Рабочая программа дополнительного образования по предмету «Сольное пение»
Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного образования детей «Кореневская детская школа искусств им. А. М. Руденко» Кореневского района Курской области
ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«Сольное пение»
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
«НАРОДНОЕ ПЕНИЕ»
2014 г.
Пояснительная записка
Программа учебного предмета «Сольное пение» входит в дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу в области музыкального искусства «Народное пение» в раздел «Учебные предметы исполнительской подготовки».
Сольное пение – основной предмет на отделении «Народное пение». Огромную роль в обучении пению играет воспитание и развитие детского голоса. Пением необходимо заниматься с самого раннего детства. Оно не только укрепляет общее состояние здоровья ребенка, делает более здоровыми дыхательные, слуховые, голосовые органы, развивает слух, но и обостряет детское восприятие, воспитывает художественный вкус, положительно влияет на общее развитие ребенка.
Обучение в классе ведется на основе общих дидактических принципах педагогики и специальных музыкально-педагогических принципах. В начале обучения преподаватель изучает музыкальные и вокальные данные, психологические особенности учащихся, на основе которых составляется индивидуальный план работы с каждым учеником.
Занятия народным пением направлены на то, чтобы развивать у обучающихся способность чувствовать, понимать, любить, оценивать явления искусства, наслаждаясь ими, исполнять музыкальные произведения в меру своих сил и одаренности. Здесь закладываются основы эстетического развития детей. Кроме того, в ходе занятий осуществляется индивидуальный подход к обучающимся с учетом возможности профессиональной ориентации.
Цель предмета – создание условий для развития творческой личности ребенка посредством исполнительских приемов, а так же сочетания пения и хореографических элементов.
Задачи:
• Изучить вокальные, исполнительские особенности различных регионов страны.
• Развить певческие способности обучающихся.
• Привить любовь к фольклору, интерес и уважение к своим национальным истокам.
• Воспитать творческую личность, обладающую художественным вкусом.
Программа предполагает формы занятий:
Основной формой учебно-воспитательной работы в классе на отделении народного пения является урок. Он проводится как индивидуальное занятие педагога с учащимся в объеме 1 академического часа в неделю согласно учебному плану данного отделения. Программа предполагает различные формы занятий:
Урок-беседа – учитель излагает теоретические сведения, иллюстрирует свой рассказ музыкальными примерами, наглядными пособиями. Ученик вместе с учителем слушает и анализирует музыку, отвечает на поставленные вопросы;
Практическое занятие – ученик разучивает песню;
Заключительный урок – может быть устроен в виде урока-опроса, концерта; проводится не только для самих учащихся, но и для их родителей, педагогов и других учеников школы как открытый урок;
Выездной урок – посещение концертов, праздников и фестивалей народного творчества;
Самостоятельная работа учащихся – подготовка к занятиям, выполнение творческих заданий;
Творческое общение педагога и ученика, сотрудничество детей, педагогов и родителей.
Выявленные в результате показатели позволяют сформировать дальнейший ход работы на основе сделанных выводов.
Учебная программа «Сольное пение» рассчитана на 4 года обучения для учащихся 6-17 лет. Учебное занятие проходит в форме урока (40 минут).
