Рабочая программа по предмету «Трудовое обучение» (столярне дело, швейное дело) для 5 класса
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
«Всеволожская школа- интернат.»
СОГЛАСОВАНО На педагогическом совете «___»_____________2020_ г. Протокол № _____________ | УТВЕРЖДАЮ И.о. директора школы-интерната «___»___________________2020__г. Меркулова Н.Н. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Трудовое обучение »
(пропедевтика: столярне дело, швейное дело)
5 класс
Разработана на основе программы
специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида
под редакцией В.В. Воронковой
Учитель Леонтьева Наталья Викторовна
2019 – 2020 уч. год
Структура рабочей программы
1.Пояснительная записка
2.Место предмета в учебном плане
3. Планируемые результаты в освоения программы
4.Содержание программы
5.Система оценки достижения планируемых результатов
6.Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
7.Календарно-тематическое планирование.
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основная рабочая программа по трудовому обучению составлена для учащихся 5, класса на основе следующих нормативно-правовых документов:
1. Приказа Министерства образования Российской Федерации от 10 апреля 2002 г. № 29/2065 – п. «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: в 2 сб. / под ред. В.В. Воронковой. – М.: Гуманитар. изд. центр «Владос», 2015. – сб.2. Профессионально-трудовое обучение: столярное дело (С.Л. Мирский, Б.А. Журавлёв), 5 кл., швейное дело (Л.С. Иноземцева),
3. Федеральным государственным образовательным стандарта (ФГОС),
4.Учебный план школы на учебный год.
Программа составлена с учетом индивидуальных особенностей обучающихся и специфики классного коллектива.
Актуальность программы, практическая значимость
Главное место в работе специальной (коррекционной) школы VIII вида отводится трудовому обучению учащихся с ограниченными возможностью здоровья. Труд – это основа любых культурных достижений, один из основных и важных видов деятельности в жизни человека. Общеизвестно, что уроки труда в коррекционной школе выступают не только как предмет, но и как одно из важнейших и неотъемлемых средств коррекции умственных и физических недостатков детей. Наиболее важное значение в подготовке детей с ограниченными возможностями и общественно-полезной практической деятельности, их успешной социализации имеет трудовое обучение и воспитание, привитие учащимся положительного отношения к труду. В коррекционной школе решению данных задач служат уроки трудового обучения. Особенно, актуально это в последнее время, когда медики и официальная статистика констатируют факты увеличения числа рождаемости детей с отклонениями в развитии, ограниченными возможностями, детей – инвалидов. Естественно, что такие дети испытывают значительные трудности в своей жизни, в приобретении необходимых трудовых навыков, выборе и освоении своего пути в жизни. Коррекционная работа выражается в формировании и умении ориентироваться в задании, планировать и контролировать свою работу. В процессе обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: воображения, наблюдательности, речи, пространственной ориентировки, недостатков физического развития – мелкой моторики рук. Занятия по программе выявляют актуальные и потенциальные способности учащихся в трудовом обучении, воспитывают умения и привычки, необходимые для продуктивной безопасной работе в учебных мастерских, обучают знаниям и умениям, которые послужат опорой для усвоения учебного материала в дальнейшей трудовой подготовке
Цели обучения
Обучение основам профессионально-трудовому обучению предполагает достижение следующих целей, с учетом его пропедевтической направленности: - приобретение определенных общетрудовых знаний, умений и навыков на основе включения учащихся в разнообразные виды деятельности; - развитие образного, пространственного воображения, сенсорики и мелкой моторики кистей рук; - овладение практическими способами организации труда и правилами техники безопасности при работе с инструментами и материалами; - воспитание трудолюбия и культуры труда, ответственности за результаты своего труда; - развитие коммуникативных и организаторских умений в процессе различных видов деятельности, воспитание уважительного отношения к людям и результатам их труда
Задачи обучения
Задачами программы являются: воспитание положительных качеств личности; уважение к человеку труда; сообщение элементарных знаний по видам труда; развитиесамостоятельности; привитие интереса к труду; умение видеть и создавать красивые вещи (поделки) своими руками; формирование организационных умений в труде (правильно располагать на своём рабочем месте инструменты и приспособления); выполнять правила внутреннего распорядка, техники безопасности, гигиены труда.
