Рабочая программа учебного предмета «Профильный труд» (швейное дело) 5 класс
ОБЛАСТНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КУРСКАЯ ШКОЛА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
«ПРИНЯТО» «УТВЕРЖДЕНО»
на заседании педагогического совета приказом ОКОУ «Курская школа»
протокол от 29.08.2022 г. № 1 от 01.09.2022 г. № 01-02-337/11
Рабочая программа учебного предмета
«Профильный труд»
5 класс
Составил: Е.Г. Гончарова,
учитель трудового обучения
КУРСК – 2022
Рабочая программа учебного предмета
«Профильный труд»
Данная рабочая программа рассчитана на 6 часов в неделю.
Рабочая программа учебного предмета «Профильный труд» (швейное дело) в 5 А классе разработана на основе Программы Министерства образования РФ для 5 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: сборник 2. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2011. - 240 с. под ред. В.В. Воронковой на один учебный год на основании нормативных документов:
Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Конвенции о правах ребёнка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года, вступила в силу 2 сентября 1990 года), Федерального Закона от 24 июля 1998г. № 124 - ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», Закона Курской области от 17 февраля 2000 г. № 13-ЗКО «Об образовании в Курской области» (в редакции от 30.12.2004) № 92-ЗКО, Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; Устава Областного казенного общеобразовательного учреждения «Курская школа для детей с ограниченными возможностями здоровья»; указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации.
Пояснительная записка
Среди различных видов деятельности человека ведущее место занимает труд; он служит важным средством развития духовных, нравственных, физических способностей человека. В обществе именно труд обусловливает многостороннее влияние на формирование личности, выступает способом удовлетворения потребностей, созидателем общественного богатства, фактором социального прогресса.
Цель изучения предмета «Профильный труд» заключается во всестороннем развитии личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям) старшего возраста в процессе формирования их трудовой культуры.
Изучение этого учебного предмета в V классе способствует получению обучающимися первоначальной профильной трудовой подготовки, предусматривающей формирование в процессе учебы и общественно полезной работы трудовых умений и навыков; развитие мотивов, знаний и умений правильного выбора профиля и профессии с учетом личных интересов, склонностей, физических возможностей и состояния здоровья.
Учебный предмет «Профильный труд» должен способствовать решению следующих задач:
― развитие социально ценных качеств личности (потребности в труде, трудолюбия, уважения к людям труда, общественной активности и т.д.);
― обучение обязательному общественно полезному, производительному труду; подготовка учащихся к выполнению необходимых и доступных видов труда дома, в семье и по месту жительства;
― расширение знаний о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
― расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей;
― расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования;
― ознакомление с ролью человека-труженика и его местом на современном производстве;
― ознакомление с массовыми рабочими профессиями, формирование устойчивых интересов к определенным видам труда, побуждение к сознательному выбору профессии и получение первоначальной профильной трудовой подготовки;
― формирование представлений о производстве, структуре производственного процесса, деятельности производственного предприятия, содержании и условиях труда по массовым профессиям и т. п., с которыми связаны профили трудового обучения в школе;
― ознакомление с условиями и содержанием обучения по различным профилям и испытание своих сил в процессе практических работ по одному из выбранных профилей в условиях школьных учебно-производственных мастерских в соответствии с физическими возможностями и состоянием здоровья учащихся;
― формирование трудовых навыков и умений, технических, технологических, конструкторских и первоначальных экономических знаний, необходимых для участия в общественно полезном, производительном труде;
― формирование знаний о научной организации труда и рабочего места, планировании трудовой деятельности;
― совершенствование практических умений и навыков использования различных материалов в предметно-преобразующей деятельности;
― коррекция и развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи);
― коррекция и развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение);
― коррекция и развитие сенсомоторных процессов в процессе формирование практических умений;
― развитие регулятивной функции деятельности (включающей целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);
― формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации;
― формирование коммуникативной культуры, развитие активности, целенаправленности, инициативности.
Содержание курса
Программа по профильному труду в V классе определяет содержание и уровень основных знаний и умений учащихся по технологии ручной и машинной обработки производственных материалов. Также в содержание программы включены первоначальные сведения об элементах организации уроков трудового профильного обучения.
Структуру программы составляют следующие обязательные содержательные линии, вне зависимости от выбора общеобразовательной организацией того или иного профиля обучения.
Материалы, используемые в трудовой деятельности. Перечень основных материалов, используемых в трудовой деятельности, их основные свойства. Происхождение материалов (природные, производимые промышленностью и проч.).
Инструменты и оборудование: простейшие инструменты ручного труда, приспособления, станки и проч. Устройство, наладка, подготовка к работе инструментов и оборудования, ремонт, хранение инструмента. Свойства инструмента и оборудования ― качество и производительность труда.
