12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Елена Геннадьевна Байгулова24
Россия, Татарстан респ., Набережные Челны
1

Рабочая программа по предмету литературное чтение для 3 класса

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №60»

 

ПРИНЯТО

Педагогическим советом

Протокол №

Директор школы:

_________________

 

Введено приказом №

от.

 

Рабочая программа

по предмету литературное чтение

для 3 класса (3 часа в неделю, 102 часа в год)

 

Составитель: Байгулова Елена Геннадьевна

(учитель начальных классов, высшая квалификационная категория)

 

СОГЛАСОВАНО

от

Зам. директора ______________

 

РАССМОТРЕНО

на заседании МО, протокол №

Руководитель МО ___________

 

 

г. Набережные Челны

2018

СОДЕРЖАНИЕ


 

Планируемые результаты изучения учебного предмета………………………………………………………… 3

Содержание учебного предмета ………………………........................................................................................... 9

Календарно-тематическое планирование …………………………………………………………………………. 12

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Название раздела

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Личностные результаты

ученик научится

ученик получит возможность научиться

Виды речевой и читательской деятельности

 

осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;

прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения;

читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;

различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста;

читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;

использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов);

ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно‑популярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании):

для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения; воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни, изображенные автором; этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения; определять основные события и устанавливать их последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;

для научно-популярных текстов: определять основное содержание текста; озаглавливать текст, в краткой форме отражая в названии основное содержание текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания явлений, процессов), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;

использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов:

для художественных текстов: устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками (мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста;

для научно-популярных текстов: устанавливать взаимосвязь между отдельными фактами, событиями, явлениями, описаниями, процессами и между отдельными частями текста, опираясь на его содержание;

использовать различные формы интерпретации содержания текстов:

для художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста; составлять характеристику персонажа; интерпретировать текст, опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста;

для научно-популярных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на тексте; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, объяснять явления природы, пояснять описываемые события, соотнося их с содержанием текста;

ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (толькодля художественных текстов);

различать на практическом уровне виды текстов (художественный и научно-популярный), опираясь на особенности каждого вида текста (для всех видов текстов);

передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов);

участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов).

осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение;

осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;

высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном) произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст;

устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия других видов искусства;

составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание).

 

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД

Ученик научится:

принимать и сохранять учебную задачу;

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

различать способ и результат действия;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

Ученик получит возможность научиться:

преобразовывать практическую задачу в познавательную;

осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

Ученик научится:

использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;

ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

осуществлять синтез как составление целого из частей;

проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;

устанавливать аналогии;

владеть рядом общих приёмов решения задач.

Ученик получит возможность научиться:

создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

КОММУНИКАТИВНЫЕ

Ученик научится:

адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

задавать вопросы;

контролировать действия партнера;

использовать речь для регуляции своего действия;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Ученик получит возможность научиться:

учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;

с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.).

внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно­познавательные и внешние мотивы;

учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

способность к оценке своей учебной деятельности;

основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;

установка на здоровый образ жизни;

основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Выпускник получит возможность для формирования:

внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно­познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

выраженной устойчивой учебно­познавательной мотивации учения;

устойчивого учебно­познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках;

осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.

Круг детского чтения (для всех видов текстов)

 

осуществлять выбор книги в библиотеке (или в контролируемом Интернете) по заданной тематике или по собственному желанию;

вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и внеучебной деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения;

составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение по заданному образцу.

работать с тематическим каталогом;

работать с детской периодикой;

самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме).

Литературоведческая пропедевтика (только для художественных текстов)

распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений (на примерах художественных образов и средств художественной выразительности);

отличать на практическом уровне прозаический текст
от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов;

различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка, пословица), приводить примеры этих произведений;

находить средства художественной выразительности (метафора, олицетворение, эпитет).

