Рабочая программа учебного предмета «Домоводство» (4 класс)
Рабочая программа утверждена на 2020-2021 учебный год
Приказ №96-од от 24.08.2020 года
Рабочая программа
учебного предмета «Домоводство»
4 класс
адаптированная основная общеобразовательная программа для детей с умственной отсталостью (вариант 2)
Составитель: Андреева О.М.,
учитель технологии
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Домоводство» разработана на основе требований к планируемым результатам освоения адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (вариант 2) МКОУ СОШ №2 п. Жигалово, федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с интеллектуальными нарушениями, приказ Министерства образования и науки от 19.12.2014 года №1599.
Основная цель изучения предмета «Домоводство» - повышение самостоятельности детей в выполнении хозяйственно-бытовой деятельности.
Основные задачи реализации содержания учебного предмета:
- формирование умений обращаться с инвентарем и электроприборами;
-освоить действия по приготовлению пищи
- осуществлению покупок
- уборке помещения и территории
-уходу за вещами, которые в последующем сможет применять как в быту, так и в последующей трудовой деятельности.
Общая характеристика учебного предмета
Обучение ребенка с умственной отсталостью ведению домашнего хозяйства является важным направлением подготовки к самостоятельной жизни. Благодаря занятиям по домоводству реализуется возможность посильного участия ребенка в работе по дому, воспитывается потребность устраивать свой быт в соответствии с общепринятыми нормами и правилами. Овладение простейшими хозяйственно – бытовыми навыками не только снижает зависимость ребёнка от окружающих, но и укрепляет его уверенность в своих силах.
Обучение ведению домашнего хозяйства является важным направлением подготовки школьников с ОВЗ к самостоятельной жизни. Благодаря занятиям по домоводству реализуется возможность посильного участия ребенка в работе по дому, воспитывается потребность устраивать свой быт в соответствии с общепринятыми нормами и правилами. Овладение простейшими хозяйственно – бытовыми навыками не только снижает зависимость ребѐнка от окружающих, но и укрепляет его уверенность в своих силах. Для детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития в большинстве случаев затруднено самостоятельное выполнение даже простых бытовых заданий. Однако, формирование у обучающихся четких алгоритмов выполнения действия, возможность использования различных адаптеров для бытовых приборов, дает возможность участия в данном виде деятельности индивидуально
доступным образом, что создает у обучающихся ощущения причастности к работе по дому и существенно повышает качество их жизни.
Программа по предмету «Домоводство» включает следующие разделы: «Покупки», «Уход за вещами», «Обращение с кухонным инвентарем», «Приготовление пищи»», «Уборка помещений и территории».
Описание места учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Домоводство» в 3,4 классах рассчитан на 34 часа в год, занятия проводятся 1 час в неделю.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
Личностные результаты включают:
- осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я»;
- социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
- формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
- формирование уважительного отношения к окружающим;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично меняющемся и развивающемся мире;
- освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына/дочери, пассажира, покупателя и др., развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
- формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Ожидаемые личностные результаты отражаются в СИПР обучающегося с учетом его индивидуальных возможностей и специфических образовательных потребностей.
Предметные результаты:
Овладение умением выполнять доступные бытовые поручения(обязанности), связанные с выполнением повседневных дел дома.
умение принимать посильное участие в повседневных делах дома:
умение выполнять доступные бытовые виды работ: приготовление пищи, уборка, стирка, глажение, чистка одежды, обуви, сервировка стола и другое;
3) умение соблюдать технологические процессы в хозяйственно-бытовой деятельности: стирка, уборка, работа на кухне и другое;
4) соблюдение гигиенических и санитарных правил хранения домашних вещей, продуктов, химических средств бытового назначения;
5) умение использовать в домашнем хозяйстве бытовую технику, химические средства, инструменты, соблюдая правила безопасности.
Формирование базовых учебных действий
1. Подготовку ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.
2. Формирование учебного поведения:
- направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
- умение выполнять инструкции педагога;
- использование по назначению учебных материалов;
- умение выполнять действия по образцу и по подражанию.
3. Формирование умения выполнять задание:
- в течение определенного периода времени,
- от начала до конца,
- с заданными качественными параметрами.
4. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
Содержание учебного предмета
Покупки
Основные задачи раздела: формировать понятие о местах и способах осуществления покупок.