Технологии изготовления предмета труда: предметы профильного труда; основные профессиональные операции и действия; технологические карты. Выполнение отдельных трудовых операций и изготовление стандартных изделий под руководством педагога. Применение элементарных фактических знаний и (или) ограниченного круга специальных знаний.
Этика и эстетика труда: правила использования инструментов и материалов, запреты и ограничения. Инструкции по технике безопасности (правила поведения при проведении работ). Требования к организации рабочего места. Правила профессионального поведения.
Содержание предмета
(швейное дело)
Ручное шитье. Различение инструментов и материалов для ручного шитья. Подготовка рабочего места. Отрезание нити определенной длины. Вдевание нити в иголку. Завязывание узелка. Пришивание пуговицы с двумя отверстиями (с четырьмя отверстиями, на ножке). Выполнение шва «вперед иголкой». Закрепление нити на ткани. Выполнение шва «через край».
Шитье на электрической машинке. Различение основных частей электрической швейной машинки. Подготовка рабочего места. Наматывание нити на шпульку. Вставление шпульки с ниткой в шпульный колпачок. Вставление шпульного колпачка в челнок. Заправка верхней нити. Вывод нижней нити на платформу машины. Соблюдение последовательности действий при подготовке швейной машины к работе: установка педали, включение в сеть, наматывание нити на шпульку, вставление шпульки с ниткой в шпульный колпачок, вставление шпульного колпачка в челнок, заправка верхней нити, вывод нижней нити наверх. Подведение ткани под лапку. Опускание иголки в ткань. Соблюдение последовательности действий при подготовке к шитью: поднимание лапки, подведение ткани под лапку, опускание иголки, опускание лапки. Соблюдение последовательности действий при выполнении строчки: нажатие на педаль, регулировка ткани во время строчки, отпускание педали. Соблюдение последовательности действий по окончании шитья: поднятие лапки, поднятие иголки, вынимание ткани из-под лапки, обрезание нити. Уборка рабочего места.
Кройка и сборка изделия. Соблюдение последовательности кройки деталей изделия: раскладывание ткани, накладывание выкройки на ткани, закрепление выкройки на ткани, обведение выкройки мелом, выполнение припуска на шов, снятие выкройки с ткани, вырезание детали изделия. Соединение деталей изделия.
Соблюдение последовательности действий при пошиве сумки: выбор ткани и подбор соответствующих ниток, кройка изделия, сборка изделия, строчка швов основы и ручки сумки, удаление наметочного шва, утюжка швов, обработка верхнего края сумки, приметывание ручки к верхней стороне сумки, строчка ручки на швейной машине, удаление наметочного шва, утюжка готового изделия, пришивание деревянных бусин. Соблюдение последовательности действий при изготовлении панно «Рябина»: изготовление веток и листьев, приметывание веток и листьев к основе, пристрачивание веток и листьев на основу, удаление наметочного шва, пришивание пуговиц (ягод) к основе, обработка краев изделия.
Планируемые результаты освоения обучающимися с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
адаптированной основной общеобразовательной программы
Профильный труд:
Минимальный уровень:
знание названий материалов; процесса их изготовления; изделий, которые из них изготавливаются и применяются в быту, игре, учебе, отдыхе;
знание свойств материалов и правил хранения; санитарно-гигиенических требований при работе с производственными материалами;
знание принципов действия, общего устройства машины и ее основных частей (на примере изучения любой современной машины: металлорежущего станка, швейной машины, ткацкого станка, автомобиля, трактора и др.);
знание и применение правил безопасной работы с инструментами и оборудованием, санитарно-гигиенических требований при выполнении работы;
владение основами современного промышленного и сельскохозяйственного производства, строительства, транспорта, сферы обслуживания;
чтение технологической карты, используемой в процессе изготовления изделия;
составление стандартного плана работы;
определение утилитарной и эстетической ценности предметов, изделий;
понимание и оценка красоты труда и его результатов;
использование эстетических ориентиров/эталонов в быту, дома и в школе;
эстетическая оценка предметов и их использование в повседневной жизни в соответствии с эстетической регламентацией, установленной в обществе;
распределение ролей в группе, сотрудничество, осуществление взаимопомощи;
учет мнений товарищей и педагога при организации собственной деятельности и совместной работы;
комментирование и оценка в доброжелательной форме достижений товарищей;
посильное участие в благоустройстве и озеленении территорий; охране природы и окружающей среды.