 

воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить примеры проявления художественного вымысла в произведениях;

сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (иносказание, метафора, олицетворение, сравнение, эпитет);

определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста.

Творческая деятельность (только для художественных текстов)

 

создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки;

восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание, или пополняя его событиями;

составлять устный рассказ по репродукциям картин художников и/или на основе личного опыта;

составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов).

 

вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например, рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц или неодушевленного предмета;

писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва;

создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения;

создавать проекты в виде книжек-самоделок, презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями;

работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное (прослушанное, созданное самостоятельно) художественное произведение, в том числе и в виде мультимедийного продукта (мультфильма).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Название раздела

Краткое содержание

Кол-во часов

Аудирование (слушание)

 

Восприятие громкого чтения: адекватное понимание содержания звучащего текста, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения; определение последовательности развития сюжетного действия (основных сюжетных линий); особенностей поведения и описания героев автором; определение жанра художественных произведений.

формируется при изучении всех разделов курса

Чтение

 

Навык чтения вслух и про себя

Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух; скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения; постепенное увеличение скорости чтения; орфоэпически и интонационно верное прочтение предложений при смысловом понимании разных по виду и по типу текстов; интонирование простого предложения на основе знаков препинания. Чтение художественного произведения с переходом на постепенное выразительное исполнение: чтение с выделением смысловых пауз, интонации.

формируется при изучении всех разделов курса

Говорение (культура речевого общения )

Диалог, особенности диалогического общения: понимать, отвечать и самостоятельно задавать вопросы по

тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению. Нормы и формы речевого общения.

Монолог как форма речевого высказывания: отбор и использование изобразительно-выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение, олицетворения, гипербола) для создания собственного устного высказывания; воплощение своих жизненных впечатлений в словесном образе; самостоятельное построение композиции собственного высказывания; анализ авторского замысла; передача основной мысли текста в высказывании.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам, на заданную тему.

формируется при изучении всех разделов курса

Письмо (культура письменной речи )

Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характера героев, жанра произведения), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) в мини-сочинениях типа текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение, рассказ на заданную тему, отзыв.

формируется при изучении всех разделов курса

Работа с разными видами текста

 

Общее представление о разных видах текстов: художественных, учебных, научно-познавательных и их сравнение. Определение целей и задач создания этих видов текста.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений; выделение способов организации разных видов текста. Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению.

Самостоятельное определение темы текста, главной мысли; структуры; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступление товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

формируется при изучении всех разделов курса

Литературоведческая пропедевтика

 

Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол, олицетворений, звукописи.

Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.

Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов рассказывания: повествование (рассказ), описание (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждение (монолог героя, диалог героев).

Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

Историко-литературные понятия: фольклор и авторские художественные произведения (различение).

Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) – узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция).

Литературная (авторская) сказка.

Рассказ, пьеса, стихотворение, басня, очерк – общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.

формируется при изучении всех разделов курса

Творческая деятельность учащихся

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии).

формируется при изучении всех разделов курса

 

 

п/п

Название темы

Круг детского чтения

Кол-во часов

1

Уж небо осенью дышало…

К. Паустовский «Барсучий нос», «Подарок»; М. Пришвин из книги «Дорога к другу»; И. Бунин «Листопад»; Н. Рубцов «У сгнившей лесной избушки…»

Самостоятельное чтение. М. Пришвин из книги «Лесная капель»; А. Фет «Осенняя роза»; А. Жигулин «Загорелась листва на березах…»

11

2

Народные сказки

Русские сказки: «Семь Симеонов», «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо»; литовская сказка «Жаба-королева»; таджикская сказка «Птица Кахна»; китайская сказка «Как юноша любимую искал».

Самостоятельное чтение. Русская сказка «Царевна- лягушка»; казахская сказка «Мастер Али».