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема занятий | Практика | Кол-во часов |
1 | Артикуляционная гимнастика | Разучивание комплекса упражнений ФМРГ (фонопедического метода развития голоса). | 8 |
2 | Ритмическая гимнастика | Разучивание простых ритмических рисунков с прихлопыванием и притопыванием. | 6 |
3 | Потешки, прибаутки | Разучивание прибауток и потешек. Детям представляется возможность импровизировать, т.е. придумывать напев к тексту | 2 |
| Считалки | Разучивание стихотворных и музыкальных считалок. Развивает чувства ритма и звуковысотности. | 2 |
| Скороговорки | Знакомство с книжкой «Тридцать три Егорки», разучивание несложных скороговорок на четкое произношение согласных б, п, т, к, р. | 2 |
4 | Разучивание песен | Подготовка к пению (упражнения на координацию слуха и голоса, дыхательные упражнения); разучивание текста песен по фразам в темпоритме песни нараспев. Разучивание напева по принципу имитации преподавателя. | 8 |
5 | Слушание народных календарных песен | Прослушивание аудиозаписей календарных песен в исполнении аутентичных коллективов Курской области. | 3 |
6 | Изучение народного календаря | Беседы о праздниках: Рождество, Крещение, масленица, Сороки, Троица. | 3 |
7 | Мероприятия воспитательно-познавательного характера | Посещение Краеведческого музея, участие в праздниках ДШИ, посещение детских садов с концертом. | 6 |
8 | Вокально-хоровая работа: учебно-тренировочный материал | Разучивание упражнений ФМРГ, специальных вокальных и дыхательных упражнений, основанных на принципах: от узкообъемных попевок к более широким. | 6 |
9 | Игровой материал | Разучивание ролевых, подвижных, словесных, приуроченных к определенным календарным праздникам или к сезонным развлечениям детей и подростков – посиделкам, беседам, вечеркам, игрищам. | 6 |
10 | Песни Курской и других областей | Разучивание песен Курской и других областей России, освоение различных песенных навыков: ровного звуковедения, выработка единой манеры пения, расширение певческого диапазона. | 3 |
11 | Варьирование | Разучивание нескольких вариантов напева; создание своего варианта напева на основе имеющегося. | 3 |
12 | Народные инструменты | Ознакомление с некоторыми народными шумовыми инструментами: трещотки, ложки, рубель, колокольчик и др. | 3 |
13 | Устное народное творчество | ||
| скороговорки | Разучивание скороговорок с более сложными задачами: четкое произношение труднопроизносимых согласных (ш, с, л, р), согласных в конце слова (б, п, т, к), сложных сочетаний согласных внутри слова (тк, кл, гр, гл, др, рт). | 3 |
| дразнилки | Разучивание дразнилок и поддевок с целью адаптации детей к сложным социальным ситуациям, моделирование их в игровой форме для своеобразного тренажа чувств, понимания и умения действовать. | 2 |
14 | Концертная деятельность | Участие в концертах ДШИ. Участие в празднике Рождества, масленицы. Участие в областных конкурсах. | 6 |
15 | Вокально-хоровая работа: учебно-тренировочный материал | Разучивание вокальных и дыхательных упражнений, развитие певческих навыков - звуковедения, ансамбля, строя, расширение диапазона. | 8 |
16 | Работа над репертуаром | Закрепление навыков стройного пения, освоение певческого стиля аутентичных коллективов Курской области. | 8 |
17 | Постановка голоса | Работа с обучающимися над индивидуальным песенным репертуаром. | 8 |
| ИТОГО: | | 96 |
Содержание учебного предмета
№ п/п | Жанры вокальных произведений | Примерный список произведений |
Первый год обучения | ||
1. | Календарные | «Щедрики-ведрики», «Сею, вею, повеваю», «Ой Масленица-обманщица», «Едет Масленица дорогая», «Как вставала я ранешенько», «Ты прощай, прощай, наша Масленица», «Весна-весна». |
2. | Хороводные | «В хороводе были мы», «Уж я улком шла», «Как пошли наши подружки», «Заинька, пойдем в лес», «Ходит матушка-Весна». |
3. | Игровые | «Как у дяди Трифона», «Репка», «Дома ли кума воробей», «Кострома», «Мышка», «Пузырь», «Дударь», «Тетера шла», «Колпачок», «Заинька». |
Второй год обучения | ||
1. | Календарные | «Коляда-маледа», «Авсень», «Пошла Коляда», «Ай, спасибо хозяюшке», «Ой, блины мои, блины», «Кострома», «Весна-красна». |
2. | Хороводные | «Со вьюном я хожу», «А я по лугу», «Дай пошли девки», «Заплетися плетень». |
3. | Игровые | «Золотые ворота», «Веселый бубен», «Шла коза по лесу», «У медведя во бору». |
4. | Плясовые | «Посмотрите, как у нас-то в мастерской», «Все мы песни перепели», «Трава моя трава», «Ай заинька». |
Третий год обучения | ||
1. | Календарные | «Ой, ты свет наша Масленица», «Добрый вечер», «Куры рябые», «Теща зятя дожидала». |
2. | Хороводные | «Как по морю», «Ой, улица, улица», «Чижик» и т.д. |
3. | Плясовые | «Хорошенький, молоденький», «Во кузнице», «Рукавички барановые», «Все мы песни перепели». |
Четвертый год обучения | ||
1. | Частушки, страдания | «Ливенский матаня», «Сорока» - частушки и т.д. |
2. | Протяжные и лирические | «Кругом осиротело», «Плыла утушка рекою», «Соловей да с кукушкой», «Полети стрела» и т.д. |
3. | Свадебные | «Гусли-мысли», «Ай, у месяца золоты рога», «Не травушка, не ковылушка» и т.д. |
Требования к уровню подготовки
Первый год обучения:
I полугодие – разучивание (2 произведения);
II полугодие - зачет (2 произведения).
