Рабочая программа по предмету литературное чтение для 3 класса
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №60»
ПРИНЯТО
Педагогическим советом
Протокол №
Директор школы:
_________________
Введено приказом №
от.
Рабочая программа
по предмету литературное чтение
для 3 класса (3 часа в неделю, 102 часа в год)
Составитель: Байгулова Елена Геннадьевна
(учитель начальных классов, высшая квалификационная категория)
СОГЛАСОВАНО
от
Зам. директора ______________
РАССМОТРЕНО
на заседании МО, протокол №
Руководитель МО ___________
г. Набережные Челны
2018
СОДЕРЖАНИЕ
Планируемые результаты изучения учебного предмета………………………………………………………… 3
Содержание учебного предмета ………………………........................................................................................... 9
Календарно-тематическое планирование …………………………………………………………………………. 12
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Название раздела |
Краткое содержание |
Кол-во часов |
Аудирование (слушание)
|
Восприятие громкого чтения: адекватное понимание содержания звучащего текста, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения; определение последовательности развития сюжетного действия (основных сюжетных линий); особенностей поведения и описания героев автором; определение жанра художественных произведений. |
формируется при изучении всех разделов курса |
Чтение
|
Навык чтения вслух и про себя Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух; скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения; постепенное увеличение скорости чтения; орфоэпически и интонационно верное прочтение предложений при смысловом понимании разных по виду и по типу текстов; интонирование простого предложения на основе знаков препинания. Чтение художественного произведения с переходом на постепенное выразительное исполнение: чтение с выделением смысловых пауз, интонации. |
формируется при изучении всех разделов курса |
Говорение (культура речевого общения ) |
Диалог, особенности диалогического общения: понимать, отвечать и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению. Нормы и формы речевого общения. Монолог как форма речевого высказывания: отбор и использование изобразительно-выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение, олицетворения, гипербола) для создания собственного устного высказывания; воплощение своих жизненных впечатлений в словесном образе; самостоятельное построение композиции собственного высказывания; анализ авторского замысла; передача основной мысли текста в высказывании. Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам, на заданную тему. |
формируется при изучении всех разделов курса |
Письмо (культура письменной речи ) |
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характера героев, жанра произведения), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) в мини-сочинениях типа текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение, рассказ на заданную тему, отзыв. |
формируется при изучении всех разделов курса |
Работа с разными видами текста
|
Общее представление о разных видах текстов: художественных, учебных, научно-познавательных и их сравнение. Определение целей и задач создания этих видов текста. Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений; выделение способов организации разных видов текста. Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению. Самостоятельное определение темы текста, главной мысли; структуры; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступление товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов. |
формируется при изучении всех разделов курса |
Литературоведческая пропедевтика
|
Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол, олицетворений, звукописи. Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою. Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов рассказывания: повествование (рассказ), описание (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждение (монолог героя, диалог героев). Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма). Историко-литературные понятия: фольклор и авторские художественные произведения (различение). Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) – узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка. Рассказ, пьеса, стихотворение, басня, очерк – общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах. |
формируется при изучении всех разделов курса |
Творческая деятельность учащихся |
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии). |
формируется при изучении всех разделов курса |
№п/п |
Название темы |
Круг детского чтения |
Кол-во часов |
1 |
Уж небо осенью дышало… |
К. Паустовский «Барсучий нос», «Подарок»; М. Пришвин из книги «Дорога к другу»; И. Бунин «Листопад»; Н. Рубцов «У сгнившей лесной избушки…» Самостоятельное чтение. М. Пришвин из книги «Лесная капель»; А. Фет «Осенняя роза»; А. Жигулин «Загорелась листва на березах…» |
11 |
2 |
Народные сказки |
Русские сказки: «Семь Симеонов», «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо»; литовская сказка «Жаба-королева»; таджикская сказка «Птица Кахна»; китайская сказка «Как юноша любимую искал». Самостоятельное чтение. Русская сказка «Царевна- лягушка»; казахская сказка «Мастер Али». |
11 |
3 |
Поэтические страницы |
А. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный…»; Ю. Мориц «Песенка про сказку»; немецкая баллада «Маленький скрипач»; Г. Сапгир «Сны». Самостоятельное чтение. К. Бальмонт «У чудищ»; С. Островой «Сказки». |
5 |
4 |
О мужестве и любви |
В. Белов «Верный и Малька», «Малька провинилась», «Ещё про Мальку»; И. Тургенев «Воробей»; Н. Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка»; Л. Толстой «Прыжок». Самостоятельное чтение. В. Астафьев «Белогрудка»; Е. Винокуров «Со мной в одной роте». |
8 |
5 |
Зимы ждала, ждала природа… |
С. Есенин «Разгулялась вьюга»; А. Пушкин «В тот год осенняя погода…», «Зимнее утро», «Зимняя дорога»; Ф. Тютчев «Чародейкою зимою». Самостоятельное чтение. И. Бунин «Первый снег»; А. Твардовский «Утро»; М. Пришвин из книги «Глаза земли». |
7 |
6 |
Авторские сказки |
А. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»; Х. К. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»; Л. Толстой «Царь и рубашка». Самостоятельное чтение. Х. К. Андерсен «Штопальная игла»; С. Седов «Король красуется». |
9 |
7 |
Басни |
О. Мандельштам «Муха»; Эзоп «Мухи», «Кошка и мыши»; Л. Толстой «Отец и сыновья», «Лгун»; И. Крылов «Лебедь, Щука и Рак», «Слон и Моська», «Две Бочки». Пословицы. Самостоятельное чтение. Федр «Лягушка и мышь»; Л. Толстой «Комар и лев»; И. Крылов «Мышь и Крыса». |
8 |
8 |
Братья наши меньшие. |
А. Чехов «Белолобый»; М. Пришвин «Лимон»; Л. Толстой «Лев и собачка»; К. Паустовский «Кот Ворюга». Самостоятельное чтение. Саша Чёрный «Ослёнок»; А. Куприн «Завирайка». |
12 |
9 |
О совести и долге. |
Ю. Яковлев «Полосатая палка»; А. Платонов «Разноцветная бабочка»; А. Кешоков «Мне больно, мальчики»; К. Паустовский «Тёплый хлеб». Самостоятельное чтение. К. Ушинский «Слепая лошадь»; Р. Сеф «Добрый человек». |
10 |
10 |
Весна пришла |
Русские народные песни: «Жаворонушки», «Берёзонька»; А. Фет «Весенний дождь», «Рыбка»; К. Бальмонт «Золотая рыбка»; М. Пришвин «Лесная капель». Самостоятельное чтение. В. Астафьев «Весенний остров»; О. Дриз «Как сделать утро волшебным». |
8 |
11 |
И в шутку, и всерьёз. |
Шутки-прибаутки; русская сказка «Болтливая баба»; А. Линдгрен «Как Эмиль угодил головой в супницу»; С. Маршак «Про двух соседей», «Старуха, дверь закрой!»; М. Зощенко «Великие путешественники». Самостоятельное чтение. А. Усачёв «На чём держится Земля»; А. Дорофеев «Укушенные». |
13 |
|
|
Итого |
102 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
УМК: «Планета знаний», Литературное чтение, 3 класс, Э.Э. Кац, в 3-х частях - Москва: Астрель, 2013
№ |
Изучаемый раздел, тема учебного материала |
Кол-во часов |
Дата |
Основные виды учебной деятельности |