Достаточный уровень:
осознанное определение возможностей различных материалов, осуществление их целенаправленного выбора в соответствии с физическими, декоративно-художественными и конструктивными свойствам в зависимости от задач предметно-практической деятельности;
планирование предстоящей практической работы, соотнесение своих действий с поставленной целью;
осуществление настройки и текущего ремонта инструмента;
отбор в зависимости от свойств материалов и поставленных целей оптимальных и доступных технологических приемов ручной и машинной обработки материалов;
создание материальных ценностей, имеющих потребительскую стоимость и значение для удовлетворения общественных потребностей;
самостоятельное определение задач предстоящей работы и оптимальной последовательности действий для реализации замысла;
прогнозирование конечного результата и самостоятельный отбор средств и способов работы для его получения;
владение некоторыми видам общественно-организационного труда (выполнение обязанностей бригадира рабочей группы, старосты класса, звеньевого; и т.п.);
понимание общественной значимости своего труда, своих достижений в области трудовой деятельности; способность к самооценке;
понимание необходимости гармоничного сосуществования предметного мира с миром природы.
Функции, состав и характеристика базовых учебных действий
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
Личностные учебные действия:
Личностные учебные действия представлены следующими умениями: испытывать чувство гордости за свою страну; гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей; адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.; уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; активно включаться в общеполезную социальную деятельность; бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.
Коммуникативные учебные действия:
Коммуникативные учебные действия включают: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.); слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач; использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные учебные действия:
Регулятивные учебные действия представлены умениями: принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия:
Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию;
использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;
использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Связи базовых учебных действий с содержанием учебных предметов
В программе базовых учебных действий достаточным является отражение их связи с содержанием учебных предметов в виде схемы, таблиц и т.п. В связи с различиями в содержании и перечнем конкретных учебных действий для разных ступеней образования (классов) необходимо отдельно отразить эти связи. При этом следует учитывать, что практически все БУД формируются в той или иной степени при изучении каждого предмета, поэтому следует отбирать и указывать те учебные предметы, которые в наибольшей мере способствуют формированию конкретного действия.
В процессе обучения необходимо осуществлять мониторинг всех групп БУД, который будет отражать индивидуальные достижения обучающихся и позволит делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы. Для оценки сформированности каждого действия можно использовать, например, следующую систему оценки:
0 баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;
1 балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;
2 балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
3 балла ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
4 балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;
5 баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
Балльная система оценки позволяет объективно оценить промежуточные и итоговые достижения каждого учащегося в овладении конкретными учебными действиями, получить общую картину сформированности учебных действий у всех учащихся, и на этой основе осуществить корректировку процесса их формирования на протяжении всего времени обучения. В соответствии с требованиями Стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Организация самостоятельно определяет содержание и процедуру оценки БУД.
Учебно-тематическое планирование уроков
5 А класс (198 ч )
№ | Разделы (темы) | Кол-во часов | Контрольные, самостоятельные, практические, лабораторные работы, экскурсии | Изделие |
I. | Вводное занятие. | 8 | | |