По окончании обучения ребенок должен:
- знать несколько потешных прибауток;
- уметь четко в среднем темпе проговаривать 1-3 скороговорок;
- уметь прохлопать и протопать несложный ритмический рисунок.
Второй год обучения:
I – разучивание (2 произведения);
II полугодие – зачет (2 произведения).
По окончании ребенок должен:
- уметь свободно, звонко, в речевой манере пропевать звуки различной звуковысотности (в примарной зоне);
- уметь передавать интонацией голоса различные чувства: восторг, изумление, радость, гнев и т.д.
- уметь исполнять хороводные, календарные и плясовые песни;
- владеть навыком свободной певческой артикуляции, цепного дыхания, осмысленного выразительного интонирования.
Третий год обучения:
I – разучивание (2 произведения);
II полугодие – зачет (2 произведения).
По окончании обучения ребенок должен:
- петь в открытой народной манере;
- исполнять песни с элементами движения;
- владеть некоторыми специфическими приемами народного пения: огласовка согласных, сбросы, спады, ихание;
- владеть цепным дыханием;
- уметь четко и быстро проговорить 3-4 скороговорок;
Четвертый год обучения:
1. I – разучивание (2 произведения);
2. II полугодие – зачет (2 произведения).
По окончании обучения ребенок должен:
- уметь аккомпанировать на шумовых народных инструментах (ложки, трещотки);
- овладеть навыком пения в характерной Курской манере с диалектными особенностями;
- уметь исполнять народные песни с вариативным развитием мелодических линий;
- овладеть характерными приемами вокального народного звукообразования – «ихи», словообрывы, глиссандо, «гукание» и т.д.;
- свободно исполнять плясовые и хороводные песни с движением.
Оценка качества реализации учебного предмета
«Сольное пение»
Освоение обучающимися учебного предмета «Сольное пение» предполагает контроль успеваемости и промежуточной аттестации. Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.
Формой текущего контроля является академический концерт и зачет. Академический концерт и зачет проходит в форме выступления обучающихся в классе или на сцене.
В ходе промежуточной и итоговой аттестации, обучающиеся должны показать:
- уровень владения певческим аппаратом (дикция, артикуляция, звукоподача и звуковедение и т.д.);
- знание особенностей обрядовых песен;
- знание и применение в произведениях региональных особенностей некоторых областей;
- знание правильного певческого дыхания;
- знание о предметах быта, русской избе;
- знание некоторых хореографических элементов;
Методическое обеспечение учебного процесса
Основная форма учебной и воспитательной работы – урок в классе, включающий в себя совместную работу педагога и обучающихся по теме урока, рекомендации и демонстрация педагога относительно правильности пения.
Виды аудиторных учебных занятий по предмету «Сольное пение»:
- непосредственная работа над постановкой голоса;
- слушание и восприятие музыки, видео просмотр выступлений различных исполнителей;
- практическое освоение различных жанров песенного и элементов хореографического фольклора;
- музыкально-фольклорные игры;
- посещение фольклорных праздников.
Аудиторные занятия по предмету «Сольное пение» должны быть построены на сочетании различных видов деятельности, включающих практические и творческие задания (прослушивание, видео просмотр, пение, игра на народных инструментах и др.).