|
План |
Факт |
||||
|
«Уж небо осенью дышало…» |
11 |
|
|
|
|
К. Г. Паустовский «Барсучий нос». Определение собственного отношения к прочитанному. Приемы выразительного чтения. |
1 |
|
|
Выразительно читать, передавать нужную интонацию. Пересказывать близко к тексту, кратко, от лица персонажей. Рассказывать по предложенному или самостоятельно составленному плану. Привлекать читательский и жизненный опыт для решения поставленной задачи. Передавать впечатления, полученные при восприятии разных родов искусства. Подбирать синонимы к предложенным словам и словосочетаниям. Определять и оценивать позиции литературных героев. Выявлять главную мысль произведения. Находить сравнения в тексте произведения. Сочинять устные и письменные рассказы по заданной теме. Сравнивать настроение, выраженное в разных произведениях. Различать сказку и рассказ. Составлять план рассказа. Пользоваться словарем синонимов и справочником в конце учебника, школьным толковым словарем. Анализировать композицию картины и изобразительные средства, используемые художником. Подбирать художественные произведения и репродукции картин на заданную тему |
|
К. Г. Паустовский «Барсучий нос». Устный пересказ текста с элементами творчества. Словесное иллюстрирование произведения |
1 |
|
|
|
|
И. А. Бунин «Листопад». Эмоциональная окрашенность лирического произведения. Приемов выразительного чтения. Сравнение и рифма. |
1 |
|
|
|
|
И. А. Бунин «Листопад» Формулирование вопросов по содержанию произведения. Словесное иллюстрирование произведения |
1 |
|
|
|
|
М. М. Пришвин «Хрустальный день», «Капитан-паук» Метафора. Синонимы слов и словосочетаний. |
1 |
|
|
|
|
М. М. Пришвин «Недосмотренные грибы» Сравнение текстов и авторских замыслов схожих по тематике произведений, анализ и выводы о прочитанном. |
1 |
|
|
|
|
Н. Рубцов «У сгнившей лесной избушки» Сравнение настроения, выраженного в разных произведениях |
1 |
|
|
|
|
К. Г. Паустовский «Подарок». Выражение и оценка позиции литературных героев, главная мысль произведения; плана пересказа и творческого рассказа |
1 |
|
|
|
|
К. Г. Паустовский «Подарок». Пересказ текста. Впечатления от произведений изобразительного искусства. |
1 |
|
|
|
|
Внеклассное чтение. Осень в произведениях русских писателей. Анатолий Жигулин, А. Фет и др. |
1 |
|
|
|
|
Картинная галерея. И. И. Левитан «Лесное озеро» Работа с научно-популярными текстами. |
1 |
|
|
|
|
Народные сказки |
11 |
|
|
|
|
«Семь Симеонов» (русская народная сказка). Особенности народных волшебных сказок. |
1 |
|
|
Выразительно читать. Читать по ролям. Пересказывать фрагменты произведения близко к тексту. Определять главную мысль произведения. Сопоставлять героев, идеи разных произведений. Продолжать сюжет произведения. Составлять план рассказа. Находить нужные книги в библиотеке. Ориентироваться в сборниках произведений. Сравнивать иллюстрации к сказкам в разных сборниках. Уважать культуру разных народов. Анализировать произведение изобразительного искусства по предложенному плану. Подбирать репродукции картин на заданную тему. Выбирать форму участия в проектной деятельности по теме «Народные сказки», сотрудничать со сверстниками и взрослыми, распределять роли |
|
«Семь Симеонов» (русская народная сказка). Особенности литературных героев, главная мысль произведения, сопоставление сюжетов, основных мыслей прочитанных произведений |
1 |
|
|
|
|
«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» (русская народная сказка). Первичное знакомство с текстом |
1 |
|
|
|
|
«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» (русская народная сказка). Особенности и сравнение литературных героев, главная мысль произведения, сопоставление сюжетов, основных мыслей. |
1 |
|
|
|
|
Внеклассное чтение. Русские народные сказки«Иван-царевич и серый волк» (русская народная сказка) Приемы поиска и отбора книг и произведений на заданную тему. |
1 |
|
|
|
|