Планирование покупок. Выбор места совершения покупок. Ориентация в расположении отделов магазина, кассы и др. Нахождение нужного товара в магазине. Складывание покупок в сумку. Соблюдение последовательности действий при расчете на кассе: выкладывание товара на ленту, оплата товара, получение чека и сдачи, складывание покупок в сумку. Соблюдение последовательности действий при взвешивании товара: складывание продукта в пакет, выкладывание товара на весы, нажимание на кнопку, приклеивание ценника к пакету с продуктом. Раскладывание продуктов в места хранения.
Обращение с кухонным инвентарем
Основные задачи раздела: формирование умений обращения с кухонным инвентарем.
Обращение с посудой. Различение предметов посуды для сервировки стола (тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож), для приготовления пищи (кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож). Узнавание (различение) кухонных принадлежностей (терка, венчик, овощечистка, разделочная доска, шумовка, дуршлаг, половник, лопаточка, пресс для чеснока, открывалка и др.). Различение чистой и грязной посуды. Очищение остатков пищи с посуды. Замачивание посуды. Протирание посуды губкой. Чистка посуды. Ополаскивание посуды. Сушка посуды. Соблюдение последовательности действий при мытье и сушке посуды: очищение посуды от остатков пищи, замачивание посуды, намыливание посуды моющим средством, чистка посуды, ополаскивание, сушка. Обращение с бытовыми приборами. Различение бытовых приборов по назначению (блендер, миксер, тостер, электрический чайник, комбайн, холодильник и др.). Знание правил техники безопасности при пользовании электробытовым прибором. Соблюдение последовательности действий при пользовании электробытовым прибором.
Мытье бытовых приборов. Хранение посуды и бытовых приборов.
Накрывание на стол. Выбор посуды и столовых приборов. Раскладывание столовых приборов и посуды при сервировке стола. Соблюдение последовательности действий при сервировке стола: накрывание стола скатертью, расставление посуды, раскладывание столовых приборов, раскладывание салфеток, расставление солонок и ваз, расставление блюд.
Приготовление пищи
Основные задачи раздела: освоение простейших действий по приготовлению пищи.
Подготовка к приготовлению блюда. Знание (соблюдение) правил гигиены при приготовлении пищи. Выбор продуктов, необходимых для приготовления блюда. Выбор инвентаря, необходимого для приготовления блюда. Обработка продуктов. Мытье продуктов. Чистка овощей. Резание ножом. Нарезание продуктов кубиками (кольцами, полукольцами). Натирание продуктов на тёрке. Раскатывание теста. Перемешивание продуктов ложкой (венчиком, миксером, блендером). Соблюдение последовательности действий при варке продукта: включение электрической плиты, набирание воды, закладывание продукта в воду, постановка кастрюли на конфорку, установка таймера на определенное время, выключение электрической плиты, вынимание продукта. Соблюдение последовательности действий при жарке продукта: включение электрической плиты, наливание масла, выкладывание продукта на сковороду, постановка сковороды на конфорку, установка таймера на определенное время, перемешивание/переворачивание продукта, выключение электрической плиты, снимание продукта. Соблюдение последовательности действий при выпекании полуфабриката: включение электрической духовки, смазывание противня, выкладывание полуфабриката на противень, постановка противня в духовку, установка таймера на определенное время, вынимание противня из духовки, снимание выпечки, выключение электрической духовки. Поддержание чистоты рабочего места в процессе приготовления пищи. Соблюдение последовательности действий при варке яйца: выбор продуктов (яйца), выбор кухонного инвентаря (кастрюля, шумовка, тарелка), мытьё яиц, закладывание яиц в кастрюлю, наливание воды в кастрюлю, включение плиты, постановка кастрюли на конфорку, установка времени варки на таймере, выключение плиты, вынимание яиц. Соблюдение последовательности действий при приготовлении бутерброда: выбор продуктов (хлеб, колбаса, помидор, масло), выбор кухонного инвентаря (тарелка, доска, нож), нарезание хлеба, нарезание колбасы, нарезание помидора, намазывание хлеба маслом, сборка бутерброда (хлеб с маслом, колбаса, помидор). Соблюдение последовательности действий при приготовлении салата: выбор продуктов (вареный картофель, морковь, кукуруза, соленый огурец, лук, масло растительное, соль, зелень), выбор кухонного инвентаря (салатница, ложка, нож, доска, открывалка, тарелки), очистка вареных овощей, открывание банок (кукуруза, огурцы), нарезка овощей кубиками, нарезка зелени, добавление соли, растительного масла, перемешивание продуктов. Соблюдение последовательности действий при приготовлении котлет: выбор продуктов (полуфабрикат, масло растительное), выбор кухонного инвентаря (сковорода, лопатка, тарелки), наливание масла в сковороду, выкладывание котлет на сковороду, включение плиты, постановка сковороды на конфорку, переворачивание котлет, выключение электрической плиты, снимание котлет.
