Рабочая программа по предмету "Домоводство"

0
0
Материал опубликован 9 November

ПРИЛОЖЕНИЕ к ФАООП





















Рабочая программа по учебному предмету (курсу)

«Домоводство»























СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Пояснительная записка

Общая характеристика учебного предмета

Описание места учебного предмета в учебном плане

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

Содержание учебного предмета

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

Приложение:

Коррекционная работа

Национальные, региональные, этнокультурные особенности

Календарно-тематическое планирование

Контрольно-измерительный материал

Лист достижений

Качественные критерии оценивания результатов



































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по предмету «Домоводство» составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:

Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 N 1026
"Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2022 N 71930)



Положения о разработке рабочих программ



Обучение обучающегося с умственной отсталостью, с ТМНР ведению домашнего хозяйства является важным направлением подготовки к самостоятельной жизни. Благодаря занятиям по домоводству реализуется возможность посильного участия обучающегося в работе по дому, воспитывается потребность устраивать свой быт в соответствии с общепринятыми нормами и правилами. Овладение простейшими хозяйственно - бытовыми навыками не только снижает зависимость ребенка от окружающих, но и укрепляет его уверенность в своих силах.

Цель обучения - повышение самостоятельности обучающихся в выполнении хозяйственно-бытовой деятельности. Основные задачи: формирование умений обращаться с инвентарем и электроприборами; освоение действий по приготовлению пищи, осуществлению покупок, уборке помещения и территории, уходу за вещами.





























ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА

Освоенные действия ребенок может в последующем применять как в быту, так и в трудовой деятельности. Так, например, занятия по уборке помещений и территории актуальны для формирования бытовой деятельности обучающихся и перспективны для получения в будущем работы в качестве дворника или уборщицы.

Программа по домоводству включает следующие разделы: "Покупки", "Уход за вещами", "Обращение с кухонным инвентарем", "Приготовление пищи", "Уборка помещений и территории".















































ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Предмет « Домоводство» представлен в предметной области « Окружающий мир» с 3 по 5 года обучения по - 2 часа.

Рабочая программа предмета «Домоводство» с 3 по 5 год обучения определена школьным учебным планом, годовым календарным графиком и рассчитана с 3 по 5 года обучения 34 учебных недели.

Учебный план (недельный)

Предметная

область


Учебный

предмет

класс


Количество часов в неделю (по годам обучения)


Всего

3

4

5

Обязательная часть

Окружающий мир

Домоводство

2

2


2

6


ИТОГО

2

2

2

6

Годовой учебный план

Предметные области

Учебные предметы

Количество часов в год

Всего

3

4

5

Обязательная часть

Окружающий мир

Домоводство

68

68

68

204


ИТОГО

68

68

68

204



























ЛИСЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА

Личностные результаты

Предметные результаты

1) основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как "Я";

2) социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

3) формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;

4) формирование уважительного отношения к окружающим;

5) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

6) освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

7) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;

8) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

9) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

10) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

11) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Овладение умением выполнять доступные бытовые поручения (обязанности), связанные с выполнением повседневных дел дома:

умение выполнять доступные бытовые виды работ: приготовление пищи, уборка, стирка, глажение, чистка одежды, обуви, сервировка стола;

умение соблюдать технологические процессы в хозяйственно-бытовой деятельности: стирка, уборка, работа на кухне;

умение соблюдать гигиенические и санитарные правила хранения домашних вещей, продуктов, химических средств бытового назначения;

умение использовать в домашнем хозяйстве бытовую технику, химические средства, инструменты, соблюдая правила безопасности.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

"Покупки".

Планирование покупок. Выбор места совершения покупок. Ориентация в расположении отделов магазина, кассы. Нахождение нужного товара в магазине. Соблюдение последовательности действий при взвешивании товара: складывание продукта в пакет, выкладывание товара на весы, нажимание на кнопку, приклеивание ценника к пакету с продуктом. Складывание покупок в сумку. Соблюдение последовательности действий при расчете на кассе: выкладывание товара на ленту, ожидание во время пробивания кассиром товара, оплата товара, предъявление карты скидок кассиру, получение чека и сдачи, складывание покупок в сумку. Раскладывание продуктов в места хранения.

"Обращение с кухонным инвентарем".

Обращение с посудой. Различение предметов посуды для сервировки стола (тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож), для приготовления пищи (кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож). Узнавание (различение) кухонных принадлежностей (терка, венчик, овощечистка, разделочная доска, шумовка, дуршлаг, половник, лопаточка, пресс для чеснока, открывалка). Различение чистой и грязной посуды. Очищение остатков пищи с посуды. Замачивание посуды. Протирание посуды губкой. Чистка посуды. Ополаскивание посуды. Сушка посуды. Соблюдение последовательности действий при мытье и сушке посуды: очищение посуды от остатков пищи, замачивание посуды, намыливание посуды моющим средством, чистка посуды, ополаскивание, сушка. Обращение с бытовыми приборами. Различение бытовых приборов по назначению (блендер, миксер, тостер, электрический чайник, комбайн, холодильник). Знание правил техники безопасности при пользовании электробытовым прибором. Соблюдение последовательности действий при пользовании электробытовым прибором. Мытье бытовых приборов. Хранение посуды и бытовых приборов.