Коррекционные задачи
1.Развитие и коррекция умений планировать свою деятельность, которая выражается в способности разрабатывать планы, определять цели и намечать этапы их достижения, оценивать эффективность достигнутых результатов. 2.Развитие и коррекция умения рассуждать логически, творчески мыслить, выбирая наиболее рациональное решение поставленных задач.
3.Развитие и коррекция умения работать в коллективе, нести ответственность за общую работу, проявление самостоятельности и личной инициативы.
4. Воспитание эстетического вкуса, чувства красоты, гармонии в процессе трудовой деятельности.
Психолого-педагогическая характеристика с акцентом на особенностях касающихся освоения данного предмета
Трудовое обучение в специальной (коррекционной) школы VIII вида, как учебный предмет, содержит большие возможности для коррекции недостатков познавательной деятельности и двигательной сферы учащихся с интеллектуальными проблемами. Основы профессионально-трудового обучения как учебный предмет может быть органично объединен с уроками русского языка, математики, рисования, занятиями по развитию речи, а также с игровой, театрализованной и другими видами деятельности, так как содержит в себе возможность решения широкого круга воспитательных, коррекционно-развивающих и дидактических задач. Например, взаимосвязь с обучением русскому языку заключается в том, что на уроках дети на практике учатся владеть речью – формулировать мысли, отвечая на вопросы, говорить развернуто и кратко; овладевают специальной терминологией: название материалов, инструментов, приспособлений и т.д. Взаимосвязь с математикой выражается по линии использования числа, употребления мер и приемов измерения, мер длины.
Особенности обучения (принципы, специфика организации учебного процесса)
Занятия по трудовому обучению для детей с нарушением интеллекта должны быть направлены на изучение школьниками теоретического материала, приемов работы и отработку практических навыков по общему курсу выбранной специальности.
По этому предмету дети проходят государственную итоговую аттестацию в 9классе.
Уроки трудового обучения организуется в различных формах: проводятся учебные занятия, , общественно полезный производительный труд.
Теоретические занятия
Основная цель теоретических занятий состоит в формировании у учащихся профессиональных знаний (технических, цветоводческих, технологических и др.).
По содержанию теоретические занятия делятся на следующие группы:
1. Изучение инструментов и материалов, изучение техники безопасности при работе с инструментами и материалами.
2. Первоначальное усвоение новых технологических операций.
3. Изучение производственных технологических процессов.
Комплексные практические работы
Происходит усвоение известных ранее технических и технологических знаний учащихся путем применения их при выполнении трудовых заданий, формируется комплекс трудовых умений (начиная от ориентировки в трудовых заданиях, заканчивая заключительным контролем результатов работы), усваиваются новые трудовые приемы и приобретаются навыки выполнения технологических операций.
Самостоятельные работы
Самостоятельные — это такие практические занятия, на которых учащиеся совершенно самостоятельно выполняют трудовые задания: самостоятельно анализируют объект предстоящей работы, составляют план выполнения задания, исполняют его и контролируют ход и результаты своей работы.
Принципы работы при реализации программы:
Научность;
Опора на интерес;
От простого к сложному;
Связь с жизнью;
Связь теории с практикой;
Чередование разнообразных видов деятельности;
Системность;
Доступность;
Обратная связь;
Инициативность и творчество.
Методы работы при реализации программы:
Словесный;
Исследовательский;
Поисковый;
Наглядный;
Практический;
Работа со справочной литературой;
Познавательные игры;
Соревновательный метод;
Демонстрация;
Практические занятия
Лекции, беседы.
2. Место предмета в учебном плане
В 5 классе на освоение программы выделено 6 часов в неделю
3. Планируемые результаты освоения программы
Программа формирования базовых учебных действий (далее БУД) реалимзуется в процессе всего школьного обучения и конкретизирует требования Стандарта к личностным и предметным результатам освоения АООП. Программа формирования БУД реализуется в процессе всей учебной и внеурочной деятельности.