Уход за вещами
Основные задачи раздела: формирование умений по уходу за вещами.
Ручная стирка. Наполнение емкости водой. Выбор моющего средства. Отмеривание необходимого количества моющего средства. Замачивание белья. Застирывание белья. Полоскание белья. Выжимание белья. Вывешивание белья на просушку. Соблюдение последовательности действий при ручной стирке: наполнение емкости водой, выбор моющего средства, определение количества моющего средства, замачивание белья, застирывание белья, полоскание белья, выжимание белья, вывешивание белья на просушку.
Машинная стирка. Различение составных частей стиральной машины (отделение для загрузки белья, контейнер для засыпания порошка, панель с кнопками запуска машины и регуляторами температуры и продолжительности стирки). Сортировка белья перед стиркой (например): белое и цветное белье, хлопчатобумажная и шерстяная ткань, постельное и кухонное белье. Закладывание и вынимание белья из машины. Установка программы и температурного режима. Мытье и сушка машины. Соблюдение последовательности действий при машинной стирке: сортировка белья перед стиркой, закладывание белья, закрывание дверцы машины, насыпание порошка, установка программы и температурного режима, запуск машины, отключение машины, вынимание белья.
Глажение утюгом. Различение составных частей утюга (подошва утюга, шнур, регулятор температуры, клавиша пульверизатора). Соблюдение последовательности действий при глажении белья: установка гладильной доски, выставление температурного режима, подключение утюга к сети, раскладывание белья на гладильной доске, смачивание белья водой, движения руки с утюгом, складывание белья. Складывание белья и одежды. Вывешивание одежды на «плечики». Чистка одежды. Уход за обувью. Соблюдение последовательности действий при мытье обуви: намачивание и отжимание тряпки, протирание обуви влажной тряпкой, протирание обуви сухой тряпкой. Просушивание обуви. Соблюдение последовательности действий при чистке обуви: открывание тюбика с кремом, нанесение крема на ботинок, распределение крема по всей поверхности ботинка, натирание поверхности ботинка, закрывание тюбика с кремом.
Уборка помещения
Основные задачи раздела: формирование умений по уборке помещения и обращения с уборочным инвентарем.
Уборка мебели. Уборка с поверхности стола остатков еды и мусора. Вытирание поверхности мебели. Соблюдение последовательности действий при мытье поверхностей мебели: наполнение таза водой, приготовление тряпок, добавление моющего средства в воду, уборка предметов с поверхности, вытирание поверхности, вытирание предметов интерьера, раскладывание предметов интерьера по местам, выливание использованной воды.
Уборка пола. Сметание мусора на полу в определенное место. Заметание мусора на совок. Соблюдение последовательности действий при подметании пола: сметание мусора в определенное место, заметание мусора на совок, высыпание мусора в урну. Различение основных частей пылесоса. Подготовка пылесоса к работе. Чистка поверхности пылесосом. Соблюдение последовательности действий при уборке пылесосом: подготовка пылесоса к работе, установка регулятора мощности, включение (вставление вилки в розетку; нажатие кнопки), чистка поверхности, выключение (поворот рычага; нажатие кнопки; вынимание вилки из розетки), отсоединение съемных деталей пылесоса. Соблюдение последовательности действий при мытье пола: наполнение емкости для мытья пола водой, добавление моющего средства в воду, намачивание и отжимание тряпки, мытье пола, выливание использованной воды, просушивание мокрых тряпок.
Мытье стекла (зеркала). Соблюдение последовательности действий при мытье окна: наполнение емкости для мытья водой, добавление моющего средства в воду, мытьё рамы, вытирание рамы, мытьё стекла, вытирание стекла, выливание использованной воды.
Уборка территории
Основные задачи раздела: формирование умений по уборке помещения и обращения с уборочным инвентарем.