Накрывание на стол. Выбор посуды и столовых приборов. Раскладывание столовых приборов и посуды при сервировке стола. Соблюдение последовательности действий при сервировке стола: накрывание стола скатертью, расставление посуды, раскладывание столовых приборов, раскладывание салфеток, расставление солонок и ваз, расставление блюд.

"Приготовление пищи".

Подготовка к приготовлению блюда. Знание (соблюдение) правил гигиены при приготовлении пищи. Выбор продуктов, необходимых для приготовления блюда. Выбор инвентаря, необходимого для приготовления блюда. Обработка продуктов. Мытье продуктов. Чистка овощей. Резание ножом. Нарезание продуктов кубиками (кольцами, полукольцами). Натирание продуктов на терке. Раскатывание теста. Перемешивание продуктов ложкой (венчиком, миксером, блендером). Соблюдение последовательности действий при варке продукта: включение электрической плиты, набирание воды, закладывание продукта в воду, постановка кастрюли на конфорку, установка таймера на определенное время, выключение электрической плиты, вынимание продукта. Соблюдение последовательности действий при жарке продукта: включение электрической плиты, наливание масла, выкладывание продукта на сковороду, постановка сковороды на конфорку, установка таймера на определенное время, перемешивание или переворачивание продукта, выключение электрической плиты, снимание продукта. Соблюдение последовательности действий при выпекании полуфабриката: включение электрической духовки, смазывание противня, выкладывание полуфабриката на противень, постановка противня в духовку, установка таймера на определенное время, вынимание противня из духовки, снимание выпечки, выключение электрической духовки. Поддержание чистоты рабочего места в процессе приготовления пищи. Соблюдение последовательности действий при варке яйца: выбор продуктов (яйца), выбор кухонного инвентаря (кастрюля, шумовка, тарелка), мытье яиц, закладывание яиц в кастрюлю, наливание воды в кастрюлю, включение плиты, постановка кастрюли на конфорку, установка времени варки на таймере, выключение плиты, вынимание яиц. Соблюдение последовательности действий при приготовлении бутерброда: выбор продуктов (хлеб, колбаса, помидор, масло), выбор кухонного инвентаря (тарелка, доска, нож), нарезание хлеба, нарезание колбасы, нарезание помидора, намазывание хлеба маслом, сборка бутерброда (хлеб с маслом, колбаса, помидор). Соблюдение последовательности действий при приготовлении салата: выбор продуктов (вареный картофель, морковь, кукуруза, соленый огурец, лук, масло растительное, соль, зелень), выбор кухонного инвентаря (салатница, ложка, нож, доска, открывалка, тарелки), очистка вареных овощей, открывание банок (кукуруза, огурцы), нарезка овощей кубиками, нарезка зелени, добавление соли, растительного масла, перемешивание продуктов. Соблюдение последовательности действий при приготовлении котлет: выбор продуктов (полуфабрикат, масло растительное), выбор кухонного инвентаря (сковорода, лопатка, тарелки), наливание масла в сковороду, выкладывание котлет на сковороду, включение плиты, постановка сковороды на конфорку, переворачивание котлет, выключение электрической плиты, снимание котлет.

"Уход за вещами".

Ручная стирка. Наполнение емкости водой. Выбор моющего средства. Отмеривание необходимого количества моющего средства. Замачивание белья. Застирывание белья. Полоскание белья. Выжимание белья. Вывешивание белья на просушку. Соблюдение последовательности действий при ручной стирке: наполнение емкости водой, выбор моющего средства, определение количества моющего средства, замачивание белья, застирывание белья, полоскание белья, выжимание белья, вывешивание белья на просушку.

Машинная стирка. Различение составных частей стиральной машины (отделение для загрузки белья, контейнер для засыпания порошка, панель с кнопками запуска машины и регуляторами температуры и продолжительности стирки). Сортировка белья перед стиркой (например): белое и цветное белье, хлопчатобумажная и шерстяная ткань, постельное и кухонное белье. Закладывание и вынимание белья из машины. Установка программы и температурного режима. Мытье и сушка машины. Соблюдение последовательности действий при машинной стирке: сортировка белья перед стиркой, закладывание белья, закрывание дверцы машины, насыпание порошка, установка программы и температурного режима, запуск машины, отключение машины, вынимание белья.

Глажение утюгом. Различение составных частей утюга (подошва утюга, шнур, регулятор температуры, клавиша пульверизатора). Соблюдение последовательности действий при глажении белья: установка гладильной доски, выставление температурного режима, подключение утюга к сети, раскладывание белья на гладильной доске, смачивание белья водой, движения руки с утюгом, складывание белья. Складывание белья и одежды. Вывешивание одежды на "плечики". Чистка одежды. Уход за обувью. Соблюдение последовательности действий при мытье обуви: намачивание и отжимание тряпки, протирание обуви влажной тряпкой, протирание обуви сухой тряпкой. Просушивание обуви. Соблюдение последовательности действий при чистке обуви: открывание тюбика с кремом, нанесение крема на ботинок, распределение крема по всей поверхности ботинка, натирание поверхности ботинка, закрывание тюбика с кремом.

"Уборка помещения и территории".