Программа строится на основе деятельностного подхода к обучению и позволяет реализовывать коррекционно-развивающий потенциал образования школьников с умственной отсталостью.
Основная цель реализации программы формирования БУД состоит в формировании основ учебной деятельности учащихся с умственной отсталостью, которые обеспечивают его подготовку к самостоятельной жизни в обществе и овладение доступными видами профильного труда.
Задачами реализации программы являются:
- формирование мотивационного компонента учебной деятельности;
- овладение комплексом БУД, составляющих операционный компонент учебной деятельности;
- развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать ее результаты в опоре на организационную помощь педагога.
Для реализации поставленной цели и соответствующих ей задач необходимо:
Определить функции и состав БУД, учитывая психофизические особенности и своеобразие учебной деятельности обучающихся;
Определить связи БУД с содержанием учебных предметов.
Согласно требованиям Стандарта уровень сформированности БУД обучающихся с УО определяется на момент завершения обучения в школе.
В результате освоения предметного содержания курса письма и развития речи у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных), позволяющих достигать личностных, метапредметных: регулятивных, познавательных, коммуникативных и предметных результатов.
Личностные результаты:
· осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
· освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
· осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
· понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты:
Регулятивные: Учащимся с нарушениями в развитии свойственны некритичность в выполнении действий, низкий уровень самоконтроля, обусловленные косностью и тугоподвижностью процессов мышления, связанных с инертностью нервных процессов. Из-за слабости регулирующей функции мышления и речи детям с особыми образовательными потребностями трудно полностью подчинить свои действия инструкции учителя. Требуется развернутость всех этапов формирования умственных действий. Формирование элементов учебной деятельности успешно корригируется в процессе специально организованного обучения, когда школьник сначала при помощи учителя, а затем и самостоятельно, учится определять цель своей деятельности, планировать её, двигаться по заданному плану, контролировать свои действия, оценивать и корректировать полученный результат.
Познавательные: на уроках трудового обучения в результате взаимодействия усилий учителя и учащихся (при направляющем и организующем воздействии учителя) развивается мышление учащихся. Важную роль в обучении трудового развития играет целенаправленная работа по развитию у школьников общеучебных умений, навыков и способов деятельности: учебно-познавательных мотивов, учебной самостоятельности и потребности в творческом самовыражении, а также умений принимать, сохранять, ставить новые цели в учебной деятельности и работать над их достижением.
Коммуникативные: в процессе изучения курса Трудового обучения развивается речь учащихся, обогащается специфическими терминами и выражениями их словарь, формируются речевые умения: школьники учатся комментировать свою деятельность (сначала по образцу учителя), формулировать (при помощи учителя) вопросы и ответы в ходе выполнения задания, доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывают этапы решения учебной задачи.
Предметными результатами изучения курса «Трудовое обучение» является сформированность следующих умений:
- в результате выполнения под руководством учителя коллективных и групповых работ, закладываются основы таких социально ценных личностных и нравственных качеств, как трудолюбие, организованность, добросовестное и ответственное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
-владение начальными формами познавательных универсальных учебных действий — исследовательскими и логическими: наблюдения, сравнения, анализа, классификации, обобщения;
-получение первоначального опыта организации самостоятельной практической деятельности на основе сформированных регулятивных универсальных учебных действий: целеполагания и планирования предстоящего практического действия, прогнозирования, отбора оптимальных способов деятельности, осуществления контроля и коррекции результатов действий; научатся искать, отбирать, преобразовывать необходимую печатную и электронную информацию.