Уборка бытового мусора. Подметание территории. Сгребание травы и листьев. Уборка снега: сгребание, перебрасывание снега. Уход за уборочным инвентарем.
Тематическое планирование, 4 класс
Тема | Количество часов | Основные виды учебной деятельности обучающихся |
Покупки | 12 | Планирование покупок. Выбор места совершения покупок. Ориентация в расположении отделов магазина, кассы и др. Нахождение нужного товара в магазине. Складывание покупок в сумку. Соблюдение последовательности действий при расчете на кассе: выкладывание товара на ленту, оплата товара, получение чека и сдачи, складывание покупок в сумку. |
Обращение с кухонным инвентарем | 22 | Различение бытовых приборов по назначению. Различение предметов посуды для сервировки стола (тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож), для приготовления пищи (кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож). Различение чистой и грязной посуды. Очищение остатков пищи с посуды. Протирание посуды губкой. Ополаскивание посуды. Сушка посуды. Накрывание на стол. Выбор посуды и столовых приборов. Раскладывание столовых приборов и посуды при сервировке стола. Обращение с бытовыми приборами. Различение бытовых приборов по назначению. |
Приготовление пищи | 24 | Подготовка к приготовлению блюда. Знание (соблюдение) правил гигиены при приготовлении пищи. Выбор продуктов, необходимых для приготовления блюда. Выбор инвентаря, необходимого для приготовления блюда. Обработка продуктов. Мытье продуктов. Чистка овощей. Резание ножом. Нарезание продуктов кубиками (кольцами, полукольцами). Натирание продуктов на тёрке. Соблюдение последовательности действий при варке продукта. . Соблюдение последовательности действий при варке яйца. Поддержание чистоты рабочего места в процессе приготовления пищи. |
Уход за вещами | 24 | Соблюдение последовательности действий при ручной стирке. Вывешивание белья на просушку. Соблюдение последовательности действий при глажении белья: установка гладильной доски, выставление температурного режима, подключение утюга к сети, раскладывание белья на гладильной доске, смачивание белья водой, движения руки с утюгом, складывание белья. Складывание белья и одежды. Чистка одежды. Уход за обувью. Просушивание обуви. Соблюдение последовательности действий при мытье обуви: намачивание и отжимание тряпки, протирание обуви влажной тряпкой, протирание обуви сухой тряпкой. Просушивание обуви. Соблюдение последовательности действий при чистке обуви |
Уборка помещений | 12 | Уборка с поверхности стола остатков еды и мусора. Вытирание поверхности мебели. Сметание мусора на полу в определенное место. Заметание мусора на совок. Соблюдение последовательности действий при мытье пола: наполнение емкости для мытья пола водой, добавление моющего средства в воду, намачивание и отжимание тряпки, мытье пола, выливание использованной воды, просушивание мокрых тряпок. |
Уборка территории | 8 | Подметание территории. Сгребание травы и листьев. Уход за уборочным инвентарем. Уборка снега: сгребание, перебрасывание снега |
Итого | 102 | |
Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности
1)кабинет для занятий;
2)специальные учебники;
3)возможность использования ноутбука из кабинета №6 с выходом в Интернет;
4) дидактический материал: изображения (картинки, фото, пиктограммы) предметов посуды, кухонной мебели, продуктов питания, уборочного инвентаря; альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с изучаемыми темами учебной программы; изображения алгоритмов рецептуры и приготовления блюд, стирки белья и др.;
5) оборудование: кухонная мебель, кухонная посуда (кастрюли, тарелки, ложки, ножи, вилки, кружки и др.), тазики, уборочный инвентарь (тяпки, грабли), лейки и др.
Приложение к рабочей программе по домоводству
Календарно-тематическое планирование в 4 классе.
