12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Григорьева Алёна Александровна794
Россия, Ханты-Мансийский АО, Ханты-Мансийск

Рабочая программа по развитию речи.

Пояснительная записка.

Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа.

Рабочая программа по развитию речи реализуется на основании нормативно-правовых документов:

Закона РФ «Об образовании».

Положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонением в развитии.

Обучение на уроках проходит в соответствии с нормами САНПиН и с применением ИКТ.

Главной задачей обучения и воспитания данной категории детей является развитие их потенциальных познавательных возможностей, коррекция поведения, привитие им трудовых и других социально –значимых навыков и умений.

Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа.

Данная рабочая программа по развитию речи разработана на основании программы обучения глубоко умственно отсталых детей под редакцией А.Р. Маллер, изданная «НИИ дефектологии АПН СССР Москва, 1983г».

Сборник программ и методических рекомендация по обучению детей с глубокой умственной отсталостью. \В.В. Воронкова, О.В. Гаврилушкина, И.А. Грошенков, И.В. Евтушенко, В.М. Мозговой, Н.Н. Павлова, М.Н. Перова, Н.Д. Соколова, В.В. Эк. Москва «Просвещение» 1999г.

Обоснование выбора программы для разработки рабочей программы.

При отборе программного материала учтены познавательные возможности К.С. У ребенка движения общей моторики нескоординированы, мелкая моторика развита слабо. На уроках себя организовать и выполнить задания самостоятельно не может, требует постоянной индивидуальной направляющей помощи. Речь отсутствует, обращенную речь понимает. Знает, показывает некоторые названия овощей, фруктов, птиц, животных. Может составить предложение по сюжетным картинкам со слов учителя.

Цель, решаемая при реализации программы: Уроки по развитию речи способствуют обогащению словаря, учат ребенка словесно (показывать) оформлять его желания и действия; они направлены на социальную адаптацию, т. к. способствуют умению ре­бенка использовать полученные знания на практике.

Работа по обучению развития речи решает следующие задачи:

развитие зрительного и слухового восприятия;

развитие координации движений, мелкой моторики кистей и пальцев рук;

развитие артикуляционной моторики (по возможности);

развитие понимания речи;

формирование доступных ребенку средств общения (по возможности);

развитие о совершенствование активной речи, усвоение способов и накопление опыта речевого общения;

развитие системы практических умений по ориентировки и взаимодействию с объектами окружающего мира;

ознакомление с разнообразием окружающего мира;

обогащение словаря ребенка словами- названиями предметов окружающего мира, словами-названиями действий с предметами, словами-названиями признаками с помощью движений, картинок-символов.

Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа в соответствии с учебным планом и количестве часов для проведения контрольных, практических работ, экскурсий.

На предмет «Развитие речи» в учебном плане отводится 2 часа в неделю, 63 часа в год.

Учебный предмет входит в образовательную область: язык – речевая практика. Является региональным компонентом.

Контрольных работ проводить не планируется. Проводятся практические работы, экскурсии, коллективные игры.

Формы организации образовательного процесса.

Основная форма организации учебного процесса – урок. В процессе учитель использует различные формы организации образовательного процесса: урок с привлечением различных видов деятельности: игровой (сюжетно-ролевая, дидактическая, театрализованная, подвижная игра), элементарной трудовой, конструктивной.

В основу содержания программы три основных принципа: доступность, практическая значимость и жизненная необходимость тех знаний, умений и навыков, которыми будет овладевать обучающийся.

Обучение проводиться как традиционным как звуковым аналитико-синтетическим методом, так и нетрадиционными методами.

Активизация речи необходимо осуществлять в ходе практической деятельности ребенка с предметами в игре, наглядной ситуации. Развитие речи и познание окружающего мира составляют единое целое. Невозможно развивать речь ребенка в отрыве от окружающих его предметов, невозможно показать действие с предметами, не называя (показывая) их.