11

3

Поэтические страницы

А. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный…»; Ю. Мориц «Песенка про сказку»; немецкая баллада «Маленький скрипач»; Г. Сапгир «Сны».

Самостоятельное чтение. К. Бальмонт «У чудищ»; С. Островой «Сказки».

5

4

О мужестве и любви

В. Белов «Верный и Малька», «Малька провинилась», «Ещё про Мальку»; И. Тургенев «Воробей»; Н. Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка»; Л. Толстой «Прыжок».

Самостоятельное чтение. В. Астафьев «Белогрудка»; Е. Винокуров «Со мной в одной роте».

8

5

Зимы ждала, ждала природа…

С. Есенин «Разгулялась вьюга»; А. Пушкин «В тот год осенняя погода…», «Зимнее утро», «Зимняя дорога»; Ф. Тютчев «Чародейкою зимою».

Самостоятельное чтение. И. Бунин «Первый снег»; А. Твардовский «Утро»; М. Пришвин из книги «Глаза земли».

7

6

Авторские сказки

А. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»; Х. К. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»; Л. Толстой «Царь и рубашка».

Самостоятельное чтение. Х. К. Андерсен «Штопальная игла»; С. Седов «Король красуется».

9

7

Басни

О. Мандельштам «Муха»; Эзоп «Мухи», «Кошка и мыши»; Л. Толстой «Отец и сыновья», «Лгун»; И. Крылов «Лебедь, Щука и Рак», «Слон и Моська», «Две Бочки».

Пословицы.

Самостоятельное чтение. Федр «Лягушка и мышь»; Л. Толстой «Комар и лев»; И. Крылов «Мышь и Крыса».

8

8

Братья наши меньшие.

А. Чехов «Белолобый»; М. Пришвин «Лимон»; Л. Толстой «Лев и собачка»; К. Паустовский «Кот Ворюга».

Самостоятельное чтение. Саша Чёрный «Ослёнок»; А. Куприн «Завирайка».

12

9

О совести и долге.

Ю. Яковлев «Полосатая палка»; А. Платонов «Разноцветная бабочка»; А. Кешоков «Мне больно, мальчики»; К. Паустовский «Тёплый хлеб».

Самостоятельное чтение. К. Ушинский «Слепая лошадь»; Р. Сеф «Добрый человек».

10

10

Весна пришла

Русские народные песни: «Жаворонушки», «Берёзонька»; А. Фет «Весенний дождь», «Рыбка»; К. Бальмонт «Золотая рыбка»; М. Пришвин «Лесная капель».

Самостоятельное чтение. В. Астафьев «Весенний остров»; О. Дриз «Как сделать утро волшебным».

8

11

И в шутку, и всерьёз.

Шутки-прибаутки; русская сказка «Болтливая баба»; А. Линдгрен «Как Эмиль угодил головой в супницу»; С. Маршак «Про двух соседей», «Старуха, дверь закрой!»; М. Зощенко «Великие путешественники».

Самостоятельное чтение. А. Усачёв «На чём держится Земля»; А. Дорофеев «Укушенные».

13

 

 

Итого

102

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

УМК: «Планета знаний», Литературное чтение, 3 класс, Э.Э. Кац, в 3-х частях - Москва: Астрель, 2013

Изучаемый раздел, тема учебного материала

Кол-во часов

Дата

Основные виды учебной деятельности

План

Факт

 

«Уж небо осенью дышало…»

11

 

 

 

 

К. Г. Паустовский «Барсучий нос». Определение собственного отношения к прочитанному. Приемы выразительного чтения.

