
22 |
Правонарушение, его состав, признаки |
Стр. 131-139 |
23 |
Юридическая ответственность, ее функции |
Стр. 139-142 |
24 |
Виды юридической ответственности |
Стр. 142-150 |
25 |
Основания освобождения от юридической ответственности |
Стр. 150-155 |
26 |
Правосознание и его структура |
Стр. 155-158 |
27 |
Виды правосознания |
Стр. 158-165 |
28 |
Правовые системы современности. Романо-германская правовая семья. Англо-саксонская правовая семья |
Стр. 165-171 |
29 |
Правовые системы современности. Религиозно-правовая семья |
Стр. 171-181 |
30 |
Повторительно-обобщающий урок по тем «Правоотношения и правовая культура» |
|
Государство и право |
||
31 |
Понятие государство и его признаки |
Часть 2. Стр. 3-10 |
32 |
Теории происхождения государства |
Стр. 10-18 |
33 |
Признаки государства |
Стр. 18-22 |
34 |
Сущность государства |
Стр. 22-26 |
35 |
Функции государства |
Стр. 27-37 |
36 |
Форма государства |
Стр. 37-45 |
37 |
Государственное устройство |
Стр. 46-49 |
38 |
Политический режим |
Стр. 49-61 |
39 |
Государственный механизм и его структура |
Стр. 61-65 |
40 |
Президент |
Стр. 65-68 |
41 |
Законодательная власть |
Стр. 68-71 |
42 |
Исполнительная власть |
Стр. 72-76 |
43 |
Местное самоуправление |
Стр. 76-86 |
44 |
Гражданское общество - основа правового государства |
Стр. 86-89 |
45 |
Правовое государство |
Стр. 89-100 |
46 |
Конституция как нормативный акт |
Стр.101-110 |
47 |
Основы конституционного строя России |
Стр.110-114 |
48 |
Гражданство как правовая категория |
Стр. 115-125 |
49 |
Правовой статус человека. Права человека и гражданина |
Стр. 125-131 |
50 |
Обязанности гражданина |
Стр. 131-143 |
51 |
Избирательная система, ее виды |
Стр. 144-148 |
52 |
Избирательный процесс |
Стр. 148-159 |
53 |
Повторительно-обобщающий урок по теме «Государство и право» |
|
Правосудие и правоохранительные органы |
||
54 |
Судебная система |
Стр. 160-168 |
55 |
Порядок осуществления правосудия |
Стр. 169-180 |
56 |
Правоохранительные органы РФ |
Стр. 180-189 |
57 |
Прокуратура и ее деятельность |
Стр. 189-198 |
58 |
Повторительно-обобщающий урок по теме «Правосудие и правоохранительные органы» |
|
59-60 |
Итоговое повторение |
|
61-70 |
Повторение по разделам курса |
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
Планирование курса право
11 класс
68 часов ( 2 часа в неделю)
№ урока |
Тема урока |
Домашнее задание |
Гражданское право |
Учебник: Е.А. Певцова. 11 класс Право Основы правовой культуры ч.1, 2 |
|
1 |
Гражданское право как отрасль российского права |
Часть 1. Стр. 6-13 |
2 |
Субъекты (участники) гражданско-правовых отношений |
Стр. 13-20 |
3 |
Формы юридических лиц |
Стр. 20-22 |
4 |
Сделки: понятие, виды, формы |
Стр. 24-35 |
5 |
Доверенность и ее виды |
Стр. 29-34 |
6 |
Обязательственное право |
Стр. 34-41 |
7 |
Понятие и сущность договора. Виды договоров |
Стр. 42-45 |
8 |
Отдельные виды обязательств |
Стр. 46-57 |
9 |
Право собственности |
Стр. 57-63 |
10 |
Виды права собственности |
Стр. 63-72 |
11 |
Общая собственность и порядок защиты права собственности |
Стр. 73- 79 |
12 |
Защита неимущественных прав |
Стр. 79-86 |
13 |
Гражданско-правовая ответственность и способы защиты гражданских прав |
Стр. 86-94 |
14 |
Предпринимательство и предпринимательское право |
Стр. 94-99 |
15 |
Государство как субъект экономических отношений |
Стр. 99-107 |
16 |
Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности |
Стр.107-112 |
17 |
Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности |
Стр.112-119 |
18 |
Права потребителей |
Стр. 122-133 |
19 |
Наследственное право |
Стр. 134-143 |
Семейное право |
||
20 |
Правовые нормы института брака |
Стр. 144-153 |
21 |
Родители и дети: правовые основы взаимоотношений |
Стр. 153-158 |
Жилищное право |
||
22 |
Жилищные правоотношения |
Стр. 159-167 |
Трудовое право |
||
23 |
Трудовое право в жизни людей |
Стр. 168-180 |
24 |
Занятость и трудоустройство |
Стр. 180-189 |
25 |
Порядок взаимоотношений работников и работодателей |
Стр. 189-197 |
26 |
Трудовые споры |
Стр. 198-200 |
27 |
Дисциплинарная ответственность |
Стр. 201-205 |
28 |
Рабочее время и время отдыха |
Стр. 206-213 |
29 |
Правовое регулирование труда несовершеннолетних |
Стр. 214-222 |
Административное право и административный процесс |
||
30 |
Административное право и административные правоотношения |
Часть 2. Стр. 3-14 |
31 |
Административные правонарушения и административная ответственность |
Стр. 14-23 |
32 |
Как разрешить административный спор |
Стр. 23-27 |
33 |
Особенности судебного производства по делам об административных правонарушениях |
Стр. 27-33 |
Уголовное право и уголовный процесс |
||
34 |
Понятие и сущность уголовного права |
Стр. 40-44 |
35 |
Понятие преступления |
Стр. 44-53 |
36 |
Основные виды преступлений |
Стр. 54-62 |
37 |
Уголовная ответственность |
Стр. 63-67 |
38 |
Уголовная ответственность несовершеннолетних |
Стр. 67-73 |
39 |
Уголовный процесс |
Стр. 73-78 |
40 |
Особенности производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних |
Стр. 78-93 |
Правовое регулирование в различных сферах общественной жизни |
||
41 |
Пенсионная система и страхование |
Стр. 94-99 |
42 |
Правовое регулирование денежного обращения |
Стр. 99-106 |
43 |
Экологическое право |
Стр. 106-116 |
44 |
Экологические правонарушения и юридическая ответственность |
Стр. 116-119 |
45 |
Правовое регулирование отношений в области образования |
Стр. 120-131 |
46 |
Профессиональное юридическое образование |
Стр.132-144 |
47 |
Юридические профессии: судьи и адвокаты |
Стр.144-161 |
48 |
Юридические профессии: прокуроры, нотариусы, следователи |
Стр. 161-184 |
49 |
Особенности профессиональной юридической деятельности |
Стр. 184-191 |
Международное право |
||
50 |
Международное право как основа взаимоотношений государств. Понятие, источники и принципы |
Стр. 192-200 |
51 |
Субъекты международного права |
Стр. 200-205 |
52 |
Международная защита прав человека: роль ООН |
Стр. 204-208 |
53 |
Развитие системы защиты прав человека |
Стр. 208-217 |
54 |
Международные споры и международно-правовая ответственность |
Стр. 218-224 |
55 |
Международное гуманитарное право и права человека |
Стр. 224-233 |
56 |
Практикум |
|
57 |
Практикум |
|
58 |
Практикум |
|
59 |
Повторительно-обобщающий урок |
|
60-68 |
Резервные уроки |