Уборка мебели. Уборка с поверхности стола остатков еды и мусора. Вытирание поверхности мебели. Соблюдение последовательности действий при мытье поверхностей мебели: наполнение таза водой, приготовление тряпок, добавление моющего средства в воду, уборка предметов с поверхности, вытирание поверхности, вытирание предметов интерьера раскладывание предметов интерьера по местам, выливание использованной воды.

Уборка пола. Сметание мусора на полу в определенное место. Заметание мусора на совок. Соблюдение последовательности действий при подметании пола: сметание мусора в определенное место, заметание мусора на совок, высыпание мусора в урну. Различение основных частей пылесоса. Подготовка пылесоса к работе. Чистка поверхности пылесосом. Соблюдение последовательности действий при уборке пылесосом: подготовка пылесоса к работе, установка регулятора мощности, включение (вставление вилки в розетку; нажатие кнопки), чистка поверхности, выключение (поворот рычага; нажатие кнопки; вынимание вилки из розетки), отсоединение съемных деталей пылесоса. Соблюдение последовательности действий при мытье пола: наполнение емкости для мытья пола водой, добавление моющего средства в воду, намачивание и отжимание тряпки, мытье пола, выливание использованной воды, просушивание мокрых тряпок.

Мытье стекла (зеркала). Соблюдение последовательности действий при мытье окна: наполнение емкости для мытья водой, добавление моющего средства в воду, мытье рамы, вытирание рамы, мытье стекла, вытирание стекла, выливание использованной воды.

Уборка бытового мусора. Подметание территории. Сгребание травы и листьев. Уборка снега: сгребание, перебрасывание снега. Уход за уборочным инвентарем.



























ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Разделы

Количество часов

Вид учебной деятельности

1 год обучения



личностные

коммуникативные

регулятив

ные

познавательные

"Покупки",



Формирование учебного поведения:

подготовку обучающегося к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.

направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);

умение выполнять инструкции педагогического работника;

использование по назначению учебных материалов;

умение выполнять действия по образцу и по подражанию

Формирование умения выполнять задание:

в течение определенного периода времени,

от начала до конца,

с заданными качественными параметрами.



Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия

"Уход за вещами",


"Обращение с кухонным инвентарем",


"Приготовление пищи",


"Уборка помещений и территории".


2 год обучения



личностные

коммуникативные

регулятив

ные

познавательные

"Покупки",



Формирование учебного поведения:

подготовку обучающегося к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.

направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);

умение выполнять инструкции педагогического работника;

использование по назначению учебных материалов;

умение выполнять действия по образцу и по подражанию

Формирование умения выполнять задание:

в течение определенного периода времени,

от начала до конца,

с заданными качественными параметрами.



Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия

"Уход за вещами",


"Обращение с кухонным инвентарем",


"Приготовление пищи",


"Уборка помещений и территории".


3 год обучения



личностные

коммуникативные

регулятив

ные

познавательные

"Покупки",


12

Формирование учебного поведения:

подготовку обучающегося к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.

направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);

умение выполнять инструкции педагогического работника;

использование по назначению учебных материалов;

умение выполнять действия по образцу и по подражанию

Формирование умения выполнять задание:

в течение определенного периода времени,

от начала до конца,

с заданными качественными параметрами.



Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия

"Уход за вещами",

11

"Обращение с кухонным инвентарем",

20

"Приготовление пищи",

12

"Уборка помещений и территории".

13

4 год обучения



личностные

коммуникативные

регулятив

ные

познавательные

"Покупки",



Формирование учебного поведения:

подготовку обучающегося к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.

направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);

умение выполнять инструкции педагогического работника;

использование по назначению учебных материалов;

умение выполнять действия по образцу и по подражанию

Формирование умения выполнять задание:

в течение определенного периода времени,

от начала до конца,

с заданными качественными параметрами.



Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия

"Уход за вещами",


"Обращение с кухонным инвентарем",


"Приготовление пищи",


"Уборка помещений и территории".


5 год обучения



личностные

коммуникативные

регулятив

ные

познавательные

"Покупки",



Формирование учебного поведения:

подготовку обучающегося к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.

направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);

умение выполнять инструкции педагогического работника;

использование по назначению учебных материалов;

умение выполнять действия по образцу и по подражанию

Формирование умения выполнять задание:

в течение определенного периода времени,

от начала до конца,

с заданными качественными параметрами.



Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия

"Уход за вещами",


"Обращение с кухонным инвентарем",


"Приготовление пищи",


"Уборка помещений и территории".














МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Доска

Стол учительский письменный

Тумбочка

Парта

Стулья

Шкаф со стеклянными дверцами

Шкаф

Интерактивная доска с проектором ЭПСОН

Ноутбук LENOVO

Набор чертежный для классной доски

ПК

Муляжи (фрукты, овощи, дикие животные, домашние животные)


Печатные наглядные пособия

Познавательная игра-лото «Свойства предметов». В комплекте 72 карточки с изображениями предметов и их описаний.

Развивающая игра «Мои первые пазлы».

Дидактический материал:

изображения (картинки, фото, пиктограммы) предметов посуды, кухонной мебели, продуктов питания, уборочного инвентаря, бытовой техники; альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с изучаемыми темами учебной программы; изображения алгоритмов рецептуры и приготовления блюд, стирки белья, глажения белья.




УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ

Название предмета по учебному плану

Название учебной литературы, автор, издательство, год издания

Название учебно-методической литературы, автор, издательство, год издания

3 год обучения

1

Домоводство


С.В. Комарова «Устная речь». 1 класс. Учебник для специальных (коррекционных) учреждений VIII вида. Москва «Просвещение» 2013г

С. В. Кудрина «Окружающий мир». Учебник для специальных (коррекционных) учреждений VIII вида. Москва ВЛАДОС, 2017г.

Н. Б. Матвеева, М. С. Котина, Т. О. Куртова «Живой мир». Учебник для специальных (коррекционных) учреждений VIII вида. Москва «Просвещение» 2012г.

Н.Н. Павлов «Развитие речи». «Эксмо-пресс» Москва 2010г.

Ю. Соколова «Развитие речи». «Эксмо» Москва 2012г.

Маллер А.Р. Социально – трудовая адаптация глубоко умственно отсталых детей. – М.: 2011.

Бабушкина Л.А, Ковтонюк М.В. Социально – бытовая ориентировка .М.- 2013 г. Смирнова Е.Ю., Панова Н.В. Уроки социально-бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе. – М.-2014г.

.Забрамная С. Д., Исаев Т. Н. Изучаем обучая. Методические рекомендации по изучению детей с тяжелой умственной отсталостью. — М., 2017

4 год обучения

1

Домоводство


С.В. Комарова «Устная речь». 2 класс. Учебник для специальных (коррекционных) учреждений VIII вида. Москва «Просвещение» 2013г

С. В. Кудрина «Окружающий мир». Учебник для специальных (коррекционных) учреждений VIII вида. Москва ВЛАДОС, 2017г.

Н. Б. Матвеева, М. С. Котина, Т. О. Куртова «Живой мир». Учебник для специальных (коррекционных) учреждений VIII вида. Москва «Просвещение» 2012г.

Н.Н. Павлов «Развитие речи». «Эксмо-пресс» Москва 2010г.

Ю. Соколова «Развитие речи». «Эксмо» Москва 2012г.

Маллер А.Р. Социально – трудовая адаптация глубоко умственно отсталых детей. – М.: 2011.

Бабушкина Л.А, Ковтонюк М.В. Социально – бытовая ориентировка .М.- 2013 г. Смирнова Е.Ю., Панова Н.В. Уроки социально-бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе. – М.-2014г.

.Забрамная С. Д., Исаев Т. Н. Изучаем обучая. Методические рекомендации по изучению детей с тяжелой умственной отсталостью. — М., 2017

5 год обучения

1

Домоводство


С.В. Комарова «Устная речь». 3 класс. Учебник для специальных (коррекционных) учреждений VIII вида. Москва «Просвещение» 2013г

С. В. Кудрина «Окружающий мир». Учебник для специальных (коррекционных) учреждений VIII вида. Москва ВЛАДОС, 2017г.

Н. Б. Матвеева, М. С. Котина, Т. О. Куртова «Живой мир». Учебник для специальных (коррекционных) учреждений VIII вида. Москва «Просвещение» 2012г.

Н.Н. Павлов «Развитие речи». «Эксмо-пресс» Москва 2010г.

Ю. Соколова «Развитие речи». «Эксмо» Москва 2012г.

Маллер А.Р. Социально – трудовая адаптация глубоко умственно отсталых детей. – М.: 2011.

Бабушкина Л.А, Ковтонюк М.В. Социально – бытовая ориентировка .М.- 2013 г. Смирнова Е.Ю., Панова Н.В. Уроки социально-бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе. – М.-2014г.

.Забрамная С. Д., Исаев Т. Н. Изучаем обучая. Методические рекомендации по изучению детей с тяжелой умственной отсталостью. — М., 2017


































ПРИЛОЖЕНИЕ































КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА



Развитее психомоторики и сенсорных процессов.

Коррекция зрительного восприятия.

Коррекция слухового восприятия.

Коррекция пространственной ориентации.

Коррекция мыслительной деятельности.

Психокоррекция поведения обучающихся.

Коррекция сенсомоторного развития.

Коррекция эмоционально- волевой сферы.

Коррекция речи.

Коррекция памяти.

Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.





Формы проведения коррекционной работы

1. Фронтальная – нацелена на коррекцию общих недостатков, присущих всем ученикам, т.е. работа с классом.

2. Индивидуальная – с отдельным учеником, нацелена на специфическое проявление дефекта у разных учеников.

3. Сочетание фронтальной и индивидуальной.



























НАЦИОНАЛЬНЫЕ, РЕГИОНАЛЬНЫЕ, ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

урока

Содержание

Дата

Источник

1

8

Магазин «Продукты»


1.Григорьева Е.В. Природа Южного Урала. Учебное пособие. – Челябинск, Юж.-Урал, 2001 г.

2

28

Магазин «Бытовой техники»


3

39

Овощи нашей местности


4

44

Домашние птицы


2. Алешина Н. В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной. Конспекты занятий. М.:УЦ «Перспектива». 2016г.

5

54

Одежда весной


6

55

Обувь в весеннее время года


7

59

Труд людей весной






урока

Содержание

Дата

Источник

1

2

Выбор места совершения покупок


1.Григорьева Е.В. Природа Южного Урала. Учебное пособие. – Челябинск, Юж.-Урал, 2001 г.

2. Алешина Н. В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной. Конспекты занятий. М.:УЦ «Перспектива». 2016г.