БУД на уроках Трудового обучения
Группа БУД | Перечень учебных действий |
Личностные учебные действия | Мотивировать свои действия; проявлять доброжелательность, доверие, внимательность, помощь; |
Коммуникативные учебные действия | Умение общаться, взаимодействовать с людьми; характеризовать качество, признаки объекта, относящие его к определенному виду; |
Регулятивные учебные действия | Удерживать цель деятельности до получения результата; выстраивать последовательность необходимых операций; осуществлять итоговый контроль, анализировать собственную работу; оценивать уровень владения тем или иным учебным действием ("что я не знаю и не умею?") |
Познавательные учебные действия | Выявлять особенности разных объектов в процессе их рассматривания; анализировать результаты; находить дополнительную информацию; применять таблицы, схемы для получения информации; презентовать информацию в наглядном и вербальном виде; |
Характеристика БУД
Группа БУД | Учебные действия и умения | |
Минимальный уровень овладения | Достаточный уровень овладения | |
Личностные учебные действия | Испытывать чувство гордости за свою страну. Гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей. Уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности. | Бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны. Адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки и живописи. Активно включаться в общеполезную социальную деятельность. |
Коммуникативные учебные действия | Вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия(учебных, бытовых, трудовых и др.) Использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач. | Слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения значимых задач. |
Регулятивные учебные действия | Принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления. Осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач. Адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность. | Осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности. Обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности |
Познавательные учебные действия | Использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном доступном, вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями. | Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию. Использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами. |
Уровни усвоения предмета :
Столярное дело
Минимальный уровень Знает правила организации рабочего места, виды трудовых работ. Знает названия и свойства поделочных материалов, используемых на уроках столярного дела, правила их хранения, санитарногигиенических требования при работе с ними. Знает названия инструментов, необходимых на уроках столярного дела, их устройства, правил техники безопасной работы с колющими и режущими инструментами. Демонстрирует знание приемов работы (разметки деталей, выделения детали из заготовки, соединения деталей, отделки изделия), используемые на уроках столярного дела. Знает правила рациональной организации труда, включающие упорядоченность действий и самодисциплину. Владеет знанием об исторической, культурной и эстетической ценности вещей. Умеет находить необходимую информацию в материалах учебника, рабочей тетради. Умеет руководствоваться правилами безопасной работы режущими и колющими инструментами, соблюдать санитарно-гигиенические требования при работе с ними. Демонстрирует умение отбирать в зависимости от свойств материалов и поставленных целей оптимальные и доступные технологические приемы ручной обработки.
Достаточный уровень Знает правила рациональной организации труда, включающие упорядоченность действий и самодисциплину. Владеет знанием об исторической, культурной и эстетической ценности вещей. Умеет находить необходимую информацию в материалах учебника, рабочей тетради. Умеет руководствоваться правилами безопасной работы режущими и колющими инструментами, соблюдать санитарно-гигиенические требования при работе с ними. Демонстрирует умение отбирать в зависимости от свойств материалов и поставленных целей оптимальные и доступные технологические приемы ручной обработки. Умеет экономно расходовать материалы, работать с разнообразной наглядностью: составлять план работы над изделием с опорой на предметнооперационные и графические планы, распознавать простейшие технические рисунки, схемы, чертежи, читать их и действовать в соответствии с ними в процессе изготовления изделия. Умеет самостоятельно организовать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте. Умеет анализировать объект, подлежащий изготовлению, выделять и называть его признаки и свойства. Умеет выполнять общественные поручения по уборке класса мастерской после уроков столярного дела.
Швейное дело
Минимальный уровень: знание названий материалов; процесса их изготовления; изделий, которые из них изготавливаются и применяются в быту, игре, учебе, отдыхе; знание свойств материалов и правил хранения; санитарно-гигиенических требований при работе с производственными материалами; знание и применение правил безопасной работы с инструментами и оборудованием, санитарно-гигиенических требований при выполнении работы; ; чтение технологической карты, используемой в процессе изготовления изделия; составление стандартного плана работы; определение утилитарной и эстетической ценности предметов, изделий; понимание и оценка красоты труда и его результатов; использование эстетических ориентиров/эталонов в быту, дома и в школе; эстетическая оценка предметов и их использование в повседневной жизни в соответствии с эстетической регламентацией, установленной в обществе; распределение ролей в группе, сотрудничество, осуществление взаимопомощи; учет мнений товарищей и педагога при организации собственной деятельности и совместной работы; комментирование и оценка в доброжелательной форме достижений товарищей;
Достаточный уровень: осознанное определение возможностей различных материалов, осуществление их целенаправленного выбора в соответствии с физическими, декоративно-художественными и конструктивными свойствам в зависимости от задач предметно-практической деятельности; планирование предстоящей практической работы, соотнесение своих действий с поставленной целью; отбор в зависимости от свойств материалов и поставленных целей оптимальных и доступных технологических приемов ручной и машинной обработки материалов; создание материальных ценностей, имеющих потребительскую стоимость и значение для удовлетворения общественных потребностей; самостоятельное определение задач предстоящей работы и оптимальной последовательности действий для реализации замысла; прогнозирование конечного результата и самостоятельный отбор средств и способов работы для его получения; владение некоторыми видам общественно-организационного труда (выполнение обязанностей бригадира рабочей группы); понимание общественной значимости своего труда, своих достижений в области трудовой деятельности; способность к самооценке; понимание необходимости гармоничного сосуществования предметного мира с миром природы.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.
