ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ВТОРОГО КЛАССА
СОСТАВИТЕЛЬ:
ПЕДАГОГ - ПСИХОЛОГ
РАГУЛИНА ЛЮБОВЬ ДАВЫДОВНА
2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД
РАЗДЕЛ I
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа развивающих занятий выступает как один из видов психолого-педагогического сопровождения учебной деятельности учащихся второго класса. Программа психологических занятий чрезвычайно актуальна, потому что с первых дней обучения ребенку предъявляются требования, касающиеся произвольности познавательных процессов, учебной мотивации, навыков, позволяющих успешно осваивать программу и т. д. Даже хорошо подготовленные дети в период адаптации испытывают стресс, показывают нестабильные результаты. Дети с низким уровнем готовности способности способны потеряться, разочароваться в школе, в той школе, которую они так живо и красочно себе представляли. Таким образом, цель данной программы - оказание помощи ученикам в освоении учебной деятельности, как в период адаптации, так и на протяжении всего обучения в школе.
Как правило, особое внимание в школе уделяется интеллектуальному развитию учащихся, тогда как на личностное социально-психологическое не обращается должного внимания. Это всё вносит дополнительные трудности в работу учителя, поскольку ему на уроках приходится решать другие проблемы, связанные с отсутствием мотивов учения, с недостаточным развитием познавательных процессов, произвольности, т.е. не осваивать содержание, а в первую очередь стараться восполнять пробелы развития компонентов психологической готовности. Однако традиционные уроки не могут обеспечить в равной доле решение образовательных и развивающих задач. Зачастую подача содержания урока является приоритетной задачей для учителя, а задачи развития уходят на второй план или опускаются вовсе. На традиционных уроках в большей степени используются интеллектуальные, психологические ресурсы ребёнка, а в меньшей степени – подкрепляются. Возникает необходимость в проведении развивающих занятий, помогающих младшему школьнику не только приобрести навыки работы в классе, принятия учебной задачи, самостоятельной деятельности, но и актуализировать познавательные процессы, расширить кругозор, получить новый деятельностный опыт, развивать метапредметные и предметные УУД.
Приоритетные направления развития учащихся 2-го класса с краткими характеристиками мышления, памяти, внимания и учебной деятельности
Приоритетные направления развития |
Возрастные особенности |
Возрастные возможности развития самостоятельности |
2 класс |
||
Воображение. Внимание - объём - переключаемость - избирательность Память - кратковременная - зрительная - избирательность Анализ текстов Внутренний план действий Мышление - анализ - синтез |
Мышление Преобладает наглядно-образное мышление. Формируется словесно-логическое мышление, система понятий, получаемая в школе, позволяет проявляться отвлеченным формально-логическим рассуждениям. Умственные операции менее связанны с конкретной практической деятельностью, но связь сохраняется и имеет большое значение. Приёмы логического анализа: сопоставление, выделение существенного, отвлечение от несущественного – не сформированы, находятся в зоне ближайшего развития. Способность к рефлексии на стадии формирования и зависит от усвоения действий контроля и оценки Память Преобладает наглядно-образная память, не умеют правильно организовывать процесс запоминания. Склонны к механическому запоминанию, без осмысления смысловых связей. Внимание Повышается объём и устойчивость внимания, но пока ещё не умеют в достаточной степени управлять своим вниманием. Не высока степень переключаемости внимания, трудно даётся распределение внимания. Учебная деятельность Базовые учебные навыки на стадии формирования и в разной степени требуют коррекции, обработки. Некоторые навыки находятся в зоне ближайшего развития. Не всегда способны выдержать урок, необходима смена деятельности. Общение со сверстниками и взрослыми Самооценка и оценка другого зависят от отношений взрослого в значительной степени. В стадии формирования находятся навыки конструктивного общения. |
Способны запланировать и осуществить несложные виды учебной деятельности. Умеют пользоваться внешними регуляторами деятельности. Способны воспринимать на слух и визуально более сложные инструкции и руководствоваться их указаниями с помощью взрослого. Знакомы с приёмами контроля и оценки деятельности. Педагогические приёмы: Совершенствование приемов оценки и контроля своей деятельности и деятельности другого. Фиксирование – образно, вербально, письменно эффективных приёмов деятельности Расширение кругозора учебных навков |