2

8

Раскладывание продуктов в места хранения.


3

13

Очищение остатков пищи с посуды.


4

31

Чистка овощей.


5

44

Чистка одежды.


6

47

Просушивание обуви.


7

51

Уборка пола. Сметание мусора на полу в определенное место.


8

63

Сгребание травы и листьев.




урока

Содержание

Дата

Источник

1

4

Магазин.


1.Григорьева Е.В. Природа Южного Урала. Учебное пособие. – Челябинск, Юж.-Урал, 2001 г.

2. Алешина Н. В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной. Конспекты занятий. М.:УЦ «Перспектива». 2016г.

2

14

Действия у кассы.


3

20

Сгребание травы и листьев


4

25

Посуда


5

31

Узнавание и различение кухонных принадлежностей


6

42

Обращение с бытовыми приборами


7

47

Холодильник





8




56

Сервировка стола


9

63

Блюда


10

68

Чистка овощей


11

81

Варка яиц



12

93

Уборка снега



13

99

Моющие средства



14

116

Составные части утюга



15

124

Сгребание травы



16

135

Уборка мебели



17

147

Пользование пылесосом



18

159

Мытье стекла и зеркал

















































КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Содержание

Количество

часов


Дата

НРЭО

I полугодие 32

1.

Введение. Вводный урок. Инструктаж по технике безопасности.

1



Покупки

2.

Правила поведения в магазине

1



3.

Планирование покупок. Игра «Что купить?»

1



4.

Что нужно брать с собой в магазин?

1



5.

Выбор места совершения покупок

1



6.

Нахождение нужного товара в магазине

1



7.

Складывание покупок в пакет

1



8.

Магазин продуктов

1


+

9.

Раскладывание продуктов в места хранения

1



10.

Магазин одежды

1



11.

Раскладывание вещей  в места хранения

1



12.

Игра «Поход в магазин»

1



13.

Повторение по теме «Покупки»

1



Обращение с кухонным инвентарем

14

Что такое посуда?

1



15

Из каких материалов делают посуду?

1



16

Обращение с посудой

1



17

Узнавание предметов посуды для сервировки (тарелка, стакан, кружка)

1



18

Узнавание (различение)предметов посуды для сервировки (ложка, чайная ложка,  вилка, нож)

1



19

Узнавание предметов посуды для приготовления пищи (кастрюля, сковорода)

1



20.

Игра «Варим-жарим»

1



21.

Узнавание предметов посуды для приготовления пищи (чайник, половник, нож). Игра «Угадай тень»

1



22.

Узнавание и различение кухонных принадлежностей (терка, разделочная доска, лопатка, венчик)

1



23.

Узнавание и различение кухонных принадлежностей (дуршлаг, шумовка, открывалка)

1



24

Различение чистой и грязной посуды .Приспособления для мытья посуды

1



25

Очищение остатков пищи с посуды. Замачивание посуды

1



26

Ополаскивание посуды. Сушка посуды

1



27

Соблюдение последовательности действий при мытье и сушке посуды. Игра «Помоем посуду»

1



28

Узнавание и различение бытовых приборов (микроволновка, холодильник, электрический чайник, миксер, тостер)

1


+

29

Правила техники безопасности при использовании электробытовыми приборами

1




Соблюдение последовательности действий при пользовании холодильником, микроволновкой

1



30

Помощники в доме: электрочайник, его назначение в хозяйстве

1



31

Хранение посуды и бытовых приборов. Игра «Разложи по местам»

1



32

Повторение материала по теме «Обращение с кухонным инвентарем»

1



2 полугодие 36

Приготовление пищи

33

Подготовка к приготовлению блюда.

1



34

Правила гигиены при приготовлении пищи




35

Выбор продуктов, необходимых для приготовления пищи.

1



36

Игра «Что приготовим?»

1



37

Выбор посуды, необходимой для приготовления пищи.

1



38

Игра «Что для чего?»

1



39

Обработка продуктов. Мытье продуктов.

1


+

40

Раскатывание теста

1



41

Перемешивание продуктов

1



42

Способы приготовления пищи

1



43

Действия при варке продукта

1



44

Соблюдение последовательности действий при варке яйца

1


+

45

Соблюдение последовательности действий при приготовлении бутерброда

1



Уход за вещами

46

Ручная стирка: наполнение емкости водой, замачивание, застирывание,

1



47

Выбор моющего средства,

1



48

Полоскание, сушка

1



49

Соблюдение последовательности действий при ручной стирке.

1



50

Помощники в доме: стиральная машина,

1



51

Назначение в хозяйстве стиральной машины

1



52

Помощники в доме: утюг, его

назначение в хозяйстве

1



53

Складывание белья и одежды

1



54

Чистка одежды

1


+

55

Уход за обувью

1


+

Уборка помещений и территорий

56

Представление о назначение жилых комнат. Убранство гостиной, спальни, других жилых помещений.

1



57

Чем убирают квартиру: инвентарь, содержание, хранение.

1



58

Помощники в доме: пылесос

1



59

Практическое занятие: сметание мусора в определенное место, заметание мусора на совок, мытье пола.