Уроки, построенные на непосредственном знакомстве с живыми предметами и явлениями природы, возбуждают интерес у ребенка. Экскурсии, наблюдения представляют собой учебные занятия, во время которых ребенок знакомится с предметами и явлениями в естественной обстановке. Наблюдения во время экскурсий завершаются сбором материала для оформления в виде коллекций, гербариев, рисунков, в тетрадях. Этот природный материал может быть использован на уроках ручного труда, математики, рисования.

Работа на уроках развития речи включает в себя следующие виды работ:

- расширение активного и пассивного словарного запаса учащихся;

- уточнение значения слов по схеме: натуральный объект – его изображение вербальное описание;

- умение отчетливо повторять произносимые учителем слова и фразы, соотносить предмет с его изображением и наоборот, называть предмет по его изображению и давать простейшую характеристику по признакам: цвет, размеры, функциональные признаки и т. д;

- работа над сравнением предметов, действий по существенным признакам;

-составление простых нераспространенных предложений на основе демонстрируемых действий, по картинкам, по вопросам учителя, по опорным словам;

- распространение предложений прилагательными – определениями;

- построение предложений с предлогами «в» и «на», выражающими пространственное расположение предметов;

- использование естественно сложившихся и специально создаваемых ситуаций для активизации речевой деятельности учащихся;

- проведение ежедневных разговорных десятиминуток (с помощью жестов), на которых учащийся рассказывает о своих наблюдениях в связи с трудом, самообслуживанием, о просмотренных телепередачах, о том, как ехали в школу и т. д;

- практические работы по закреплению пройденного материала;

- просмотр диафильмов, кинофильмов и телепередач с последующим обсуждением;

- использование элементов драматизации.

Рабочая программа реализована при использовании традиционной технологии обучения, а также элементов других современных образовательных технологий, передовых форм и методов обучения, таких как проблемный метод, развивающее обучение, компьютерные технологии, технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе В.Н. Зайцева, личностно-ориентированное развивающее обучение И.С. Якиманской, педагогическая технология на основе системы эффективных уроков А.А. Окунева, Й.Хейзинга – игровая деятельность, применение здоровьесберегающих технологий др. в зависимости от склонностей, потребностей, возможностей и способностей ребенка.

Тематическое планирование.

п\п

Тема урока

Кол-во часов

Характеристика основных видов деятельности (на уровне учебных действий)

1 четверть -17 часов

1.

Наш класс.

1

Картинки

плакат

2.

Правила посадки за столом, за партой.

Порядок за рабочим столом.

1

Сюжетные картинки.

Игра «Покажи, а мы расскажем»

Рассказ о своих действиях

3.

Учебные вещи, их назначение. Обращение с ними.

1

Предметные картинки, обводка трафаретов

4.

Школа. Школьные помещения: классы, столовая, гардероб, кабинет врача, спортивный зал.

1

картинки

5.

Экскурсия на школьный двор.

1

инструктаж

6.

Погода в сентябре. Наблюдения за погодой.

1

Сюжетные картинки,

Схемы-опоры

Погода, осень, похолодание

Рисование осени

7.

Начало работ на огороде.

1

Сюжетные картинки, схемы-опоры

Рассказ по сюжетным картинкам

8.

Одеваемся по погоде

Одежда для улицы.

1

Предметные картинки одежды

Подбор картинок «Что мы оденем на улицу»

9.

Уход за одеждой. Правила ухода за одеждой в сырую погоду.

1

Предметы по уходу за одеждой

10.

Обувь. Обувь по сезону.

1

Предметные картинки

Подбор обуви для осени, объяснить

Игра «Чья обувь?»

Упр. «Сезонная обувь»

11.

Правила ухода за обувью в сырую погоду.

.

1

Предметы по уходу за обувью

Выполнение действий

Рассказ по картинному плану

Упр. «Починим обувь»

Упр. «Сапожник»

12.

Погода в октябре. Листопад.

1

Сюжетные, предметные картинки

Составление рассказа по сюжетным картинкам.

