Рабочая программа по предмету «Окружающий природный мир» в 5 классе (вариант 2)
Государственное областное казенное учреждение Иркутской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Специальная (коррекционная) школа-интернат № 1 г. Ангарска».
РАССМОТРЕНО: председатель МС __________ С.Н. Бурунова «___» _____________2021г. | СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по УР _______ С.А. Стирбинскене «___» _____________2021г | УТВЕРЖДАЮ: Директор ГОКУ ИО С(К)ШИ №1 г. Ангарска ________ М.Н. Малофеева «___» _____________2021г |
Рабочая программа по предмету:
«Окружающий природный мир» (вариант 2).
Класс: 5 «В»
Учитель: Новосельцева О.В.
Учебный год: 2021-2022г
Пояснительная записка.
Рабочая программа по предмету «Окружающий природный мир» разработана на основе нормативных документов:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ (редакция 2016 г).
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 № 1599
Адаптированная основная общеобразовательная программа Государственного областного казенного учреждения Иркутской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Специальная (коррекционная) школа- интернат № 1 г. Ангарска».
Цель: формировать представления о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.
Задачи:
формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы;
формирование временных представлений, привлечение внимания учащихся к сезонным изменениям в природе родного края;
формирование представлений о растительном и животном мире;
формирование представлений о теле человека, о элементарных правилах здорового образа жизни.
Общая характеристика учебного предмета.
В процессе формирования представлений о живой и неживой природе ученики получают знания о природных явлениях, о цикличности в природе – сезонных, суточных изменениях, учится устанавливать общие закономерности жизни природы. При изучении раздела «Почва» учащиеся знакомятся со свойствами почвы, ее составом, значением для жизни животных и человека. Ученики знакомятся с разнообразием животного и растительного мира, получают представление о среде обитания животных и растений. Внимание ребенка обращается на связь объектов живой и неживой природы. Наблюдая за трудом взрослых по уходу за домашними животными и растениями и, посильно участвуя в нем, ребенок приобретает и совершенствует навыки повседневного труда. Много внимания в программе уделено вопросам бережного отношения к природе. Программа предполагает формирование элементарных представлений о значении мозга человека, о правильной организации своей жизни.
Место предмета в учебном плане.
Место учебного предмета «Окружающий природный мир» определено учебным планом учреждения, относиться к образовательным областям обязательной части. В учебном плане предмет представлен с расчётом 2 часа в неделю, 66 часов в год.
1. четверть-16 ч.
2. четверть-14 ч.
3. четверть-20 ч.
4. четверть-16 ч.
Планируемые результаты обучения:
Предметные результаты:
1) Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умение адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям.
Интерес к объектам и явлениям неживой природы.
Представления об объектах неживой природы (вода, воздух, земля, огонь, лес, луг, река, водоемы, формы земной поверхности, полезные ископаемые и др.).
Представления о временах года, характерных признаках времен года, погодных изменениях, их влиянии на жизнь человека.
Умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения правил жизнедеятельности, охраны здоровья.
2) Представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека.
Интерес к объектам живой природы.
Представления о животном и растительном мире (растения, животные, их виды, понятия «полезные» - «вредные», «дикие» - «домашние» и др.).
Опыт заботливого и бережного отношения к растениям и животным, ухода за ними.
Умение соблюдать правила безопасного поведения в природе (в лесу, у реки и др.).
3) Элементарные представления о течении времени.
Умение различать части суток, дни недели, месяцы, их соотнесение с временем года.
Представления о течении времени: смена событий дня, смена частей суток, дней недели, месяцев в году и др.
Личностные результаты:
Программа направлена на то, чтобы каждый ученик, как субъект учебно–познавательной деятельности, мог проявить свои личностные качества:
- проявлять познавательный интерес;
- проявлять и выражать свои эмоции;
- обозначать свое понимание или непонимание вопроса;
- участвовать в совместной, коллективной деятельности;
- проявлять готовность следовать установленным правилам поведения и общения на уроке и на перемене;
- проявлять эмоционально-положительное отношение к сверстникам, педагогам, другим взрослым.
Содержание учебного предмета.