Проведенная в рамках психологического сопровождения диагностическая работа, направлена, прежде всего, на выявление группы детей, испытывающие различные трудности в обучении, поведении или самочувствии в школьных ситуациях, адаптации
Психодиагностические данные позволили проанализировать
I УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УУД
детей второго класса, исследованные в IV четверти (1 класса) 2012-2013 учебном году
Диагностические данные свидетельствуют о положительной динамике познавательных УУД каждого ребенка, но показатели интеллектуальных способностей выявили, что
79% детей имеют слабые математические способности,
43% - низкий уровень активного словарного запаса, речи
В целом по классу у 50% детей низкие показатели познавательных УУД, что может свидетельствовать о
недостаточном развитии интеллектуальных умений ребенка данного возраста,
невысоком потенциале ребенка,
влияющих на успешность дальнейшей школьной жизни
2. Диагностические показатели произвольного внимания, саморегуляции также свидетельствуют о положительной динамики в развитии уровня
сформированности действия замещения,
произвольного внимания, темпа и качества деятельности,
саморегуляции детей
Возросло количество детей с 64% до 86% , которые имеют достаточный уровень
внимания и самоконтроля,
способности к концентрации и устойчивости внимания, а также
формирования простого навыка,
усвоения нового способа действий,
сформированности элементарных графических навыков,
зрительно-моторной координации.
Уменьшилось количество детей от 36% до 14% со сниженной способностью удерживать в памяти инструкцию и следовать ей при быстром темпе работы
II УРОВЕНЬ РАЗВТИЯ ЛИЧНОСТНЫХ УУД
Показатели диагностики личностных УУД (внутренней позиции школьника) свидетельствуют о положительной динамики в развитии уровня
школьной мотивации, познавательных и социальных мотивов учения,
сформированности «внутренней» позиции, приятия нового социального статуса и роли ученика
Возросло количество детей с 64% до 100% , которые проявляют
познавательную потребность в учении,
интерес к познавательным задачам, овладению новыми знаниями и умениями.
У этих детей формируются новые моральные мотивы — чувство долга и ответственность.
Основываясь на данных проведенной диагностики, можно сказать, что в целом у учащихся ко 2 классу сформировалось положительное отношение к школе, чувство необходимости в учении. Наличие у ребёнка такого мотива, как хорошо выполнять все предъявляемые школой требования и показать себя с самой лучшей стороны, заставляет ученика проявлять активность в отборе и запоминании необходимой информации, быть активным участником урочной и внеурочной деятельности, что в целом облегчает ход нормативного возрастного развития и адаптацию в школе
АНАЛИТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ:
Итоговая диагностическая работа с учениками позволила
1. Определить
- положительную динамику в развитии метапредметных и личностных УУД ученика, его сильные и слабые стороны в развитии психических функций, саморегуляции, школьной мотивации;
2. Выделить группу детей с недостаточным уровнем развития параметров УУД:
У 50% первоклассников недостаточно развиты познавательные УУД, интеллектуальные умения;
Снижены регуляторные способности, умение работать, не отвлекаясь у 14% детей;
3. Выявить группы детей с достаточным и недостаточным уровнем развития исследуемых параметров УУД:
- у детей лучше развиты регулятивные и личностные параметры;
- слабее – (72%) познавательные (математические способности, словарный запас, речь)
ПЕРСПЕКТИВНАЯ ЗАДАЧА – организация работы с детьми, направленная на повышение уровня развития познавательных и личностных УУД.
Цель психолого-педагогического сопровождения детей второго класса –
создание условий для оптимальной адаптации учащихся к школьному обучению, а также их психологическое развитие;
повышение уровня метапредметных УУД детей, испытывающие психолого-педагогическую поддержку:
- интеллектуальной зрелости - аналитическое мышление, концентрация внимания, возможность вербально-логического запоминания;
- эмоционально-волевой зрелости - осознанного восприятия к выполнению инструкции произвольность психологических процессов: умение ставить цель, принимать решение, намечать план действий, принимать усилия к его реализации, преодолевать препятствия;
- личностной зрелости - принятие социальной позиции - положение школьника, потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, а также способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения, формирование позитивного отношения к своему «Я»,
воспитание адаптивных способностей детей,
с помощью коррекционно-развивающих развивающих занятий.