13.

Труд людей осенью.

1

Сюжетные картинки, рисунки

Рассматривание картинок, раскрашивание рисунка.

Просмотр фильма «Осень»

14.

Осенние работы в парке, в саду.

1

Сюжетные картинки, рисунки

Рассматривание картинок, раскрашивание рисунка.

15.

Фрукты: яблоко.

1

Муляж

Предметные картинки, схемы-опоры

Рассматривание, раскрашивание, узнавание, загадка про яблоко

Различие по цвету, величине, вкусу, форме

16.

Фрукты: груша.

1

Муляж

Предметные картинки, схемы-опоры

Рассматривание, раскрашивание, узнавание, загадка про грушу

Различие по цвету, величине, форме, вкусу.

17.

Обобщающее понятие «фрукты».

1

Муляжи

Предметные картинки, схемы-опоры

Обобщать по картинкам,

Игра «Повара»

Игра «Соберем урожай»

Упражнения в классификации.

2 четверть -14часов

18.

Овощи: морковь, лук

1

Муляж

Предметные картинки, схемы-опоры

Предметные картинки, аппликация

Рассматривать, рассказывать

Различие по цвету, вкусу, форме.

19.

Овощи: помидор.

1

Муляж

Предметные картинки, схемы-опоры

Предметные картинки, аппликация

Рассматривать, рассказывать

Употребление в пищу.

Различие по цвету, вкусу, форме

20.

Овощи: огурец.

1

Муляж

Предметные картинки, схемы-опоры

Предметные картинки, аппликация

Рассматривать, рассказывать

Употребление в пищу.

Цвет, форма, величина, вкус.

21.

Обобщающее понятие «овощи».

1

Муляжи

Предметные картинки, схемы-опоры

Учить обобщать обобщение «овощи»

Игра «Куча –мала»

Игра «Готовим обед»

Упражнения в классификации.

22.

Сезонные изменения в природе ноября.

1

сюжетные

предметные картинки, схемы-опоры

23.

Признаки осени.

1

сюжетные

предметные картинки, схемы-опоры

24.

Сравнение овощей и фруктов.

1

Муляжи

Предметные картинки, схемы-опоры

Игра «Что можно приготовить из овощей?»

25.

Деревья: береза. Части дерева.

1

Картинки

Презентация

Игры: «От какого дерева лист, плод, ветка». Рисование листа клёна и разукрашивание его.

26.

Деревья: ель. Части дерева.

1

Картинки

Презентация

Игры: «От какого дерева лист, плод, ветка». Рисование листа клёна и разукрашивание его.

Образование род. пад. множ. числа сущ- х. Описание листьев по образцу (дерево, величина, форма, цвет).

27.

Обобщающее понятие «деревья».

1

Картинки

Презентация

Называние деревьев, растущих во дворе дома

Игра «Детки с ветки»

Распознавание, называние, сравнение.

Упражнения в классификации.

28.

Сезонные изменения в природе декабря.

1

Предметные картинки, схемы-опоры

29.

Начало зимы.

1

Зимние картинки

Подбирать по картинкам о зиме, составлять предложения по опорам

Упр. «Послушай, посмотри, ответь»

Время года – зима. Холод, снег, снежинки.

30.

Составление рассказа о зиме по серии картинок.

1

Сюжетные картинки

Загадки о зиме

Игра «Уборка снега»

Упр. «Откуда?»

31.

Просмотр фильма «Пришла зима»

Ответы на вопросы.

1

мультимедиа

3 четверть – 16 часов.

32.

Домашние животные: кошка. Внешний вид, польза.

1

Картинки животных, презентация

Плакат «Домашние животные»

Словарь:кот, кошка, котенок.

Составление описаний о животном с помощью уч-ля и картинно-графического плана. Игра «Кто в домике живет?»

33.

Домашние животные: собака. Внешний вид, польза.

1

Картинки животных, презентация

Плакат «Домашние животные»

Словарь: собака, щенок, шерсть.

