12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Григорьева Алёна Александровна794
Россия, Ханты-Мансийский АО, Ханты-Мансийск

Пояснительная записка.

Рабочая программа по развитию устной речи для ученика 1 класса составлена на основе программы обучение детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (подготовительный ,I-X классы ) под ред. А.Р. Маллера.

Ученик находится на домашнем обучении. У мальчика отсутствует речь, нарушена координация движений, пространственная ориентация. Внимание крайне не устойчивое, привлекается с большим трудом и на очень короткое время. Артем не может изъясняться даже с помощью жестов, мимики, знаков. Инструкцию учителя не понимает, все задания выполняет методом «рука в руке».

Программа составленная с учетом индивидуальных особенностей и здоровья ребенка.
Соответствует федеральному государственному компоненту стандарта образования и учебному плану школы .

 

Общая характеристика учебного предмета, коррекционного курса.

Основными задачами обучения письма являются:

Развитие умения работать с учителем, умение слушать учителя и выполнять его задания;

Корригировать недостатки восприятия, внимания, зрительно-двигательной координации, пространственных представлений;

Соотносить названия предметов с реальными предметами;

Формировать умение удерживать предмет в руках и ставить его;

Описание места учебного предмета, коррекционного курса в учебном плане.

Базисный учебный план на изучение развития устной речи в 1 классе отводит 2 часа в неделю, в течение года обучения - 62 часа.

Личностные, предметные результаты освоения курса математики.

Программа позволяет добиваться следующих результатов усвоения образовательной программы:

Личностные:

Основы персональной идентичности осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я»;

Социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;

Предметные :

Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными
- понимание обращённой речи, понимание смысла рисунков, предметов;
- Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации ( жестами , взглядами).

Содержание учебного предмета.

Задачи курса:

формирование умений: повторять и выполнять простые поручения по словесной инструкции, полностью называть свое имя и фамилию, называть имя и отчество учителя, называть имя и отчество родителей, называть имя и фамилию учеников, внятно выражать свои просьбы и желания;

обучение детей: пересказывать короткие и доступные для их понимания стихотворения; называть предметы, находящиеся в классе; называть и применять слова: «Здравствуйте», «До свидания», «Спасибо», «Извините»; повторять за взрослыми фразы: «Можно войти» (выйти) , «Можно идти», «Можно сесть» и т.п.; обучать отвечать на вопросы: кто это? что это? что делает?

называть и показывать части тела;

осуществлять классификацию предметов (посуда, одежда) по наглядному образцу, знать обобщающие слова;

упражнять в построении простейших фраз по картинкам.

Проведение кратких бесед о назначении предметов обихода, обучение построению фраз, характеризующих действия учителя и учащихся.

Для безречевых детей необходимо создавать ситуации, стимулирующие их речь. Поощрять любую речь, в том числе лепетную. У этих детей не требовать называть свою фамилию , имя и отчество учителя , родителей и фамилии учеников. Они должны по произнесенной фамилии уметь узнавать учеников и по возможности называть их имена; показывать части тела и лица, а также предметы, находящиеся в классе. В работе с безречевыми детьми учитель должен мотивировать повторение за ним отдельных слов, коротких фраз, выражающих просьбы. Должна проводиться работа над пониманием коротких простых рассказов путем разыгрывания их на игрушках.

Заучивание коротких стихотворений, чистоговорок.

Тематика .

Игрушки (кукла, машинка, мячик, кубики,)

Классная комната и ее назначение (стены, потолок, пол, окна, дверь, классная доска, парта, стол). Правильная посадка за столом, за партой. Поддержание порядка в классе.

Учебные вещи и их назначение. Обращение с ними.

Школа. Ознакомление со школьным помещением: классы, коридор, библиотека, столовая, гардероб, школьные мастерские, кабинет врача. Школьный двор.

Одежда (пальто, платье, фартук, рубашка, пиджак, брюки, кофта). Школьная форма девочки, школьная форма мальчика. Уход за одеждой.

Обувь (ботинки, тапочки, туфли, сапоги, валенки, калоши). Уход за обувью.

Огород (картофель, морковь, лук). Название. Различение по цвету, форме, величине, вкусу.

Сад (яблоко, груша). Название. Вкус, цвет, форма, величина.

Домашние животные (кошка, собака). Внешний вид (голова, лапы, хвост). Питание.

Птицы (голубь). Внешний вид (голова, две ноги, два крыла, хвост).

Ежедневные наблюдения за погодой (идет дождь, снег).

Осень (солнце светит редко, дождь, пасмурно).

Зима (холодно, снег, лед, мороз).

Весна (потепление, сосульки, снег и лед тают).

Практическая работа в живом уголке. Пересадка в ящик лука и наблюдение за его ростом.

Экскурсии по школе, на школьный двор, в огород, парк, сад для наблюдения за сезонными изменениями в природе, для ознакомления детей со школой, с окружением школы. Сбор природных материалов.

Тематическое планирование для ученика надомного обучения.

Содержание материала.

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий).

Используемые ресурсы

1.

Наш класс.

Уметь вести себя в классе, в школе, на улице (в объеме программы).

Уметь знакомиться с детьми, предлагать совместную игру и отвечать на приглашение (давать согласие или отказываться).

Ценить свои работы в тетради. Поднимать руку и стараться отвечать. Различать виды одежды, уметь классифицировать, ухаживать за одеждой.