Данная рабочая программа составлена на основе «Программы развивающих занятий по психологии во вторых классах», педагога-психолога Шалаевой Т.С. 2012г
Содержание развития и воспитания учащихся 2 класса реализуется следующими направлениями:
Обучающее:
формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);
углубление и расширение знаний учащихся исходя из интересов и специфики их способностей
Развивающее:
формирование и развитие логического мышления;
развитие внимания (устойчивость, концентрация, расширение объёма, переключение и т.д.);
развитие памяти (формирование навыков запоминания, устойчивости, развитие смысловой памяти);
развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации;
развитие психологических предпосылок овладения учебной деятельностью (умение копировать образец, умение слушать и слышать учителя, т.е. умение подчиняться словесным указаниям учителя; умение учитывать в своей работе заданную систему требований);
развитие речи и словарного запаса учащихся;
развитие быстроты реакции
Воспитательное:
формирование положительной мотивации к учению;
формирование адекватной самооценки, объективного отношения ребёнка к себе и своим качествам;
формирование умения работать в группе
Курс развивающих занятий нацелен на повышение уровня развития метапредметных УУД (познавательных и личностных) учащихся.
Главным условием проведения занятий является:
создание ситуации успеха для ребенка, способствующей формированию положительного эмоционального отношения к интеллектуальной деятельности и развитию познавательного интереса;
развертывание алгоритма (усвоение ребенком различных) способов саморегуляции во всех видах деятельности.
Особенности развивающих занятий:
создание положительной психологической атмосферы;
задания выполняются в игровой форме;
отслеживание результатов развития ребёнка ведётся на каждом занятии;
для достижения развивающего эффекта, необходимо неоднократное выполнение заданий учащимися, но на более высоком уровне трудности.
Развивающая работа строится с опорой на сильные стороны учащихся: контактность, зрительную память, интерес к школьной жизни.
Форма работы: коллективная.
Основные методы:
тренинговые упражнения
диагностические процедуры
игры
беседы
Курс рассчитан на 34 часа.
Продолжительность занятия: 30 - 40 мин.
Проведение занятий: во внеурочное время один раз в неделю.
Количество учащихся: 16 учеников (2 класс)
Программа включает в себя диагностические процедуры, беседы, тренинговые упражнения, игры, направленные на развитие познавательной, эмоциональной сферы ребенка. Структура каждого занятия включает ритуалы приветствия, разминку, основное содержание занятия, рефлексию, ритуал прощания. Занятия построены таким образом, что вне зависимости от темы занятия происходит развитие различных психических свойств личности ребенка и разных видов универсальных учебных действий из различных блоков программы.
Структура занятий
Занятия представлены в виде блока упражнений и игр, способствующих развитию, в первую очередь, внимания, памяти, мышления, воображения, коммуникативных навыков. Часто одни и те же приёмы позитивно влияют на развитие различных психических функций, поэтому неизбежно перекрывание блоков.
В структуре занятий можно выделить следующие этапы:
1. Ритуалы приветствия-прощания являются важным моментом работы с группой, позволяющие сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия, что в свою очередь важно для плодотворной работы. Этот ритуал обычно предлагается психологом. В него должны быть включены все дети.
2. Разминка не только служит элементом развития внимания, но и является средством воздействия на эмоциональное состояние детей, уровень их активности, выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Разминка может проводиться не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями.
3. Основное содержание занятий представляет собой совокупность психотехнических упражнений и приёмов, направленных не только на решение задач данного коррекционно-развивающего комплекса, но и на формирование социальных навыков, динамическое развитие группы. В основную часть занятий также включены психогимнастические упражнения, способствующие снятию мышечных зажимов, эмоционального напряжения, переключению внимания, повышению работоспособности.
4. Рефлексия занятия предполагает оценку занятия в двух аспектах: эмоциональном (понравилось – не понравилось, было хорошо – было плохо и почему), и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали). Рефлексия предполагает, что дети сами или с помощью взрослого отвечают на вопрос, зачем это нужно, как это может помочь в жизни, дают обратную эмоциональную связь друг другу и психологу.