Составление описаний о животном с помощью уч-ля и картинно-графического плана. Игра «Кто в домике живет?»

34.

Обобщающее понятие: домашние животные.

1

Картинки животных, презентация

Плакат «Домашние животные»

Упр. «Добавь слово и скажи все вместе»

Игра с мячом «Скажи ласково»

Игра с мячом «Скажи во множ . числе»

35.

Наблюдения за домашними животными.

1

Мультимедиа

Просмотр фильма. Ответы на вопросы.

36.

Дикие животные: лиса. Внешний вид, питание.

1

Картинки животных, презентация

Плакат «Дикие

животные»

Составление предложений по сюжетным картинкам. Упр. «В лесу», «Кто где?»

37.

Дикие животные: заяц. Внешний вид, питание.

1

Картинки животных, презентация

Плакат «Дикие

животные»

38.

Обобщающее понятие: «дикие животные».

1

Картинки животных, презентация

Плакат «Дикие

животные»

Упражнения в классификации.

Просмотр фильма «Заяц зимой»

39.

Сравнение домашние и дикие животные.

1

Картинки животных, презентация

Плакат «Дикие и домашние

животные»

40.

Середина зимы. Труд людей зимой.

1

Сюжетные картинки

Словарь: лопата, снег, снегоуборка.

Составление рассказа по сюжетной картинке с помощью уч-ля.

41.

Зимние забавы детей.

1

Сюжетные картинки, игры

Словарь: зима, снег, сосулька, снеговик, горка, круг, санки, лыжи. Ответы на вопросы о погоде, снеге, признаках зимы. Упр. «сделай снеговика», «Кто в тереме живет?»

Развитие мелкой моторики «Как скрипит снежок»

Просмотр мультфильма

Ответы на вопросы по содержанию.

42.

Папин праздник.

1

Открытки,

картинки

Игра «Узнай подарок», «Что исчезло?». Развитие мелкой моторики «кораблик для папы».

43.

Приметы зимы. Конец зимы.

1

Цветные карандаши, сюжетные, предметные картинки

44.

Домашние птицы: курица.

Сравнение петуха и курицы.

1

Предметные картинки, плакат «Домашние птицы»

Игра «На птичьем дворе», использование предлогов «на, в, у». Практическое применение перьев и яиц птиц. Составление описаний с помощью уч-ля.

45.

Весна. Мамин праздник.

1

Набор для изготовления открытки,

Сюжетные картинки,

Книги Благининой, Барто

Загадки о признаках весны.Игра «Узнай подарок», «Что исчезло?». Развитие мелкой моторики «Бусы для мамы». Обговаривание, как можно поздравить маму, бабушку, сестру с праздником.

Пр. работа «Изготовление открытки.

46.

Наблюдения за птицами .

1

мультимедиа

Игра: «Птичий двор». Как человек использует домашних птиц?

Упр. «Кто в корзинке?»

Просмотр отрывка фильма «Гадкий утенок»

Ответы на вопросы по содержанию.

47.

Дикие птицы: ворона, воробей.

Внешний вид, где живет.

1

Предметные картинки, плакат «Дикие

птицы»

4 четверть – 16 часов

48.

Времена года. Сезонные изменения в природе.

1

Картинки времен года, плакаты «Времена года»

49.

Практическая работа. Посадка в ящик семян лука для наблюдений.

1

Ящик для посадки, земля, предметы для посадки

50.

Приметы весны. Набухание почек, сосульки, таяние снега.

1

Сюжетные, предметные картинки о весне

Плакат «Весна»

Составление предложений по материалам экскурсии, о развлечениях в разные времена года. Знакомство с условными обозначениями признаков погоды.

51.

Комнатные растения: герань. Название частей растения.

1

Предметные картинки, цветок

Герань. Называние частей растения. Описание цветка по графическому плану. Различение герани среди других цветков. Ответы на вопросы «Где растут комнатные растения», «Зачем они человеку».