Картинная галерея. В. М. Васнецов «Иван-царевич на сером волке» Сравнение литературных и художественных произведений схожей тематики, собенности выразительных средств разных видов искусства |
1 |
|
|
|
|
«Жаба-королева» (литовская народная сказка) Особенности прибалтийских сказок, сравнение и анализ сказочных сюжетов разных народов. |
1 |
|
|
|
|
«Птица Кахна» (таджикская народная сказка) Особенностями восточных сказок, сравнение и анализ сказочных сюжетов разных народов, план текста |
1 |
|
|
|
|
«Как юноша любимую искал» (китайская народная сказка). Особенности восточных сказок, основная мысль текста |
1 |
|
|
|
|
«Как юноша любимую искал» (китайская народная сказка). Сравнение и анализ сказочных сюжетов разных народов. |
1 |
|
|
|
|
Внеклассное чтение. Сказки народов мира. «Царевна-лягушка» (русская народная сказка) Сказки народов мира. Сопоставление нравственных позиций героев в разных сказках |
1 |
|
|
|
|
Поэтические страницы |
5 |
|
|
|
|
А. С. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый...» (отрывок) Авторская позиция и собственные впечатления от прочитанного |
1 |
|
|
Выразительно читать лирическое произведение. Привлекать читательский опыт. Определять свое впечатление от прочитанного. Выявлять авторскую позицию. Отвечать на вопросы по тексту, аргументировать свою позицию. Подбирать эпитеты, синонимы и антонимы к словам. Формировать представления о нравственных категориях (добре и зле) |
|
Ю. Мориц«Песенка про сказку» Способы выражения авторской позиции. |
1 |
|
|
|
|
«Маленький скрипач» (немецкая народная баллада) Составление словесного портрета героя, чтение по ролям. |
1 |
|
|
|
|
Г. Сапгир «Сны» Нормы литературного произношения, правильное интонирование, логическое ударение и темп речи |
1 |
|
|
|
|
К.Д. Бальмонт «У чудищ», С. Островой «Сказки…» Нормы литературного произношения, личное мнение о литературном произведении |
1 |
|
|
|
|
О мужестве и о любви |
8 |
|
|
|
|
В. Белов «Верный и Малька» Характеристика литературного героя, определение своего и авторского отношения к нему, внутреннее состояние литературных героев, главная мысль текста |
1 |
|
|
Выразительно читать. Отвечать на вопросы по тексту, находить нужные фрагменты текста для подтверждения своей позиции. Определять свое и авторское отношение к героям. Рассказывать по плану, от лица персонажа. Создавать устные и письменные рассказы на заданную тему. Формировать представления о нравственных категориях. Бережно относиться к животным. Находить нужные источники информации. Сопоставлять литературные произведения с произведениями других родов искусств (кино, театр) |
|
В. Белов «Малька провинилась» Характеристика литературного героя, определение своего и авторского отношения к нему, внутреннее состояние литературных героев, главная мысль текста |
1 |
|
|
|
|
В. Белов «Еще про Мальку» Характеристика литературного героя, определение своего и авторского отношения к нему, внутреннее состояние литературных героев, главная мысль текста |
1 |
|
|
|
|
И. С. Тургенев «Воробей» Характеристика литературного героя, определение своего и авторского отношения к нему, внутреннее состояние литературных героев, главная мысль текста |
1 |
|
|
|
|
Н. Г. Гарин-Михайловский «Тема и Жучка» Характеристика литературного персонажа, объяснение внутреннего состояния литературных героев, предопределение поступков героя по началу произведения. |
1 |
|
|
|
|
Л. Н. Толстой «Прыжок» Сравнение личностных характеристик героев |
1 |
|
|
|
|
Читальный зал. В. Астафьев. «Белогрудка» Ключевые слова произведения, основную мысль произведения |
1 |
|
|
|
|
Внеклассное чтение. Сказки Е. Шварца Сказки В. Каверина Характеристика книги, составление отзыва о прочитанном литературном произведении, нравственная оценка поступков литературных героев. |
1 |
|
|
|
|
Зимы ждала, ждала природа… |
7 |
|
|
|
|
С. Есенин «Разгулялась вьюга...» Олицетворение. |
1 |
|
|