Предполагаемый положительный результат: у учащихся прошедших курс занятий по данной программе:
Повышение уровня метапредметных УУД:
Познавательные УУД:
-логически рассуждать, пользуясь приёмами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации;
- выделять существенные признаки и закономерности предметов;
- определять отношения между понятиями или связи между явлениями и понятиями;
- концентрировать, переключать своё внимание;
- развивать свою память;
- улучшить уровень пространственной сообразительности, зрительно-моторной координации;
- уметь копировать, различать цвета, уметь анализировать и удерживать зрительный образ;
- решать логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать;
- находить несколько способов решения задач
Личностные УУД:
- самостоятельно выполнять задания;
- осуществлять самоконтроль, оценивать себя, искать и исправлять свои ошибки;
- работать в группе
Адаптация к учебной нагрузке.
Повышение качества усвоения знаний учащимися при обучении всем школьным предметам, что особенно актуально в рамках введения ФГОС
РАЗДЕЛ II
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Вводное занятие «Я - второклассник». На этом занятии необходимо осознать правила работы, правила взаимодействия друг с другом.
2. Восприятие и ориентация в пространстве. Закреплять правила ориентации в пространстве, закреплять понятия «вперед», «назад», «вправо», «влево», «вверх», «вниз». Дети продолжат упражняться в движении по заданию в определенном направлении, закреплении навыков ориентации в тетради, копирования с доски, из учебника.
3. Мышление. Учащиеся закрепят элементарные знания о правилах сравнения различных предметов, групп предметов, поупражняются в анализе и выделении главных (существенных) свойств предмета. Дети закрепят алгоритм логического вывода.
4. Внимание. Ученики через систему упражнений поупражняются в развитии произвольности внимания. У детей во время выполнения упражнений увеличится объем внимания, улучшаться такие свойства внимания как концентрация, устойчивость, распределение и переключение.
5. Память. Закрепить в сознании учащихся понимание необходимости развития памяти, развивать визуальную и аудиальную память.
6. Воображение. Упражнять в представлении реальных и абстрактных изображений по их названию и описанию.
7. Речь. Упражнять детей в последовательности и четкости передачи информации. Составление устного и письменного рассказа.
8. Формирование внутреннего плана действий. Дети научатся составлять план действий. Необходимо довести эти действия до автоматизма.
9. Заключительное занятие «Мои достижения в этом году». Самооценка учащихся. Рефлексия.
РАЗДЕЛ III
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п |
Наименование разделов, блоков, тем |
Количество часов |
Характеристика деятельности обучающихся |
|
Вводное занятие «Я -второклассник» |
1 |
• диагностическое обследование |
|
Восприятие и ориентация в пространстве |
1 |
• ориентация в пространстве; • движение по заданию в определенном направлении; • копирование с доски, учебника; • ориентация в тетради; • произвольность восприятия; • восприятие инструкции; • работа над свойствами восприятия: предметность, структурность, апперцептивность, константность, избирательность, осмысленность. |
|
Мышление |
6 |
• сравнение; • анализ; • логика; • выделение существенного. |
|
Внимание |
10 |
• произвольность внимания; • работа над свойствами внимания: концентрация, объем, устойчивость, переключение, распределение. |
|
Память |
6 |
• произвольность памяти; • развитие визуальной и аудиальной памяти; • работа над свойствами памяти: запоминание, хранение, точность, объем. |
|
Воображение |
6 |