1

 

 

Выразительно читать, передавать нужную интонацию. Пересказывать близко к тексту, кратко, от лица персонажей. Рассказывать по предложенному или самостоятельно составленному плану. Привлекать читательский и жизненный опыт для решения поставленной задачи. Передавать впечатления, полученные при восприятии разных родов искусства. Подбирать синонимы к предложенным словам и словосочетаниям. Определять и оценивать позиции литературных героев. Выявлять главную мысль произведения. Находить сравнения в тексте произведения. Сочинять устные и письменные рассказы по заданной теме. Сравнивать настроение, выраженное в разных произведениях. Различать сказку и рассказ. Составлять план рассказа. Пользоваться словарем синонимов и справочником в конце учебника, школьным толковым словарем. Анализировать композицию картины и изобразительные средства, используемые художником. Подбирать художественные произведения и репродукции картин на заданную тему

 

К. Г. Паустовский «Барсучий нос». Устный пересказ текста с элементами творчества. Словесное иллюстрирование произведения

1

 

 

 

И. А. Бунин «Листопад». Эмоциональная окрашенность лирического произведения. Приемов выразительного чтения. Сравнение и рифма.

1

 

 

 

И. А. Бунин «Листопад» Формулирование вопросов по содержанию произведения. Словесное иллюстрирование произведения

1

 

 

 

М. М. Пришвин «Хрустальный день», «Капитан-паук» Метафора. Синонимы слов и словосочетаний.

1

 

 

 

М. М. Пришвин «Недосмотренные грибы» Сравнение текстов и авторских замыслов схожих по тематике произведений, анализ и выводы о прочитанном.

1

 

 

 

Н. Рубцов «У сгнившей лесной избушки» Сравнение настроения, выраженного в разных произведениях

1

 

 

 

К. Г. Паустовский «Подарок». Выражение и оценка позиции литературных героев, главная мысль произведения; плана пересказа и творческого рассказа

1

 

 

 

К. Г. Паустовский «Подарок». Пересказ текста. Впечатления от произведений изобразительного искусства.

1

 

 

 

Внеклассное чтение.

Осень в произведениях русских писателей. Анатолий Жигулин, А. Фет и др.

1

 

 

 

Картинная галерея. И. И. Левитан «Лесное озеро»

Работа с научно-популярными текстами.

1

 

 

 

Народные сказки

11

 

 

 

 

«Семь Симеонов» (русская народная сказка). Особенности народных волшебных сказок.

1

 

 

Выразительно читать. Читать по ролям. Пересказывать фрагменты произведения близко к тексту. Определять главную мысль произведения. Сопоставлять героев, идеи разных произведений. Продолжать сюжет произведения. Составлять план рассказа. Находить нужные книги в библиотеке. Ориентироваться в сборниках произведений. Сравнивать иллюстрации к сказкам в разных сборниках. Уважать культуру разных народов. Анализировать произведение изобразительного искусства по предложенному плану. Подбирать репродукции картин на заданную тему. Выбирать форму участия в проектной деятельности по теме «Народные сказки», сотрудничать со сверстниками и взрослыми, распределять роли

 

«Семь Симеонов» (русская народная сказка). Особенности литературных героев, главная мысль произведения, сопоставление сюжетов, основных мыслей прочитанных произведений

1

 

 

 

«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» (русская народная сказка). Первичное знакомство с текстом

1

 

 

 

«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» (русская народная сказка). Особенности и сравнение литературных героев, главная мысль произведения, сопоставление сюжетов, основных мыслей.

1

 

 

 

Внеклассное чтение. Русские народные сказки«Иван-царевич и серый волк» (русская народная сказка) Приемы поиска и отбора книг и произведений на заданную тему.

1

 

 

 

Картинная галерея. В. М. Васнецов «Иван-царевич на сером волке» Сравнение литературных и художественных произведений схожей тематики, собенности выразительных средств разных видов искусства

1

 

 

 

«Жаба-королева» (литовская народная сказка) Особенности прибалтийских сказок, сравнение и анализ сказочных сюжетов разных народов.

1

 

 

 

«Птица Кахна» (таджикская народная сказка) Особенностями восточных сказок, сравнение и анализ сказочных сюжетов разных народов, план текста

1

 

 

 

«Как юноша любимую искал» (китайская народная сказка). Особенности восточных сказок, основная мысль текста

1

 

 

 

«Как юноша любимую искал» (китайская народная сказка). Сравнение и анализ сказочных сюжетов разных народов.