II. | Швейная машина. | 16 | Практические работы. Правильная посадка во время работы на машине (положение рук, ног, корпуса). Подготовка машины к работе (наружный осмотр, включение, наматывание шпульки, заправка верхней и нижней ниток). Выполнение машинных строчек с ориентиром на лапку (прямых, закругленных, зигзагообразных). Положение изделия на машинном рабочем столе. | |
III. | Работа с тканью. | 42 | Практические работы. Заметывание поперечного среза. Заметывание долевого среза швом вподгибку с закрытым срезом. Подготовка машины к шитью. Застрачивание подогнутых краев платка. Закрепление машинной строчки вручную. Обработка углов косыми стежками. Отделка мешочка отделочными стежками или аппликацией. Стачивание боковых срезов. Обметывание срезов шва косыми или петельными стежками. Обработка верхнего среза вподгибку с закрытым срезом шириной 1,5-2 см. продергивание тесьмы. Пришивание эмблемы к повязке для дежурного. Складывание и сметывание деталей. Обтачивание деталей, обрезка углов, вывертывание повязки, выметывание шва, выполнение отделочной строчки с одновременным застрачиванием отверстия. Приутюживание изделия. | Носовой платок, обработанный краевым швом вподгибку с закрытым срезом. Мешочек для хранения изделия. Повязка из двух слоев ткани с завязками из тесьмы для дежурного. |
IV. | Ремонт одежды. | 20 | Практические работы. Определение места для оторванной пуговицы. Пришивание пуговиц на стойке. Закрепление нити несколькими стежками на одном месте подбор ниток в соответствии с тканью по цвету, толщине, качеству изделия. Складывание ткани по разрыву или распоровшемуся шву. Стачивание распоровшегося шва ручными стачными стежками. Обметывание срезов разрыва частыми косыми стежками (обмет). Приутюживание места ремонта. Вырезание лоскута 10х14 для вешалки. Обработка вешалки косыми стежками или машинной строчкой. Пришивание вешалки к изделию. Определение места наложения и размеров заплаты. Раскрой заплаты с прибавкой на швы. Загибание и заметывание срезов заплаты. Наложение заплаты с лицевой стороны изделия, наметывание и пришивание вручную косыми или петельными стежками. Приутюживаниеизделий. | Пуговица на стойке. Вешалка к одежде. Заплата в виде аппликации. |
V. | Швейная машина с ножным приводом. | 10 | Практические работы. Выполнение строчек с различной длиной стежка. Выполнение машинной закрепки. Выполнение машинных строчек на тонких и толстых тканях. | |
VI. | Построение чертежа изделия в натуральную величину. Шитье на швейной машине по прямым срезам ткани. | 20 | Практические работы. Построение прямых углов. Выполнение чертежа всего изделия. Вырезание выкройки ножницами по прямому направлению и в углах. Проверка выкройки измерением, сложением сторон и углов, определение лицевой и изнаночной стороны ткани. Размещение выкройки на ткани с учетом долевой и поперечной нитей, лицевой и изнаночной стороны. Закрепление выкройки. Выкраивание деталей изделия по выкройке. Подготовка кроя к пошиву на машине. Положение детали при пошиве вручную на столе и на платформе швейной машины. выполнение шва вподгибку в углах изделия. Подгиб угла по диагонали и обработка косыми стежками вручную. Утюжка изделия. | Салфетки квадратной и прямоугольной формы, обработанные швом вподгибку с закрытым срезом шириной более 1 см. |
VII. | Двойной шов. | 4 | Выполнение двойного шва на образце. | |
VIII. | Построение чертежа по заданным размерам. Пошив однодетального изделия с применением двойного шва. | 16 | Практические работы.Определение размера наволочек по подушке. Составление чертежа прямоугольной формы в натуральную величину по заданным размерам. Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкройки на ткани. Расчет расхода ткани и раскрой с припуском на швы. Обработка поперечных срезов швом вподгибку с закрытым срезом. Складывание для обработки боковых срезов одновременно с клапаном двойным швом. Выполнение машинной закрепки. Утюжка готового изделия. | Наволочка на подушку с клапаном (заходом одной стороны на другую) не менее чем на 25 см. |
IХ. | Накладной шов. | 6 | Практические работы. Выполнение накладного шва с двумя открытыми срезами с изнанки, направленными в разные стороны, измерение по ширине. | |