Выразительно читать. Заучивать наизусть. Объяснять значение слова в контексте произведения. Подбирать синонимы, антонимы. Подбирать эпитеты. Находить олицетворения в тексте. Сопоставлять переживания, выраженные в разных произведениях. Привлекать собственный жизненный опыт. Воспроизводить впечатление, полученное при чтении произведения, объяснять его. Анализировать собственные переживания и находить их причины. Извлекать информацию из произведения изобразительного искусства. Находить в библиотеке книги заданной тематики |
|
А. С. Пушкин «В тот год осенняя погода...» (отрывок) Словесное иллюстрирование литературного произведения |
1 |
|
|
|
|
А. С. Пушкин «Зимнее утро» Составление личного мнения о литературном произведении |
1 |
|
|
|
|
А. С. Пушкин «Зимняя дорога» (отрывок) Изобразительные средства произведения, сравнение художественных и научно-популярных текстов. |
1 |
|
|
|
|
Ф. И. Тютчев «Чародейкою Зимою...» Личная позиция с опорой на текст |
1 |
|
|
|
|
Картинная галерея. Н. Крылов «Зима» Творчество русского художника, составление устного рассказа о картине. Краткая характеристика особенностей народного быта |
1 |
|
|
|
|
Внеклассное чтение. Читальный зал. Зима в произведениях разных жанров Выразительное чтение с соблюдением литературных норм |
1 |
|
|
|
|
Авторские сказки |
9 |
|
|
|
|
А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» Личная позиция, подбор цитат, поведения и описание внутреннего состояния литературных героев |
1 |
|
|
Составлять план рассказа по теме. Определять тему и главную мысль произведения. Творчески пересказывать сюжет произведения. Сопоставлять сюжет с сюжетами народных сказок. Характеризовать героя. Выявлять отношение автора к персонажам. Читать по ролям. Ставить вопросы к тексту произведения. Формировать нравственное чувство и нравственное сознание Придумывать вопросы к произведению. Характеризовать внутреннее состояние героев. Определять отношение автора к персонажам. Привлекать жизненный опыт в процессе осмысления художественного произведения. Пользоваться словарем синонимов и справочником в конце учебника, школьным толковым словарем. Находить нужную книгу в библиотеке. Рассказывать о прочитанной книге. Внимательно относиться к переживаниям других людей |
|
А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» Внутреннего состояние литературных героев, иллюстраций к произведениям, цитаты для подтверждения своего мнения, знакомство с архаизмами |
1 |
|
|
|
|
А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Внутреннего состояния литературных героев, выразительное чтение по ролям с элементами театрализации. |
1 |
|
|
|
|
Х.-К. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик» Авторское отношение к героям. |
1 |
|
|
|
|
Х.-К. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик». Основная мысль прочитанного, план изложения текста, соотнесение поступков героев с нравственными нормами |
1 |
|
|
|
|
Читальный зал. Х.-К. Андерсен «Штопальная игла» Тема, главная мысль произведения и отношение автора к героям, иллюстрирование произведения. |
1 |
|
|
|
|
Внеклассное чтение. Сказки Х.-К. Андерсена Литературный отзыв, реклама понравившейся книги |
1 |
|
|
|
|
Л. Н. Толстой «Царь и рубашка» Основная мысль прочитанного, соотнесение поступков героев с нравственными нормами, краткая аннотация. |
1 |
|
|
|
|
Читальный зал. С. Седов. «Король красуется» Основная мысль прочитанного, соотнесение поступков героев с нравственными нормами. |
1 |
|
|
|
|
Басни |
8 |
|
|
|
|
О. Мандельштам «Муха». Эзоп «Мухи» Сопоставление характеров, поступков и взаимоотношений персонажей басни, связь морали басни с собственным жизненным опытом |
1 |
|
|
Выразительно читать басню. Определять авторское отношение к персонажам и способы его выражения. Сопоставлять персонажей. Определять главную мысль произведения. Делать обобщающие выводы, привлекая читательский и жизненный опыт. Различать басню и стихотворение. Сочинять рассказы, произведения других жанров. Формировать представления о нравственных и безнравственных поступках. Выбирать форму участия в проектной деятельности по теме «Басни», сотрудничать со сверстниками и взрослыми, распределять роли |