Список литературы и средств обучения
1. Алексеев А., Русский календарно-обрядовый фольклор Сибири и Дальнего Востока. Новосибирск, «Наука», Сибирское предприятие РАН, Серия книг «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока».
2. Ананичева Т., Песенные традиции Поволжья.: М., «Музыка»,1991.
3. Вендина Т.И., Попов И.А., Атлас русских народных говоров, 2004.
4. Карачаров И.Н.,Песенные традиции бассейна реки Пселл. Белгород, 20«Крестьянское дело», 2004.
5. Костюмы Курской губернии Курск, 2008.
6. Красовская Ю.Е.,Человек и песня. Библиотечка «В помощь художественной самодеятельности» № 14.: М., «Советский композитор», 1989.
7. Куприянова Л.Л. Русский фольклор, учебник (1-4 классы), «Мнемозина», 2002.
8. Колотыгина И.А., Песни Ставропольского края. Исторический очерк // Музыкальный фольклор. Труды ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 15. – :М., 1974. – с. 65 – 78.
9. Мельник Е., Варженские певицы и их песни.: М., «Советский композитор», 1986.
10.Новицкая М.Ю., От осени до осени. Хрестоматия. Издание центра Планетариум.:М., 1994.
11.Прокопец О.Н., Традиционная культура Тульского края.: М., 1998.
12.Руднева А.В., Курские танки и карагоды.: М., 1975.
13.Рудиченко Т.С., Донская казачья песня в историческом развитии.: Ростов, 2004.
14.Толстая С.М., Полесский народный календарь.: М., «Индрик», 2005.
Список рекомендуемой нотной литературы
1. Анисимова А.П., Песни и сказки Пензенской области.: Пенза,1953.
2. Бондарева Н., Русские народные песни Алтайского края.: М., 1995.
3. Ведерникова Н.М., Фольклор Калужской губернии. ООО Издательство «Родник», 1998.
4. Веретенников И.И., Южнорусские карагоды.: Белгород, «Везелица»,1993.
5. Власов А.Н., «А в Усть-Цильме поют». Сборник. Издательство «ИнКа»,1992.
6. Гилярова Н.Н., Музыкальный фольклор Рязанской области. 2-е издание. - Рязань: ОНМЦ, 1994.
7. Гилярова Н.Н., Новогодние поздравительные песни Рязанской области.: М., 1985.
8. Дорофеев Н.И., Русские народные песни Забайкалья. Семейский распев. «Советский композитор», 1989.
9. Ефименкова Б.Б., Северная причеть.: М., «Советский композитор», 1980.
10.Мехнецов А.М., Лирические песни Томского Приобья.: Л., «Советский композитор», 1986.
11.Мехнецов А.М., Хороводные песни, записанные в Томской области.: Л. «Советский композитор». 1973.
12.Померанцева Э.В., Фольклор Ярославской области. Ярославское издательство,1958.
13.Потанина Р.П., Обрядовые песни русской свадьбы Сибири. Новосибирск, «Наука», 1981.
14.Рубцов Ф.А., Русские народные песни Смоленской области в записях 1930-1940-х годов. Ленинград. Всесоюзное издательство «Советский композитор», 1991.
15.Савельева Н.М., Календарные и свадебные песни села Верещаки Брянской области. Сборник. Брянск, 1993.
16.Савельева Н.М., Сумские песни. М., МГК им. Чайковского, 1995.
17.Тархова А., Мальков Н., Песни села Канаевки. Пенза, 2006.
18.Терентьева Л.А., Народные песни Куйбышевской области. Куйбышевский государственный институт культуры, 1983.
19.Фёдоров А.И., Хороводные и игровые песни Сибири. Новосибирск, «Наука», 1985.
20.Христиансен Л.Л., Уральские народные песни.
21.Щуров В.М., Русские песни Алтая. Выпуск 1. Песни Убино-Ульбинской долины.: М., «Композитор», 2004.
22.Щуров В.М., Южнорусская песенная традиция. Исследования.: М., «Советский композитор»,1987.
14