Х. | Построение чертежа прямоугольного изделия по заданным размерам. Применение двойного и накладного швов. | 24 | Практические работы. Определение ширины и длины прямоугольной сумки и ее ручек. Построение чертежей сумки и ручек в натуральную величину. Расчет расхода ткани. Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкройки на ткани. Выкраивание деталей с припуском на швы. Соединение боковых срезов двойным швом. Обработка ручек накладным швом с двумя закрытыми срезами. Разметка мест прикрепления и приметывание ручек. Обработка верхнего среза сумки швом вподгибку с закрытым срезом с одновременным притачиванием ручек. Образование дна и боковых сторон сумки путем застрачивания углов. Отгибание застроченного угла в сторону дна и прикрепление его. Отделка сумки. | Сумка хозяйственная хлопчатобумажная с ручками из двух слоев ткани. |
ХI. | Практическое повторение. Самостоятельные работы. Контрольная работа. | 24 6 2 | Подшив головного и носового платков, вышивка монограммы. Изготовление салфетки и наволочки. Изготовление по выбору наволочки, хозяйственных сумок, футляров для хозяйственных предметов, повязки для дежурного. Самостоятельная работа. Выполнение на образце шва вподгибку с закрытым срезом шириной до 1 см. пришивание на образце пуговиц со сквозными отверстиями на стойке. Самостоятельная работа. Обработка вешалки и втачивание ее в шов вподгибку с закрытым срезом. Изготовление салфетки и наволочки. Самостоятельная работа. Построение квадрата по заданным размерам. Вырезание и поверка построения квадрата. Выполнение на образце двойного шва шириной 0,7 см и шва вподгибкушириной 3 см. изготовление по выбору наволочки, хозяйственных сумок, футляров для хозяйственных предметов, повязки для дежурных. Контрольная работа. Отдельные операции по изготовлению сумки из готового кроя (соединение боковых срезов двойным швом, обработка верхнего среза швом шириной 2 см вподгибку с закрытым срезом. Обработка ручки накладным швом). | |
ИТОГО часов | 198 | |
|
Календарно-тематическое планирование
5 А класс (6 ч/неделю) 198 часов
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата |
| I четверть | 50 | |
I. 1. | Вводное занятие Беседа о профессии швеи. Ознакомление с задачами обучения и планом работы на год и четверть. Правила поведения и безопасной работы в швейной мастерской. | 2 1 | |
2. | Санитарно-гигиенические требования. Организация рабочего места. Подготовка рабочей формы, материалов и инструментов. Распределение рабочих мест. | 1 | |
II. 3. | Швейная машина Хлопчатобумажное волокно. Лицевая и изнаночная стороны. | 16 1 | |
4. | Пр. р. Определение лицевой и изнаночной сторон в ткани. | 1 | |
5. | Получение ткани. Долевая и поперечная нити в ткани. | 1 | |
6. | Пр. р. Определение направления долевой нити в ткани. | 1 | |
7. | Инструменты и приспособления для ручных работ. | 1 | |
8. | Пр. р. Организация рабочего места. | 1 | |
9. | Швейная машина: марки, скорости, виды выполняемых работ. Правила безопасности при работе на швейной машине. | 1 | |
10. | Пр. р. Пуск и остановка швейной машины. Правильная посадка во время работы на машине (положение рук, ног, корпуса). | 1 | |
11. | Основные механизмы швейной машины. | 1 | |
12. | Пр. р. Рабочий и свободный ход швейной машины. Наматывание нитки на шпульку. | 1 | |
13. | Подготовка машины к работе. | 1 | |
14. | Пр. р. Наружный осмотр, включение и выключение, заправка верхней и нижней ниток. | 1 | |
15. | Работа на швейной машине на бумаге. | 1 | |
16. | Пр. р. Выполнение машинных строчек с ориентиром на лапку (прямых, закругленных, зигзагообразных). | 1 | |
17. | Работа на швейной машине на ткани. | 1 | |
18. | Пр. р. Выполнение машинных строчек с ориентиром на лапку. Положение изделия на машинном рабочем месте. | 1 | |
III. 19. | Работа с тканью Представление о волокне: внешний вид, употребление. Виды волокон. | 16 1 | |
20. | Пр. р. Составление коллекции волокон | 1 | |
21. | Краевой шов вподгибку с открытым срезом (конструкция, применение). | 1 | |
22. | Пр. р. Выполнение шва на образце. | 1 | |
23. | Краевой шов вподгибку с закрытым срезом (конструкция, применение). | 1 | |
24. | Пр. р. Выполнение шва на образце. | 1 | |
25. | Носовой платок. Название тканей, используемых для изготовления платка (ситец, батист). | 1 | |
26. | Пр.р. Оформление чертежа. | 1 | |
27. | Раскрой носового платка. | 1 | |
28. | Пр. р. Подготовка ткани к раскрою. | 1 | |
29. | Ручные работы при пошиве платка. | 1 | |
30. | Пр. р. Заметывание поперечного и долевого срезов швом вподгибку с закрытым срезом. | 1 | |
31. | Машинные работы при пошиве платка. | 1 | |
32. | Пр. р. Подготовка машины к шитью. Застрачивание подогнутых краев платка. Закрепление машинной строчки вручную. | 1 | |
33. | Окончательная отделка платка. | 1 | |
34. | Пр. р. Обработка углов косыми стежками. Утюжка платка. | 1 | |
IV. 35. | Ремонт одежды Виды пуговицы. Способы пришивания пуговицы в зависимости от вида пуговицы, нитки. | 8 (2ч (с/р) 1 | |