|
Эзоп «Кошка и мыши» Сопоставление характеров, поступков и взаимоотношений персонажей басни |
1 |
|
|
|
|
Л. Н. Толстой «Отец и сыновья», «Лгун» Определение авторского отношения к персонажам и способов его выражения |
1 |
|
|
|
|
И. А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак» Связь морали басни с собственным жизненным опытом |
1 |
|
|
|
|
И. А. Крылов «Слон и Моська». Проведение аналогий между произведениями с похожими героями |
1 |
|
|
|
|
И. А. Крылов «Две Бочки» Авторское отношение к персонажам и способов его выражения, сопоставление характеров, поступков и взаимоотношений персонажей басни |
1 |
|
|
|
|
Пословицы. Смысл пословиц; использование их для выражения сути жизненной ситуации, в качестве морали басни |
1 |
|
|
|
|
Читальный зал. Басни Авторское отношение к персонажам и способы его выражения, сопоставление характеров, поступков и взаимоотношений персонажей басни |
1 |
|
|
|
|
Братья наши меньшие |
12 |
|
|
|
|
А. П. Чехов «Белолобый». Первичное знакомство с текстом Объяснение и оценка внутреннего состояния героев, обоснование сделанных выводов; определение темы и главной мысли произведения. |
1 |
|
|
Выразительно читать. Выделять нужные для ответа на вопрос фрагменты текста. Определять идею и тему произведения. Составлять план рассказа по теме. Определять приемы, использованные писателем для создания персонажа произведения. Оценивать поступки героев, аргументировать свою позицию. Различать сказку о животных и рассказ Находить в библиотеке книги заданной тематики. Внимательно и бережно относиться к живой природе |
|
А. П. Чехов «Белолобый». Составление плана рассказа по предложенной теме, цитирование произведения для обоснования собственного мнения |
1 |
|
|
|
|
М. М. Пришвин «Лимон». Первичное знакомство с текстом Наблюдение за описанием поведения и состояния животных |
1 |
|
|
|
|
М. М. Пришвин «Лимон». Словесное иллюстрирование произведения, составление словесного портрета героев. Творческий пересказ произведения. |
1 |
|
|
|
|
Л. Н. Толстой «Лев и собачка». Понимание авторского отношения к персонажам и способов его выражения, сопоставление характеров, поступков и взаимоотношений персонажей. |
1 |
|
|
|
|
Л. Н. Толстой «Лев и собачка». Наблюдение за описанием поведения и состояния животных. |
1 |
|
|
|
|
К. Г. Паустовский «Кот Ворюга». Авторское отношение к персонажам и способы его выражения, сопоставление характеров, поступков и взаимоотношений персонажей. |
1 |
|
|
|
|
К. Г. Паустовский «Кот Ворюга». Словесное иллюстрирование произведения, составление словесного портрета героев, творческий пересказ произведения, наблюдение за описанием поведения и состояния животных |
1 |
|
|
|
|
Читальный зал. С. Черный «Осленок» Описание поведения и состояния животных |
1 |
|
|
|
|
А. И. Куприн «Завирайка» |
1 |
|
|
|
|
Внеклассное чтение. Книги о животных Литературный журнал «Братья наши меньшие» (научно-популярная литература, детская периодика) |
1 |
|
|
|
|
Картинная галерея. Б. Мурильо «Мальчик с собакой» Работа с научно-популярными текстами |
1 |
|
|
|
|
О совести и долге |
10 |
|
|
|
|
Ю. Яковлев «Полосатая палка» (в сокращении) Смысл слова в контексте литературного произведения |
1 |
|
|
Пересказывать сюжет кратко, от лица персонажа. Составлять план произведения. Определять главную мысль. Создавать письменные творческие работы. Заучивать наизусть фрагменты прозаического текста. Определять внутреннее состояние персонажей, отношение автора к ним. Рекомендовать понравившееся произведение, обосновывать свое отношение к нему. Формировать представления о нравственных и безнравственных поступках. Использовать разные источники информации. Работать с аппаратом книги. Участвовать в диалоге. |
|
Ю. Яковлев «Полосатая палка» (в сокращении). Авторское отношение к персонажам и способы его выражения, сопоставление характеров, поступков и взаимоотношений персонажей |