• развитие конкретного и абстрактного воображения; • репродуктивность и продуктивность воображения. |
|
Речь |
2 |
• особенности устной и письменной речи; • работа над свойствами речи: содержательность, понятность, выразительность, действенность. |
|
Формирование внутреннего плана действий |
1 |
• составление плана действия; • алгоритмизация. |
|
Заключительное занятие «Мои достижения в этом году» |
1 |
• повторная диагностика |
|
ИТОГО |
34 |
РАЗДЕЛ IV
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ занятия |
Цели |
Содержание |
Дата |
||
I ЧЕТВЕРТЬ |
|||||
Занятие № 1 Я – ВТОРОКЛАССНИК Входящие данные о ребенке - результаты диагностики |
Развитие воображения. Развитие устойчивости внимания Развитие произвольности запоминания Развитие произвольности внимания |
Вводная часть Упражнение «Движение по 4-м направлениям и диагоналям с дыханием» Основная часть Упражнение «Волшебный карандаш» Упражнение «Переплетенные линии Упражнение «Ухо-нос» Упражнение «Запомни слова» Заключительная часть Подведение итогов занятия |
|||
Занятие № 2 ПОЗНАЮ СЕБЯ |
Развитие воображения Развитие речи Развитие устойчивости внимания Развитие произвольности запоминания Развитие произвольности внимания |
Вводная часть Упражнение «Движение по 4-м направлениям и диагоналям с дыханием» Основная часть Упражнение «Волшебный карандаш» Упражнение «Словесный аукцион» Упражнение «Мельница» Упражнение «Переплетённые линии» Заключительная часть Подведение итогов занятия |
|||
Занятие № 3 ТРЕНИРУЮ ВОЛЮ |
Развитие устойчивости внимания Развитие произвольности Развитие речи Развитие произвольности запоминания |
Вводная часть Упражнение «Движение по 4-м направлениям и диагоналям с дыханием» Основная часть Упражнение «Шрифт» Упражнение «Словесный аукцион» Упражнение «Послушай и запомни» Упражнение «Кулачки» Заключительная часть Подведение итогов занятия |
|||
Занятие № 4 СЛУШАЮ И ЗАПОМИНАЮ |
Развитие речи Развитие устойчивости внимания Развитие произвольности запоминания Развитие произвольности внимания |
Вводная часть Упражнение «Движение по 4-м направлениям и диагоналям с дыханием» Основная часть Упражнение «Словесный аукцион» Упражнение «Шрифт» Упражнение «Корректор» Упражнение «Перекрёстное марширование» Упражнение «Послушай и запомни» Заключительная часть Подведение итогов занятия |
|||
Занятие № 5 РАБОТАЮ ВНИМАТЕЛЬНО |
Развитие устойчивости внимания Развитие произвольности запоминания Развитие воображения |
Вводная часть Упражнение «Движение по 4-м направлениям и диагоналям с дыханием» Основная часть Упражнение «Шрифт» Упражнение «Что изменилось?» Упражнение «Волшебный карандаш» Упражнение «Кулачки» Заключительная часть Подведение итогов занятия |
|||
Занятие № 6 ОРЕДЕЛЯЮ СПРЯТАННОЕ СЛОВО |
Развитие речи Развитие воображения Развитие произвольности запоминания Развитие концентрации и устойчивости внимания |
Вводная часть Упражнение «Кулак, ребро, ладонь» Основная часть Упражнение «Словесный аукцион» Упражнение «Послушай и запомни» Упражнение «Ухо-нос» Упражнение «Спрятанное слово» Заключительная часть Упражнение «Сорви яблоко» Подведение итогов занятия |
|||
Занятие № 7 ЗАПОМИНАЮ ФРАЗУ В ЦИФРАХ |
Развитие воображения Развитие произвольности запоминания Развитие устойчивости внимания Развитие речи |
Вводная часть Упражнение «Лезгинка» Основная часть Упражнение «Комиксы» Упражнение «Что может быть…» Упражнение «Сорви яблоко» Упражнение «Запомни слова» Упражнение «Фраза (слово) в цифрах» Заключительная часть Подведение итогов занятия |
|||
Занятие № 8 РАССТАВЛЯЮ ТОЧКИ |
Развитие воображения Развитие произвольности запоминания Развитие внимания Развитие речи |
Вводная часть Упражнение «Кулак, ребро, ладонь» Основная часть Упражнение «Что может быть…?» Упражнение «Послушай и запомни» Упражнение «Мельница» Упражнение «Расставь точки» Упражнение «Волшебный карандаш» Заключительная часть Подведение итогов занятия |