Различать виды обуви, уметь классифицировать, ухаживать за обувью.

Знать зимние виды спорта.

Уметь характеризовать явления природы, устанавливать элементарные зависимости. Запомнить признаки осени. Называть изученные объекты и явления.

Учебник «Развитие речи» для специальных (коррекционных) школ VIII вида.1 класс.Е.Д.Худенко, С.Н. Кремнева. Москва 2005г.

2.

Правила посадки за столом, за партой.

3.

Поддержание порядка в классе.

4.

Учебные вещи, их назначение.

5.

Обращение с учебными предметами.

Планирование уроков развития речи в1 классе специальных (коррекционных) школ VIII вида Е.Д.Худенко, Д.И.Барышникова .Москва 2003г.

6.

Школа.

7.

Школьные помещения.

8.

Одежда.

9.

Одеваемся по погоде.

10.

Одежда для улицы.

11.

Уход за одеждой.

12.

Обувь.

13.

Обувь по сезону.

14.

Правила ухода за обувью.

Учебник «Развитие речи» для специальных (коррекционных) школ VIII вида.1 класс.Е.Д.Худенко, С.Н. Кремнева. Москва 2005г.

15.

Огород.

16.

Овощи: картофель.

17.

Овощи: морковь.

18.

Овощи: лук.

19.

Огород (морковь, лук). Различия по цвету и вкусу.

20.

Сад.

21.

Фрукты: яблоко.

22.

Фрукты: груша.

Учебник «Развитие речи» для специальных (коррекционных) школ VIII вида.1 класс.Е.Д.Худенко, С.Н. Кремнева. Москва 2005г.

23.

Сад (яблоко, груша). Различия.

24.

Домашние животные.

25.

Домашние животные. Кошка.

Планирование уроков развития речи в1 классе специальных (коррекционных) школ VIII вида Е.Д.Худенко, Д.И.Барышникова .Москва 2003г.

26.

Домашние животные. Собака

27.

Наблюдения за погодой

28.

Скоро зима

Различать овощи-фрукты.

Уметь мыть руки в соответствующих ситуациях, мыть изученные фрукты и овощи, одеваться на прогулку.

Соблюдать правила личной гигиены.

29.

Изменения в природе зимой

Учебник «Развитие речи» для специальных (коррекционных) школ VIII вида.1 класс.Е.Д.Худенко, С.Н. Кремнева. Москва 2005г.

30.

Птицы. Голубь.

31.

Внешний вид птиц.

32.

Начало зимы.

33.

Составление рассказа о зиме.

Планирование уроков развития речи в1 классе специальных (коррекционных) школ VIII вида Е.Д.Худенко, Д.И.Барышникова .Москва 2003г.

34.

Зимние забавы детей.

35.

Труд людей зимой.

36.

Сезонные изменения в природе.

37.

Сравнение овощей и фруктов.

38.

Береза.

Уметь подкармливать птиц, животных, характеризовать их по основным свойствам.

Участвовать в беседе о птицах и животных, полно отвечать на поставленные вопросы, используя слова данного вопроса.

Учебник «Развитие речи» для специальных (коррекционных) школ VIII вида.1 класс.Е.Д.Худенко, С.Н. Кремнева. Москва 2005г.

39.

Ель.

40.

Деревья.

41.

Дикие животные: лиса.

42.

Дикие животные: заяц.

43.

Дикие животные.

Учебник «Развитие речи» для специальных (коррекционных) школ VIII вида.1 класс.Е.Д.Худенко, С.Н. Кремнева. Москва 2005г.

44.

Сравнение домашних и диких животных.

45.

Зимние забавы детей.

46.

Времена года.

47.

Приметы весны.

48.

Начало весны.

49.

Комнатные растения: герань.

 

Планирование уроков развития речи в1 классе специальных (коррекционных) школ VIII вида Е.Д.Худенко, Д.И.Барышникова .Москва 2003г.

50.

Уход за растениями.

 

51.

Пересадка комнатных растений.

 

52.

Раннецветущие растения.

Уметь ухаживать за комнатными растениями, смывать пыль с листьев, поливать, узнавать и правильно называть по внешнему виду.

Знать о празднике 8 марта.

Выполнять правила поведения в гостях.

53.

Сезонная одежда и обувь.

54.

Распускание листьев на деревьях.

55.

Сезонные работы в саду.

56.

Сезонные изменения в природе мая.

Учебник «Развитие речи» для специальных (коррекционных) школ VIII вида.1 класс.Е.Д.Худенко, С.Н. Кремнева. Москва 2005г.

57.

Приметы весны.

Знать об сезонных изменениях в природе, жизни растений и животных в этот период.

58.

Праздники.

59.

Весенние радости.

60.

Кто живет в лесу.

Планирование уроков развития речи в1 классе специальных (коррекционных) школ VIII вида Е.Д.Худенко, Д.И.Барышникова .Москва 2003г.

61.

Что растет в лесу.

62.

Скоро лето

При составлении программы использована следующая литература:

1.Учебник «Развитие речи» для специальных (коррекционных) школ VIII вида.1 класс.Е.Д.Худенко, С.Н. Кремнева. Москва 2005 г.

2. Планирование уроков развития речи в1 классе специальных (коррекционных) школ VIII вида Е.Д.Худенко, Д.И.Барышникова .Москва 2003 г.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.