В результате освоения предмета у учащихся формируются
Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
Адекватные представления о собственных возможностях;
Навыки коммуникации и принятые ритуалы социального взаимодействия;
Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
Социально значимые мотивы учебной деятельности;
Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
Бережное отношение к культурно – историческому наследию родного края и страны;
Понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе.
Адекватно воспринимать замечания сверстников и учителя.
Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата.
Умение вступать и поддерживать коммуникацию в учебном взаимодействии.
Умение работать с информацией (понимать изображение, текст).
Умение использовать различные источники и средства информации для решения познавательных задач.
Умение слушать и понимать устную и письменную инструкцию к учебному заданию для достижения цели.
Умение принимать цель и произвольно включаться в деятельность.
Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата.
Умение наблюдать, понимать изображение, составлять рассказ-описание увиденного.
Умение самостоятельно выполнять учебные задания.
Умение выделять главное в предложенной информации.
Формирование навыков монологического высказывания.
Предметные
Умение распознавать растения по фотографиям.
Умение распознавать растение по словесному описанию.
Формирование практических навыков по распознаванию пород деревьев и кустарников, навыков ухода за кустарниками и деревьями в разные времена года.
Формирование представлений о двойных названиях деревьев и кустарников.
Умение организовывать свою деятельность и рабочее место при выполнении практического задания.
Умение выделять в тексте главное, анализировать. делать выводы.
Формирование практических навыков по выразительному чтению.
Формирование практических навыков по использованию справочной литературы в познавательных целях.
Умение обобщать и анализировать свою деятельность.
Умение составлять рассказ-описание о проделанной работе на уроке.
Умение применять на практике первоначальные знания о растениях при выполнении учебного задания.
Умение выделять существенные, общие и отличительные свойства строения комнатного растения от растений открытого грунта.
Формирование представления о декоративно-лиственных и декоративно-цветущих растениях открытого и закрытого грунта, их значении в жизни человека.
Умение применять на практике первоначальные знания о растениях открытого грунта при выполнении учебного задания.
Умение выращивать и размножать некоторые виды растений.
Умение собирать и хранить семена однолетних цветковых растений. Формирование практических навыков по подготовке семян к хранению.
Формирование представления о не зимующих цветковых растениях открытого грунта, формируются практические навыки по уходу за ними.
Формированию представления о двулетних растениях.
Умение работать по устной и письменной инструкции.
Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с учителем.
Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в практическом задании .
Умение применять на практике знания по технике безопасности.
4. Содержание программы
Содержание учебного предмета построено с учетом возрастных особенностей детей, а также с учетом особенностей развития их пространственного мышления; включает теоретическую и практическую части. Теоретическая часть предполагает знакомство учащихся с различными видами труда и способами работы с различными материалами, а практическая часть основана на применении теоретических знаний в учебном и творческом процессе. За год освоения программы дети получают начальные понятия о швейном и столярном деле, о цветоводстве и декоративном садоводстве, а также умения работать в различных техниках прикладного творчества. Содержание программы направлено на освоение различных способов работы с материалами, ознакомление с мастерскими трудового обучения, а также с некоторыми видами прикладного творчества.