|||
Занятие № 9 ОРИЕНТИРУЮСЬ В ПРОСТРАНСТВЕ |
Развитие произвольности внимания Развитие пространственной ориентации |
Вводная часть Упражнение «Лезгинка» Основная часть Упражнение «Графический диктант» Упражнение «Холодно-горячо» Упражнение «Контуры» Упражнение «Сорви яблоко» Заключительная часть Подведение итогов занятия |
|||
II ЧЕТВЕРТЬ |
|||||
Занятие № 10 РАЗВИВАЮ ВООБРАЖЕНИЕ |
Развитие устойчивости внимания Развитие переключаемости внимания Развитие произвольности запоминания Развитие воображения |
Вводная часть Упражнение «Движение по 4-м направлениям и диагоналям с дыханием» Основная часть Упражнение «Корректор» Упражнение «Перекрёстное марширование» Упражнение «Послушай и запомни» Упражнение «Словесный аукцион» Заключительная часть Подведение итогов занятия |
|||
Занятие № 11 МЫСЛЮ ЛОГИЧЕСКИ |
Развитие воображения Развитие мышления Развитие внимания |
Вводная часть Упражнение «Движение по 4-м направлениям с привлечением движения языка и дыханием» Основная часть Упражнение «Комиксы» Упражнение «Подбери пару» Упражнение «Ухо-нос» Упражнение «Расставь точки» Заключительная часть Упражнение «Сорви яблоко» Подведение итогов занятия |
|||
Занятие № 12 РАЗВИВАЮ РЕЧЬ |
Развитие внимания Развитие воображения Развитие речи |
Вводная часть Упражнение «Лезгинка Основная часть Упражнение «Пропавшее число» Упражнение «Ныряльщик» Упражнение «Графический диктант» Упражнение «Что может быть…» Упражнение «Продолжи историю» Заключительная часть Подведение итогов занятия |
|||
Занятие № 13 РЕШАЮ ЗАДАЧИ |
Развитие мышления Развитие восприятия Развитие внимания |
Вводная часть Упражнение «Кулак, ребро, ладонь» Основная часть Упражнение «Логико-поисковые задачи» Упражнение «Скопируй фигуры» Упражнение «Перекрёстное марширование» Упражнение «Холодно-горячо» Заключительная часть Подведение итогов занятия |
|||
Занятие № 14 ОПРЕДЕЛЯЮ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ СОБЫТИЙ |
Развитие мышления Развитие внимания |
Вводная часть Упражнение «Движение по 4-м направлениям и диагоналям» Основная часть Упражнение «Перепутанный рассказ» Упражнение «Что изменилось?» Упражнение «Перепутанное марширование» Упражнение «Контуры» Заключительная часть Упражнение «Тряпичная кукла и солдат» Подведение итогов занятия |
|||
Занятие № 15 ЗАПОМИНАЮ СЛОВА |
Развитие внимания Развитие воображения Развитие речи |
Вводная часть Упражнение «Движение по 4-м направлениям и диагоналям» Основная часть Упражнение «Запомни слова» Упражнение «Что может быть…» Упражнение «Переплетённые линии» Упражнение «Нарисуй и опиши» Заключительная часть Подведение итогов занятия |
|||
Занятие № 16 ВЫПОЛНЯЮ УСТНЫЙ СЧЕТ |
Развитие мышления Формирование внутреннего плана действий Развитие внимания |
Вводная часть Упражнение «Движение по 4-м направлениям с привлечением языка и дыхания» Основная часть Упражнение «Выдели свойства» Упражнение «Графический диктант» Упражнение «Ныряльщик» Упражнение «Устный счёт в игре» Упражнение «Расставь точки» Заключительная часть Подведение итогов занятия |
|||
III ЧЕТВЕРТЬ |
|||||
Занятие № 17 КОПИРУЮ УЗОР |
Развитие воображения Развитие мышления Развитие восприятия |
Вводная часть Упражнение «Движение по 4-м направлениям с привлечением движения языка и дыханием» Основная часть Упражнение «Продолжи историю» Упражнение «Спрятанное слово» Упражнение «Ныряльщик» Упражнение «Подбери пару» Упражнение «Скопируй фигуры» Заключительная часть Упражнение «Тряпичная кукла и солдат» Подведение итогов занятия |
|||
Занятие № 18 ВЫПОЛНЯЮ ИНСТРУКЦИЮ НА СЛУХ |
Формирование внутреннего плана действий Развитие мышления Развитие восприятия |