1


+

60

«Пусть зеркало расскажет…» История стекла и зеркала

1



61

Правила ухода за зеркалами и стеклами

1



62

Знакомство с инвентарем для уборки территории

1



63

Уборка бытового мусора

1



64

Подметание территории

1



65

Повторение пройденного за год материала


1



66

Правила ухода за зеркалами
История стекла и зеркал


1



67


Инвентарь по уборке  комнаты


1



68


Соблюдений действий приготовлений салата

1









4 год обучения домоводство

п.п.

Тема занятия

Кол.ч.

Дата

НРЭО


1 полугодие

32



1

Покупки. Планирование покупок.

1



2

Выбор места совершения покупок

1


+

3

Ориентация в расположении отделов магазина, кассы и др

1



4

Нахождение нужного товара в магазине

1



5

Складывание покупок в сумку

1



6

Соблюдение последовательности действий при расчете на кассе.

1



7

Соблюдение последовательности действий при взвешивании товара.

1



8

Раскладывание продуктов в места хранения.

1


+

9

Обращение с кухонным инвентарем. Обращение с посудой.

1



10

Различение предметов посуды для сервировки стола.

1



11

Различение посуды для приготовления пищи.

1



12

Различение чистой и грязной посуды.

1



13

Очищение остатков пищи с посуды.

1


+

14

Протирание посуды губкой.

1



15

Ополаскивание посуды.

1



16

Сушка посуды.

1



17

Накрывание на стол.

1



18

Выбор посуды и столовых приборов.

1



19

Раскладывание столовых приборов и посуды при сервировке стола.

1



20

Обращение с бытовыми приборами.

1



21

Различение бытовых приборов по назначению.

1



22

Знание правил техники безопасности при пользовании электробытовым прибором.

1



23

Соблюдение последовательности действий при пользовании электробытовым прибором.

1



24

Приготовление пищи. Правила безопасности.

1



25

Правила безопасности.

1



26

Подготовка к приготовлению блюда.

1



27

Знание (соблюдение) правил гигиены при приготовлении пищи.

1



28

Выбор продуктов, необходимых для приготовления блюда.

1



29

Обработка продуктов.

1



30

Мытье продуктов.

1



31

Чистка овощей.

1


+

32

Резание ножом.

1




2 полугодие.

36



33

Нарезание продуктов кубиками (кольцами, полукольцами).

1



34

Натирание продуктов на тёрке.

1



35

Соблюдение последовательности действий при варке продукта.

1



36

Соблюдение последовательности действий при варке яйца.

1



37

Поддержание чистоты рабочего места в процессе приготовления пищи

1



38

Уход за вещами. Ручная стирка. Наполнение емкости водой.

1



39

Ручная стирка. Наполнение емкости водой. Замачивание белья.

1



40

Ручная стирка. Полоскание белья. Отжим белья.

1



41

Ручная стирка. Вывешивание белья на просушку.

1



42

Ручная стирка. Соблюдение последовательности действий при ручной стирке

1



43

Складывание белья и одежды.

1



44

Чистка одежды.

1


+

45

Уход за обувью.

1



46

Соблюдение последовательности действий при мытье обуви

1



47

Просушивание обуви.

1


+

48

Соблюдение последовательности действий при чистке обуви

1



49

Уборка помещения. Уборка мебели. Уборка с поверхности стола остатков еды и мусора.

1



50

Уборка мебели. Вытирание поверхности мебели.

1



51

Уборка пола. Сметание мусора на полу в определенное место.

1


+

52

Уборка пола. Сметание мусора на полу в определенное место.

1



53

Уборка мебели. Протирание пыли.

1



54

Протирание пыли. Уборка мебели.

1



55

Уборка пола. Заметание мусора на совок.

1



56

Заметание мусора на совок. Уборка пола.

1



57

Уборка. Уход за приборами, предметами.

1



58

Уход за приборами, предметами. Уборка.

1



59

Соблюдение последовательности действий при мытье пола

1



60

Соблюдение последовательности действий при мытье пола

1



61

Уборка территории. Правила поведения на улице.

1



62

Подметание территории.

1



63

Сгребание травы и листьев.

1


+

64

Уборка снега: сгребание снега.

1



65

Уборка снега: сгребание снега.

1



66

Уборка снега: перебрасывание снега.

1



67

Уборка снега: перебрасывание снега.

1



68

Уход за уборочным инвентарем.

1







5 год обучения

п.п.

Тема урока

Кол.ч

Дата

НРЭО


1 полугодие

1



1

Покупки

1



2

Планирование покупок.

1



3

Выбор места совершения покупок

1



4

Магазин.

1


+

5

Отделы магазина

1



6

Ориентация в расположении отделов магазина

1



7

Ориентация в расположении кассы

1



8

Товары

1



9

Нахождение нужного товара в магазине

1



10

Взвешивание товара

1



11

Складывание продукта в пакет

1



12

Складывание покупок в сумку

1



13

Касса

1



14

Действия у кассы

1


+

15

Оплата товара

1



16

Чек и сдача

1



17

Раскладывание продуктов в места хранения.