1четверть |
Вводное занятие. Содержание обучения Вводный инструктаж по технике безопасности в учебном году.. |
Знакомство с основами столярного дела |
Экскурсия в мастерскую столярного дела. |
Столярные инструменты и приспособления. |
Строение и назначение столярного верстака |
Профессии в обработке с древесиной |
Использование древесины в столярных работах |
Породы древесины,части дерева, пиломатериалы |
Понятие о лесоматериалах и пиломатериалах. Заготовка и хранение пиломатериалов. |
Свойства древесины: цвет, текстура, влажность, твёрдость. |
Знакомство с изделием (строительный материал из брусков) |
Измерение длины, ширины и толщины бруска Пр.Р |
Пиление как одна из основных столярных операций |
Основы разметки |
Сборка игрушек из деревянного конструктора. |
Отделка изделия окрашивание изделий , покрытие лаком |
Столярная пила. Виды. Назначение. Правила эффективного и безопасного пользования |
Пиление древесины разных пород вдоль и поперек волокон |
Шлифовальная шкурка. Правила эффективной и безопасной работы. |
Вторая четверть |
Устройство электровыжигателя. |
Уменьшение и увеличение рисунка для выжигания |
Перевод рисунка на деревянную основу. |
Отделка изделия выжиганием Пр.р |
Лакирование изделия П.р |
Мозаика из природного материала. |
Природный материал береста |
Изготовление сувениров из бересты |
Мозаики из яичной скорлупы. |
Изготовление рамки для мозаики |
Декупаж изделия. |
Третья четверть |
Знакомство со швейным делом |
Вводное занятие Вводный инструктаж по охране труда |
Экскурсия в мастерскую швейного дела. |
Организация рабочего места |
Профессии в обработке с древесиноОсновные профессии швейного производства |
Инструменты и приспособления для ручных работ. |
Материаловедение |
Хлопчатобумажное волокно. Получение ткани. |
Сведения о тканях. |
Аппликация из ткани |
Ручные работы |
Электрический утюг Т.Б при работе с электрическим утюгом |
Прямые стежки и строчки выполнения прямых стежков и строчек. |
Косые стежки. Выполнение косых стежков. |
Крестообразны е стежки. Выполнение крестообразны х стежков |
Петлеобразные стежки. Выполнение петлеобразных стежков |
Отделочные ручные стежки. Стежки вперёд иголку с перевитием |
Тамбурные стежки |
Способы перевода рисунка на ткань |
Творческая работа с применением изученных ручных стежков. |
Четвертая четверть |
Ручной стачной шов. |
Ручной шов. |
Ремонт одежды |
Сведения о пуговицах. Пришивание пуговиц. |
Ремонт одежды по распоровшемуся шву |
Ремонт одежды в месте разрыва ткани |
Изготовление и пришивание вешалки. |
Декоративная заплата-аппликация. |
Творческая работа |
Изготовление игольницы |
Изготовление салфетки из ткани с аппликацией |
Изготовление панно подсолнух с применением материала и пуговиц |
Изготовление игольницы |
5. Система оценки достижения планируемых результатов
При устном ответе обучающиеся должны использовать, правильно применять и произносить специальные термины.
Отметка «5» ставится, если ученик:
Восприятие информации : устную инструкцию воспринимает с первого предъявления.
Письменную инструкцию(в учебнике, на доске, на карточке и т.п.) воспринимает самостоятельно.
Интеллектуальная обработка информации: умеет ли выделять главное в предложенной информации: способен выделить самостоятельно, умеет изложить его своими словами.
.Умеет ли выделять новое в учебном материале: способен выделить самостоятельно.
Темп интеллектуальной деятельности: выше, чем у других учащихся класса.
Результат получает: успешно (рационально, эффективно); воспроизводит предложенный учителем алгоритм.
Предъявление результата: способен дать развернутый ответ и аргументировать свое решение;
Самооценка результата работы: способен дать объективную оценку результату своей работы, так как понимает суть допущенных ошибок, самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами.
Правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Отметка «4» ставится, если ученик:
Письменную инструкцию(в учебнике, на доске, на карточке и т.п.) воспринимает: нуждается в разъяснениях.