1

 

 

 

Внеклассное чтение.

Сказки народов мира. «Царевна-лягушка» (русская народная сказка) Сказки народов мира. Сопоставление нравственных позиций героев в разных сказках

1

 

 

 

Поэтические страницы

5

 

 

 

 

А. С. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый...» (отрывок) Авторская позиция и собственные впечатления от прочитанного

1

 

 

Выразительно читать лирическое произведение. Привлекать читательский опыт. Определять свое впечатление от прочитанного. Выявлять авторскую позицию. Отвечать на вопросы по тексту, аргументировать свою позицию. Подбирать эпитеты, синонимы и антонимы к словам. Формировать представления о нравственных категориях (добре и зле)

 

Ю. Мориц«Песенка про сказку» Способы выражения авторской позиции.

1

 

 

 

«Маленький скрипач» (немецкая народная баллада) Составление словесного портрета героя, чтение по ролям.

1

 

 

 

Г. Сапгир «Сны» Нормы литературного произношения, правильное интонирование, логическое ударение и темп речи

1

 

 

 

К.Д. Бальмонт «У чудищ», С. Островой «Сказки…» Нормы литературного произношения, личное мнение о литературном произведении

1

 

 

 

О мужестве и о любви

8

 

 

 

 

В. Белов «Верный и Малька» Характеристика литературного героя, определение своего и авторского отношения к нему, внутреннее состояние литературных героев, главная мысль текста

1

 

 

Выразительно читать. Отвечать на вопросы по тексту, находить нужные фрагменты текста для подтверждения своей позиции. Определять свое и авторское отношение к героям. Рассказывать по плану, от лица персонажа. Создавать устные и письменные рассказы на заданную тему. Формировать представления о нравственных категориях. Бережно относиться к животным. Находить нужные источники информации. Сопоставлять литературные произведения с произведениями других родов искусств (кино, театр)

 

В. Белов «Малька провинилась» Характеристика литературного героя, определение своего и авторского отношения к нему, внутреннее состояние литературных героев, главная мысль текста

1

 

 

 

В. Белов «Еще про Мальку» Характеристика литературного героя, определение своего и авторского отношения к нему, внутреннее состояние литературных героев, главная мысль текста

1

 

 

 

И. С. Тургенев «Воробей» Характеристика литературного героя, определение своего и авторского отношения к нему, внутреннее состояние литературных героев, главная мысль текста

1

 

 

 

Н. Г. Гарин-Михайловский «Тема и Жучка» Характеристика литературного персонажа, объяснение внутреннего состояния литературных героев, предопределение поступков героя по началу произведения.

1

 

 

 

Л. Н. Толстой «Прыжок» Сравнение личностных характеристик героев

1

 

 

 

Читальный зал. В. Астафьев. «Белогрудка» Ключевые слова произведения, основную мысль произведения

1

 

 

 

Внеклассное чтение. Сказки Е. Шварца Сказки В. Каверина Характеристика книги, составление отзыва о прочитанном литературном произведении, нравственная оценка поступков литературных героев.

1

 

 

 

Зимы ждала, ждала природа…

7

 

 

 

 

С. Есенин «Разгулялась вьюга...» Олицетворение.

1

 

 

Выразительно читать. Заучивать наизусть. Объяснять значение слова в контексте произведения. Подбирать синонимы, антонимы. Подбирать эпитеты. Находить олицетворения в тексте. Сопоставлять переживания, выраженные в разных произведениях. Привлекать собственный жизненный опыт. Воспроизводить впечатление, полученное при чтении произведения, объяснять его. Анализировать собственные переживания и находить их причины. Извлекать информацию из произведения изобразительного искусства. Находить в библиотеке книги заданной тематики

 

А. С. Пушкин «В тот год осенняя погода...» (отрывок) Словесное иллюстрирование литературного произведения

1

 

 

 

А. С. Пушкин «Зимнее утро» Составление личного мнения о литературном произведении

1

 

 

 

А. С. Пушкин «Зимняя дорога» (отрывок) Изобразительные средства произведения, сравнение художественных и научно-популярных текстов.