1 час в неделю, 34часов
№ п/п | Наименование разделов Тема | Кол-во часов | Дата план | Дата факт | |
Покупки (12 часов) | | ||||
1 | Планирование покупок. | 1 | | ||
2 | Выбор места совершения покупок. | 1 | | ||
3-4 | Ориентация в расположении отделов магазина, кассы и др. | 2 | | | |
5 | Нахождение нужного товара в магазине. | 1 | | ||
6 | Складывание покупок в сумку. | 1 | | ||
7-8 | Соблюдение последовательности действий при расчете на кассе | 2 | | | |
9-10 | Соблюдение последовательности действий при взвешивании товара | 2 | | | |
11-12 | Раскладывание продуктов в места хранения. | 2 | | | |
Обращение с кухонным инвентарем (22 часов) | | ||||
13 | Обращение с посудой. | 1 | | ||
14 | Различение предметов посуды для сервировки стола | 1 | | ||
15 | Различение посуды для приготовления пищи | 1 | | ||
16 | Различение чистой и грязной посуды. | 1 | | ||
17 | Очищение остатков пищи с посуды. | 1 | | ||
18 | Протирание посуды губкой. | 1 | | ||
19 | Ополаскивание посуды. | 1 | | ||
20 | Сушка посуды. | 1 | | | |
21-22 | Накрывание на стол. | 2 | | ||
23-24 | Выбор посуды и столовых приборов. | 2 | | ||
25-26 | Раскладывание столовых приборов и посуды при сервировке стола. | 2 | | ||
27-28 | Обращение с бытовыми приборами. | 2 | | ||
29-30 | Различение бытовых приборов по назначению. | 2 | | ||
31-32 | Знание правил техники безопасности при пользовании электробытовым прибором. | 2 | | ||
33-34 | Соблюдение последовательности действий при пользовании электробытовым прибором. | 2 | | ||
Приготовление пищи (24 часов) | | ||||
35-36 | Приготовление пищи. Правила безопасности | 2 | | ||
37 | Подготовка к приготовлению блюда. | 1 | | | |
38 | Знание (соблюдение) правил гигиены при приготовлении пищи. | 1 | | | |
39 | Выбор продуктов, необходимых для приготовления блюда. | 1 | | | |
40 | Выбор инвентаря, необходимого для приготовления блюда. | 1 | | | |
41-42 | Обработка продуктов. | 2 | | ||
43-44 | Мытье продуктов. | 2 | | ||
45-46 | Чистка овощей. | 2 | | ||
47-48 | Резание ножом. | 2 | | ||
49-50 | Нарезание продуктов кубиками (кольцами, полукольцами). | 2 | | | |
51-52 | Натирание продуктов на тёрке. | 2 | | | |
53-54 | Соблюдение последовательности действий при варке продукта. | 2 | | | |
55-56 | Соблюдение последовательности действий при варке яйца. | 2 | | | |
57-58 | Поддержание чистоты рабочего места в процессе приготовления пищи. | 2 | | | |
Уход за вещами (24часа) | | ||||
59-60 | Ручная стирка. Наполнение емкости водой. | 2 | | | |
61-62 | Ручная стирка. Замачивание белья. | 2 | | | |
63-64 | Ручная стирка. Полоскание белья. | 2 | | | |
65-66 | Ручная стирка. Отжим белья. | 2 | | | |
67-68 | Ручная стирка. Вывешивание белья на просушку. | 2 | | | |
69-70 | Ручная стирка. Соблюдение последовательности действий при ручной стирке | 2 | | | |
71-72 | Складывание белья и одежды. | 2 | | | |
73-74 | Чистка одежды. | 2 | | | |
75-76 | Уход за обувью. | 2 | | | |
77-78 | Соблюдение последовательности действий при мытье обуви | 2 | | | |
79-80 | Просушивание обуви. | 2 | | | |
81-82 | Соблюдение последовательности действий при чистке обуви | 2 | | | |
| | | | | |
Уборка помещения (12 часов) | | ||||
83 | Уборка мебели. Уборка с поверхности стола остатков еды и мусора. | 1 | | | |
84 | Уборка мебели. Вытирание поверхности мебели. | 1 | | | |
85-86 | Уборка пола. Сметание мусора на полу в определенное место. | 2 | | | |
87-88 | Уборка мебели. Протирание пыли. | 2 | | | |
89-90 | Уборка пола. Заметание мусора на совок. | 2 | | | |
91-92 | Уборка. Уход за приборами, предметами. | 2 | | | |
93-94 | Соблюдение последовательности действий при мытье пола | 2 | | | |
Уборка территории (8 часа) | | ||||
95 | Уборка на территории. Правила поведения на улице. | 1 | | | |
96 | Подметание территории. | 1 | | | |
97 | Сгребание травы и листьев. | 1 | | | |
98-99 | Уборка снега: сгребание снега | 2 | | | |
100-101 | Уборка снега: перебрасывание снега | 2 | | | |
102 | Уход за уборочным инвентарем. | 1 | | | |
Итого: 102 часа в год |