1



18

Хранение продуктов

1



19

Обобщение по теме "Покупки"

1



20

Сгребание травы и листьев

1


+

21

Сгребание листьев и травы

1



22

Подметание территории

1



23

Уборка территории

1



24

Уход за уборочным инвентарём

1



25

Посуда

1


+

26

Обращение с посудой

1



27

Различение предметов посуды для сервировки стола

1



28

Посуда для сервировки стола

1



29

Различение предметов посуды для приготовления пищи

1



30

Посуда для приготовления пищи

1



31

Узнавание и различение кухонных принадлежностей

1


+

32

Различение кухонных принадлежностей

1



33

Различение чистой и грязной посуды




34

Очищение остатков пищи с посуды

1



35

Замачивание посуды

1



36

Протирание посуды губкой

1



37

Чистка посуды

1



38

Ополаскивание посуды

1



39

Сушка посуды

1



40

Последовательность действий при мытье посуды

1



41

Последовательность при сушке посуды

1



42

Обращение с бытовыми приборами

1


+

43

Назначение бытовых приборов

1



44

Электрический чайник

1



45

Блендер, миксер

1



46

Комбайн

1



47

Холодильник

1


+

48

Техника безопасности при пользовании электро-приборами

1



49

Последовательность действий с электрическими приборами

1



50

Соблюдение последовательности действий с электрическими приборами.

1



51

Мытье бытовых приборов

1



52

Хранение посуды и бытовых приборов

1



53

Накрывание на стол

1



54

Выбор посуды и столовых приборов.

1



55

Раскладывание столовых приборов и посуды при сервировке стола.

1



56

Сервировка стола

1


+

57

Последовательности сервировки стола

1



58

Соблюдение последовательности действий при сервировке стола

1



59

Расставление блюд.

1



60

Подготовка к приготовлению блюда.

1



61

Знание правил гигиены при приготовлении пищи

1



62

Правила гигиены при приготовлении пищи

1



63

Блюда

1


+

64

Выбор продуктов для приготовления блюда

1



65

Выбор инвентаря, необходимого для приготовления блюда.

1



66

Обработка продуктов

1



67

Мытье продуктов

1



68

Чистка овощей

1


+

69

Резание ножом

1



70

Нарезание продуктов кубиками

1



71

Нарезание продуктов кольцами

1



72

Нарезание продуктов полукольцами

1



73

Натирание продуктов на тёрке

1



74

Раскатывание теста

1



75

Перемешивание продуктов

1



76

Варка продуктов

1



77

Последовательность действий при варке продукта

1



78

Жарка продуктов

1



79

Последовательность действий при жарке продуктов

1



80

Чистота рабочего места

1




2 полугодие

1



81

Варка яиц

1


+

82

Приготовление бутерброда

1



83

Соблюдение последовательности при приготовлении бутерброда

1



84

Приготовление салата

1



85

Выбор продуктов для салата

1



86

Чистка варёных овощей

1



87

Выбор кухонного инвентаря

1



88

Открывание банок

1



89

Нарезка овощей и зелени кубиками

1



90

Поддерживание чистоты рабочего места в процессе приготовления пищи

1



91

Перемешивание продуктов

1



92

Обобщение по теме "Обращение с кухонным инвентарём"

1



93

Уборка снега

1


+

94

Сгребание снега

1



95

Перебрасывание снега

1



96

Уход за уборочным инвентарём

1



97

Ручная стирка

1



98

Емкости для стирки

1



99

Моющие средства

1


+

100

Отмеривание моющего средства

1



101

Замачивание белья

1



102

Застирывание белья

1



103

Полоскание белья

1



104

Выжимание белья

1



105

Вывешивание белья на просушку

1



106

Соблюдение последовательности при ручной стирке

1



107

Стирка белья

1



108

Машинная стирка

1



109

Составные части стиральной машинки

1



110

Сортировка белья

1



111

Закладывание и вынимание белья из машины

1



112

Установка температурного режима

1



113

Мытье и сушка машины

1



114

Последовательность действий при машинной стирке

1



115

Стирка машинная

1



116

Составные части утюга

1


+

117

Последовательность при глажении

1



118

Установка гладильной доски

1



119

Выставление температурного режима

1



120

Подключение утюга к сети

1



121

Глажение

1



122

Уборка бытового мусора на территории школы

1



123

Подметание территории школы

1



124

Сгребание травы

1


+

125

Сгребание листьев

1



126

Уход за уборочным инвентарём

1



127

Складывание белья

1



128

Вывешивание одежды на плечики

1



129

Чистка одежды

1



130

Уход за обувью

1



131

Просушивание обуви

1



132

Соблюдение последовательности действий при чистке обуви

1



133

Пользование кремом для обуви

1



134

Соблюдение последовательности действий при мытье обуви

1



135

Уборка мебели

1


+

136

Уборка с поверхности стола остатков еды и мусора

1



137

Вытирание поверхности мебели

1



138

Соблюдение последовательности действий при мытье поверхности мебели

1



139

Раскладывание предметов интерьера по местам

1



140

Выливание использованной воды

1



141

Уборка пола

1



142

Сметание мусора

1



143

Заметание мусора в совок

1



144

Соблюдение последовательности действий приподметании пола

1



145

Различение основных частей пылесоса

1



146

Подготовка пылесоса к работе

1



147

Пользование пылесосом

1


+

148

Соблюдение последовательности действий при уборке пылесосом

1



149

Чистка поверхности пылесосом

1



150

Выключение, отсоединение съёмных деталей пылесоса

1



151

Мытье пола

1



152

Наполнение ёмкости для мытья пола водой

1



153

Добавление моющего средства в воду

1



154

Намачивание и отжимание тряпки

1



155

Мытьё пола в классе

1



156

Выливание использованной воды

1



157

Просушивание мокрых тряпок

1



157

Соблюдение последовательности действий при мытье пола

1



159

Мытье стекла и зеркал

1


+

160

Наполнение ёмкости для мытья водой

1



161

Добавление моющего средства в воду

1



162

Мытьё рамы

1



163

Вытирание рамы

1



164

Мытьё стекла

1



165

Вытирание стекла

1



166

Выливание использованной воды

1



167

Соблюдение последовательности действий при мытье окна

1



168

Уборка бытового мусора

1



169

Подметание территории

1


+

170

Обобщение по теме "Уборка помещений и территории"

1




КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

Промежуточная аттестация

Задание 1. «Рукавички».