1

 

 

 

Ф. И. Тютчев «Чародейкою Зимою...» Личная позиция с опорой на текст

1

 

 

 

Картинная галерея. Н. Крылов «Зима» Творчество русского художника, составление устного рассказа о картине. Краткая характеристика особенностей народного быта

1

 

 

 

Внеклассное чтение. Читальный зал. Зима в произведениях разных жанров Выразительное чтение с соблюдением литературных норм

1

 

 

 

Авторские сказки

9

 

 

 

 

А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» Личная позиция, подбор цитат, поведения и описание внутреннего состояния литературных героев

1

 

 

Составлять план рассказа по теме. Определять тему и главную мысль произведения. Творчески пересказывать сюжет произведения. Сопоставлять сюжет с сюжетами народных сказок. Характеризовать героя. Выявлять отношение автора к персонажам. Читать по ролям. Ставить вопросы к тексту произведения. Формировать нравственное чувство и нравственное сознание Придумывать вопросы к произведению. Характеризовать внутреннее состояние героев. Определять отношение автора к персонажам. Привлекать жизненный опыт в процессе осмысления художественного произведения. Пользоваться словарем синонимов и справочником в конце учебника, школьным толковым словарем. Находить нужную книгу в библиотеке. Рассказывать о прочитанной книге. Внимательно относиться к переживаниям других людей

 

А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» Внутреннего состояние литературных героев, иллюстраций к произведениям, цитаты для подтверждения своего мнения, знакомство с архаизмами

1

 

 

 

А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Внутреннего состояния литературных героев, выразительное чтение по ролям с элементами театрализации.

1

 

 

 

Х.-К. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик» Авторское отношение к героям.

1

 

 

 

Х.-К. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик». Основная мысль прочитанного, план изложения текста, соотнесение поступков героев с нравственными нормами

1

 

 

 

Читальный зал. Х.-К. Андерсен «Штопальная игла» Тема, главная мысль произведения и отношение автора к героям, иллюстрирование произведения.

1

 

 

 

Внеклассное чтение. Сказки Х.-К. Андерсена Литературный отзыв, реклама понравившейся книги

1

 

 

 

Л. Н. Толстой «Царь и рубашка» Основная мысль прочитанного, соотнесение поступков героев с нравственными нормами, краткая аннотация.

1

 

 

 

Читальный зал. С. Седов. «Король красуется» Основная мысль прочитанного, соотнесение поступков героев с нравственными нормами.

1

 

 

 

Басни

8

 

 

 

 

О. Мандельштам «Муха». Эзоп «Мухи» Сопоставление характеров, поступков и взаимоотношений персонажей басни, связь морали басни с собственным жизненным опытом

1

 

 

Выразительно читать басню. Определять авторское отношение к персонажам и способы его выражения. Сопоставлять персонажей. Определять главную мысль произведения. Делать обобщающие выводы, привлекая читательский и жизненный опыт. Различать басню и стихотворение. Сочинять рассказы, произведения других жанров. Формировать представления о нравственных и безнравственных поступках. Выбирать форму участия в проектной деятельности по теме «Басни», сотрудничать со сверстниками и взрослыми, распределять роли

 

Эзоп «Кошка и мыши» Сопоставление характеров, поступков и взаимоотношений персонажей басни

1

 

 

 

Л. Н. Толстой «Отец и сыновья», «Лгун» Определение авторского отношения к персонажам и способов его выражения

1

 

 

 

И. А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак» Связь морали басни с собственным жизненным опытом

1

 

 

 

И. А. Крылов «Слон и Моська». Проведение аналогий между произведениями с похожими героями

1

 

 

 