1 |
|
|
|
|
А. Платонов «Разноцветная бабочка» Смысл слова в контексте литературного произведения. Оценка поступков героев с опорой на личный опыт |
1 |
|
|
|
|
А. Платонов «Разноцветная бабочка». Творческий пересказ текста. |
1 |
|
|
|
|
А. Кешоков «Мне больно, мальчики» Соотнесение поступков героев с нравственными нормами. |
1 |
|
|
|
|
К. Г. Паустовский «Теплый хлеб». Чтение 1 части Основная мысль прочитанного. |
1 |
|
|
|
|
К. Г. Паустовский «Теплый хлеб». Чтение 2 части Авторская позиция и отношение к героям |
1 |
|
|
|
|
К. Г. Паустовский «Теплый хлеб». Обобщение |
1 |
|
|
|
|
Внеклассное чтение. Сказки К. Г. Паустовского. Составление отзыва о литературном произведении, |
1 |
|
|
|
|
Читальный зал. К.Д. Ушинский «Слепая лошадь», Р. Сеф «Добрый человек» Авторское отношение к героям, использование цитат для доказательства своего мнения, расширение нравственных представлений |
1 |
|
|
|
|
Весна пришла |
8 |
|
|
|
|
«Жаворонушки…», «Березонька» (народные песни) Привлечение жизненного опыта при чтении художественного произведения |
1 |
|
|
Выразительно читать лирическое произведение. Участвовать в инсценировании. Привлекать жизненный опыт при чтении и анализе произведения. Создавать устно и письменно произведения разных жанров. Анализировать собственные переживания, вызванные разными родами искусств. Выражать свое отношение к явлениям природы в устной речи и в рисунках |
|
А. А. Фет «Весенний дождь» Понятия «сравнение», «метафора», «олицетворение». |
1 |
|
|
|
|
М. М. Пришвин «Лесная капель» Рефлексия собственных переживаний, вызванных произведением искусства. |
1 |
|
|
|
|
К. Д. Бальмонт «Золотая рыбка» Литературоведческий анализ текста. |
1 |
|
|
|
|
А. А. Фет «Рыбка» Выразительное чтение лирического произведения |
1 |
|
|
|
|
Внеклассное чтение. Народные песни Наблюдение за устным народным творчеством. |
1 |
|
|
|
|
В. Астафьев «Весенний остров» Выразительное чтение произведения |
1 |
|
|
|
|
Овсей Дриз «Как сделать утро волшебным» Научно-популярные тексты Различие художественных и научных текстов |
1 |
|
|
|
|
И в шутку, и всерьез |
13 |
|
|
|
|
Шутки-прибаутки. Контрольное чтение Главная мысль произведения, внутреннее состояния персонажа |
1 |
|
|
Определять главную мысль произведения. Пересказывать сжато от лица персонажа. Задавать вопросы. Составлять план по теме. Определять свое отношение к персонажу, обосновывать его фрагментами текста, рассуждениями. Работать со словарями и другими источниками информации. Делиться впечатлениями о произведении изобразительного искусства. Знакомиться с детской периодической литературой |
|
«Болтливая баба» (русская народная сказка) Анализ и классификация произведений устного народного творчества. Термин "юмористическое произведение" |
1 |
|
|
|
|
А. Линдгрен «Как Эмиль угодил головой в супницу». Главная мысль произведения, понимание внутреннего состояния персонажа. |
1 |
|
|
|
|
А. Линдгрен «Как Эмиль угодил головой в супницу». Описание персонажей и их поступков. |
1 |
|
|
|
|
Внеклассное чтение. А. Линдгрен «Эмиль из Леннеберги» Составление отзыва о прочитанных произведениях, |
1 |
|
|
|
|
Внеклассное чтение. Сказки А. Линдгрен. Литературная викторина |
1 |
|
||
|
С. Маршак «Про двух соседей» Описание персонажей и их поступков. |
1 |
|
|
|
|
С. Маршак «Старуха, дверь закрой!» Описание персонажей и их поступков. |
1 |
|
||
|
М. Зощенко «Великие путешественники». Главная мысль произведения, внутреннее состояние персонажа. |
1 |
|
|
|
|
М. Зощенко «Великие путешественники».
|
1 |
|
|
|
|
Внеклассное чтение. Детская периодическая литература . Составление отзывов о прочитанных произведениях, презентация прочитанной литературы |
1 |
|
|
|
|
Картинная галерея. З. Серебрякова «За обедом» Описание картины с учетом деталей, внимание к особенностям быта персонажей картины |
1 |
|
|
|
|
Читальный зал. А. Усачев «На чем держится Земля?» А. Дорофеев «Укушенные» Наблюдение над словом, иронией автора, юмором |
1 |
|
|