Цель: выявить умение надевать и снимать рукавички, различать левую и правую руку, оценивать правильность выполнения задания.

Оборудование: различные пары рукавичек (по количеству детей).

Инструкция для 1-2 группы: учитель раздает детям пары рукавичек, просит надеть на руки.

Инструкция для 3 группы: учитель просит ребенка просунуть руку в рукавичку.

Задание дифференцировано для детей каждой группы.

Задание 2. «Чистим одежду и обувь»

Цель: выявить умение выполнять последовательно действия в соответствии с речевой инструкцией, выполнять конкретные действия, связанные с уходом за одеждой и обувью.

Оборудование: на вешалке - платье, на подставке - сапожки, на подносе - 2 щетки - одна с ручкой для одежды, вторая (без ручки) - для обуви.

Инструкция для 1-2 группы: учитель по очереди вызывает ребенка, просит выбрать щетку и почистить сначала платье, а потом - сапожки.

Инструкция для 3 группы: выполнить действия с щеткой для одежды.

Задание дифференцировано для детей каждой группы.


Итоговая аттестация:

Задание 1. «Труд на участке" (коллективные поручения).

Цель: выявить умения пользоваться орудиями хозяйственно - бытового назначения (грабли, веник, лейка, метла, совок, ведро и др.) (по количеству обучающихся), умение взаимодействовать в коллективе сверстников.

Оборудование: инвентарь для хозяйственно-бытового труда.

Инструкция для 1-2 группы: учитель дает каждому ребенку конкретное задание и предлагает выбрать соответствующий инвентарь.

Инструкция для 3 группы: выполнить действия с лейкой - полить комнатное растение.

Задание дифференцировано для детей каждой группы

Задание 2. «Чаепитие" (Сервировка стола).

Цель: выявить умение сервировки стола к чаю, умение взаимодействовать в коллективе сверстников, выполнять поручение учителя.

Оборудование: чайный сервиз, салфетки, ложки, тарелки для печенья, сахарница и т.д.

Инструкция для 1-2 группы: учитель предлагает обучающимся подготовить стол для чаепития. Каждому обучающемуся дается свое поручение (накрыть скатертью стол, поставить чашки и блюдца, разложить ложки, положить салфетки рядом с чашкой и т.д.).

Инструкция для 3 группы: выбрать из группы предметов - приборы для чая (чашка, блюдце, ложка).

Задание дифференцировано для детей каждой группы.

















































ЛИСТ ДОСТИЖЕНИЙ

Содержание

1 полугодие

2 полугодие

Домоводство


Правила поведения в магазине



Планирование покупок



Нахождение нужного товара в магазине



Складывание покупок в пакет



Раскладывание вещей  в места хранения



Узнавание предметов посуды для сервировки (тарелка, стакан, кружка)



Узнавание (различение)предметов посуды для сервировки (ложка, чайная ложка,  вилка, нож)



Узнавание предметов посуды для приготовления пищи (кастрюля, сковорода)



Узнавание предметов посуды для приготовления пищи (чайник, половник, нож).



Узнавание и различение кухонных принадлежностей (терка, разделочная доска, лопатка, венчик)



Узнавание и различение кухонных принадлежностей (дуршлаг, шумовка, открывалка)



Различение чистой и грязной посуды .



Соблюдение последовательности действий при мытье и сушке посуды.



Узнавание и различение бытовых приборов (микроволновка, холодильник, электрический чайник, миксер, тостер)



Правила техники безопасности при использовании электробытовыми приборами



Соблюдение последовательности действий при пользовании холодильником, микроволновкой



Подготовка к приготовлению блюда.



Правила гигиены при приготовлении пищи



Выбор продуктов, необходимых для приготовления пищи.



Выбор посуды, необходимой для приготовления пищи.



Соблюдение последовательности действий при ручной стирке.



Складывание белья и одежды



Чистка одежды



Представление о назначение жилых комнат.



Чем убирают квартиру: инвентарь, содержание, хранение.



Помощники в доме: пылесос



Сметание мусора в определенное место, заметание мусора на совок, мытье пола.



Правила ухода за зеркалами и стеклами



Уборка бытового мусора



Подметание территории





КАЧЕСТВЕННЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ

ВДС – «выполняет действия самостоятельно»

ВД по И – «выполняет действия по инструкции» (вербальное и невербальное)

ВД по О – «выполняет действия по образцу»

ВД с ПП – «выполняет действия с помощью педагога»

Д не В – «действие не выполняет»

УО с ПП – «узнает объект с помощью педагога»

НУО – «не узнает объект».



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.