И. А. Крылов «Две Бочки» Авторское отношение к персонажам и способов его выражения, сопоставление характеров, поступков и взаимоотношений персонажей басни

1

 

 

 

Пословицы. Смысл пословиц; использование их для выражения сути жизненной ситуации, в качестве морали басни

1

 

 

 

Читальный зал. Басни Авторское отношение к персонажам и способы его выражения, сопоставление характеров, поступков и взаимоотношений персонажей басни

1

 

 

 

Братья наши меньшие

12

 

 

 

 

А. П. Чехов «Белолобый». Первичное знакомство с текстом Объяснение и оценка внутреннего состояния героев, обоснование сделанных выводов; определение темы и главной мысли произведения.

1

 

 

Выразительно читать. Выделять нужные для ответа на вопрос фрагменты текста. Определять идею и тему произведения. Составлять план рассказа по теме. Определять приемы, использованные писателем для создания персонажа произведения. Оценивать поступки героев, аргументировать свою позицию. Различать сказку о животных и рассказ Находить в библиотеке книги заданной тематики. Внимательно и бережно относиться к живой природе

 

А. П. Чехов «Белолобый». Составление плана рассказа по предложенной теме, цитирование произведения для обоснования собственного мнения

1

 

 

 

М. М. Пришвин «Лимон». Первичное знакомство с текстом Наблюдение за описанием поведения и состояния животных

1

 

 

 

М. М. Пришвин «Лимон». Словесное иллюстрирование произведения, составление словесного портрета героев. Творческий пересказ произведения.

1

 

 

 

Л. Н. Толстой «Лев и собачка». Понимание авторского отношения к персонажам и способов его выражения, сопоставление характеров, поступков и взаимоотношений персонажей.

1

 

 

 

Л. Н. Толстой «Лев и собачка». Наблюдение за описанием поведения и состояния животных.

1

 

 

 

К. Г. Паустовский «Кот Ворюга». Авторское отношение к персонажам и способы его выражения, сопоставление характеров, поступков и взаимоотношений персонажей.

1

 

 

 

К. Г. Паустовский «Кот Ворюга». Словесное иллюстрирование произведения, составление словесного портрета героев, творческий пересказ произведения, наблюдение за описанием поведения и состояния животных

1

 

 

 

Читальный зал. С. Черный «Осленок» Описание поведения и состояния животных

1

 

 

 

А. И. Куприн «Завирайка»

1

 

 

 

Внеклассное чтение. Книги о животных Литературный журнал «Братья наши меньшие» (научно-популярная литература, детская периодика)

1

 

 

 

Картинная галерея. Б. Мурильо «Мальчик с собакой» Работа с научно-популярными текстами

1

 

 

 

О совести и долге

10

 

 

 

 

Ю. Яковлев «Полосатая палка» (в сокращении) Смысл слова в контексте литературного произведения

1

 

 

Пересказывать сюжет кратко, от лица персонажа. Составлять план произведения. Определять главную мысль. Создавать письменные творческие работы. Заучивать наизусть фрагменты прозаического текста. Определять внутреннее состояние персонажей, отношение автора к ним. Рекомендовать понравившееся произведение, обосновывать свое отношение к нему. Формировать представления о нравственных и безнравственных поступках. Использовать разные источники информации. Работать с аппаратом книги. Участвовать в диалоге.

 

Ю. Яковлев «Полосатая палка» (в сокращении). Авторское отношение к персонажам и способы его выражения, сопоставление характеров, поступков и взаимоотношений персонажей

1

 

 

 

А. Платонов «Разноцветная бабочка» Смысл слова в контексте литературного произведения. Оценка поступков героев с опорой на личный опыт

1

 

 

 

А. Платонов «Разноцветная бабочка». Творческий пересказ текста.

1

 

 

 

А. Кешоков «Мне больно, мальчики» Соотнесение поступков героев с нравственными нормами.

1

 

 

 

К. Г. Паустовский «Теплый хлеб». Чтение 1 части Основная мысль прочитанного.