36. | Пр. р. Определение места для оторванной пуговицы. Пришивание пуговиц на стойке. Закрепление нитки несколькими стежками на одном месте. | 1 | |
37. | Подготовка белья и одежды к ремонту. | 1 | |
38. | Пр. р. Подбор ниток в соответствии с тканью по цвету, толщине, качеству изделия. Складывание ткани по цвету, толщине, качеству изделия. | 1 | |
39. | Швы, применяемые для ремонта белья и одежды. | 1 | |
40. | Пр. р. Складывание ткани по распоровшемуся шву. Стачивание распоровшегося шва ручными стачными стежками. | 1 | |
41. | Самостоятельная работапо теме «Выполнение на образце шва вподгибку с закрытымсрезом шириной до 1 см». | 1 | |
42. | Самостоятельная работа по теме «Пришивание на образце пуговиц со сквозными отверстиями на стойке». | 1 | |
43. | Ремонт одежды в месте разрыва. | 1 | |
44. | Пр. р. Складывание ткани по разрыву, обметывание срезов разрыва частыми косыми стежками (обмет). | 1 | |
V. 45. | Практическое повторение Пошив головного или носового платков, вышивка монограммы Ручные работы при пошиве головного платка. | 6 1 | |
46. | Пр. р. Заметывание поперечного и долевого срезов швом вподгибку с закрытым срезом. | 1 | |
47. | Машинные работы при пошиве головного платка. | 1 | |
48. | Пр. р. Застрачивание подогнутых краев платка. Закрепление машинной строчки вручную. | 1 | |
49. | Окончательная отделка платка. | 1 | |
50. | Пр. р. Обработка углов косыми стежками. Вышивка монограммы. | 1 | |
| II четверть | 42 | |
I. 1. | Вводное занятие План работы на четверть. Правила поведения учащихся в мастерской. | 2 1 | |
2. | Правила безопасности при работе иглой, ножницами, электроутюгом и на швейной машине. Организация ручного и машинного рабочего места. | 1 | |
II. 3. | Работа с тканью Стачной шов взаутюжку. | 26 1 | |
4. | Пр. р. Выполнение стачного шва взаутюжку. | 1 | |
5. | Стачной шов вразутюжку. | 1 | |
6. | Пр. р. Выполнение стачного шва вразутюжку. | 1 | |
7. | Шов вподгибку с закрытым срезом. | 1 | |
8. | Пр. р. Выполнение шва вподгибку с закрытым срезом. | 1 | |
9. | Мешочек для хранения изделий. Название тканей, используемых для пошива мешочка. | 1 | |
10. | Пр. р. Подбор ткани для мешочка. | 1 | |
11. | Мешочек для хранения изделий. | 1 | |
12. | Пр. р. Отделка кроя мешочка отделочными стежками или аппликацией. | 1 | |
13. | Ручные работы. | 1 | |
14. | Пр. р. Сметывание боковых срезов мешочка. | 1 | |
15. | Машинные работы. Понятие обтачать. | 1 | |
16. | Пр. р. Стачивание боковых срезов мешочка. | 1 | |
17. | Косые и обметочные стежки. | 1 | |
18. | Пр. р. Обметывание срезов шва косыми или петельными стежками. | 1 | |
19. | Машинные швы, конструкция и применение. | 1 | |
20. | Пр. р. Обработка верхнего среза швом вподгибку с закрытым срезом шириной 1,5 – 2 см. | 1 | |
21. | Окончательная обработка мешочка. | 1 | |
22. | Пр. р. Продергивание тесьмы. Приутюживание изделия. | 1 | |
23. | Повязка для дежурного. | 1 | |
24. | Пр. р. Раскрой деталей повязки. Пришивание эмблемы к повязке. | 1 | |
25. | Ручные работы при пошиве повязки. | 1 | |
26. | Пр. р. Складывание и сметывание деталей. | 1 | |
27. | Машинные работы при пошиве повязки. Понятие обтачать. | 1 | |
28. | Пр. р. Обтачивание деталей, обрезка углов, вывертывание повязки, выметывание шва. Выполнение отделочной строчки. | 1 | |
III. 29. | Ремонт одежды Виды ремонта одежды. Вешалка к одежде. | 14 (2ч (с/р) 1 | |
30. | Пр. р. Вырезание лоскута 10х14 см для вешалки. | 1 | |
31. | Ручные работы. | 1 | |
32. | Пр. р. Обработка вешалки косыми стежками и пришивание вешалки к изделию. | 1 | |
33. | Машинные работы. | 1 | |
34. | Пр. р. Обработка вешалки машинной строчкой и пришивание вешалки к изделию. | 1 | |
35. | Самостоятельная работа по теме«Обработка вешалки». | 1 | |
36. | Самостоятельная работа по теме «Втачивание ее в шов вподгибку с закрытым срезом». | 1 | |
37. | Заплата в виде аппликации. Подбор ткани. | 1 | |
38. | Пр. р. Определение места наложения и размеров заплаты. Раскрой заплаты с прибавкой на швы. | 1 | |
39. | Обработка заплаты. | 1 | |
40. | Пр. р. Загибание и заметывание срезов заплаты. | 1 | |
41. | Соединение заплаты с изделием | 1 | |
42. | Пр. р. Наложение заплаты с лицевой стороны изделия, наметывание. Пришивание косыми или петельными стежками. | 1 | |
| III четверть | 60 | |
I. 1. | Вводное занятие Задачи обучения и план работы на четверть. | 2 1 | |
2. | Правила безопасной работы в мастерской. | 1 | |