52.

Уход за растениями.

1

Предметы по уходу за цветами

Правила полива цветов. Серии картинок «полив комнатных растений». Составление описательного рассказа о герани.

53.

Пересадка комнатных растений.

1

Предметы по уходу за цветами

Составление правил ухода и пересадки за растениями.

Образование сущ. с уменьшительно- ласкательными суффиксами.

Практическая работа под контролем уч-ля

54.

Раннецветущие растения.

1

Предметные картинки, презентация

Название растений. Классификация. Части растений. Игра «Что не так?» «Чем похожи?». Развитие пространственной ориентировки: уточнение понятия «вверх- вниз».

55.

Сезонная обувь и одежда. Что мы носим летом?

1

Картинки одежды, обуви

Игра «магазин» с использованием речевых шаблонов.

Ответы на вопросы: зачем головные уборы нужны летом?

56.

Наблюдения за распусканием листьев на деревьях. Прогулка.

1

инструктаж

57.

Сезонные работы в саду. Семья.

1

Сюжетные картинки,

Плакат «Семья»

Словарь: посадка, уборка,

Расширение словаря глаголов: «Кто чем занят?», «Кто куда ушёл?» (предложное и беспредложное управление).

Составление предложений по сюжетным картинкам

58.

Сезонные изменения в природе мая.

1

Уточнение временных представлений. Работа с загадками о признаках времён года, погодных явлениях.

59.

Приметы весны: потепление, распускание листьев.

1

Сюжетные картинки о весне, плакат «Весна»

60.

Кто живет в лесу?

1

Предметный картинный словарь

61.

Весенние радости.

1

Рассматривание и беседы по сюжетным картинкам

Игра «Ручеек»

62.

Что растет в лесу?

1

Д. игра «Цветки и бабочки»

Беседа по сюжетной картине, составление предложений.

63.

Повторение пройденного за год.

Здравствуй, лето!

1

Повторение пройденного за год.

Здравствуй, лето!

Ресурсное обеспечение программы.

Список литературы для учащихся:

Основной учебник для учащихся: Е.Д. Худенко Г.А. Федорова «Развитие речи» 2 класс Учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида. Допущено Министерством образования РФ

Москва «АРКТИ» 2003

Дополнительная литература для учащихся:

С.В. Кудрина «Окружающий мир» Учебник для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Допущено Министерством образования и науки РФ Москва: гуманитарный изд-й центр «ВЛАДОС» 2010

«Ознакомление с окружающим миром» тетрадь для учащихся 2 класса. О.Н. Сороцкая, Н.А. Плешакова М: Просвещение, 1993

Список литературы для учителя:

В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в средней группе детского сада» Москва, Просвещение: 1983

Н.Н.Авдеева, Н.Л. Князева «Безопасность» С-Пб, «Детство-пресс» 2002

И.А Михаленкова «Коррекция сенсорного и интеллектуального развития младших школьников с нарушением слуха» С-Пб, «Детство- Пресс»: 2003

Т.Ю.Бардышева, Е.Н. Моносова «Логопедические занятия в детском саду» Москва, «Скрипторий 2003» 2010

Л.А Обухова, Н.А Лемяскина «Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы» Москва «Вако» 2008

Е.Д.Худенко, Д.И. Барышникова «Планирование уроков развития речи в 1 классе специальных (коррекционных школ VIII вида»

Л.Н. Смирнова «Логопедия в детском саду» Москва «Мозаика-Синтез» 2004

Материально-техническое обеспечение.

Книжки-раскраски, кубики, трафареты по темам: Ягоды, фрукты, овощи, растения, животные, грибы, цветы, птицы.

Муляжи овощей и фруктов

Таблицы: Овощи, фрукты, растения, животные, птицы, рыбы, времена года, человек

Аудиовидеозаписи

Магнитная доска

Правила дорожного движения, дорожная азбука, профессии - таблицы

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.