Вводная часть Упражнение «Кулак, ребро, ладонь» Основная часть Упражнение «Устный счёт в игре» Упражнение «Выдели свойства» Упражнение «Ухо-нос» Упражнение «Логико-поисковые задачи» Упражнение «Графический диктант» Заключительная часть Подведение итогов занятия |
|||
Занятие № 19 АКТИВИЗИРУЮ СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС |
Развитие внимания Развитие речи Развитие воображения Развитие произвольности запоминания |
Вводная часть Упражнение «Лезгинка» Основная часть Упражнение «Что изменилось?» Упражнение «Словесный аукцион» Упражнение «Мельница» Упражнение «Послушай и запомни» Заключительная часть Подведение итогов занятия |
|||
Занятие № 20 МЫСЛЮ НЕСТАНДАРТНО |
Развитие мышления Развитие внимания Развитие восприятия |
Вводная часть Упражнение «Кулак, ребро,ладонь» Основная часть Упражнение «Подбери пару» Упражнение «Ребусы» Упражнение «Ухо-нос» Упражнение «Спрятанное слово» Упражнение «Холодно-горячо» Заключительная часть Подведение итогов занятия» |
|||
Занятие № 21 ОПРЕДЕЛЯЮ ПУТИ РЕШЕНИЯ |
Развитие мышления Развитие произвольности запоминания Развитие внимания |
Вводная часть Упражнение «Лезгинка» Основная часть Упражнение «Логико-поисковые задачи» Упражнение «Соедини слово» Упражнение «Мельница» Упражнение «Семь предметов» Упражнение «Пропавшее число» Заключительная часть Подведение итогов занятия |
|||
Занятие № 22 КЛАССИФИЦИРУЮ ПО ПРИЗНАКАМ |
Развитие внимания Развитие памяти Формирование внутреннего плана действий |
Вводная часть Упражнение «Движение по 4-м направлениям и диагоналям» Основная часть Упражнение «Запомни пару» Упражнение «Графические отношения» Упражнение «Угадай по признакам» Упражнение «тряпичная кукла и солдат» Упражнение «Контуры» Заключительная часть Подведение итогов занятия |
|||
Занятие № 23 ПРОДОЛЖАЮ УЗОР |
Развитие воображения Развитие внимания Развитие восприятия |
Вводная часть Упражнение «Движение по 4-м направлениям и диагоналям» Основная часть Упражнение «Продолжи историю» Упражнение «Пропавшее число» Упражнение «Мельница» Упражнение «Графический диктант» Упражнение «Скопируй фигуры» Заключительная часть Подведение итогов занятия |
|||
Занятие № 24 РАБОТАЮ САМОСТОЯТЕЛЬНО |
Развитие воображения Развитие памяти Развитие мышления |
Вводная часть Упражнение «Движение по 4-м направлениям с привлечением движения языка и дыханием» Основная часть Упражнение «Запомни пару» Упражнение «Новый волшебный предмет» Упражнение «Соедини слово» Заключительная часть Подведение итогов занятия |
|||
Занятие № 25 НАХОЖУ ОТЛИЧИЯ |
Развитие мышления Развитие внимания Формирование внутреннего плана действий |
Вводная часть Упражнение «движение по 4-м направлениям с привлечением движения языка и дыханием» Основная часть Упражнение «Угадай по признакам» Упражнение «Ребусы» Упражнение «Перекрёстное марширование» Упражнение «Найди отличия» Упражнение «Устный счёт в игре» Заключительная часть Подведение итогов занятия |
|||
Занятие № 26 РАБОТАЮ ПО ПРАВИЛАМ |
Развитие памяти Развитие мышления Развитие внимания |
Вводная часть Упражнение «Восьмёрка» Основная часть Упражнение «Запомни пару» Упражнение «Выдели свойства» Упражнение «Лягушка» Упражнение «Пропавшее число» Заключительная часть Подведение итогов занятия |
|||
IV ЧЕТВЕРТЬ |
|||||
Занятие № 27 ПРОВОЖУ УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ |
Развитие мышления Развитие памяти Развитие внимания |
Вводная часть Упражнение «Восьмёрка» Основная часть Упражнение «Соедини слово» Упражнение «Слово подсказка» Упражнение «Ныряльщик Упражнение «Логико-поисковые задачи» Упражнение «Корректор» Заключительная часть Подведение итогов занятия |
|||
Занятие № 28 ПРОЯВЛЯЮ АКТИВНОСТЬ |