Раздел | Краткое содержание раздела |
Сезонные изменения в природе. Долгота дня. | Долгота дня. Влияние солнца на смены времен года. Сутки. Долгота дня летом и зимой. Календарь. Восход и закат Солнца. |
Времена года. | Осень. Зима. Весна. Лето. Изменения в жизни растений, животных и человека в разные времена года. Сезонные полевые работы. |
Неживая природа. Почва. | Почва. Состав почвы. Песок, камни, глина. Рельеф земной поверхности. |
Живая природа. Растения. | Многообразие растений. Сравнение растений. Группы растений. Части растений. Съедобные злаки. Фрукты и овощи. Растения леса. Деревья. Ягодные кустарники. Деревья лиственные и хвойные. Для чего используют древесину. Лекарственные растения. Красная книга. Растения и животные Красной книги. |
Живая природа. Животные. | Дикие и домашние животные. Многообразие домашних животных. Многообразие домашних животных. Лошадь, корова, свинья, овца. Птицы. Строение птиц. Многообразие птиц. Птицы – защитники растений. Водоплавающие птицы. Утка, гусь, лебедь. Домашние утки и гуси. Сходство и различие диких и домашних птиц. Куры. Насекомые. Пчёлы. Продукты пчеловодства. |
Живая природа. Человек | Мозг человека. Строение мозга. Значение мозга человека. Профилактика травм мозга. Организация правильного распорядка дня. |
Материально-техническое обеспечение.
1. Объекты природы:
-камни;
-почва;
-семена;
-комнатные растения и другие образцы природного материала.
2. Наглядный изобразительный материал:
-видео;
-фотографии;
-рисунки для демонстрации обучающимся.
3. Муляжи:
-овощей;
-фруктов.
4. Пиктограммы с изображениями действий, операций по уходу за растениями, животными; различные
5. Календари; изображения сезонных изменений в природе.
Литература для учителя:
1. Примерная адаптированная общеобразовательная программа образования учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) / М-во образования и науки Рос. Федерации. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2018.
2. Матвеева Н.Б., Попова М.А., Куртова Т.О.. Ярочкина И.А. Мир природы и человека. Учебник для 4 класса образовательных учреждений. Реализующих адаптивные общеобразовательные программы – М.: Просвещение, 2018 г.
Календарно-тематический план по предмету:
«Окружающий природный мир».
№ п/п | № п/ч | Тема: | Кол-во часов | Дата | Основные виды учебной деятельности | Приме-чание | |||
По клен-дарю | По факту | ||||||||
1. четверть | |||||||||
1. | 1. | Сезонные изменения в природе. | 1. | 01.09 | | Узнавать части суток Узнавание (различение) явлений природы. Соотнесение явлений природы с временем года. Узнавание (различение) времени года по характерным признакам. Знать свойства почвы. Различать живую и неживую природу. | | ||
2. | 2. | Влияние солнца на смену времен года. | 1. | 02.09 | | | |||
3. | 3. | Сутки. Восход и закат Солнца. Долгота дня летом и зимой. Осенние месяцы. | 1. | 08.09 | | | |||
4. | 4. | Времена года. Осень Растения осенью. | 1. | 09.09 | | | |||
5. | 5. | Времена года. Осень Растения осенью. | 1. | 15.09 | | | |||
6. | 6. | Растения поля. Растения сада. Овощи. | 1. | 16.09 | | | |||
7. | 7. | Времена года. Осень. Растения осенью. Растения леса. | 1. | 22.009 | | | |||
8. | 8. | Времена года. Осень. Растения осенью. Растения леса. | 1. | 23.09 | | | |||
9. | 9. | Времена года. Осень. Животные осенью. | 1. | 29.09 | | | |||
10. | 10. | Времена года. Осень. Животные осенью. | 1. | 30.09 | | | |||
11. | 11. | Времена года. Осень Занятия людей осенью. Осенние полевые работы. | 1. | 06.10 | | | |||
12. | 12. | Времена года. Осень Занятия людей осенью. Осенние полевые работы. | 1. | 07.10 | | | |||
13. | 13. | Съедобные злаки. | 1. | 13.10 | | | |||
14. | 14. | Повторение пройденного материала. | 1. | 14.10 | | | |||
15. | 15. | Неживая природа. Почва. Глина. | 1. | 20.10 | | | |||
16. | 16. | Почва. Состав почвы. | 1. | 21.10 | | | |||
| | | 16 ч. | | | | | ||
2. четверть | |||||||||
17. | 1. | Живая природа. Растения. Многообразие растений. | 1. | 10.11 | | Различать живую и неживую природу. Узнавание (различение) явлений природы. Соотнесение явлений природы с временем года. Узнавание (различение) времени года по характерным признакам. | | ||
18. | 2. | Сравнение растений. | 1. | 11.11 | | | |||
19. | 3. | Живая природа. Растения. Группы растений. | 1. | 17.11 | | | |||