II. 3. | Швейная машина с ножным приводом Швейная машина с ножным приводом: назначение, устройство. | 10 1 | |
4. | Пр. р. Подготовка швейной машины к работе. | 1 | |
5. | Регулятор строчки: устройство и назначение. | 1 | |
6. | Пр. р. Выполнение строчек с различной длиной стежка. | 1 | |
7. | Машинная закрепка. | 1 | |
8. | Пр. р. Выполнение машинной закрепки. | 1 | |
9. | Машинная игла: устройство и подбор, правила установки. | 1 | |
10. | Пр. р. Установка иглы в игловодитель. Подбор игл. | 1 | |
11. | Работа на швейной машине. | 1 | |
12. | Пр. р. Выполнение машинных строчек на тонких и толстых тканях. | 1 | |
III. 13. | Построение чертежа изделия в натуральную величину. Шитье на швейной машине по прямым срезам ткани Инструменты и материалы для изготовления выкройки. Сантиметровая лента. | 20 1 | |
14. | Пр. р. Организация рабочего места при выполнении выкройки. | 1 | |
15. | Понятия прямая и кривая линии, прямой угол. Линии для выполнения чертежей выкройки швейного изделия: виды, назначение. Вертикальные и горизонтальные линии. | 1 | |
16. | Пр. р. Построение прямых углов. | 1 | |
17. | Правила оформления чертежей. | 1 | |
18. | Пр. р. Выполнение чертежа всего изделия. Вырезание выкройки ножницами по прямому направлению и в углах. Проверка выкройки измерением, сложением углов и сторон. | 1 | |
19. | Электроутюги: устройство и назначение. | 1 | |
20. | Пр. р. Закрепление правил безопасности при пользовании электроутюгом. | 1 | |
21. | Ткани, применяемые для изготовления салфеток: названия, виды. | 1 | |
22. | Пр. р. Определение долевой и поперечной нитей, лицевой и изнаночной стороны ткани. | 1 | |
23. | Ткань: ширина, кромка, долевой и поперечный срезы. | 1 | |
24. | Пр. р. Размещение выкройки на ткани с учетом долевой и поперечной нитей, лицевой и изнаночной сторон. Закрепление выкройки. Выкраивание деталей изделия по выкройке. | 1 | |
25. | Подготовка кроя салфетки к пошиву на машине. | 1 | |
26. | Пр. р. Прокладывание контрольных линий. | 1 | |
27. | Положение детали при пошиве вручную на столе и на платформе швейной машины. | 1 | |
28. | Пр. р. Выполнение шва вподгибку в углах изделия. | 1 | |
29. | Обработка прямых углов салфетки. | 1 | |
30. | Пр. р. Подгиб угла по диагонали и обработка косыми стежками вручную. | 1 | |
31. | Окончательная обработка салфетки. | 1 | |
32. | Пр. р. Утюжка изделия. | 1 | |
IV. 33. | Двойной шов Соединительные швы. Двойной шов. | 4 1 | |
34. | Пр. р. Складывание ткани, сметывание и стачивание. Вывертывание ткани, выметывание и выполнение второй строчки. | 1 | |
35. | Двойной шов: (ширина первой строчки 0,5 см, готового шва 0,7 см.) конструкция и применение. | 1 | |
36. | Пр. р. Выполнение двойного шва на образце. Контроль размеров шва. | 1 | |
V. 37. | Построение чертежа по заданным размерам. Пошив однодетального изделия с применением двойного шва Наволочка: ткани, фасоны, стандартные размеры, швы. | 16 1 | |
38. | Пр. р. Определение размера наволочки по подушке. Расчет расхода ткани. | 1 | |
39. | Соответствие размера наволочки размеру подушки. | 1 | |
40. | Пр. р. Составление чертежа прямоугольной формы в натуральную величину по заданным размерам. | 1 | |
41. | Подготовка ткани к раскрою. | 1 | |
42. | Пр.р. Проутюживание ткани. | 1 | |
43. | Раскрой наволочки с клапаном. | 1 | |
44. | Пр. р. Раскладка выкройки. | 1 | |
45. | Раскрой наволочки с клапаном. | 1 | |
46. | Пр.р. Раскрой с припуском на швы. | 1 | |
47. | План работы по пошиву наволочки. | 1 | |
48. | Пр. р. Обработка поперечных срезов швом вподгибку с закрытым срезом. | 1 | |
49. | Ручные работы. | 1 | |
50. | Пр. р. Складывание для обработки боковых срезов двойным швом, сметывание. | 1 | |
51. | Машинные работы. | 1 | |
52. | Пр.р. Обработка боковых срезов одновременно с клапаном двойным швом. | 1 | |
VI. 53. | Практическое повторение Пошив салфетки. | 8 (2ч (с/р) 1 | |
54. | Пр.р. Заметывание долевых срезов салфетки. | 1 | |
55. | Самостоятельная работа по теме «Построение квадрата по заданным размерам. Вырезание и проверка построения квадрата». | 1 | |
56. | Самостоятельная работа по теме «Выполнение на образце двойного шва шириной 0,7 см и шва вподгибку шириной 3 см». | 1 | |
57. | Ручные работы при пошиве салфетки. | 1 | |
58. | Пр. р. Заметывание поперечных срезов салфетки. | 1 | |
59. | Машинные работы при пошиве салфетки. | 1 | |
60. | Пр. р. Выполнение шва вподгибку с закрытым срезом. | 1 | |
| IV четверть | 46 | |
I. 1. | Вводное занятие План работы на четверть. | 2 1 | |