Не всегда и (или) неполно отвечает на вопросы учителя.
Самооценка результата работы: не всегда может дать объективную оценку своей работе, хотя, как правило, видит допущенные ошибки;
Предъявление результата: способен дать правильный ответ, но не может его обосновать, допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами;
Результат получает: оригинальным творческим способом или нерациональным («длинным») путем;
Умеет ли выделять новое в учебном материале: нуждается в помощи;
Умеет ли выделять главное в предложенной информации: нуждается в дополнительных (наводящих, уточняющих) вопросах;
Устную инструкцию воспринимает: нуждается в дополнительных разъяснениях;
Отметка «3» ставится, если ученик:
Письменную и устную инструкцию( на доске, на карточке и т.п.) воспринимает: нуждается в пошаговом предъявлении с пошаговым контролем усвоения;
Результат получает: нерациональным («длинным») путем или путем подгонки под ответ;
Предъявление результата: отвечает на вопросы с помощью наводящих и уточняющих вопросов, затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами, необходимость отвечать, как правило, вызывает серьезные затруднения;
Самооценка результата работы: не может объективно оценить свою работу, так как не понимает, что допустил ошибки;
Умеет ли выделять новое в учебном материале: допускает значительные ошибки при его изложении своими словами, нуждается в помощи;
Умеет ли выделять главное в предложенной информации: испытывает значительные затруднения;
Нормы оценок практических работ.
Учитель выставляет обучающимся отметки за выполнение практической работы, учитывая результаты наблюдения за процессом их труда, качеством выполнения и затратами рабочего времени.
Отметка «5» ставится, если учеником:
тщательно спланирован труд и рационально организовано рабочее место;
правильно выполнялись приемы труда, работа выполнялась самостоятельно и творчески;
работа выполнялась с учетом установленных требований;
полностью соблюдались правила техники безопасности.
Отметка «4» ставится, если учеником:
допущены незначительные недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
в основном правильно выполнялись приемы труда;
работа выполнялась самостоятельно;
норма времени выполнена или не выполнена не более чем на 10%;
работа выполнена с незначительными ошибками;
полностью соблюдались правила техники безопасности.
Отметка «3» ставится, если учеником:
допущены недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
отдельные приемы труда выполнялись неправильно;
была продемонстрирована низкая самостоятельность в работе;
норма времени не выполнена не более чем на 25%;
работа выполнялась с нарушением отдельных требований;
.
6.Учебно- методическое обеспечение образовательного процесса
Для практических работ.
Кабинет трудового обучения.
.
Для теоретических занятий.
Ноутбук, телевизор.
Дидактические игры и материал, карточки с заданиями, карточки помощницы, тесты, письменные инструкции с иллюстрациями, папки сформированные учителем.
Презентации, видеофильмы, фотографии.
Тетради, ручки, карандаши цветные, гуашь, кисточки, альбомы, ватман.
Демонстрационный материал.
Перечень учебно – методического комплекса, обеспечивающего реализацию рабочей программы.
Учебное пособие для учащихся 4 класса вспомогательной школы М.: Просвещение, 1985г. Журавлев Б.А. 1985 2 Учебное пособие для учащихся 5 и 6 классов вспомогательных школ
Технология. Швейное дело: учеб.для 5 кл. спец. (коррекц.) образоват.учреждений VIII вида/Г.Б.Картушина,Г.Г.Мозговая 5-е изд.-М.:Просвещение,2009г. Швейное дело: учеб.для 6 кл. спец.(коррекц.)образоват.учреждений VIII вида/Г.Б.Картушина, Г.Г.Мозговая 3-е изд.-М.: Просвещение, 2007г
Перечень Интернет-ресурсов и других электронных информационных источников, обучающих, справочно - информационных, контролирующих компьютерных программ.
• www.zanimatika.ru
• school-collection.edu.ru
• www.viki.rdf.ru
• raduga.rkc-74.ru
• diva.rus-all.com
• ten2x5.narod.ru/biblio.htm
• http://ru.wikipedia.org