20. | 4. | Живая природа. Растения. Части растений. Корни, стебли. | 1. | 18.11 | | | |||
21. | 5. | Времена года. Поздняя осень. Изменения в живой и неживой природе. | 1. | 24.11 | | | |||
22. | 6. | Живая природа. Растения. Части растений. Листья, цветы. | 1. | 25.11 | | | |||
23. | 7. | Живая природа. Растения. Части растений. Закрепление. | 1. | 01.12 | | | |||
24. | 8. | Живая природа. Растения. Растения сада. Деревья. | 1. | 02.12 | | | |||
25. | 9. | Живая природа. Растения. Растения сада. Деревья. | 1. | 08.12 | | | |||
26. | 10. | Живая природа. Растения. Растения сада. Деревья. | 1. | 09.12 | | | |||
27. | 11. | Живая природа. Растения. Деревья лиственные и хвойные. | 1. | 15.12 | | | |||
28. | 12. | Повторение пройденного материала. | 1. | 16.12 | | | |||
29. | 13. | Живая природа. Парки. Растения парка поздней осенью. | 1. | 22.12 | | | |||
30. | 14. | Живая природа. Растения. Плоды и семена. | 1. | 23.12 | | | |||
| | | 14 ч. | | | | | ||
3. четверть | |||||||||
31. | 1. | Живая природа. Растения. Овощи в питании человека. | 1. | 12.01 | | Узнавание (различение) явлений природы. Узнавание (различение) явлений природы. Соотнесение явлений природы с временем года. Узнавание (различение) времени года по характерным признакам. | | ||
32. | 2. | Живая природа. Растения леса. Для чего используют древесину. | 1. | 13.01 | | | |||
33. | 3. | Живая природа. Растения. Огород. | 1. | 19.01 | | | |||
34. | 4. | Живая природа. Растения сада. Виды садовых растений. | 1. | 20.01 | | | |||
35. | 5. | Живая природа. Растения культурные и дикорастущие. | 1. | 26.01 | | | |||
36. | 6. | Живая природа. Лекарственные растения. | 1. | 27.01 | | | |||
37. | 7. | Живая природа. Красная книга. Растения и животные Красной книги. | 1. | 02.02 | | | |||
38. | 8. | Времена года. Зима. Изменения в живой и неживой природе зимой. | 1. | 03.02 | | | |||
39. | 9. | Времена года. Зима. Растения зимой. Зимние полевые работы. | 1. | 09.02 | | | |||
40. | 10. | Времена года. Зима. Растения зимой. Закрепление. | 1. | 10.02 | | | |||
41. | 11. | Времена года. Зима. Животные зимой. | 1. | 16.02 | | | |||
42. | 12. | Времена года. Зима. Животные зимой. Закрепление. | 1. | 17.02 | | | |||
43. | 13. | Времена года. Зима. Занятия людей зимой. | 1. | 24.02 | | | |||
44. | 14. | Обобщающее занятие. Времена года. Зима. | 1. | 02.03 | | | | ||
45. | 15. | Обобщающее занятие по теме «Времена года. Зима». | 1. | 03.03. | | Узнавание по внешнему виду растения, животных. | | ||
46. | 16. | Живая природа. Животные. Дикие и домашние животные. | 1. | 09.03 | | | |||
47. | 17. | Домашние животные. Многообразие домашних животных. | 1. | 10.03 | | | |||
48. | 18. | Домашние животные. Лошади. | 1. | 16.03 | | | |||
49. | 19. | Повторение пройденного материала. | 1. | 17.03 | | | |||
50. | 20. | Домашние животные. Коровы. | 1. | 23.03 | | | |||
| | | 20 ч. | | | | | ||
4. четверть | |||||||||
51. | 1. | Домашние животные. Овца. | 1. | 06.04. | | Знание строения птицы. Знание основных признаков птицы, чем питается, где живет Узнавание (различение) времени года по характерным признакам. Узнавание по внешнему виду растения, животных. | | ||
52. | 2. | Птицы. Строение птиц. Многообразие птиц. | 1. | 07.04. | | | |||
53. | 3. | Птицы – защитники растений. | 1. | 13.04. | | | |||
54. | 4. | Водоплавающие птицы. | 1. | 14.04. | | | |||
57. | 5. | Дикие птицы. Утка. Гусь. Лебедь. | 1. | 20.04. | | | |||
55. | 6. | Домашние птицы. Утки и гуси. | 1. | 21.04. | | | |||
56. | 7. | Сходство и различие диких и домашних птиц. | 1. | 27.04. | | | |||
57. | 8. | Домашние птицы. Куры. | 1. | 28.04. | | | |||
58. | 9. | Времена года. Сезонные изменения в природе весной. | 1. | 04.05. | | | |||
59. | 10. | Времена года. Весна. Растения весной. | 1. | 05.05. | | | |||
60. | 11. | Времена года. Весна. Животные весной. | 1. | 11.05. | | | |||
61. | 12. | Времена года. Весна. Занятия людей весной. Весенние полевые работы. | 1. | 12.05. | | | |||
62. | 13. | Повторение пройденного материала. | 1. | 18.05. | | | |||
63. | 14. | Живая природа. Насекомые. | 1. | 19.05. | | | |||
64. | 15. | Времена года. Лето. Сезонные изменения в природе летом. Растения летом. | 1. | 25.05. | | | |||
65. | 16. | Животные летом. | 1. | 26.05 | | | | ||
| | | 16 ч. | | | | |