Формирование внутреннего плана действий Развитие воображения Развитие внимания Развитие мышления |
Вводная часть Упражнение «Лезгинка» Основная часть Упражнение «Контуры» Упражнение «Словесный аукцион» Упражнение «Предложение без пробелов» Упражнение «Сорви яблоко» Упражнение «Графический диктант» Заключительная часть Подведение итогов занятия |
|||
Занятие № 29 СРАВНИВАЮ ПРЕДМЕТЫ |
Развитие мышления Развитие внимания Развитие произвольности Развитие памяти |
Вводная часть Упражнение «Лезгинка» Основная часть Упражнение «Ребусы» Упражнение «Горячо-холодно» Упражнение «Угадай по признакам» Упражнение «Семь предметов» Заключительная часть Упражнение «Сорви яблоко» Подведение итогов занятия |
|||
Занятие № 30 СЧИТАЮ УСТНО |
Развитие внимания Формирование внутреннего плана действий Развитие воображения |
Вводная часть Упражнение «Движение по 4-м направлениям и диагоналям» Основная часть Упражнение «Фраза (слово) в цифрах» Упражнение «Устный счёт в игре» Упражнение «Лягушка» Упражнение «Новый волшебный предмет» Заключительная часть Подведение итогов работы |
|||
Занятие № 31 РАЗВИВАЮ ПРОИЗВОЛЬНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
Развитие мышления Развитие речи Развитие памяти Развитие внимания |
Вводная часть Упражнение «Движение по 4-м направлениям и диагоналям» Основная часть Упражнение «Угадай по признакам» Упражнение «Сравни пару» Упражнение «Слово подсказка» Упражнение «Ухо-нос» Упражнение «Предложение без пробелов» Заключительная часть Подведение итогов занятия |
|||
Занятие № 32 УЧУСЬ СОТРУДНИЧАТЬ |
Развитие памяти Развитие мышления Развитие внимания Развитие произвольности |
Вводная часть Упражнение «Движение по 4-м направлениям с привлечением движения языка и дыханием» Основная часть Упражнение «Штрих-счёт» Упражнение «Ребусы» Упражнение «Соедини слово» Упражнение «Кулачки» Упражнение «Корректор» Заключительная часть Подведение итогов занятия |
|||
Занятие № 33 СОСТАВЛЯЮ ПЛАН ДЕЙСТВИЙ |
Развитие мышления Развитие воображения Формирование внутреннего плана действий |
Вводная часть Упражнение «Движение по 4-м направлениям с привлечением движения языка и дыханием» Основная часть Упражнение «Дополни набор» Упражнение «Комиксы» Упражнение «Устный счёт в игре» Заключительная часть Подведение итогов занятия |
|||
Занятие № 34 ПОДВОЖУ ИТОГИ «МОИ ДОСТИЖЕНИЯ В ЭТОМ ГОДУ» Диагностика на определение динамики уровня когнитивных функций, уровня социально-психологической адаптации учащихся 2 класса |
Развитие мышления Развитие внимания Развитие воображения |
Вводная часть Упражнение «Движение по 4-м направлениям с привлечением движения языка и дыханием» Основная часть Упражнение «Перепутанный рассказ» Упражнение «Штрих-счёт» Упражнение «Мельница» Упражнение «Новый волшебный предмет» Заключительная часть Подведение итогов занятия |
РАЗДЕЛ V
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Глазунов Д.А. Развивающие занятия,1 класс / Д.А. Глазунов – М.: Глобус, 2008
Глазунов Д.А. Развивающие занятия,2 класс / Д.А. Глазунов – М.: Глобус, 2009
Истратова О.Н. Справочник психолога начальной школы/ О.Н. Истратова,Т.В. Экзакусто. – Ростов-н/Д, Феникс, 2003
Кравцова Е.Е Психологические особенности детей младшего школьного возраста. Лекции 1-8/Е.Е.Кравцова – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2005 г.
Младший школьник. Развитие познавательных способностей / под ред. И.В.Дубровиной – М.: Просвещение, 2003
Практическая психология образования/ под ред. И.В. Дубровиной – М.: ТЦ «Сфера»,1998
Тихомирова Л.Ф.“Упражнения на каждый день: логика для младших школьников”, Ярославль, “Академия развития”, “Академия К” 1998 г.
“Младший школьник. Развитие познавательных способностей” под редакцией И.В.Дубровиной, Москва, “Просвещение” 2003 г.