2. | Правила безопасности при шитье. | 1 | |
II. 3. | Накладной шов Виды соединительного шва: накладной. | 6 1 | |
4. | Пр. р. Выполнение накладного шва с открытыми срезами с изнанки. Измерение по ширине. | 1 | |
5. | Накладной шов с открытыми и закрытыми срезами: применение, ширина в разных изделиях. | 1 | |
6. | Пр. р. Выполнение накладного шва с одним закрытым срезом. | 1 | |
7. | Места измерения ширины швов. | 1 | |
8. | Пр. р. Выполнение накладного шва с двумя закрытыми срезами, измерение по ширине. | 1 | |
III. 9. | Построение чертежа прямоугольного изделия по заданным размерам. Применение двойного и накладного швов Растительные волокна (хлопок). Общее представление о хлопчатнике. | 24 1 | |
10. | Пр. р. Изучение свойств волокон хлопка. | 1 | |
11. | Общее представление о прядении. | 1 | |
12. | Пр. р. Получение пряжи из волокон хлопка. | 1 | |
13. | Сумки: фасоны, размеры, швы. | 1 | |
14. | Пр. р. Определение длины и ширины прямоугольной сумки и ее ручек. | 1 | |
15. | Изготовление выкройки сумки. | 1 | |
16. | Пр. р. Построение чертежей сумки и ручек в натуральную величину. Расчет расхода ткани. | 1 | |
17. | Подготовка ткани к раскрою. | 1 | |
18. | Пр.р. Проутюживание ткани. | 1 | |
19. | Раскрой деталей сумки. | 1 | |
20. | Пр. р. Раскладка выкройки на ткани. Выкраивание деталей с припуском на швы. | 1 | |
21. | План работы по пошиву сумки. | 1 | |
22. | Пр. р. Соединение боковых срезов двойным швом. | 1 | |
23. | Обработка деталей ручек | 1 | |
24. | Пр. р. Выполнение накладного шва с двумя закрытыми срезами. | 1 | |
25. | Пошив сумки. | 1 | |
26. | Пр.р. Разметка мест прикрепления и приметывания ручек. | 1 | |
27. | Обработка верхнего среза сумки. | 1 | |
28. | Пр. р. Выполнение шва вподгибку с закрытым срезом с одновременным притачиванием ручек. | 1 | |
29. | Образование дна и боковых сторон ручек. | 1 | |
30. | Пр. р. Застрачивание углов. Отгибание застроченного угла в сторону дна и прикрепление его. | 1 | |
31 | Окончательная отделка сумки. | 1 | |
32. | Пр. р. Утюжка изделия. | 1 | |
IV. 33. | Практическое повторение Повязка для дежурного. | 14 (2ч (к/р) 1 | |
34. | Пр. р. Пришивание эмблемы к повязке. | 1 | |
35. | Итоговая контрольная работа. «Соединение боковых срезов сумки двойным швом». | 1 | |
36. | Итоговая контрольная работа. «Обработка верхнего среза швом шириной 2 смвподгибку с закрытым срезом». «Обработка ручки накладным швом». | 1 | |
37. | Ручные работы при пошиве повязки. | 1 | |
38. | Пр. р. Пришивание эмблемы к повязке. | 1 | |
39. | Сметочные стежки. | 1 | |
40. | Пр. р. Складывание и сметывание деталей повязки. | 1 | |
41. | Машинные работы при пошиве повязки. | 1 | |
42. | Пр. р. Обтачивание деталей, вывертывание, выметывание шва. | 1 | |
43. | Отделка основной детали повязки. | 1 | |
44. | Пр. р. Выполнение отделочной машинной строчки с одновременным застрачиванием отверстия. | 1 | |
45. | Окончательная обработка повязки. | 1 | |
46. | Пр. р. Утюжка изделия. | 1 | |
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Литература
1. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. Под ред. В.В. Воронковой – М.: Просвещение, 1994.
2. Кожина О. А. Технология изготовления машинных швов. Альбом.
М., НИИ ШОТСО АПН, 1991.
3. Кулишова Г.П. Как обучать профессии учащихся с нарушением интеллекта: Методическое пособие. – М.,2006.
4. Программа Министерства образования РФ для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида: 5-9 классов, под ред. В.В.Воронковой.Сборник 2 под ред. В.В.Воронковой. - М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 2011.
5. Технология. Швейное дело. Рабочая тетрадь. 5 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы / Г.Б. Картушина, Г.Г. Мозговая, - М.: Просвещение, 2016.
6. Технология. Швейное дело. 5 класс: учебник для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / Г.Б. Картушина Г.Г. Мозговая, - М.: Просвещение, 2016.
Дидактический материал
Альбом. Технология изготовления машинных швов.
Видеофильмы.
Инструкционные карты.
Карточки-задания.
Коллекция промышленных образцов тканей и ниток.
Копилка электронных презентаций по темам программы.
Образцы тканей, машинных швов, ручных стежков, фурнитуры, изделий, ниток.
Схемы.
Таблицы.
Оборудование, инструменты и приспособления
1. Гладильная доска.
2. Компьютер.
3. Манекен.
4. Метровая линейка.
5. Ножницы.
6. Ручные иглы.
7. Швейные нитки.
8. Сантиметровые ленты.
9. Столы.
10. Стулья.
11. Швейные машины с электрическим приводом.
12. Циркуль.
13. Электрический утюг.
14. Экран.