1

 

 

 

К. Г. Паустовский «Теплый хлеб». Чтение 2 части Авторская позиция и отношение к героям

1

 

 

 

К. Г. Паустовский «Теплый хлеб». Обобщение

1

 

 

 

Внеклассное чтение. Сказки К. Г. Паустовского. Составление отзыва о литературном произведении,

1

 

 

 

Читальный зал. К.Д. Ушинский «Слепая лошадь», Р. Сеф «Добрый человек» Авторское отношение к героям, использование цитат для доказательства своего мнения, расширение нравственных представлений

1

 

 

 

Весна пришла

8

 

 

 

 

«Жаворонушки…», «Березонька» (народные песни) Привлечение жизненного опыта при чтении художественного произведения

1

 

 

Выразительно читать лирическое произведение. Участвовать в инсценировании. Привлекать жизненный опыт при чтении и анализе произведения. Создавать устно и письменно произведения разных жанров. Анализировать собственные переживания, вызванные разными родами искусств. Выражать свое отношение к явлениям природы в устной речи и в рисунках

 

А. А. Фет «Весенний дождь» Понятия «сравнение», «метафора», «олицетворение».

1

 

 

 

М. М. Пришвин «Лесная капель» Рефлексия собственных переживаний, вызванных произведением искусства.

1

 

 

 

К. Д. Бальмонт «Золотая рыбка» Литературоведческий анализ текста.

1

 

 

 

А. А. Фет «Рыбка» Выразительное чтение лирического произведения

1

 

 

 

Внеклассное чтение. Народные песни Наблюдение за устным народным творчеством.

1

 

 

 

В. Астафьев «Весенний остров» Выразительное чтение произведения

1

 

 

 

Овсей Дриз «Как сделать утро волшебным» Научно-популярные тексты Различие художественных и научных текстов

1

 

 

 

И в шутку, и всерьез

13

 

 

 

 

Шутки-прибаутки. Контрольное чтение Главная мысль произведения, внутреннее состояния персонажа

1

 

 

Определять главную мысль произведения. Пересказывать сжато от лица персонажа. Задавать вопросы. Составлять план по теме. Определять свое отношение к персонажу, обосновывать его фрагментами текста, рассуждениями. Работать со словарями и другими источниками информации. Делиться впечатлениями о произведении изобразительного искусства. Знакомиться с детской периодической литературой

 

«Болтливая баба» (русская народная сказка) Анализ и классификация произведений устного народного творчества. Термин "юмористическое произведение"

1

 

 

 

А. Линдгрен «Как Эмиль угодил головой в супницу». Главная мысль произведения, понимание внутреннего состояния персонажа.

1

 

 

 

А. Линдгрен «Как Эмиль угодил головой в супницу». Описание персонажей и их поступков.

1

 

 

 

Внеклассное чтение. А. Линдгрен «Эмиль из Леннеберги» Составление отзыва о прочитанных произведениях,

1

 

 

 

Внеклассное чтение. Сказки А. Линдгрен. Литературная викторина

1

 

 

С. Маршак «Про двух соседей» Описание персонажей и их поступков.

1

 

 

 

С. Маршак «Старуха, дверь закрой!» Описание персонажей и их поступков.

1

 

 

М. Зощенко «Великие путешественники». Главная мысль произведения, внутреннее состояние персонажа.

1

 

 

 

М. Зощенко «Великие путешественники».

 

1

 

 

 

Внеклассное чтение. Детская периодическая литература . Составление отзывов о прочитанных произведениях, презентация прочитанной литературы

1

 

 

 

Картинная галерея. З. Серебрякова «За обедом» Описание картины с учетом деталей, внимание к особенностям быта персонажей картины

1

 

 

 

Читальный зал. А. Усачев «На чем держится Земля?» А. Дорофеев «Укушенные» Наблюдение над словом, иронией автора, юмором

1

 

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.